Закон отрицания отрицания в правовой жизни общества

Закон отрицания отрицания в правовой жизни общества.

Статьи по теме
Искать по теме

Закон отрицания отрицания – один из основных законов диалектики. Впервые возник и сформулирован в идеалистической системе Г. Гегеля. Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое, но постепенно само становится старым и отрицается более новым. Закон выражает преемственность, связь нового со старым, повторяемость на высшей стадии развития некоторых свойств низшей стадии, обосновывает прогрессивный характер развития. В диалектике категория "отрицание" означает превращение одного предмета в другой при одновременном уничтожении первого. Но это такое уничтожение, которое открывает простор для дальнейшего развития и удерживает все положительное содержание пройденных ступеней. Диалектическое отрицание порождается внутренними закономерностями явления, выступает как самоотрицание. Из сущности диалектического отрицания вытекает особенность развития, выражаемая двойным отрицанием, или отрицанием отрицания. Саморазвитие объекта вызывается внутренне присущими ему противоречиями, наличием в нем собственного отрицания. Противоречие разрешается в движении объекта (и познания), что означает возникновение "третьего" по отношению к двум противоположностям.

1. Сущность диалектического отрицания

"Отрицание", как философское понятие, отражает сложный характер взаимосвязей и отношений, возникающих и существующих в процессе изменения и развития предметов и явлений действительности, а также в самом процессе познания человеком объективного мира. Основным содержанием отрицания, с точки зрения материалистической диалектики, являются два взаимосвязанных и взаимообусловленных момента – уничтожение, отмирание старого, отжившего и не отвечающего изменившимся условиям, и в то же время сохранение нового, положительного, соответствующего изменившимся условиям. В любом изменении явлений и предметов действительности, а также в познании оба эти момента обязательно имеют место – либо открыто, явно, что может быть констатировано с достаточной определенностью, либо неявно, скрыто, в связи с чем порой требуются весьма большие усилия, чтобы выяснить и наличие, и характер процесса отрицания. Наиболее распространенным способом действия отрицания является именно скрытый, неявный способ.

Процесс отрицания всегда происходит при соответствующих условиях, а его характер зависит от природы явлений, в которых он осуществляется. Поэтому в одном случае можно свободно указать на пример, наглядно свидетельствующий не только о факте отрицания, но и характере его протекания. В другом случае лишь при условии длительного периода времени и тщательном анализе можно констатировать наличие отрицания и характер его протекания.

Наглядными примерами этому могут служить такие факты, как переход от одной научной теории к другой, смена одних общественно-экономических формаций другими, смена периодов или стадий в онтогенезе живого организма, взаимопревращение химических элементов и т. д.

Марксизмом было воспринято и критически переработано все положительное в названных учениях и вместе с тем отвергнуто, отброшено все то, что не могло служить условием дальнейшего духовного прогресса в обществе, и, прежде всего, духовного развития рабочего класса – решающей силы в создании нового, коммунистического общества.

Если речь идет об общественно-экономических формациях, то следует подчеркнуть, что каждая последующая формация может возникнуть и развиваться лишь при условии диалектического отрицания предшествующей, т. е. при условии максимального со-хранения созданных последней материальных и духовных ценностей и одновременной ликвидации порожденных ею социальных порядков, политических, правовых, нравственных и т. п. отношений.

Весьма отчетливо выражается процесс диалектического отрицания в развитии естественнонаучных теорий. Это видно, в частности, на примере соотношения евклидовой геометрии и геометрии неевклидовой, созданной в XIX в. Лобачевским и Риманом. Неевклидова геометрия, отрицающая ряд постулатов, на которых покоится геометрия Евклида, тем самым отрицает и последнюю. Но это отрицание не означало полного отбрасывания или ликвидации евклидовой геометрии. Суть отрицания здесь заключалась в том, что были указаны более точные рамки истинности геометрии плоского пространства.

"Скрытый" характер отрицания имеет, например, процесс взаимопревращения химических элементов с периодом полураспада порядка нескольких сотен или тысяч лет.

Что является основой отрицания, его движущей причиной? Такой основой и причиной отрицания служит возникновение, развитие и разрешение противоречий, свойственных каждому предмету, явлению объективной реальности. Именно момент разрешения противоречия является и моментом самого отрицания. Но поскольку всякое разрешение противоречий сопровождается ликвидацией одной противоположной стороны и преобразованием другой или преобразованием обеих противоположных сторон, то отсюда следует, что для диалектики имеет значение не любое отрицание, а только такое, которое служит условием дальнейшего развития.

Прямо противоположным диалектическому пониманию отрицания является метафизическое понимание его. Как уже говорилось, для метафизики, как философского метода, характерно признание абсолютных граней между предметами и явлениями, их свойствами и отношениями, рассуждение по принципу "или/или". Поэтому в рамках метафизического понимания отрицанием является то, что выполняет лишь разрушительную функцию и не несет в себе каких-либо положительных моментов. Это означает, что любое отрицание, где бы оно ни происходило и какой бы характер ни имело, всегда представляет собою полное, абсолютное уничтожение того, что существует или существовало. Сменяется ли одна историческая эпоха и ей на смену приходит другая, происходит ли смена одних научных теорий другими или в результате каких-либо причин гибнет цивилизация или растение, уничтожается космический объект и т. д. – для метафизики все это имеет строго однозначный характер.

Нужно сказать, что такой взгляд на отрицание имеет свою гносеологическую основу. Она заключается в представлении, согласно которому предметы и явления действительности не имеют каких-либо внутренних противоречий; причины же их изменения сводятся к действию только внешних факторов. Для метафизики, писал Энгельс, "предмет не может быть самим собою и в то же время чем-нибудь другим, положительное и отрицательное абсолютно исключают друг друга".

Хотя на первый взгляд этот способ мышления кажется убедительным, поскольку он присущ так называемому здравому смыслу, в научных исследованиях, особенно в случаях глубокой оценки социальных явлений, он оказывается неприменимым. Одним из наглядных подтверждений этому служит метафизическое понимание сущности отрицания.

2. Отрицание отрицания в философской науке

Каждый момент развития, представляющий собой отрицание, не является ни абсолютно первым, ни абсолютно последним. Следовательно, за каждым первым отрицанием неизбежно следует второе, за вторым – третье и т. д. Такой вывод неизбежно вытекает, во-первых, из признания факта бесконечности движения как способа существования материального мира, во-вторых, из доказательства того, что противоречия, являющиеся основой каждого отрицания, не примиряются, а разрешаются. Поэтому отрицание не имеет и не может иметь вида какого-нибудь одноактного действия, оно всегда имеет характер сложного процесса, где движение вперед, от низшего к высшему, нередко сменяется движением вспять или простым повторением пройденных ступеней, цикличностью, т. е. когда в начале и конце своего изменения какой-нибудь предмет, явление остается в принципе тождественным самому себе.

Впрочем, в объективной реальности преобладающими являются изменения циклического характера, в результате чего в природе совершается всеобщий круговорот веществ. Вместе с тем, необходимо учитывать, что цикличность изменений, их повторяемость зависит от природы явления или предмета и условий, в которых эти изменения происходят. Они различаются как по объему, глубине, так и по времени протекания. Поэтому не всегда и не во всех случаях мы можем с достаточной полнотой и точностью констатировать границы и масштабы происходящих в самой действительности циклических изменений.

Однако, в "чистом" виде эти изменения не происходят; они находятся в той или иной связи, в том или ином отношении с изменениями поступательного характера. Можно сказать, что цикличность и поступательность представляют собой две взаимообусловленные противоположности, присущие движению как способу существования материи. Поэтому неправомерно полагать, будто какие-либо конкретные процессы можно рассматривать только как поступательные или только как циклические.

Закон отрицания отрицания в правовой жизни общества

Рисунок 1. Сущность закона отрицания отрицания

В неорганической природе циклические изменения имеют настолько преобладающее значение, что они нередко служат аргументом в пользу утверждения о нецелесообразности применения закона отрицания отрицания, например, к миру элементарных частиц. Взаимодействие этих частиц обнаруживается в их взаимопревращаемости: любая элементарная частица, взаимодействуя с любой другой превращается в другую частицу. На первый взгляд в этих циклах взаимопревращений, кажется, нет движения по восходящей линии, все совершается в итоге как бы по замкнутому кругу. Но это возможно лишь в абсолютном вакууме, который, кстати, существует лишь в идеальной форме. На самом же деле все обстоит иначе: элементарные частицы, взаимопревращаясь, оказывают определенное влияние на материальное образование, составными частями которых они являются. Другое дело, что это влияние мы пока не можем проследить с необходимой полнотой.

Сложность и противоречивость движения, выражающиеся во взаимосвязи цикличности и поступательности, обусловливают факты определенного повторения отдельных пройденных ступеней в развитии, возврата якобы к старому. В каждом конкретном явлении имеется определенное повторение прошлого, характеризуемое как отрицание отрицания. Но в этом повторении нет полного воспроизведения прошлого, так как и само явление и условия, в которых оно существует, претерпели существенные изменения. В силу этого самое повторение происходит на иной, более высокой основе, а процесс развития, идет не по прямой линии, а по восходящей кривой линии, имеющей вид спирали.

Может возникнуть вопрос: как часто происходит повторение пройденных ступеней? Ответ может быть один: это зависит от природы самого явления и от условий его функционирования. В развитии одних явлений повторяемость можно установить через одно-два отрицания, в развитии других – через четыре-восемь моментов отрицания, в развитии третьих – повторяемость может иметь весьма приблизительный характер.

Все это указывает на то, что нельзя действие закона отрицания отрицания представлять схематизированно, т. е. в виде строго очерченных ступеней, во всех процессах, сменяющих друг друга с одинаковой последовательностью и в какой-либо неизменной форме.

3. Специфика действия закона отрицания отрицания в развитии правовой жизни общества

Среди философских категорий и понятий, которые активно используются в теории государства и права, в качестве примеров можно назвать такие, как "сущность", "явление", "прогресс", "свобода", "развитие", "эволюция", "связь", "целое" и др.

Огромную важность для развития теории государства и права имеет широкое использование ею философских законов и закономерностей. Особую роль в исследовании играют общие законы диалектики:

– переход количественных изменений в качественные;

– закон единства и борьбы противоположностей;

– закон отрицания отрицания.

Большое значение для теории государства и права представляет философский мировоззренческий аспект. Философия является одной из важнейших форм общественного сознания, направленной на выработку определенного мировоззрения как отдельного человека, так и всего общества, на формирование системы идей, взглядов и представлений об окружающем мире и о месте в нем человека. От мировоззренческих позиций исследователя в значительной мере зависят и результаты его исследований. Это в полной мере относится к исследователям теории государства и права.

В общем виде особенность действия законов материалистической диалектики в социальной форме движения материи обусловлена наличием двух факторов – объективного и субъективного. Именно через взаимодействие этих факторов пробивают себе дорогу объективные законы диалектики.

В условиях развития антагонистических формаций процесс отрицания отрицания выражается в конечном итоге в столкновении и борьбе основных классов. Любой эксплуататорский – экономически и политически господствующий – класс все свои усилия сознательно направляет на сохранение условий, отвечающих его коренным интересам. Эти усилия и действия в итоге противоречат объективному ходу истории. Напротив, угнетенные классы ведут борьбу с эксплуататорами за ликвидацию этих условий и создание других условий, обеспечивающих их свободное существование и развитие. Действия угнетенных классов в данном случае отвечают требованиям поступательного движения в истории.

В правовой системе любого общества ярко фигурирует такое понятие как вина. Множество теоретиков и философии права считают, что существует цепная связь между виной обществом и правом. Связующим звеном выступает закон отрицания отрицания.

Применительно к учению о вине в праве закон отрицания отрицания способен послужить своеобразным индикатором практической значимости и научной обоснованности высказанных ранее предложений по совершенствованию действующего законодательства и правоприменительной практики виновного вменения. Его эвристическая, экспликативная и прогностическая функции могут оказать существенную помощь в дополнительной аргументации истинности сформировавшихся в результате данного научного исследования представлений о понятии, сущности, содержании и формах вины как социально-правового явления.

Исследование вины как социально-правового явления должно быть начато с непосредственного изучения сформировавшихся в уголовно-правовой доктрине и судебно-следственной практике точек зрения относительно ее понятия, роли и места в основаниях и пределах уголовной ответственности лица, совершившего преступление.

Большинство ученых относят вину к субъективной стороне преступления и формулируют ее понятие через психическое отношение преступника к совершаемому им деянию. Что касается правоприменителей, то как показывают результаты анкетирования они, несмотря на достаточно активное оперирование терминами "вина" и "виновность", имеют весьма смутное представление о данных социально-правовых явлениях. Возможно, это объясняется тем, что в соответствии с действующим законодательством для установления наличия субъективных оснований привлечения лица, совершившего преступление, к уголовной ответственности им достаточно установить в его поведении наличие признаков умысла или неосторожности. Таким образом, "непосредственное созерцание" вины ограничено лишь интеллектуальными и волевыми элементами ее содержания.

Вторая фаза закона отрицания отрицания характеризуется "отрицанием исходной целостности предмета, вычленением односторонних, крайних моментов; поэтому данное отрицание является аналитическим". Разложение вины на составляющие позволило установить, что в ее содержание, наряду с психическим отношением лица к совершаемому им деянию, входит также отношение общества к поведению лица, нарушающего уголовно-правовые запреты. Данное отношение носит оценивающий характер и выражается в виде упрека за недостойное отношение лица к охраняемым уголовным законом ценностям. Более того, при преступной небрежности, как одной из законодательно закрепленных разновидностей вины (ч.3 ст. 26 УК РФ) сознательно-волевого отношения лица к совершаемому преступлению вообще не требуется. Из чего можно заключить, что отношение общества к поведению лица, причиняющего вред охраняемым уголовным законом ценностям, существующее в виде упрека за несоблюдение или ненадлежащее соблюдение преступником установленных и регламентированных в законе правил поведения, не только является обязательным элементом содержания вины, но и составляет ее сущностную основу.

Согласно основным положениям рассматриваемого диалектического закона, "в заключительной фазе познавательного процесса изучаемый объект восстанавливается в его исходной целостности и конкретности путем воссоединения его частей, на которые он был разложен в ходе предшествующего анализа. Тем самым осуществляется второе отрицание, или отрицание отрицания, возвращающее процесс познания к своему исходному пункту". Гегель называл это второе отрицание конкретным, абсолютным, так как благодаря ему восстанавливается абсолютная реальность, соотношение с собой, достигается истина, ибо только на этой ступени развития понятие осознается как единство противоположностей, находящихся не в состоянии покоя, а в движении и деятельности.

Воссоединив внутреннее сознательно-волевое отношение лица, нарушившего уголовно-правовой запрет, к совершаемому им деянию и негативную оценку обществом его реального или потенциального психического отношения, можно получить понятие вины как "абсолютной реальности": вина – это упречное сознательно-волевое или должное (презюмируемое государством) отношение лица к совершаемому им нарушению уголовно-правового запрета. Данное понятие, помимо психического отношения лица к совершаемому им преступлению, в качестве неотъемлемой содержательной составляющей включает отношение общества к поведению правонарушителя, а это, в свою очередь, означает, что при помощи эвристической функции закона отрицания отрицания наше знание о вине, как о социально-правовом явлении, стало более полным и более адекватным требованиям современной правоприменительной практики.

Методологическая функция закона отрицания отрицания проявляется также в его способности служить основой для прогнозирования. Речь идет не только о предвидении будущего, но и о предсказании того, что уже существует, но еще не открыто, а также об описании будущего поведения исследуемого объекта при изменении условий его существования. По мнению В.А. Глядкова, "закон образует теоретическую форму знания, и в этом своем качестве он становится основой движения познания по объекту: вглубь – от наблюдаемых элементов структуры к ненаблюдаемым, в будущее – от ныне существующих форм бытия к тем, которые он примет в процессе развития". М.И. Конкин вполне обоснованно считает, что "основным содержанием отрицания, с точки зрения материалистической диалектики, являются два взаимосвязанных и взаимообусловленных момента -уничтожение, отмирание старого, отжившего и не отвечающего изменившимся условиям, и в то же время сохранение нового, положительного, соответствующего изменившимся условиям".

С позиций прогностической функции диалектического отрицания, которая подразумевает преемственность в развитии, относящуюся как к элементам развивающегося объекта, так и к его определяющим тенденциям, получение новой концепции виновного вменения во многом связано с использованием выявленного в ходе критического анализа существовавших ранее научных теорий положительного и применимого к современным российским реалиям информационного материала. В частности, из психологической теории вины заимствованы знания о реальном или потенциальном сознательно-волевом отношении лица, совершающего преступление, к тому, что он совершает. Однако отвергнут вывод о сведении всей вины лица, совершившего преступление, к психическому отношению его к совершаемому деянию и наступившим последствиям.

Из оценочной теории вычленена следующая обязательная составляющая виновного поведения – отношение общества к нарушению лицом уголовно-правового запрета. Однако не получила своего развития идея о наличии только объективного вменения.

Выводы

Из сущности диалектического отрицания вытекает и особенность развития, выражаемая двойным отрицанием или отрицанием отрицания.

Закон отрицания отрицания, рассмотренный с точки зрения эвристических принципов, заключенных в нем, – это закон, определяющий специфическую форму движения мысли по конкретному материалу науки, позволяющий через его анализ выйти к таким знаниям, которые, хотя и содержатся в этом материале, но непосредственно в нем не сформулированы.

Выявленный при помощи закона отрицания отрицания трехфазный характер процесса познания начинается с непосредственного созерцания объекта изучения, который хотя и выступает как целостный, но эта целостность носит еще сугубо диффузный, неясный характер.

Концепция виновного вменения в праве, рассматриваемая с позиций закона отрицания отрицания, в определенной степени представляет собой преодоление трагического по своей сути отрыва различных существовавших ранее теорий от правоприменительной практики с сохранением всего положительного и не утратившего своей актуальности теоретического материала, с добавлением к нему достижений других отраслей знаний и с предложением реальных путей повышения эффективности уголовно-правового воздействия на преступность.

Литература

1. Алексеев С.С. Философия права: История и современность. Проблемы. Тенденции. Перспективы. М.: Норма. 2010

2. Горбачев В.Г. Основы философии. Курс лекций. – Брянск: "Курсив", 2012

3. Диалектический материализм. Учебное пособие. Под ред. А. П., Шептулина. – М.: "Высш. школа", 1974

4. Кучевский В.Б. Социальная философия: общество и сферы его жизнедеятельности. М.: Академия, 2008

5. Маслова Н.В. Периодическая система Общих законов человеческого общества – М.: НОРМА, 2012

6. Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений. – М.: Проспект,2010

7. Семинарские занятия по философии: Учебник. / Под ред. К.М. Никонова. – М.: Высшая школа, 2011

8. Спиркин А.Г. Философия – М.: Гардарики, 2009

9. Тихонравов Ю.В. Основы философии права. Учебное пособие. М: Вестник. 2009

10. Философия: Учебник/Под ред. В.Н. Лавриненко – М.: "Юрайт", 2012