Юридическая служба в коммерческих организациях

Юридическая служба в коммерческих организациях.

Статьи по теме
Искать по теме

2. Функции и основные направления деятельности юридической службы

Внутренне не противоречащие друг другу, взаимообусловливающие и взаимодополняющие друг друга функции юридических служб можно сгруппировать по следующим направлениям:

- локальное (внутреннее) нормотворчество и обеспечение законности организационно-распорядительной документации;

- договорно-правовая работа;

- претензионно-исковая работа;

- правовое обеспечение функционирования организационно-правовой формы коммерческой организации (условно-корпоративная работа);

- обеспечение правовыми средствами качества выпускаемой продукции (работ, услуг);

- обеспечение социального партнерства в организации, контроль за соблюдением трудового законодательства, участие во взаимодействии с представительными органами работников;

- формирование правовой культуры организации.

Внутреннее нормотворчество как направление деятельности юридической службы

С точки зрения локального (внутреннего) нормотворчества юридическая служба осуществляет предварительную проверку соответствия действующему законодательству и интересам организации и/или принимает участие в разработке внутренних документов организации, касающихся различных сфер ее деятельности: корпоративной, трудовой и др.

Юридическая служба осуществляет контроль за соответствием требованиям законодательства и внутренним документам организации организационно-распорядительной документации: приказов, распоряжений, инструкций, других нормативных актов, изданных руководителями организации, и принимает меры к изменению актов, принятых с нарушениями действующего законодательства или внутренних документов организации, либо к отмене актов, утративших силу.

Юридическая служба оказывает помощь структурным подразделениям коммерческой организации в части правового обеспечения подготовки этими подразделениями внутренних документов и организационно-распорядительной документации. Одной из форм такой правовой помощи является составление юридических заключений с предложением о законном порядке решения рассматриваемых вопросов. Интересно вспомнить, что во времена плановой социалистической экономики на начальника юридического отдела, юрисконсульта возлагалась обязанность сообщать в вышестоящую организацию о фактах нарушения руководителем предприятия законодательства вопреки заключению юридических служб*(942). В настоящее время начальник и сотрудники юридической службы в случае обнаружения нарушений законности и интересов организации должны доложить о соответствующих фактах руководителю организации для принятия необходимых мер по их устранению. Если локальные нормативные или организационно-распорядительные документы, представляемые для проверки в юридическую службу, противоречат действующему законодательству, уставу, внутренним документам организации, то начальник или сотрудники юридической службы не визируют их, а составляют юридическое заключение с предложениями по устранению соответствующих нарушений.

Важной частью работы по локальному нормотворчеству является систематизация, учет и поддержание в актуальном состоянии внутренних документов организации. Одним из эффективных способов решения этой проблемы является применение в организации номенклатуры дел*(943), утверждаемой приказом руководителя в соответствии с требованиями Государственной архивной службы РФ к документированию управленческой деятельности и организации работы с документами.

Договорно-правовая работа

Договорно-правовая работа независимо от экономического уклада (плановая или рыночная экономика) является существенной составляющей правового обеспечения хозяйственной деятельности организации любой организационно-правовой формы.

Договорно-правовая работа коммерческой организации должна обеспечивать:

своевременное и качественное заключение предпринимательских договоров различных видов с контрагентами организации на условиях, максимально удовлетворяющих ее экономические интересы;

строгий контроль за исполнением договорных обязательств самой организацией и ее контрагентами;

анализ причин, вызывающих неисполнение или ненадлежащее исполнение договоров в сфере предпринимательства, а также разработку мероприятий по устранению этих причин.

В части организации договорно-правовой работы на юридические службы или специально создаваемые в их составе договорно-правовые секторы возлагается координация договорной работы, организация учета и контроля за исполнением договорных обязательств, анализ практики заключения и исполнения предпринимательских договоров.

В договорно-правовой работе организации участвует не только юридическая служба, но и другие структурные подразделения организации в силу возложенных на них функциональных обязанностей: службы маркетинга и сбыта, материально-технического обеспечения, отдел капитального строительства и инжинирингового обеспечения, служба инвестиций (в части научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ) и др. Для координации деятельности этих структурных подразделений в области договорно-правовой работы целесообразно разработать и утвердить единоличным исполнительным органом организации Положение "Об организации договорно-правовой работы". Указанное Положение должно устанавливать единый порядок заключения, изменения, прекращения и признания недействительными заключаемых от имени коммерческой организации предпринимательских договоров, организации их учета, хранения, контроля за исполнением договорных обязательств и анализ причин их неисполнения.

Юридические службы оказывают постоянную методическую помощь структурным подразделениям и лицам, задействованным в договорно-правовой работе, дают соответствующие разъяснения, проводят консультации, совместно с ними разрабатывают проекты договоров различных видов, визируют представляемые им проекты договоров. При визировании проекта договора юридическая служба коммерческой организации должна не только обеспечивать соответствие договора действующему законодательству по форме и содержанию, но и максимально способствовать обеспечению экономических интересов этой организации.

При проведении юридической экспертизы юридические службы обязаны контролировать наличие необходимых для данного вида договора существенных условий; четкость изложения текста, не допускающего двусмысленного толкования; соответствие содержания договора преследуемой организацией цели; соответствие формы договора требованиям законодательства (простая письменная форма, нотариально удостоверенная, необходимость государственной регистрации); наличие у лица, подписавшего договор, соответствующих полномочий.

Для того чтобы обеспечить достижение преследуемой договором цели – получение качественного продукта или работы (услуги), а также с целью оптимизации налогообложения юридические службы должны контролировать наличие у контрагента соответствующих лицензий на осуществление тех или иных видов деятельности, а в необходимых случаях – государственной аккредитации или сертификатов качества продукции (товаров, работ, услуг).

Определенные различия существуют при подготовке проекта договора самой организацией и при получении ею проекта договора от контрагента. Юридическая служба участвует в согласовании условий поступивших в организацию договоров и подготовке протоколов разногласий.

При рассмотрении вопроса постановки договорно-правовой работы в современной коммерческой организации важно также остановиться на следующих двух моментах: определение структуры, которая несет ответственность за соблюдение организацией договорно-правовых обязательств, и видов договоров, которые подлежат обязательному визированию юридической службой.

Полагаем, что с точки зрения соблюдения договорных обязательств ответственность должна возлагаться на структурное подразделение организации, в функциональные обязанности которого входит исполнение или получение исполнения соответствующего продукта (работы, услуги). Например, за исполнение договора поставки должна быть ответственна служба маркетинга и сбыта, за исполнение договора перевозки груза – автотранспортная служба, и т.д. Юридическая служба может быть непосредственно ответственна, к примеру, за исполнение договора на юридическое обслуживание другой организации. Такой порядок возложения ответственности за исполнение договорных обязательств обеспечивает оптимизацию структуры управления и повышает эффективность функционирования организации в целом.

Вопрос об обязательности юридической экспертизы для всех видов договоров в период централизованной плановой экономики не стоял вообще. Только после визирования проекта договора в юридической службе он представлялся на подпись руководителю организации*(944). В современной предпринимательской практике, когда важна оперативность в заключении договоров, когда существует значительная степень делегирования полномочий и ответственности от руководителя организации к руководителям структурных подразделений, когда отдельные производственные подразделения становятся в рамках единой организации самостоятельными центрами прибыли, ответственными за свой финансовый результат, ситуация несколько изменилась. Нецелесообразным является визирование в юридической службе каждого договора, ставшего по форме типовым для соответствующей организации. В данном случае юридическая служба участвует в разработке модельного образца (бланка) типового договора. Во многих коммерческих организациях имеется установленный либо Положением о договорно-правовой работе, либо соответствующим организационно-распорядительным документом (приказом, распоряжением) перечень случаев, когда юридическая экспертиза проекта договора является обязательной либо, наоборот, не является обязательной. Так, обязательному визированию в юридической службе могут подлежать предпринимательские договоры, имеющие комплексный характер (смешанные договоры), в исполнении которых задействовано несколько структурных подразделений организации; договоры, цена которых превышает определенную сумму; договоры, связанные с участием в других организациях или объединениях организаций; договоры, заключаемые на длительный срок, например на срок более одного года. Перечень оснований для проведения обязательной юридической экспертизы проектов договоров может быть расширен по усмотрению самой организации в зависимости от специфики ее деятельности, наличия квалифицированного персонала в тех или иных структурных подразделениях, опыта предпринимательской деятельности и иных условий.

В случаях, когда обязательная юридическая экспертиза не требуется, договор визирует руководитель структурного подразделения, в функциональные обязанности которого входит реализация соответствующих договоров. Он несет персональную ответственность за надлежащее исполнение договорных обязательств как со стороны самой организации, так и ее контрагентов: в случае неисполнения договорных обязательств со стороны контрагентов ответственный руководитель должен принять меры по понуждению контрагента к надлежащему исполнению, в том числе организовать предъявление претензии и т.п.

Предпринимательские договоры определенных видов, помимо юридической службы, целесообразно также направлять для экспертизы в финансово-экономическую службу – для выяснения экономической целесообразности заключения договора, соблюдения интересов организации в вопросах ценообразования и пр., в службу бухгалтерского учета – для правильности определения объекта учета и оптимизации налогообложения хозяйственной операции. Перечень оснований для проведения наряду с юридической соответствующих профильных экспертиз также целесообразно предусмотреть в Положении или приказе (распоряжении) об организации договорно-правовой работы.

В организационно-распорядительном документе необходимо определить, помимо руководителя и его заместителей, которые действуют в соответствии с учредительными документами организации, перечень должностных лиц, которые имеют право от лица организации заключать предпринимательские договоры. Полномочия этих лиц на заключение договоров определяются возложенными на них функциональными обязанностями и могут быть ограничены предметом, ценой договора и прочими условиями.

Поскольку сроки большинства договоров длительного характера истекают в последний день календарного года, в коммерческих организациях за несколько месяцев до окончания года начинаются договорные кампании по заключению или продлению сроков действия предпринимательских договоров. О сроках и порядке проведения, особенностях конкретной договорной кампании юридической службой составляется соответствующий приказ (распоряжение) за подписью руководителя организации.

Претензионно-исковая работа как направление деятельности юридической службы

Претензионно-исковая работа призвана обеспечить:

экономические интересы коммерческой организации путем снижения и предупреждения непроизводительных расходов;

защиту и восстановление имущественных и неимущественных прав и охраняемых законом интересов коммерческой организации и ее структурных подразделений;

анализ причин, вызывающих неисполнение договорных обязательств организацией и ее контрагентами.

Порядок организации претензионно-исковой работы, как правило, определяется Положением о претензионно-исковой работе, утверждаемым единоличным исполнительным органом организации.

Претензионно-исковая работа осуществляется юридической службой в тесном взаимодействии с другими структурными подразделениями организации и прежде всего со службой бухгалтерского учета и финансово-экономической службой. Структурные подразделения, которым в силу возложенных на них функций стало известно о причинении организации убытков, нарушении ее прав и законных интересов, представляют в юридический отдел материалы для предъявления претензий. Положением о претензионно-исковой работе устанавливаются сроки, в течение которых структурные подразделения должны информировать юридическую службу о фактах, являющихся основанием для предъявления претензий. Юридическая служба оформляет претензии, а в случае их неудовлетворения – иски, если соответствующими структурными подразделениями переданы необходимые документы, свидетельствующие о нарушении прав и законных интересов организации и обоснованности предъявляемых претензий и исков.

Требования юридической службы о подготовке и передаче ей необходимой для ведения претензионно-исковой работы документации (копий или выписок из договоров, спецификаций, технических обоснований экономических расчетов убытков и др.) должны быть обязательными для исполнения подразделениями, к которым по характеру выполняемых ими производственных и управленческих функций такие требования предъявляются. На руководителей структурных подразделений может быть в соответствии с действующим законодательством возложена дисциплинарная или материальная ответственность за несообщение или несвоевременное сообщение юридической службе сведений о нарушении контрагентами договорных обязательств, а также за непредоставление или несвоевременное предоставление юридической службе документации, затребованной ею в установленном порядке для ведения претензионно-исковой работы.

В случае установления при рассмотрении предъявленных контрагентами претензий и исков вины должностных лиц и работников организации в нарушении договорных обязательств сотрудники юридической службы могут затребовать соответствующие объяснения от виновных лиц и оформить материалы для привлечения их к дисциплинарной или материальной ответственности.

Юридические службы участвуют в рассмотрении материалов о состоянии дебиторской задолженности с целью выявления долгов, требующих принудительного взыскания; готовят заключения и предложения о списании безнадежной задолженности; осуществляют контроль за соблюдением в организации порядка приемки продукции по количеству и качеству.

Юридические службы подготавливают и рассматривают иски и отзывы на иски, передают исковые материалы для рассмотрения в суды общей юрисдикции и арбитражные суды; представляют в установленном порядке в этих органах интересы организации.

Следует отметить, что тенденцией текущего момента является сокращение объема претензионной работы при увеличении значения функций юридических служб, связанных с обеспечением исполнения решений судов. Уменьшение объема претензионной работы связано, в свою очередь, с двумя обстоятельствами: во-первых, с отсутствием требований современного законодательства в сравнении с ранее действующим к обязательности претензионного порядка рассмотрения разногласий (необходимость такого порядка стороны могут добровольно предусмотреть в договоре; тогда претензионный порядок разрешения спора будет для них обязательным); а во-вторых, с наличием партнерских отношений с контрагентами, заботой коммерческой организации о своей деловой репутации, когда нарушение прав и интересов других организаций и граждан устраняется без предъявления претензий, т.е. по первому требованию. Во времена плановой экономики предъявление претензий являлось обязательным для предприятия, за выставлением штрафных санкций осуществлялся жесткий контроль вышестоящей организацией, а руководители предприятий, не обеспечивающие предъявления претензий, привлекались к дисциплинарной ответственности. При всем этом предъявление претензии одного государственного предприятия к другому по сути означало перекладывание денег из одного кармана в другой, без изменения их собственника.

В рыночной экономике возросло значение исполнительного производства, поскольку не у всех вступивших в силу решений судов есть перспектива исполнения (ненадлежащее обеспечение исполнения договорных обязательств, отсутствие денежных средств на счетах в банках и др.). Появилась новая категория судебных дел, связанных с банкротством организаций и индивидуальных предпринимателей-граждан.

Юридическая служба обеспечивает текущий анализ и обобщает результаты рассмотрения претензионных разногласий и судебных споров для постановки перед руководством вопросов об улучшении деятельности организации и оптимизации ее взаимодействия с контрагентами.

Литература

1. Бухаловский О.Н. Юридическая служба в народном хозяйстве. Воронеж: Изд-во,Воронежского университета, 1976.

2. Воронин Н.И., Расков Н.Н. Организация правовой работы в производственном объединении "ГАЗ". М., 1981.

3. Жалинский А.Э. Профессиональная деятельность юриста. Введение в специальность. Учебное пособие.. М.: БЕК, 1997.

4. Завидов Б. Какой быть юридической службе сегодня // Российская юстиция. 1996. № 4.

5. КашанинаТ.В. Корпоративное право. Учебник для вузов. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1999.

6. Квинн В. Прикладная психология. Изд-е 4-е международное. СПб.: Изд-во "Питер", 2000.

7. КноррингВ.И. Теория, практика и искусство управления. М.:НОРМА-ИНФРА*М,1999.

8. Кудряшов В. Юрист на предприятии: партнер или наемный работник?// Российская юстиция. 1996. № 3.

9. Хохлов С.Н., МинцБ.В. Правовое положение юридической службы предприятия //Хозяйство и право. 1983. №1.

10. Юридическая служба в народном хозяйстве / Под ред. К.С. Юдельсона, И.М. Зайцева. Саратов, 1976.