Взаимодействие малого и крупного бизнеса в России

Взаимодействие малого и крупного бизнеса в России.

Статьи по теме
Искать по теме

Логика развития функций бизнеса

Первой самостоятельной функцией бизнеса был менеджмент.

Менеджмент – это профессиональная деятельность, направленная на достижение в рыночных условиях намеченных целей за счет рационального использования ресурсов, имеющихся в распоряжении фирмы. Важнейшим моментом деятельности менеджера является разработка и применение универсальных методов экономического управления – рутин.

Менеджмент как самостоятельный профессиональный вид деятельности предполагает, что менеджер независим от собственности на капитал фирмы, в которой он работает. Он может владеть акциями фирмы а может и не иметь их, работая по найму на должности менеджера.

Менеджмент как независимая функция бизнеса сложился в начале ХХ века одновременно со становлением крупного бизнеса и отделением собственности от управления. Формирование крупного бизнеса создало массовое производства и открыла фантастические возможности для рационализации бизнеса. Созданный в 1913 году Генри Фордом конвейер унифицировал методы управления производством, людьми, сырьем и финансовыми потоками. Он позволил сделать более предсказуемой и программируемой работу людей, механизмов. Это послужило появлению таких функций бизнеса как управление персоналом и управление производством.

Логистика является функцией по управлению материально-техническим обеспечением фирмы. Она также возникла в период становления массового продукт-ориентированного производства, в ответ на необходимость рационализации использования сырья, материалов и информации. В этот же период складываются и такие функции бизнеса как бухгалтерский учет и финансовый менеджмент. Они позволили создать систему учета и оценки финансового состояния фирмы. Дали в руки предпринимателей методы поиска источников и наилучших условий вложения финансовых ресурсов. Большую роль в становлении эффективного крупного рационального бизнеса сыграло антимонопольное законодательство. Оно ограничивало возможности для нечестной конкуренции и получения высокой прибыли за счет роста цен. Благодаря этому борьба за снижение издержек производства и рост масштабов производства стали основными способами обеспечения конкурентоспособности бизнеса в период индустриализации в 20-40гг. ХХ века.

Однако массовое производство не только расширяло возможности предпринимателей, но и порождало новые риски. Крупный бизнес создал условия для производства в большом количестве качественной, но однотипной продукции. Поэтому уже на рубеже 50-60-х годов предприниматели столкнулись с острой проблемой перепроизводства стандартной продукции. Японские фирмы, которые занимались производством кухонной бытовой техники, обнаружили, что на их продукцию снижается спрос. Анализ рынка показал, что в большинстве домашних хозяйств уже есть бытовая техника. Она очень качественная и может работать не один десяток лет и у потребителей не возникает необходимости приобретать новую технику. Попытки заложить в конструкцию бытовых приборов ограничения на срок эксплуатации только снижали привлекательность продукции японских фирм по сравнению с аналогичными образцами импортной техники. Предприниматели занялись дифференциацией продукции, расширением ассортимента выпускаемой продукции – активно искать методы воздействия на потенциального потребителя с помощью неценовой конкуренции, в результате бизнес с производства продукции начал переориентироваться на клиента, сложился клиент-ориентированный бизнес, появилась такая функция бизнеса, как маркетинг. [4]

Его основными задачами являются: анализ условий рынка, разработка методов внедрения товара на рынок и расширения объемов его реализации. Большую роль в становлении маркетинга сыграло законодательство о защите прав потребителей (законы о качестве пищевых продуктов и медикаментов, законы о недобросовестной рекламе и неправильной маркировке, законы гарантирующие безопасность товаров и защиту кредита). Маркетинг направлен на активное видоизменение внешней среды бизнеса. [5]

Снимая ограничениям в спросе, он одновременно резко увеличивает непредсказуемость будущих параметров деятельности бизнесмена. Способность прогнозировать будущее в условиях растущих затрат на маркетинговые усилия превращает стратегическое планирование в 90-х годах ХХ века в ведущую функцию бизнеса. От предыдущих функций бизнеса оно отличается комплексностью, так как сочетает в себе и менеджмент и маркетинг и логистику и управление персоналом. Важнейшим моментом стратегического планирования является прогнозирование и создание принципиально новых бизнес-процессов. Современное стратегическое планирование использует прогнозные модели, ориентированные на будущее. Оно изменяет и институциональную структуру самого бизнеса. Современный бизнес – это сетевой бизнес, представляющий собой систему взаимосвязанных гибких структур управления, построенных на принципах интрепренерства и антрепренерства.

Итак мы видим, что чем дальше развивается бизнес, тем больше функций у него формируется. Участие в работе фирм профессиональных независимых менеджеров сделало современное предпринимательство более устойчивым и независимым. Новые функции постепенно приобретали и институциональное оформление. В организационных структурах фирм – стали создаваться самостоятельные подразделения: финансовый отдел, отдел снабжения, служба маркетинга и т.д. Все это также расширяло сферу деятельности бизнеса и снижало риски предпринимателей. [4]

Крупный бизнес

Крупный бизнес не поддается простому определению Обычно понятие "крупный бизнес применяется к таким гигантам как ИБМ и "Дженерал моторс" По данным эксперта в число крупнейших компаний мира в 1996 году входили такие фирмы, General Electric (США), Roal Dutch (Великобритания – Дания), Coca-Cola (США),. Nippon Telegraph & Telephone (Япония),. Exxon (США). В этот список входила и одна российская компания"- "Газпром, которая заняла 421 место. Среди 500 компаний мира, получивших в 1996 году наибольшую балансовую прибыль по данным Fortune были: General Motors (США),. Ford Motor (США), Mitsui (Япония), Mitsubishi (Япония), Itochu (Япония). [11]

Функции крупного бизнеса. Главным элементом капиталистического хозяйства, носителем эволюционного процесса в экономике является обеспечивают устойчивость рыночной экономики и ее основных составляющих: цен, структуры производства. На них сегодня производится большая часть приводимой массой продукции. Именно благодаря большим предприятиям идет развитие бизнеса, в основе которого лежат механизмы снижения издержек производства. Крупные фирмы являются носителями НТП, они накапливают, а затем внедряют методы рационального предпринимательства. [7]

Можно выделить четыре основные, фундаментальные причины, стимулирующие рост корпораций.

Первая – стремление к получению экономии на масштабе производства (технологическая экономия). Она образуется при увеличении объема выпуска данной продукции за счет сокращения издержек на ее единицу. Это сокращение достигается изменением характера используемых ресурсов, что проявляется в усилении специализации применяемого труда, введения автоматического оборудования, в том числе автоматических сборочных линий и др. Укрупнение предприятия способствует развитию концентрации производства на крупных предприятиях, образованию многозаводских и отраслевых монополий. [2][11]

Вторая причина – стремление к экономии на масштабе сферы деятельности (другой термин – экономия на разнообразии производственной продукции и рынков сбыта). Это вид экономии, названный английским экономистом Е. Пенроуз экономией на росте, образуется благодаря несбалансированности роста фирмы, на которой постоянно возникают новые неиспользуемые в данный момент времени производственные и финансовые ресурсы. Экономия от использования этих ресурсов и становится стимулом к расширению сферы деятельности фирмы. Она зависит от специфического набора производственных ресурсов, которыми располагает фирма, поэтому большинство фирм стремится к проникновению в те области, в которых технологические и рыночные факторы являются общими с основным производством фирмы. Благодаря экономии на масштабе сферы деятельности образовались крупные многопродуктовые, многоотраслевые и многонациональные компании. Инструментами их формирования являлись вертикальная интеграция (комбинирование), диверсификация (в том числе конгломерация) и интернационализация с ее высшей формой – глобализацией.

Третий стимул роста корпораций – экономия на трансакционных расходах. Эти расходы связаны с осуществлением рыночных договорных отношений и возникают тогда, когда происходит переход товара или услуги от одной технологически обособленной структуры к другой, то есть когда имеет место транзакция – сделка, операция, контракт, договор. Трансакционные расходы – это расходы на функционирование рыночной системы. Сокращение этих потерь достигается за счет ограничения объема рыночных отношений с помощью вертикальной интеграции, диверсификации и интернационализации. О. Вильямсон, опираясь на исследования изменения организационных форм корпораций в США в течение 150 лет, приведших к образованию современной фирмы, назвал эти расходы "главным фактором организационной эволюции корпораций". Современная корпорация, по его мнению, является продуктом серии организационных нововведений, цель и результат которых – экономия на трансакционных расходах. Иными словами, современная корпорация – средство уменьшения этих расходов.

Кроме того – большинство современных крупных фирм – это международные компании, работающие на глобальных рынках, что позволяет им использовать преимущества относительно дешевых ресурсов мировой экономики, размещая разные стадии производства в различных странах. С наибольшей наглядностью эти свойства крупного бизнеса проявились в деятельности современных транснациональных корпораций (ТНК). Последние благодаря огромной концентрации ресурсов и централизации финансовых и материальных потоков внутри корпорации способны сами создавать для себя эффективную рыночную и социальную инфраструктуру. Приходя в менее развитые страны ТНК сами создают коммуникации, формируют модель поведения работников и потребителей, активно воздействуют на внутренне и международное законодательство.

Наряду с конкурентными преимуществами крупный бизнес имеет и слабые стороны. Рост фирмы часто сопровождается снижением эффективности ее управления. Очень часто крупные фирмы имеют возможность регулировать спрос и цены на свою продукцию, что снижает стимулы к росту эффективности, и делает крупный бизнес негибким. Эти особенности крупных фирм создают возможности для устойчивого развития бизнеса в средних и мелких размерах. [14]

Преимущества и слабости крупного бизнеса:

Сильные стороны крупного бизнеса

1. Способность активно изменять внешнюю среду предпринимательства

2. Возможности создавать и накапливать достижения НТП и процедуры и правила рационального бизнеса

3. Экономия на издержках производства

4. Устойчивость

Слабые стороны крупного бизнеса

1. Снижение стимулов к росту эффективности производства

2. Возможность для ограничение доступа других фирм к достижениям НТП и рационального бизнеса

3. Падение эффективности управление с ростом объема фирмы

4. Негибкость, возможность потери контакта с потребителем

Существуют также серьезные страновые различия в сильных и слабых сторонах крупного бизнеса.

Малый бизнес

Малый бизнес: причины роста и критерии выделения.

Если понятие крупный бизнес-это понятие в основном экономическое. Законодательство как зарубежных стран, так и российское специально не выделяет понятие "крупный бизнес". Малый бизнес определяется как экономически, так и юридически. Как показывает опыт стран с высокоразвитой экономикой, он является важнейшей составляющей рыночного хозяйства. В современных условиях роль малого бизнеса в рыночной экономике растет.

В самом общем виде под малым бизнесом понимается предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законом, государственными органами и другими представительными организациями критериях (показателях), конституциирующих сущность данного понятия.

Функции малого бизнеса:

Экономические функции малого бизнеса:

1. Придает рыночной системе необходимую гибкость (активизация структурных сдвигов, процессов разгосударствления и приватизации).

2. Формирует конкурентную среду (региональные и местные рынки, огранивает монополии и толкает их на рационализацию своего производства путем создания дочерних предприятий).

3. Ускоряет НТР (организация мелкосерийного и опытного производства, поиск разработка и внедрение новых идей).По данным Института стратегического анализа и развития предпринимательства, малые фирмы США производят в четыре раза больше новинок в расчете на одного занятого, чем крупные предприятия, а затраты на одного занятого у них вдвое ниже. К примеру, концерн General Electric связан более чем с 200 исследовательскими компаниями, которые в основном работают на него. Ежегодный объем капиталовложений венчурных фондов США оценивается в 3-4 млрд. долл.

4. Мобидизует сырьевые, людские и финансовые ресурсов.

5. Обеспечивает рост налоговых поступлений.

Социальные функции малого бизнеса:

1. Обеспечивает рост занятости.

2. Снижает социальную напряженность.

3. Стабилизирует уровень доходов населения.[6]

Но все перечисленные достоинства малого бизнеса проявляются отнюдь не автоматически. Проблема состоит в том, что небольшие предприятия как правило подвержены гораздо большему риску чем крупные фирмы.

Преимущества и слабости малого бизнеса

Сильные стороны малого бизнеса:

1. Гибкость

2. Более высокая рентабельность по сравнению с крупным бизнесом

3. Использование незанятых ресурсов на неформальных рынков

4. Зависимость от поддержки крупных фирм и государства.

Слабые стороны малого бизнеса:

1. Высокорискованный характер

2. Интуитивный характер и неспециализированное управление

3. Ограниченный доступ к высококачественным ресурсам

4. Недостаток финансовых ресурсов, сложный доступ к информации и достижениям НИОКР

Малый бизнес неустойчив. Половина предприятий гибнет в первый срок своего существования, но тут же их место занимают вновь возникающие фирмы. Особенно высок уровень банкротства фирм в первые три года.[3]

Малый бизнес сильно зависит от конъюнктуры. Небольшие размеры не позволяют создать внутри фирмы современные структуры и эффективное специализированное управление. Для большинства мелких фирм характерно единство собственности и управление. Большинство отношений внутри фирмы и партнерами по бизнесу строится на основе неформальных связей. Небольшие фирмы часто обращаются к неформальным рынкам ресурсов, финансируют бизнес с помощью кредитов частных лиц, используют собственные средства и средств друзей и близких. Не редкость в малом бизнесе и использование неформального и даже теневого рынка труда (привлечение нелегальных эмигрантов, несовершеннолетних и т.д.). Конкурентные преимущества и рентабельность производства обеспечивается за счет неявных издержек, в основе которых часто лежит высокая (выше чем на крупных предприятиях) интенсификации труда и продолжительность рабочего дня, низкая по сравнением с крупным бизнесом оплата ресурсов. Все это и определяет крайне неустойчивый и высоко рисковый характер малого бизнеса. Одним словом, главное отличие малого предпринимательства состоит в том, что независимо от страновой принадлежности, оно в большинстве случаев является типичным интуитивным бизнесом. Без активной поддержки крупного бизнеса и государства малый бизнес является источником экономических и социальных рисков. Поэтому законодательство развитых стран выделяет малый бизнес в особую категорию и занимается активной поддержкой малого бизнеса.

Типы малого бизнеса.

Малый бизнес неоднороден. В зависимости от конкурентной стратегии можно выделить два основных типа малых предприятий: жизнеобеспечивающее и быстрорастущее.[8]

Жизнеобеспечивающее – малое предприятие, способное обеспечить владельцу приемлемый доход. Это как правило мельчайший бизнес с числом занятых 1-2 человека. Он является формой самозанятости или дополнительного заработка. Его часто называют также традиционным малым бизнесом.

Доля таких предприятий велика в странах с небольшими внутренними рынками.

Для сравнения в США – стране с большим внутренним рынком доля традиционного бизнеса 39% а, в таких странах как Италия и Япония, мелкие средние компании доминируют в ряде отраслей, особенно, таких как обрабатывающая промышленность. Велика доля традиционного бизнеса и в странах, где рыночная экономика недостаточно развита.[1]

Традиционный бизнес преобладает в производственном и бытовом обслуживании, оптовой и розничной торговле. (парикмахерские, небольшие кафе, зубоврачебные кабинеты, магазины.) Нишей традиционного малого бизнеса являются отрасли обслуживающие локальные потребности.[12]

Быстрорастущее малое предприятие – это малый бизнес придерживающийся стратегии высокого роста и стремящееся получить высокую отдачу от вложений. Конечной целью такого предприятия является превращение в современное крупное эффективное предприятие. Эффективное функционирование быстрорастущего предприятия редко возможно без активной помощи государства и крупного бизнеса. Этот вид малого бизнеса активно развивается в сфере информационных услуг и инновационного бизнеса.

Так же как и в крупном бизнесе существуют серьезные страновые различия в структуре, сфере и темпах роста малого бизнеса. См. заметку об особенностях развития малого бизнеса в России.

Количественные критерии выделения малого бизнеса.

Для определения особого статуса, в законодательстве стран с развитой рыночной экономикой выделяют количественные критерии выделения малого бизнеса и определяют основные направления поддержки малого бизнеса. Малый бизнес не поддается простому определению.

В большинстве экономически развитых стран важными количественными критериями выделения малого бизнеса являются следующие показатели:

Численность занятых Так в США к малым и средним компаниям относят фирмы с числом занятых до 500 человек в обрабатывающей промышленности, в оптовой торговле до 100 человек, в розничной торговле и других отраслях до 50 человек. В Японии число занятых на предприятии, также является основным показателем, с помощью которого определяется принадлежность к этой категории. Оно должно быть менее 1000 человек в горнодобывающих отраслях, менее 300 человек – для всех других видов промышленности, транспорта, связи и строительства, менее 100 человек – в оптовой торговле и менее 50 человек – в розничной торговле и сфере услуг.

Размеры собственного капитала или совокупных активов;

Положение на рынке. Этот критерий менее количественно определен, чем предыдущие два. Его используют в тех случаях, когда в рамках поддержки малого бизнеса.государство поддерживает относительно крупные фирмы, играющие ключевые роли в экономике страны. Так в 1966 году Американская администрация малого бизнеса отнесла к категории малого бизнеса "Америкэн моторос". Это было сделано, для того, чтобы дать фирме возможность участвовать в торгах на получение правительственных подрядов. В то время компания "Америкэн мотрос" считалась 63-м крупнейшим производителем, имела 32 тыс. работников и выручку от продаж в размере 991 млн. долл. Свое решение Администрация малого бизнеса оправдывала тем, что предприятие не доминировало в отрасли и по своему положению и поддержка ее могла сыграть ключевую роль в обеспечении устойчивости национального автомобилестроения.

Каждый из перечисленных критериев не универсален, имеет свои достоинства и недостатки. Но так как легче всего учесть численность работников, то этот критерий чаще всего используется в разных странах для определения статуса малого бизнеса.

Крупный и малый бизнес в России

Значительны показатели эффективности малых предприятий. В целом по стране производительность труда на них превышает соответствующий показатель для крупного и среднего бизнеса в промышленности на 20-50%, в строительстве – на 90%, в торговле – на 90%. Соответственно и фондоотдача малых предприятий в этих отраслях выше в 2-2,5, в 1,9 и в 1,5 раза.

Предпринимательство в масштабе малого предприятия обладает рядом качественных особенностей. В первую очередь стоит отметить единство права собственности и непосредственного управления предприятием.

Вторая характеристика – так называемая обозримость предприятия: ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом.

Третья – относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара.

Четвертая – персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, поскольку, как еже отмечалось, малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей.

Пятое – ключевая роль руководителя в жизни предприятия: он полностью ответственен за результаты хозяйствования не только из-за имущественного рынка, но и вследствие своей непосредственной включенности в производственный процесс и все связанное с его организацией.

Шестая специфическая черта – семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность последних во всю деятельность предприятия.

Наконец, седьмая особенность связана с характером финансирования. Если "гиганты" черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи, то малые предприятия полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и "неформальный" рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.).

Также, как одну из особенностей, можно выделить высокую долю оборотного капитала по сравнению с основным фондом. Если у крупных предприятий это соотношение 80:20, то у малых оно составляет 20:80.

В ряду функций малого предприятия, прежде всего, важно отметить экономические функции, определяемые его ролью как, во-первых, работодателя; во-вторых – производителя продукции и услуг, в-третьих – катализатора научно-технического прогресса, в четвертых – налогоплательщика, в пятых – агента рыночных отношений.

Не менее значимы функции социальные. Во-первых, через малые формы предпринимательской деятельности многие люди раскрывают и реализуют свой творческий потенциал. Во-вторых, в основном здесь используется труд социально уязвимых групп населения (женщин, учащихся, инвалидов, пенсионеров, беженцев и т.д.), которые не могут найти себе применение на крупных предприятиях. В – третьих, малые предприятия являются главным продуцентом мест производственного обучения, своеобразным "полигоном" для обкатки молодых кадров. В-четвертых, небольшие предприятия, прежде всего в сфере обслуживания, удовлетворяют потребности людей в общении (но его они лишены, например, в супермаркетах).

Уже сегодня актуальна и будет актуализироваться и далее экологическая функция малого бизнеса, которая уже имеет место в странах с развитой рыночной экономикой.

Основные формы российского крупного бизнеса: интегрированная бизнес-группа, компания, крупное независимое предприятие.

Понятие интегрированной бизнес группы (ИБГ). ИБГ – это совокупность предприятий (юридических лиц), как правило, из разных отраслей и секторов, которые в силу сложившихся между ними связей регулярно выступают в отдельных важных аспектах деятельности как единый экономический агент. В этой совокупности можно выделить важный ее член, выполняющий функции центрального элемента. При этом связи могут быть мягкими или жесткими, формальными или неформальными, прозрачными или непрозрачными для внешнего наблюдателя. Важно лишь, чтобы они были минимально устойчивыми и обязывающими.

Во-первых, большая часть групп включают в себя предприятия как из реального, так и финансового сектора, а в рамках реального сектора – из технологически не связанных между собой отраслей. Иными словами, большинство ИБГ являются финансово-промышленными конгломератами.

Во-вторых, в ИБГ можно выделить два основных интегрирующих механизма. Это отношения собственности, с одной стороны, и управленческие услуги, оказываемые центральным элементом остальным участникам группы, с другой.

В-третьих, ИБГ весьма разнообразны по внутреннему устройству – от классических холдингов, формируемых за счет владения контрольными пакетами акций, до таких групп, в которых предприятия связаны между собой лишь неформальными взаимными обязательствами их основных собственников или управляющих.

В-четвертых, центральным элементом ИБГ может быть либо более крупный и важный ее член (деятельностный центр), либо специально созданная структура, концентрирующая управленческие функции, либо совокупность физических лиц, имеющих возможность принимать решения, обязательные для всех членов группы.

Компанией будем называть совокупность предприятий реального или финансового сектора, сформированную вокруг некоторой технологической цепочки либо вокруг продукта или группы продуктов (т.е. вертикально интегрированную либо горизонтально диверсифицированную) и при этом выступающую как единый экономический агент во всех вопросах, кроме, может быть, оперативных. Обязательным признаком компании является то, что она включает в себя несколько юридических лиц, причем сопоставимого масштаба и в принципе способных существовать в рыночной экономике самостоятельно.

Таким образом, компания отличается от ИБГ большей производственной и экономической целостностью. Вместе с тем компании можно считать частным случаем ИБГ, удовлетворяющим указанным выше свойствам.

Основные этапы истории российского крупного бизнеса:

В 10-летней истории российского бизнеса можно выделить четыре основных этапа:

- предыстория (1992–первая половина 1995 гг.);

- становление (вторая половина 1995-1997 гг.);

- кризисная и посткризисная динамика (1998-1999 гг.); испытание подъемом (2000-2001 гг.).

Предыстория. В этот период российский крупный бизнес был представлен торгово-финансовыми конгломератами, сформировавшимися вокруг ряда бирж, банков, а также бывших советских внешнеторговых объединений. Причем к концу периода биржевые конгломераты исчезли почти без следа, а банковские и внешнеторговые – в основном интегрировались и значительно увеличили свою экономическую мощь.

В этот же период происходило формирование государством компаний в топливно-энергетическом комплексе и приватизация (главным образом ваучерная) основной части обрабатывающей промышленности. Однако ни указанные компании, ни отдельные промышленные предприятия, даже наиболее значимые и адаптировавшиеся к новым экономическим условиям, в подавляющем большинстве случаев еще не могли быть отнесены к крупному бизнесу, поскольку и по форме (принадлежность контрольного пакета), и по способам работы оставались государственными.

Становление. Именно в эти два с половиной года, во-первых, закрепились основные формы существования российского крупного бизнеса. Во-вторых, возникли или стали действительно рыночными агентами большинство ИБГ и компаний, занимающих ведущие позиции до настоящего времени. В-третьих, сформировались принципы и приоритеты, обеспечивающие их успешное функционирование, основными из которых являются следующие:

– Финансово-промышленная интеграция. Для ИБГ – это присутствие в ее составе предприятий как реального, так и финансового сектора. Для компаний – наличие постоянных дружественных структур из другого сектора, причем сопоставимых по масштабу.

– Нераздельность собственности и управления. Одна и та же группа физических лиц является одновременно и топ-менеджерами ИБГ или компании, и прямо или косвенно ее крупнейшими акционерами (или крупнейшими акционерами входящих в нее предприятий). Причем эта группа достаточно стабильна во времени.

– Динамичность и ситуативность формальной структуры собственности и управления, которая не имеет самостоятельного значения. (Впрочем, этот принцип не действует для компаний, руководство которых стремится к росту капитализации, а их число в последние годы растет.)

– Бережное отношение к кадрам. Высший менеджмент покупаемого предприятия или компании, если он лояльно воспринимает нового собственника, не смещается, а сдвигается на вторые, но не номинальные роли, и сосуществование с ним длится довольно долго.

Ведущие интегрированные бизнес-группы и компании:

Крупный российский бизнес выполняет роль локомотива национальной экономики. Он до сих пор гораздо эффективнее основной массы средних и мелких компаний и по производительности труда, и по рентабельности, и, наконец, по темпам роста. В силу своего особого положения, за годы реформ крупный российский бизнес сконцентрировал в своих руках основные денежные потоки. Как следствие он смог сформировать довольно сильные команды высокооплачиваемых, высококвалифицированных менеджеров.

По данным журнала "Эксперт" на долю двухсот крупнейших российских компаний приходится более половины всего промышленного производства в стране. Суммарный объем реализации в 2004 году двухсот крупнейших предприятий достиг 3, 67 трлн. руб. или 130,4 млрд. долларов.

Взаимодействие малого и крупного бизнеса в России

Таблица 2.1. Крупнейшие российские компании в 2004 г. по данным рейтинга журнала "Эксперт".

Основные отличия крупных российских фирм:

Государственная поддержка малого бизнеса в России

Практика государственного содействия немонополистическому сектору экономики развитых стран показывает, что правительственный выбор основных направлений этого содействия происходит на основе исследований данного круга проблем. Поэтому важнейшая задача органов власти определить приоритетные направления развития малого бизнеса. В России к таким направлениям отнесены:

- Производство и переработка сельскохозяйственной продукции;

- Производство продовольственных, промышленных товаров, товаров народного потребления;

- Лекарственных препаратов и медицинской техники;

- Оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг;

- Строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения.

Соответственно, одним из важных инструментов государственного содействия развитию мелкого бизнеса является прямая финансовая помощь, которая осуществляется посредством льготного субсидирования малых фирм, предоставления гарантий при получении ими займов из других источников и льготного налогообложения.[13]

Важным инструментом государственного содействия малым предприятиям в большинстве промышленно развитых стран является система государственных заказов. Данная форма отношений позволяет обеспечить малому бизнесу гарантированный рынок сбыта, ускорить процесс накопления капитала, расширить производственные мощности, укрепить конкурентоспособность, модернизировать оборудование и многое другое.

Достаточно широкое развитие получили организуемые государственными органами и частными предприятиями специальные службы по оказанию различных консультационных услуг малым компаниям.

Особая система государственной поддержки существует для предприятий, занимающихся научно-исследовательскими работами. Главное место в этой системе занимают финансовая помощь и информационное обеспечение исследовательских работ.

Сейчас, при корректировании многими политическими партиями и движениями своих программ, в них можно заметить меняющееся отношение к малому бизнесу. Так из всех программ можно выделить главные общие идеи:

- Приоритетное развитие малого предпринимательства – не самоцель, а одно из основных условий экономического и социального возрождения России.

- Массовое широкомасштабное развитие малого предпринимательства позволит предоставить работу миллионам граждан, высвобождающихся из государственных и приватизированных предприятий. По оценкам И.Хакамады: около 50 млн. человек.

- Реализация мероприятий по обеспечению производственной и инновационной поддержки малых предприятий позволит создать значительное количество новых малых предприятий, до 12 млн. предприятий, и новых рабочих мест, прежде всего, для социально незащищенных слоев населения.

- Малое предприятие, играющее все большую роль в региональных социально-экономических процессах, учитывает своеобразие каждого региона, формирует значительную долю доходной базы бюджета и является решающим фактором экономической стабилизации через создание местных потребительских рынков и новых рабочих мест.[12]

Если не вдаваться в подробности, то сегодня выделяют четыре основных направления для решения проблем малого бизнеса. Первое – поменять психологию власти к малому бизнесу. Отойти от мнения, что малый бизнес не платит налоги и находится в серой экономике. Второе – реформирование и упрощение налогообложения. При сегодняшней системе, когда отнимается львиная доля дохода, предприятия вынуждены уклоняться от налогов.

В-третьих, сделать прозрачными и внести ясность в акты купли-продажи имущества. И, наконец, решить вопрос с землей, иначе аграрная Россия будет питаться импортом. Четвертое – стимулировать инвестиции населения, которое уже не доверяет ни банкам, ни государству, в малый бизнес. А это, по некоторым оценкам, заставить работать от 20 до 40 млрд. долл., хранящимся под подушками и матрасами.

Россия должна жить по принципу, что государство обслуживает потребности и запросы общества, а не наоборот.

Литература

1. Андреева И. О критериях выделения малого и бизнеса / И.Андреева, К.Павлов // Общество и экономика. – 2007. – N 7. – C.62-79.

2. Анпилов А.И. Проблемы малого предпринимательства в национальной экономике // Актуал. пробл. совр. науки. – 2006. – N 6. – С.14-22.

3. Ахмадеев М.Г. Инновационное развитие малого и крупного бизнеса // Вестник ТИСБИ. – 2002.- №3. – с. 12-18.

4. Балацкий Е. Малый и крупный бизнес: тенденции становления и специфика функционирования / Е.Балацкий, А.Потапова // Экономист. – 2001. – N 4. – С.45-54.

5. Видяпин В.И., Добрынин А.И., Журавлева Г.П., Тарасевич Л.С.. Экономическая теория: Учебник..- М.:ИНФРА-М, 2005.672 с.

6. Видяпин В.И. Экономическая теория: Учебник. – М.: ТНФРА-М, 2005. – 451с.

7. Грязнова А.Г., Соколинский В.М. Экономическая теория: учеб. пособие – 2-е изд. – М.: КноРус, 2005. – 463с.

8. Грязнова А.Г., Федотова М.А. Оценка бизнеса: учебник- М., 2002. – 512с.

9. Горфинкель В.Я, Швандар В.А.. Малые предприятия: организация, экономика, учет, налоги: учеб. пособие. – М., 2001. – 357с.

10. Качканов В.П. Институциональные аспекты организации взаимодействия крупного и малого бизнеса в экономической теории/ Сборник статей участников международной научной конференции "Методология экономической науки и методика преподавания экономической теории".Том 1 / Под ред. д.э.н. К.А. Хубиева – М.: ТЕИС, 2006. – с. 23-46.

11. Кусич С. Малый и бизнес: институциональные трансформации и дух предпринимательства / С.Кусич, В.Свиянович, А.Вайсбах // Вестн. Моск. ун-та. Сер.6. Экономика. – 2003. – N 4. – С.46-65.

12. Павлов К.В. Проблемы выделения малого и бизнеса с учетом позитивного зарубежного опыта / К.П.Павлов, И.Г.Андреева // Нац. интересы: приоритеты и безопасность.

13. Савченко В.Е. Государственное предпринимательство в рыночной экономике. – М., 2000. – 295с.

14. Чепурин М.Н. и Киселева Е.А.. Курс экономической теории: Учебник – Киров: "АСА", 2002. – 650с.