Выдающиеся люди в Древнем Египте

Выдающиеся люди в Древнем Египте.

Статьи по теме
Искать по теме

Плодородные берега Нила вскормили уникальную цивилизацию, по сей день привлекающую к себе внимание не только ученых, но и простых людей. Египет во все времена выделялся среди прочих культур. Подготавливаясь к неизбежной смерти, египтяне оставили после себя наследие, живущее в веках. Несмотря на то, что вся их жизнь была лишь коротким путешествием в загробный мир, не найдется такого народа, который оставил бы после себя более основательные памятники – их без стеснения можно назвать вечными.

Соседи Египта отдавали дань уважения этой великой стране. Многие философы и ученые Древней Греции считали за честь учиться у египтян мудрости. Египет для них был страной чудес, родиной самых древних богов. Само слово "Египет" ("загадка", "тайна") греческого происхождения, египтяне же называли свою страну Кемет, что означает "чёрная земля".

Государства-современники страны пирамид давно исчезли с лица Земли, оставив после себя разрушенные города, но интерес человечества не иссяк. Однако проникнуть в историю этой великолепной страны оказалось не так-то просто. Лишь в XIX веке произошло одно из самых ярких открытий в истории мировой науки. Ему предшествовали, без преувеличения, века бесплодных усилий и ошибок. Чем только не считали иероглифы: римский поэт Лукиан, живший в I веке нашей эры, даже называл их магическими знаками.

После дешифровки иероглифов ученые смогли ответить на множество вопросов, но загадок осталось не меньше. С нескольких тысяч лет истории великого государства стряхнули вековую пыль, предлагая самым пытливым умам добраться до истины и пролить свет на события, происходившие в одной из колыбелей современной цивилизации, оценить вклад древних египтян в сокровищницу мировой культуры, науки и искусства.

Роль личности в истории

Если начать с азов, то человеческое общество – это высшая ступень организации живых систем. Общество выступает для личности одновременно как совокупность всех социальных условий ее жизни и как результат развития всех первичных коллективов. Первичный коллектив – это общество в миниатюре, именно здесь происходит непосредственное взаимодействие личности и общества. Однако общество не является чем-то безликим, сплошным и однородным. Оно представляет собой соединение всего множества неповторимых индивидуальностей, которые, в конечном итоге, и являются одним из двигателей его развития. Давно известно высказывание о том, что человек – "социальное животное". Социум порождает личность и одновременно, в высшем понимании этого, создает из отдельных ярких представителей инструмент для своего совершенствования. Человек, со своей стороны, стремится либо раствориться в обществе и быть "как все", либо пытается утвердить свою власть над обществом и направить его развитие в удобную для себя и правильную, в своем понимании, сторону. Вся история во многом строилась именно на отдельных, ярких представителях человечества, которые поворачивали ее ход. По большей части это были завоеватели, но нельзя и недооценивать вклад в развитие социума таких людей, как, скажем, Имхотеп, которого смело можно ставить в один ряд с Леонардо да Винчи, Ньютоном и Эйнштейном. Невозможно не учитывать то влияние на умы социума, которое оказывают подобные люди. А значит, необходимо признать, что без ярких исторических личностей мы не имели бы и той истории, которой сейчас обладаем.

Египетская цивилизация во многом является колыбелью нынешней европейской цивилизации. Если провести приблизительные линии соприкосновения от наших дней до эпохи пирамид, то мы увидим огромные культурно-научные заимствования, сделанные из древнегреческих и римских традиций, которые, в свою очередь, учились у египтян. Таким образом, получается, что знаменитые цари и фараоны косвенно влияли на то, какой наша жизнь окажется сегодня. Я предлагаю поближе рассмотреть тех из них, чьи имена на слуху у каждого образованного человека.

Во-первых, это фараон Джосер, с которого началась сама эпоха пирамид. Во-вторых, это его ближайший соратник, Имхотеп, без стараний которого эта эпоха запоздала бы, возможно, на столетия. В-третьих – царица Хатшепсут, самая знаменитая их женщин-фараонов. И в заключение – фараон Рамзес II, являющийся как бы квинтэссенцией бытия фараоном, без преувеличения сумевший обожествить себя и свое имя.

Как возник Древний Египет

Нил – самая длинная река в мире. Его истоком считается река Кагера, протекающая по современным Руанде, Танзании и Уганде. Она впадает в знаменитое озеро Виктория, самое большое озеро Африки, и вытекает из него под названием Виктория-Нил. После соединения с водами озера Альберта она получает название Белый Нил. Возле Хартума этот поток соединяется с Голубым Нилом. Нил протекает по Нубийской и Аравийской пустыням и примерно в двухстах километрах от Каира множеством рукавов впадает в Средиземное море.

Примерно десять тысяч лет назад в своем нижнем течении, то есть на территории современного Египта, Нил заливал всю долину. В Европе это время подходил к концу ледниковый период, а в Северной Африке из-за потепления климата начались постоянные устойчивые засухи. Примерно к началу неолита Нил сузился до своих нынешних размеров, а некогда плодородные территории Северной Африки превратились в безжизненные пустыни.

Засуха вынуждала кочевников следовать за отступающей водой. На месте огромного озера образовалась долина, в которой небольшие озерца стоячей воды перемежались болотами, густо поросшими тростником. Здесь в избытке водилась рыба, а на водопой собирались антилопы, овцы, козы, служившие источником пищи для львов и крокодилов. Дополняли идиллическую картину нильского рая бегемоты и стаи птиц.

Земля в долине, напитанная влагой, была чрезвычайно плодородна, так что у первых обитателей этих мест не было никаких оснований менять привычный кочевой образ жизни.

Доисторические люди, населявшие эти края, принадлежали к средиземноморской расе. Позднее они смешались с кочевыми племенами, пришедшими из Палестины. Так возник этнический тип египтянина: среднего роста, с крупной головой, крепкими костями, сильными запястьями и лодыжками. Представители этого типа в наши дни все еще встречаются среди крестьян в отдаленных областях Египта. Переселенцы из Палестины принесли с собой совершенно новый род занятий – земледелие.

Постепенно кочевники-земледельцы превращались в оседлое население. Вполне вероятно, что причиной этого была возможность здесь, у берегов Нила, убирать куда более богатый урожай, чем на других территориях. Они начали вести рациональное земледелие, и результатом этого стало рождение цивилизации оседлых крестьян – феллахов.

Когда земледельцы поняли, что работа сообща увеличивает конечный результат труда, семьи начали объединяться в общины, чтобы расширить границы своих полей. Несколько общин образовывали поселение, а соседние поселения – "номы" (области), своего рода административные округа, имевшие один политический и религиозный центр, войско, герб и богов–покровителей. В итоге вся территория Египта оказалась поделена на сорок две крупные области. Двадцать две из них располагались в дельте Нила возле Средиземного моря, оставшиеся двадцать – в долине реки.

Из этих номов впоследствии образовались два независимых царства: Верхний Египет в долине Нила и Нижний – в дельте. Фараоны Верхнего Египта носили белую корону, их защитником и покровителем земли считался коршун. Корона Нижнего Египта была красной, а покровителем считалась кобра.

Согласно списку фараонов Манефона, около 2900 г. до нашей эры Верхним Египтом правил фараон Мен. Он силой заставил объединиться Верхний и Нижний Египет, создав единое царство, простиравшееся с севера на юг почти на тысячу километров, от Средиземного моря до первых нильских порогов. Объединение Египта Меном считается началом египетской истории. Тем не менее, деление на две территории существовало до окончания эпохи Древнего царства, а фараоны именовались правителями Верхнего и Нижнего Египта. В масштабах страны это объединение сыграло феноменально прогрессивную роль.

В истории Древнего Египта различаются три основных периода: додинастический (с 5000-2900 гг. до нашей эры); период Раннего царства, когда правили фараоны I и II династий (2900-2660 гг.); Древнее царство – с III по VI династию (2660-2160 гг.).

Джосер, отец пирамид.

В начале XXX века до н.э. начался величественный период Пирамид. Символично, что именно в это время власть фараонов стала практически абсолютной.

Самым выдающимся фараоном Третьей династии был Джосер Нечерихет, ее основоположник. Он продолжал разработку медных рудников на Синайском полуострове и раздвинул границы страны на юге, подчинил Египту беспокойные племена северной Нубии. О нем самом и о его правлении сохранилось довольно мало сведений, и большинство из них почерпнуты из его собственной гробницы.

К началу правления Джосера относится революционный переворот в древнеегипетском строительстве: изобретение каменной кладки. Ступенчатая пирамида Джосера является самым древним каменным сооружением на Земле. Первая попытка человека создать монументальное сооружение на века оказалась успешной. Кстати, имя Джосер было дано фараону посетителями комплекса спустя тысячи лет после его постройки. На стенах присутствует только одно имя – Неджерикхет.

Прообразом пирамиды Джосера стали огромные мастабы фараонов I-ой династии, построенные из кирпича-сырца. Арабское слово "мастаба" буквально переводиться как "скамья". Название возникло, из-за внешнего сходства с глинобитными скамьями. Позднее этот тип гробницы уступил место другому, в котором усыпальница и прилегающие покои вырубались в скале под землей и сообщались с поверхностью через глубокую шахту.

Место, выбранное Имхотепом для возведения комплекса пирамиды Джосера, находилось на краю плоскогорья, откуда открывался прекрасный вид на Мемфис. Наземная часть гробницы представляла собой прямоугольное сооружение из кирпича-сырца, а впоследствии из камня. Ступенчатая пирамида Джосера сначала тоже представляла собой обыкновенную каменную мастабу. В своем развитии она прошла пять стадий. Сначала архитектор выстроил большую мастабу, сходную с аналогичной гробницей, воздвигнутой для Джосера в Бет-Халлафе, в Верхнем Египте. Но если та была сооружена из необожженного кирпича, то мастабу в Саккаре сделали уже из каменных блоков.

За время правления Джосера ее расширили во все четыре стороны. Затем архитектор еще раз изменил свои планы и сделал гробницу продолговатой. Но и это его не удовлетворило, так что он в четвертый раз расширил постройку и сделал нечто такое, чего не делал еще ни один строитель гробниц: на верхней площадке были поставлены еще три мастабы, каждая из которых была меньше предыдущей.

Так появилась первая ступенчатая пирамида – мать всех пирамид. Именно она послужила началом для великого периода египетской истории, подарившего миру блестящие творения искусства – пирамиды IV-й Династии.

Впечатленный результатом, Джосер приказал сделать гробницу еще больше. Он велел расширить ее основание до размеров 124 на 117 м. На вершине соорудили шесть уменьшающихся в размерах террас и облицевали известняком, доставленным с противоположного берега Нила.

Именно в таком виде, если не считать известняковых плит, пирамида Джосера сохранилась до наших дней. Архитектором, построившим эту пирамиду, был советник Джосера – Имхотеп. За свои заслуги впоследствии он был обожествлен.

Как показали раскопки, первоначально пирамида Джосера была центром огромного ансамбля каменных зданий. Имхотеп обнес пирамиду гигантской стеной, которая на момент постройки составляла около десяти метров в высоту и простиралась на полтора километра. Внутри ограды воздвигли целый комплекс каменных сооружений, облицованных известняковыми плитами с высеченными на них рельефами. Нигде в Египте больше не встречались подобные резные плиты.

Некоторые из этих сооружений имели отношение к так называемому празднику Сед – ритуалу, восходящему к далеким временам. В глубокой древности у египтян существовал обычай по прошествии определенного числа лет предавать престарелых фараонов преждевременной насильственной смерти. Люди верили, что от мощи властителя зависит плодородие земли, процветание страны и народа. Когда сила фараона с годами ослабевала, он умерщвлялся, а корону получал новый фараон. Считается, что такая смена правителей происходила каждые 30 лет. В последующие годы этот варварский обычай был заменен религиозно-магическим обрядом обновления царской власти – "празднеством Сед". Подробности этой церемонии нам не известны, но, по-видимому, в нее входило жертвоприношение богам Верхнего и Нижнего Египтов, после которого фараон короновался заново. Фараона во время празднества отождествляли с Осирисом, богом мертвых. Осирис был убит, а затем возродился для бессмертия. Обожествленный фараон мог быть уверен, что и его жизнь будет вечно обновляться.

Грандиозные сооружения, воздвигнутые Джосером, говорят о его власти и могуществе. Он установил в Египте своеобразную форму правления, названную в истории Восточной деспотией. При таком образе правления власть деспота не ограничивалась никем и ничем.

Имхотеп, предшественник Леонардо да Винчи.

Его называли первым гением в истории человеческой цивилизации и предшественником Леонардо да Винчи. Даже после его смерти его почитали несколько тысячелетий. Долгое время ученые предполагали, что Имхотеп – не более, чем мифологический персонаж. Было весьма трудно поверить в то, что один человек мог обладать столь различными достоинствами. Время от времени Имхотепа называли "Леонардо Да Винчи Древнего Египта", но фактически он был ещё большим. Да Винчи получил репутацию гения, а Имхотеп был в конечном счете возвеличен в статус бога.

Он был первым в мире архитектором, строителем первой египетской пирамиды, врачом, жрецом, поэтом и верховным советником фараона Джосера. Надписи на статуи фараона представляют Имхотепа как "канцлера царя Нижнего Египта", "первое лицо после фараона", "главного скульптора", "главного плотника".

До современной египтологии дошло множество титулов Имхотепа. Есть титулы, записанные во времена его жизни, есть титулы, записанные в источниках намного более поздних – в эпоху эллинизма. Однако ни в одном из его титулов нет упоминания о какой бы то ни было связи Имхотепа с правящей династией. И сейчас многие ученые согласились с тем, что Имхотеп поднялся до высот первого лица Египта, будучи по рождению простолюдином. К сожалению, даже эта подробность его жизни фактически ничем, кроме предположений, не подтверждена.

Существуют довольно поздние эпиграфические данные из Вади-Хаммамат, датируемые промежутком между 495 и 491 гг. до нашей эры, записанные архитектором Хнумибра. В них он упоминает о величайших представителях своей династии, все из которых были архитекторами на царской службе. Он начинает свой список с имени Канефера, начальника работ Верхнего и Нижнего Египта. За ним следует сын Канефера – Имхотеп. Как считают некоторые египтологи, это вполне мог быть "наш" Имхотеп. Если эта догадка верна, то получается, что он был сыном чиновника и происходил из семьи зодчего.

До нас дошёл, хоть и обширный, но все же неполный список титулов Имхотепа. Основываясь на нем, мы можем составить приблизительное представление о занимаемых им должностях. Некоторые титулы сохранились на памятниках, современных ему, в частности, его имя было нанесено на пьедестале статуи Джосера; часть его титулов сообщают нам более поздние источники. Несмотря на то, что между жизнью Имхотепа и поздними записями его титулов существует огромный хронологический разрыв, мы можем предположить, что эти данные достоверны, поскольку египтяне умели хранить свою историю.

Согласно современным Имхотепу источникам, он был управляющим царским двором, Верховным жрецом Гелиополя и начальником скульпторов и каменотёсов. По более поздним данным, кроме этого, он был еще и начальником припирамидного комплекса Джосера, и начальником жрецов. По имеющимся у нас сведениям можно сделать вывод, что Верховный жрец Ра вполне вероятно мог быть начальником всех жрецов Египта и визирем Египта. Такое бывало не раз в египетской истории. Многих высших должностей Имхотеп добился благодаря своему гениальному уму. Но не исключено, что часть обязанностей и привилегий перешла к нему по наследству. Такое нередко бывало в древнеегипетской истории.

Имхотепа можно по праву считать изобретателем каменного зодчества. В ремесленном производстве Древнего Египта камень использовался задолго до Джосера и Имхотепа. Однако именно Имхотеп решился выстроить из камня царскую гробницу. Более того, он решил создать не одну, а сразу несколько наложенных друг на друга мастаб, в результате чего получилась Ступенчатая пирамида – одна из первых в истории человечества монументальных каменных построек и первая в истории человечества дошедшая до нас пирамида.

Второе изобретение Имхотепа также связано с пирамидой Джосера. Он спроектировал и воздвиг каменный храмовый комплекс у усыпальницы фараона, который стал первым сооружением Египта, полностью построенным из известняка. Однако декоративные элементы, колонны, крыши, карнизы и стены этих строений точно повторяли детали и формы традиционных кирпичных и деревянных построек той эпохи. Центром комплекса стала ступенчатая пирамида, окруженная культовыми постройками.

Гений Имхотепа не ограничивался строительством, хотя прежде всего он был именно зодчим. Он остался в памяти потомков великим ученым и писателем. "Поговорки" Имхотепа стали началом развития фольклорной литературы Египта, а его медицинские записи дают представление о его высочайших достижениях в этой области. Как врач, Имхотеп был автором так называемого "Папируса Эдвина Смита", в котором приведено более девяноста анатомических терминов и сорока восьми описаний травм. Считается, что школа медицины в Мемфисе – за тысячелетия до рождения Гиппократа – была основана именно Имхотепом. Неудивительно, что, что позднее он послужил прототипом для греческого бога медицины Асклепия.

Сэр Уильям Ослер писал, что Имхотеп диагностировал и лечил более чем 200 болезней, 15 болезней живота, 11 мочевого пузыря, 29 болезней глаз, 18 кожи, а также волос, ногтей и языка, имел дело с туберкулезом, аппендицитом, подагрой и артритом, выполнял хирургические операции, занимался лечением зубов и получал лекарства из растений. Он также знал расположение и функции жизненно-важных органов и кровеносной системы.

Британская энциклопедия гласит, что свидетельства, предоставленные египетскими и греческими источниками, дают представления об Имхотепе как об уважаемой в эпоху ранней цивилизации фигуре. Его престиж с течением столетий только возрос, а его храмы даже в греческие времена стали центрами медицинского обучения.

Наряду с медициной Имхотеп был учителем архитекторов и писцов. Джеймс Генри Брэстед писал: "В жреческой мудрости, в сложении мудрых пословиц, в медицине и архитектуре этот замечательный человек эпохи Джосера стал настолько широко известен, что его имя никогда не было забыто. Он сделался вдохновителем писцов будущих поколений."

Имхотеп также широко известен как жрец Маа, носивший высший титул Ур Маа.

Историки называют его примером "культа личности", когда человек благодаря своим деяниям после смерти считается святым. Примерно через сто лет после смерти Имхотеп был канонизирован как покровитель медицины и письма. Его чтили наравне с Тотом – хранителем священной мудрости, и, подобно Тоту, иногда отождествляли с птицей-ибисом. Первыми христианами Имхотеп почитался как святой. Христианские римские императоры помещали на стенах египетских храмов восхваления Имхотепу.

Есть легенды, что Имхотеп помогал людям и после своей смерти. К месту его почитания в Саккаре египтяне несли приношения в виде мумифицированных ибисов, а больные в надежде на исцеление приносили вылепленные из глины "модели" больных частей тела.

Статуя Имхотепа стала первым портретом ученого – ее обломки обнаружили в заупокойном храме фараона. Что до изображений, созданных потомками после его смерти, то статуэтка Имхотепа есть в каждом крупном музее мира.

Он прожил долгую жизнь и умер в период правления фараона Хуни. Место его погребения не найдено.

Хатшепсут – царица, ставшая фараоном

Хатшепсут можно с уверенностью назвать первой феминисткой в истории человечества. Как правило, египетские царицы не имели никакого доступа к реальной власти, а потому стремились сделать все возможное и невозможное для того, чтобы занять трон, если он оказывался пустым. Мало кто смог сделать это настолько успешно, как великая правительница Хатшепсут. Ее царствование принесло Египту 22 года мирной жизни и процветания, а также оставило будущим поколениям ряд прекрасных памятников архитектуры.

Она была дочерью Тутмоса I и единственной пережившей детский возраст наследницей династии. Ее мужем был ее сводный брат, Тутмос II. Когда последний скончался после четырех лет правления, ей было всего 30 лет. Хатшепсут стала регентшей при 12-летнем Тутмосе III, сыном одной из младших жен фараона. Когда срок ее регентства истек, она продолжала фактически править страной, объявив себя фараоном при поддержке жрецов и своего главного управителя Сенмута. Не желая при этом убирать с дороги своего приемного сына, она признала его своим соправителем, позволив ставить его имя рядом со своим на документах и памятниках. С этого времени ее стали изображать в мужском облике, с накладной бородой и в наряде, приличествующем фараону. Первоначально статуи и изображения Хатшепсут представляли её с женской фигурой, но в мужских одеждах, а в позднейших аналогах её образ был окончательно трансформирован в мужской. Тем не менее, в надписях на стенах храмов царица продолжала называть себя прекраснейшей из женщин и отказалась от одного из царских титулов – "Могучий бык".

Так как фараон в Египте был воплощением Гора, он мог быть только мужчиной. Поэтому Хатшепсут часто одевала на официальных церемониях мужские одежды и фальшивую бородку, однако далеко не в обязательном порядке: отдельные статуи царицы продолжают изображать её в повседневном виде – в обтягивающей женской одежде, накидке-немесе и без накладной бороды.

После восхождения на престол Хатшепсут была провозглашена фараоном Египта под именем Мааткара Хенеметамон со всеми регалиями, а также названа дочерью Амона-Ра. Власть царицы, опиравшейся, прежде всего, на жречество Амона, узаконивалась с помощью легенды о "божественном браке", во время которого сам бог Амон снизошел с небес к земной царице Яхмес для того, чтобы, приняв облик Тутмоса I, зачать "свою дочь" Хатшепсут. Кроме того, в церемониальных надписях утверждалось, что царица была избрана наследником египетского престола ещё при жизни своего земного отца, что вовсе не соответствовало действительности. Впоследствии официальная пропаганда постоянно использовала легенду о божественном происхождении Хатшепсут для оправдания её пребывания на престоле.

Правление Хатшепсут ознаменовало собой небывалое процветание и возвышение Египта. Из всех сфер своей государственной деятельности Хатшепсут проявила себя прежде всего как фараон-строитель. Больше неё строил, пожалуй, только Рамсес II. Архитектурные пристрастия царицы требовали денег, но Хатшепсут и в экономическом плане сделала Египет процветающим. В это время заканчивалось формирование классических рабовладельческих отношений, велась активная торговля. Около 1482/1481 до нашей эры она снарядила экспедицию в составе более чем двухсот матросов и пяти кораблей в страну Пунт, известную также как Та-Нечер – "Земля Бога". Местонахождение этой страны до сих пор точно не установлено. Скорее всего, это может быть побережье Восточной Африки в районе Африканского Рога, то есть на территории современного полуострова Сомали. В ходе экспедиции египтяне закупили в Пунте древесину чёрного дерева, мирровое дерево, разнообразные благовония, в том числе ладан, чёрную краску для глаз, слоновую кость, ручных обезьян, золото, рабов и шкуры экзотических животных. Рельефы храма в Дейр эль-Бахри представляют все подробности этой кампании. На них детальнейшим образом переданы флот Хатшепсут, особенности ландшафта Пунта с лесами благовонных деревьев, экзотическими животными и домами на сваях. Кроме этого, на стенах храма изображена сцена признания правителями Пунта формальной власти Хатшепсут.

Долгое время считалось, что Хатшепсут как женщина не могла проводить военных походов, а её правление было предельно мирным, что якобы вызвало недовольство армии. Однако новейшие исследования доказали, что она лично возглавляла один из военных походов в Нубию, а также контролировала Синайский полуостров, Финикийское побережье, Южную Сирию и Палестину.

После смерти Хатшепсут Тутмос III, долгие годы фактически отстраненный от власти, отнесся к ее памяти далеко не рыцарским образом. Вокруг ее обелисков, в зале ее отца в Карнаке, он велел построить каменную стену, закрывшую ее имя и сведения о том, что она воздвигла их. Он приказал отовсюду стереть ее имя и уничтожить все ее изображения.

Но, хотя имя царицы изъяли из хроник, оно все же дошло до наших дней. В великолепном храме Хатшепсут ее слава все еще живет, и каменное ограждение обрушилось, демонстрируя современному миру истинное величие царицы.

На одном из ее обелисков начертано:

Вот, мечется сердце мое туда и обратно,

Думая, что же скажут люди,

Те, что увидят памятники, мной сотворенные, спустя годы...

Услышав это, не говори, что это похвальба,

Но скажи: "Как похоже это на Ее Величество Хатшепсут,

Как достойно отца ее, бога Амона!"

Рамзес II. Ра родил его.

Рамзес II стал соправителем своего отца, когда ему было всего десять лет (по другим источникам – восемь). Поначалу он был наместником фараона в Эфиопии, где ему приходилось бороться с набегами туземцев. Возраст наследников во все времена не считался препятствием для занятия высочайших постов. Будучи десятилетним ребенком, он командовал армией, а в четырнадцать вместе с отцом участвовал в битве у города Кадеш с племенами хеттов – одержал победу, пусть и кратковременную, но зато первую в жизни.

Вступив на престол, он продолжил походы своего отца, занявшись восстановлением власти Египта в Палестине. Его попытки оказались успешными. В Сирии войска Рамзеса столкнулись с хеттами, которые также претендовали на новые земли. В одной из происшедших там битв, по свидетельству официальной хроники, юный фараон проявил чудеса личной храбрости, что решило дело в его пользу. Эта победа была увековечена на стенах храмов в Абусимбеле, Луксоре и Дерре, придворный поэт воспел ее в эпосе Пентаура. В 1296 году до нашей эры война с хеттами завершилась заключением мирного договора с царем Хетасиром III. Это был первый известный в истории международный договор.

Пока интересы Рамзеса расширялись, отец начал подбирать молодому наследнику гарем. В то жестокое и неспокойное время это была необходимая мера. Вскоре рамзес становится отцом двух наследников от двух жен – красавицы Нефертари и Истнофер подарили ему сыновей. В течение десяти лет каждая из них родила не менее пяти сыновей и нескольких дочерей. Другие его жены тоже внесли свой вклад в пополнение потомства. Истории известно семь его главных жен, три из которых были его дочерьми (вполне возможно, что это были всего лишь ритуальные браки), За свою долгую жизнь Рамзес стал отцом не менее сорока пяти сыновей и сорока дочерей (по другим подсчетам, их было соответственно сто одиннадцать и шестьдесят семь).

В перерывах между активным укреплением своего рода Рамзес большую часть времени проводил на строительных площадках, следя за возведением гигантских сооружений, задуманных еще его отцом. Ученые полагают, что такое стремление к гигантизму было спровоцировано не столько желанием сохранить свое имя на веки вечные, сколько вполне человеческим стремлением во что бы то ни стало убедить всех в своем божественном происхождении. К тому времени Египет представлял собой огромную империю с хорошо разветвленным и развитым бюрократическим аппаратом, который, в свою очередь, обладал сильным влиянием в стране. Статус божества гарантировал множество преимуществ фараону, и на его поддержание не жалели средств. Эту истину усвоили еще предки Рамзеса, а он превзошел их всех.

Поколения владык соревновались во внушительности доказательств своего божественного происхождения на своеобразной арене – в Фивах, древнем религиозном центре Египта. Каждый во что бы то ни стало стремился превзойти своих предшественников в грандиозности своих сооружений. Одним из ярчайших достижений в этом состязании можно смело считать грандиозный храм в честь бога Амона. Отец Рамзеса и его жрецы соорудили огромный зал с двенадцатью колоннами в виде стволов папируса, высотой достигавшие двадцать одного метра. На вершине каждой из этих колонн могло бы уместиться пятьдесят человек. По обе стороны от них стояли меньшие колонны, их было шестьдесят одна. Юный Рамзес, безусловно, принимал участие в воздвижении этого величественного храма.

Когда ему исполнилось двадцать, умер его отец, и ему предстояло совершить первый шаг в новой роли – принять участие в торжествах Опета. Этот основополагающий ритуал проводился раз в год в честь единого в двух лицах бога Амона.

Процессию возглавляли жрецы, шедшие с золотой статуей умирающего небесного бога Амона, чья смерть повергала мир в хаос. Выдвигаясь из святилища в Карнаке, он следовали к специальной барже, которая направлялась в Луксор, где в течение двух недель проходили тайные церемонии возрождения умершего бога. Сам фараон непосредственно возглавлял этот ритуал, тем самым утверждая свою божественную силу, которая давала ему исключительное право на пост посредника между богами и человечеством. Конечным пунктом назначения процессии был город Абидос – обиталище бога мертвых Осириса.

Масштабы строительства тем временем становились все более грандиозными. В дельте Нила был возведен большой город, названный Пи Рамзес, то есть "Дом Рамзеса". Несмотря на то, что этот замысел целиком и полностью принадлежал Сети, который и начал воплощать его в жизнь, Рамзес прочно связал окончание строительства колоссального зала в Карнаке со своим именем. Храм Абу-Симбел стал одним из самых выдающихся творений древнего монарха. Даже сегодня, испытав разрушительное воздействие стихий, он вызывает у созерцающих его священный трепет, так что можно только догадываться об изначальной силе воздействия этого сооружения на души подданных Рамзеса.

Тем же целям служил и храм в Абидосе. Рисунки и иероглифы испещряют стены таким плотным покровом, что порой воспринимаются как прихотливый узор. Именно из этих надписей стало известно о подвигах Рамзеса в войне с хеттами в битве при Кадете, где двадцати тысячам египтян пришлось противостоять сорокатысячному воинству короля хеттов Мутавали. Когда противник стал теснить подданных фараона и почти обратил их в бегство, бесстрашный военачальник, вскочив в свою боевую колесницу, ринулся на врага, воодушевив собственным примером отчаявшихся бойцов.

Только к своему сорокалетию, несколько поостыв и обзаведясь внушительным семейством, Рамзес избавился от привычки устраивать каждый год кампании против хеттов и заключил с ними мир. Всю оставшуюся жизнь он посвятил строительству новых храмов. Таким образом, угождая богам, он надеялся обрести бессмертие и уготовить себе подходящее теплое местечко в загробном мире. Ведь египтяне были уверены, что земное существование – всего лишь подготовка к последующей вечной жизни, в которой всех благ будут удостоены лишь те, кто больше всех будет угоден богам. И Рамзес старался угодить богам изо всех сил – а сил у него было немало.

Наши современники, пожалуй, должны испытывать благодарность этим богам – вне зависимости от того, существовали те на самом деле, или же были только выдумкой жрецов и фараонов, служившей для поддержания народа в повиновении. Ведь только вере в них мы обязаны тем, что сейчас имеем возможность, изучая грандиозное наследие страны пирамид, раскрывать загадки нашего собственного прошлого. И, возможно, часть памятников, стертых с лица Земли безжалостными ветрами пустыни, будут восстановлены и реконструированы, получив новую жизнь. И между лапами Большого Сфинкса можно будет увидеть практически утраченное сегодня изваяние молодого воина Рамзеса Великого.

Выводы

За всю историю человечества произошло огромное множество событий, и во главе их стояли самые разные личности: гении и невежды, храбрецы и предатели, решительные и безвольные, прогрессивные и консервативные. История не разделяет их на плохих и хороших. Каждый их них, оказавшись у руля истории по воле случая или благодаря собственным выдающимся качествам, оказывает влияние на ход исторических событий, и в редких случаях можно охарактеризовать это влияние как "положительное" или "отрицательное".

Пожалуй, единственным объективным критерием оценки исторической личности можно считать лишь выполнение или невыполнение ею задачи, возложенной на нее обществом и самой историей. Жестокие войны через насилие вели государства к объединению, и только на этой почве могла бурно развиваться как культура, так и наука. Поэтому здесь нет и не может быть однозначного ответа на вопрос, бывают ли "хорошими" или "плохими" исторические личности. Можно ответить лишь, что при всем разнообразии своих талантов и моральных качеств они должны выполнять главную роль – способствовать развитию общества.

И те исторические личности, которые были рассмотренны нами выше, я полагаю, с успехом справились с этой задачей.

Литература

1. Аравия. Материалы по истории открытия. Москва.1981г.

2. А. Белов, Н. Петровский. Страна Большого Хапи. Ленинград. 1973 г.

3. Малая Советская Энциклопедия. Т.3. Москва 1959 г.

4. И. А. Стучевский. Рамсес II и Херихор. Из истории Древнего Египта эпохи Рамсесов. Москва 1984 г.

5. J. Dunn "Imhotep, Doctor, Architect, High Priest, Scribe and Vizier to King Djoser" Tour Egypt

6. P.A. Clayton "Chronicle of the Pharaohs (The Reign-By-Reign Record of the Rulers and Dynasties of Ancient Egypt)", 1994, Thames and Hudson Ltd

7. "ДиректМедиа Паблишинг", CD "Искусство Древнего Египта"

8. "Египет: земля фараонов", Москва. 1997 г.

9. Матье М. Э. Искусство Древнего Египта. Новое царство XVI–XV века. Ленинград. 1947.

10. Мертц Б. Древний Египет: Храмы, гробницы, иероглифы. Москва. 2003 г.

11. Солкин В. В. Египет. Вселенная фараонов. Москва, 2001 г.

12. Энциклопедический словарь. Брокгауз и Ефрон.