Выбытие амортизируемого имущества

Выбытие амортизируемого имущества.

Статьи по теме
Искать по теме

Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утверждается Правительством Российской Федерации.

Бухгалтерский учет амортизируемого имущества определяется Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 (ред. от 18.05.2002) и Положением по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2000.

И в налоговом, и в бухгалтерском учете дается одинаковое определение основных средств и нематериальных активов.

К основным средствам, относятся здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие основные средства.

К основным средствам относятся также капитальные вложения в коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы) и в арендованные объекты основных средств.

Законченные капитальные вложения в арендованные объекты основных средств зачисляются организацией – арендатором в собственные основные средства в сумме фактически произведенных затрат, если иное не предусмотрено договором аренды.

Стоимость основных средств организации погашается путем начисления амортизации в течение срока их полезного использования.

Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций.

Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов.

Стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации. Начисление амортизации объектов основных средств производится одним из следующих способов:

- линейный способ;

- способ уменьшаемого остатка;

- способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

- способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Применение одного из способов начисления амортизации по группе однородных объектов основных средств производится в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу.

Учет поступления основных средств следует организовывать:

а) по способу их поступления:

- приобретением за плату или в обмен на другое имущество;

- сооружением и изготовлением;

- внесением учредителем в счет вкладов в уставный капитал;

- безвозмездным получением;

- приобретением за счет средств целевого бюджетного финансирования;

- приобретаемых по импорту;

- по займам и кредитам, направленным на приобретение или строительство основных средств.

б) по отношению к производству:

- производственные;

- непроизводственные.

в) по праву собственности:

- собственные;

- арендованные.

Жизненный цикл основных средств состоит из следующих этапов:

Поступление  участие в производственном процессе  перемещение внутри предприятия  ремонт, сдача в аренду, инвентаризация, выбытие.

Особенность учета основных средств заключается в постепенном переносе стоимости основных средств на стоимость изготовленной продукции путем начисления амортизации в течение срока их использования одним из способов, перечисленных выше.

Стоимость объекта основных средств, который выбывает или постоянно не используется для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг либо для управленческих нужд организации, подлежит списанию с бухгалтерского учета.

Если списание объекта основных средств производится в результате его продажи, то выручка от продажи принимается к бухгалтерскому учету в сумме, согласованной сторонами в договоре.

Доходы и расходы от списания с бухгалтерского учета объектов основных средств отражаются в бухгалтерском учете в отчетном периоде, к которому они относятся.

Доходы и расходы от списания объектов основных средств с бухгалтерского учета подлежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве операционных доходов и расходов.

Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия, выбытие основных средств отражается развернуто:

По Дебету счета 91/2 "Прочие расходы" отражается остаточная стоимость и затраты, связанные с выбытием (снос, разборка, демонтаж, транспортировка и др.), по Кредиту счета 01 "Основные средства" субсчет по виду основных средств.

Любое движение основных средств (прием, передача, внутренние перемещения) оформляются актом приемки-передачи основных средств (форма ОС – 1).

Выбытие объекта имеет место в случаях продажи, безвозмездной передачи, списания в случае морального и физического износа, ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях, передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций.

При этом следует учитывать, что предприятие может списать только те основные средства, которые принадлежат ему на праве собственности.

Для оформления документации на списание основных средств приказом руководителя создается комиссия, в состав которой входят соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер и лица, на которых возложена ответственность за сохранность основных средств.

Результаты принятого комиссией решения оформляются актом на списание основных средств (форма № ОС–4) или актом на списание автотранспортных средств (форма № ОС-4а) с указанием данных, характеризующих объект:

- дата принятия объекта к бухгалтерскому учету;

- год изготовления или постройки;

- время ввода в эксплуатацию;

- срок полезного использования;

- первоначальная стоимость и сумма начисленной амортизации по данным бухгалтерского учета;

- проведенные ремонты;

- причины выбытия с обоснованием причин нецелесообразности использования и невозможности восстановления;

- состояние основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов.

Акт на списание и ликвидацию основных средств утверждается руководителем организации.

Стоимость объекта основных средств, который выбывает, подлежит списанию с бухгалтерского баланса.

Если списание объекта основных средств производится в результате его продажи, то выручка от реализации принимается к бухгалтерскому учету в сумме, согласованной сторонами в договоре.

Доходы, расходы и потери от списания с бухгалтерского баланса объектов основных средств отражаются в бухгалтерском учете в отчетном периоде, к которому они относятся.

Списание объекта основных средств оформляется следующими проводками

Дт

Кт

Первоначальная (восстановительная стоимость) объекта

01-2

01-1

Начисленный износ

02

01-2

Расходы по ликвидации объекта

91-2

10

Стоимость оприходованных материалов по рыночной стоимости

10

91-1

Списывается остаточная стоимость объекта

91-2

01-2

Списывается сальдо от переоценки данного объекта ОС

83

84

Финансовый результат – убыток

99

91-9

Переданные безвозмездно основные средства предприятие списывает с баланса после получения письменного подтверждения принимающей стороны об оприходовании ею объектов (авизо – извещение, сообщение).

При безвозмездной передаче основных средств в бухгалтерском учете делаются следующие проводки:

Дт

Кт

Первоначальная (восстановительная стоимость) объекта

01-2

01-1

Начисленный износ

02

01-2

Расходы, связанные с безвозмездной передачей объекта (транспортировка)

91-2

76

Списывается остаточная стоимость объекта

91-2

01-2

Списывается сальдо от переоценки данного объекта ОС

83

84

Финансовый результат – убыток

99

91-9

Начислен НДС – 20% от остаточной стоимости

91-2

68

Вносимой в качестве вклада основное средство может быть оценено как ниже, так и выше его остаточной стоимости, отраженной на счетах бухгалтерского учета предприятия, передающего вклад.

Если договорная стоимость выше остаточной, то на счетах реализации выявляется прибыль, которая является внереализационным доходом и увеличивает налогооблагаемую прибыль. Передача объекта основных средств в виде вклада в уставный капитал оформляется следующими проводками:

Дт

Кт

Согласованная стоимость объекта между участниками по договору

58-1

91-1

Списывается сальдо от переоценки объекта

83

84

Финансовый результат – прибыль

91-9

99

Бухгалтерский учет основных средств ведется в валюте Российской Федерации – в рублях. Документирование основных средств, фактов их движения, ведение регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности осуществляется на русском языке. Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык.

Для обобщения информации о наличии и движении основных средств организации предназначен счет 01 "Основные средства".

Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по счету 01 "Основные средства" по первоначальной стоимости. Объект основных средств, находящийся в собственности двух или нескольких организаций, отражается каждой организацией на счете 01 "Основные средства" в соответствующей доле.

Принятие к бухгалтерскому учету основных средств, а также изменение первоначальной стоимости их при достройке, дооборудовании и реконструкции отражается по дебету счета 01 "Основные средства" в корреспонденции со счетом 08 "Вложения во внеоборотные активы".

Изменение первоначальной стоимости при переоценке соответствующих объектов отражается по счету 01 "Основные средства" в корреспонденции со счетом 83 "Добавочный капитал".

Для учета выбытия объектов основных средств (продажи, списания, частичной ликвидации, передачи безвозмездно и др.) к счету 01 "Основные средства" может открываться субсчет "Выбытие основных средств". В дебет этого субсчета переносится стоимость выбывающего объекта, а в кредит – сумма накопленной амортизации.

По окончании процедуры выбытия остаточная стоимость объекта списывается со счета 01 "Основные средства" на счет 91 "Прочие доходы и расходы".

Аналитический учет по счету 01 "Основные средства" ведется по отдельным инвентарным объектам основных средств. При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения данных о наличии и движении основных средств, необходимых для составления бухгалтерской отчетности (по видам, местам нахождения и т.д.).

Из рассмотренных примеров бухгалтерского (финансового) учета выбытия основных средств видно, что выбытие основных средств влияет на налогооблагаемую прибыль предприятия.

Амортизация, как финансовая категория определяет возврат ранее произведенных затрат, связанных с созданием и приобретением основных средств. Амортизационные отчисления по сути представляют собой выведенную из под налогообложения прибыль. Это одна из наиболее существенных льгот по налогу на прибыль. По-видимому, именно поэтому налоговый учет регламентирует расчет амортизационных отчислений.

Таким образом, можно отметить следующее единообразие между налоговым и бухгалтерским учетом:

- понятие основных средств;

- классификация основных средств;

- методика принятия к учету и выбытия основных средств;

- определение первоначальной стоимости;

- начисление амортизации.

Основные отличия заключаются в способах начисления амортизации. Если в бухгалтерском учете предусмотрено 4 способа начисления амортизации, перечисленных выше, то налоговым учетом предусмотрено только два способа:

- линейный метод

- нелинейный метод

При этом расчет нормы амортизации одинаков как в налоговом, так и в бухгалтерском учете.

При применении линейного метода сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества определяется как произведение его первоначальной (восстановительной) стоимости и нормы амортизации, определенной для данного объекта. При применении линейного метода норма амортизации по каждому объекту амортизируемого имущества определяется по формуле:

K = (1/n) x 100%,

где K – норма амортизации в процентах к первоначальной (восстановительной) стоимости объекта амортизируемого имущества;

n – срок полезного использования данного объекта амортизируемого имущества, выраженный в месяцах.

При применении нелинейного метода сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества определяется как произведение остаточной стоимости объекта амортизируемого имущества и нормы амортизации, определенной для данного объекта.

При применении нелинейного метода норма амортизации объекта амортизируемого имущества определяется по формуле:

K = (2/n) x 100%,

где K – норма амортизации в процентах к остаточной стоимости,

применяемая к данному объекту амортизируемого имущества;

n – срок полезного использования данного объекта

амортизируемого имущества, выраженный в месяцах.

При этом с месяца, следующего за месяцем, в котором остаточная стоимость объекта амортизируемого имущества достигнет 20 процентов от первоначальной (восстановительной) стоимости этого объекта, амортизация по нему исчисляется в следующем порядке:

- остаточная стоимость объекта амортизируемого имущества в целях начисления амортизации фиксируется как его базовая стоимость для дальнейших расчетов;

- сумма начисляемой за один месяц амортизации в отношении данного объекта амортизируемого имущества определяется путем деления базовой стоимости данного объекта на количество месяцев, оставшихся до истечения срока полезного использования данного объекта.

Кроме того, в налоговом учете нет счетов учета, в то время как бухгалтерский (финансовый) учет осуществляется посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета.

Аналогичное сходство отмечается по учету нематериальных активов, которыми признаются приобретенные и созданные результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев).

К нематериальным активам, в частности, относятся:

- исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель;

- исключительное право автора и иного правообладателя на использование программы для ЭВМ, базы данных;

- исключительное право автора или иного правообладателя на использование топологии интегральных микросхем;

- исключительное право на товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товаров и фирменное наименование;

- исключительное право патентообладателя на селекционные достижения;

- владение "ноу-хау", секретной формулой или процессом, информацией в отношении промышленного, коммерческого или научного опыта.

Первоначальная стоимость амортизируемых нематериальных активов определяется как сумма расходов на их приобретение (создание) и доведение их до состояния, в котором они пригодны для использования, за исключением сумм налогов, учитываемых в составе расходов.

Для учета о наличии и движении нематериальных активов в бухгалтерском учете предназначен счет 04 "Нематериальные активы". Принятие к бухгалтерскому учету нематериальных активов отражается по дебету счета 04 "Нематериальные активы" в корреспонденции со счетом 08 "Вложения во внеоборотные активы".

При выбытии объектов нематериальных активов их стоимость, учтенная на счете 04 "Нематериальные активы", уменьшается на сумму начисленной за время использования амортизации (с дебета счета 05 "Амортизация нематериальных активов".

Остаточная стоимость выбывших объектов списывается со счета 04 "Нематериальные активы" на счет 91 "Прочие доходы и расходы.

Кроме того, взаимосвязь бухгалтерского (финансового) и налогового учета по кругу операций, связанных с выбытием амортизируемого имущества осуществляется посредством следующих действий:

- амортизация начисляется отдельно по каждому объекту амортизируемого имущества;

- начисление амортизации по объекту амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию;

- начисление амортизации по объекту амортизируемого имущества прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда произошло полное списание стоимости такого объекта либо когда данный объект выбыл из состава амортизируемого имущества организации по любым основаниям.

Таким образом, взаимосвязь бухгалтерского (финансового) и налогового учета по кругу операций, связанных с выбытием амортизируемого имущества осуществляется посредством единого подхода к методике принятия и выбытия амортизируемого имущества.

Основные отличия заключаются в способах начисления амортизации. Если в бухгалтерском учете предусмотрено 4 способа начисления амортизации, перечисленных выше, то налоговым учетом предусмотрено только два способа: линейный и нелинейный методы.