Выборы как механизм рекрутирования политической элиты

Выборы как механизм рекрутирования политической элиты.

Статьи по теме
Искать по теме

Политическая элита в контексте электоральных процессов

На современном этапе развития в российском обществе произошел целый ряд изменений в системе отбора претендентов в политическую элиту. В настоящее время представители разных социальных групп имеют возможность для продвижения в элиту. Значительно уменьшилось число формальных требований, выдвигаемых претендентам. Некоторые из них, например, социальное происхождение, образование, партийность перестали быть доминирующими, хотя и не исчезли совсем. Если в советской правящей элите обязательным для политика являлось прохождение всех номенклатурных ступеней, что делало очень долгим и трудным его карьерный рост, то на современном этапе это не является типичным явлением и приводит к некоторому "омоложению" состава политической элиты.

Так что же такое элита? Политическая элита - это относительно небольшая социальная группа, концентрирующая в своих руках значительный объем политической власти, обеспечивающая интеграцию, субординацию и отражение в политических установках интересов различных слоев общества и создающая механизм воплощения политических замыслов.

Иными слова, политическая элита - это небольшая группа людей, обладающая высоким социальным статусом, имеющая значительный объём власти и обладающая организаторскими способностями и талантом.

Один из признаков политической элиты – это авторитетность. Это важнейшее условие пребывание у власти и её сохранение. Политическая элита приходит к власти в результате выборов.

Рекрутирование элиты осуществляется с помощью процедур, которые тщательно разработаны. В результате происходит обновление элиты. Причиной смены политической элиты может послужить политическая нестабильность. Политики лишаются своих постов. Также, обновление элиты может быть связано с приходом нового лидера и его команды, либо с какими-то внешними для элиты факторами, понуждающими ее к обновлению. Еще одним негативным фактором является постарение элиты и уменьшение доли лиц, занявших свои должности в молодом возрасте.

В обществе отсутствует недостаток в желающих стать так называемой элитой. Причины для этого естественно есть. Это, прежде всего, престиж, высокий статус, привилегии, материальная составляющая. Но, главная проблема в том, кто оказывается в составе этой элиты. Насколько люди, стремящиеся занять "золотой трон", классифицированы, насколько уровень образования соответствует их статусу, каковы их деловые и моральные качества.

Например, во Франции, те, кто хотят занять высокую должность в политике должен закончить одну из "больших школ", а затем поработать в одном из "больших корпусов", так называемых элитарных органов государственного управления. Почти две трети из генеральных директоров 100 крупнейших французских компаний учились в одной из "больших школ". Половина учились в Политехнической школе (École Polytechnique), Национальной школе администрации (ENA - далее ЭНА) и Высшей коммерческой школе (HEC).

Если рассматривать сферу государственного управления, то элитные учебные заведения Франции играют тут большую роль. Здесь руководящие должности занимают большая часть выпускников ЭНА. Двое из четырех президентов после де Голля с 1974 г. посещали ЭНА. Причем Жискар д’Эстен и Ширак не только учились в ЭНА, а до этого еще и в одном парижском учебном заведении - Лицее Людовика Великого (Lycee Louis le Grand), но также входили в один grand corps. Из тринадцати премьер-министров за тот же промежуток времени только Пьер Моруа и Пьер Береговуа не посещали grande ecole. Семеро имеют ЭНА. Пятеро входили в один из grands corp. Также, важно заменить, что большинство представителей буржуазии являются руководителями из области экономики, политики и государственного управления.

В Великобритании, например, представители элиты также учатся в частных элитных школах (public schools). Здесь обучается около 5% общего числа школьников, однако именно эти учебные заведения (среди которых треть является самыми респектабельными и престижными в стране, а элиту элит составляют Итон, Винчестер, Регби, Харроу) представляют собой первичные каналы воспроизводства политической элиты.

Теперь что касается Оксфорда и Кембриджа. Только очень узкий круг лиц в Великобритании посещает платные школы, а также поступает в Оксфорд или Кембридж - ведущие университеты страны. Именно эти лица занимают высшие посты в различных сферах. 60-80% лиц, занимающих высшие посты в вооруженных силах, церковной иерархии, органах правосудия, на государственной гражданской службе получили образование в платных школах, а затем в Оксфорде или Кембридже. 10 из 13 премьер-министров с 1945 г. учились в Оксфорде или Кембридже.

Влияние на политику могут оказывать, помимо политического класса, также группы и индивиды, имеющие соответствующие полномочия или неформальные возможности. Т.И Заславская считает подобную группу индивидов правящей элитой, к которой относятся ".. политики, занимающие высшие государственные посты, верхнее звено бюрократии и бизнес-элиту".

Для политической системы крайне важен именно процесс создания элиты. Он либо обеспечивает доступ гражданам к власти, либо наоборот ограничивает эти возможности.

Немаловажным моментом в процессе рекрутирования элиты является селекторат и, конечно же, процедура и механизм отбора. Наиболее точную классификацию рекрутирования политической элиты дал Ашин Г.К. Он различал два типа - закрытый и открытый.

Закрытая форма - принадлежность к закрытой группе, личное отношение к которой определяет статус в политической сфере. Это процесс выдвижения на элитные должности "своего" человека. В дальнейшем, подобный тип селекции может привести деградации элит и к негативным последствиям для структуры общества.

При открытой форме рекрутирования проводится конкурс, в результате которого решающими факторами являются личные качества, образование, способности, а не социальное происхождение, национальность, принадлежность к определенному классу и сословию.

Т.е, при данной форме рекрутирования основную роль играют: ум, образование, опыт и другие качества, которые характеризуют лидера.

Как уже было сказано выше, признаками элиты являются образование и социальное происхождение. В западной элите последнее является приоритетом.

Сплоченность, общие интересы, неформальные коммуникации, нормы поведения внутри группы, и конечно же причастность к власти являются важнейшими характеристиками элиты.

Аристотель написав: "…Тремя качествами должен обладать тот, кто намерен занимать высшие должности: во-первых, сочувствовать существующему государственному строю, затем, иметь большие способности к выполнению обязанностей, сопряженных с должностью; в-третьих, отличаться добродетелью и справедливостью". Тем самым он дал характеристику правящей элиты.

К властвующей элите, помимо политической элиты, относиться также экономическая, научная, культурная. К экономической элите относятся крупные собственники. К научной элите относится так называемая одаренная часть элиты. Культурная элита включает влиятельных представителей творческой интеллигенции.

В. Парето выделял два главных типа элит: "львы" и "лисы". Если мы говорим о "львах", то тут речь идет о консерватизме. Тут действуют грубые силовые методы управления. "Лисы" - мастера обмана, политических комбинаций.

Итак, в политическую элиту включены высшие круги, управленцы, интеллектуалы, чьи суждения и мнения авторитетны. В состав политической элиты входят также так называемые "серые кардиналы". Это представители правящего класса, которые не связаны с политикой формально, но влияние на политическую жизнь оказывается извне.

Хотелось бы рассмотреть другие факторы, оказывающие влияние на элитарные группы. Прежде всего - это брак, образование и связи. Общие цели и одинаковый образ жизни позволяют заключить брак с авторитетной семьей. В дальнейшем создается общая система ценностей и вырабатывается "общий язык". Второй фактор - это получение образования в одном из привилегированный университетах и школах. И напоследок, с помощью официальных приемов, совместных обедов и членства в особых клубах позволяют поддерживать дружеские отношения и в ходе деловой активности развивать формальные контакты.

Итак, политическая элита - основная часть государственной системы, где сосредоточена политическая власть. Элита - это те люди, занимающие руководящие должности в государственных организациях и обладающие большим политическим влиянием.

Выборы как институт политической системы. Функции и общие принципы и организации выборов

Каждый день каждый из нас делает выбор, мы выбираем себе одежду, продукты питания, работу. Выбор это неотъемлемая часть человеческой жизни. Каждый свободный человек, по крайней мере, считающий себя таковым понимает и осознает всю значимость наличия у него возможности выбирать. Возможность выбора есть свобода. Свобода есть высшая ценность, выше, чем жизнь. История знает огромное количество моментов, когда люди умирали за свободу, за возможность делать выбор, за то, что каждый человек, имел право взять с прилавка тот апельсин, который он считает самым красивым, спелым и вкусным. Без свободы выбора мы не люди.

Одной из разновидностей выбора, возможности по-своему представлению, убеждению, ценностям, моральным и этическим принципам изменять что-либо в своей жизни являются выборы. Когда мы слышим это слово "выборы", у каждого сразу возникают ассоциации, скорее всего не самые приятные. Но, тем не менее, каждый человек имеет хоть какое-то представление о том, что же из себя представляют выборы.

Выборы это неотъемлемая часть политической системы общества. Признак наличия, которого является показателем наличия реальной демократии в стране. Политическую элиту, людей, которым мы доверяем свою судьбу, свое будущее, благополучие своих детей, мы выбираем посредством выборов. Власть, слово которое ласкает слух каждого. Власть то, что порой сводит людей с ума, заставляет их идти на преступления, то к обладанию чего стремится огромное число наших граждан. Но большинство из них идут во власть, в политику только ради наживы.

По-хорошему, выборы нужны для того, чтобы люди, которые в ходе предвыборной кампании обещают золотые горы, победить коррупцию после того, как они получили власть, заняли должности, не потеряли связь с населением. Люди, которым мы отдаем свои голоса, которых мы приводим к власти, должны делать все, чтобы народу жилось хорошо.

Перейдем к самой процедуре выборов. Они должны быть урегулированы, в соответствующих нормативных актах, а именно законах. Федеральные нормативные акты РФ регламентируют порядок проведения, как выборов местного значения, так и выборов в депутатов Государственной Думы РФ и Президента. Не допускается финансирование предвыборных кампаний кандидатов Президенты со стороны иностранных государств. В связи с чем в настоящее время особый резонанс вызывает закон об НКО - неправительственных коммерческих организациях. В настоящее время к власти в стране рвутся люди которых кормит Запад, представители как естественной оппозиции, так и искусственной.

Кандидаты имеют равные права, это обязательный принцип проведения выборов. Каждый из них имеет право на эфирное время, одинаковое для всех, для того чтобы донести свои идеи до своего избирателя. Каждый зарегистрированный кандидат в президенты страны получает деньги из бюджета на проведение своей избирательной компании. Все они обязаны быть вежливыми и тактичными, однако на деле оказывается все наоборот. Плескание водой в лицо оппонента - это самое безобидное из того, что обычно демонстрируют представители нашей политической элиты.

Говоря о выборах, о видах избирательных систем необходимо дать характеристики двум основным видам политических систем наиболее распространенность и мире. Это мажоритарная и пропорциональная избирательная система.

При мажоритарной системе победителем считается тот, кто набирает простое большинство голосов (50 плюс один). Если же такого не происходит, а это случается очень часто, так как обычно в выборах принимает участие не один кандидат, и никто из них не набирает более 50 процентов голосов, то назначается второй тур голосования, в который выходит два кандидата, которые имели наибольший успех у электората. Во втором туре и соответственно в выборах побеждает тот, кто набирает просто большинство голосов.

Мажоритарная система довольна проста. Кто получил больше голосов, тот и выиграл. Но, при этом минусом является то, что к власти не приходят оппозиционные кандидаты, так как они просто не могут набрать нужного количества голосов, то есть преодолеть барьер. Но, при этом при мажоритарной системе избиратель знает своего кандидата, между ними есть связь, взаимоответственность, то есть если тебя избрали, ты обязан считаться с мнением тех кто тебя избрал. При этом если кандидат, будучи избранный, перестал считаться с мнением избирателя ничего уже поделать нельзя, так как избиратели не могут на него пожаловаться и лишить мандата. Получается замкнутый круг.

Отличие пропорциональной системы состоит в том, что избираются не люди, а партии, которые потом и занимают места в парламенте. Обычно при пропорциональной система народ не знает, кто пройдет. Знают первых трех лиц той или иной партии. То есть, при такой системе выборов необходимо локомотивом, который потащит за собой остальных выбирать известных и уважаемых людей. За которые, в частности, и голосуют. При этом голосуя за партию, они подменяют собой партию. И набирая голоса, дарят путевку во власть другим своим коллегам, которые наиболее известны.

Пропорциональная система, также как и мажоритарная имеет две разновидности. В первую очередь это общегосударственный уровень. Когда В случае, когда голосование проходит в масштабе всей страны. Вторая разновидность - это система, основывающаяся на округах. То есть, в данном случае выделяются избирательные округа.

Представительность является одной из достоинств пропорциональной системы, которая представляет различные партии в парламенте. Она способствует развитию многопартийности и обеспечивает обратную связь между государством и обществом. Эта система допускает замену депутата от партии, естественно по решению самой партии. Причиной может служить то, если депутат не отражает в полной мере "партийную" точку зрения.

Данную систему трудно назвать простой, поскольку она требует от избирателя осведомленности в позиции партии. В случае, если партия изменяет ориентацию, за которую голосовали, происходит подрыв общества.

Только при устоявшейся многопартийности могут реализоваться в полной мере достоинства пропорциональной системы. Если такого нет, то результатом может послужить частая смена правительства. А это в дальнейшем может ослабить эффективность демократического устройства.

В связи с тем, что при пропорциональной системе избиратели голосуют за партии, а не за конкретных кандидатов, связь между избирателями и депутатами весьма слаба.

Что касается мелких партий, то их роль значительно возрастает при пропорциональной системе. Это связано с тем, что взамен за поддержку крупных партий они требуют привилегии и посты, которые совершенно не соответствуют их реальному весу в политической жизни. В конечном счете нарушается принцип пропорциональности, так как происходит сращивание партий с государственным аппаратом, появление коррупции, борьба за "теплые места" и т.д.

В некоторых странах, в таких как Германия, Испания и Швеция установлен барьер, то есть распределение мандатов происходит только между партиями, которые получают более трех процентов избирателей. Пропорциональная избирательная система функционирует в таких странах, как Италия, Финляндия, Бельгия, Австрия и др. Причем, в таких странах, как Италия, Австрия и Швейцария избиратели могут проголосовать как за список партий, так и за отдельного кандидата. Но, это происходит в порядке предпочтения.

Особенности и сравнение избирательной системы Российской Федерации и избирательной системы США

Говоря об избирательном праве РФ стоит отметить, что оно является прямым, равным, всеобщим и осуществляется при тайном голосовании.

В Российской Федерации президент избирается сроком от четырех до шести лет, а членов высших законодательных органов - на четыре года. В США президент избирается каждые 4 года. Кандидат на пост президента должен быть не моложе 35 лет и обязан быть гражданином Америки, который родился на территории США. Основная особенность и различие избирательной системы США от системы России в том, что президент и вице президент избираются не народом напрямую, а через так называемых выборщиков. Их состав формируется из известных должностных лиц, которых выдвигают партии. Их количество примерно составляет 538 членов. В России избирать и быть избранным может гражданин, независимо от его происхождения, от пола, расы, места жительства и отношения к религии.

Основная особенность избирательной системы в России состоит в том, что она является смешанной, т.е. складывается из мажоритарной и пропорциональной систем представительства. Избирательная система США является одной из самых уникальных и сложных в мире. Кандидаты на пост президента создают "эксплорационный комитет", в чьи обязанности входит изучение обстановки вокруг кандидата. Т.е выяснить примерное количество избирателей, готовых поддержать его. Далее в их обязанности входит поиск так называемых спонсоров, которые финансируют кампании кандидатов. Как только становится ясным, что кандидата поддерживает электорат и он имеет необходимые денежные средства, он информирует федеральные власти о том, что готов баллотироваться в президенты.

Первый этап выборов это праймериз или первичные выборы. Они проходят в начале года, когда состоятся выборы. Избиратели голосуют за выборщиков своего штата. А они уже в дальнейшем будут представлять кандидатов на пост президента. Важность этих выборов в том, что на этом этапе происходит сбор средств на финансирование кампаний. Основный претендентом на пост президента становится кандидат, собравший наибольшую сумму, поскольку размер пожертвований и число спонсоров свидетельствует о высокой поддержке со стороны избирателей.

Национальные съезды партии - это следующий этап. Основная цель таких съездов - это привлечение внимания электората к партии и ее кандидату. На съезды двух основных партий, республиканской и демократической, приезжают почетные гости, работники телевидения и журналисты. Выступление кандидатов больше похоже на представление, так как это все сопровождается музыкой и бурными аплодисментами.

И наконец, последний этап - это непосредственно сами выборы. В этот день американцы приходят на избирательные участки, чтобы проголосовать. Отдавая свой голос кандидату, они тем самым голосуют за выборщиков этого кандидата. Известно, что в 48 штатах действует система "winner take all system". Данная система свидетельствует о том, что кандидат, который набрал наибольшее число голосов, получает все голоса выборщиков в данном штате. Чтобы понять, как работает данная система, можно привести пример выборов, в которых участвовали Джордж Буш и его главный соперник Альберт Гор. Выборы проходили в штате Техас, в котором насчитывалось 34 выборщика. Представитель от республиканской партии Джордж Буш помимо голосов избирателей, получил и голоса выборщиков, поскольку обошел демократа Альберта Гора. В итоге, Альберт Гор не получил ни одного голоса. Однако, в штате Нью Йорк, где количество выборщиков составляет 31, одержал победу Альберт Гор, а Джордж Буш, не получил ни одного голоса, так как все голоса перешли его сопернику.

Это яркий пример недемократичности избирательной системы. Несмотря на то, что Альберта Гора проголосовало большинство избирателей, президентом все же стал Джордж Буш, поскольку он получил чуть больше голосов от выборщиков.

В избирательной системе важное место занимает процедура регистрации избирателей. Как правило, в списки вносят граждан, которые имеют право голоса. По-иному обстоит дело в США, где действует процедура личной регистрации самого голосующего. Цель личной регистрации состоит в том, чтобы руководители избирательных округов могли устанавливать личность голосующего и выяснить, является ли он жителем данного округа. Проблема в том, что при переезде многие американцы просто забывают изменить свои адреса в документах. Бывают случаи, когда человек может быть одновременно зарегистрирован в нескольких штатов.

Еще одним из различий и затруднений в избирательном процессе является отсутствие внутренних паспортов в США. Как правило, они заменяются водительскими правами. В связи с чем, трудно идентифицировать личность избирателя. В некоторых штатах на участках и вовсе не спрашивают удостоверение. Избирателей просто сверяют со списками. Однако, в некоторых штатах при отсутствии удостоверения личности, избирателю будет отказано в праве голоса. В прочем, как и в России, несмотря на то, что имя избирателя имеется в списке, без паспорта невозможно будет проголосовать.

Теперь предлагаю поговорить о таком понятии, как досрочное голосование. Оно создано для того, чтобы люди могли голосовать в удобное им время. Тем самым значительно расширить возможности избирателей. Досрочное голосование возможно в 32 штатах. Помимо этого, в США разрешено заочное голосование по почте. Но, чтобы проголосовать досрочно, необходимо указать причину. То есть объяснить, почему избиратель не может отдать свой голос в день голосования. Причины могут быть всевозможные, например, отсутствие в день голосования в городе, по семейным обстоятельствам и тд. Данная система действует в 21 штате.

В некоторых штатах возможность проголосовать досрочно может осуществляться без предъявлений объяснений. И только в Орегоне и Вашингтоне выборы проводятся только по почте.

Как в России, так и в США имеет место быть так называемое принудительное голосовать за того или иного кандидата. Очень часто владельцы предприятий и руководители учреждений заставляют своих подчиненных голосовать за нужного кандидата. В случае неподчинения, наиболее распространенной угрозой является увольнение. Данная практика активно применяется в регионах России.

Подводя итоги вышесказанного, следует упомянуть, что избирательная система США совершенно не отвечает демократическим принципам и абсолютно далека от совершенства.

Литература

- Аристотель. Политика // Аристотель.Сочинения: В 4 т. М.: "Мысль", 1983. Т. 4. – С. 376–644. Перевод с древнегреч. С.Жебелева

- Ачкасов В.А, Бондаренко С.В, Быстрова А.С, Даугавет А.Б, Дука А.В, Зоткин А.А, Властные структуры и группы доминирования: Материалы десятого Всероссийского семинара ≪Социологические проблемы институтов власти в условиях российской трансформации≫ / Под ред. А.В. Дуки. СПб.: Интерсоцис, 2012. — 520 с.

- Ашин Г.К. Правящая элита и общество. Свободная мысль, 1993, №7

- Ашин, Г.К. Формы рекрутирования политических элит // Общественные науки и современность. — 1998. — №3

- Баранов Н.А. Политические отношения и политический процесс в современной России: СПб.: БГТУ, 2004.

- Баранов А.В., Вартумян А.А. политическая Регионалистика. – М.,2004. - С. 72.

- Ефимов А. Элитные группы, их возникновение и эволюция. Знание – сила, 1988, №1.

- Заболотная Г.М., Криницкий А.Я. Политология: электронное учебное пособие.

- Заславская Т.И. Современное российское общество: Социальный механизм трансформации: Учебное пособие. М., 2004.

- Крыштановская О.В., Хуторянский, Н.В. Элита и возраст: путь наверх // Социс. – 2002. - № 4.

- Кучумов В. И. Особенности формирования региональных элит в современной России

- Литвинова Т. Н. Представительная влпсть на Северном Кавказе и Парламент Северной Осетии // Кавказ в российской политике: история и современность. Материалы междунар.науч. конференции / Под ред.В.В. Дегоева. – М.,2007

- Малькова Т.П., Фролова М.А. Массы. Элита. Лидер. М, 1993

- Орлов А.Г, Лафитский В.И, Ракитская И.А, Кузнецова Т.О; Науч. ред. А.В. Иванченко, В.И. Лафитский / Современные избирательные системы. Вып. 3: Испания, США, Финляндия, Япония; Науч. ред. А.В. Иванченко, В.И. Лафитский. – М.: РЦОИТ: Типография "Новости", 2009. – 448 с.

- Пугачев В.П., Соловьев A.M. Введение в политологию. -М., 2006.-С. 155.

- Рязанов. В Парламент избран // Северная Осетия. 2007. 8 декабря

- Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов /А. И. Соловьев. - М.: Аспект Пресс, 2006. – 559 с.

- Туровский Р. Политика в регионах: губернаторы и группы влияния. М., 2002. С.81.

- Хартманн.М. Модели Образования Элит в Европе. Властные структуры и группы доминирования / Под ред. А.В.Дуки. - СПб.: Интерсоцис, 2012.,