Всемирная туристская организация

Всемирная туристская организация (ВТО).

Статьи по теме
Искать по теме

В 1975 г. основана Всемирная туристская организация (ВТО). Она призвана содействовать развитию туризма для внесения вклада в экономическое развитие, международное взаимопонимание, мир, процветание, всеобщее уважение и соблюдение прав человека. Вследствие внимания ООН к развитию туризма стали усиливаться интеграционные процессы в отрасли. Крупные международные организации в гостиничной, транспортной, экскурсионной сферах существенно регламентируют туристский процесс и по существу монополизируют туристский рынок.

Сбор, анализ и распространение статистических данных о туризме традиционно входят в категорию постоянных направлений деятельности ВТО. Странам – членам организации оказывается помощь в этом важном вопросе, ибо одной из конечных целей статистики является научное прогнозирование развития туризма, его количественных и качественных объемов, а также совершенствование технологии в туристской индустрии в целом.

Всемирный совет по туризму и путешествиям (WTTC) обнародовал в Лондоне прогноз развития туристской отрасли на грядущее десятилетие. Безусловными лидерами роста мирового туризма в ближайшие десять лет станут Монтенегро, Индия, Китай, Вьетнам, Ангола, Лаос, Чад, Гваделупа, Фиджи и Уганда. Будет развиваться и туристский рынок в России. По прогнозам WTTC Россия в ближайшие десять лет переживет инвестиционный бум, войдя в тройку мировых лидеров по инвестициям в индустрию туризма.

История становления ВТО

Из международных организаций, действующих за пределами ООН, важную роль играют те из них, которые созданы для регулирования международных экономических отношений. Ведущей среди них является Всемирная организация торговли (ВТО), образовавшаяся из созданного еще в 1947 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). В настоящее время членами ВТО являются более 140 государств, по правилам ГАТТ/ ВТО осуществляется более 85% объема мировой торговли. Секретариат организации расположен в Женеве.

Индустрию туризма координирует Всемирная туристическая организация (В ТурО), объединяющая более 130 государств и около 90 ассоциированных членов. Штаб-квартира – в Мадриде. Правовыми документами ВТурО пользуются все туристические фирмы и гостиничные цепочки мира.

Функционирует около 25 международных организаций в отрасли торговли отдельными видами товаров: пшеницей, кофе, сахаром, каучуком и др. Исключительно важную роль играет организация стран-экспортеров нефти, известная под названием ОПЕК, объединяющая 13 нефтедобывающих стран Азии, Африки и Америки (Алжир, Венесуэла, Габон, Эквадор, Индонезия, Иран, Ирак, Ливия, Нигерия, Кувейт, Катар, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия) и контролирующая более 2/3 мирового экспорта нефти.

Наряду с международными организациями действуют также региональные, членами которых являются государства определенных географических регионов, деятельность которых направлена на решение политических, экономических, социальных и других проблем в рамках экономического сотрудничества.

Всемирная туристская организация на сегодняшний день – самая известная и признанная в туристском мире. ВТО была основана 2 января 1975 г. путем преобразования неправительственного Международного союза официальных туристских организаций (МСОТО) в межправительственную организацию, действующую под патронажем ООН. Сейчас ее действительными членами являются более 105 государств, несколько ассоциированных и свыше 150 присоединившихся членов (туристские фирмы, авиакомпании, международные организации и пр.).

Устав ВТО был принят 27 сентября 1975 г. Начиная с 1980 г. эта дата отмечается как Всемирный день туризма. Ежегодно Всемирный день туризма проводится под определенным девизом, Каждые 4 года ВТО созывает сессии Генеральной ассамблеи, между которыми работает исполком Генеральной ассамблеи ВТО. Штаб-квартира ВТО находится в Мадриде (Испания).

В послевоенные годы индустрия отдыха развивалась стремительно. В хозяйственный оборот туризма вовлекались все новые и новые страны всех континентов. За 35 лет число туристов, выехавших в другие государства, возросло почти в 13 раз (с 1938 г. по 1985 г. – примерно в 27 раз), а доход от туризма – в 55 раз (см. табл. 1).

Таблица 1 Развитие мирового туризма в 1950-1985 гг.

Годы

Число прибытий туристов-иностранцев, тыс. человек

Доходы от международного туризма, млрд. Долл. США

1950

25,3

2,1

1960

69.3

6,9

1965

112.9

11,6

1970

165.8

17,9

1975

222,3

40,7

1980

284.3

103,1

1985

327,6

116.2

Можно выделить насколько причин обусловивших это:

Политические. Да, в этот период шли региональные войны на Ближнем Востоке, в Корее, Вьетнаме, но все же на основной части планеты царил мир. А мир – необходимое условие развития туризма.

Экономические. Люди много работали и больше зарабатывали. Возросла психологическая нагрузка на работающих из-за интенсификации трудовых процессов, возросли и заработки. Как следствие, увеличились и потребность трудоспособной части населения в отдыхе, и покупательная способность.

Распространение культуры и образования, что всегда порождает интерес к познанию других народов и цивилизаций.

Рост продолжительности отпусков и вообще свободного времени работающего человека. Многие теперь могли поделить отпуск на две-три части или предпринять путешествие в уик-энд.

Успехи в развитии транспорта, особенно гражданской авиации. Стало возможным в короткие сроки перенестись в самые удаленные уголки мира.

Развитие средств информации. Огромное влияние на потенциальных туристов оказало распространение телевидения.

В послевоенный период путешествия, бывшие до сих пор привилегией преимущественно „отдыхающего" класса, стали жизненной потребностью значительной части населения, а затем и нормой потребления.

То, что к туризму приобщились самые широкие слои населения, вызвало массовый спрос на экономические путешествия с полным обслуживанием, организуемые агентствами путешествий, число которых в

мире быстро росло. Получили значительное распространение чартерные самолетные рейсы и круизы,

Новые масштабы привели к созданию крупных ассоциаций: в 1947 г. в Париже образован Международный союз официальных туристских организаций (МСОТО), позднее преобразованный во Всемирную туристскую организацию (ВТО). Кроме того, в 1946 г. была образована Международная гостиничная ассоциация, а в 1966-м,– Всемирная Федерация туристских агентств (ВАТА).

Датой образования ВТО как международной межправительственной организации в области туризма принято считать 2 января 1975 г. В этот день официально вступили в силу уставные нормы и правила, которые одобрило (ратифицировано) необходимое большинство (51) стран – членов этой организации.

Организационное начало деятельности ВТО относится к маю 1975 года, когда на I сессии ее генеральной ассамблеи (МАДРИД, Испания) были приняты рабочая программа, различные правила и регламенты деятельности руководящих органов, финансовые принципы, правила персонала и другие рабочие документы, а также избран генеральный секретарь ВТО.

Следует признать, что процесс формирования ВТО как межправительственной организации оказался довольно сложным и затянутым, несмотря на то что она создавалась на основе довольно авторитетной международной организации – Международного союза официальных туристских организаций (МСОТО). Процесс преобразования неправительственного МСОТО в межправительственную ВТО для наглядности можно проследить в нижеприведенной хронологии, которая отражает этапы формирования сотрудничества в области международного туристского обмена.

1925 год – созыв Международного конгресса официальных ассоциаций сферы туристского транспортного обслуживания (май, Гаага);

1927 г. – созыв Международного конгресса официальных туристских организаций

1934 год – создание Международного союза официальных организаций по пропаганде туризма (International Union of Official Tourist Propaganda Organizations) (Гаага);

1946 год – созыв первой Международной конференции национальных туристских организаций (октябрь, Лондон);

1947 год – созыв второй конференции (октябрь, Париж), на которой принято решение о создании новой международной организации – Международного союза официальных туристских организаций (МСОТО) (Intemational Union of Official Travel Organizations–IUOTO);

1951 год – перенос штаб-квартиры МСОТО из Лондона в Женеву;

1954 год – участие МСОТО в Конференции ООН по таможенным формальностям, связанным с временным ввозом частных автомашин и туризмом (май, Нью-Йорк);

1958 год – обращение МСОТО в адрес ООН о проведении международной конференции по вопросам пограничных (иммиграционных) формальностей;

1963 год–активное участие МСОТО в Конференции ООН по международным путешествиям и туризму (21 августа – 5 сентября, Рим).

1965 год–участие в работе Международной конференции по упрощению международных морских перевозок (апрель, Лондон);

1966 год – образование Международного центра по изучению проблем туризма (СИЕСТ) в Турине (Италия). Проведение первого международного семинара по профессиональной подготовке в области туризма в Комо (Италия);

1967 год–Организация Объединенных Наций по инициативе МСОТО объявляет 1967 год Международным годом туризма. На 20-й генеральной ассамблее МСОТО (октябрь, Токио) принимаются решения о создании межправительственной организации в области туризма и проведении специальной конференции в этих целях;

1969 год–правительство Болгарии по соглашению с МСОТО проводит международную конференцию по туризму, одной из задач которой явилось рассмотрение широкого спектра вопросов, связанных с созданием межправительственной туристской организации в рамках ООН. МСОТО объявляет 1969 год Годом африканского туризма;

1970 год–на генеральной ассамблее МСОТО в Мексике утверждается устав новой организации – Всемирной туристской организации; 38 государств в предварительном плане одобряют особым решением этот устав с целью ускорения его передачи на ратификацию правительствам стран – членов МСОТО;

1972 год–МСОТО объявляет 1972 год Годом американского туризма;

1974 год – федеральное политическое ведомство (МИД) Швейцарии уведомляет о ратификации устава ВТО необходимым большинством государств (51), что явилось формальным поводом для начала функционирования этой организации (после 120-дневного перерыва);

1975 год – созыв последней сессии исполнительного совета МСОТО; членами совета к этому периоду состояли правительственные и административные органы по туризму 109 государств (которые путем ратификации устава ВТО могли автоматически стать членами новой межправительственной организации), а также 88 национальных и международных организаций, чья деятельность была прямо или косвенно связана с туризмом.

В создании ВТО в качестве межправительственной организации непосредственное и активное участие принимала Организация Объединенных Наций.

Осенью 1969 года Генеральный секретарь ООН представил в рамках Экономического и Социального Совета (ЭКОСОС) доклад о правовых, организационных и финансовых последствиях создания межправительственной туристской организации.

Резолюцию 2529 (XXIV) "Создание межправительственной организации по туризму" Генеральной Ассамблеи ООН, принятую на ее 1823-м пленарном заседании 5 декабря 1969 г., можно расценивать в качестве основополагающего документа в учреждении ВТО.

В этой резолюции Генеральная Ассамблея ООН рекомендовала преобразовать МСОТО в межправительственную организацию посредством пересмотра ее статуса и установления оперативных связей (посредством официального соглашения) между ООН и преобразованной организацией.

Резолюцией предусматривалось, что новая организация будет играть решающую и центральную роль в области международного туризма. Это очень важное положение практически не нашло полного применения до настоящего времени.

В дальнейшем в рамках ООН и при участии МСОТО ежегодно рассматривались вопросы, связанные с формированием межправительственной туристской организации.

Как указывалось выше, одной из важных резолюций МСОТО явилась резолюция, принятая на его чрезвычайной генеральной ассамблее в Мехико в 1970 году. В ней содержалось одобрение пересмотренного устава МСОТО с целью передачи его на дальнейшее рассмотрение национальным туристским организациям – членам этой организации, а также Генеральному секретарю ООН. В свою очередь, генеральному секретарю МСОТО было дано поручение принять все необходимые и соответствующие меры для обеспечения вступления в силу пересмотренного устава.

Генеральная Ассамблея ООН в резолюции 2802 (XXVI) "Сотрудничество между Организацией Объединенных Наций и Всемирной организацией по туризму" (2017-е пленарное заседание) от 14 декабря 1971 г. предлагала государствам, национальные организации по туризму которых являлись членами Международного союза официальных туристских организаций, "...как можно скорее одобрить статус Всемирной организации по туризму". В этой резолюции также подчеркивается необходимость заключения соглашения между Организацией Объединенных Наций и Всемирной организацией по туризму, определяющего роль и круг полномочий последней. В этой связи важно отметить и рекомендацию, касающуюся рассмотрения новой организации по туризму в качестве учреждения – исполнителя Программы развития ООН (ПРООН). Из другой рекомендации, которая в дальнейшем вошла составной и принципиальной частью в будущий устав ВТО, следует, что основной целью организации должно быть поощрение и развитие туризма с оказанием особого внимания интересам развивающихся стран.

В 2005 году генеральная ассамблея ВТО утвердила новое сокращенное название своей организации. Теперь Всемирная туристическая организация называется "ЮНВТО" (UNWTO) – к прежнему сокращенному названию этого ведущего международного учреждения в области туризма в английском и русском языках добавилось сокращение ООН (UN, United Nations – Организация Объединенных Наций). Таким образом, официально покончено с путаницей, связанной с двумя ВТО: Всемирной туристической организацией и Всемирной торговой организацией со штаб-квартирой в Женеве.

Проблема, в основном языковая, возникла уже в момент принятия названия Всемирной торговой организации, которая в английском языке сокращенно звучит как WTO, сообщает RATA-News. Эта проблема не возникает в других языках, где trade ("торговля") переводится как commerce. И вот после преобразования Всемирной туристической организации в специализированное учреждение ООН и в целях укрепления отношений с системой Организации объединенных наций, лучшим решением стало сокращение Организации как ЮНВТО.

Цели и особенности деятельности ВТО

Согласно п. 1 ст. 3 устава, основной целью ВТО является "содействие развитию туризма для внесения вклада в экономическое развитие, международное взаимопонимание, мир, процветание, всеобщее уважение и соблюдение прав человека и основных свобод для всех людей без различия расы, пола, языка и религии". В п. 2 этой статьи, в частности, сказано, что, преследуя эту цель, организация обратит особое внимание на интересы развивающихся стран в области туризма". В устав вошло и другое принципиальное положение, которое оговаривалось при формировании принципов деятельности ВТО, а именно Важность и необходимость сотрудничества с организациями системы ООН. В частности, в п. 3 ст. 3 сказано, что ВТО "установит и будет поддерживать эффективное сотрудничество с соответствующими органами ООН и ее специализированными учреждениями" и "изыщет возможность установить деловые отношения с Программой развития ООН, а также примет участие в ее деятельности в качестве участвующего и исполнительного агентства"

Таким образом, ВТО, не будучи специализированным учреждением ООН (как ошибочно указывается в некоторых печатных работах, изданных в СССР), имеет, однако, действенные соглашения с этой наиболее авторитетной международной организацией и рядом ее специализированных учреждений.

В этой связи следует отметить Соглашение о сотрудничестве и взаимоотношениях между Организацией Объединенных Наций и Всемирной туристской организацией, проект которого был одобрен II сессией генеральной ассамблеи ВТО 31 мая 1977 г. и 32-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН 22 ноября 1977 г. В нем предусматриваются в частности: обмен необходимой информацией и документацией; содействие в выполнении рекомендаций, относящихся к сфере туристской деятельности; развитие такого сотрудничества, которое помогло бы избежать дублирования в работе; координация деятельности путем консультаций через ЭКОСОС; участие в работе международных конференций и заседаний по линии ООН, в том числе по вопросам, затрагивающим деятельность ВТО; обмен письменными докладами и заявлениями; сбор, анализ и обмен необходимой статистической информацией в области туризма, где ООН признает права ВТО в повышении эффективности этой деятельности и особенно в плане практической работы.

В связи с тем, что ВТО "будет вести поиск к заключению отдельных соглашений о сотрудничестве с другими учреждениями системы ООН, которые занимаются туризмом или связаны своей деятельностью с туризмом", были заключены рабочие соглашения с Международной организацией гражданской авиации (ИКАО), Международной морской организацией (ИМО), которая в то время носила название "Межправительственная морская консультативная организация" (ИМКО). Эти соглашения вошли в силу в 1978 году. В дальнейшем были подписаны соглашения с ЮНЕСКО, МОТ, ФАО, ЮНЕП и ВОЗ.[3, c. 61]

Особо следует отметить важность подписанного в мае 1976 года соглашения между ПРООН и ВТО, по которому последней поручается роль исполнительного агентства (Executing Agency) по выполнению проектов в области туризма, финансируемых ПРООН. Более подробно об этом виде деятельности будет сказано в разделе, посвященном рабочей программе ВТО.

В 1975 году, после 50-летней активной деятельности по развитию сотрудничества стран в области туризма, Международный союз официальных туристских организаций передал свои полномочия новой организации, но уже межправительственного уровня – Всемирной туристской организации.

Необходимо отметить следующее:

Основными задачами ВТО являются стимулирование экономического роста и создание новых рабочих мест в туристских направлениях, содействие охране окружающей среды и культурного наследия и пропаганда мира, процветания и уважения к правам человека посредством развития туризма.

По мнению ВТО, туризм – один из наиболее динамичных видов деятельности наше­го времени, может эффективно использоваться в целях борьбы с бедностью; ВТО объединила свои усилия с ЮНКТАД в новой инициативе по развитию устойчивого туризма как средства искоренения нищеты. Эта программа "Устойчивый туризм – искоренение нищеты" будет нацелена на долговременную совместную работу двух организаций, направленную на продвижение устойчивого туризма для борьбы с бедностью, и будет претворена в жизнь в 2003 г., который будет проходить под лозунгом "Туризм – мощный фактор для борьбы с бедностью, создания рабочих мест и социальной гармонии".

Роль и значение Всемирной туристской организации (ВТО)

Развитие международного туризма становится все более актуальной темой. По оценке ВТО, в 2010 г. количество иностранных туристов удвоится, и из одного государства в другое будет путешествовать свыше 1 млрд чел. В таких условиях неизбежно возникнут проблемы и трудности, связанные с пересечением границ и выполнением путешествующими пограничных и иных туристских формальностей. В этой связи наиболее остро встает вопрос о регулировании туризма в рамках не только отдельно взятой страны и соседних с ней государств, но и мирового сообщества в целом. Значительную часть этой работы и проводит ВТО, являясь ведущей межправительственной организацией в области туризма1. ВТО представляет интересы почти 150 стран – действительных членов; 5 территорий – ассоциированных членов, а также более 400 присоединившихся членов (членов Делового Совета ВТО).

Главная цель ВТО – способствовать развитию туризма как основного фактора обеспечения международного мира и взаимопонимания, мировой торговли и укреплению мирохозяйственных связей между государствами.

Важными направлениями деятельности ВТО являются: "Упрощение туристского обмена и формальностей; определение и согласование законодательного порядка регулирования туризма, в том числе при возникновении чрезвычайных обстоятельств (эпидемий, стихийных бедствий и др.); помощь в разработке государственной политики в области установления рационального взаимодействия между сторонами, участвующими в туризме".

ВТО является единственной межправительственной организацией, открытой для оперативного туристского сектора (частных турфирм). В документах указывается, что "ВТО действует в качестве важного форума для встреч представителей правительств и туристской индустрии с целью обсуждения и решения вопросов, представляющих взаимный интерес".

Датой "рождения" ВТО считается 2 января 1975 г. – в этот день вступили в силу ее уставные нормы и правила. ВТО образовалась в результате реорганизации созданного в 1925 г. Международного Союза Официальных Туристских Организаций (МСОТО).

Устав ВТО представляет собой межгосударственный договор, ратифицированный 51 государством, официальные туристские организации которых являлись членами МСОТО.

В 1977 г. ООН и ВТО заключили Соглашение о взаимном сотрудничестве, причем, как следует из текста договора: "ООН признает ВТО ответственной за принятие таких мер, которые могут оказаться необходимыми для решения проблем в сфере туризма".

Сотрудничество ООН и ВТО осуществляется в области обмена соответствующими рекомендациями, информацией и документами, проведения совместных консультаций и встреч, координации работы, двустороннего представительства на заседаниях органов, сотрудничество по вопросам статистики.

Направления деятельности ВТО:

- сотрудничество в целях развития туризма. Рекомендации и помощь правительствам по широкому кругу вопросов, касающихся туризма, включая генеральные планы и технико-экономические обоснования, определение потребности в инвестициях и передаче технологий, а также маркетинг и продвижение туризма;

- развитие людских ресурсов. Базовая структура для организации системы образования и профессиональной подготовки в области туризма, включая курсы по "обучению обучающих", краткосрочные и заочные курсы, а также расширяющаяся сеть центров образования и профессиональной подготовки ВТО;

- окружающая среда. ВТО содействует обеспечению устойчивого развития туризма и принятию практических мер для решения экологических проблем;

- качество развития туризма. ВТО работает над устранением барьеров на пути развития туризма и стимулирует либерализацию торговли туристскими услугами, а также принимает меры по охране здоровья туристов и их безопасности;

- статистика, экономический анализ и исследования рынка. ВТО является основным центром сбора, анализа и распространения данных по туризму из более чем 180 стран и территорий. ВТО ведет постоянное наблюдение и анализирует тенденции развития туризма в мире. Для членов ВТО и туристской индустрии в целом издается комплексная серия публикаций;

- коммуникации и документация. Отдел ВТО по связям с прессой и коммуникациям действует в качестве издательского подразделения. В центре документации ВТО сосредоточено значительное количество источников информации и разнообразных данных в области туризма.

Список основных изданий ВТО включает: Ежегодник туристской статистики. Сборник туристской статистики, Барометр путешествий и туризма, монографии и прогнозы по проблемам развития туризма, Бюллетень "WTO News", Всемирный справочник учебных заведений в области туризма, Справочник многосторонних источников финансирования развития туризма, Методические рекомендации, касающиеся развития национальных парков и охраняемых природных территорий в туристских целях и прочие. Российская Федерация как правопреемник бывшего СССР, являвшимся членом ВТО с момента ее основания в 1975 г., автоматически продолжила членство в ВТО. В 1996-1998 гг. в РФ были проведены семинары ВТО "Обучение обучающих" (для преподавателей высших учебных заведений по туризму), "Статистика туризма", "Планирование устойчивого развития туризма", "Технология экотуризма", "Социальный туризм", "Безопасность в туризме".

Инновационная деятельность в социально-культурном сервисе и туризме

Обостряющаяся конкуренция делает весь современный бизнес в высшей степени инновационным. На протяжении второй половины ХХ в. на блюдалось ускорение темпов инноваций и роста масштабов инновационной деятельности во всех секторах экономики, включая СКСТ.

Коммерческая деятельность любой фирмы – это процесс постоянного, непрекращающегося обновления, основанного на творческом осмыслении и освоении накопленного опыта. В деятельности фирм всегда присутствует элемент нового: с определенной степенью новизны выполняются те или иные трудовые операции, обновляется стиль работы менеджеров и т.д. Освоение нового – это неотъемлемая составная часть рутинной работы фирмы и любой некоммерческой организации. Обновление в рутинном, повседневном режиме следует отличать от инноваций.

Инновация (нововведение) – конечный результат новаторской деятельности, воплощенный в виде нового или усовершенствованного продукта, нового или усовершенствованного технологического процесса, нового подхода к производству товаров и услуг, нового маркетинга, менеджмента и т.д.

Инновация – это результат реализации инновационной идеи; инновационная идея – это осознание реально существующей возможности производства товаров и услуг или возможности осуществления каких-либо других новшеств. Среди инновационных идей периодически встречаются идеи, реализация которых революционизирует всю деятельность той или иной фирмы. Некоторые инновационные идеи революционизируют всю экономику. В качестве примеров таких идей можно назвать идеи использования парового двигателя, а затем и двигателя внутреннего сгорания в качестве источника энергии на транспортных средствах.

Инновационной идее всегда предшествует какая-либо научная, техническая, управленческая идея. Деятельность по доведению научно-технических изобретений, новых организационных и управленческих разработок до практических результатов называется инновационной деятельностью. Инновационная деятельность включает в себя: научно-техническую деятельность, опытные, проектные, конструкторские, технологические раз-работки и испытания, а также другие действия и виды деятельности по ос-воению новшеств.

Основные направления инновационной деятельности в сфере туризма и гостеприимства таковы:

- выпуск новых видов туристского продукта, ресторанного продукта,

гостиничных услуг и т.д. В 1990-е годы быстро приобрел популярность такой

новый продукт как круизы по Амазонке;

- использование новой техники и технологии в производстве традиционных продуктов. В настоящее время туриста знакомятся с животным миром национальных парков Африки не из салона автомобиля, как прежде, а с воздушного шара;

- использование новых туристских ресурсов, ранее не использовавших-ся. Уникальный пример – путешествия туристов на космических кораблях;

- изменения в организации производства и потребления традиционного туристского, ресторанного продукта, гостиничных услуг и т.д.; новый марке-тинг, новый менеджмент;

- выявление и использование новых рынков сбыта продукции. На этом принципе инновационной деятельности основывается создание гостиничных и ресторанных цепей такими фирмами, как McDonald’s, Marriott, Cendant и др.

Все ведущие туристские фирмы России успешно пользуются компьютерами и программами для делопроизводства, бухгалтерского учета и операций с клиентами и партнерами.

Программа Voyage Office Pro позволяет сократить время операций и себестоимость турпродукта, работать в следующих режимах (ситуация в 2000г.):

а) работа с клиентом при подборе тура и пакета услуг, калькулирование индивидуального тура, бронирование услуг, заключение и ведение договоров и других документов, учет оплаты услуг;

б) работа с партнерами по закупке услуг, формирование прайс-листов

фирмы на основе условий контракта с исполнителями услуг и др.;

в) формирование баз данных, используемых для учета, анализа расчетов, составления документов и др.;

г) калькуляция туров с учетом всех особенностей их реализации;

д) получение и накопление аналитических данных о результатах работы фирмы (наполняемость, прибыльность рейсов, эффективность работы

фирмы по дестинациям и др.).

Основу инновационной деятельности во всех секторах экономики составляет реализация достижений научно-технического прогресса. Сказанное в полной мере относится и к сфере социально-культурного сервиса и туризма.

Массовый туризм зародился во Франции и некоторых других странах еще в первой половине ХХ в. Но расцвет массового туризма как глобального явления произошел во второй половине ХХ в. и был связан с развернувшейся в это время научно-технической революцией (НТР).

Научно-техническая революция не только стала материальной основой формирования массового туризма. Она оказала огромное влияние на инновационную деятельность в СКСТ через высокие технологии, к числу которых относятся новые материалы, микропроцессорная техника, средства информации и связи, биотехнологии.

Появление полимерных, композитных и других новых материалов привело к появлению новых видов одежды и обуви, нового спортивного и иного снаряжения, новой тары и упаковки и т.д. Новые материалы стали материальной основой экстремального туризма, способствовали развитию водного, горного и ряда других видов туризма.

Всемирная туристская организация

Рис. 1 Механизм формирования массового туризма во второй половине ХХ в.

Научно-техническая революция не только стала материальной основой формирования массового туризма. Она оказала огромное влияние на инновационную деятельность в СКСТ через высокие технологии, к числу которых относятся новые материалы, микропроцессорная техника, средства информации и свет, биотехнологии.

Появление полимерных технологий, композитных и других новых материалов привело к появлению новых видов одежды и обуви, нового спортивного и иного снаряжения, новой тары и упаковки и т.д. Новые материалы стали материальной основой экстремального туризма, способствовали развитию водного, горного и ряда других видов туризма.

Появление современных холодильных устройств, микроволновых печей и другой техники, использование биотехнологий, произвели подлинный переворот в приготовлении, хранении и использовании пищевых продуктов.

Изменение пищевых технологий стало основой крупных инноваций в сфере общественного питания. Одна из таких инноваций – рестораны быстрого обслуживания.

К далеко идущим следствиям привело появление микропроцессорных устройств. Одно из таких последствий – компьютеризация всех сфер экономики, включая СКСТ. Другое последствие – экономичные автомобильные двигатели, ставшие важным фактором массовой автомобилизации, которая, в свою очередь, оказала огромное влияние на экономику туризма. Третье По-следствие – высоко экономичные и бесшумные авиационные двигатели, ставшие важным фактором использования воздушного транспорта для перевозок туристов. Есть и многие другие примеры успешного использования микропроцессоров в промышленности, на транспорте, в быту.

Появление современных средств информации и связи оказало глубокое влияние на общественное производство и быт людей. Современную туристскую деятельность и работу туристских фирм нельзя представить без Internet. Современная аудио-видео-техника существенно изменила технологию менеджмента. Управление переводится в режим реального времени и т.д.

Деятельность фирм в сфере СКСТ, как и в других сферах экономики, не может быть достаточно успешной, если персонал фирм не владеет компьютерными, информационными и другими новыми технологиями. Современная экономика предъявляет растущие требования к квалификации и технической грамотности специалистов. Эффективная инновационная деятельность требует от менеджеров широкого кругозора. Инновации в любой сфере экономики включают в себя, помимо всего прочего, заимствования новшеств из других секторов экономики. Поэтому современным руководителям бизнеса важно знать не только то, что делается в их секторе экономики, но и во всей экономике в целом.

Место ВТО в распространении инноваций

Показательны последние данные Всемирной туристической организации о развитии отрасли и динамике в ней за последнее время. Итоги развития мирового туризма за 2005 год отражают продолжение общей позитивной тенденции 2004 года, что выражается в среднем росте международных туристских прибытий на 8% за первые четыре месяца, согласно выпущенному в июне изданию "Всемирного барометра туризма ВТО".

Несмотря на ожидание постепенного спада выдающихся темпов роста туризма в 2004 году, в настоящий момент его показатели очень схожи с показателями второй половины 2004 года – года, в котором международные туристские прибытия выросли более чем на 10%, достигнув рекордной цифры в 763 млн. Таким образом, первые несколько месяцев 2005 года показывают, что этот год можно считать годом продолжающегося восстановления после разнообразных ударов 2001-2003 гг. Ранее сдерживаемый спрос набирает обороты, поскольку укрепляется потребительское доверие и отходит на задний план фактор страха.

По словам Руководителя Отдела исследований рынка и продвижения туризма ВТО г-на Аугусто Уэскара, "С прошлого года мы стали свидетелями освобождения спроса, и, согласно статистическим данным, этот процесс еще находится на самом пике. Люди испытывают непреодолимое желание к путешествиям и чувствуют своевременность момента для путешествий, которые они откладывали в последнее время."

По оценкам, положительные результаты за первые четыре месяца 2005 года для всех регионов колеблются от 5% для Европы до 17% для Ближнего Востока. Темпы роста второй половины 2004 года хорошо сохраняются и в 2005 году. Текущие темпы роста, безусловно, медленнее зафиксированных за весь 2004 год, поскольку 2004 год был относительно нетипичным годом. После очень слабых итогов 2003 года, связанных с ситуацией после вспышки эпидемии атипичной пневмонии и войны в Ираке, темпы роста в первой половине 2004 года были исключительно высокими, особенно, в случае Азии и Тихоокеанского региона и Ближнего Востока. Результаты 2005 года были особенно сильны на Ближнем Востоке (+17%), в Африке (+12%) и в Американском регионе (+11%). Африка оказалась единственным регионом, который превысил показатели 2004 года. Благодаря улучшению результатов тропической части данного региона, общие результаты за первые четыре месяца на четыре отметки превышают результаты прошлого года.

Группа экспертов в области туризма ВТО также дала Африке высшие баллы на предстоящий период; за ней следуют Ближний Восток и Американский регион. Итоги 2005 года также показывают, что в Американском регионе продолжается мощное восстановление, начавшееся в 2004 году, при этом в первые четыре месяца этого года международные туристские прибытия увеличились на 11%. После отличных результатов 2004 года (+28%) показатели Азии и Тихоокеанского региона выросли почти на 9%; при этом на его общие показатели цунами практически не оказало существенного влияния, в то время как Европа (+5%), которая достаточно хорошо перенесла спад 2001-2003 гг., сохранила положительную тенденцию прошлого года. К январю 2005 года рост международных туристских прибытий оценивается на уровне 9% по сравнению с тем же месяцем прошлого года. В феврале показатели прибытий возросли на 4%, но при этом следует учесть, что 2004 год был високосным и в феврале было на один день больше, что представляет собой от 3% до 4% от общих месячных показателей. В марте произошел резкий скачок показателей прибытий на 15%, связанный с тем, что в этом году пасхальные каникулы выпали на март, а не на апрель, как в 2004 году.

Однако эта же причина вызвала снижение апрельских результатов, которые, тем не менее, оказались положительными и возросли на 3%. В общей сложности, за квартал с января по апрель 2005 года рост составил около 8%. Эта цифра соответствует прогнозу, опубликованному в январском издании "Всемирного барометра туризма ВТО", согласно которому, на 2005 год предсказывался рост от 5 до 8%. По-прежнему наблюдается нереализованный спрос, в основном, в области поездок на дальние расстояния. Что касается путешествий за пределы Европы, краткосрочные перспективы представляются особенно позитивными благодаря устойчивому евро. При этом, из-за появления все большего числа внутрирегиональных турцентров, обслуживаемых низкотарифными авиакомпаниями, туроператоры все больше склоняются к более экзотичным направлениям на средние или дальние расстояния.

Тем не менее, благодаря увеличению возможностей низкотарифных авиалиний и росту объектов размещения, которые можно заказать он-лайн по доступной цене, индивидуальные путешествия продолжают развиваться более быстрыми темпами, чем традиционные турпоездки. По прогнозам, выездной туризм из Американского региона сохранит свои обороты, поскольку США только начали восстанавливаться после серьезного спада в 2001-2003 гг. В 2004 году количество граждан США, путешествующих на самолете за границу, в Канаду и Мексику, возросло на 14%. Однако они более медленно возвращаются в Европу, и, по прогнозам, их будут более привлекать турцентры в рамках своего собственного региона или в Азии и Тихоокеанском регионе, где не так заметно влияние слабого доллара США. Ожидается, что Азия и Тихоокеанский регион, Ближний Восток и Африка продолжат показывать сильные результаты, как вне региона, так и на внутрирегиональных направляющих рынках.

Около 230 специалистов из почти что 100 стран и территорий, которые внесли вклад в работу Группы экспертов ВТО в области туризма в целях издания "Всемирного барометра туризма ВТО", высказали положительную оценку на первые четыре месяца 2005 года. По пятизначной шкале от 1 (намного хуже) до 5 (намного лучше), представители как государственного, так и частного сектора дали периоду от января по апрель 2005 года среднюю оценку в 3,7, что в терминах Группы экспертов ВТО в области туризма соответствует определению "лучше, чем можно было реально ожидать", подтверждая тем самым ожидания, выраженные этой Группой в начале января относительно этого периода

Туристская политика ВТО содействует развитию, эффективному устойчивому использованию, постоянному совершенствованию и возобновлению факторов производства туристских услуг по следующим направлениям:

– оптимальное использование естественных преимуществ географического положения республики, ее отдельных регионов и центров за счет проведения эффективной транзитной политики, активизации приграничного туристского обмена с соседними странами, развития системы коммуникаций и, прежде всего, обустройства трансъевропейских коммуникационных коридоров и пограничных переходов;

– охрана и восстановление национального природного и историко-культурного наследия путем совершенствования нормативно-правовой базы, законодательного выделения статуса рекреационно-туристских территорий и расширения их фонда, соблюдения научно обоснованных норм емкости рекреационно-туристских территорий, привлечения внутренних и внешних инвестиций в реконструкцию и благоустройство туристских объектов, увеличения туристской привлекательности национальных природных и культурных достопримечательностей за счет целенаправленной пропаганды и использования "информационно-мифологических" ресурсов туризма;

– совершенствование общехозяйственной и специализированной инфраструктуры с использованием сложившегося в мировой практике разделения сфер приложения капитала между государственным (макроинфраструктура туризма – транспортные коммуникации, инженерно-техническая инфраструктура, связь, благоустройство территории и др.) и частным (микроинфраструктура туризма – малые и средние предприятия туристского обслуживания с быстрым оборотом капитала) секторами;

– создание благоприятного инвестиционного климата на макроуровне (привлекательные и предсказуемые условия экономической деятельности в стране в целом) и микроуровне (налоговые, таможенные и другие льготы для предприятий, специализирующихся на въездном и внутреннем туризме) в целях притока отечественного и иностранного капитала, непосредственное участие и поддержка государства в осуществлении крупных инвестиционных проектов;

– совершенствование системы подготовки и повышения квалификации туристских кадров с учетом реально существующей и перспективной потребности национального туристского комплекса в специалистах различного профиля;

– создание информационно-аналитической базы, включающей материалы нормативно-правового, статистического, программного, научного, учебно-методического, рекламно-информационного, коммерческого характера; формирование соответствующей организационной инфраструктуры путем создания центров маркетинговых исследований в туризме в различных странах мира

– совершенствование системы статистического учета в туризме в целях расширения информационной базы для научного анализа и выработки эффективных управленческих решений, приведение отечественного статистического аппарата в соответствие с общепринятыми международными стандартами и рекомендациями ВТО (использование понятия "временный посетитель" в качестве единицы учета, проведение выборочных социологических обследований посетителей с целью определения мотивов и продолжительности поездок, величины и структуры их расходов и других характеристик, внедрение методики комплексного учета международных туристских поступлений и расходов Беларуси);

– организация научных исследований в сфере туризма путем частичного бюджетного финансирования наиболее значимых исследовательских туристских проектов, содействия интеграции национальных исследовательских структур в международные программы, проведению научно-практических конференций и семинаров, созданию научного периодического издания по туристской проблематике;

– содействие развитию инновационного процесса в туристском комплексе, стимулирование внедрения инноваций в технологические процессы создания и продвижения туристского продукта. Приоритетным инновационным направлением является использование новых туристских ресурсов и развитие нетрадиционных (альтернативных) видов туризма ("продуктовые" инновации): экотуризм на базе лесо-озерных и пойменно-болотных экосистем, агротуризм, фольклорно-этнографические туры. Необходимо также применение инновационных подходов к музеефикации и экскурсионному использованию охраняемых природных и культурных территорий и объектов, внедрение в познавательные программы современных анимационных технологий, принципа "знакомство через действие" (участие в фольклорных мероприятиях, инсценировках исторических событий, традиционных праздниках и обрядах, обучение народным ремеслам, дегустация блюд национальной кухни и др.). Важными направлениями поддержания инновационной деятельности являются помощь во внедрении технологических инноваций с использованием научно-технических достижений (коммуникации, компьютерные системы, Internet) в слаборазвитых странах с большим туристическим потенциалом. При этом необходим учет современных требований экологизации производства, нововведения организационного (упорядочение системы туристских территорий слаборазвитых и развивающихся стран.

– ВТО помогает в формирование привлекательного имиджа стран с богатым туристическим потенциалом на мировом туристском рынке путем широкого многоканального распространения рекламно-информационных материалов о стране, создания на международных туристских выставках единого национального стенда с общей имиджевой стратегией, регулярного проведения информационно-ознакомительных мероприятий в зарубежных странах и их средствах массовой информации, организации рекламных поездок в эти страны для представителей зарубежного туристского бизнеса и журналистов;

– содействие продвижению национального туристского продукта путем частичного бюджетного финансирования и создания благоприятных условий для рекламно-информационной и выставочной деятельности, использования в этих целях имеющейся организационной инфраструктуры (зарубежные консульские учреждения, торговые представительства) и ее дальнейшего развития путем создания туристских информационных центров. Задачи создания привлекательного туристского имиджа Беларуси и продвижения национального туристского продукта с 2001 г. выполняет Национальное агентство по туризму. С учетом особой важности активной рекламно-информационной деятельности на начальном этапе становления туристского комплекса представляется целесообразным целенаправленное совместное финансирование деятельности Агентства из средств государственного бюджета и отчислений туристских предприятий;

– ВТО помогает в обеспечении безопасности иностранных посетителей за счет системы профилактических мероприятий и усиленного контроля органов внутренних дел над состоянием правопорядка в районах объектов туристского посещения;

– приоритетное развитие перспективных направлений приема иностранных посетителей и внутреннего рекреационно-туристского обслуживания. ВТО поддерживает всевозможные национальные программы развития туризма.

Оптимизация параметров внутреннего туристского спроса в странах с большим туристическим потенциалом как элемента конкурентоспособности туристского комплекса может осуществляться по следующим основным направлениям:

– внедрение системы стандартизации и сертификации туристских услуг в целях обеспечения гарантий их качества, создания оптимальных условий реализации туристского спроса и защиты интересов потребителей туристских услуг;

– стимулирование внутреннего туристского движения путем создания необходимых социально-экономических предпосылок (рост доходов населения, расширение фонда свободного времени и его оптимальная годовая структура, стимулирование деятельности туроператоров внутреннего туризма, развитие материальной базы туризма и др.), активной социальной рекламы и пропаганды туризма и экскурсий как увлекательной и общественно рациональной формы проведения свободного времени, внедрения туристско-экскурсионных мероприятий в систему образования;

– развитие социального туризма;

– оптимизация структуры внутреннего спроса путем проведения системы рекламно-информационных, организационно-планировочных и иных мероприятий, направленных на активизацию развития приоритетных направлений внутреннего и въездного туризма (экологический, сельский, экскурсионный и др.), диверсификацию туристского спроса.

ВТО поддерживает инициативу государств в Среди основных направлений его совершенствования следует отметить те котрые особо поддерживаются ВТО:

– государственную поддержку отраслей и производств, формирующих межотраслевой туристский комплекс, в программах развития которых следует учитывать не только внутриотраслевые задачи, но и интересы туристского комплекса в целом;

– создание свободных экономических зон рекреационно-туристского профиля в целях привлечения внутренних и внешних инвестиций и активизации развития наиболее перспективных туристских территорий. Специальный льготный режим для субъектов хозяйствования, участвующих в создании туристского продукта, может быть предоставлен в пределах рекреационно-туристских территорий национальных парков, зон отдыха и курортов республиканского значения, а также предлагаемых специалистами ландшафтно-туристских парков и культурно-туристских зон туристско-экскурсионных центров международного и национального значения;

– межведомственную координацию социально-экономической деятельности с учетом интересов развития туристского комплекса.

Помощь в достижении следующих мер:

– упрощение процедуры лицензирования и регистрации широкого круга предприятий туристского комплекса (предприятия размещения, питания, транспортного обслуживания, туроператоры и турагенты и др.) в целях повышения предпринимательской активности в данной сфере;

– устранение барьеров для добросовестной конкуренции на внутреннем туристском рынке с соблюдением норм антимонопольного законодательства, а также путем жесткого пресечения попыток недобросовестной конкуренции;

– контроль над деятельностью иностранных компаний на внутреннем туристском рынке, направленный на экономически обоснованную защиту интересов национальных производителей туристских товаров и услуг при одновременном стимулировании связанного с иностранным присутствием инновационного процесса, притока современных технологий производства, управления, продвижения продукции;

– содействие созданию и деятельности ассоциаций туристских предприятий, общественных организаций туристского профиля. Международный опыт свидетельствует о важности подобных организаций для структурного развития туристского рынка

– помощь государствам в поддержке предприятий, обеспечивающих программы обслуживания иностранных посетителей, с помощью системы мер правового (признание экспортного характера их деятельности), экономического (льготы в отношении налогов, кредитов и др.), организационного (поддержка деятельности на внешних рынках) и иного характера, содействие становлению на туристском рынке компаний, специализирующихся на приоритетных направлениях иностранного туризма (агротуризм, экотуризм, этнический, деловой, охотничий туризм и др.).

Литература

1. Балабанов И. Т., Балабанов А. И. Экономика туризма. М.: Финансы и статистика, 1999.

2. Махина Е.Г.История туризма Казань 2003

3. Основные международные туристские организации

4. Чудновский А.Д. Управление индустрией туризма. – М.: Кнорус, 2006.

5. История развития ВТО

6.

7. Новиков В.С. Инновации в туризме. М.: Гриф 2007

8. Квартальнов В.А. Туризм: теория и практика: Избранные труды. В 5-ти т. Т. 3. Новые цели и функции туризма: экономика и управление. М.: Финансы и статистика, 1998

9. Квартальнов В. А. Теория и практика туризма: Учебник. – М.: Финансы и статистика 2008

10. Юшкевич.П.Г. Туризм учебник для Вузов Спб Нева 2008