Возбуждение уголовного дела

Возбуждение уголовного дела

Статьи по теме
Искать по теме

1. Понятие, сущность и задачи стадии возбуждения уголовного дела

Со стадии возбуждения уголовного дела начинается уголовный процесс. Как и любая другая стадия уголовного процесса, возбуждение уголовного дела – это промежуток времени, в течение которого осуществляется специфическая уголовно-процессуальная деятельность, именуемая проверкой заявлений (сообщений) о преступлении. В этом и проявляется сущность данной стадии. Возбуждение уголовного дела – это не только процессуальное решение, не только правовой институт; это прежде всего этап, который всегда был (или есть), если имеет место уголовный процесс.

Значение стадии возбуждения уголовного дела предопределяется кругом задач, стоящих перед органами дознания, предварительного следствия и прокурором; объемом процессуальных средств решения данных задач, числом и статусом субъектов и др.

У рассматриваемой стадии двуединая задача.

С одной стороны, реакция на каждый факт криминала, выражающаяся в немедленной регистрации любого заявления (сообщения), содержащего признаки объективной стороны состава преступления. С другой – ограждение последующих этапов уголовного процесса, в частности стадии предварительного расследования, от рассмотрения фактов:

- которых в реальности не было;

- безусловно не являющихся преступными, т. е. в которых нет хотя бы одного из обязательных признаков объективной стороны состава преступления, в том числе малозначительных (административных, дисциплинарных и иных проступков).

Между тем названные задачи можно признать разрешенными лишь по окончании проверки заявлений (сообщений) о преступлении. Это происходит потому, что стадия возбуждения уголовного дела сама разделяется на два самостоятельных этапа. Каждый из них характеризуется специфического рода задачами, деятельностью, заканчивающейся конкретным процессуальным решением.

Первый этап – подготовительный.

Его основной задачей является определение подведомственности преступления, отраженного в поводе, давшем начало течению уголовного процесса.

Второй – исключительный.

Иначе говоря, этап сбора достаточных данных, указывающих на признаки объективной стороны состава преступления. Именно его задачами является активное уяснение наличия предпосылок для возбуждения уголовного дела одновременно с ограждением стадии предварительного расследования от работы над бесспорно не преступными либо не имеющими место в реальности фактами.

Таким образом, стадия возбуждения уголовного дела – это первая стадия уголовного процесса, задача которой – реагировать на каждый факт совершения преступления и оградить последующие этапы уголовного процесса от рассмотрения непреступных деяний. Данная стадия состоит из двух этапов и завершается решением о возбуждении уголовного дела (принятия мировым судьей к своему производству заявления по делу частного обвинения) или об отказе в его возбуждении (отказе в принятии мировым судьей к своему производству заявления по делу частного обвинения).

2. Органы и должностные лица, уполномоченные решать вопрос о возбуждении уголовного дела.

Возбуждать уголовное дело публичного обвинения в пределах своей компетенции вправе и в соответствии с принципом публичности (ч. 2 ст. 21 УПК РФ) обязаны:

- прокурор (ст. 146 УПК РФ);

- начальник следственного отдела (ч. 1 ст. 39, ч. 3 ст. 154 УПК РФ);

- руководитель следственной группы (п. 1 ч. 4 ст. 163, ч. 3 ст. 154 УПК РФ);

- следователь (ст. 146 УПК РФ);

- дознаватель (ст. 146 УПК РФ).

Все из указанных субъектов, за исключением самого прокурора, обязаны согласовывать с ним свое решение о возбуждении уголовного дела. Подведомственность некоторых категорий дознавателей, кроме того, ограничена определенным кругом преступлений. Поэтому они вправе возбуждать уголовные дела только по этим преступлениям. К примеру, главы иностранных представительств и консульских учреждений Российской Федерации могут возбудить уголовное дело о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Дела частного обвинения возбуждаются путем подачи заявления потерпевшим или его законным представителем (представителем) мировому судье (ч. 1 ст. 318 УПК РФ).

3. Поводы и основания для возбуждения уголовного дела

Уголовный процесс, а вместе с ним и деятельность, осуществляемая на стадии возбуждения уголовного дела, возникает лишь при наличии к тому повода и основания.

Повод к возбуждению уголовного дела – это источник осведомленности органа дознания, следователя или прокурора о готовящемся, совершаемом либо совершенном преступлении. В ст. 140 УПК РФ приведен их исчерпывающий перечень. Это:

1) заявление о преступлении;

2) явка с повинной;

3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.

Поводы к началу уголовного процесса ничем не отличаются от поводов к возбуждению уголовного дела. Другое дело – основание для начала уголовного процесса. Им следует признавать вероятность наличия в происшествии, о котором идет речь в поводе, признаков объективной стороны состава преступления. Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки объективной стороны состава преступления.

Заявления о преступлении как повод к возбуждению уголовного дела представляют собой адресованное органам, правомочным осуществлять уголовно-процессуальную деятельность, устное или письменное сообщение о совершенном, совершаемом или подготавливаемом преступлении.

Устное заявление, уже после начала уголовного процесса, заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих его личность. Устное сообщение о преступлении, сделанное при производстве следственного (судебного) действия, заносится в протокол этого действия (судебного заседания). Заявителю разъясняется ответственность за заведомо ложный донос, предусмотренная ст. 306 УК РФ. В протоколе делается отметка об этом, которая удостоверяется подписью заявителя (ст. 141 УПК РФ).

Обычно заявителем – выступает пострадавший или очевидец общественно опасного деяния, но им может быть и лицо, которому о преступлении стало известно с чьих-то слов.

Анонимные сообщение и письма, т. е. такие, которые не подписаны автором, не ясно, кем подписаны или подписаны вымышленной фамилией, не признаются поводом к возбуждению уголовного дела. Если в них указываются конкретные факты, свидетельствующие о подготовке (совершении) преступления, то осуществляется их необходимая проверка. При подтверждении этих фактов уголовное дело может быть возбуждено. Поводом в этом случае будет сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников. Само же анонимное заявление или письмо рассматривается лишь как сигнал о преступлении, не имеющий процессуального значения и послуживший поводом для административно-властной, а не уголовно-процессуальной проверки. С учетом имеющихся возможностей проверкой анонимных сообщений обычно занимаются оперативные аппараты органов дознания, и прежде всего органов внутренних дел.

В качестве сигнала, не являющегося процессуальным поводом к возбуждению уголовного дела, принято рассматривать также заявления по телефону, даже если человек называет себя. Такие заявления должны быть зарегистрированы дежурным по органу внутренних дел в виде телефонограммы и немедленно проверены в рамках административных полномочий учреждения (органа внутренних дел). При подтверждении проверяемых фактов поводом к возбуждению дела будет служить сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.

В заявлениях о преступлении, выступающих в качестве повода к возбуждению уголовного дела, должны содержаться конкретные сведения, указывающие на подготовку или совершение (сейчас либо в прошлом) преступления. При этом не требуется, чтобы заявитель высказал просьбу о привлечении виновного лица к уголовной ответственности.

Явка с повинной – это добровольное личное обращение к дознавателю, следователю, руководителю и члену следственной группы, начальнику следственного отдела или прокурору гражданина с заявлением о совершенном им преступлении. Заявление может быть и о готовящемся преступном деянии (приготовлении или покушении), основные результаты которого еще не наступили. Явка с повинной невозможна по телефону или иным средствам связи. Лицо должно непосредственно (воочию) обратиться к дознавателю, следователю, руководителю и члену следственной группы, начальнику следственного отдела или прокурору. При явке с повинной устанавливается личность явившегося и составляется протокол, в котором указывается:

а) должность, классный чин или звание, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;

б) статья (ст. 142 УПК РФ), в соответствии с которой протокол составлен;

в) время (день, час, минуты) и орган, которому поступило

заявление о явке с повинной;

г) такие же, как при обращении с устным заявлением о

преступлении, сведения о явившемся с повинной;

д) данные о документе, удостоверяющем его личность;

е) подробное изложение события, о котором он сообщает:

когда, где, что явившимся с повинной сделано и каковы, по его мнению, наступившие последствия. Протокол подписывается явившимся с повинной и должностным лицом, к которому он обратился, а также всеми иными лицами, присутствовавшими при составлении указанного документа (к примеру, переводчиком). Сведения, сообщенные явившимся с повинной, подлежат тщательной проверке, поскольку возможен самооговор. Известны также случаи, когда лицо является с целью скрыть факт совершения более тяжкого преступления.

От явки с повинной следует отличать чистосердечное раскаяние, а также показания, сделанные подозреваемым на допросах после задержания в порядке ст. 92 УПК РФ, в которых он признал свою вину. Оформление показаний лица, данных после предъявления изобличающих его доказательств, протоколом явки с повинной нарушает уголовно-процессуальный закон.

К числу сообщений о совершенном или готовящемся преступлении, полученных из иных источников, следует относить любые письменные сообщения от любых предприятий, учреждений, организаций (в том числе общественных), опубликованные в печати статьи, заметки и письма о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении, а также факты непосредственного обнаружения органом дознания, следователем или прокурором признаков объективной стороны состава преступления.

Письменное сообщение предполагает наличие в нем данных (время, место совершения и т. д.) о фактах, имеющих признаки преступления. К сообщению могут прилагаться материалы о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении. Однако данные материалы могут быть переданы и в качестве самостоятельных документов. Предусмотренным п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК РФ следует именовать направляемые в органы предварительного расследования или прокурору протоколы собраний организаций (выписки из таковых), на которых обсуждались факты правонарушений.

Статьи, заметки и письма, опубликованные в печати, также могут быть разновидностью "сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, полученного из иных источников", независимо от того, как к этому относится автор публикации. Не имеет также значения вид печатного издания (частная, районная, областная, центральная газета, журнал и т. д.) и форма публикации (статья, письмо, сообщение и т. д.). Необходимо, чтобы в публикации содержались сведения о фактах с признаками преступления.

Орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель и член следственной группы, начальник следственного отдела и прокурор в процессе выполнения своей служебной деятельности иногда непосредственно выявляют деяние, содержащее признаки объективной стороны состава преступления. Такую разновидность "сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, полученного из иных источников", в литературе часто именуют "непосредственное обнаружение органом дознания, следователем или прокурором признаков преступления".

Следователь и должностное лицо органа дознания (дознаватель и др.) могут обнаружить признаки объективной стороны подготавливаемого или совершенного преступления в ходе расследования находящихся в их производстве уголовных дел. Признаки объективной стороны состава преступления могут быть выявлены органом дознания и в ходе оперативно-розыскных мероприятий, административной деятельности, к примеру обеспечения охраны общественного порядка, паспортного режима, безопасности дорожного движения.

Прокурор обнаруживает признаки преступления при осуществлении своих надзорных (начальник следственного отдела – контрольных) функций или иных направлений деятельности прокуратуры.

Принятие информации из иных источников оформляется рапортом об обнаружении признаков преступления (ст. 143 УПК РФ). В данном рапорте указываются: кому он адресован, данные о лице, его составившем (должность, классный чин или звание, фамилия и инициалы), ссылка на ст. 143 УПК РФ, подробное изложение признаков общественно опасного деяния и признаков общественно опасных последствий (если таковые выявлены), а также источник указанных сведений.

Рапорт подписывается лицом, его составившим. Оформлять сообщение, о котором указывается в рапорте, закон не требует. Однако, если таковое имело место, оно может быть приобщено к материалам проверки сообщения о преступлении.

4. Порядок, сроки и задачи рассмотрения заявлений и сообщений о преступлении

Стадия возбуждения уголовного дела представляет собой не одноразовое действие, проявляющееся в принятии решения о том, начинать или не начинать производство по конкретному делу, а комплекс действий. В своей совокупности эти действия призваны обеспечить законность и обоснованность соответствующего решения.

Такая цель достигается прежде всего путем проверки (нередко ее называют предварительной или доследственной проверкой):

- соответствия требованиям закона (доброкачественности) повода;

- содержащихся в нем данных относительно наличия или отсутствия основания для принятия положительного решения о возбуждении уголовного дела;

- а также наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих принятию такого решения.

Существует три вида средств проверки заявления (сообщения) о преступлении.

1. Прямо закрепленные в уголовно-процессуальном законе средства сбора достаточных данных, указывающих на признаки преступления, а именно:

а) требование о передаче документов и материалов (ч. 2 ст. 144УПКРФ);

б) осмотр места происшествия (ч. 2 ст. 176 УПК РФ).

2. Выработанные практикой и широко применяемые органами предварительного расследования:

а) получение объяснений;

б) истребование материалов;

в) требование о производстве ревизий;

г) исследование (направление на исследование);

д) изъятие предметов и документов.

3. Предусмотренные не уголовно-процессуальными нормативными актами:

а) гласные оперативно-розыскные мероприятия;

б) гласные розыскные действия;

в) судебно-медицинское освидетельствование;

г) освидетельствование лиц, подозреваемых в совершении административного правонарушения, по поводу наличия в организме алкоголя или наркотических средств (п. 19 ст. 11 Закона РФ "О милиции"1);

д) исследование веществ и объектов (приказ МВД России от 1 июня 1993 г. № 261);

е) административное изъятие (ст. 27.1, 27.10 КоАП РФ);

ж) досмотр (ст. 27.1, 27.7, 27.9 КоАП РФ);

з) осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (ст. 27.1, 27.8 КоАП РФ);

и) акт добровольной сдачи наркотического средства, психо-тропного вещества, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 222, 223, 228 УК РФ).

Этими средствами решаются задачи стадии возбуждения уголовного дела. Перечень данных средств широк. Однако процессуальными можно называть лишь два. Только на них распространяется процессуальная форма. И хотя в ст. 144 УПК РФ лишь упоминается требование о передаче документов и материалов, это действие нельзя производить без соблюдения принципов уголовного процесса.

На все проверочные действия заявлений частных лиц и сообщений организаций ч. 1 ст. 109 УПК отводит не более трех суток. В исключительных случаях этот срок может быть продлен до десяти суток. Течение срока начинается на следующий день после поступления заявления или сообщения и заканчивается в двенадцать часов ночи последних суток.


5. Порядок возбуждения уголовного дела. Постановление о возбуждении уголовного дела

При наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки объективной стороны состава преступления, – основания для возбуждения уголовного дела – дознаватель или следователь с согласия прокурора, а также прокурор обязан в пределах своей компетенции возбудить уголовное дело.

О возбуждении уголовного дела следователь (прокурор, орган дознания и др.) выносит постановление. Этот процессуальный документ состоит из трех частей: вводной, описательной и резолютивной. В постановлении о возбуждении уголовного дела должны быть указаны день, месяц, год, время (час и минута принятия решения о возбуждении уголовного дела), населенный пункт его составления, должность, звание (классный чин), фамилия и инициалы должностного лица, которым оно составлено, наименование органа прокуратуры, классный чин, фамилия, инициалы прокурора, давшего согласие на возбуждение уголовного дела, повод и основание к возбуждению уголовного дела, пункт, часть и статья УК РФ, по признакам которого оно возбуждается, ссылка на ст. 145, 146 (или ст. 147) и ч. 1 ст. 156 УПК РФ, а также собственно решение о возбуждении уголовного дела (если есть лицо, подозреваемое в совершении данного преступления, указывается его фамилия, имя и отчество), о принятии уголовного дела к производству (о направлении его по подследственности), о направлении копии постановления прокурору, об извещении заявителя и подозреваемого о принятом решении.

Копия постановления о возбуждении уголовного дела, вынесенного следователем или дознавателем, немедленно направляется прокурору. О том, дал прокурор согласие на возбуждение уголовного дела или нет, извещается заявитель и лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело. Помимо этого органы дознания и органы предварительного следствия обязаны в двухнедельный срок сообщать в военные комиссариаты или иные органы, осуществляющие воинский учет, о возбуждении уголовных дел в отношении граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете (п. 5 ст. 4 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").

По общему правилу дознаватель и следователь должны получить согласие прокурора на возбуждение уголовного дела. Между тем предусмотренный ч. 4 ст. 146 УПК РФ порядок позволяет утверждать, что дознавателю и следователю не запрещено принимать самостоятельно мысленное (пока еще без получения согласия прокурора) решение возбуждать уголовное дело и приступать к производству неотложных следственных действий еще до получения согласия прокурора.

Закон (ч. 4 ст. 146 УПК РФ) позволяет до получения согласия прокурора производить отдельные следственные действия по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего (осмотр места происшествия, освидетельствование, назначение судебной экспертизы). Однако УПК РФ только осмотр места происшествия разрешает производить до возбуждения уголовного дела (ч. 2 ст. 176). Указанные обстоятельства позволяют сделать вывод, что законодатель под возбуждением уголовного дела понимает принимаемое следователем (дознавателем и др.) мысленное решение о наличии в его распоряжении предусмотренного законом повода и достаточных данных, указывающих на признаки объективной стороны состава преступления. Оформление же данного процессуального решения постановлением и тем более получение соответствующего согласия у прокурора являются лишь процессуальными гарантиями соблюдения прав и законных интересов граждан, вовлеченных в сферу уголовного процесса.

Подобными гарантиями, только не уголовно-процессуальными, а ведомственными, является обязанность дознавателей некоторых органов дознания утверждать постановления о возбуждении уголовного дела у начальника учреждения (начальника органа внутренних дел и др.), а также составление по поводу принятия указанного решения специальных регистрационных документов (карточек).

Следователь, а в определенных случаях и дознаватель, производя неотложное следственное действие после принятия решения о возбуждении уголовного дела (констатации наличия повода и основания такового), но до его оформления в соответствии с требованиями закона и ведомственных нормативных актов, уголовно-процессуальный закон не нарушает. Нарушением норм УПК РФ будет производство следственного действия (за исключением осмотра места происшествия) до того, как в распоряжении следователя (дознавателя) появится повод и основание к возбуждению уголовного дела.

Незаконным также следует признавать отказ от применения средств стадии предварительного расследования (отказ от производства следственных действий) в случае наличия у компетентного органа (органа дознания, следователя, прокурора) повода к возбуждению уголовного дела и данных, о которых идет речь в ч. 2 ст. 140 УПК РФ.

Редакция ч. 4 ст. 146 УПК РФ позволяет дознавателю (следователю) мысленно принять решение о возбуждении уголовного дела, с соблюдением требований УПК РФ произвести неотложные следственные действия, после этого немедленно оформить постановления о возбуждении уголовного дела и направить их прокурору. К постановлению прилагаются соответствующие протоколы и постановления о производстве следственных действий. Если, изучив указанные документы, прокурор даст согласие на возбуждение уголовного дела, значит, дознаватель (следователь) не нарушил требований УПК РФ. Все представленные ему до дачи согласия на возбуждение уголовного дела постановления и протоколы (а также изъятые в ходе следственных действий предметы и документы) будут допустимыми доказательствами. Такие доказательства имеют юридическую силу и в последующем могут быть положены в основу обвинения.

И наоборот, если прокурор, ознакомившись с представленными протоколами и постановлениями (материалами), посчитает, что дознаватель (следователь) приступил к производству неотложных следственных действий (за исключением осмотра места происшествия), не располагая законными поводом и (или) основанием, он своим постановлением откажет в даче согласия на возбуждение уголовного дела. В этой ситуации протоколы следственных действий, которые были осуществлены дознавателем (следователем), станут недопустимыми доказательствами.

6. Особенности возбуждения дел частного и частно-публичного права

Уголовные дела частного и частно-публичного обвинения возбуждаются только по жалобе потерпевшего или его представителя. В действующем УПК число дел частно-публичного обвинения значительно расширено (дела о насильственных действиях сексуального характера – ч. 1 ст. 136 УК, нарушении тайны переписки и телефонных переговоров – ч. 1 ст. 138 УК, нарушении неприкосновенности жилища – ч. 1 ст. 139 УК, необоснованном отказе в приеме на работу или необоснованном увольнении беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет – ст. 145 УК). Эта тенденция свидетельствует о сужении публичных и расширении диспозитивных начал российского уголовного судопроизводства.

Представляется, что прокурор не должен возбуждать дела частного или частно-публичного обвинения без согласия дееспособного лица, в интересах которого он возбуждает дело. В УПК РФ правом возбуждения дел частного обвинения наделены не только прокуроры (так было в УПК РСФСР), но и следователи, и даже дознаватели. С этим трудно согласиться, имея в виду, что вторжение органов государства в сферу частных интересов граждан – это редкое исключение, которым не следует злоупотреблять.

8. Отказ о возбуждении уголовного дела

Решение об отказе в возбуждении уголовного дела может быть вынесено в связи с:

– отсутствием оснований возбуждения уголовного дела (ч. 1 ст. 148 УПК РФ);

– наличием оснований отказа в возбуждении уголовного дела (ст. 24 УПК РФ).

Данное решение оформляется постановлением. Если в течение 10 суток, предоставленных законодателем для того, чтобы рассмотреть и разрешить заявление (сообщение), невозможно собрать достаточные данные о наличии либо об отсутствии признаков объективной стороны состава преступления, то налицо отсутствие оснований к возбуждению уголовного дела.

Отказ в возбуждении уголовного дела по основаниям, указанным в п. 3 (истечение сроков давности уголовного преследования) и п. 6 (отсутствие заключения суда о наличии признаков преступления в действиях одного из лиц, указанных в п. Г, 3–5, 9 и 10 ч. 1 ст. 448 УПК РФ, либо отсутствие согласия соответственно Совета Федерации, Государственной Думы, Конституционного Суда РФ, квалификационной коллегии судей на возбуждение уголовного дела или привлечение в качестве обвиняемого одного из лиц, указанных в п. 1 и 3–5 ч. 1 ст. 448 УПК РФ) ст. 24 УПК РФ, не допускается, если лицо, в отношении действий (бездействия) которого принимается данное решение, против этого возражает.

Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела состоит из трех частей – вводной, описательной и резолютивной. В нем должны быть указаны день, месяц, год, населенный пункт его составления, должность, звание (классный чин), фамилия и инициалы должностного лица, кем оно вынесено, повод и основание к началу уголовного процесса, признаки какого преступления предполагались и мотивировка наличия одного из оснований отказа в возбуждении уголовного дела, ссылка на ст. 148 УПК РФ и в случае необходимости на конкретный пункт ч. 1 ст. 24 УПК РФ, а также собственно решение об отказе в возбуждении уголовного дела, об уведомлении заявителя и о разъяснении ему права обжаловать это постановление.

Если сведения о преступлении, по которому производилась проверка, ранее были распространены СМИ, информация об отказе в возбуждении уголовного дела публикуется в этом же или в другом СМИ.

Копию постановления следователь (дознаватель) направляет заявителю и прокурору в течение 24 часов с момента его вынесения.

С материалами, по которым отказано в возбуждении уголовного дела, вправе знакомиться Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации (п. 6 ч. 1 ст. 23 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации").

Перечень обстоятельств, признаваемых основаниями отказа в возбуждении уголовного дела (прекращения уголовного дела), приведен в ч. 1 ст. 24 УПК РФ.

Основаниями отказа в возбуждении уголовного дела признаются:

1) отсутствие в деянии состава преступления;

2) отсутствие события преступления;

3) истечение сроков давности уголовного преследования;

4) смерть подозреваемого или обвиняемого, за исключением случаев, когда производство по уголовному делу необходимо для реабилитации умершего;

5) отсутствие заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 20 УПК РФ;

6) отсутствие заключения суда о наличии признаков преступления в действиях одного из лиц, указанных в п. 1, 3–5, 9 и 10 ч. 1 ст. 448 УПК РФ, либо отсутствие согласия соответственно Совета Федерации, Государственной Думы, Конституционного Суда РФ, квалификационной коллегии судей на возбуждение уголовного дела или привлечение в качестве обвиняемого одного из лиц, указанных в п. 1 и 3–5 ч. 1 ст. 448 УПК РФ.

Отказ в возбуждении уголовного дела может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном ст. 124 и 125 УПК. Данное право основано на конституционном положении о доступе к правосудию (ч. 2 ст. 45 Конституции). Отказ в возбуждении уголовного дела может быть обжалован не только лицом, заявившим о преступлении лиц, но и любыми другими лицами, интересы которых затрагиваются соответствующим постановлением.

Возможность подачи жалобы на отказ в возбуждении уголовного дела каким-либо сроком не ограничена.

Постановления об отказе в возбуждении уголовного дела обжалуются в суд по месту производства предварительного расследования. Признав отказ в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, судья выносит соответствующее постановление, направляет его для исполнения прокурору и уведомляет об этом заявителя.

Прокурор, признав отказ в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, отменяет постановление об отказе в возбуждении уголовного дела и возбуждает уголовное дело в порядке, установленном гл. 20 УПК, либо возвращает материалы для дополнительной проверки.

8. Надзор прокурора за законностью возбуждения уголовного дела

К предмету прокурорского надзора за законностью возбуждения уголовного дела ученые относят надзор за:

1) полнотой и своевременностью регистрации поступающей информации о преступлениях;

2) соблюдением сроков рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях;

3) своевременностью принятия мер по предотвращению или пресечению преступлений;

4) соблюдением прав и законных интересов личности в ходе проверки заявления (сообщения) о преступлении.

Таким образом, надзору со стороны прокурора должны подвергаться:

1) действия (бездействие) органов дознания, следователей и начальников следственных отделов;

2) процессуальные акты, выносимые органами дознания, следователями и начальниками следственных отделов;

3) процессуальные сроки;

4) действия (бездействие) граждан;

5) жалобы на действия и решения органов дознания, следователей1 и начальников следственных отделов.

Осуществляя надзор, прокурор (в пределах своей компетенции) совершает следующие действия.

1. Требует от органов предварительного расследования для проверки материалы предварительной проверки и сведения о преступлениях.

2. Проверяет прием, регистрацию, проверку и разрешение сообщений о преступлениях.

3. Отстраняет следователя (дознавателя) от проверки заявления (сообщения) о преступлении.

4. Передает дело от одного органа другому.

5. Дает письменные указания.

6. Возбуждает уголовные дела или отказывает в их возбуждении.

7. Продляет срок проверки заявления (сообщения) о преступлении до 10 суток (ч. 3 ст. 144 УПК РФ).

8. Отменяет незаконные и необоснованные постановления следователя (дознавателя).

9. Возвращает материал проверки сообщения о преступлении для дополнительной проверки (ч. 4 ст. 146 и ч. 6 ст. 148 УПК РФ).

10. Реализует иные полномочия.

9. Обжалование решений

В соответствии с ч. 2 ст. 24 Конституции РФ1 и постановлением Конституционного Суда от 18 февраля 2000 г. № 3-п лица, чьи права и свободы затрагиваются решением об отказе в возбуждении уголовного дела, имеют право на ознакомление с материалами проверки, проведенной по сообщению о преступлении, на основании которых вынесено решение об отказе в возбуждении уголовного Дела, поскольку такой отказ преграждает потерпевшему возможность судебной защиты его прав и законных интересов.

Отказ в возбуждении уголовного дела, согласно ч. 5 ст. 148 упк РФ, может быть обжалован прокурору и в суд в порядке, установленном ст. 124 и 125 УПК РФ. Возможность подачи жалобы на отказ в возбуждении уголовного дела каким-либо сроком не ограничена. Сам заявитель вправе определить, обжалует ли он решение прокурору или в суд.

При рассмотрении жалобы прокурор вправе в течение 48 часов с момента вынесения дознавателем или следователем постановления об отказе в возбуждении уголовного дела отменить его и возбудить уголовное дело. Постановление, вынесенное прокурором может быть обжаловано вышестоящему прокурору, который рассматривает жалобу в течение трех суток со дня ее получения.

Жалоба на отказ в возбуждении уголовного дела подается в суд по месту принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела. Признав отказ в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, судья выносит соответствующее постановление, направляет его для исполнения прокурору и уведомляет об этом заявителя. Судья только указывает, какие нарушения привели к признанию постановления об отказе в возбуждении уголовного дела (например, не были проведены необходимые проверочные действия и т.п.), но сам судья не выполнил постановления о возбуждении уголовного дела, поскольку возбуждение уголовного дела – это функция обвинительной власти, а не суда, который только указывает на независимость решения, которое нарушает права человека и гражданина.

Литература

1. Конституция и государственная символика РФ. – М.: ЭКСМО, 2005. – 64 с. – (Российское законодательство).

2. Закон о милиции: Федеральный закон РФ. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 31 с. – (Закон и общество).

3. Уголовно-процессуальный кодекс РФ: По состоянию на 15 февраля 2006 г. – М.: Юрайт, 2006. – 267 с.

4. Арестова Е.Н. Прекращение уголовного дела (уголовного преследования) при производстве дознания.// Российский следователь. – 2003. – № 11. – с. 35.

5. Вандышсв В. В. Уголовный процесс. – СПб.: Питер, 2004. – 528 с. – (Серия "Учебники для вузов").

6. Власов А. Возбуждение уголовного дела.// Законность. – 2004. – № 2. – с. 31.

7. Гаврилов Б.Я., Гаврилов Д.Б. Институт доследования: пора расставить все точки.// Российская юстиция. – 2005. – № 12. – с. 25.

8. Коротков А. Новый порядок возбуждения уголовного дела.// Уголовное право. – 2004. – № 2. – С. 99.

9. Мирза Л.С. Нужна ли доследственная проверка?// Российский следователь. – 2004. – № 9. – с.13.

10. Овсянников И.В. Прокурорский надзор за законностью решений об отказе в возбуждении уголовных дел.// Закон. – 2005. – № 10. – с. 84.

11. Петрухин И.Л. Возбуждение уголовного дела по действующему УПК РФ.// Государство и право. – 2005. – № 1. – С. 64.

12. Рыжаков А. П. Уголовный процесс. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: Издательство НОРМА, 2003. – 688 с.

13. Уголовный процесс./ Под ред. В. П. Божьева. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Спарк, 2004. – 671 с.

14. Уголовный процесс. / Под ред. К. Ф. Гуценко. – Издание 4-е, переработанное и дополненное. – М.: Издательство "Зерцало", 2004. – 608 с.

15. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации./ Отв. ред. П.А. Лупинская. – М.: Юристъ, 2003. – 797 с.

16. Яшин В.Н., Аксенов В.В. Проблемы стадии возбуждения уголовного дела по новому Уголовно-процессуальному кодексу.// Следователь. – 2004. – № 1. – с. 22.