Внешнеэкономическая деятельность предприятия

Внешнеэкономическая деятельность предприятия.

Статьи по теме
Искать по теме

Внешнеэкономическая деятельность для предприятия является частью его обычной производственной и коммерческой деятельностью и логичным продолжением коммерческих отношений, установленных внутри страны. Следует отметить, что в настоящее время существует некоторое число предприятий, которые ориентируют свое производство только на выпуск товаров, направляемых на экспорт, в основном такие предприятия относятся к полупроводниковой промышленности. Подавляющее же большинство компаний, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, вначале состоялись на внутреннем рынке и только после этого вышли на международный. Внешнеэкономическая деятельность предприятия является частью рыночной сферы и базируется на общих критериях предпринимательской деятельности. неразрывной связи с производством и отличается экономической самостоятельностью в отношении отраслевых стандартов. Основным принципом внешнеэкономической деятельности является коммерческая выгода и окупаемость внешних контрактов на базе собственных финансовых и технических возможностей.

На современном этапе экономического развития можно выделить два направления внешнеэкономической деятельности предприятия: совместное предпринимательство и заключение внешнеторговых контрактов с иностранными контрагентами.

Правовые вопросы совместного предпринимательства определяются нормами торгового и гражданского законодательства того государства, где создается совместное предприятие. При этом предприятие создается с учетом слияния капиталов и/или технического оборудования. Также распространенной практикой является привлечение зарубежных специалистов для работы на созданном предприятии.

Производственная кооперация в составе внешнеэкономической деятельности предприятий и фирм также представляет одну из форм сотрудничества между иностранными партнёрами в различных, но конструктивно связанных между собой процессах технологического разделения труда. Сам технологический процесс разделения труда означает распределение его участников в цепи создания и реализации продукции по основным его фазам, от изучения потребностей на внутренних и внешних рынках до доведения её до конечных потребителей. Производственная кооперация характерна для однородных сфер производства и обращения, для научно-технической, инвестиционной и сервисной областей, например, для обрабатывающей промышленности.

Согласованность действий партнёров в рамках производственной кооперации достигается путём:

– взаимного планирования экспортной и импортозамещающей продукции;

– прогнозирования и совместного ведения научных разработок, обеспечения их необходимой аппаратурой, приборами и материалами, испытательными стендами и научно-технической информацией;

– организации процесса подготовки кадров.

При этом собственность партнёров не обособляется, а сотрудничество обеспечивается на возмездной основе и строится по принципу прямых связей между производителями однородной продукции.

Внешнеторговый контракт – это договор о купле-продаже, поставке, проведении каких-либо работ, услуг, заключаемый двумя или более сторонами. Контракт является основным, базовым документом, определяющим меру материальной ответственности сторон за выполнение обязательств, поэтому от правильности его составления зависит конечный результат сделки. Таким образом, это предпринимательство в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией и результатами интеллектуальной деятельности.

Во внешнеэкономической деятельности различают экспортные, импортные, реэкспортные и встречные сделки.

Экспорт – это вывоз товаров с таможенной территории страны за границу без обязательства по обратному их ввозу и возможное предоставление иностранными лицами услуг и прав на результаты интеллектуальной собственности.

Импорт – покупка товара у иностранного продавца, ввоз его на таможенную территорию страны покупателя.

Реэкспорт – покупка товара у иностранного продавца, ввоз его на территорию страны покупателя, перепродажа данного товара в его изначальном виде за рубеж иностранному покупателю.

Встречная торговля (встречные сделки) представляют собой организационно – увязанные экспортно-импортные операции, где экспортер обязуется принять в оплату стоимости своего товара всю или часть стоимости встречного импортного товара покупателя. Примером встречных сделок может служить бартерное сотрудничество на основе товарообмена.

В настоящее время реэкспортные и встречные сделки менее распространены, так как в условиях динамично развивающейся мировой торговли наибольшее значение приобретают экспортные и импортные операции.

При планировании экспортных и импортных операций цели внешнеэкономической деятельности предприятия детализируются в зависимости от его общих целей (табл. 1).

Таблица 1

Цели экспортно-импортных операций предприятия

Цели экспорта

Цели импорта

– Расширение производства, увеличение прибыли за счет освоения новых рынков.

– Получение экономии на масштабах производства.

– Повышение или поддержание технико-экономического уровня производства под воздействием международной конкуренции.

– Увеличение валютных ресурсов предприятия.

– Диверсификация производства.

– Расширение производства, увеличение прибыли за счет освоения новых внутренних рынков.

– Модернизация и расширение производственного потенциала.

– Экономия на замене сырья и оборудования более эффективной зарубежной продукцией.

– Расширение ассортимента на национальном потребительском рынке.

Проведение экспортно-импортных операций осуществляется в несколько этапов:

1. Маркетинговые исследования рынка. Анализ конъюнктуры рынка представляет собой комплекс мер, направленных на полное исследование процессов и факторов, воздействующих на спрос и предложение, и определяющих экономическое положение между производителем и потребителем продукции. Определяющими факторами являются: цена товара, качество, условия поставки. Этими вопросами занимаются маркетологи и наиболее квалифицированные специалисты фирмы.

2. Изучение системы государственного регулирования ВЭД. Организация экспортно-импортных операций включает тщательную проработку нормативных документов, регламентирующих внешнеэкономическую деятельность. За это отвечает юридический отдел компании.

3. Технико-экономическое обоснование. Технико-экономическое обоснование включает: расчет цены товара, расчет рентабельности сделки с учетом всех затрат, налогов, пошлин. Обязанности возлагаются обычно на планово-экономический отдел.

4. Заключение внешнеторгового контракта. Структура и содержание контракта в значительной мере определяются видом внешнеторговых операций (экспорт, импорт, реэкспорт, реимпорт), назначением, видом товара и услуг (торговля промышленными товарами, машинами и оборудованием, торговля лицензиями и ноу-хау, торговля инжиниринговыми услугами, транспортное обслуживание и т.д.), а также характером сделки (бартер, клиринг и т.д.). Подписанию внешнеторгового контракта предшествуют проведение переговоров с иностранным партнером. Этот этап, как правило, осуществляют руководители предприятия, фирмы.

5. Исполнение контрактных обязательств.

В зависимости от целей предприятия могут планировать применение на внешнем рынке различных альтернативных стратегий. Стратегии внешнеэкономической деятельности могут изменяться в течение жизненного цикла товара (табл. 2). Выход на внешний рынок экономически целесообразен только с товарами, по которым предприятие имеет не только абсолютное, но и относительное преимущество, то есть оно может производить данный продукт с более низкими вмененными затратами, чем его торговые партнеры. Абсолютное преимущество – это способность предприятия производить товар с меньшими затратами ресурсов на единицу продукции, чем любое другое предприятие.

Таблица 2

Стратегии внешнеэкономической деятельности предприятия по стадиям жизненного цикла товара

Элемент

Стадии жизненного цикла

Внедрение

Рост

Зрелость

Упадок

1. Размещение производства

- в стране нововведения

- в развитых странах

- во многих странах

- в основном в развивающихся странах

2. Размещение рынка

- в основном в стране нововведения

- попытки выхода на международные рынки

- в основном в промышленно развитых странах

- смещение на экспортные рынки

- рост спроса

- рост в развивающихся странах

- спад в промышленно развитых странах

- стабилизация спроса

- в основном в развивающихся странах

- экспорт развивающихся стран

- общий спад спроса

3.

Конкурентные факторы

- почти монопольное положение

- сбыт основан не на цене, а на уникальности

- развитие качеств товара

- рост числа конкурентов

- снижение цен конкурентами

- большая стандартизированность товара

- число конкурентов уменьшается

- повышение роли цены

- цена – решающее условие

- число производителей уменьшается

4. Технология производства

- мелкосерийное

- меры по улучшению качества товара

- высокая трудоемкость и капиталоемкость

- увеличение затрат капитала

- более стандартизированные методы

- крупносерийное производство с высокими затратами капитала

- высокая стандартизация

- требуется менее квалифицированная рабочая сила

- низкоквалифици-рованная рабочая сила при крупносерийном механизированном производстве

В зависимости от того, какой товар – индивидуального потребления (ИП) или производственного назначения (ПН) – выпускает и продает предприятие, стратегический план экспорта содержит существенные особенности (табл. 3).

Таблица 3

Параметры рынков различных товаров, учитываемых при планировании внешнеэкономической деятельности предприятия

Параметр

Товар ИП

Товар ПН

Структура рынка

Географическая децентрализация

Географическая концентрация

Тип потребителя

Массовый

Небольшое число

Конкуренция

Множественная

Монополистическая

Тип товаров

Относительно простой, стандартизированный

Технически сложный, часто по индивидуальному заказу

Потребности, удовлетворяемые товаром

Личные и семейные

Производственные

Решение о покупке

Принимается лично, часто спонтанно

Принимается осторожно, коллективно

Мотивы покупки

В основном эмоциональные

В основном рациональные

Влияние рекламы

Значительное

Незначительное

Каналы товародвижения и сбыта

Многоступенчатые, заканчиваются розничным продавцом

Короткие, часто прямые: "продавец – покупатель"

Требования к сервису

Не всегда решающие для покупки

Очень существенные и решающие для покупки

Планирование эффективной внешнеэкономической деятельности предприятия основывается на тщательном учете многочисленных факторов внешней и внутренней среды.

Поскольку товар определяет судьбу внешнеэкономической деятельности, то и вся система мер, связанная с товаром, – создание, производство, реализация, реклама, сервис и т.п., – занимает центральное место в плановой работе. По экспортному ассортименту товаров возможны следующие три подхода.

1. Решение о выходе на внешний рынок с товаром, который поставляется на внутренний рынок. Такой подход оправдан для поставок сырья, оборудования и других средств производства. По потребительским товарам надо учитывать национальные, культурные, языковые особенности потребителей, их вкусы, уровень доходов.

2. Частичное приспособление имеющегося товара к внешнему рынку, его доработка и улучшение, модернизация.

3. Выход на внешний рынок с новым товаром и проведение рыночных тестов новой продукции.

Весь процесс осуществления внешнеэкономической деятельности предприятия включает в себя семь основных блоков (табл. 4).

Таблица 4

Процесс планирования внешнеэкономической деятельности предприятия

№ блока

Функции и их последовательность

Краткое содержание

1

Выбор долгосрочных целей

Рост сбыта, снижение риска и издержек и т.д.

2

Оценка собственных возможностей

Финансовых, производственных, ресурсных, сбытовых, научно-технических и др.

3

Изучение рынка

Характер конкуренции, емкость, динамика, регулирование цен, реклама, налогообложение и др.

4

Выбор альтернатив (стратегий)

Определение методов достижения целей, выработка товарной, сбытовой, ценовой, научно-технической и иных стратегий

5

Разработка тактики

Выбор средств достижения целей на отдельных этапах внешнеэкономической деятельности

6

Формирование спроса и стимулирование сбыта

Система введения на рынок новых товаров

7

Анализ и контроль

Оценка полученных результатов, учет отклонений от целей, корректировка действий, план действий в непредвиденных условиях

Литература

Федеральный закон от 18.07.1999 N 183-ФЗ (ред. от 07.05.2009) "Об экспортном контроле"

Чуев И.Н., Чечевицына Л.Н. Экономика предприятия: Учебник. – М.: ИТК "Дашков и К", 2007.

Экономика предприятия / под ред.В.П. Грузинова. – М.: ЮНИТИ, 2008.

Экономика предприятия. Под ред. Волкова О.И. – М.: ИНФРА, 2009.

Юрков С.В. Юркова Т.И. Экономика предприятия: Учебник. – М.: Инфра-М, 2007.