Деятельность налоговых органов РФ в сфере предоставления государственных услуг

Последние несколько лет повышение качества и доступности государственных услуг было одним из основных направлений деятельности Правительства России. В ходе административной реформы разрабатывались административные регламенты, оптимизировались состав и характеристики государственных услуг и государственных функций, создавалось обеспечение общего роста качества, как на федеральном, так и на региональном уровне.

Статьи по теме
Искать по теме

Порядок предоставления государственных услуг органами исполнительной власти РФ

Деятельность налоговых органов РФ в сфере предоставления государственных услуг

Трактовка понятия "услуга" привлекает специалистов в сфере экономики и права уже достаточно давно. Так Е.Р. Александрович трактует данное понятие следующим образом: "Услуга представляет собой трудовую хозяйственную деятельность, результаты которой выражаются в полезном эффекте, удовлетворяющем какие-либо потребности человека, организации или общества. Все услуги обладают рядом особенностей. Так, услуга производится и потребляется в один и тот же момент времени. Из этого вытекает нехранимость и нетранспортируемость произведенных услуг".

Термин "услуга" в Российском законодательстве впервые появился в Конституции РФ, а Гражданский кодекс РФ закрепил категорию услуги в качестве объекта гражданских прав. По мнению А.В. Нестерова "Понятие "государственная услуга" появилось в России в процессе проведения административной реформы. В правовом государстве, гражданском обществе исполнительная власть всех уровней и видов обязана оказывать так называемые государственные услуги, в том числе и муниципальные".

Одно из первых упоминаний термина "государственная услуга" появилось в Концепции реформирования государственной службы РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 15 августа 2001 г. Далее в Федеральной программе "Реформирование государственной службы РФ (2003 – 2005 годы)" было указано о необходимости достижения качественного уровня исполнения государственными служащими своих должностных обязанностей и оказываемых ими гражданам и организациям государственных услуг.

По мнению Г.И. Алькиной "государственная услуга – деятельность органа исполнительной власти, выражающаяся в совершении действий и/или принятии решений, влекущих возникновение, изменение или прекращение правоотношений или возникновение документированной информации в связи с обращением гражданина или организации в целях реализации их прав, законных интересов либо исполнения возложенных на них нормативными правовыми актами обязанностей". В качестве государственной услуги нами предлагается считать деятельность по исполнению запроса или требования граждан или организаций о признании, установлении, изменении или прекращении их прав, а также получении материальных и финансовых средств для их реализации в случае и в порядке, предусмотренных законодательством, установлении юридических фактов, или предоставлении информации по вопросам, входящим в компетенцию исполнительного органа государственной власти и включенным в реестр государственных услуг. Таким образом, государственные услуги могут носить характер юридически значимых действий, материальновещественных и информационных действий.

В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ) государственные услуги – это услуги, оказываемые органами государственной власти, государственными учреждениями в случаях, установленных законодательством РФ, иными юридическими лицами.

Другое определение термина "государственные услуги" дает Закон № 210-ФЗ. В соответствии со ст. 2 Закона № 210-ФЗ государственная услуга – это деятельность по реализации функций федерального органа исполни тельной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов РФ, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

Черты государственных услуг

Черты оказания государственных услуг

Содержание государственных услуг многообразно – медицинские, образовательные, культурные, информационные, консультационные, банковские и другие.

По функциональному назначению государственные услуги, оказываемые услугополучателям, разделяются на материальные и социально-культурные. Материальные услуги есть удовлетворение материально-бытовых потребностей получателя, социально-культурные – интеллектуальных потребностей, поддержание нормальной жизнедеятельности получателя.

При определении государственной услуги важным оказалось решение вопроса о составе ее потенциальных потребителей.

Важным фактором развития сферы государственных услуг является качество предоставления услуг органами исполнительной власти РФ. Данный подход основан на том, что отношение населения к государству и власти формируется в первую очередь исходя из того, насколько успешным и комфортным было общение с чиновниками в той или иной бытовой ситуации, насколько предоставленная услуга отвечала ожиданиям.

После вступления в силу Федерального Закона № 83-ФЗ в России осуществляют деятельность три типа государственных учреждений – бюджетные, автономные и казенные. Финансирование основных видов деятельности бюджетных и автономных учреждений. Повышение самостоятельности при принятии решений создаст стимулы для повышения качества и эффективности оказания учреждениями государственных услуг и выполнения работ.

Создание механизмов повышения заинтересованности учреждений в повышении эффективности своей работы, улучшении качества услуг и работ – весомый "актив" Федерального Закона № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". Естественным элементом реформирования сети учреждений должно быть развитие системы управления качеством государственных услуг и работ.

Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия. Сфера действия Закона распространяется на государственные и муниципальные услуги, предоставляемые в рамках реализации государственных и муниципальных функций по запросам заявителей. Услуги, предоставляемые по запросам, подлежат включению в реестры государственных и муниципальных услуг, органы государственной власти и местного порядка обязаны разработать и утвердить административные регламенты предоставления услуг, составной частью которых являются стандарты предоставления услуг.

Статья 14 Закона № 210-ФЗ содержит перечень требований к содержанию стандартов предоставления услуг. Данные требования разработаны специально для формализации процедур предоставления услуг по запросам.

Особенности предоставления государственных услуг налоговыми органами РФ

Известно, что налоговые органы оказывают государственные услуги налогоплательщикам и организуют работу с ними на основе "Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщика, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и неналоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов)" (далее Административный регламент). Данный Административный регламент был утвержден Приказом Минфина РФ от 2 июля 2012 г. N° 99-н.

Перечень государственных услуг ФНС РФ и других налоговых органов довольно широк и постоянно пополняется. В настоящее время существуют налоговые инспекции онлайн на сайте налог.ру. В целях повышения уровня предоставляемых государственных услуг, Федеральная налоговая служба предлагает через Интернет заполнять налоговые платежные поручения, оформлять заявки на получение ИНН, узнавать о пенсионных отчислениях и долгах по налогам. Чтобы воспользоваться этими возможностями, нужно зайти на сайт налог.ру раздел "Электронные услуги".

На официальном сайте налоговой службы РФ налог.ру доступны следующие услуги и сервисы физическим лицам и организациям:

  • Поиск адреса ближайшей налоговой инспекции, который позволяет налогоплательщику по своему адресу узнать номер и платежные реквизиты своей налоговой инспекции.
  • Заполнить платежное поручение – позволяет подготовить платежное поручение на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации в электронном виде;
  • Узнай свой ИНН – позволяет узнать свой ИНН физическому и юридическому лицу;
  • Обратиться в ФНС России"– является дополнительным средством для обращений физических и юридических лиц в Федеральную налоговую службу;
  • Узнай свою задолженность" – сервис предоставляет пользователям возможность осуществлять поиск информации о задолженности по имущественному, транспортному, земельному налогам, налогу на доходы физических лиц (только для физических лиц, граждан РФ) и распечатать платежный документ (извещение) по форме № ПД (налог);
  • Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц" – предоставляет пользователям возможность осуществлять поиск информации и получать актуальную информацию о задолженности по налогам перед Родиной, о суммах начисленных и уплаченных налогах, об объектах движимого и недвижимого имущества, контролировать состояние расчетов с бюджетом, получать и распечатывать налоговые уведомления и квитанции на уплату налогов, оплачивать налоговую задолженность, обращаться в налоговые органы без личного визита в налоговую инспекцию.

С сентября 2011 года ФНС запустила "Личный кабинет налогоплательщика-2", который позволяет:

  1. получать единое налоговое уведомление об уплате транспортного, земельного, имущественного налога в электронном виде;
  2. самостоятельно формировать и распечатывать налоговые уведомления и квитанции на уплату налоговых платежей;
  3. оплатить транспортный, земельный, имущественный налоги;
  4. обращаться в налоговые органы без личного визита в налоговую инспекцию.

Статьей 112 Налогового кодекса РФ законодательно закрепляется понятие и порядок использования личного кабинета налогоплательщика.

Интернет-сервис является открытым, общедоступным и предназначен для использования в банках в целях получения актуальной информации о наличии решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика и переводов его электронных денежных средств в банке.

1 апреля 2011 года ФНС России опубликовала на своем сайте проект приказа, который устанавливает порядок направления электронных документов при государственной регистрации организаций и ИП.

Первым шагом в этой процедуре является заверение документов электронной цифровой подписью (ЭЦП) в одном из удостоверяющих центров, указанных на сайте ФНС. Процесс заверения документов ЭЦП таков: все документы должны быть отсканированы в соответствии с техническими требованиями ФНС к формату, размеру и расширению файла. Заявления заверяются ЭЦП нотариуса.

Файлы отправляются заявителем либо нотариусом в налоговую инспекцию через сайты nalog.ru и gosuslugi.ru. После отправки заявитель сразу увидит уникальный номер, по которому сможет отслеживать процесс регистрации на сайте. На адрес своей электронной почты в течение двух дней заявитель должен получить от налогового органа расписку в получении электронных документов в электронном виде и файл с ЭЦП уполномоченного лица регистрирующего органа. К сожалению, внедрение новых технологий у нас в стране традиционно проходит тяжело. Кроме нового способа подачи документов тому, кто пожелает воспользоваться таким сервисом нужно будет изучить порядок заполнения новых форм, которые примут для этой процедуры. Кроме того, 90 уполномоченных центров – для такой большой страны, как Россия – это мало. Скорее всего, в маленьких городах такое электронное нововведение среди налогоплательщиков не приживется. Полагаю, что предпринимателю в ближайшие годы по-прежнему будет проще и дешевле самому сходить в налоговую инспекцию.

В соответствии с нормами действующего законодательства часть функций налоговых органов перенаправлены в Многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ).

Многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) – это организации, созданные для централизованного предоставления услуг по принципу "одного окна". С 2011 года организовано представление отдельных государственных услуг налоговых органов в МФЦ и их отделениях и филиалах по всей Российской Федерации, что повышает доступность получения услуг налогоплательщиками, проживающими на территориях, отдаленных от местонахождения территориальных органов ФНС России.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2011 № 797 в МФЦ предоставляются следующие услуги ФНС России:

  • Услуга "Государственная регистрация юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств".
  • Информацию об оказании данной услуги в Вашем МФЦ необходимо уточнить на сайте МФЦ.
  • Услуга "Бесплатное информирование (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц"
  • Услуга "Предоставление сведений, содержащихся в реестре дисквалифицированных лиц"
  • Услуга "Предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре налогоплательщиков (в части предоставления по запросам физических и юридических лиц выписок из указанного реестра, за исключением сведений, содержащих налоговую тайну)"
  • Услуга "Предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (в части предоставления по запросам физических и юридических лиц выписок из указанных реестров, за исключением выписок, содержащих сведения ограниченного доступа)"
  • Услуга "Прием запроса о предоставлении справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов"
  • Услуга "Предоставление сведений, содержащихся в государственном адресном реестре".

Изучив особенности предоставления государственных услуг налоговыми органами, можно констатировать тот факт, что в настоящее время у ФНС РФ отсутствуют стимулы к повышению качества предоставления государственных услуг, что вызвано, в первую очередь, слабым контролем за качеством и поверхностным отношением к жалобам со стороны заявителей.

Повышение качества обслуживания и доступности государственных услуг, оказываемых налоговыми органами является приоритетной задачей управления. С улучшением качества услуг значительно вырастет лояльность населения как к налоговым органам, так и к органам исполнительной власти в целом.

Повышение прозрачности процедур предоставления услуг налоговыми органами позволит динамично развиваться ряду сопутствующих экономических элементов.

В целом в сфере предоставления государственных услуг налоговыми органами необходимо повышение эффективности исполнения контрольно-надзорных полномочий на основе новых административных регламентов.

В числе актуальных проблем в сфере предоставления государственных услуг путем использования электронного правительства является недостаточная компетентность сотрудников.

Изучив особенности работы налоговых органов можно отметить, что налицо противоречие между прогрессивно формирующимися, декларируемыми в официальных документах гарантиями доступа граждан к информации и создания Интернет-ресурсов органов власти всех уровней – с одной стороны, и отсутствием реального механизма обеспечения реализации этих гарантий – с другой, вызывающее резко негативную оценку населением собственных информационных прав и свобод.

Очевидно, что отсутствие у большинства граждан возможностей реализовать своё конституционное право искать и получать информацию, необходимую им в повседневной жизни, существенно сдерживает их общественную активность и позволяет недобросовестным деятелям создавать антиобщественные настроения.

Кроме всего вышесказанного необходимо подчеркнуть, что борьба с коррупцией в налоговых органах действует не достаточно эффективно, об этом можно судить по большому количеству жалоб от потребителей государственных услуг. Коррупция процветает в сфере осуществления налоговых проверок по налогу на прибыль.

Правительство принимает меры для ее сокращения, в частности, приказ Федеральной налоговой службы об утверждении программы противодействия коррупции в налоговых органах от 19.01.2010 раскрывает основные мероприятия по борьбе с взяточничеством. Данный документ направлен на формирование системы противодействия коррупции и ее внедрению в налоговые органы.

Эти меры, направленные на снижение уровня коррупции при исполнении государственных функций и предоставлении государственных услуг налоговыми органами, укрепление доверия граждан к налоговым органам, имеют определенные результаты, однако они не являются достаточными, в связи с чем также нуждаются в дальнейшем совершенствовании.

Совершенствование механизмов предоставления государственных услуг налоговыми органами

После изучения качества предоставления государственных услуг налоговыми органами в РФ рекомендуется проведение аттестации служащих по боле строгой схеме. Так же в качестве рекомендации предлагается усиление контроля на всех этапах предоставления государственных услуг. Помимо этого необходимо усиление антикоррупционой политики и повышение качества информационной площадки ФНС РФ.

1 Аттестация – это периодическая комплексная организационно-правовая процедура оценки уровня профессиональной подготовки, знаний, навыков, и профессионально важных качеств федерального государственного гражданского служащего проводимая с целью определения его соответствия замещаемой должности муниципальной службы.

Объектом оценки является не только теоретическая и практическая подготовленность муниципального служащего, но и непосредственное исполнение своих должностных обязанностей. Решение принимается на основании анализа служебной деятельности и её результатов.

Исходя из того, что главная цель аттестации федерального государственного гражданского служащего – совершенствование деятельности региональных органов государственной власти и их подразделений по подбору, повышению квалификации и расстановке кадров государственной службы, нельзя не отметить тот факт, что аттестация упростит процесс работы с заявителями в территориальном управлении.

Для проведения аттестации государственных гражданских служащих по решению представителя нанимателя издается акт, в котором содержатся положения о формировании аттестационной комиссии, утверждении графика проведения аттестации, подготовке документов, необходимых для работы аттестационной комиссии. Соответствующим нормативным правовым актом определяются состав аттестационной комиссии, сроки и порядок ее работы.

Разработка правил и порядка проведения аттестации и продвижение по службе представляют собой тесно взаимосвязанные процедуры. Аттестация призвана способствовать совершенствованию деятельности федеральных органов исполнительной власти по подбору, повышению квалификации и расстановке служащих..

На базе проведения аттестации нами также рекомендуется организация обучения персонала новшествам российского законодательства в сфере налогообложения. Это обусловлено тем, что современное российское законодательство меняется стремительно и крайне сложно отследить все новшества в рамках отдельной сферы.

Затем необходимо организовать процедуру размещения государственного заказа на оказание образовательных услуг. Размещение государственного заказа на оказание образовательных услуг по профессиональной переподготовке и повышению квалификации федеральных государственных служащих осуществляется государственными органами в образовательных учреждениях среднего, высшего и дополнительного профессионального образования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов.

2. Информационные технологии уже давно перестали быть чем-то абстрактным, непонятным. Люди давно достаточно свободно пользуются электронными услугами. Это значительно облегчает жизнь, потому что это облегчает им процесс получения необходимых государственных услуг. В настоящее время это реальный, работающий фактор национальной конкурентоспособности. Использование информационных технологий позволяет значительно ускорить и упростить ряд процедур, решений, увеличить эффективность бюджетных расходов, серьезно сократить поле для коррупции и повысить эффективность и прозрачность власти.

Можно выделить четыре существующих в сфере исполнительной власти направления работы государственного аппарата с применением IT-технологий, определенных в Концепции формирования "Электронного правительства":

  • Повышение качества и доступности государственных электронных услуг, предоставляемых гражданам и организациям; упрощение процедур и сокращение сроков их оказания; снижение административных издержек; внедрение единых стандартов обслуживания.
  • Повышение открытости информации о деятельности органов государственной власти и расширение возможности доступа к ней граждан и институтов гражданского общества.
  • Повышение качества административно-управленческих процессов.
  • Совершенствование системы информационно-аналитического обеспечения принимаемых решений на всех уровнях государственного управления.

Построение системы оказания государственных услуг в электронном виде должно быть скоординировано с построением системы электронных расчетов за оказываемые услуги, включая расчеты за услуги при реализации программы социальной поддержки населения.

2. В настоящее время постоянно возрастает значимость информационных услуг. В этих условиях перед Федеральной службой по аккредитации следует поставить задачу, связанную с созданием единого информационного пространства. Во многом это позволит минимизировать транзакционные издержки при получении потребителями необходимой для их деятельности информации, а также модернизировать всю систему управления, делая ее адекватной потребностям бизнеса и всего общества в целом. Система управления, в основу которой положено производство информационных услуг, обеспечит создание качественно новой институциональной среды.

3. Необходимо усовершенствовать государственную услугу, предоставляемую налоговыми органами, которая сформулирована следующим образом: государственная услуга по рассмотрению обращений граждан.

В письменном обращении гражданина обязательно должны быть указаны его фамилия, имя и отчество и почтовый адрес, по которому будет направлен ответ, поставлены личная подпись гражданина и дата обращения. При этом установлено, что обращения, поступившие "по информационным системам общего пользования", подлежат рассмотрению в порядке, установленном данным Законом.

В качестве мероприятия как такового рекомендуется организовать проверку качества предоставления данной услуги на соответствие требованиям новейшего российского законодательства. Также нами рекомендуется разработать регламент, регулирующий прием обращений граждан в налоговые органы.

4. Необходимо усиление антикоррупционных мер в рамках системы налоговых органов в РФ. Прежде всего, рекомендуется сделать процедуру получения необходимых сведений и организацию проверок боле прозрачной, так как существующая, несмотря на серьезную он-лайн составляющую, по прежнему не настолько открыта насколько заложено в концепции Открытого правительства.

Литература

  1. Александрович Е.Р. Развитие сектора государственных услуг в рыночном пространстве// Управление экономическими системами: электронный научный журнал №23, 2010 -С. 154-162
  2. Нестеров А. В. Понятие услуги государственной, общественной (социальной) и публичной // http://base.consultant.ru/
  3. Алькина Г. И., Герба В. А. Сущность государственных услуг // Вестник ТОГУ №3, 2009. – С. 129-134
  4. Бюджетный кодекс РФ // Российская газета, N 153-154, 12.08.1998.
  5. Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" в ред. от 28.07.2012 //"Собрание законодательства РФ", 02.08.2010, N 31, ст. 4179.
  6. Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ, в ред. от 30.11.2011, "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" // Собрание законодательства РФ, 10.05.2010, N 19, ст. 2291.
  7. Приказ Минфина России от 02.07.2012 N 99н в ред. от 26.12.2013"Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов)" // "Российская газета", N 274, 28.11.2012
  8. Государственные услуги через интернет // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://yuridicheskaya-konsultaciya.ru/gosuslugi_cherez_internet.html
  9. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение – М.: Юрайт, 2016
  10. Постановление Правительства РФ от 27.09.2011 N 797 (ред. от 03.08.2016) "О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления" (вместе с "Положением о требованиях к заключению соглашений о взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления") \\ "Российская газета", N 222, 05.10.2011.
  11. Петровская А.П. Кадровый потенциал государственной службы – М.: НИМФА Плюс, 2013