Услуги коммерческих банков юридическим лицам

Услуги коммерческих банков юридическим лицам.

Статьи по теме
Искать по теме

Роль коммерческих банков и деятельность хозяйственных субъектов

Современные коммерческие банки – банки, непосредственно обслуживающие предприятия и организации, а также население – своих клиентов. Коммерческие банки выступают основным звеном банковской системы. Независимо от собственности коммерческие банки являются самостоятельными субъектами экономики. Их отношения с клиентами носят коммерческий характер. Основная цель функционирования коммерческих банков – получение максимальной прибыли [5, с. 135].

Коммерческий банк – это кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять определенные банковские операции. Коммерческие банки осуществляют комплексное обслуживание клиентов, что отличает их от специальных кредитных организаций небанковского типа, выполняющих ограниченный круг финансовых операций и услуг.

Основные операции, которые выполняет коммерческий банк – это привлечение капитала, его размещение на выгодных условиях, а также оказание ряда услуг клиентам. Операции коммерческого банка представляют собой конкретное проявление банковских функций на практике. Все банковские операции и сделки осуществляются в рублях, а при наличии соответствующей лицензии Банка России – в иностранной валюте.

Федеральный закон запрещает коммерческим банкам заниматься производственной, страховой и торговой деятельностью.

Коммерческий банк, как и любое предприятие, учреждение, имеет определенную структуру управления. Главным органом управления является собрание акционеров или собрание пайщиков. Высшим органом управления является собрание акционеров. Наиболее оперативным органом управления является совет директоров банка, который избирается на собрании акционеров банка. Возглавляет совет банка председатель, который избирается из числа членов совета банка тайным голосованием.

В Российской Федерации создание и функционирование коммерческих банков основываются на Законе РФ № 395 "О банках и банковской деятельности". Коммерческие банки действуют на основании лицензий на совершение банковских операций, получаемых от ЦБ РФ. Коммерческие Банки имеют право создавать дочерние банки и дочерние кредитные учреждения. В России банки могут создаваться на основе любой формы собственности: частной, коллективной, акционерной, смешанной. Для формирования уставных капиталов российских коммерческих банков допускается привлечение иностранных инвестиций [12, с. 289].

По способу формирования уставного капитала коммерческие банки подразделяются на акционерные и паевые. Для акционерного банка характерно, что собственником его капитала выступает само общество, то есть банк. Паевые коммерческие банки организованы на принципах общества с ограниченной ответственностью, то есть ответственность каждого пайщика ограничена пределами его вклада в общий капитал банка.

Организационное устройство коммерческих банков соответствует общепринятой схеме управления акционерного общества. Высшим органом коммерческого банка является Общее собрание акционеров, которое должно проходить не реже одного раза в год. На нем присутствуют представители всех акционеров банка при наличии у них доверенностей [9, с. 425].Общее руководство деятельностью банка осуществляет Совет банка, который определяет порядок и сроки выборов его членов, общие направления деятельности банка, рассматривает проекты кредитных и других планов банка, утверждает, планы доходов и расходов и прибыли банка, рассматривает вопросы об открытии и закрытии филиалов банка и другие вопросы, связанные с деятельностью банка, его взаимоотношениями с клиентами и перспективами его развития. Непосредственно деятельностью коммерческого банка руководит Правление. Правление состоит из председателя Правления (президента), его заместителей (вице-президентов) и других членов. При Правлении коммерческого банка обычно создаются кредитный комитет и ревизионная комиссия. В функции кредитного комитета входят: разработка кредитной политики банка, структуры привлекаемых средств и их размещения; разработка заключений по предоставлению наиболее крупных ссуд (которые превышающют установленные лимиты); рассмотрение вопросов, связанных с инвестированием, ведением трастовых операций [19, с. 225]. Ревизионная комиссия избирается общим собранием участников и подотчетна Совету банка. Результаты проведенных проверок комиссия направляет Правлению банка.

Сущность деятельности банка проявляется через его функции, основными из которых являются следующие:

- мобилизация временно свободных денежных средств и превращение их в капитал;

- кредитование предприятий, государства и населения;

- осуществление расчетов и платежей в хозяйстве;

- эмиссионно-учредительская функция;

- консультирование, представление финансовой информации.

Выполняя функцию мобилизации временно свободных денежных средств и превращения их в капитал, банки аккумулируют денежные доходы и сбережения в форме вкладов. Привлеченные средства банк использует для кредитования государства, юридических и физических лиц. Одной из функций коммерческих банков является обеспечение расчетно-платежного механизма. Выступая в качестве посредников в платежах, банки выполняют для своих клиентов операции, связанные с проведением расчетов и платежей. Эмиссионно-учредительская функция осуществляется коммерческими банками путем выпуска и размещения ценных бумаг. Располагая возможностями постоянно контролировать экономическую ситуацию, коммерческие банки оказывают клиентам консультационные услуги.

Экономическую основу операций коммерческого банка составляет движение денежных средств. Все операции коммерческого банка можно условно разделить на три основные группы (рисунок 1):

Услуги коммерческих банков юридическим лицам

Рис. 1. Основные операции коммерческого банка

- активные операции (размещение ресурсов банка);

- пассивные операции (операции по привлечению средств в коммерческий банк и формирование его ресурсов);

- активно-пассивные (комиссионные, посреднические операции, выполняемые банком по поручению клиентов за определенную плату).

Коммерческие банки, как и другие субъекты хозяйственных отношений, для обеспечения своей коммерческой и хозяйственной деятельности должны располагать определенной суммой денежных средств, то есть ресурсами. Масштабы деятельности коммерческих банков зависят от совокупности объема ресурсов, которыми они располагают и особенно от суммы привлеченных ресурсов. Банковские ресурсы представляют собой совокупность собственных и привлеченных средств, имеющихся в его распоряжении и используемых для осуществления активных операций.

Под собственными средствами банка следует понимать различные фонды, создаваемые банком для обеспечения его финансовой устойчивости, коммерческой и хозяйственной деятельности, а также полученную прибыль по результатам деятельности текущего и прошлых лет [23, с. 176].

Собственные средства банка состоят из различных фондов, имеющих свое целевое назначение и различные источники формирования, которые в обобщенном виде представлены на рисунке 2.

Услуги коммерческих банков юридическим лицам

Рис. 2. Формирование собственных средств коммерческого банка

Собственные средства банка выполняют несколько важных функций:

1) защитная функция. Значительная доля активов банка (примерно 88%) финансируется вкладчиками. Поэтому главной функцией акционерного капитала банка и приравненных к нему средств является защита интересов вкладчиков. Защитная функция собственных средств означает возможность выплаты компенсации вкладчикам в случае банкротства банка. Тема защитной функции капитала банка особенно актуальна сегодня, поскольку в нашей стране существует ряд проблем. С одной стороны, еще не создана эффективная система страхования депозитов; с другой – нестабильная экономическая ситуация приводит к банкротству банков и потере вкладчиками своих средств. Поэтому для нашей страны наличие собственного капитала является первым условием надежности банка.

2) Оперативная функция. Для начала успешной работы коммерческому банку необходим стартовый капитал, который используется на приобретение земли, зданий, сооружений, оборудования, а также создание финансовых резервов на случай непредвиденных убытков. На эти цели коммерческим банком используется также собственный капитал.

3) Регулирующая функция. Помимо обеспечения финансовой основы для операций и защиты интересов вкладчиков, собственные средства коммерческих банков выполняют также регулирующую функцию, которая связана с особой заинтересованностью общества в успешном функционировании банков, а также с законами и правилами, позволяющими государственным органам контролировать проводимые операции [32, с. 19].

Собственный капитал банка – основа наращивания объемов его активных операций. Поэтому для каждого банка чрезвычайно важно находить источники его увеличения. Ими могут быть: нераспределенная прибыль прошлых лет, включая резервы банка; размещение дополнительных выпусков ценных бумаг или привлечение новых пайщиков. В составе собственных средств банка выделяют: уставный, резервный и другие специальные фонды, а также нераспределенную в течение года прибыль.

Привлеченные средства коммерческих банков покрывают свыше 90% всей потребности в денежных ресурсах для осуществления активных операций, прежде всего кредитных. Это депозиты (вклады), а также контокоррентные и корреспондентские счета. Роль их исключительно велика. Мобилизуя временно свободные средства юридических и физических лиц на рынке кредитных ресурсов, коммерческие банки с их помощью удовлетворяют потребность народного хозяйства в дополнительных оборотных средствах, способствуют превращению денег в капитал, обеспечивают потребности населения в потребительском кредите.

Привлекаемые банками средства разнообразны по составу. Главными их видами являются средства, привлеченные банками в процессе работы с клиентурой (так называемые депозиты), средства, аккумулированные путем выпуска собственных долговых обязательств (депозитных и сберегательных сертификатов, векселей, облигаций) и средства, позаимствованные у других кредитных учреждений посредством межбанковского кредита и ссуд ЦБ РФ.

Однако депозиты являются не единственным источником привлечения средств. На практике выделяют также недепозитные источники привлечения ресурсов в банки, к ним можно отнести: получение займов на межбанковском рынке; соглашение о продаже ценных бумаг с обратным выкупом, учет векселей и получение ссуд у ЦБ РФ; а так же продажа банковских акцептов; выпуск коммерческих бумаг [15, с. 384].

Российские банки из этих источников в основном используют межбанковские кредиты и кредиты ЦБ РФ. На рынке межбанковских кредитов продаются и покупаются средства, находящиеся на корреспондентских счетах в ЦБ РФ. Кредиты ЦБ РФ в настоящее время предоставляются коммерческим банкам в порядке рефинансирования, то есть по сути дела распределяются, на конкурсной основе, а также в форме ломбардных кредитов. При этом только 10% централизованных кредитов продаются банкам на конкурсной основе. Каждый банк может приобрести не более 25% кредитов, выставленных на аукцион. Но межбанковский кредит является основным источником заемных ресурсов коммерческих банков, источником средств для поддержания платежеспособности баланса и обеспечения бесперебойности выполнения обязательств [21, с. 422].

Централизованные и межбанковские кредиты удобны тем, что они поступают в распоряжение банка-заемщика практически немедленно и не требуют резервного обеспечения, поскольку не являются вкладами. Кроме того, наличие развитого рынка межбанковских кредитов позволяет меньшие средства держать в оперативных резервах для поддержания их ликвидности.

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что значение собственных ресурсов банка состоит, прежде всего, в том, чтобы поддерживать его устойчивость. На начальном этапе создания банка именно собственные средства покрывают первоочередные расходы, без которых банк не может начать свою деятельность. За счет собственных ресурсов банки создают необходимые им резервы. Наконец, собственные ресурсы являются главным источником вложений в долгосрочные активы.

Однако привлеченные ресурсы имеют для банков более важное значение, чем собственные, так как именно за счет привлеченных ресурсов банки покрывают наибольший удельный вес своих потребностей в средствах.

Основные виды и классификация банковских услуг юридическим лицам

Банковская услуга – это совокупность коммерческих операций, представляющая законченный комплекс услуг, удовлетворяющих какую-либо потребность клиента. Это операции банков по управлению имуществом (доверительные операции); по выпуску, размещению и хранению ценных бумаг, а также по управлению ими; по платежному обороту: операции с валютой, инкассация векселей и чеков и другие [11, с. 217].

Услугами чаще всего являются активно-пассивные операции банка – это комиссионные, посреднические операции, выполняемые банком по поручению клиентов за определенную плату – комиссию. Различают расчетные услуги, связанные с осуществлением внутренних и международных расчетов, трастовые услуги по купле-продаже банком по поручению клиентов ценных бумаг, инвалюты, драгоценных металлов, посредничество в размещении акций и облигаций, бухгалтерское и консультационное обслуживание клиентов и прочие.

Критерием правильного предоставления банковских услуг является их научно-обоснованная классификация (рисунок 3).

Услуги коммерческих банков юридическим лицам

Рис. 3. Классификация банковских услуг

Рассмотрим подробнее прямые и косвенные услуги. Прямые услуги, удовлетворяют непосредственные пожелания клиента (платежные, коммерческие и инвестиционные услуги). Косвенные или сопутствующие услуги – это облегчающие или делающие более удобным предоставление прямых услуг без получения клиентом дополнительной прибыли (клиринговые услуги, выдача пластиковой карты на базе депозитного счета).

Банковские услуги можно подразделить на специфические и неспецифические услуги. Специфическими услугами является все то, что вытекает из специфики деятельности коммерческого банка как особого предприятия. К ним относятся следующие три вида операций [26, с. 198]:

1) депозитные операции – помещение денежных средств клиентов в банк во вклады (депозиты). За помещение денег на депозит клиенты банка получают ссудный процент.

2) кредитные операции – являются основной операцией банка. Чаще всего за счет кредитования клиентов банк получает большую часть дохода.

3) расчетные операции – могут осуществляться как в безналичной, так и в наличной форме. По поручению клиентов банки могут открывать различные счета, с которых производятся платежи, связанные с покупкой или продажей товарно-материальных ценностей, выплатой заработной платы, перечислением налогов, сборов и других не менее важных платежей.

В состав неспецифических банковских услуг входят следующие: посреднические услуги, услуги, направленные на развитие предприятия (внедрение на биржу, размещение акций, юридическая помощь, информационные услуги и другие); предоставление коммерческим банком гарантий и поручительств; доверительные операции (включая консультации и помощь в управлении собственностью по поручению клиента); бухгалтерская помощь предприятиям; представление клиентских интересов в судебных органах; услуги по предоставлению сейфов и другие услуги.

В зависимости от субъектов получения услуги предоставляются как юридическим, так и физическим лицам. Практически набор банковских услуг тем и другим лицам может быть в тех или иных коммерческих банках одинаков, неодинаковым может оказаться только их объем.

Банковские услуги могут осуществляться в форме как пассивных, так и активных операций. С помощью пассивных операций банки формируют свои ресурсы (например, за счет депозитов, продажи сертификатов, кредитов, полученных у других банков). Осуществляя активные операции, коммерческие банки размещают привлеченные и собственные ресурсы на нужды различных хозяйственных организаций и населения.

В зависимости от платы за предоставление банковские услуги подразделяются на платные и бесплатные. Это, однако, не означает, что какой-то определенный тип услуг полностью является платным либо бесплатным. Банк определяет, за какую разновидность, например, расчетных операций необходимо взыскивать плату с клиентов, а за какую плату не устанавливать. По ряду соображений отдельные операции в составе расчетных, кредитных и депозитных могут осуществляться бесплатно.

В зависимости от связи с движением материального продукта банковские услуги подразделяются на услуги связанные с его движением и чистые услуги. Поскольку банки своими денежными операциями обслуживают главным образом движение материального продукта, их основная часть, бесспорно, относится к первому виду услуг. Способствуя продвижению товаров, данные услуги банка (такие как, например, услуги предприятиям транспорта, связи, торговли) создают новую дополнительную стоимость. Чистые услуги предоставляются организациям, занятым непосредственно материальным производством, а также отдельным гражданам для удовлетворения их личных потребностей [35, с. 68].

Рассмотрим основные характеристики банковских услуг:

1) банковская услуга носит нематериальный характер;

2) продукт, то есть банковская услуга не складируется, но в банках создаются запасы денежных средств, которыми управляет банкир;

3) проведение банковских операций и услуг регламентируется в законодательном порядке РФ;

4) автор новой банковской услуги не имеет авторских прав;

5) система предоставления банковских операций и услуг является эксклюзивной и интегрированной, поскольку все филиалы коммерческого банка выполняют одинаковый набор банковских операций и услуг.

Качество банковской услуги можно определить как совокупность свойств и характеристик банковской услуги, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные и предполагаемые потребности. Будучи продуктом труда, качество банковской услуги – категория, неразрывно связанная как со стоимостью, так и с потребительной стоимостью. В этом смысле для клиента важно, что банковская услуга обладает нужными для него свойствами, которые являются объектом потребления. Предметом потребления могут быть банковские услуги – разные по способу использования, условиям предоставления и назначению. Одна и та же банковская услуга может обладать множеством различных свойств и быть пригодной для разных способов использования, так, например, банковский кредит обладает такими свойствами, как платность, срочность, возвратность и так далее, а способов использования банковского кредита настолько много, что подсчитать их вряд ли удастся. В свою очередь, совокупность свойств, присущих отдельной банковской услуге, выделяет ее из множества аналогичных банковских услуг, и поэтому, с экономической точки зрения, качество банковской услуги – характеристика ее способностей удовлетворять ту или иную потребность, а сама банковская услуга представляет собой не что иное, как совокупность полезных свойств.

Большое значение для конкурентоспособности и качества банковской услуги имеют стабильность и известность банка, который ее предоставляет. Банковская услуга не будет конкурентоспособна, если коммерческий банк малоизвестен и не имеет хорошей репутации. Если банк не является стабильным, то качество его услуг снижается, поскольку банковская услуга не может удовлетворить потребность клиента в надежности [40, с. 23].

Конкурентоспособность банковской услуги, в отличие от качества, определяется совокупностью только тех конкретных свойств, которые представляют несомненный интерес для данного клиента и обеспечивают удовлетворение его потребности, а прочие характеристики во внимание не принимаются. Кроме того, банковская услуга с более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспособной, если значительно повысить ее стоимость за счет придания ей новых свойств, не представляющих существенного интереса для основной группы ее клиентов. Конкуренция на рынке банковских услуг позволяет клиенту выбрать услуги, в наибольшей степени, удовлетворяющие его потребности.

Улучшение качества банковских услуг или вывод на рынок новых услуг позволяет повысить цены на них, и это повышение рассматривается потребителями как вполне допустимое при улучшении их качества. Однако предоставление уникальных услуг, которых нет у конкурента, в банковском секторе в условиях жесточайшей конкуренции почти невозможно [10, с. 201].

Ценность банковского продукта является важным фактором формирования его цены. Экономическая ценность банковской услуги определяется ценой лучшего из доступных покупателю альтернативных продуктов плюс ценность для него тех свойств данного продукта, которые отличают его от лучшего альтернативного. Клиент банка будет стремиться найти ту услугу, которая бы максимально отвечала его требованиям.

Таким образом, банковская услуга – это предоставляемые клиентам технические, технологические, финансовые, интеллектуальные и профессиональные виды деятельности банка, сопровождающие и оптимизирующие проведение банковских операций.

Критерием правильного предоставления банковских услуг является их научно-обоснованная классификация. Теоретическое значение классификации банковских услуг заключается в том, что она систематизирует и обобщает большой спектр услуг, предоставляемых различными банками. Это позволяет совершенствовать банковские услуги, влияет на практику их организации. Практическое значение классификации в том, что она помогает банковским работникам лучше понять назначение отдельных видов услуг и возможности их использования для оперативного контроля и руководства за деятельностью банка.

В коммерческом банке существуют различные банковские услуги для юридических лиц:

1) открытие, ведение и комплексное расчетно-кассовое обслуживание рублевых и валютных счетов резидентов и нерезидентов;

2) вкладные (депозитные) операции;

3) вкладные (депозитные) операции с ежемесячной выплатой процентов;

4) операции с ценными бумагами;

5) встречный платеж;

6) переводные операции в иностранной валюте и в валюте РФ;

7) кредитование малых предприятий;

8) кредитование средних предприятий;

9) торговое финансирование и обслуживание внешнеэкономической деятельности;

10) гарантии;

11) аккредитивы;

12) пластиковые карты;

13) факторинг;

14) хранение ценностей в индивидуальных сейфах;

15) операции с драгоценными металлами;

16) осуществление расчётов в валюте РФ;

17) осуществление международных расчетов;

18) доставка и инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов.

Рассмотрим подробнее некоторые из них [4, с. 31].

В соответствии со статьей 5 Федерального Закона РФ "О банках и банковской деятельности" привлечение денежных средств юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок) относится к банковским услугам, а в соответствии со статьей тринадцать этого же закона, банковские услуги подлежат лицензированию.

В российской практике депозитами называют денежные средства, внесенные в банк клиентами на определенные счета и используемые банком в соответствии с режимом счета и законодательством [9, с. 254].

В качестве субъектов депозитных операций выступают юридические лица. К депозитам относят средства, полученные банком путем заключения договора банковского счета (договора на расчетно-кассовое обслуживание) и договора банковского вклада (депозитный договор для юридических лиц), а также остатки средств на корреспондентских счетах других банков в данном банке (корреспондентских счетах ЛОРО).

По срокам депозиты принято подразделять на две группы:

1) депозиты до востребования;

2) срочные депозиты.

Депозиты до востребования включают средства на текущих, расчетных, бюджетных и прочих счетах, связанных с совершением расчетов или целевым использованием, средства на корреспондентских счетах других банков (ЛОРО). Вследствие частоты операций по данным счетам операционные расходы по ним обычно выше, чем по срочным депозитам, но поскольку по этим счетам банки, как правило, выплачивают невысокие проценты либо совсем не выплачивают процентов (тогда клиентам могут предоставляться различного рода льготы), эти ресурсы для банка относительно дешевы. Вместе с тем это наименее стабильная часть ресурсов, банкам необходимо иметь по ним более высокий оперативный резерв для поддержания ликвидности. Поэтому оптимальным считается удельный вес таких средств в ресурсах банка до 30–36%. Срочные депозиты – это денежные средства, внесенные в банк на фиксированный в договоре срок. По ним владельцам обычно выплачивается более высокий процент, чем по депозитам до востребования и, как правило, имеются ограничения по досрочному изъятию, а в ряде случаев – и по пополнению вклада.

Срочные депозиты подразделяются на депозиты со сроком:

- до 30 дней;

- от 31 до 90 дней;

- от 91 до 180 дней;

- от 181 дня до 1 года;

- от 1 года до 3 лет;

- свыше 3 лет.

В соответствии с ГК РФ юридические лица не вправе перечислять находящиеся на депозитах средства другим лицам или снимать с них наличные деньги. Средства с депозитного счета могут быть направлены только на расчетный счет. Срочные депозиты оформляются договором банковского вклада, а также депозитными сертификатами банка.

Кредитование – является основной услугой банка. Не случайно банк иногда называют крупным кредитным учреждением. И это действительно так: в общей сумме активов банка основной удельный вес составляют кредитные операции. Чаще всего за счет кредитования клиентов банк получает и большую часть дохода.

Кредитные услуги – это отношения между кредитором и дебитором (заемщиком) по поводу предоставления (получения) во временное пользование денежных средств, на условиях возвратности, срочности, платности и обеспеченности [38, с. 441].

Для предоставления кредита, юридические лица в банк предоставляют следующие документы:

- кредитная заявка;

- технико-экономическое обоснование;

- заявление на получение ссуды;

- финансовый отчет;

- отчет о движении кассовых поступлений;

- внутренние финансовые отчеты;

- внутренние управленческие отчеты;

- прогноз финансирования;

- налоговые декларации;

- бизнес-планы;

- срочные обязательства;

- договор о залоге (гарантийные письма, страховые полисы);

- сведения о заложенном имуществе.

К документам, составляемым банком, относятся:

- заключение на кредитную заявку клиента;

- ведомость выполнения клиентом условий договора, в том числе погашение ссуды и уплаты процентов;

- кредитное дело клиента.

Особое место среди кредитных документов принадлежит кредитному договору, регулирующему весь комплекс взаимоотношений банка с клиентом. Как правовой документ кредитный договор должен соответствовать весьма жестким требованиям по оформлению, структуре, четкости формулировок [27, с. 425]. Важным условием кредитного договора является условие о сроке. Кредитный договор заключается на определенный срок, началом отсчета которого следует считать момент заключения договора (если в самом договоре не указано иное). Окончанием срока действия кредитного договора в соответствии с ч. 2 п. 3 ст. 425 ГК является момент исполнения сторонами своих обязательств по договору.

Расчетные операции, которые производит банк, осуществляться в безналичной форме. По поручению юридических лиц банки могут открывать различные счета, с которых производятся платежи, связанные с покупкой или продажей товароматериальных ценностей, выплатой заработной платы, перечислением налогов, сборов и других не менее важных платежей. При расчетах банк выступает посредником между продавцами и покупателями, между предприятиями, налоговыми органами, населением, бюджетом.

Для открытия расчетного счета для юридических лиц в банк представляются следующие документы:

– заявление об открытии счета по установленной форме;

– справка, о полномочиях должностных лиц, которым предоставлено право распоряжаться, расчетным счетом (руководитель предприятия, главный бухгалтер, начальник финансового отдела);

– карточка с образцами подписи указанных лиц и оттиском печати предприятия или организации;

– копия документа полномочного органа,

подтверждающего законность создания и регистрации данного юридического лица, и копия утвержденного устава (положения).

Опыт комплексного обслуживания юридических лиц постепенно внедряется отечественными коммерческими банками, которые начинают выполнять новые услуги (трастовые, лизинговые, факторинговые, и другие), удовлетворяя все более сложные потребности клиентов. Такой подход повышает их конкурентоспособность в привлечении кредитные ресурсов.

Трастовые или доверительные операции выполняются банком от имени и за счет стороны (доверителя), на возмездной основе, если это предусмотрено действующим законодательством или установлено в договоре поручения по согласованию сторон. Их суть заключается в передаче клиентами банкам своего имущества для последующего инвестирования этих средств от имени их владельцев и по их поручению на различных финансовых рынках с целью получения прибыли для клиентов, с которой банки взимают определенную плату в виде банковской комиссии. Доверительные операции отражают сущность банковской деятельности вообще – ее пассивно-активный характер, заключающийся в привлечении средств и их последующем размещении с целью получения прибыли.

Факторинг – это разновидность торгово-комиссионной услуги, сочетающейся с кредитованием оборотного капитала клиента. Основой факторинговой операции является покупка банком (факторинговой фирмой) счетов-фактуры поставщика на отгруженную продукцию на условиях немедленной оплаты и передача поставщиком банку (или факторинговой фирме) права требования платежа с дебитора. Банки покупают счета-фактуры поставщика, как правило, на условиях немедленной оплаты 80% от стоимости счета-фактуры. Оставшиеся 20% выплачиваются банком (за вычетом процентов за кредит и комиссии за услуги) после получения платежа от дебитора или независимо от поступления платежа от дебитора.

В мировой банковской практике существует два вида факторинга:

– открытый факторинг (конвенционный);

– конфиденциальный факторинг (скрытый) [16, с. 172].

Использование факторинга позволяет ускорить получение платежей поставщиком от своих контрагентов, гарантирует оплату счетов, снижает расходы по учету счетов-фактур у поставщика, обеспечивает своевременность поступления платежей поставщикам при финансовых затруднениях у покупателя, улучшает финансовые показатели поставщика.

Лизинговые операции банка – долгосрочная аренда машин, оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения. В зависимости от срока различают следующие виды аренды:

– рейтинг (краткосрочная аренда) – сроком от 1 дня до 1 года;

– хайринг (среднесрочная аренда) – сроком от 1 года до 3 лет;

– лизинг (долгосрочная аренда) – сроком от 3 лет до 20 лет и более.

При проведении лизинговой услуги существует ряд рисков: риск наложения ареста на имущество; изъятия в доход бюджета; риск плохого обслуживания оборудования или имущества; риск невыгодной перепродажи имущества на рынке подержанных товаров; денежные расходы и время, потраченные на возврат и передачу имущества. Поэтому участники сделки, как правило, страхуются от подобного рода рисков. При этом используют различные методы преодоления рисков невозврата: страхование остаточной стоимости, обязательства арендатора по продаже имущества и другие.

Прочие (дополнительные) услуги банка. Основными направлениями консультационной деятельности банков могут быть следующие:

– проведение маркетинговых исследований рынка по заказу клиента;

– информационно-справочные услуги: предоставление копий документов (расчетных и других), выявление сумм клиентов, помощь в розыске сумм, наведение справок в архиве банка и прочие;

– консультационно-правовые услуги, в том числе по вопросам применения хозяйственного законодательства, кредитно-расчетных отношений, организации и ведения бухгалтерского учета и финансово-экономической работы на предприятии;

– услуги по кассовому обслуживанию клиентов (предварительная подготовка и доставка клиентам наличных денег для выплаты заработной платы и других платежей);

– другие услуги и операции, не запрещенные законодательством, на осуществление которых банками отсутствуют ограничения в банковском законодательстве [33, с. 105].

В заключение хотелось бы отметить, что на сегодняшний день обслуживание юридических лиц является основным направлением деятельности коммерческих банков. Банки стремятся предоставить как можно больший спектр банковских услуг на приемлемых для клиента условий для удовлетворения их потребностей.

Организационно – правовые основы банковского обслуживания юридических лиц

Банковская система России – один из важнейших элементов ее финансовой системы. Как и вся экономика России, банковская система претерпевает в настоящее время кардинальные изменения, затрагивающие как структурную ее часть, так и функциональную. Изменения фиксируются банковским законодательством, разработка которого осуществляется на основе зарубежного опыта, опыта первых лет экономических реформ в России, современных представлений о сущности и назначении банковских учреждений.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету [25, с. 273].

Экономическая природа банков выражается в их специфической функции: выполнять на экономическом рынке роль особых финансовых посредников. В этом качестве банки привлекают свободные денежные средства, высвобождающиеся в процессе хозяйственной деятельности одних субъектов: государства, хозяйствующих структур, физических лиц, и предоставляют эти средства на условиях срочности, возвратности и возмездности во временное пользование другим. Тем самым они осуществляют функцию банковского кредитования. Банковский кредит – один из основных институтов финансового права. Именно система банков аккумулирует огромный фонд денежных средств как в наличной, так и в безналичной форме. Таким образом, происходит постоянное перераспределение капитала – как межотраслевое, так и межрегиональное. Банк – коммерческое учреждение, продуктом деятельности которого являются разнообразные виды услуг: предоставление кредитов, размещение вкладов, выдача гарантий, поручительств, оказание консультационных услуг.

Банковское кредитование предприятий осуществляется при строгом соблюдении принципов кредитования. Последние представляют собой основу, главный элемент системы кредитования, поскольку отражает сущность и содержание кредита, а также требование объективных экономических законов, в том числе и в области кредитных отношений.

К принципам кредитования относятся: срочность возврата, дифференцированность, обеспеченность и платность.

Срочность кредитования представляет собой необходимую форму достижения возвратности кредита. Принцип срочности означает, что кредит должен быть не просто возвращен, а возвращен в строго определенный срок, т. е. в нем находит конкретное выражение фактор времени [15, с. 307].

Дифферинцированность кредитования означает, что банки не должны однозначно подходить к вопросу о выдаче кредита своим клиентам. Поэтому дифференциация кредитования должна осуществляться на основе показателей кредитоспособности, под которой понимается финансовое состояние предприятия, дающее уверенность в способности и готовности заемщика возвратить кредит в обусловленный договором срок.

Принцип обеспеченности кредита: с принятием Закона "О банках и банковской деятельности" коммерческие банки получили возможность выдавать своим клиентам кредиты под различные формы обеспечения кредита. Важнейшими видами кредитного обеспечения, широко практикуемого за рубежом и взятыми нашими банками,являются:залог, гарантии, поручительства, страхование кредитного риска, переуступка в пользу банка требований и счетов заемщика третьему лицу. Отношения залога регулируются Законом РФ " О ЗАЛОГЕ" от 29 мая 1992 г.

Принцип платности кредита означает, что каждый заемщик должен внести в банк определенную плату за временное позаимствование у него для своих нужд денежных средств. Реализация этого принципа на практике осуществляется через механизм банковского процента.

Совокупное применение на практике всех принципов банковского кредитования позволяет соблюсти как обще государственные интересы,так и интересы обоих субъектов кредитной сделки банка и заемщика [3, с. 174].

Регулирование расчетно-кассовых операций осуществляется на основании гражданского кодекса Российской Федерации частью второй от 26.01.1996 №14-ФЗ. Глава 45 "Банковский счет" рассматривает вопросы заключение договора на открытие счета, распоряжение средствами, находящимися на счете, начисление процентов, списание денежных средств со счетов и т.д. Глава 46 "Расчеты" регулирует вопросы применения расчетов с гражданами и юридическими лицами, а также формы расчетов. Следующим нормативным документом является ФЗ "О банках и банковской деятельности" от 2.12.1990 №395-1, который раскрывает понятие кредитной организации, структуры банковской системы в целом. Пункт 5 закона определяет операции банков. В своей деятельности по организации кассовых операций банк руководствуется Положением ЦБР от 9 октября 2002 г. № 199-П "О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации". Данное положение устанавливает порядок ведения кассовых операций при совершении банковских операций и сделок, хранения, перевозки и инкассации денежной наличности и ценностей для кредитных организаций, действующих на территории Российской Федерации. В разделе 2 данного положения рассмотрен порядок совершения операций с наличными деньгами, а именно прием и выдача наличных денег организациям.

Литература

1. Федеральный закон от 02 декабря 1990 г. № 395–1 "О банках и банковской деятельности".

2. Адибеков М.Г. Кредитные операции: классификация, порядок привлечения и учёт. – М.: Консалт-банкир, 2011. – 318 с.

3. Банковское дело / Под ред. Г.Г. Коробовой. – М: Юристъ, 2012. – 450 с.

4. Банковское дело / Под ред. О.И. Лаврушина. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 635с.

5. Банковское дело: учебник / под ред. В.И. Колесникова, Л.П. Кроливецкой. – 4-е изд., перераб. и доп. – М., 2011. – 464с.

6. Банковские операции: Учётно – ссудные операции и агентские услуги банков / Под ред. О.И.Лаврушина. – М.: Инфра–М, 2012. – 640 с.

7. Бабичева Ю.А. Российские банки: Проблемы роста и регулирования / Бабичева Ю.А., Мостовая Е.В. – М.: Экономика, 2011. – 278с.

8. Балабанов И.Т. Риск-менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2012. – 610 с.

9. Березина М.П. Межбанковские расчеты / М.П.Березина, Ю.С.Крупнов. – М., – 2011. – 141с.

10. Бор З. Менеджмент банков: организация, стратегия, планирование. – М., – 2011. – 284с.

11. Виноградова Т.Н. Банковские операций. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 379 с.

12. Головин Ю.В. Банки и банковские услуги в России: вопросы теории и практики. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 440 с.

13. Данилов Ю.А. Создание и развитие инвестиционного банка в России. – М., – 2011. – 352с.

14. Жуков Е.Ф. Банки и банковские операции. – М.: Банки и биржи, 2011. – 480 с.

15. Иванов А.Н. Банковские услуги: зарубежный и российский опыт. – М.: Финансы и статистика, 2012. – 520 с.

16. Кнорринг В.И. Искусство управления. – М.: БЕК, 2011. – 290 с.

17. Миркин Я.М. Банковские операции. – М.: Инфра-М, 2010. – 320 с.

18. Молчанов А.В. Коммерческий банк в современной России: Теория и практика. – М.: Финансы и статистика, 2012. – 458 с.

19. Макарова Г.Л. Система банковского маркетинга. – М.: Финстотинформ, 2010. – 110 с.

20. Маркова, В.Д. Маркетинг услуг. – М: Финансы и статистика, 2011. – 223 с.

21. Маркетинг услуг / Под ред. Марковой В.Д. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 127 с.

22. Нестерова Т.Н. Банковские операции. – М.: Инфра-М, 2011. – 48 с.

23. Полушкин В.Ю. Анализ доходности коммерческого банка // Бухгалтерия и банки. – 2012. – № 3. – С. 7 – 19.

24. Росс А.Н. Розничные банковские услуги // Аналитический банковский журнал. – 2011. – № 6. – С. 70 – 75.

25. Ребельский Н.М. Конкуренция на рынке банковских услуг // Бизнес и банки. – 2011. – № 2. – С. 1 – 3.

26. Рудакова О.С. Банковские электронные услуги // Банки и биржи. – М.: ЮНИТИ, 2012. – 450 с.

27. Степанов С.А. Банковские услуги по Интернету: граница применения новых возможностей // Финансист. – 2011. – № 2. – С. 6 – 79.

28. Тамбовцев В. Л. Инновационная активность российских банков // Экономический альманах. – 2011. – № 2. – С. 15 – 19.

29. Тютюнник А.К. Управление качеством // Банковские технологии. – 2011. – № 1. – С. 12 – 19.

30. Усоскин В.М. Современный коммерческий банк: Управление и операции. – М., – 2011. – 320с.

31. Уткин Э.А. Банковский маркетинг. – М., – 2011. – 300с.

32. Халуев К.Л. Маркетинг банковских услуг через Интернет // Маркетинг. – 2011. – № 1. – С. 48 – 51.

33. Шапоренко О. А. Учёт и налогообложение банковских услуг // Бухгалтерская газета. – 2012. – № 48. – С. 2 – 6.

34. Шкаровский, С.И. Маркетинговые стратегии управления филиалом коммерческого банка // Маркетинг в России и за рубежом. – 2012. – № 6. – С. 46 – 49.

35. Шмырева А.И. Основы банковского бизнеса: учеб. пособие. Ч.1. – Новосибирск, – 2012. – 48с.

36. Шулькова Н.Н. Повышение качества банковских услуг, предоставляемых корпоративным клиентам // Банковские услуги. – 2012. – № 7. – С. 15 – 19.

37. Шустов В. Банки на конкурентном рынке: стратегия выживания // Вопр. экономики. – 2012. – № 11. – С.118–122.

38. Юшкова С.Д. Стандартизация качества банковской деятельности: практический аспект // Деньги и кредит. – 2012. – № 11. – С.59-61.

39. Ямпольский М.М. Ликвидность банков и кредитная политика // Деньги и кредит. – 2012. – № 11. – С.29-37.

40. Ямпольский М.М. Ликвидность банка и банковский мультипликатор // Деньги и кредит. – 2012. – № 11-12. – С.65-69.

41. Ямпольский М.М. О регулировании деятельности коммерческих банков // Деньги и кредит. – 2012. – № 9. – С.44-52.

42. Янгиров И.И. Банковский сектор и социально-экономическое развитие региона: воспроизводственный аспект // Деньги и кредит. – 2012. – № 2. – С.42-46.