Условия отбывания наказания в исправительных учреждениях

Условия отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Статьи по теме
Искать по теме

Данный вопрос характерен объективной потребностью совершенствования правового регулирования исполнения и отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы в отношении осужденных в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы России. Известно, что точное и неуклонное выполнение осужденными требований режима в местах лишения свободы способствует не только обеспечению порядка и безопасности в исправительных учреждениях, но и достижению основной цели уголовного наказания – исправлению осужденных.

Несовершенство процесса исполнения и отбывания наказания в колониях имеет отрицательные социальные последствия. Лица, отбывшие наказание в виде лишения свободы, возвращаясь в общество, пропагандируют криминальные традиции и обычаи среди населения, особенно среди молодежи, что во многом способствует росту преступности среди несовершеннолетних и других неустойчивых граждан, повышению криминогенного потенциала общества. Данные обстоятельства свидетельствуют о целесообразности дальнейшего поиска мер по оптимизации режима исполнения и отбывания наказания в исправительных учреждениях. Необходимо отметить, что в настоящее время принята Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, которая предлагает создание новых видов исправительных учреждений для содержания осужденных. В связи с этим требуется всестороннее научное обоснование правовой и организационной основы функционирования новых моделей пенитенциарных учреждений для спецконтингента, в которых, безусловно, должны найти отражение современные взгляды на содержание правового режима исполнения и отбывания лишения свободы, его место в исправлении и ресоциализации осужденных.

Таким образом, в целом имеет место противоречие между необходимостью установления оптимальных порядка и условий исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы в отношении осужденных и отсутствием достаточной теоретической базы для совершенствования в этом направлении законодательства и правоприменительной практики.

Условия отбывания лишения свободы в исправительных колониях общего, строгого и особого режимов

Условия отбывания наказания в исправительных учреждениях

Права учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы

Условия отбывания наказания в исправительных учреждениях

Виды условий отбывания наказания в исправительных учреждениях

Условия отбывания наказания – это определенные ступени исправления осужденного, на которых в зависимости от режима исправительного учреждения, личности осужденного и его поведения увеличиваются или уменьшаются правоограничения, предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством. Особенность организации мест лишения свободы в России, основу которых в настоящее время составляют: колонии-поселения, исправительные колонии общего, строгого и особого видов режима, воспитательные колонии, различные условия содержания в них осужденных, объективируют наличие четкого организационно-правового механизма изменения условий отбывания лишения свободы как в пределах одного исправительного учреждения, так и путем изменения вида исправительного учреждения, а также институтов изменения правового положения осужденных в едином процессе ресоциализации таких лиц.

Российская прогрессивная система исполнения лишения свободы представляет собой такую организацию исполнения уголовного наказания, при которой на основании уголовной и уголовно-исполнительной классификации осужденных в зависимости от динамики поведения происходит изменение их правового статуса либо в сторону увеличения количества правоограничений в рамках назначенного судом вида наказания, либо сокращения количества правоограничений вплоть до их качественного изменения или полной отмены.

Составными элементами отечественной прогрессивной системы исполнения лишения свободы являются: меры поощрения и взыскания, изменение условий отбывания наказания, замена неотбытого наказания более мягким видом, условно-досрочное освобождение.

Согласно ч. 1 ст. 87 УИК в исправительных колониях установлены три вида условий отбывания наказания: обычные, облегченные и строгие.

В соответствии со ст. 132 УИК РФ в воспитательных колониях для несовершеннолетних устанавливаются обычные, облегченные, льготные и строгие условия.

В колониях-поселениях установлены единые условия отбывания наказания для всех категорий осужденных.

Одним из важных положений, направленных на повышение эффективности исполнения наказания в виде лишения свободы, является закрепление в УИК РФ от 08.01.1997года различных видов условий отбывания наказания в рамках конкретного исправительного учреждения. Таким образом, законодатель определил, что режим и условия отбывания наказания в исправительных учреждениях – разные правовые институты. Об этом свидетельствует и тот факт, что вопросы режима и средств его обеспечения в ИУ регулируются гл. 12 УИК, а условия отбывания наказания в этих учреждениях – глава 13 УИК РФ.

Вводя различные виды условий отбывания наказания, законодатель создает необходимую правовую базу для реальной уголовно-исполнительной дифференциации осужденных, которая достаточно гибко может быть осуществлена в рамках каждой колонии. Необходимо отметить, что для осужденных, содержащихся в тюрьмах, устанавливаются два вида режима: общий и строгий (ч. 2 ст. 87 УИК РФ). Законодатель не дифференцирует условия содержания осужденных внутри каждого вида режима. Поэтому в данном случае словосочетания "виды условий отбывания наказания" и "виды режима" имеют тождественное содержание.

По общему правилу все осужденные по прибытии в колонию вначале направляются на обычные условия отбывания наказания, а затем в зависимости от поведения и по другим основаниям могут быть переведены на облегченные или строгие условия. Условия содержания указанных видов отбывания наказания различаются количеством предоставляемых осужденным свиданий, посылок, бандеролей, денег, расходуемых на приобретение продуктов питания

и предметов первой необходимости, а также степенью ограничений в свободе передвижения по территории колонии и за ее пределами.

Идея дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний во многом определяет построение и содержание Особенной части УИК и находит свое непосредственное выражение в нормах, регулирующих основания и порядок применения средств исправления, одним из которых в соответствии с ч. 2 ст. 9, ч. 1 ст. 82 УИК является режим, а его составной частью – различные виды условий отбывания наказания, которые могут в соответствии с законом изменяться (прил. №2, стр.66). Деятельность администрации исправительного учреждения по обеспечению дифференциации и индивидуализации исполнения наказания оказывает существенное влияние на реализацию целей уголовного наказания, отражает сущность и содержание исправительного воздействия, задает его вектор.

В зависимости от поведения и отношения к труду осужденным к лишению свободы может быть изменен вид исправительного учреждения. Положительно характеризующиеся осужденные могут быть переведены для дальнейшего отбывания наказания:

а) из тюрьмы в исправительную колонию – по отбытии осужденными в тюрьме не менее половины срока, назначенного по приговору суда;

б) из исправительной колонии особого режима в исправительную колонию строгого режима – по отбытии осужденными в исправительной колонии особого режима не менее половины срока, назначенного по приговору суда;

Положение пункта "в" части второй статьи 78 УИК РФ не исключает возможность принятия судом по ходатайству осужденного, содержащегося в связи с привлечением к уголовной ответственности по другому делу в следственном изоляторе, решения об изменении ему вида исправительного учреждения.

в) из исправительных колоний общего режима в колонию-поселение – по

отбытии осужденными, находящимися в облегченных условиях содержания, не менее одной четверти срока наказания;

г) из исправительных колоний строгого режима в колонию-поселение – по отбытии осужденными не менее одной трети срока наказания; осужденными, ранее условно-досрочно освобождавшимися от отбывания лишения свободы и совершившими новые преступления в период оставшейся неотбытой части наказания, – по отбытии не менее половины срока наказания, а осужденными за совершение особо тяжких преступлений – по отбытии не менее двух третей срока наказания.

Срок отбывания наказания, определяемый для изменения вида исправительного учреждения, исчисляется со дня заключения осужденного под стражу.

Не подлежат переводу в колонию-поселение:

а) осужденные при особо опасном рецидиве преступлений;

б) осужденные к пожизненному лишению свободы в случае замены этого вида наказания в порядке помилования лишением свободы на определенный срок;

в) осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы;

г) осужденные, не прошедшие обязательного лечения, а также требующие специального лечения в медицинских учреждениях закрытого типа;

д) осужденные, не давшие согласия в письменной форме на перевод в колонию-поселение.

Осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, могут быть переведены:

а) из колонии-поселения в исправительную колонию, вид которой был ранее определен судом;

б) из колонии-поселения, в которую они были направлены по приговору суда, в исправительную колонию общего режима;

в) из исправительных колоний общего, строгого и особого режимов в тюрьму на срок не свыше трех лет с отбыванием оставшегося срока наказания в исправительной колонии того вида режима, откуда они были направлены в тюрьму. Осужденные к пожизненному лишению свободы, осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным лишением свободы, а также осужденные женщины переводу в тюрьму не подлежат.

Осужденным к лишению свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении, уклонившимся от получения предписания, предусмотренного частью первой статьи 75.1 УИК РФ, или не прибывшим к месту отбывания наказания в установленный в предписании срок, вид исправительного учреждения может быть изменен на исправительную колонию общего режима.

Изменение вида исправительного учреждения осуществляется судом. Это означает реальную возможность осужденному в зависимости от поведения и отношения к труду улучшить или, наоборот, ухудшить свое положение во время пребывания в исправительном учреждении. Во-первых, это возможно осуществить в пределах одного исправительного учреждения по решению администрации, когда происходит изменение условий содержания путем перевода из одних условий отбывания наказания в другие, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать исполнение наказания, не прибегая к судебной процедуре.

Во-вторых, осужденный может быть переведен в другое исправительное учреждение, как с более легким режимом, так и с более строгим. Изменение вида исправительного учреждения направлено на стимулирование правопослушного поведения осужденных. При этом необходимо наличие нескольких компонентов, характеризующих личность осужденного. Прежде всего учитывается поведение осужденного во время отбывания наказания, его отношение к труду и обучению.

Перевод из одних условий в другие в значительной мере влияет на фактический объем прав осужденного и наряду с мерами поощрения и взыскания призван обеспечить необходимое стимулирующее воздействие. Однако, как показывают результаты прокурорского надзора, администрациями исправительных учреждений недостаточно интенсивно и гибко используются возможности стимулирования правомерного, социально активного поведения осужденных. Количественные показатели изменения условий в исправительных колониях незначительны.

В соответствии с Концепцией развития УИС на период с 2010 до 2020 года, важнейшим звеном является улучшение коммунально-бытового содержания осужденных, приведение их в соответствие с международными стандартами. Строительство новых учреждений направлено на создание осужденным нормальных коммунально-бытовых условий, соответствующих требованиям международных стандартов, а также реализации норм Уголовно-исполнительного кодекса.

Согласно концепции, актуальным является решение проблем занятости осужденных к лишению свободы путем привлечения их к общественно-полезному труду или обучению, социальным программам ресоциализации, в том числе антинаркотического, антиалкогольного содержания либо иными формами социально-активной деятельности.

Таким образом, одним из приоритетных направлений деятельности УИС является решение вопросов по обеспечению трудом осужденных. В данном направлении в настоящее время выполнено немало новых задач.

В соответствии с уголовно-исполнительным законодательством все лица, осужденные к лишению свободы, обязаны трудиться на работах, определяемых администрацией исправительного учреждения.

В свою очередь администрация учреждений трудоустраивает осужденных с учетом пола, возраста, трудоспособности и специальности.

Правовое регулирование условий отбывания наказания в исправительных учреждениях

Система основных средств карательно-воспитательного воздействия на осужденных складывалась в течение длительного времени. Отражая в известной мере историю нашего государства и права, нормы действующего уголовно-исполнительного законодательства устанавливают, что порядок и условия отбывания наказания, применения мер исправительного воздействия к лицам, осужденным к лишению свободы, отнесены к компетенции федерального закона. Эти принципиальные положения не подвергались каким-либо изменениям и дополнениям. Как записано в ч. 2 ст. 9 УИК, установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, общеобразовательная и профессиональная подготовка и общественное воздействие являются основными средствами исправления осужденных во всех видах исправительных учреждений.

Помимо основных средств исправления в процессе карательно-воспитательного воздействия на осужденных используются и иные средства. К ним, например, относят развитие полезной инициативы, рациональное применение мер поощрения и взыскания.

К подобным средствам следует отнести и такие институты, как изменение условий содержания лиц, осужденных к лишению свободы, во время отбывания наказания (ч. 3 ст. 87 УИК), передвижение осужденных к лишению свободы без конвоя или сопровождения (ст. 96 УИК), выезды осужденных к лишению свободы за пределы исправительных учреждений (ст. 97 УИК) и некоторые другие меры, относящиеся к элементам прогрессивной системы отбывания наказания.

Тенденция к дальнейшему расширению реализации принципа гуманизма при исполнении наказания, введение норм и институтов, стимулирующих исправление осужденных, облегчающих их адаптацию после освобождения от наказания, находит последовательное подтверждение в гл. 13 УИК.

Основополагающими для определения условий отбывания наказания являются задачи, поставленные перед уголовно-исполнительным законодательством (ч. 2 ст. 1 УИК), а также применение основных средств исправления осужденных (ст. 9 УИК). В принципе это те же средства, которые на протяжении многих лет применяются к осужденным исправительными учреждениями с учетом вида наказания, характера, степени общественной опасности и мотивов совершенного преступления, их личности и поведения. Но в уголовно-исполнительном законодательстве не только определяется система основных средств исправления осужденных, но и указываются конкретные условия их реализации. Эти условия носят материальный характер, выражают обеспечивающую функцию карательно-воспитательного воздействия на лиц, отбывающих наказание.

Поэтому установление ч. 1 и 2 ст. 87 УИК дифференцированных условий отбывания наказания можно отнести к одному из необходимых условий, стимулирующих воспитательное воздействие на осужденных. Иначе говоря, эти нормы направлены на решение практических задач, стоящих перед исправительными учреждениями. Такая классификация позволяет, во-первых, отделить осужденных, которые могут оказывать отрицательное воздействие на других и препятствовать достижению ими исправления; во-вторых, образовать относительно однородные группы осужденных, нуждающихся приблизительно в одинаковом карательно-воспитательном воздействии.

Таким образом, распределение (перевод) осужденных из одних условий отбывания наказания в другие по основаниям, предусмотренным ст. 120, 122, 124, 127, 130 и 132 УИК не исключает, а напротив, предполагает дальнейшую

классификацию осужденных в рамках одного исправительного учреждения на

базе дополнительных правовых, а также педагогических, психологических и некоторых других критериев.

Статья 87 УИК является исходной для реализации различных условий отбывания наказания осужденными в пределах одного вида исправительного учреждения. При этом изменение условий отбывания наказания в пределах установленного вида режима колонии в решающей степени зависит от осужденного, его поведения, отношения к труду. Сама же система изменений условий отбывания наказания имеет четко выраженную воспитательную направленность.

В УИК предусмотрено, что в одной и той же колонии осужденные могут находиться в обычных, облегченных и строгих условиях отбывания наказания, в тюрьмах – на общем и строгом видах режима. Правовая регламентация и содержание этих условий установлена ст. 121, 123, 125, 127, 129, 131, 133 УИК.

Правовой механизм перевода осужденных из одних условий отбывания наказания в другие по основаниям, предусмотренным ст. 120, 122, 124, 127, 130 и 132 УИК, предписывает создание соответствующих комиссий исправительного учреждения, возглавляемых начальником учреждения или одним из его заместителей. В состав комиссии входят также представители основных служб учреждения. Часть 3 ст. 87 УИК устанавливает возможность участия в работе комиссий представителей органов местного самоуправления. УИК (ч. 4 ст. 87) предоставляет осужденному право обжаловать решение комиссии, в том числе в случаях несогласия: а) с переводом в строгие условия отбывания наказания в исправительной колонии или б) при переводе на строгий режим в тюрьме. Общий порядок обжалования осужденными решений, связанных с нарушением их прав и законных интересов, регулируется ст. 15 УИК.

Повышение эффективности применения специальных средств в укреплении режима в исправительных учреждениях

Задачи, стоящие перед учреждениями уголовно-исполнительной системы по укреплению правопорядка и законности, требуют от личного состава исправительных учреждений профессионально грамотно действовать как в обычных условиях, так и в сложной обстановке. Актуальность этой проблемы обусловлена рядом обстоятельств. Наиболее существенными из них являются осложнение оперативной обстановки в учреждениях системы, которое происходит вследствие проявления таких негативных факторов объективного свойства, как низкая трудовая занятость осуждённых, ухудшение финансового, материально-технического, продовольственного, медицинского и иного обеспечения мест лишения свободы.

К неблагоприятным условиям, дестабилизирующим обстановку в исправительных учреждениях, также следует отнести возрастающую концентрацию в них лиц, совершивших тяжкие преступления, рецидивистов, психопатов, алкоголиков, наркоманов, осуждённых, склонных к насилию, допускающих нарушения режима содержания отбывания наказания, не желающих исправляться, возрождающих преступные традиции. Вполне очевидно, что работа персонала пенитенциарных учреждений в этих условиях сопряжена с повышенным риском и опасностью, пронизана элементами неожиданности и непредсказуемости возникновения и развития криминальных ситуаций, возможностью получения всякого рода травм и ранений, а нередко связана и с риском для жизни.

В связи с этим в деятельности исправительных учреждений выработаны и используются различные средства, с помощью которых в определённой степени нейтрализуется опасность нанесения вреда интересам граждан, обеспечивается нормальная деятельность по исполнению наказания в местах лишения свободы.

Обобщение практики свидетельствует, что исключительную роль в обеспечении правопорядка в местах лишения свободы, защиты здоровья, а порой и самой жизни персонала и иных лиц играют специальные средства, в связи с чем необходимо, на наш взгляд, постоянно совершенствовать сами спецсредства, правовые и организационные основы использования для повышения эффективности их применения сотрудниками исправительных учреждений.

Как известно, неотъемлемым условием формирования правового государства и построения демократического общества является обеспечение законности. Особая ответственность за её соблюдение возлагается на органы государства, призванные защищать интересы граждан. Поэтому деятельность правоохранительных органов и, в частности, пенитенциарной системы не может осуществляться без соблюдения законов, что в полной мере относится и к использованию специальных средств, которые должны применяться в строгом правовом режиме и при наличии юридических оснований.

Проведённое исследование показало, что одним из основных условий, негативно влияющим на готовность исправительных учреждений своевременно и качественно использовать специальные средства, является недостаточная вооружённость личного состава. Так, половина опрошенных начальников исправительных колоний и их заместителей отметили отсутствие необходимого количества средств индивидуальной защиты и активной обороны.

Кроме того, и этот скудный арсенал спецсредств не находит правильного применения. Более 30 % руководителей исправительных колоний считают, что их подчинённые не в полной мере умеют пользоваться специальными средствами. И хотя в последние годы наметилось определенное улучшение в обеспечении новейшими видами специальных средств, укомплектованность ими подразделений оставляет желать лучшего. К тому же имеет место слабое информирование личного состава уголовно-исполнительной системы о новейших отечественных достижениях в этой области и недостаточные знания теоретической и практической базы.

Становится очевидным, что необходимо срочно и коренным образом менять положение дел. По моему мнению, следует наметить и реализовать ряд мероприятий. А именно:

1. Поставить задачу на разработку или приобретение уже существующих новых образцов специальных средств. Для правильного её решения необходимо, прежде всего, наладить:

а) регулярное поступление в учреждения УИС информации о разрабатываемых и выпускаемых моделей резиновых палок, газовых пистолетов, гранат и т.д.;

б) разработку новых образцов, организацию опытной эксплуатации с целью определения соответствия их требованиям, предъявляемым к данной категории спецсредств, выявления и устранения имеющихся недостатков опытных образцов;

в) серийное изготовление новых образцов специальных средств.

2. Осуществить организационные мероприятия по внедрению специальных средств в практическую деятельность, включая разработку норм табельной положенности новых образцов и их распределение на уровне ГУИН Минюста России, УИН субъектов РФ.

3. Наладить регулярное обучение личного состава с целью выработки умений и навыков обращения со специальными средствами и правильного их использования в различных ситуациях с принятием экзаменов (зачётов), закреплением специальных средств за конкретными сотрудниками.

4. Проанализировать и обобщить положительный опыт, в том числе и зарубежный, применения этих специальных средств.

За рубежом оснащению полиции и сотрудников пенитенциарных учреждений специальными средствами уделяется значительное внимание. Причём в арсенале этих средств особая роль отводится так называемым "несмертельным" видам оружия. О размахе постановки этого дела, в частности, свидетельствует тот факт, что в США около 500 фирм и компаний специально для полиции разрабатывают и производят различные модели полицейских дубинок, аэрозольные баллоны, газовые пистолеты, ручные и дистанционные газовые гранаты, оружие для отстрела резиновых и пластиковых пуль, других снарядов, электрошоковые устройства типа "Тейзер" и т.п.

По мнению американских специалистов в США существует своеобразный полицейский комплекс, который стимулирует индустрию вооружения полиции. Не случайно производство традиционного полицейского стрелкового оружия, а также различных видов несмертельного оружия и снаряжения получило название "индустрия законного принуждения" или "индустрия по сдерживанию мятежей". Немаловажно, что постоянная разработка и внедрение всё новых и новых видов специальных средств, а также совершенствование имеющихся образцов оружия стали неотъемлемой составной частью концепции развития полицейских сил и в других странах. Вследствие этого значительно снизился процент смертности и причинения вреда в результате действий полиции. В США на 78 % сократилось применение огнестрельного оружия и на 92,7 % снизились смертельные случаи после применения спецсредств.

Обобщение практики свидетельствует, что в решении служебно-боевых задач успех зависит не только от гибкой и продуманной деятельности администрации мест лишения свободы, не только от достаточного количества сил и степени их оснащённости разнообразными специальными средствами, но и от умения сотрудников профессионально грамотно применять их в конкретных ситуациях.

Профессионально грамотно будут действовать сотрудники тех учреждений, в которых на должном уровне осуществляется служебная подготовка личного состава, где наряду с теоретическими вопросами отрабатываются практические действия личного состава в той или иной обстановке.

Изложенное позволяет сделать следующие выводы:

1. В учреждениях УИС существует необходимость повышения эффективности применения специальных средств, особенно в условиях чрезвычайных ситуаций и обстоятельств. Это необходимо как для защищённости сотрудников от преступных посягательств, так и для своевременного пресечения либо ликвидации групповых неповиновений осуждённых.

2. В условиях гуманизации исполнения наказания для укрепления режима в местах лишения свободы должны использоваться так называемые "несмертельные" средства защитного и активного воздействия.

Как мне представляется, для осуществления этих целей необходимо:

а) изучить технические возможности создания пуль из материалов-заменителей, а для условий камерного содержания – шокового спецсредства с последующим закреплением в законодательстве,

б) создать условия для повсеместного обеспечения режимных мероприятии при камерном содержании с помощью служебных собак.

3. Одним из основных направлений в обеспечении режима в учреждениях УИС является активное внедрение и широкое комплексное, рациональное правомерное использование разнообразных технических средств и систем. Оснащение пенитенциарных учреждений современными инженерно-техническими средствами охраны и сигнализации, аппаратурой дистанционного наблюдения и контроля, оперативной и поисковой техникой, средствами индивидуальной и коллективной защиты, активной обороны, иными материализованными проявлениями научно-технического прогресса в деятельности исправительных учреждений позволит более надёжно предотвращать и эффективно пресекать многие виды преступлений спецконтингента. Представляется, что предложенные нами меры по организационным основам применения специальных средств в укреплении режима в исправительных учреждениях должны послужить повышению эффективности использования средств защиты и нападения в практической деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Выводы

Установленный порядок исполнения и отбывания наказания в исправительных учреждениях является не только самостоятельным институтом уголовно-исполнительного права, но и специальным правовым режимом.

Правовой режим исполнения и отбывания наказания в учреждениях УИС – это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств, обеспечивающих установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы в исправительных учреждениях для достижения целей наказания.

Под юридическими средствами правового режима исполнения и отбывания наказания в исправительных учреждениях понимается совокупность юридических установлений и процедур, с помощью которых осуществляется и обеспечивается установленный порядок исполнения и отбывания наказания в местах лишения свободы.

Прикладное значение имеет подразделение юридических (правовых) средств на виды в зависимости от целевого назначения. По данному критерию предлагается различать: 1) правовые средства (далее – ПС) режима исполнения наказания; 2) ПС режима отбывания наказания; 3) ПС обеспечения режима исполнения и отбывания наказания. ПС режима исполнения наказания, относящиеся к персоналу исправительных учреждений, регламентируют его правомочия (права и обязанности) при исполнении наказания в виде лишения свободы и порядок их реализации.

ПС режима отбывания наказания устанавливают порядок и условия отбывания осужденными наказания в виде лишения свободы.

Правовые средства режима отбывания наказания можно классифицировать следующим образом: 1) правовые средства, устанавливающие объем правоограничений для осужденных; 2) правовые средства, обеспечивающие жизнедеятельность осужденных; 3) правовые средства, создающие условия для применения других средств исправления осужденных; 4) правовые средства предупреждения преступлений и иных правонарушений со стороны осужденных. Правовые средства обеспечения режима предназначены для обеспечения повседневной деятельности исправительных учреждений, реализации в них установленных порядка и условий исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы.

Режим есть порядок, основанный на уголовно-исполнительном законодательстве и ведомственных нормативных актах, который является необходимым условием надлежащего исполнения и отбывания уголовных наказаний, связанных с лишением свободы. Строгое соблюдение режима отбывания наказания создает условия для применения других средств исправления осужденных.

В связи с гуманизацией уголовной и уголовно-исполнительной политики, более широким применением мер наказаний, не связанных с лишением свободы, в исправительных колониях концентрируется наиболее криминальная часть осужденных, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления. В этих условиях для повышения соблюдения установленного режима отбывания наказания можно предложить:

- увеличить наращивание плотности применения технических средств охраны и надзора с целью предупреждение побегов и других преступлений, нарушений установленного порядка отбывания наказания и получение необходимой информации о поведении осужденных;

- переводить на прогрессивные способы охраны и надзора учреждений уголовно-исполнительной системы, что позволит сократить штатную численность УИС и сократит влияние человеческого фактора на профилактику правонарушений в местах лишения свободы;

- шире использовать средства технического контроля для организации проведения проверок посылок, передач, досмотров осужденных;

- проводить планомерную работу оперативных служб учреждений среди осужденных, направленных на предупреждение нарушений установленного порядка исполнения и отбывания наказания с их стороны;

- активизировать работу, направленную на получение упреждающей информации о преступных намерениях осужденных по поставке запрещенных предметов, в том числе средств мобильной связи, выявление на ранней стадии готовящихся правонарушений;

- в должностные инструкции для всех работников учреждения внести дополнения по конкретизации мер, направленных на предупреждение нарушения режима в исправительных учреждениях.

Одним из основных направлений в обеспечении режима в учреждениях УИС является активное внедрение и широкое комплексное, рациональное правомерное использование разнообразных технических средств и систем. Оснащение пенитенциарных учреждений современными инженерно-техническими средствами охраны и сигнализации, аппаратурой дистанционного наблюдения и контроля, оперативной и поисковой техникой, средствами индивидуальной и коллективной защиты, активной обороны, иными материализованными проявлениями научно-технического прогресса в деятельности исправительных учреждений, которые позволят более надёжно предотвращать и эффективно пресекать многие виды преступлений спецконтингента. В настоящее время изменились приоритеты в вопросах организации самого воспитательного процесса. Если раньше его основу составляла идеологическая работа, то сегодня принципиально важное значение приобрёл воспитательный процесс, гуманные отношения к подследственным осуждённым, ориентация на общечеловеческие ценности, создание атмосферы законности и требовательности.

СПИСОК НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. – М.: АСТ, 2015. – 400 с.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации // Рос. газ. – 2001. – 31 дек.

3. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. – М.: Омега-Л, 2015. – 96 с.

4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. – М.: ВИТРЭМ, 2015. – 512 с.

5. Уголовный кодекс Российской Федерации. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2015. – 191 с.

6. О некоторых вопросах Федеральной службы исполнения наказаний: Указ Президента Российской Федерации // Ведомости уголовно-исполнительной системы. – 2013. – № 4. – С. 50-51.

7. О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 28 июля 1998 г. № 904 // Рос. газ. – 1998. – июль.

8. О Прокуратуре Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 17 января 1992 г. № 2202-1 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. – № 47. – Ст. 4472; 1999. – № 7. – Ст. 878; 2001. – № 53. –Ст. 5018.

9. О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ // Сб. законов Российской Федерации. – М.: АСТ, 1999. – С. 412.

10. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. – № 33. – Ст. 3349.

11. Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности: Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 1997 г. № 729.

12. Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-1 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. – 1993. – № 33. – Ст. 1316, 1317.

13. Положение о Федеральной службе исполнения наказаний: Утв. Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1314.

14. Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений: Утв. приказом Минюста России от 03 ноября 2005 г. № 205 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. №47.

15. Анисимков В.М. Тюремная община "вехи истории". Историко-публицистическое повествование – М., 2011.

16. Васильев А.И., Маслихин А.В., Фефелов В.А. Режим в исправительно-трудовых учреждениях – Рязань, 2010.

17. Громов М.А. Проблемы безопасности при исполнении наказания в виде лишения свободы и роль начальника ИТК в ее обеспечении. Управленческая деятельность руководителей органов, исполняющих наказание. Труды Академии МВД СССР – М., 2011.

18. Действующее международное право: Сб. документов – М., 2011.

19. Журавлев М.П. Исправление и перевоспитание особо опасных рецидивистов – М., 2012.

20. Зубков А.И., Дорофеев Н.К. Строго регламентированный внутренний распорядок ИТУ и его реализация – Томск. 2013.

21. Ной И.С. Теоретические вопросы лишения свободы – Саратов, 2012.

22. Пономарев П.Г., Радкевич В.С., Селиверстов В.И. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными // Уголовно-исполнительное право – М., 2012.

23. Российский курс уголовно-исполнительного права: в 2 т. Общая часть: учебник – М., 2012.

24. Стручков Н.А. Уголовная ответственность и ее реализация в борьбе с преступностью – Саратов, 2011.

25. Уголовно-исполнительное право России // учебник под ред. В.И. Селиверстова – М., 2012.

26. Южанин В.Е. Механизм реализации наказания в виде лишения свободы – М., 2010.

27. ЦГАОР, Ф. 122, Оп. 1, ч. 1, Делопроизводство 1, Д.842, л. 57.

28. ЦГАОР, Ф. 122, Оп. 1, ч. 1, Делопроизводство 1, д. 3136, л. 9, 23.

29. ЦГАОР, Ф. 122, Оп. 1, ч. 1, Делопроизводство 1, Д.,л. 61.

30. Наказание, законность, справедливость, гуманизм: материалы Международной научно-практической конференции – Рязань, 2011.

31. Оружие несмертельного действия и контроль за беспорядками // Правопорядок. 2010.

32. Упоров И.В. Опыт реформирования уголовно-исполнительной (тюремной, исправительно-трудовой) системы в России // Проблемы реформирования уголовно-исполнительной системы и подготовки персонала. Материалы международной научно-практической конференции – Рязань. 2011.

33. Южанин В.Е. Принудительные факторы исправления и перевоспитания преступника и проблемы их нейтрализации // Проблемы исполнения уголовных наказаний – Рязань. 2011.

34. Статистика нарушений [Электронный ресурс] // Федеральная служба исполнения наказаний [Официальный сайт]. URL: fsin.rf/statistics (дата обращения: 10.11.2015).