Управление трудовыми ресурсами и занятостью муниципального образования

Управление трудовыми ресурсами и занятостью муниципального образования.

Статьи по теме
Искать по теме

Управление трудовыми ресурсами и его виды

В современных условиях, когда проблема безработицы обостряется и, как следствие, возрастает необходимость государственного регулирования рынка труда, трудоустройство направлено, прежде всего, на обеспечение рационального использования трудовых ресурсов также с учетом интересов основных субъектов на рынке труда – работников и работодателей, а также государства. Трудоустройство выступает в качестве важнейшего способа содействия занятости и относится к мероприятиям по активной политике занятости. Проблема занятости трудоспособного населения рассматривается во всем мире как из наиболее приоритетных, поскольку она непосредственно связана в первую очередь с перспективами социальной стабильности государства. Вместе с тем сложность и динамизм происходящих изменений требуют детального анализа состояния и тенденций занятости, разработки и принятия адекватных мер по регулированию и обеспечению занятости населения.

В широком смысле трудоустройство – это любой процесс устройства на работу: самостоятельное, с помощью службы занятости и администрации организации, обязанной предложить намеченному к высвобождению или увольнению не по его вине работнику другую имеющуюся работу и с его согласия перевести на эту работу [8, с. 583]. В юридической литературе встречаются разные подходы к определению роли трудоустройства. Так, О. М. Медведев отмечает, что трудоустройство является одной из организационно-правовых форм обеспечения занятости [31, с. 234]. Последние определяются как установленные государством организационные и правовые приемы и средства, которые способствуют гражданам получить возможность трудиться в избранной сфере деятельности согласно призванию, способностям, образованию, выполнять определенную работу на период временной незанятости, а также необходимую профессиональную подготовку для этого [31, с. 256].

Под трудоустройством следует понимать систему организационно-правовых и экономических мер, осуществляемых государством в целях обеспечения трудовой занятости населения. Трудоустраиваемым, по общему правилу, является физическое лицо, которое обращается в орган по трудоустройству с целью получения содействия в подыскании подходящей работы и устройстве на нее. Основную группу трудоустраиваемых составляют граждане РФ. Граждане имеют право на трудоустройство и выбор места работы путем обращения к предприятию, учреждению, организации, индивидуальному крестьянскому (фермерского) хозяйства и к другому работодателю или при бесплатном содействии государственной службы занятости.

В качестве трудоустраиваемых могут выступать и иностранные граждане, а также лица без гражданства [3, с. 4]. Вместе с тем законодательство о занятости закрепляет принцип приоритета граждан РФ при занятии вакантных рабочих мест, что выражается в существовании особых правил привлечения иностранной рабочей силы на территории РФ. Правоотношения между трудоустраиваемыми гражданином и трудоустраивающим органом устанавливаются на основании обращения гражданина в указанный орган в целях получения содействия в поиске подходящей работы и устройства на нее. Современная правовая организация трудоустройства в РФ отличается тем, что основная роль отводится органам государственной службы занятости. Последние обязаны принять заявление гражданина, осуществить его регистрацию и оказать услуги по подысканию для него подходящей работы.

Трудоустройство длится, как правило, до тех пор, пока гражданин не будет устроен на работу или на производственное обучение. Исходя из принципа свободы труда, правоотношения с органом трудоустройства всегда могут быть прекращены по инициативе гражданина. Он вправе отказаться от услуг в устройстве на работу, как до получения направления, так и после получения, поскольку направление не создает каких-либо правовых последствий для трудоустраиваемого.

Органы трудоустройства, находящиеся в ведении Федеральной государственной службы занятости, призваны выполнять посреднические функции, и они, как правило, не обладают административно-правовыми полномочиями по отношению к работодателю. Однако Федеральный закон от 031 декабря 2005 года № 199-ФЗ "О занятости населения в РФ" (с изменениями от 27 декабря 2009 г.) предусматривает право местных органов государственной власти устанавливать для работодателей определенное количество рабочих мест для приема на работу инвалидов, отдельных категорий населения (выпускников общеобразовательных учреждений, лиц, освобожденных из мест лишения свободы, и тому подобное). Прежде всего обязательным для работодателя будет направление на трудоустройство лиц в счет квоты рабочих мест. Квота представляет собой минимальное количество лиц, подлежащих трудоустройству работодателем, которое устанавливается в процентном отношении к общему числу рабочих мест. Такие квоты устанавливаются для лиц, нуждающихся в особой социальной защите и прежде всего имеющих ограничения в трудоспособности.

Также имеются общие и специальные формы трудоустройства. К общим формам относятся самостоятельные или с помощью службы занятости трудоустройство, а также трудоустройство работодателем в порядке перевода с согласия работника, подлежащего высвобождению (увольнению) без его вины на другую имеющуюся работу. К специальным формам трудоустройства относятся:

- организованный набор рабочей силы в отъезд;

- направление на работу выпускников вузов, техникумов, ПТУ и других специальных образовательных учреждений, заключивших с работодателями соответствующие договоры о подготовке для их производства квалифицированных кадров;

- направление безработного по установленной квоте приема, обязательной для работодателя.

Таким образом, важно отметить, что трудоустройство служит юридической гарантией реализации прав граждан в сфере труда и занятости. Прежде всего, оно выступает гарантией реализации права на труд. Трудоустройство является также гарантией осуществления права граждан на защиту от безработицы, права на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Трудоустройство гражданина является итогом обеспечения его занятости, его значение заключается в том, что оно:

- оказывает гражданам помощь в реализации права на труд, устройстве на работу;

- помогает работодателям подобрать необходимую рабочую силу;

- сокращает потери рабочего времени почти в 3-4 раза при подыскании новой работы.

Правовое регулирование вопросов занятости и управления трудовыми ресурсами

В Российской Федерации создана основательная правовая база по вопросам регулирования труда и занятости населения. Эти вопросы находят свое отражение в Конституции РФ, Трудовом кодексе РФ, Федеральном законе от 31 декабря 2005 года № 199-ФЗ "О занятости населения в РФ" (с изменениями от 27 декабря 2009 г.) и других нормативно-правовых актах. В статье 37 Конституции РФ установлены основы занятости населения о свободе труда, запрещении принудительного труда, о вознаграждении за труд без какой-либо дискриминации, о праве свободно распоряжаться способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Обязательства Российского государства в сфере содействия занятости населения следуют, прежде всего, из статьи 7 Конституции РФ, провозгласившей Россию социальным государством и декларирующей создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в качестве одного из направлений общегосударственной политики.

Направления политики государства в сфере содействия следуют также из международно-правовых актов. Так, указание на необходимость создания государством условий для наиболее полного существования права на труд содержится также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах. Основная цель активной государственной политики – всемерное содействие в трудоустройстве потерявшим работу. Реализация этой цели осуществляется со стороны как спроса на труд, так и его предложения и включает в себя комплекс мероприятий:

- содействие трудоустройству через государственные и коммерческие службы трудоустройства (деятельность последних нормативно регламентируется и контролируется государством, в том числе посредством лицензирования);

- развитие системы профессиональной подготовки и переподготовки как упредительной и профилактической меры содействия занятости через собственно государственные программы обучения и путем стимулирования участия работодателей в программах профессиональной подготовки и переподготовки, например посредством налоговых льгот, квотирования финансовых ресурсов компании, выделяемых на обучение, и рабочих мест, частичной выплаты государством зарплаты работнику во время учебы;

- организация общественных работ, включая трудоемкие работы по строительству и благоустройству городов, защите земли, уходу за больными, престарелыми, которые способствуют созданию рабочих мест;

- содействие самозанятости и предпринимательству через постановление кредитов и субсидий, налоговые льготы для вновь созданных компаний, консультационная помощь и обучение предпринимателей;

- содействие занятости социально слабозащищенных групп населения (женщины, молодежь, инвалиды, пожилые, длительно безработные) путем первоочередного направления на переобучение и на работу; целевое квотирование и бронирование рабочих мест, предоставление дополнительных гарантий при найме и увольнении, субсидий и налоговых льгот для компаний, использующих труд данных категорий [42, с. 17].

Проведение активной политики на рынке труда не только активизирует незанятых на поиск работы, но и способствует снижению материальных и нервно-психологических затрат, связанных с поиском работы. Следовательно, активная политика на рынке труда способствует росту эффективности общественного труда и снижению социальной напряженности. Отношения в сфере занятости населения в РФ регулируются федеральными законами, законами и подзаконными нормативными правовыми актами, определяющими государственную политику в области занятости в отношении отдельных групп населения, особо нуждающихся в защите от безработицы. К примеру Федеральный закон РФ от 31 декабря 2005 года № 199 " О занятости населения в Российской Федерации" является специальным нормативным правовым актом, регламентирующим отношения в области занятости и трудоустройства. В первой главе, посвященной общим положениям, даны понятия "Занятость", "Безработный", "Подходящая работа", а также определены основные направления государственной политики в области занятости и основополагающие права органов государственной власти и органов местного самоуправления. Во второй главе Закона перечислены основные права граждан в области занятости. В третьей главе определены основные государственные гарантии в области занятости. Четвертая глава посвящена вопросам регулирования и организации занятости населения. В пятой главе помещены нормы, регламентирующие участие работодателей в обеспечении занятости населения. В шестой главе Закона имеются нормы, посвященные социальным гарантиям и компенсациям, а также подготовке и переобучению граждан. В седьмую главу включены две нормы об осуществлении контроля за соблюдением законодательства о занятости населения и ответственности за нарушение его положений. Вопросы осуществления контроля за соблюдением законодательства о занятости населения и привлечения к ответственности за нарушение установленных им правил не имеют достаточной правовой регламентации. Основные направления политики российского государства по содействию реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость закреплены в статье 5 Закона о занятости населения среди которых, следующие:

- развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защита национального рынка труда;

- обеспечение равных возможностей всем гражданам РФ независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

- создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

- поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

- осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

- предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;

- поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

- объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения;

- координация деятельности государственных органов, профессиональных союзов иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;

- международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм.

В зависимости от содержания основных направлений государственной политики в сфере занятости можно выделить два ее вида: активную и пассивную государственную политику в сфере занятости. Активной политике, о которой ранее упоминалось, свойственно наличие форм обеспечения занятости, направленных на скорейшее подыскание работы, а также на переобучение и профессиональное обучение безработных, то есть государство устанавливает дополнительные стимулы для тех, кто пытается получить работу. Пассивной политике свойственно наличие повышенных размеров пособий по безработице и иных мер оказания материальной помощи безработным, то есть поддержание жизненного уровня граждан в период безработицы.

В Российской Федерации, учитывая резкое сокращение максимального и минимального размеров пособия, государственная политика по обеспечению занятости является активной, так как низкий размер пособия вынуждает безработных заниматься самостоятельным поиском работы. В основе государственной системы занятости лежит сеть служб и фондов занятости различных уровней. В качестве трудоустраивающих органов на сегодняшний день могут выступать государственные органы и негосударственные организации.

К государственным трудоустраивающим органам относятся органы по вопросам занятости (органы службы занятости), а также специальные органы, занимающиеся трудоустройством отдельных категорий граждан (например, учреждения и предприятия социального обслуживания населения; территориальные центры социальной помощи семье и детям; центры социального обслуживания; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних). Нужно отметить, что необходимость создания специальных органов, осуществляющих посредничество в трудоустройстве, предусмотрена и международными актами о труде, обязывает государства создать бесплатное бюро занятости, основная цель которых – обеспечить воздействие на рынок труда для достижения поддержания полной занятости.

Федеральная служба по труду и занятости находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, осуществляет функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров. Служба занятости наделена широким кругом прав и обязанностей:

- анализировать и прогнозировать состояние рынка труда;

- вести учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;

- информировать обращающихся работников и работодателей о возможности получения работы и обеспечения рабочей силы;

- оказывать гражданам помощь в подборе подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;

- организовывать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации граждан в учебных заведениях, а также выплачивается стипендия за период учебы;

- оказывать услуги в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения;

- регистрировать безработных и оказывать им помощь в пределах своей компетенции;

- разрабатывать республиканские и региональные программы занятости;

- подготавливать предложения об использовании труда иностранных работников, привлекаемых на основе межправительственных соглашений;

- выдавать в соответствии с законом, пособие по безработице, устанавливать к ним надбавки с учетом иждивенцев и других обстоятельств;

- публиковать статистические данные о состоянии рынка труда.

К негосударственным органам по трудоустройству можно отнести разного рода агентства по трудоустройству (кадровые агентства, общества занятости, а также негосударственные организации социального обслуживания и ряд других).

Государственная политика занятости как отражение стратегии занятости – это часть социально-экономической политики развития страны, нацеленная на комплексное решение проблем занятости в интересах полного и эффективного использования трудового потенциала. В конечном счете, государственные органы выступают на рынке труда в целях обеспечения социальной политики государства, реализации социально-экономических прав граждан. На сегодняшний день функции Государственной службы занятости значительно расширились по сравнению с функциями ранее действовавшей системы трудоустройства населения. Одним из резервов повышения эффективности работы государственной службы занятости является налаживание оперативного обновления банка вакансий за счет совершенствования механизмов взаимодействия с работодателями. А основная цель государственных органов, осуществляющих регулирование занятости сводится к возможности полного и продуктивного трудоустройства граждан, обратившихся за помощью в трудоустройстве как к государственным органам занятости, так и к частным негосударственным (кадровым агентствам).

Основная обязанность организации по трудоустройству граждан возложена на Федеральную государственную службу занятости населения. Органы трудоустройства, находящиеся в ведении Федеральной государственной службы занятости, призваны выполнять посреднические функции, и они, как правило, не обладают административно-правовыми полномочиями по отношению к работодателю. Однако закон предусмотрел право местных органов государственной власти устанавливать для работодателей определенное количество рабочих мест (квоту) для приема на работу инвалидов, предоставлять дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения (выпускников общеобразовательных учреждений, лиц, освобожденных из мест лишения свободы).

Деятельность органа занятости финансируется из фонда занятости в соответствии с положением о нем. Фонд занятости образуется за счет обязательных страховых взносов работодателей и страховых взносов из заработка работающих, а также ассигнований из бюджета, добровольных взносов и других поступлений. Права службы занятости, ее центров на местах согласно Положению о ней следующие:

- запрашивать у работодателей соответствующую информацию о потребности в рабочей силе, предполагаемом высвобождении работников и о количестве принятых и уволенных, следить за динамикой рынка труда;

- направлять работодателям при наличии у них потребности в рабочей силе граждан для трудоустройства;

- заключать по договоренности от имени работодателей с гражданами договоры о работе в другой местности, выплачивать им компенсации по переезду за счет работодателя;

- направлять безработных по их желанию на оплачиваемые общественные работы;

- разрабатывать и вносить на утверждение местных органов самоуправления квоты приема лиц, нуждающихся в особой социальной защите и так далее.

К обязанности органов занятости согласно Положению, следует относить следующие:

- анализировать, прогнозировать спрос и предложение рабочей силы и информировать о состоянии рынка труда;

- вести учет свободных мест и трудоустраиваемых граждан;

- информировать граждан и работодателей о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой;

- помогать гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых им работников;

- организовывать профессиональную подготовку, переобучение и повышение квалификации граждан в учебных центрах и других учебных заведениях; оказывать гражданам услуги в профессиональной ориентации и трудоустройстве;

- регистрировать безработных и оказывать им помощь, выдавать пособия по безработице и приостанавливать их выплату;

- подготавливать предложения и заключения об использовании рабочей силы в России.

Следует отметить, что все услуги органы занятости оказывают бесплатно.

Следовательно, регулирование вопросов занятости и трудоустройство населения осуществляется за счет ряда нормативно-правовых актов, которые в своей совокупности определяют системы их законодательного регулирования. На основе данных нормативно-правовых актов, осуществляется эффективное осуществление государственной деятельности по регулированию, учету и анализу всех трудовых ресурсов страны с использованием как активной, так и пассивной государственной политики.

Литература

1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст с историко-правовым комментарием. – М.: Норма, 2009. – 128 с.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации: (по состоянию на 1 октября 2009 года). – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. – 191 с.

3. О занятости населения в Российской Федерации Федеральный закон от 31 декабря 2009 года № 199-ФЗ. – Новосибирск: Сиб. унив. из-во, 2008. – 205 с.

4. Центр занятости населения Илекского района: Устав государственного учреждения // Государственная служба занятости.

1. Алексеев С. С. Общая теория права: учебник для вузов / С. С. Алексеев. – М.: Проспект, 2012. – 287 с.

5. Ананьев А. В. Новые процессы в занятости населения в условиях перехода к рыночной экономик" / А.В.Ананьев // Вопросы экономики. – 2013. – № 5. – С. 37 – 39.

6. Базылев Н. И. Экономическая теория: учебник для вузов / Н. И. Базылев. – Мн.: Книжный дом, 2012. – 608 с.

7. Баранник Н. А. Экономическая теория: учебно-методическое пособие для студентов очной формы обучения / Н. А. Баранник. – Оренбург: ОГИМ, 2012. – 136 с.

8. Барр Р. Т. Полит. Экономия / Р. Т. Барр. – М.: Международные отношения, 2013. – 356 с.

9. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: учебник / Е. Ф. Борисов. – 3-е изд., перераб. и. доп. – М.: Юрайф, 2013. – 399 с.

10. Бреев Б. Д. Экономические последствия безработицы: оценка потерь / Б. Д. Бреев. – М: Общество и экономика, 2012. – 145 с.

11. Буланова В. С. Рынок труда: учебник / В. С. Буланова, Н. А. Волгина. – М., 2012. – 123 с.

12. Васильев В. Н. Рынок труда и рынок образовательных услуг в субъектах РФ / В. Н. Васильев. – М.: Проспект, 2012. – 680 с.

13. Викторов И. С. Социально-правовые аспекты проблемы занятости населения / И. С. Викторов, А. Ж. Макашева. – М., 2011. – 78 с.

14. Ведяпин В. И. "Общая экономическая теория" / В. И. Ведяпин. – М., 2012. – 348 с.

15. Власов В. И. Регулирование занятости граждан в Российской Федерации / В. И. Власов, О. М. Крапивин. – М., 2011. – 109 с.

16. Гусов К. Н. Трудовое право России: учебник для вузов / К. Н. Гусов, В. Н. Толкунова. – М., 2012. – 417 с.

17. Дедов Д. И. Правовое регулирование рынка труда: учеб. пособие / Д. И. Дедов. – М., 2012. – 67 с.

18. Димитрова С. А. Правовые проблемы труда и занятости населения / С. А. Димитрова. – М., 2013. – 231 с.

19. Денисова И. А. Эффективность активных программ содействия занятости населения в России: учеб. пособие / И. А. Денисова. – М.: ЦЭФИР, 2011. – 212 с.

20. Долгова А. Б. Полная и эффективная занятость молодежи / А. Б. Долгова, И. Б. Жукова // Человек и труд. – 2010. – 126 с.

21. Душанин Т. Н. Экономика переходного периода: учебник / Т. Н. Душанин. – М.: ИМПЭ, 2012. – 250 с.

22. Капелюшников Р. Б. Нестандартные формы занятости и безработицы в России / Р. Б. Капелюшников. – М.: Препринт, ГУ-ВШЭ, 2013. – 350 с.

23. Колобова С. В. Трудовое право России: учеб. пособие для вузов / С. В. Колобова. – М.: ЗАО Юстициеформ, 2011. – 453 с.

24. Кузнецов Д. Л. Квотирование как основная форма трудоустройства инвалидов в Российской Федерации / Д. Л. Кузнецов // Журнал российского права. – 2013. – № 11. – С. 23 – 34.

25. Лебедев В. М. Трудовое право: учебник для вузов / В. М. Лебедев. –М.: Проспект, 2012. – 215 с.

26. Логвинов С. А. Макроэкономическое стратегическое планирование: учеб. пособие / С. А. Логвинов. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 190 с.

27. Логвинов С. А. Стратегическое планирование: учеб. пособие / С. А. Логвинов. – М.: Финансовая академия, 2013. – 232 с.

28. Макконелл К. Р. Экономикс: учебник / К. Р. Макконелл, С. Л. Брю.– М.: "Туран", 2013. – 165 с.

29. Матыцина Н. Д. Обеспечение занятости населения: учеб. пособие / Н. Д. Матыцина // "Экономист". – 2013. – № 4. – С. 29 – 45.

30. Мацкуляк И. Д. Стратегия занятости: предотвращение безработицы / И. Д. Мацкуляк. – М.: Экономика, 2011. – 346 с.

31. Медведев О. М. Правовое регулирование обеспечения занятости в России /О. М. Медведев. – М.: Экономика, 2013. – 346 с.

32. Миронов В. И. Трудовое право России: учебник для вузов / В. И. Миронов. – М., 2010. – 123 с.

33. Нестандартная занятость в российской экономике / под ред. В. Е. Гимпельсона, Р. И. Капелюшникова. – Высшая школа экономики. – М., 2013. – 260 с.

34. Носова С. С. Основы экономики / С. С. Носова. – М.: Владос, 2012. – 342 с.

38. Парягин Н.А. Концептуально-правовые основы и проблемы занятости инвалидов / Н.А.Парягин // Право и политика. – 2013. – № 5. – С. 45-47.

39. Петров А. Г. Занятость и трудоустройство-комплексный институт российского права и некоторые новации в его регулировании / А. Г. Петров // Вопросы трудового права. – 2013. – № 11. – С. 87 – 89.

40. Пузыревский С. А. Отдельные вопросы правового регулирования занятости населения в Российской Федерации / С. А. Пузыревский // Гражданин и право. 2012. – № 7. – С. 45 – 47.

41. Римашевская Н. М. Социально-экономические и демографические проблемы современной России / Н. М. Римашевская // Вестник РАНЕ. – 2013. – №3. – С. 43 – 56.

42. Рофе А. Ф. О содержании понятий "Трудовые ресурсы" и "Рабочая сила" / А. Ф. Рофе // Человек и труд. – 2013. – № 3. – С. 67 – 69.

43. Руденко Г. Г. Служба занятости и ее функции: учебник / Г. Г. Руденко. – М.: РЭА, 2011. – 231 с.

44. Сальникова Л. В. Трудовое право в вопросах и ответах: практическое пособие / Л. В.Сальников. – М.: Дашков и К, 2012. – 464 с.

45. Сабченко О. В. Некоторые проблемы занятости в рамках социальной функции трудового права / О. В. Сабченко. – М.: Право и государство, Теория и практика, 2013. – 342 с.

46. Скобелкин В. Н. Обеспечение трудовых прав. Нормы и правоотношения / В. Н. Скобелкин. – М., 2012 – 245 с.

47. Смирнов О. В. Трудовое право / О. В. Смирнов. – М., 2011. – 172 с.

48. Социально-экономическое положение и уровень жизни населения России.2009.: Статистический бюллетень / Госкомстат России. – М., 2013. – 415 с.

49. ГОСТ – 2009. Труд и занятость в России: статистический сборник. – М.: 2012. – 34 с.

50. Цыганкова Т. А. Пособие по безработице как одна из основных социальных гарантий / Т. А. Цыганкова // Гражданин и право. – 2013. – № 3. – С. 31 – 32.

51. Четвернина В. Т. Масштабы безработицы в России и способы ее измерения / В. Т. Четвернина // Вопросы экономики. – 2013. – № 11. – С. 15 – 16