Управление прибылью

Управление прибылью.

Статьи по теме
Искать по теме

Прибыль является абсолютным показателем эффективности и экономической целесообразности функционирования организации. В сопоставлении прибыли с затратами или ресурсами выражается относительный показатель, определяющий уровень доходности – рентабельность. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует организация, тем устойчивее его финансовое состояние.

Прибыль как объект управления

В условиях рыночной экономики получение прибыли является непосредственной целью деятельности организации. Прибыль создает гарантии для его существования и развития. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию продукции, которые принимают форму себестоимости продукции, т.е. доходы и расходы организации.

Если выручка превышает сумму себестоимости и расходов на продажу, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли от продаж. Коммерческая организация всегда ставит целью деятельности получение прибыли, но не всегда ее извлекает. Если выручка равна всем расходам, то удается лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции. При затратах, превышающих выручку, организация получает убытки – отрицательный финансовый результат деятельности. Это ставит ее в сложное финансовое положение, не исключающее банкротство.

Помимо основной деятельности, организация так же может заниматься не основной деятельностью. Конечный финансовый результат складывается от результатов основной, т.е. операционной деятельности, а так же прочей -деятельности. Этот показатель называется чистой прибылью и является основной целью деятельности коммерческой организации. Информация о всех видах прибыли и структуре ее формирования отражается в бухгалтерской отчетности [7].

В соответствии с отчетом о финансовых результатах можно выделить следующие виды прибыли:

- валовая прибыль;

- прибыль от продаж;

- прибыль до налогообложения;

- чистая прибыль.

Валовая прибыль определяется как разница между выручкой от продаж и себестоимостью проданных товаров, работ, услуг. Прибыль от продаж рассчитывается с учетом коммерческих и управленческих расходов.

Прибыль до налогообложения представляет собой сумму прибыли от продаж и прибыли от прочих видов деятельности.

Чистая прибыль, т.е. прибыль, которая остается в распоряжении организации, образуется при вычитании налога на прибыль из прибыли до налогообложения и может быть использована на следующие цели:

- развитие деятельности;

- выплату дивидендов и других доходов учредителям и собственникам;

- покрытие убытков прошлых лет;

- увеличение резервного капитала и т.д.

Правила формирования в бухгалтерском учете информации о доходах и расходах коммерческих организаций установлены Положениями по бухгалтерскому учету "Доходы организации" (ПБУ 9/99) и "Расходы организации" (ПБУ 10/99).

Доходы организации группируются по следующим направлениям:

- доходы от обычных видов деятельности;

- прочие доходы.

Доходы от одной и той же деятельности могут признаваться в одних случаях как доходы от обычных видов деятельности, а в других как прочие доходы. Это связано с тем, какой вид деятельности для организации является основным и закреплен в учредительных документах.

Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и возникновение обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества) [9].

Расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются:

- на расходы по обычным видам деятельности;

- прочие расходы.

Как активный и универсальный рычаг государственного влияния, регулирования экономических процессов и общественно-экономических интересов прибыль очень чувствительна к большому количеству внутренних и внешних факторов влияния, а также к бюджетной, налоговой, ценовой, инвестиционной и кредитной политике органов законодательной и исполнительной власти.

Существенное значение имеют внутренние факторы, которые непосредственно зависят от организации функционирования предпринимательских структур, форм собственности и отраслевой принадлежности. Позитивное взаимодействие одних факторов может быть нейтрализовано влиянием других. Прибыль является источником финансовых ресурсов на микро – и макроуровнях и потому отображает противоречия между государственными интересами, которые направлены на успешное решение фискально-распределительных вопросов, и развитием производственной сферы, прежде всего непосредственных субъектов хозяйствования и конкретных граждан.

Роль прибыли как показателя, наиболее полно отражающего эффективность производства, объём и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости, оказывающего стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчёта, интенсификацию производства при любой форме собственности, достаточно многогранна и ее трудно переоценить.

Во-первых, прибыль организации является главной целью предпринимательской деятельности.

Во-вторых, прибыль организации создаёт базу экономического развития государства в целом.

В-третьих, прибыль организации является критерием эффективности конкретной производственной (операционной) деятельности.

В-четвертых, прибыль является основным внутренним источником формирования финансовых ресурсов организации, обеспечивающих его развитие.

В-пятых, прибыль является главным источником возрастания рыночной стоимости организации [10].

Ко всему вышесказанному о роли прибыли можно добавить, что она является важнейшим источником удовлетворения социальных потребностей общества.

Итак, прибыль как стоимостная категория испытывает воздействие различных факторов, носящих регулярный и случайный характер. Устранение негативного влияния этих факторов осуществляется с помощью управления. Сохранение при этом прибылью своей качественной определимости свидетельствует о том, что её можно рассматривать как управляемый объект, который может подвергаться планированию и прогнозированию, учёту и анализу, регулированию и контролю [20].

Рассмотрение свойств и особенностей прибыли с позиций общей теории управления позволяет определить её как сложный и динамичный объект управления, обладающий следующими основными свойствами: целостностью и целевой направленностью, сложностью, динамичностью и непрерывностью развития, способностью взаимодействовать с другими экономическими категориями и системами, гибкостью и некоторой неопределённостью поведения в перспективе.

Методика анализа прибыли

Основной целью анализа прибыли является расчет малого числа наиболее информативных показателей, способных дать объективные и достоверные данные о финансовом состоянии компании, ее финансовых результатах, движение в структуре активов и пассивов, а также расчетов с кредиторами и дебиторами.

Анализ прибыли позволяет дать оценку выполнения производственной программы, рассчитать показатели эффективности работы организации, ее рентабельности, окупаемости затрат [17].

Рассмотрим анализ прибыли, основанный на методике Ковалева В.В.

Целью проведения анализа прибыли является принятие и использование управленческого решения для максимизации прибыли.

Основными задачами анализа прибыли являются:

- оценка динамики и структуры показателей прибыли за анализируемый период;

- анализ структуры себестоимости по элементам затрат;

- анализ прочих результатов;

- анализ показателей рентабельности;

- факторный анализ показателей прибыли.

Источниками данных для проведения анализа прибыли организации выступают: данные аналитического бухгалтерского учета по счетам результатов; Бухгалтерский баланс; Отчет о финансовых результатах; Отчет об изменениях капитала; Отчет о движении денежных средств; Приложение к бухгалтерскому балансу; соответствующие таблицы организации.

В процессе экономического анализа применяется ряд методов анализа прибыли. Горизонтальный анализ базируется на изучении динамики отдельных ее показателей во времени. Данный вид анализа предусматривает расчет темпов роста (прироста) отдельных видов прибыли.

Выделяют следующие виды горизонтального анализа:

- сравнение показателей прибыли отчетного периода с предшествующего периода (месяца, квартала, года);

- сравнение показателей прибыли отчетного периода с показателями аналогичного периода прошлого года (этот тот анализа характерен для предприятий с сезонным характером производства);

- сравнение показателей прибыли за ряд предшествующих периодов.

Вертикальный анализ прибыли основывается на структурном разложении показателей формирования, распределения и использования прибыли. Рассчитываются удельные веса отдельных структурных составляющих прибыли.

Выделяются основные виды вертикального анализа:

- структурный анализ прибыли (доходов, затрат), сформированной по отдельным сферам деятельности либо видам продукции;

- структурный анализ отдельных видов налоговых платежей в общей их сумме, уплачиваемой предприятием;

- структурный анализ активов, капитал;

- структурный анализ распределения или использования полученной прибыли.

Факторный анализ – методика исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер. Факторы – это причины, воздействующие на данный показатель или на ряд показателей. Факторы в экономическом анализе могут классифицироваться по различным признакам:

- по свойствам отражаемых явлений факторы подразделяются на количественные и качественные;

- по иерархии факторы делятся на факторы первого, второго, третьего уровня и т.д.;

- по местам возникновения факторы можно подразделить на внутренние и внешние и, соответственно, на контролируемые и неконтролируемые;

- по характеру действия факторы делятся на интенсивные и экстенсивные [23].

При оценке динамики и структуры показателей прибыли особое внимание уделяется динамике изменений, изучаются причины, по которым произошли отклонения в ключевых показателях (прибыли от продаж, прибыли до налогообложения и чистой прибыли предприятия). В процессе исследования структуры финансовых результатов за базу (100%) чаще всего берется значение показателя прибыли до налогообложения. Однако единого подхода в данном моменте нет, поэтому в зависимости от потребностей организации за 100% могут приниматься также показатели прибыли от продаж или чистой прибыли.

Далее анализируется структура себестоимости. Изучение себестоимости продукции позволяет дать более объективную оценку уровню показателей прибыли и рентабельности, является базой формирования цен. Показатели себестоимости являются наиболее оперативными индикаторами любых изменений в хозяйственной деятельности организации. В стратегическом плане анализ себестоимости продукции направлен на выявление возможностей повышения эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов в процессе производства и сбыта продукции.

Затем проводится анализ результатов организации от прочих видов деятельности, это прежде всего, доходы и расходы от инвестиционной и финансовой деятельности (прочие операционные), а также прочие доходы и расходы.

К результатам от инвестиционной деятельности относятся доходы и расходы, образующиеся в связи с приобретением (продажей) основных средств и иного имущества, отличного от денежных средств, получением (выплатой) дивидендов и процентов по долгосрочным финансовым вложениям, поступлением ценных бумаг, оплатой долевого участия в строительстве и прочим капитальным вложениям.

К результатам от финансовой деятельности относятся доходы и расходы, образующиеся в связи с выпуском (покупкой) краткосрочных ценных бумаг, поступлениями от продажи ранее приобретенных ценных бумаг, получением (возвратом) кредитов и займов и т.д.

Прочие доходы и расходы – это прибыль (убытки) прошлых лет, выявленные в отчетном году; разницы по операциям в иностранной валюте; полученные и выплаченные пени, штрафы, неустойки; убытки от списания безнадежной дебиторской задолженности, по которой истекли сроки исковой давности; прибыли от списания кредиторской задолженности, по которой истекли сроки исковой давности; убытки от недостачи и уценки имущества и пр.

Прибыль от продажи продукции в целом по предприятию зависит от таких факторов, как физический объем продаж, себестоимость продукции, цены на продукцию, управленческие расходы, коммерческие расходы [26].

Для определения влияния определенных факторов на величину прибыли от продаж необходимо рассчитать вспомогательные коэффициенты.

Факторы, влияющие на прибыль от продаж представлены в таблице 1:

Таблица 1 – Влияние отдельных факторов на прибыль от продаж

Управление прибылью

Анализ коэффициентов основан на расчете соотношения различных абсолютных показателей между собой. В частности, можно выделить анализ коэффициентов рентабельности (доходности). Основной целью расчета и использования этой системы коэффициентов является определение эффективности формирования прибыли предприятия.

Рентабельность – способность организации получить достаточно прибыли, чтобы сохранить вложенный капитал и привлечь новый. Коэффициенты рентабельности могут определяться как в десятичном выражении, так и в процентах. В общем виде показатель экономической эффективности выражается отношением показателя прибыли к показателям затрат.

Анализ коэффициентов основан на расчете соотношения различных абсолютных показателей между собой. В частности, можно выделить анализ коэффициентов рентабельности (доходности). Основной целью расчета и использования этой системы коэффициентов является определение эффективности формирования прибыли предприятия.

Резервы увеличения прибыли

Рост и развитие фирмы тесно связаны с выработкой и реализацией стратегии и тактики управления процессом формирования, увеличения и распределения прибыли,

Росту прибыли содействует манипулирование тремя переменными, определяющими его рентабельность:

1) ускорением товарооборачиваемости;

2) уменьшением массы издержек;

3) увеличением нормы прибыли путем повышения цен.

Это самые основные переменные. Вместе с тем фирмы, успешно функционирующие на рынке, считают, что долгосрочная прибыльность компаний (фирм) зависит от значительно большего числа факторов (более 30), характеризующих состояние конкурентной ситуации, ситуации на рынке производителя, рыночной ситуации. И поэтому важно в процессе разработки стратегического плана управления прибылью не упустить из виду и ряд других важных факторов (капиталоемкость, относительное качество продукции (торговых услуг), относительную долю компании на рынке, производительность труда).

Если целью является обеспечение потребности в накоплениях на производственное развитие, тогда важнейшими факторами выступают структура реализации товаров и услуг, уровень торговых надбавок, цены реализации, объем, структура и эффективность использования ресурсного потенциала, размер прибыли. Если цель – обеспечение устойчивого положения фирмы, то она достигается на основе обеспечения устойчивых отношений с поставщиками, банками и другими контрагентами (количество проданных товаров, цена единицы) и достаточного размера прибыли.

Если целью является удовлетворение интересов собственника имущества, важнейшими факторами, обеспечивающими се достижение, становятся объем собственных и привлеченных оборотных средств и эффективность их использования, размер прибыли.

Все вышеназванные цели и факторы сами находятся в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности.

В экономической реальности прибыль в большинстве случаев одновременно является полученной, заработанной и допускаемой [23].

Важно, чтобы все мероприятия, проводимые предприятием по росту прибыли (при использовании всех возможностей), способствовали достижению важнейших целей развития фирмы.

В практике работы коммерческого предприятия имеются большие резервы роста прибыли. Они носят характер традиционных (рост товарооборота, снижение издержек обращения и т. п.). В современных же условиях надо использовать для наращивания прибыли не только традиционные пути, но и новые, открытые в ходе рыночных преобразований, приватизации. Среди них основными являются:

- формирование коммерческого ассортимента с учетом прибыльности товаров;

- новая философия взаимоотношений с контрагентами;

- использование возможностей рисковой деятельности;

- инновационная политика;

- оптимальные масштабы;

- использование возможностей меняющейся конъюнктуры рынка;

- акционирование;

- выгодное размещение денежных ресурсов и др.

Коммерческие предприятия ежегодно сталкиваются с необходимостью выбирать товары для реализации из большого количества наименований. При этом чем более разнообразным будет ассортимент, тем полнее будет удовлетворен спрос населения, т. е. покупатель заинтересован в возможности широкого выбора товаров или услуг. И в то же время необходимо обеспечить выгодность каждой коммерческой сделки. Это означает, что целесообразно обеспечить взвешенный подход при выборе поставщиков, определении оптимальной партии и цены закупки товаров, установлении обоснованной торговой надбавки, расходовании средств на осуществление коммерческой деятельности. Размер чистой прибыли, которую должно получить коммерческое предприятие при осуществлении коммерческой сделки, можно определить по формуле:

ЧП = [(Цр – Цз) x К х (100 – НДС) – ИОК х ( 100 – Сп)]/100, (9)

где ЧП – чистая прибыль;

Цр – цена реализации;

Цз – цена закупки;

К – количество закупленного товара;

НДС – налог на добавленную стоимость;

ИОК – затраты, связанные с осуществлением коммерческой работы;

Cп – средний уровень налогов и обязательных платежей в процентах к балансовой прибыли.

Размеры прибыли предприятия находятся в тесной зависимости от доли прибыли в цене единицы продукции и скорости обращения товаров. Увеличению прибыли предприятия способствует рост продажи товаров, обусловленный ростом числа новых покупателей, объемов покупок постоянными клиентами, снижением цен и стоимости самого процесса реализации. В свою очередь такая возможность прироста товарооборота зависит от уровня организации торговли, степени внедрения маркетинга, эффективности управленческих решений.

На решение об увеличении покупок постоянными клиентами влияют: демонстрация продукции, уровень реализации идей (связанных с удобствами для покупателя, полнотой ассортимента и т. п.), наличие в продаже товаров, пользующихся спросом населения, сопутствующих изделий, реклама принудительного ассортимента, уровень цен.

Увеличение объемов реализуемой продукции в результате снижения цен и стоимости торговых услуг возможно при реальном снижении стоимости предназначенной к реализации продукции, ускорении оборачиваемости товарных запасов, повышении управляемости запасами и закупками, ликвидации неходовых товаров, широком внедрении самообслуживания, повышении эффективности использования торговых площадей [29].

Формируя стратегию по достижению определенных размеров прибыли, необходимо рассматривать ее не как пассивно полученные доходы, а как результат завоевания. Как уже отмечалось, прибыль, заработанная благодаря инициативе, является результатом инноваций, отсутствия страха перед риском, рационального использования средств, дальновидной политики в отношении задолженности.

Зарубежные специалисты (И. Шумпетер, Андре Бабо и др.) выделяют четыре типа инноваций, порождающих прибыль. Применительно к коммерческому предприятию такими типами будут:

1) реализация новых товаров, товаров с более высокими качественными характеристиками по сравнению с ранее и ныне продававшимися изделиями;

2) освоение нового рынка;

3) внедрение новых методов продаж, оказание дополнительных услуг, освоение новых источников поставки товаров;

4) организационно-управленческие новшества.

При принятии решения об инвестициях необходимо определить возможную прибыль, т. е. ожидаемую прибыль, которая служит измерителем целесообразности такого шага.

Результатом инвестиционных проектов может выступать краткосрочная и долгосрочная ожидаемая прибыль.

Большое влияние на прибыль оказывает размер задолженностей. Это обусловлено различиями между процентной ставкой по банковским кредитам и нормой прибыли на вложенный капитал. Однако, прибегая к задолженностям в целях использования эффекта рычага для роста прибыли, необходимо помнить о том, что при низком уровне рентабельности заем по высоким ставкам становится опасным: задолженность в этом случае может привести к значительному сокращению прибыли, а иногда и к банкротству.

Выгодность того или иного вида деятельности определяется фондовооруженностью предприятия, уровнем издержек, динамикой спроса, структурой рынка.

Коммерческие предприятия могут расширить свое дело, открывая новые торговые точки или объединения под единое начало уже функционирующие (на любых условиях – покупка, приватизация, добровольное объединение), но расширение дела еще не означает увеличения объемов прибыли. Для обеспечения роста прибыли следует осуществлять мероприятия, при выполнении которых выполняется правило "прибыль должна быть обеспечена при любых затратах".

В случае, когда происходит слияние капиталов, обусловленное потребностями или желанием расширить область приложения капитала, получить доступ к новым технологиям, сократить сроки поиска новых рынков сбыта продукции, привлечь в фирму опытных управленческих работников, возникает проблема выбора допустимости влияния фирмы-инвестора на другую при инвестировании в акционерный капитал.

Как свидетельствует зарубежный опыт, большинство компаний на выплату дивидендов используют относительно постоянную сумму прибыли. Увеличение суммы прибыли, выделяемой на оплату дивидендов, возможно только в случае полной уверенности в реальности значительного улучшения финансового положения компании и роста прибыли.

Вместе с тем нежелательным является и уменьшение этой доли при краткосрочном снижении прибыли, что обусловлено заботой о сохранении имиджа компании (фирмы) и опасностью оттока акционеров, что опять же чревато падением цены акции.

Политика в области дивидендов строится с учетом следующих важнейших факторов:

1) правовых ограничений;

2) налоговых ограничений;

3) договорных обязательств;

4) ликвидных активов (дивиденды всегда выплачиваются из наличных средств, а их иногда может не хватить на выплату обещанного процента на акции);

5) кредитной политики, что в целом влияет на размер прибыли, остающейся в распоряжении организации;

6) перспективами развития организации, его стратегией и тактикой;

7) уровня инфляции [29].

Понятие, оценка и управление рентабельностью

Комплексным, интегральным показателем экономической эффективности производственно- хозяйственной деятельности предприятия выступает рентабельность.

Общая рентабельность – один из важнейших качественных показателей экономической эффективности деятельности. В нем обобщается деятельность предприятия, выражающаяся в соотношении используемых ресурсов производства (средств производства) и полученного эффекта. В этом смысле рентабельность представляет модификацию коэффициента экономической эффективности.

Различают, прежде всего, общую (совокупную) и расчетную рентабельность. Общая рентабельность определяется как отношение балансовой (валовой) прибыли к стоимости ресурсов (основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств), расчетная рентабельность – как отношение чистой (расчетной) прибыли к сумме основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств. Кроме того, при планировании, оценке и анализе эффективности деятельности рассчитывается рентабельность текущих затрат, рентабельность используемых (накопленных) производственных ресурсов, рентабельность капитальных вложений (инвестиций).

К основным показателям рентабельности относят рентабельность продаж и рентабельность затрат (основной деятельности).

Рентабельность продаж (Rпр) – процентное отношение суммы прибыли от продаж к выручке от продажи продукции (товаров). Этот показатель характеризует долю прибыли в рыночной цене. Чем он выше, тем лучше результат от основной деятельности организации. На рентабельность продаж влияют объем продажи продукции и себестоимость продукции.

Рентабельность затрат (Rs) – это отношение суммы прибыли от продаж к величине затрат в процентах, т.е. характеризует величину прибыли на 1 руб. затрат.

Сумма двух факторов показывает общее изменение уровня рентабельности затрат по сравнению с прошлым периодом.

Используя данные бухгалтерского баланса можно рассчитать показатели рентабельности (таблица 2).

В процессе анализа следует изучить состав, динамику и выполнение плана, определить факторы, повлиявшие на изменение сумм полученных убытков и прибыли в каждом конкретном случае.

В ходе факторного анализа прибыли от продаж рассчитывается размеры влияний на прибыль под воздействием следующих факторов:

- изменение объем реализации;

- изменение структуры ассортимента реализованной продукции;

- изменение себестоимости;

- изменение цен реализованной продукции [32].

Результаты анализа используются для принятия управленческих решений, направленных на эффективное использование ресурсов, выбор наилучшего варианта инвестиций, обеспечение перспективы развития предприятия и т.д.

Таблица 2 – Расчет показателей рентабельности

Управление прибылью

Рентабельность (доходность, окупаемость) показывает, насколько эффективно функционирует организация, сколько прибыли она получает с каждого рубля затрат. Потому с возрастанием показателей рентабельности отчетность экономического субъекта становится более привлекательной для пользователей бухгалтерской отчетности.

Литература

1. Беспалов М.В. Бухгалтерская (финансовая) отчётность коммерческих предприятий: учеб. пособие / М.В. Беспалов, И.Т. Абдукаримов. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 192 с.

2. Борисов А.Б. Большой экономический словарь / А.Б. Борисов. − М.: Книжный мир, 2010. − 860 с.

3. Большаков А.С. Антикризисное управление на предприятии / А.С. Большаков. − СПб.: СПбГУП, 2010. − 488 с.

4. Бусов В. И. Оценка стоимости предприятия (бизнеса): / В. И. Бусов, О. А. Землянский, А. П. Поляков. – М.: Издательство "Юрайт", 2014.

5. Бухгалтерская (финансовая) отчётность: учеб. пособие / Н.Н. Бондина [и др.]. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 256 с.

6. Бухгалтерская (финансовая) отчётность: учеб. пособие / Н.В. Генералова [и др.]. – М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 512 с.

7. Бухгалтерская (финансовая) отчётность: учеб. пособие / Ю.И. Сигидов [и др.]. – М.: НИЦ Инфра-М, 2013. – 366 с.

8. Вахрушина М.А. Анализ финансовой отчётности: учебник / М.А. Вахрушина. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 431 с.

9. Валдайцев С. В. Оценка бизнеса: учеб. пособие / С.В. Валдайцев. – М.: ТК Вэлби, Проспект, 2014. – 355 с.

10. Валдайцев С. В. Управление инновационным бизнесом: учеб. пособие для вузов / С.В. Валдайцев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 343 с.

11. Горемыкин В. А. Планирование на предприятии: учебник / В.А. Горемыкин, И.Р. Бугулов, А.Ю. Богомолов. – М.: Информационно-издательский дом "Филинъ", 2014. – 987 с.

12. Губин В.Е. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учебник / В.Е. Губин, О.В. Губина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 336 с.

13. Домбровская Е.Н. Бухгалтерская (финансовая) отчётность: учеб. пособие / Е.Н. Домбровская. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 279 с.

14. Зенкина И.В. Теория экономического анализа: учебник / И.В. Зенкина. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 208 с.

15. Зонова А.В. Бухгалтерский учёт и анализ: учеб. пособие / А.В. Зонова, Л.А. Адамайтис. – М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 576 с.

16. Камысовская С.В. Бухгалтерская финансовая отчётность: формирование и анализ показателей: учеб. пособие / С.В. Камысовская, Т.В. Захарова. – М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2014. 432 с.

17. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности / О.И. Аверина [и др.]. − М.: КНОРУС, 2012.− 432 с.

18. Крылова Г. Д. Маркетинг. Теория и ситуации: учеб. пособие для вузов / Г.Д. Крылова, М.И. Соколова. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2013. -519 с.

19. Предпринимательство: учебник / М. Т. Лапуста [и др.]. – М.: "ИНФРА-М", 2013. – 586 с.

20. Лукасевич И. Я. Финансовый менеджмент: учебник для МВА / И. Я. Лукасевич. – М.: ЭКСМО, 2014. – 768 с.

21. Мазурина Т.Ю. Финансы организаций (предприятий): учебник / Т.Ю. Мазурина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 462 с.

22. Пласкова, Н.С. Экономический анализ / Н.С. Пласкова. − М.: Эксмо, 2009. − 704 с.

23. Погорелова М.Я. Экономический анализ: теория и практика: учеб. пособие / М.Я. Погорелова. – М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 290 с.

24. Раицкая К. А. Экономика предприятия: учебник. – М.: Дашков и Ко, 2014. – 408 с.

25. Сайдуллаев Ф. С. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в 2014 году (малые предприятия, включая микропредприятия) / Ф.С. Сайдуллаев. – М.: АНО "НИСИПП", 2015. – 34 с.

26. Савицкая Г.В. Экономический анализ: учебник / Г.В. Савицкая. – 14-е изд., перераб. и доп. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 649 с.

27. Теория антикризисного управления предприятием / под ред. М.А.Федотова [и др.]. − М: КНОРУС, 2009.− 160 с.

28. Толпегина О.А. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности / О.А. Толпегина, Н.А. Толпегина.– М.: Юрайт, 2013. – 672 с.

29. Финансовый менеджмент: теория и практика учебник / Е.С. Стоянова [и др.]. – М.: "Перспектива", 2014. – 656 с.

30. Хомич А. Составление промежуточной бухгалтерской отчетности для целей соблюдения требований налогового законодательства / А. Хомич // Финансовые и бухгалтерские консультации. – 2014. – №12. – С. 12 – 15.

31. Шеремет А.Д. Бухгалтерский учёт и анализ: учебник /А.Д. Шеремет, Е.В. Старовойтова. – М.: НИЦ Инфра-М, 2012. – 618 с.

32. Шеремет А.Д. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций: метод. пособие / А.Д. Шеремет, Е.В. Негашев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: НИЦ Инфра-М, 2013. – 208 с.

33. Юрина Е. Подход к рассмотрению диагностики деятельности предприятия как системы взаимосвязанных элементов анализа /Е. Юрина // Управление экономическими системами: Отраслевая экономика. – 2011. – № 12. – С.16 – 22.

34. Яковлева И.Н. Справочник по финансовой стратегии и тактике / И.Н. Яковлева. – М.: Профессиональное издательство, 2009.− 336 с.