Управление прибылью предприятия в практике современной России

Управление прибылью предприятия в практике современной России.

Статьи по теме
Искать по теме

Понятие прибыли и порядок ее формирования

В мировой практике признается в качестве главенствующей концепция поддержания благосостояния, согласно которой бухгалтерская прибыль есть прирост в течение отчетного периода собственного капитала (средств, вложенных собственниками) и является результатом улучшения благосостояния фирмы. Данную концепцию иногда также называют концепцией прибыли, основанной на изменениях в активах и пассивах. Выручка от продаж или иные доходы могут быть признаны только вследствие увеличения какого-либо актива или уменьшения какого-либо обязательства, и, соответственно, расход не может быть признан, если он не вызван уменьшением актива или увеличением обязательства. Другими словами, прибыль представляет собой увеличение экономических ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия, а убыток – их уменьшение.

В соответствии со второй концепцией прибыль есть разница между доходами и расходами предприятия и мерило эффективности деятельности предприятия и его руководства. Прибыль является результатом корректного разнесения доходов и расходов по соответствующим отчетным периодам, подразумевающее соотнесение в данном отчетном периоде "усилий" (т. е. расходов) и соответствующих им "достижений" (т.е. доходов). Доходы и расходы, относящиеся к будущим периодам, будут признаны в качестве актива или пассива вне зависимости от того, представляет собой такой актив или пассив реальный будущий приток или отток экономических ресурсов. На таком подходе основана концепция двойной записи в бухгалтерском учете, посредством которой выявляется двойной финансовый результат: как наращение собственного капитала (статистическая модель баланса) и как разница между доходами и расходами (финансовая модель баланса).

Показатель бухгалтерской прибыли не лишен недостатков. В качестве основных можно выделить следующие:

- в силу допущения бухгалтерскими стандартами разных стран (а иногда в рамках одной страны для разных предприятий) возможности использования различных подходов при определении тех или иных доходов и расходов показатели прибыли, рассчитанные разными предприятиями, могут быть несопоставимы;

- изменение общего уровня цен (инфляционная составляющая) ограничивает сопоставимость данных по прибыли, рассчитанной за разные отчетные периоды.

- величина прибыли, отражаемая в бухгалтерской отчетности, не позволяет оценить, был ли приумножен или растрачен капитал предприятия за отчетный период, так как в бухгалтерской отчетности непосредственно не признается фактор альтернативной стоимости капитала.

С экономической точки зрения капитал предприятия приумножается, когда выгоды, полученные предприятием от использования долгосрочных ресурсов, превышают экономические затраты на их привлечение (будь то заемных или средств акционеров). Верно и обратное: в случае если полученные экономические выгоды меньше расчетной величины "стоимости капитала", предприятие фактически растрачивает капитал. Это положение активно используется при принятии инвестиционных решений, в том числе и решений о приобретении акций конкретного предприятия. Стремление к оценке эффективности использования капитала привело к активному использованию в зарубежной практике показателя экономической прибыли.

Под экономической прибылью понимается прирост экономической стоимости предприятия. При этом понятие "экономическая прибыль" в последние годы в западной практике в условиях развития рынка ценных бумаг значительно трансформировалось по сравнению с первой половиной XX столетия.

Экономическая прибыль определяется как разность между рентабельностью вложенного капитала и средневзвешенной стоимостью капитала, позволяя сравнить рентабельность вложенного капитала с минимально необходимой для оправдания ожиданий инвесторов доходностью. Экономическую прибыль можно также определить как разницу между чистой операционной прибылью после налогообложения и величиной вложенного капитала, помноженной на средневзвешенную стоимость капитала. От показателя бухгалтерской прибыли экономическая прибыль отличается тем, что при ее расчете учитывается стоимость использования всех долгосрочных и иных процентных обязательств (источников), а не только расходов по уплате процентов по заемным средствам, учитываемых при расчете бухгалтерской прибыли. Иными словами, бухгалтерская прибыль превышает экономическую на величину неявных затрат или затрат отвергнутых возможностей (рис.1.).

Управление прибылью предприятия в практике современной России

Рис. 1. Экономический и бухгалтерский подходы к определению прибыли

Именно экономическая прибыль служит критерием эффективности использования ресурсов предприятия. Положительное ее значение означает, что компания заработала больше, чем требуется для покрытия стоимости используемых ресурсов, следовательно, была создана дополнительная стоимость для тех, кто предоставил ей свой капитал.

Если складывается обратная ситуация, то это свидетельствует о неспособности предприятия покрыть стоимость использования привлеченных ресурсов или, иными словами, что оно проедает предоставленный ему капитал.

Существование понятий "бухгалтерская" и "экономическая" прибыль не означает возможности прямого сопоставления их значений. У каждого показателя может быть своя сфера применения. Более корректной видится их характеристика как взаимодополняющих показателей. Использование показателя экономической прибыли может как подтвердить, так и опровергнуть выводы, сделанные на основе показателя бухгалтерской прибыли и стать причиной дальнейшей аналитической работы. С точки зрения оценки эффекта, показатель экономической прибыли дает более полное по сравнению с показателем бухгалтерской прибыли представление об использовании предприятием имеющихся активов в силу того, что сравнивает финансовый результат, полученный конкретным предприятием, с результатом, который обеспечит ему реальное, а не только номинальное сохранение вложенных средств. В связи с этим показатель экономической прибыли видится более емким и полезным при принятии решения инвестором о своих действиях в отношении ценных бумаг предприятия.

Экономическое содержание прибыли проявляется в ее функциях:

Стимулирующая функция. Прибыль в рыночной экономике – это движущая сила и источник обновления производственных фондов и выпускаемой продукции; за ней закрепляется статус цели, что предопределяет экономическое поведение хозяйствующих субъектов, благополучие которых зависит как от величины прибыли, так и от принятого в национальной экономике алгоритма ее распределения, включая налогообложение; в условиях рыночных отношений собственники и менеджеры, ориентируясь на размер прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, принимают решения по поводу дивидендной и инвестиционной политики, проводимых предприятием с учетом перспектив его развития.

Показатель эффективности деятельности предприятия. В рыночной экономике вложение капитала в предприятие сопровождается определенной оценкой эффективности его функционирования. В противном случае вообще пропадает стимул этого экономического действия. Во все времена прибыль являлась признаком эффективного управления находившимися в распоряжении компании людскими, материальными, финансовыми и другими ресурсами. В конечном счете финансовые результаты деятельности предприятий являются основой валового внутреннего продукта государства и отражают эффективность функционирования экономики страны.

Источник формирования доходов бюджетов. Прибыль поступает в бюджеты в виде налогов, а также экономических санкций и используется на различные цели, определенные расходной частью бюджета и утвержденные в законодательном порядке.

Факторы, влияющие на объем прибыли и характер ее формирования, можно подразделить на внешние и внутренние. К внешним факторам относятся: цены на производственные ресурсы, конъюнктура товарного и фондового рынков, система налогообложения предприятия, сложившаяся практика кредитования поставщиков и покупателей продукции, транспортные условия; социально-экономические условия; уровень развития внешнеэкономических связей и др. К внутренним относят, во-первых, объем продаж, себестоимость продукции, структура продукции и затрат, цена продукции предприятия, жизненный цикл, продолжительность операционного цикла, сезонность производства и реализации продукции, система принятой учетной политики, амортизационная политика предприятия, неотложность инвестиционных программ, финансовый менталитет владельцев и менеджеров предприятия. Во-вторых, выделяют факторы, связанные с нарушением хозяйственной дисциплины (ценовые нарушения, нарушения условий труда и требований к качеству продукции, ведущие к штрафам и экономическим санкциям, и др.).

Внешняя группа факторов играет в современных российских условиях первостепенную роль. Более того, эти факторы в основном определяют сферу функционирования предприятия, решение о расширении или сворачивании деятельности. Резервы увеличения прибыли определяются по каждому виду товарной продукции. Основными источниками увеличения прибыли по обычным видам деятельности являются увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта

Исчисление оптимального размера прибыли становится важнейшим элементом планирования предпринимательской деятельности на современном этапе хозяйствования. От того, насколько достоверно определена плановая прибыль, зависит успешность финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Обобщающим показателем анализа и оценки эффекта деятельности предприятия на определенных стадиях его формирования является финансовый результат, который находит свое отражение в различных формах финансовой (бухгалтерской) отчетности. Главные из них: Отчет о прибылях и убытках, бухгалтерский баланс, налоговая декларация по налогу на прибыль, а также отчетности малых предприятий.

Раскрытие информации о финансовых результатах в бухгалтерской отчетности

Прибыль формируется в процессе хозяйственной деятельности организации, что находит отражение в бухгалтерском учете и отчетности.

В плане счетов, действующем с 2000 г., открывается сопоставляющий синтетический счет 99 "Прибыли и убытки", предназначенный для выявления конечного финансового результата деятельности любого предприятия.

Счет прибылей и убытков связан с другими синтетическими счетами бухгалтерского учета, которые отражают движение доходов и расходов предприятия. Так, на счет 90 "Продажи" формируется финансовый результат от экономической деятельности, который отражается в отчетности формы № 2 "Отчет о прибылях и убытках" в двух показателях: валовая прибыль и прибыль от продаж.

В процессе формирования финансовых результатов рассчитывают валовую прибыль (Пв); прибыль (убыток) от продаж (Ппр); прибыль (убыток) до налогообложения (Пдн); чистую прибыль (убыток) отчетного периода (Пч). Если валовая прибыль рассчитывается как разность между выручкой от продаж и себестоимостью реализованной продукции, то прибыль от продаж формируется как разность между выручкой от продаж и полной себестоимостью реализованной продукции, включающей в себя себестоимость реализованной продукции, коммерческие и управленческие расходы. Валовая прибыль определяется по формуле:

Пв = Впр – С,                                              (1.1)

где:

Впр – выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей);

С – себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг.

На предприятиях торговли валовая прибыль характеризует сумму торговой надбавки, приходящейся на проданные товары, т. е. представляет собой разность между продажной и покупной стоимостью проданных товаров.

Прибыль (убыток) от продаж рассчитывается по следующей формуле:

Ппр = Впр – С – Рк – Рупр,                                  (1.2)

где:

Рк – коммерческие расходы;

Рупр – управленческие расходы.

Действующая форма № 2 "Отчет о прибылях и убытках" и данные счетов 90 "Продажи" и 91 "Прочие доходы и расходы" позволяют рассчитать прибыль (убыток) от обычной деятельности как в целом за год, так и в поквартальном разрезе. Финансовый результат от всех видов обычной деятельности выражается показателем "Прибыль (убыток) до налогообложения", рассчитываемым по формуле:

Пдн = Ппр + ПРП – ПРУ + ДУ + ПД – ПР,                (1.3)

где:

ПРП, ПРУ – проценты к получению, проценты к уплате;

ДУ – доходы от участия в других организациях;

ПД, ПР – прочие доходы и расходы.

Конечным финансовым результатом деятельности предприятия является чистая прибыль (убыток) отчетного периода, которая формируется на счете 99 "Прибыли и убытки" и рассчитывается по формуле:

Пч = Пн + НА – НО – Нп,                              (1.4)

где:

НА – отложенные налоговые активы;

НО – отложенные налоговые обязательства;

Нп – текущий налог на прибыль.

Взаимосвязь экономических показателей при формировании прибыли, согласно форме № 2 "Отчет о прибылях и убытках".

Взаимосвязь экономических показателей

Группировка экономических показателей в отчетности организации

Группировка экономических показателей исходя из правил признания в бухгалтерском учете

Производные экономические показатели (определяемые как арифметическая сумма или разность основных)

доходы и расходы, связанные с обычными видами деятельности

прочие доходы (расходы)

налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи

выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг

+

себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

+

валовая прибыль

+

коммерческие расходы

+

управленческие расходы

+

прибыль/убыток от продаж

+

проценты к получению

+

проценты к уплате

+

доходы от участия в других организациях

+

прочие доходы

+

прочие расходы

+

прибыль/убыток до налогообложения

+

налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи

+

Чистая прибыль является основным показателем для объявления дивидендов акционерам, а также источником средств, направляемых на увеличение уставного и резервного капитала, капитализации прибыли предприятия. Заключительными записями декабря отчетного года чистая прибыль переносится на счет 84 "Нераспределенная прибыль", которая по существу должна быть равна нераспределенной прибыли, если предприятие в течение года не использовало в исключительных случаях чистую прибыль на покрытие текущих расходов по внутрихозяйственным программам.

При анализе финансовых результатов деятельности предприятия по форме 2 бухгалтерской отчетности исследуются: абсолютная величина прибыли (если она положительная, предприятие работает прибыльно, если отрицательна – убыточно); динамика показателей прибыли предприятия за текущий анализируемый период, которая свидетельствует об ухудшении или улучшении финансового состояния предприятия; структура прибыли; влияние отдельных факторов на динамику прибыли. Анализ валовой прибыли начинают с исследования ее динамики, как по общей сумме, так и в размере ее составляющих элементов – горизонтальном анализе. Затем проводят вертикальный анализ, который выявляет структурные изменения в составе валовой прибыли

Конечный финансовый результат деятельности предприятия любой организационно-правовой формы хозяйствования выражается так называемой бухгалтерской прибылью (убытком), выявленной за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех ее хозяйственных операций и оценки статей бухгалтерского баланса по правилам, принятым в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденным приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. № 34 н.

Согласно данному Положению, конечный финансовый результат отчетного периода отражается в бухгалтерском балансе (форма 1) как нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), т.е. конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период, за минусом причитающихся за счет прибыли установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации налогов и иных аналогичных обязательных платежей, включая санкции за несоблюдение правил налогообложения.

В бухгалтерском балансе прибыль отражается в III разделе по статье "Нераспределенная прибыль". Показатель строки 490 представляет собой сумму показателей по строкам с кодами 410-470 и отражает общую величину капитала организации. Нераспределенная прибыль – это часть чистой прибыли, которая не была распределена акционерами (участниками) и осталась в распоряжении организации. При составлении промежуточной бухгалтерской отчетности нераспределенная прибыль или убыток текущего года определяется по сальдо счета 99, а при составлении годовой отчетности – по оборотам счета 84.

Распределение прибыли, в том числе выплата (объявление) дивидендов, по результатам финансового года отнесено к компетенции общего собрания акционеров.

Нераспределенная прибыль может быть использована: на выплату дивидендов акционерам (участникам) организации; создание и пополнение резервного капитала; погашение убытков; на другие цели по решению собственников. Принять решение о направлении чистой прибыли организации на те или иные цели вправе только общее собрание его участников или собрание акционеров. Начисление дивидендов (как промежуточных, так и по итогам года) отражается по дебету счета 84 в корреспонденции со счетами 75 "Расчеты с учредителями", субсчет 75-2 "Расчеты по выплате доходов", и 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда".

В настоящее время предприятия (за исключением субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций) представляют пользователям (в том числе в налоговые органы) четыре формы бухгалтерской (финансовой) отчетности с пояснениями и пояснительную записку, в которой отражается краткая характеристика обычных видов деятельности организации, текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. Также приводят основные показатели деятельности и факторы, повлиявшие в отчетном году на финансовые результаты деятельности организации, решения по итогам рассмотрения годовой бухгалтерской отчетности и распределения чистой прибыли.

Таким образом, финансовый результат в конечном итоге является финансово-экономической базой приращения собственного капитала предприятия. Кроме того, положительный финансовый результат свидетельствует об эффективном и целесообразном использовании активов предприятия, его основного и оборотного капитала.

Основные аспекты управления прибылью

Поддержание необходимого уровня прибыльности – объективная закономерность нормального функционирования организации в рыночной экономике. Систематический недостаток прибыли и ее неудовлетворительная динамика свидетельствуют о неэффективности и рискованности бизнеса, что является одной из главных внутренних причин банкротства.

Исчисление оптимального размера прибыли становится важнейшим элементом планирования предпринимательской деятельности на современном этапе хозяйствования. От того, насколько достоверно определена плановая прибыль, зависит успешность финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Расчет плановой прибыли должен быть экономически обоснованным, что позволит осуществлять своевременное и полное финансирование прироста собственных оборотных средств, инвестиций, а также своевременные расчеты с бюджетом, банками и поставщиками. Следовательно, правильное планирование прибыли на предприятиях имеет ключевое значение не только для предпринимателей, но и для экономики в целом. Прибыль планируется раздельно по товарной продукции, прочей продукции и услугам нетоварного характера.

Основные методы планирования прибыли представлены на рис. 2.

Управление прибылью предприятия в практике современной России

Рис. 2. Методы планирования прибыли

Составной частью разработки бизнес-плана предприятия является сметное планирование прибыли. Формирование бюджета прибыли и убытков основывается на данных, которые содержатся в ранее разработанных сметах. Сметный расчет финансовых результатов включает три раздела.

1. Расчет ожидаемого финансового результата. Здесь определяется плановая прибыль организации до налогообложения. Важным фрагментом расчетов является определение себестоимости единицы реализованной продукции (в части переменных затрат), а также стоимости запасов материалов и готовой продукции.

2. Распределение прибыли. В этом разделе запланированная прибыль распределяется на две части: налог на прибыль и прибыль, остающуюся в распоряжении организации (чистую прибыль).

3. Ожидаемое использование прибыли путем деления на капитализируемую и потребляемую часть. Капитализированная прибыль направляется на реинвестирование (развитие бизнеса), создание или увеличение резервного капитала. Прибыль потребляется путем выплаты дивидендов, социальных выплат персоналу, использования на благотворительные цели и т.д. В третьем разделе рассматриваемого бюджета рассчитываются два коэффициента:

Ккп = РП / ЧП (1.5)

Кпп = ПП / ЧП (1.6)

где:

Ккп – коэффициент капитализации прибыли;

Кпп – коэффициент потребления прибыли;

РП – реинвестируемая прибыль;

ПП – потребляемая прибыль;

ЧП – чистая прибыль

Смета прибылей и убытков содержит в сжатой форме прогноз всех прибыльных операций предприятия. Если сметная чистая прибыль мала по сравнению с объемом продаж или собственным капиталом, то необходимо провести дополнительный анализ всех составляющих сметы и пересмотреть ее, поскольку именно прибыль является внутренним источником текущего и долгосрочного развития, источником возрастания рыночной стоимости предприятия, индикатором его кредитоспособности.

Главная цель управления прибылью – максимизация благосостояния собственников в текущем и перспективном периодах. Это означает обеспечение:

- максимальной прибыли, соответствующей ресурсам организации и рыночной конъюнктуре;

- высокого качества формируемой прибыли;

- выплаты необходимого уровня дохода на инвестированный капитал собственникам компании;

- роста рыночной стоимости организации;

- эффективности программ участия персонала в распределении прибыли.

Распределение и использование прибыли является важным хозяйственным процессом, обеспечивающим как покрытие потребностей предпринимателей, так и формирование государственных доходов. Под распределением прибыли понимается направление прибыли в бюджет посредством уплаты налога на прибыль и по статьям использования на предприятии. Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджет в виде налога на прибыль. Определение направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль, структуры статей ее использования производится на основании разработанной дивидендной политики и в соответствии с внутренними положениями предприятия, включая устав и учредительный договор.

Механизм распределения прибыли должен быть построен таким образом, чтобы всемерно способствовать повышению эффективности производства, стимулировать развитие новых форм хозяйствования. Одной из важнейших проблем распределения прибыли является оптимальное соотношение части прибыли, аккумулируемой в доходах бюджета, и части, остающейся в распоряжении предприятия. Экономически обоснованная система распределения прибыли должна гарантировать выполнение финансовых обязательств перед государством и максимально обеспечить производственные, материальные и социальные нужды предприятий и организаций.

Порядок распределения и использования прибыли на предприятии фиксируется в уставе и определяется положением, которое разрабатывается соответствующими подразделениями экономических служб. В соответствии с уставом предприятия могут составлять сметы расходов, финансируемых из прибыли, либо образовывать фонды специального назначения как фонды накопления (фонд развития производства или фонд производственного и научно-технического развития, фонд социального развития) и фонды потребления (фонд материального поощрения).

Смета расходов, финансируемых из прибыли, включает расходы на развитие производства, социальные нужды трудового коллектива, материальное поощрение работников.

Управление формированием прибыли предполагает применение соответствующих организационно-методических систем, знание основных механизмов формирования прибыли и современных методов ее анализа и планирования. При использовании банковского кредита или эмиссии долговых ценных бумаг процентные ставки и сумма долга остаются постоянными в течение срока действия кредитного договора или срока обращения ценных бумаг. Затраты, связанные с обслуживанием долга, не зависят от объема производства и реализации продукции, но непосредственно влияют на величину прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Так как проценты по банковским кредитам и долговым ценным бумагам относят на затраты предприятий (операционные расходы), то использование долга в качестве источника финансирования обходится предприятию дешевле, чем другие источники, выплаты по которым производятся из чистой прибыли (например, дивиденды по акциям). Однако увеличение доли заемных средств в структуре капитала повышает степень риска неплатежеспособности предприятия. Это должно быть учтено при выборе источников финансирования. Необходимо определить рациональное сочетание между собственными и заемными средствами и степень его влияния на прибыль предприятия. Одним из основных механизмов реализации этой цели является финансовый рычаг.

Финансовый рычаг показывает, на сколько процентов изменится чистый доход, если объем дохода до уплаты налогов и процентов изменится на 1% и рассчитывается по формуле:

Управление прибылью предприятия в практике современной России (1.7)

где:

N – чистый доход;

Е – доход до уплаты налогов и процентов.

Чистый доход вычисляется по формуле:

N = (E – rB) * (1 – g) (1.8)

где:

В – объем кредитов,

r – кредитная процентная ставка,

g – ставка налога на доход до уплаты налогов и процентов.

Так как δN = δЕ*(1 – g) при условии δВ = δr =0, то финансовый рычаг можно определить следующим образом:

Управление прибылью предприятия в практике современной России (1.9)

Устойчивость дохода до уплаты процентов и налогов по отношению к выплачиваемым процентам по кредитам находят следующим образом. Перепишем формулу (1.9) для финансового рычага в виде:

Управление прибылью предприятия в практике современной России (1.10)

Решая уравнение (1.10) относительно выражения в числителе, получим:

Управление прибылью предприятия в практике современной России (1.11)

Следовательно, фирма заинтересована и в росте экономической рентабельности активов, и рентабельности собственных средств (РСС). Последнее представляет собой отношение нетто-результат эксплуатации инвестиций (НРЭИ) к собственным активам. Экономически РСС – это эффективность использования фирмой собственных средств. Бухгалтерски эту величину высчитать несложно (НРЭИ нами уже получен, собственные же средства берем из баланса предприятия). Далее подробнее остановимся как раз на роли РСС в деятельности фирмы.

Замечено, что фирма, которая рационально использует заемные средства, несмотря на их платность, имеет более высокую рентабельность собственных средств. Этому можно дать объяснение, исходя из финансового механизма функционирования фирмы. Данное явление получило название эффекта финансового рычага (ЭФР) – это приращение рентабельности собственных средств, получаемое при использовании заемных средств, при условии, что экономическая рентабельность активов фирмы больше ставки процента по кредиту.

Можно утверждать, что

РСС = ЭР + ЭФР или ЭФР = РСС – ЭР (1.12)

Необходимо отметить, что при расчете ЭР и РСС обязательно учитываются выплаты налога на прибыль. При этом значения ЭР и РСС уменьшатся, а ЭФР откорректируется на величину налога на прибыль.

ЭФР существует (с положительным знаком) только потому, что экономическая рентабельность активов больше ставки процента. Следовательно, мы должны вести речь не о ставке процента как таковой, а о средней расчетной ставке процента (СРСП):

СРСП = ФИ / ЗС (1.13)

И в числителе, и в знаменателе у нас величины за определенный период, которые рассчитываются как среднехронологические значения. Полученные цифры будут отличаться от условий каждой конкретной сделки (если показатель рассчитывается за год, то и издержки по кредитам, и размер получаемых кредитов стоит разнести на год). Может показаться, что мы имеем дело с некоторой условностью, но если предприятие регулярно прибегает к кредитам банков, то предложенный расчет СРСП вполне корректен. Это справедливо и для случаев, когда предприятие впервые прибегает к использованию кредита. Если кредиты "выходят" за рамки временного интервала, то подход должен быть тем же, так как мы должны рассчитать ЭФР для определенного периода (краткосрочного, квартала, месяца, года). Следует отметить, что финансовый менеджер для определения СРСП должен ознакомиться с условиями всех кредитных сделок, заключенных в данном периоде, а также с теми кредитными сделками, выплаты по которым приходятся на этот период.

Теперь необходимо трансформировать формулу, определяющую эффект финансового рычага:

Управление прибылью предприятия в практике современной России (1.14)

где:

ЗС – заемные средства;

СС – собственные средства;

ННП – налог на прибыль.

Или в другом виде:

Управление прибылью предприятия в практике современной России (1.15)

Принципиально важно представить эффект финансового рычага в виде произведения двух множителей, так как при этом мы сможем определить, за счет чего можно увеличить ЭФР (за счет разницы между ЭР и СРСП или за счет соотношения заемных и собственных средств).

Следует заметить, что роль дифференциала и плеча в регулировании ЭФР различна. Наращивать дифференциал ЭФР желательно. Это позволит повышать РСС либо за счет роста экономической рентабельности активов, либо за счет снижения СРСП (если первое в руках самого предпринимателя, то второе – в руках кредитора-банкира). Это означает, что предприниматель может оказывать влияние на дифференциал только через ЭР (и такое влияние небезгранично). Необходимо также отметить, что величина дифференциала дает очень важную информацию продавцу заемных средств – банкиру. Если величина дифференциала близка к нулю или отрицательна, то банкир воздерживается от новых кредитов или резко повышает их цену, что сказывается на величине СРСП.

Что же касается плеча ЭФР, то его наращивание за известным пределом представляется просто разрушительным для предпринимателя и фирмы. Значительная величина плеча резко увеличивает риск невозврата кредитов, а следовательно, затрудняет получение новых займов.

Теперь можно сформулировать некоторые правила, связанные с эффектом финансового рычага:

1. Дифференциал ЭФР должен быть положительным. Предприниматель имеет определенные рычаги воздействия на дифференциал, однако такое влияние ограничено возможностями наращивания эффективности производства.

2. Дифференциал финансового рычага – это важный информационный импульс не только для предпринимателя, но и для банкира, так как он позволяет определить уровень (меру) риска предоставления новых займов предпринимателю. Чем больше дифференциал, тем меньше риск для банкира, и наоборот.

3. Плечо финансового рычага несет принципиальную информацию как для предпринимателя, так и для банкира. Большое плечо означает значительный риск для обоих участников экономического процесса.

Таким образом, можно утверждать, что эффект финансового рычага позволяет определять и возможности привлечения заемных средств для повышения рентабельности собственных средств, и связанный с этим финансовый риск (для предпринимателя и банкира). Сформулированные выше правила позволяют фирме конкретно решать проблему определения величины возможного привлечения кредитов и займов (в краткосрочном периоде и для решения текущих проблем фирмы).

Следовательно, чем больше объем привлекаемых предприятием заемных средств, тем больше выплачивается по ним процентов и тем меньше прибыль, следовательно, тем больше сила воздействия финансового рычага. Эффект финансового рычага состоит в том, что чем выше его значение, тем более нелинейный характер приобретает связь между прибылью на акцию и прибылью предприятия до выплаты налогов и процентов. Предприятию, пользующемуся кредитом, каждый процент изменения прибыли до налогообложения и уплаты процентов за кредит приносит больше процентов изменения чистой прибыли на акцию, чем предприятию, обходящемуся собственными средствами.

Величина силы воздействия финансового рычага достаточно точно показывает степень финансового риска, связанного с фирмой. Чем больше сила воздействия финансового рычага, тем больше и риск, связанный с предприятием, риск невозвращения кредита банку и риск снижения курса акций и падения дивиденда по ним.

Операционный рычаг – это измеритель превышения темпов динамики прибыли над темпами динамики выручки, он выражается не одним, а несколькими показателями, из которых один рассчитывается, когда в плановом периоде изменяется только натуральный объем продаж, второй – когда меняются только цены на реализуемую продукцию, третий – когда изменяются переменные затраты, четвертый – при изменении величины постоянных затрат предприятия.

Резервы увеличения прибыли определяются по каждому виду товарной продукции. Основными источниками увеличения прибыли по обычным видам деятельности являются увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта.

На величину прибыли воздействует также эффект производственного и финансового рычага. Эффект производственного (операционного) рычага показывает, во сколько раз изменение прибыли опережает темпы прироста объема реализации. Увеличение прибыли происходит за счет эффекта масштаба производства. При этом, чем выше доля постоянных расходов в общей сумме издержек, тем больше эффект производственного рычага. Эффект финансового рычага характеризует изменение прибыли при рациональном использовании заемных средств. Увеличение доли заемного капитала позволяет, при определенных условиях, снизить налогооблагаемую прибыль и налог на прибыль. Однако финансовый риск деятельности организации при этом возрастает.

Литература

1 Налоговый кодекс Российской Федерации: части I, II.-М.: ИНФРА-М, 2011.

2 Приказ Минэкономики РФ от 01.10.01 №118. "Методические рекомендации по разработке ценовой политики предприятия". // Маркетинг в России и за рубежом, №1, 2008 – 137с.

3 Методические указания по проведению анализа финансового состояния организаций. Приказ ФСФО России от 23.01.2003г. №16.

4 Абрютина, М.С. Экономика предприятия: Учебник./ М.С. Абрютина – М.: Издательство "Дело и Сервис", 2010. – 528 с.

5 Айвазян С.А., Балкинд О.Я., Баснина Т.Д. и др. Стратегии бизнеса: Аналитический справочник. / Под ред. Г.Б. Клейнера. – М.: КОНСЭКО, 2009. – 368 с.

6 Аксененко А.Ф.Управленческий учет на промышленных предприятиях в условиях рыночных отношений. // Учет, Налоги, Аудит, 2010, №2.

7 Артюнов Ю.А. Финансовый менеджмент: Учеб. пособие. – М: КНОРУС, 2010.

8 Басовский Л.Е. Финансовый менеджмент: Учеб. – М: ИНФРА-М, 2009.

9 Безруких П.С. Учет и калькулирование себестоимости продукции. – М.: Финансы, 2010. – 320 с.

10 Бочкарева И.И., Быков В.А. и др. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник. – М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 402 с.

11 Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов. – М.: Финстатин-форм, 2009. – 533 с.

12 Виханский О.С., Наймов А.И. Менеджмент: Учебник. – М: Экономистъ, 2009. – 528 с.

13 Галасюк В. Принципиально новый подход к оптимальному управлению активами компании. //Финансовые риски, 2009, №1. – С.120-122.

14 Горемыкин, В.А. Экономическая стратегия предприятия. Учебник. – М.: Информационно-издательский дом "Филинъ", Рилант, 2008. – 506 с.

15 Гурков И.Б.Стратегия и структура корпорации. // Экономист, 2008, №5.

16 Друри К. Введение в управленческий и производственный учет. – М.: Аудит. ЮНИТИ, 2009. – 560 с.

17 Ефимова О.В. Как анализировать предприятие – М: ИНФРА-М, 2009.

18 Жарикова А. Управленческий учет: Учеб. пособие. – Тамбов: ТГТУ, 2010. – 136 с.

19 Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учеб. пособие / Н.И. Кабушкин. – 5-е изд., стереотип. – Мн: Новое знание, 2009. – 336 с.

20 Казанцев А.К., Малюк В.И., Серова Л.С. Основы менеджмента. Практикум: Учеб. пособие. – М: ИНФРА-М, 2008. – 544 с.

21 Карпова Т.В. Основы управленческого учета. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 392 с.

22 Керимов В.Э. Управление финансами компании. – М: Финансы и статистика, 2009. – 268 с.

23 Ковалев В.В. Формирование производственных расходов для целей управленческого учета.// Налоговый и бухгалтерский учет, №3, 2005.

24 Ковалев, В.В. Введение в финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 768 с.

25 Кодацкий В.П. Анализ прибыли предприятия // Финансы, №2, 2009.

26 Колокнева М.В. Корпоративная стратегия: Учеб. пособие. – М: ТК Велби, 2010. – 280 с.

27 Кондратова И.Г. Основы финансового управления. – М: Финансы и статистика, 2009. – 356 с.

28 Корпоративная стратегия: миф или реальность?

29 Кузнецов Б.Т. Финансовый менеджмент: Учеб. пособие. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

30 Лебедев В. Управленческий учет. – М: ИНФРА-М, 2008. – 388 с.

31 Литовских А.М. Финансовый менеджмент. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2008.

32 Лысенко Ю.В. Управленческий учет в системе управления предприятием. // Проблемы современной экономики, №3, 2008.

33 Максименко Л.С. Методические положения по разработке корпоративной стратегии бизнеса.// Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета, 2008.

34 Мухин В.И. Исследование систем управления: Учебник. – М: Экзамен, 2008. – 405 с.

35 Никитин А. Управление прибылью.// Проблемы теории и практики управления, №6, 2008. – С.89-94.

36 Николаева О.Е., Шишкова Т.В. Управленческий учет. – М: УРСС, 2010. – 266 с.

37 Романовский М. В. Финансы предприятий: Учебник. – СПб: Бизнес-пресса, 2010.

38 Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М: ИНФРВ-М, 2009.

39 Скамай Л.Г. Экономический анализ деятельности предприятия. – М: ИНФРА-М, 2008.

40 Скоун Т. Управленческий учет / Пер. с англ.; Под ред. Н.Д. Эриашвили. М.: Аудит, ЮНИТИ, 2009. – 179 с.

41 Соколова М.И., Корпоративная стратегия и корпоративное управление.// Управление корпоративными финансами, №4, 2008

42 Финансовый менеджмент: Учеб./ Под ред. А.М. Ковалевой. – М: ИНФРА-М, 2005.

43 Шейнин Э., Некипелов А. Стратегия и эффективность деятельности компании // Вопросы экономики, 2009, №12, с. 21-25.

44 Янковский К.П. Управленческий учет. – СПб: Питер, 2009. – 425 с.