Управление молодежной политикой на муниципальном уровне

Управление молодежной политикой на муниципальном уровне.

Статьи по теме
Искать по теме

Молодежная политика, ее цели, задачи и принципы

Существующая в стране общественно-политическая ситуация оправдывает необходимость вернуть системе власти способность к эффективному воспроизводству и преемственному развитию надежных и прочных, соответствующих духу времени государственных и гражданских начал. В стоящих за этим процессах роль молодежи очевидна, так как, в конечном счете, именно за ней воспроизводственная функция (биологическая и социальная) и именно молодое поколение призвано быть носителем новых гражданских устремлений, нового политического качества. Неотягощенная прошлым молодежь, по всем социологическим меркам, острее других социально-демографических групп чувствует меняющиеся общественные настроения и больше готова к политическим новациям [3, c.128].

Мировые сообщества, начиная с 1950-60х годов, проводят целенаправленную политику по отношению к молодому поколению. Особая роль в этом процессе принадлежит Организации Объединенных Наций. В 1965 г. ее Генеральной Ассамблеей была принята "Декларация о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами"; в 1985 г., объявленном Международным годом молодежи, были одобрены "Руководящие принципы для дальнейшего планирования и осуществления соответствующих последующих мер, касающихся молодежи: участие, развитие, мир"; согласно резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1995 года была принята Всемирная программа действий, касающаяся молодежи, до 2000 года и на последующий период; резолюцией 54/120 от 20.01.2000 г. была одобрена Лиссабонская декларация по молодежной политике и программам [1, c.99].

В данных документах на мировом уровне определяется основная цель молодежной политики – рассмотреть активное участие молодежи и молодежных организаций в общественной жизни на национальном уровне и во всемирном масштабе. Основываясь на этом положении, в развитых европейских странах (Германия, Нидерланды, Великобритания, Франция, Италия, Бельгия, государства Скандинавии и др.) реализуется эффективная государственная молодежная политика. Формы ее проведения различны, однако общей тенденцией является широкое привлечение общественных организаций, а также активное участие федеральных органов в решении проблем различных категорий молодежи [6, c.26].

В Российской Федерации на сегодняшний день существует большое количество министерств и ведомств, которые в той или иной степени принимают решения о судьбе молодого поколения. Однако не все они осуществляют свою деятельность в соответствии с единой стратегией. Отсутствие общей координации и единого центра позволяет рассмотреть реализацию молодежной политики в стране через анализ деятельности всех государственных органов, которые, так или иначе, участвуют в судьбе молодого поколения.

Именно молодежь в сложившейся социально-экономической обстановке является наиболее незащищенной и подверженной радикальным различным и экстремистским идеям. Есть смысл говорить о необходимости воздействия на молодое поколение с целью формирования физически и морально развитого индивида.

Молодёжь характеризуется теми общественными отношениями и общественными формами, которые определяют её как самостоятельную социально-демографическую группу. Молодёжь имеет ряд особенностей, вытекающих, прежде всего из самой её объективной сущности. Социальные особенности молодёжи определяются специфической позицией, которую она занимает в процессе воспроизводства социальной структуры, а также способностью не только наследовать, но и преобразовывать сложившиеся общественные отношения. Противоречия, возникающие внутри этого процесса, лежат в основе целого комплекса специфических молодёжных проблем [33, c.122].

Одно из первых определений понятия "молодёжь" было дано в 1968 г.В.Т. Лисовским: "Молодёжь – поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодёжи могут колебаться от 16 до 30 лет" [50, c.389].

Позднее более полное определение было дано И.С. Коном: "Молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации" [50, c.459].

С точки зрения Д. Никольского "Молодежь – это особая социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, положение которой определено социально-экономическим состоянием общества" [36, c.156].

По мнению исследователя В.Н. Боряза понятие "молодежь" многогранно и имеет несколько смыслов. "Молодежь есть – объективное общественное явление, выступающее всегда как специфическая возрастная большая общественная группа; биологическая и социальная природа и сущность молодежи на любом этапе исторического движения воплощены в той части человечества, которая является совокупным субъектом определенной конкретно-исторической формы общества; процесс присвоения природы и сущности этой части человечества осуществляется молодежью в соответствии с такими общими законами, как закон воспроизводства общественной жизни, закон неравномерности и закон стадийности развития; достижения молодежью состояния полного присвоения природы и сущности данной части человечества есть момент утверждения молодежи в качестве целостного и всестороннего субъекта и объекта общественного движения и, тем самым, собственного отрицания себя как молодежи; возрастные границы молодежи объективно обусловлены длительностью периода ее развития, а возрастание градации в рамках этих границ – длительностью отдельных стадий развития". Таким образом, по мнению Боряза, молодежь является специфической общественной группой, для которой характерны не только определенные возрастные границы, но и определенное познание (присвоение природы и сущности) общества и его закономерностей. Когда же процесс этого присвоения окончен, то представители данной группы перестают относить себя к молодежи [8, с.271].

В возрастной психологии молодежь характеризуется как индивид, у которого происходит период формирования устойчивой системы ценностей, становление самосознания и формирования социального статуса личности. Сознание молодого человека обладает особой восприимчивостью, способностью перерабатывать и усваивать огромный поток информации. В этот период развиваются критичность мышления, стремление дать собственную оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинального мышления. Вместе с тем в этом возрасте ещё сохраняются некоторые установки и стереотипы, свойственные предшествующему поколению. Это связано с тем, что период активной деятельности сталкивается у молодого человека с ограниченным характером практической, созидательной деятельности, неполной включённости молодого человека в систему общественных отношений [8, с.277].

Проанализировав эти понятия, можно дать одно общее определение.

Молодежь – это социально-демографическая группа общества, выделяемая на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе.

Говоря о молодежи, чаще всего происходит ориентирование на возрастной критерий, не всегда задумываясь о том, что понятие "молодежь" включает в себя не только хронологические и биологические, но и социально-психологические характеристики. Кроме того, даже при попытке определить возрастные рамки молодежи возникнут проблемы, так как границы молодежного возраста подвижны и зависят от социально-экономического развития общества, достигнутого уровня благосостояния и культуры, условий жизни людей, менталитета и традиций того или иного общества. Развитие человечества и увеличение общей продолжительности жизни внесли свои коррективы в возрастные границы понятия "молодежь".

Различные авторы дают свои границы молодежному возрасту:

по возрастной классификации, представленной В.В. Павловским, выделяются 4 группы: 14-16 лет – подростки, для этого возраста характерны максимальные диспропорции в уровне и темпах физиологического и психологического развития; 17-19 лет – юношество, начинается процесс социализации – происходит приобретение почти всей полноты гражданских прав, а вместе с тем расширяется диапазон общественно-политических ролей и связанных с ними интересов и ответственности; 20-24 года – собственно молодежь, студенты и молодые люди, завершающие основную профессиональную подготовку, вступающие в производственную деятельность и создающие собственные семьи; 25-30 лет – старшая молодежь, нашедшая свой путь в жизни.

А.В. Мудрик, рассматривая возрастную периодизацию с позиций процесса социализации, считает, что в молодежном возрасте можно выделить 3 группы молодежного возраста: 15-17 лет – ранняя юность, 18 – 23 года – юность, 23-33 года – молодость. То есть молодежный возраст по данной периодизации – от 15 до 33 лет.

Г.С. Абрамова, с позиций возрастной психологии, классифицирует молодежь следующим образом: подростковость – 13-17 лет, юность – 18-22 года, взросление – 23-30 лет. Очевидно, что при таком подходе молодежный возраст будет находиться в промежутке между 13 и 30 годами [7, c.125].

Но большинство авторов все же склоняются к возрастному промежутку в 14-30 лет, поэтому классификация В.В. Павловского представляется предпочтительной при проведении исследования в молодежной среде.

Важнейшей целью современной России является обеспечение своей глобальной конкурентоспособности, как решающего фактора национальной безопасности и успешного развития. Молодое поколение выполняет особые социальные функции, которые никто другой выполнить не может. Всего выделяют от трех до десяти функций, здесь представлены основные, которые актуальны в РФ.

а) молодёжь наследует достигнутый уровень развития общества и государства и формирует в себе образ будущего, несёт функцию социального воспроизводства, преемственности развития общества.

б) молодёжь имеет собственные цели и интересы.

в) молодёжь отличает несформированность духовно-нравственных, ценностных ориентиров и недостаток жизненного опыта, что увеличивает вероятность ошибочного выбора при принятии ответственных решений. С другой стороны, вступая в трудовую и общественную жизнь, молодёжь является главным объектом и субъектом образования, социализации, воспитания и адаптации.

г) молодёжь является главным участником социальной мобильности и экономической инициативы, ей также присуще неполное включение в существующие социально-экономические и политические отношения.

д) молодёжь является социальным слоем общества, который с одной стороны является источником социально-экономического и духовного возрождения России, а с другой – источником увеличения социальной напряжённости [22].

В зависимости от качества реализации этих функций, молодёжь может явиться фактором как ускорения, так и торможения общественного развития. Это зависит от того, насколько молодёжь:

знает, разделяет и принимает цели и задачи государственного и общественного развития, связывает с ними свои жизненные перспективы;

обладает необходимыми качествами (физическими, личностными, образовательными, профессиональными) для решения поставленных задач;

обеспечена необходимыми ресурсами и возможностями для активного включения в решение задач повышения конкурентоспособности страны [7, c.135].

С начала XX столетия в России политика государства по отношению к молодому поколению выдвигается в число актуальных задач наравне с программами о социально-экономическом развитии. По данным ежегодного Доклада Государственного комитета РФ по делам молодежи можно прийти к выводу, что уменьшение числа населения, низкий уровень рождаемости наряду со значительным ухудшением состояния здоровья молодежи приводит к ухудшению генофонда нации, что, в свою очередь, может составить угрозу для национальной безопасности страны. Реализация эффективной молодежной политики в государстве невозможна без четкого уяснения, прежде всего субъектами реализации, самого понятия "молодежная политика".

Понятие "политика" в переводе с греческого означает "государственные дела", "искусство управления государством".Р. Арон определяет политику как "программу, метод действия или сами эти действия, осуществляемые человеком или группой людей по отношению к одной проблеме или совокупности проблем, стоящих перед обществом". Понятие "политика" является родовым по отношению к понятию "молодежная политика". В свою очередь молодежная политика – это сложная, многогранная система отношений [50, c.570].

В "Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Верховного совета РФ от 3 июня 1993 г. N 5090-I содержится следующее определение: "Государственная молодежная политика является деятельностью государства, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Государственная молодежная политика выражает в отношении к молодому поколению стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, на формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре отечества, к другим народам, на соблюдение прав человека" [22].

Государственная молодежная политика – это важнейшее направление деятельности государства. Социальная незащищенность, недостаток внимания общества предопределяет эту социальную группу как дестабилизирующую общественную силу, а в это же время на молодежи лежит ответственность за будущее страны, за созидание в этом мире. И государственная политика должна быть направлена на использование созидательного потенциала молодежи.

Государственная молодежная политика – одно из специфических направлений деятельности законодательных и исполнительных органов власти с целью реализации творческого потенциала молодежи и успешного вхождения ее в самостоятельную жизнь. Государственная молодежная политика – общее дело государства, политических партий, общественных объединений.

Объектом государственной молодежной политики являются граждане Российской Федерации (включая иностранных граждан и лиц без гражданства) в возрасте от 14 до 30 лет, молодые семьи, а также молодежные объединения.

К ее субъектам относятся государственные органы и их должностные лица, молодежные объединения и ассоциации, а также сами молодые граждане.

Система становления и реализации государственной молодежной политики представляет собой специальное законодательство о государственной молодежной политике, государственное регулирование молодежной политики, плановое и финансовое обеспечение государственной молодежной политики, формирование и реализация государственной молодежной политики осуществляется на двух уровнях: федеральном и региональном. На муниципальном уровне происходит реализация муниципальной молодежной политики.

Координируют и направляют усилия всех государственных и внеправительственных организаций в решении молодежных проблем Комитет по делам молодежи при Правительстве России и комитеты, управления, отделы по делам молодежи в составе администраций краев, областей, республик в составе РФ [22].

В поле их деятельности находятся следующие основные проблемы: занятости молодежи, в том числе выпускников учебных заведений и демобилизованных военнослужащих; включенности молодежи в производственные формы деятельности, в том числе предпринимательство и фермерство; формирования системы социальных служб для индивидуальной работы с подростками и молодежью; профилактики преступности и безнадзорности среди несовершеннолетних; поддержки социально значимых программ молодежных и детских организаций; участия в организации досуга, развития творчества, организации летнего отдыха детей и подростков [22].

Основными целями государственной молодежной политики являются:

содействие социальному, культурному, культурному и физическому развитию молодежи;

недопущение дискриминации молодых граждан по возрастному цензу;

создание условий для полного участия молодежи в социально-экономической, политической и культурной жизни общества;

расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха;

реализация инновационного потенциала молодежи в интересах общественного развития и самой молодежи;

Государственная молодежная политика в Российской Федерации основывается на конституционных гарантиях равенства прав и свобод граждан, реализация которых в отношении молодежи осуществляется на некоторых принципах. Принцип участия: привлечение молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики и программ, касающихся молодежи и гражданского общества в целом. Принцип социальной компенсации: обеспечение социальной и правовой защищенности молодых граждан, необходимой для восполнения обусловленной возрастом ограниченности их социального статуса. Принцип гарантий: предоставление молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству, объем, виды, и качество которых должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни. Принцип приоритета: оказание предпочтения общественным инициативам по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий в области молодежной политики [34].

Социальное назначение систем информационного обеспечения молодежи определяется расширением возможностей молодежи для самостоятельных и осознанных действий по защите своих прав и законных интересов, выбору профессии, видов учебы, трудоустройству, организации отдыха, решению бытовых вопросов.

Работа по созданию единой общероссийской информационной системы для молодежи ведется несколько лет рядом федеральных ведомств совместно с органами по делам молодежи субъектов РФ и при участии молодежных и детских общественных объединений, научных коллективов. Впервые в практике России предусматривается создание обширной системы социальной информации не только для ведомственных целей, но и для самих граждан – молодых людей, их родителей, учителей, исследователей молодежных проблем и так далее. Ведется работа по подключению российских информационных центров к европейской компьютерной информационной сети [37].

В ряде европейских государств молодежная политика является самостоятельной частью государственной политики с четкой структурой и тесным взаимодействием составляющих. И каким бы ни был Федеральный закон о молодежной политике, он в той или иной степени должен опираться на следующие теоретические предпосылки:

молодежная политика является самостоятельным направлением деятельности государства;

государство проводит молодежную политику через систему органов управления и координации, вмешательство государства тем сильнее, чем слабее активность самой молодежи;

эффективность реализации молодежной политики зависит от учета интересов, потребностей, желаний молодежи, ее постоянно меняющихся требований к качеству образования, трудоустройства, досуга, сферы услуг [41].

Таким образом, проанализировав все вышесказанное, можно дать общее определение понятию "молодежь".

Молодежь – это социально-демографическая группа общества, выделяемая на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе.

Государственная муниципальная политика в РФ реализуется всеми уровнями власти и является самостоятельной, ориентированной на конкретные проблемы молодежи системой мер и программ.

Муниципальный уровень реализации молодежной политики в РФ

В Российской Федерации молодежная политика реализуется не только на федеральном и региональном уровнях, но и на муниципальном уровне. Разграничение компетенции между органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в области молодежной политики осуществляется на основе законодательства Российской Федерации о разграничении предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

Государственная молодежная политика в Республике Татарстан, начало которой относится к 1994 году, осуществлялась в период реформирования страны, осложненный затяжным экономическим кризисом. Это потребовало новых концептуальных подходов к разработке и реализации политики в отношении к молодому поколению, обеспечивающих его включенность в процесс модернизации социальной системы.

В Законе РТ от 7 апреля 2006 г. N 29-ЗРТ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан отдельными государственными полномочиями Республики Татарстан в области государственной молодежной политики" определено, что органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями Республики Татарстан по реализации республиканских программ и мероприятий в области государственной молодежной политики, направленных на обеспечение социальной и правовой защиты молодежи; содействие социально-экономическому становлению, воспитанию и образованию, духовному и физическому развитию молодежи; обеспечение условий для формирования здорового образа жизни, осуществления профилактики социально-негативных явлений в молодежной среде [15].

Определены финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления муниципальных образований государственных полномочий; права и обязанности органов местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий; порядок отчетности; порядок осуществления органами государственной власти республики контроля за исполнением органами местного самоуправления государственных полномочий; условия и порядок прекращения государственных полномочий.

Согласно Закону РТ от закон от 19 октября 1993 № 1983-XII "О молодежи и государственной молодежной политике РТ" государственная молодежная политика, реализуемая на муниципальном уровне определяется следующим образом.

Муниципальная молодежная политика – это совокупность целей и мер, принимаемых органами местного самоуправления в целях создания и обеспечения условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений, инициатив [16].

Муниципальная молодежная политика реализует основные задачи государственной молодежной политики и предполагает поэтапные действия в следующих основных направлениях:

обеспечение соблюдения прав молодежи;

обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи;

содействие предпринимательской деятельности молодежи;

поддержка молодой семьи;

гарантированное предоставление социальных услуг;

поддержка талантливой молодежи;

формирование условий, направленных на физическое и духовное развитие молодежи;

поддержка деятельности молодежных и детских объединений;

вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития;

интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества;

создание условий для более полного включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь государства и общества;

воспитание молодых граждан в духе патриотизма, уважения общепризнанных принципов и норм международного права;

расширение возможностей молодых граждан в выборе жизненного пути, достижении личного успеха;

профилактика асоциальных явлений и экстремизма в молодежной среде;

поддержка и развитие молодежных общественных объединений;

поддержка и развитие молодежных совещательных органов;

развитие международного молодежного сотрудничества [24].

Муниципальная молодежная политика выступает важнейшим инструментом формирования, развития и активного использования потенциала молодого поколения. В муниципальных образованиях государственная молодежная политика проводится через отраслевые органы местной власти, на которые в соответствии с п.34 ст.16 Федерального Закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" возложены функции по организации и осуществлению мероприятий по работе с детьми и молодежью.

Методы управления молодежной политикой

Государственная молодежная политика является комплексной структурой, включающей в себя множество элементов, таких как образование, здравоохранение, патриотическое воспитание, социальная защита и обеспечение молодежи и молодых семей, а также культурно-развлекательные мероприятия. Для каждого элемента разрабатываются специальные программы федерального, регионального и муниципального уровней, которые наиболее точно отображают существующую в данной сфере проблему и ее качественное решение. Этот метод в управлении называется программно-целевым. Изучение любого объекта, особенно такого сложного и неоднозначного, как планирование, следует начинать с его точного определения.

Райзберг Б.А. и Лозовский Л. Ш дают следующее определение "Программно-целевое планирование и управление – это один из видов планирования и управления, в основе которого лежит ориентация деятельности на достижение поставленных целей. Программно-целевое планирование построено по логической схеме "цели – пути – способы – средства". При программном управлении во главным является не сложившаяся организационная структура, а управление элементами программы, программными действиями, создание целевой комплексной программы" [39].

Целевая комплексная программа – ключевое понятие программно-целевых методов планирования и управления, комплекс мероприятий, направленных на достижение заданных конечных результатов и решение конкретных научно-технических, экономических, социальных проблем. Обычно представляет собой проектный и адресный документ, увязывающий действия разных организаций и лиц-соисполнителей независимо от их ведомственной подчиненности по срокам выполнения этапов работ и выделяемым ресурсам. Целевой метод использует аппарат теории графов. Его особенностью является построение двух графов – дерева целей и дерева ресурсов. В результате расчетов по ним с помощью ЭВМ выявляются ключевые программы, на которые нужно направлять наибольшие силы и средства. Оценка и выбор возможных вариантов программ производятся по разным критериям (минимум затрат или времени на реализацию программы при фиксированных конечных показателях) с помощью специальных приемов (например, программных матриц) [50].

Сначала определяются цели, которые должны быть достигнуты, потом намечаются пути их реализации, а затем – более детализированные способы и средства. В конечном итоге, поставив перед собой какие-то цели, организатор разрабатывает программу действий по их достижению. Отсюда следует, что особенностью данного метода планирования является не просто прогнозирование будущих состояний системы, а составление конкретной программы достижения желаемых результатов. То есть программно-целевой метод планирования "активен", он позволяет не только наблюдать ситуацию, но и влиять на ее последствия, что выгодно отличает его от большинства других методов.

Из положений, рассмотренных выше, следует, что ключевым понятием программно-целевого планирования является программа. Программа – это комплекс мероприятий по реализации стратегий. В свою очередь, система стратегий и целей, достигаемых с их помощью является планом.

Программно-целевой метод, разработанный российскими и американскими учеными в 60-х годах, реализуется в основных понятиях "проблема – цель – целереализующие комплексы с системой распределения ресурсов – система мероприятий (решений)".

Н.П. Федоренко считает, что "программно-целевой метод в экономике увязывает цели с ресурсами при помощи программ". Каждая программа – комплекс мероприятий по реализации одной или нескольких целей и подцелей развития хозяйства, упорядоченных в виде "дерева целей". Оценка и выбор возможных вариантов программ производятся по разным критериям (минимум затрат или времени на реализацию при фиксированных конечных показателях) с помощью специальных приемов (программных матриц) [50].

Программно-целевое управление – метод управления, при котором руководитель разрабатывает цель управления и механизм реализации, сроки и состояния промежуточных значений процесса.

Дерево целей в программно-целевых методах планирования и управления граф – это схема, показывающая членение общих (генеральных) целей плана или программы на подцели (затем последних – на подцели следующего уровня и так далее). Дерево – это связный граф, выражающий соподчинение и взаимосвязи элементов; в данном случае такими элементами являются цели и подцели.

Представление целей начинается с верхнего яруса, дальше они последовательно разукрупняются. Причем основным правилом разукрупнения целей является полнота: каждая цель верхнего уровня должна быть представлена в виде подцелей следующего уровня исчерпывающим образом, то есть так, чтобы объединение понятий подцелей полностью определяло понятие исходной цели.

От полноты информации, заключенной в дереве целей, в решающей степени зависит качество всей последующей работы – оценка программ, их прогнозируемых следствий, оценка планов, разработка всей системы деятельности по созданию условий для реализации планов и программ [39].

Программно-целевой метод используется при формировании бюджетов всех уровней. Программно-целевой метод бюджетирования с выстроенной системой кодировки каждой программы и подпрограммы в отличие от существующей системы подготовки проекта бюджета позволяет сформировать финансовый документ таким образом, чтобы он был направлен не просто на содержание учреждения, а на реализацию конкретных целей. Это, в свою очередь, решает уже стратегическую задачу по предоставлению обществу не просто информации, сколько денег поступило и сколько израсходовано, а, сколько и какого качества услуг было предоставлено потребителю.

Программно-целевой метод планирования в качестве целевых комплексных программ осуществляется на всех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном.

Федеральная целевая программа – государственная социально-экономическая программа федерального уровня, ориентированная на достижение целей общегосударственного масштаба и значимости.

Региональные целевые программы – комплексные программы решения крупных, настоятельных социально-экономических проблем региона; представляют часть федеральных программ или являются самостоятельными. Объектом регионального планирования считаются процессы текущего и перспективного функционирования регионов и муниципальных образований, подкрепленные соответствующими каналами мобилизации ресурсов.

Муниципальные целевые программы – комплексные программы, созданные для решения крупных или частных социально-экономических проблем конкретного муниципального образования; представляют часть федеральных, региональных программ или являются самостоятельными [50].

В программном управлении речь идет о таких проектах, которые в силу своих особенностей не могут быть реализованы через автономные рутинные действия коммерческих структур, региональных государственных органов и органов местного самоуправления. Конечно, программы разрабатываются и реализуются не только специализированными органами программного управления, но и другими структурами, в том числе региональными. В этом случае они выступают, как часть системы регионального управления и направлены на реализацию, в первую очередь, региональных и муниципальных интересов, что позволяет заменить планирование от достигнутого, планированием от желаемого результата, и повышает действенность планирования.

На первый план выдвигаются не формальные характеристики программной сферы управления, такие как общее число программ, а заложенная в программном методе потенциальная возможность, которая может существенно повысить эффективность государственной молодежной политики.

Что касается отечественного опыта, то попытки использовать программно-целевой подход в территориальном планировании имели место еще в 20-30 годы (план ГОЭЛРО, создание Урало-Кузнецкого комбината, освоение Хибин, строительство лесоэкспортного порта Игарка на Енисее и крупного промышленного центра Комсомольск-на-Амуре). В 60-80е годы целевые комплексные программы получили широкое распространение как важнейшие составные части государственных перспективных планов социального развития. В их составе выделялись научно-технические, экономические, социальные, региональные, экологические программы, а также программы развития отдельных территориально-производственных комплексов. Предпосылками к более широкому использованию программно-целевого метода при этом являлись: постоянно углубляющиеся процессы специализации производства, все большая дифференциация видов деятельности, требовавшая развития соответствующих методов интеграции для решения проблем межотраслевого, комплексного характера; ведомственная разобщенность, усилившаяся в связи с возвратом в середине 60-х годов к отраслевому принципу управления, которая, однако, не обеспечивала решения комплексных проблем. Все это способствовало тому, что уже в недрах планово-административной системы возникла объективная потребность использования интеграционных методов планирования и управления [37].

Процедура программно-целевого планирования проводится следующим образом. Как уже было сказано, первым этапом программно-целевого планирования является постановка целей; на последующих этапах разрабатываются пути и конкретные способы их достижения. Постановка целей ведет к формированию "дерева целей", в соответствии с которым определяется система мероприятий по реализации целей, называемая целевой комплексной программой. Для ее выполнения строится специальная система управления, которая доводит задания программы до конкретных исполнителей и контролирует их выполнение. Организационная структура этой системы определяется "деревом целей", составом исполнителей и содержанием программы.

Таким образом, можно выделить еще один элемент программно-целевого планирования – систему управления, построение которой, по сути, и есть основание, на котором базируется выполнение программы. Планирование решения какой-либо проблемы при программно-целевом методе во многом сводится к планированию системы управления, основными стадиями которой являются:

стадия композиции – формирование общей структурной схемы системы и её главных характеристик;

стадия структуризации – разработка состава подразделений и основных связей между ними;

стадия регламентации – разработка количественных характеристик аппарата управления, установление порядка его деятельности.

При этом первая стадия имеет принципиальное значение, поскольку она определяет структуру системы управления (организации), на ней определяются система целей и задач организации, её тип и правовой статус, степень самостоятельности, границы деятельности, состав функций. На второй и третьей стадиях устанавливаются более детальные параметры системы [50].

Теория планирования и построения систем управления для решения новых проблем должна основываться на анализе практики создания и функционирования существующих систем. Основная сложность состоит в том, чтобы среди множества единичных фактов и наблюдений различных специалистов выявить какие-то ключевые положения, закономерности, общие для планирования и построения всех систем управления. Среди них можно выделить следующие:

формирование системы управления – это многоэтапный процесс;

необходимым условием для начала планирования, а затем и создания рассматриваемой системы является наличие определённой общественной потребности, то есть проблемы, требующей решения. Однако одной потребности недостаточно, нужны ещё определённые условия и гарантии: экономические, юридические, социальные, технические и другие, чтобы обеспечить системе необходимую устойчивость;

решение вновь возникающих проблем не обязательно требует создания новых систем управления – многие проблемы могут успешно решаться в рамках существующих систем. Обычно для этого разрабатывается специальный комплекс мероприятий и готовятся постановления или приказы, обязывающие соответствующие системы выполнять предписанные им новые функции. Контроль за реализацией такой программы осуществляется организацией, назначаемой головной по данной проблеме. Необходимость в планировании и построении новых систем управления возникает обычно, когда становится очевидным, что существующие организационные структуры не справляются с решением проблемы и требуется создать новые.

для выбора способа решения проблем предварительно проводится их исследование. При решении рассматриваемых в данной работе проблем наибольшее распространение получили программно-целевые методы, наиболее естественно связывающие проблему со средствами её решения [32, c.35].

Таким образом, решение комплекса проблем, с которыми сталкивается в процессе реализации своих процессов государственная молодежная политика, обычно начинают с построения "дерева целей", которое достигается путём организации и проведения определённого комплекса мероприятий. Задача заключается в том, чтобы найти этот комплекс, указать конкретных исполнителей и сроки выполнения мероприятий. Для этого "дерево" как бы "накладывается" на реальную среду, в результате чего находится необходимая информация и составляется конкретная программа работ. Программы трех уровней, реализованные и реализуемые, приведены в качестве основы для решения выявленных в исследовании проблем молодежи, представлены во второй главе.

Литература

1. Апокин, А. Анализ студенческой занятости в контексте российского рынка труда / А. Апокин // Вопросы экономики. – 2008. – №6. – С.98-110.

2. Бабочкин, П.И. Социализация молодежи: опыт, проблемы, мероприятия /П.И. Бабочкин // Социально-гуманитарные знания. – 2006. – №1 – С.281-285.

3. Волков, Ю.П. Социология молодежи: учебное пособие / Ю.П. Волков, В.И. Добреньков, Ф.Д. Кадария. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2003. – 576 с.

4. Данные опросов фонда "Общественное мнение" от 05.2007.

5. Данные опросов фонда "Общественное мнение" от 05.2008.

6. Забелин, П.В. Молодежная политика. Стратегии, идеи, перспективы / П.В. Забелин. – М.: Луч, 1998. – 123 с.

7. Зеленин, А. Определение возрастных рамок молодежи / А. Зеленин // Государственная служба. – 2008. – №3. – С.105-140.

8. Зотов, В.Б. Система муниципального управления: учебное пособие для высших учебных заведений / В.Б. Зотов. – 3-е изд. – М.: Голос, 2006. – 560 с.

9. Зубок, Ю.А. Проблемы социального развития молодежи в условиях риска / Ю.А. Зубок // Социологические исследования. – 2003. – № 4. – c.42-54.

10. Ильинский, И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. Теория. История / И.М. Ильинский. – М.: Голос, 2003. – 696 с.

11. Кудряшев, Ю.В. История, теория и практика скаутинга: программы, документы и материалы / Ю.В. Кудряшев. – Архангельск: Издательство "Молодежный информационно-исследовательский центр", 2003.

12. Комплексная целевая программа "Молодежь Татарстана" // Нормативно-правовая система "Гарант"

13. Молодежная политика в России – взаимодействие всех субъектов общества / редколл.: Н.И. Сафирова [и др.] // ПТиПУ. – 2008. – №3. – С.119-126.

14. Макушина, Л.В. Увеличение объема занятости в Германии и Франции.

15. Макушина, Л.В. Меры государственного стимулирования создания новых рабочих мест.

16. О молодежи и государственной молодежной политике Республики Татарстан: закон РТ от 19.10.93 № 1983-XII с изменениями от 25.10.2001, 26.05.2005 // Закон. – 2008. – С.15-48.

17. О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов РТ отдельными государственными полномочиями РТ в области государственной молодежной политики: закон РТ от 7.04.2006 № 29-ЗРТ // Закон. – 2006. – С.44-59.

18. О молодежи и государственной молодежной политике РТ: закон от 19.10.1993 № 1983-XII // Закон. – 1993. – С.12-16.

19. О государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий: закон РТ от 21.10.1999 № 2443 // Закон. – 1999. – С.10-45.

20. О Республиканской программе государственной поддержки молодых семей в приобретении жилья: Постановление Кабинета Министров РТ от 07.05.1997 № 397 // Нормативно-правовая система "Гарант".

21. О республиканской программе "Дети Татарстана" на 2005-2007 годы: Постановление Кабинета Министров РТ от 11.05.2005 № 211 (в ред. Постановлений КМ РТ от 29.12.2005 N 671, от 15.09.2006 N 467) // Нормативно-правовая система "Гарант".

22. О республиканской программе "Дети Татарстана" на 2008-2010 годы: Постановление Кабинета Министров РТ от 24.12.2007 № 743 // Нормативно-правовая система "Гарант"

23. О молодежи и государственной молодежной политике в РТ: закон РТ от 26.05.2005 № 73-ЗРТ // Закон. – 2005. – С.14-19.

24. Об основных направлениях государственной молодежной политики в РФ: Постановление Верховного Совета РФ от 3.06.1993 N 5090-1 // Нормативно-правовая система "Гарант".

25. Об утверждении регламента мониторинга индикаторов оценки уровня жизни населения, социально-экономического положения Республики Татарстан, видов деятельности, городских округов, муниципальных районов: Постановление Кабинета Министров РТ от 31.08.2006 № 439 // Нормативно-правовая система "Гарант".

26. Облонков, К.В. Проблемы социально-трудовых отношений в Германии и роль государства в их разрешении.

27. Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2006 году: Распоряжение Правительства РФ от 17.04.2006 № 215 // Собрание законодательства РФ. – 2006. – С.36-46.

28. Об утверждении Положения о государственной финансовой поддержке деятельности детских и молодежных общественных организаций и объединений: Постановление Кабинета министров РТ от 10.07.2001 №452 // Закон. – 2001. – С.25-81.

29. Об образовании Государственного комитета по делам молодежи: Постановление Верховного Совета РТ от 02.03.93 // Ведомости ВС РТ. – 1993. – №3.

30. Основы социальной работы: учебник / Отв. ред. Павленок П.Д. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 235 с.

31. Павловский, В.В. Социология молодежи и ювенология / В.В. Павловский // Социологические исследования. – 2006. – № 5. – c.84 – 91.

32. Положение молодежи в России // Аналитический доклад. – М., 2006.

33. Положение молодежи в России // Аналитический доклад. – М., 2007.

34. Положение молодежи в России // Аналитический доклад. – М., 2008.

35. Рагимова, О.А. Социальное здоровье молодого поколения / О.А. Рагимова // Социально-гуманитарное знание. – 2008. – №1. – С.118-126.

36. Реализация государственной молодежной политики: региональный опыт // Материалы Всероссийской научно-практической конференции (25-26 ноября 2004 г.): сборник / Министерство по делам молодежи, спорту и туризму РТ. – Казань, 2006.

37. Региональная молодежная политика: анализ, проблемы, перспективы / А.Д. Плотников [и др.]; общ. ред.А.Д. Плотникова. – М.: Компания "Дмитрейд График Групп", 2005. – 239 с.

38. Ручкин, Б.Н. Молодежь как стратегический ресурс развития общества / Б.Н. Ручкин, В.А. Родионов, А.В. Печников // Социально-гуманитарные знания. – 2006. – №1. – С.155-160.

39. Савич, Л.Е. Информационные потребности молодежи и возможности их удовлетворения в РТ.

40 Сергеев, Е. Молодежная субкультура / Е. Сергеев // Республика Татарстан. – 2008. – №101. – С.12.

41. Скробов, А.П. О некоторых новых подходах к молодежной политике в условиях реформ.

42. Социальная политика: учебник / общ. ред. Н.А. Волгина. – М.: Издательство "Экзамен", 2002. – 736 с.

43. Стратегии государственной молодежной политики и положение молодежи РТ в начале III тысячелетия / редколл.: М.М. Бариев [и др.]; общ. ред.М. М. Бариева. – Казань, 2003. – 158 с.

44. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации [электронный ресурс]

45. Стратегия государственной молодежной политики в РФ: Распоряжение Правительства РФ от 18.12.2006 № 1760-р // Собрание законодательства РФ. – 2006. – С.10-24.

46. Суховская, А. Проблемы трудоустройства и самореализации молодежи в небольших муниципальных образованиях / А. Суховская // Управление персоналом. – 2008. – №10. – С.45-46.

47. Технологии социальной работы: учебник / общ. ред. проф.Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 400 с.

48. Торкилдсен, Д. Управление сферой досуга и отдыха в Великобритании

49. Федеральная целевая программа "Молодежь России" // Нормативно-правовая система "Гарант"

50. Ховрин, А.Ю. Социальное партнерство в сфере реализации общественной молодежной политики / А.Ю. Ховрин // Социально-гуманитарное знание. – 2007. – №5. – С.179.

51. Черкасова, Т.В. Молодежь о конфликтогенных факторах и молодежной политике / Т.В. Черкасова // Социологические исследования. – 2007. – № 3. – С.104-109.

52. Энциклопедический социологический словарь / Общ. ред. Осипова Г.В. – М.: ИСПИ РАН, 1995. – 786 с.