Управление финансовым состоянием предприятия

Управление финансовым состоянием предприятия.

Статьи по теме
Искать по теме

Понятие и оценка финансового состояния предприятия

Среди финансовых проблем предприятий, пожалуй, нет другой, которая бы так часто рассматривалась учеными и практиками и казалась им столь важной, как анализ и оценка финансового состояния предприятия.

Значительное внимание к анализу финансового состояния предприятия и его оценки уделяется потому, что, с одной стороны, он является результатом деятельности предприятия, свидетельствует о достижениях, а с другого определяет предпосылки развития предприятия. В работах зарубежных и отечественных экономистов исследован широкий круг вопросов, связанных с анализом финансового состояния предприятий, его оценкой и управлением. Методические основы количественного измерения и оценки финансового состояния предприятий и трактовка его сущности зафиксировано также и в нормативных документах.

Известно, что оценку финансового состояния предприятий осуществляют по ряду методик, разработанных министерствами, НБУ и коммерческими банками. Первооснову таких методических подходов к оценке финансового состояния предприятий заложены еще в 1998 году Агентством по вопросам предупреждения банкротства предприятий и Государственной налоговой администрацией.

Рассмотрим различные определения ученых-экономистов относительно понимания ими сущности понятия "финансовое состояние предприятия".

Так, Е. А. Маркарян и Г. П. Герасименко определяют это понятие так: "Финансовое состояние предприятия – это совокупность показателей, отражающих его способность погасить свои долговые обязательства". Такое определение не раскрывает экономическую сущность этого понятия, а лишь указывает на одну из его характеристик – соответствующий уровень показателя ликвидности.

Достаточно суженное понятие "финансовое состояние предприятия" находим у А. И. Ковалева и В. П. Привалова. Они понимают его как "совокупность показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов". Следует заметить, что финансовое состояние предприятия-это совокупность показателей, с их помощью он только количественно измеряется.

Довольно весомым является следующее определение финансового анализа предприятия: финансовый анализ предприятия – это экономическая категория, отражающая состояние капитала в процессе его кругооборота и способность субъекта к саморазвитию на фиксированный момент времени. Особенность такого определения состоит в том, что автор впервые признает финансовое состояние экономической категорией и подчеркивает, что она отражает состояние капитала в процессе его кругооборота.

В специальной литературе находим и совсем упрощенная трактовка этого понятия. Так, В. И. Иващенко приводит следующее определение: финансовое состояние предприятия – это результат финансовой деятельности. Он характеризуется размерами средств предприятий, их размещением и источниками поступления. Из этого выражения не понятно, почему финансовое состояние предприятия является результатом лишь его финансовой деятельности, почему он не является результатом также операционной и инвестиционной деятельности, совсем не учитывают качественные характеристики такого понятия.

Сравнение определений этого понятия разными авторами и их критическая оценка дает основания сделать вывод, что финансовое состояние предприятия объективно формируется в системе внешних и внутренних финансовых отношений предприятия и его следует рассматривать как финансовую состоятельность предприятия.

Следовательно, финансовое состояние предприятия – это реальная и потенциальная финансовая состоятельность предприятия обеспечить определенный уровень финансирования текущей деятельности, саморазвития и погашения обязательств перед предприятиями и государством. Количественно он измеряется системой показателей, на основании которых осуществляется его оценка.

Для правильной оценки финансового состояния предприятия необходимо сочетание трех составляющих:

1. Чего мы хотим достичь в конкретном случае, определяя финансовое состояние предприятия? (С какой целью его оцениваем?)

2. Как измерить финансовое состояние предприятия?

3. Как его оценить?

Финансовое состояние – это важная характеристика экономической деятельности предприятия во внешней среде. Он в значительной степени определяет конкурентоспособность предприятия, его потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой мере гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнеров по финансовым и других отношений.

Полным комплексным набором показателей, по мнению автора, характеризуются методики анализа финансового состояния предприятия таких ученых-экономистов, как В. Г. Артеменко, А. И. Ковалев, И. А. Бланк, В. П. Привалов, А. Д. Шеремет. Среди упомянутых ученых наиболее полный перечень финансовых показателей предложил И. А. Бланк.

Стабильность работы предприятия связана с общей его структурой, степенью его зависимости от внешних кредиторов и инвесторов. Так, многие предприятия в процессе своей деятельности помимо собственного капитала привлекают значительные средства, взятые в долг. Однако если структура "собственный капитала – заемные средства" имеет значительный перекос в сторону долгов, предприятие может обанкротиться, если сразу несколько кредиторов потребуют возврат денег в "неудобное" для предприятия время.

Финансовая устойчивость характеризуется, следовательно, соотношением собственных и заемных средств. Однако этот показатель дает лишь общую оценку финансовой устойчивости. Поэтому в мировой и отечественной учетно-аналитической практике разработана система показателей, характеризующих состояние и структуру активов предприятия и обеспеченность их источниками покрытия (пассивами).

Показатели ликвидности (позволяют определить способность предприятия оплатить свои краткосрочные обязательства, реализуя свои текущее активы) и финансовой устойчивости взаимодополняют друг друга и в совокупности дают представление о благополучии финансового состояния предприятия: если у предприятия обнаруживаются плохие показатели ликвидности, но финансовая устойчивость им не потеряна, то у предприятия есть шансы выйти из затруднительного положения. Но если неудовлетворительны и показатели ликвидности, и показатели финансовой устойчивости, то такое предприятие – вероятный кандидат в банкроты. Преодолеть финансовую неустойчивость весьма непросто, нужно время и инвестиции. Для хронически больного предприятия, потерявшего финансовую устойчивость, любое негативное стечение обстоятельств может привести к роковой развязке [8, с.50].

По версии некоторых источников, финансовая устойчивость – одна из характеристик соответствия структуры источников финансирования в структуре активов. В отличие от платежеспособности, которая оценивает оборотные активы и краткосрочные обязательства предприятия, финансовая устойчивость определяется на основе соотношения разных видов источников финансирования и его соответствия составу активов. [13, с.214]

Наиболее полно финансовая устойчивость предприятия может быть раскрыта на основе изучения равновесия между статьями актива и пассива баланса.

Финансовое равновесие может быть рассмотрено с двух взаимно дополняющих друг друга подходов.

- Первый (имущественный) подход оценки финансового равновесия исходит из позиции кредиторов: предполагает сбалансированность активов и пассивов баланса по срокам и способность предприятия своевременно погашать свои долги (ликвидность баланса).

- Второй (функциональный) подход исходит из точки зрения руководства предприятия, основанной на функциональном равновесии между источниками капитала и их использованием в основных циклах хозяйственной деятельности (инвестиционный, операционный, денежный циклы).

Сбалансированность притока и оттока денежных средств возможна при условии уравновешенности активов и пассивов по срокам использования и по циклам. Отсюда финансовое равновесие активов и пассивов баланса лежит в основе оценки финансовой устойчивости предприятия, его ликвидности и платежеспособности [24, c.98].

Взаимосвязь активов и пассивов баланса представлена в таблице 1.

Таблица 1. Взаимосвязь активов и пассивов баланса

Внеоборотные активы (основной капитал)

Долгосрочные кредиты и займы

Собственный капитал

Оборотные активы

Краткосрочные обязательства

Согласно этой таблице, основным источником финансирования внеоборотных активов, как правило, является постоянный капитал (собственный капитал и долгосрочные кредиты и займы).

Оборотные активы образуются как за счет собственного капитала, так и за счет краткосрочных заемных средств. Желательно, чтобы они были наполовину сформированы за счет собственного, а наполовину – за счет заемного капитала. Тогда обеспечивается гарантия погашения внешнего долга и оптимальное значение коэффициента ликвидности, равное 2.

Следовательно, соблюдение условия финансового равновесия создаёт нормативную базу для финансовой устойчивости предприятия и его платёжеспособности во времени, также накладывает определённые ограничения на размер его обязательств перед работниками предприятия, кредиторами, бюджетом, банками и инвесторами.

Основные методические подходы анализа финансового состояния предприятия

Основная цель финансового анализа – получение максимального количества наиболее информативных параметров, дающих объективную картину финансового состояния организации, ее прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами.

Не менее важное значение в организации анализа имеет методическое его обеспечение. От того, какие методики анализа используются на предприятии, зависит его результативность. Особое значение имеет разработка собственных или адаптация готовых компьютерных программ, позволяющих оперативно и комплексно исследовать результаты хозяйственной деятельности с использованием экономико-математических методов.

Анализ финансово-экономического состояния предприятия проводится с помощью совокупности методов и рабочих приемов (методологии), позволяющих структурировать и идентифицировать взаимосвязи между основными показателями. Под методами финансового анализа понимаются способы подхода к изучению изменения финансовых показателей и взаимосвязей между ними.

При выполнении анализа выделяются следующие этапы:

- 1 этап – уточняются объекты, цель и задачи анализа, составляется план аналитической работы;

- 2 этап – разрабатывается система синтетических и аналитических показателей, с помощью которых характеризуется объект анализа;

- 3 этап – собирается и подготавливается к анализу необходимая информация;

- 4 этап – проводится сравнение фактических результатов хозяйствования с показателями плана исследуемого периода, фактическими данными прошлых периодов, с достижениями ведущих предприятий, средними по отрасли и т.д.;

- 5 этап – изучаются факторы и определяется их влияние на результаты деятельности предприятия;

- 6 этап – выявляются неиспользованные и перспективные резервы повышения эффективности производства;

- 7 этап – происходит оценка результатов хозяйствования с учетом действия различных факторов и выявленных неиспользованных резервов, разрабатываются мероприятия по их использованию.

Выделяют следующие типы анализа:

1) Горизонтальный (временной) анализ – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;

2) Вертикальный (структурный) анализ – определение структуры итоговых показателей с выявление влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;

3) Трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, то есть основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем; таким образом, тренд есть перспективный, прогнозный анализ;

4) Анализ финансовых коэффициентов – расчет относительных данных отчетности, выявление взаимосвязей показателей;

5) Сравнительный анализ проводится при сравнении отдельных внутрихозяйственных показателей отчетности фирмы с показателями дочерних фирм, подразделений, а также при сопоставлении показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными, с соответствующими показателями прошлых периодов;

6) Факторный анализ позволяет оценить влияние отдельных факторов на результативный показатель как прямым методом дробления результативного показателя на составные части, так и обратным методом, когда отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.

Все методы экономического анализа можно разделить на две большие группы – качественные и количественные. Качественные методы позволяют на основе анализа сделать качественные выводы о финансовом состоянии предприятия, уровне его ликвидности и платежеспособности, инвестиционном потенциале, кредитоспособности организации.

Количественные методы нацелены на то, что в процессе анализа оценить степень влияния факторов на результативный показатель, рассчитать уравнения регрессии для их использования в планировании и прогнозном анализе, найти оптимальное решение по использованию производственных ресурсов.

Количественные методы подразделяются на:

- статистические;

- бухгалтерские (метод двойной записи, балансовый метод);

- экономико-математические.

Способы и приемы количественного анализа включают такие традиционные методы, как:

- использование абсолютных, относительных и средних величин;

- сравнение;

- группировка;

- индексный метод;

- метод цепных подстановок;

- интегральный метод

К статистическим методам экономического анализа относятся:

- статистическое наблюдение – запись информации по определенным принципам и с определенными целями;

- расчеты средних величин;

- ряды динамики – абсолютный прирост, относительный прирост, темпы роста, темпы прироста;

- сводка и группировка экономических показателей по определенным признакам;

- сравнение показателей;

- расчет индексов;

- детализация показателей.

При помощи бухгалтерских методов, а именно балансового метода можно проводить факторный анализ некоторых моделей и определять количественное влияние отдельных факторов на изменение анализируемого показателя. Особенно широко распространено использование данного метода при анализе правильности размещения и использования хозяйственных средств и источников их формирования.

Экономико-математические методы анализа применяются при решении конкретных аналитических задач и включают:

- методы элементарной математики;

- классические методы математического анализа: дифференцирование, интегрирование, вариационное исчисление;

- методы математической статистики, прежде всего корреляционно-регрессивный анализ, который наиболее распространен в практике;

- эконометрические методы;

- методы математического программирования: оптимизация, линейное, квадратичное и нелинейное программирование;

- методы исследования операций: управление запасами, методы технического износа и замены оборудования;

В аналитической работе используются также методы моделирования:

- методы преобразования модели позволяют перейти от модели кратного типа, например, к аддитивной модели;

- методы расширения факторной модели используются при анализе рентабельности;

- методы сокращения факторной модели;

Метод использования абсолютных, относительных и средних величин применяется при анализе довольно часто. Анализ тех или иных показателей, экономических явлений, ситуаций, как правило, начинается с рассмотрения абсолютных величин в натуральных или стоимостных измерителях. Эти показатели являются основными в финансовом учете. В анализе они используются для исчисления средних и относительных величин, которые незаменимы при анализе динамики явлений. С помощью относительных показателей строят временные ряды, которые характеризуют изменение того или иного показателя во времени (по отношению к базисному показателю, принятому за 100%). Аналитичность относительных показателей очевидна при изучении структуры экономического явления (доля в рассматриваемом показателе), при анализе интенсивности использования производственных ресурсов (например, производительность труда, фондоотдача, фондовооруженность и т.д.).

Особенность относительных показателей, которые часто выступают в виде коэффициентов, заключается в том, что их надо интерпретировать, давать им экономическое объяснение. И относительные, и абсолютные количественные показатели сами по себе зачастую недостаточно информативны и требуют дополнительно использования метода сравнения.

Средние величины позволяют обобщить совокупность типичных показателей, сравнить изучаемый признак по разным совокупностям.

Обязательным условием применения метода сравнения выступает сопоставимость показателей по содержанию и структуре (по кругу оцениваемых показателей, по ценам, по структуре выпуска продукции и ее реализации) с целью выявления черт сходства либо различий между ними.

В анализе применяются следующие типы сравнений.

1) Сравнение фактически достигнутых результатов с данными прошлых периодов – сопоставление хозяйственных показателей текущего периода с аналогичными показателями предшествующего периода;

2) Сопоставление фактического уровня показателей с плановыми. Отклонение фактических данных от плановых является объектом дальнейшего анализа;

3) Сравнение с утвержденными нормами расхода ресурсов очень широко используется в практике;

4) Межхозяйственный сравнительный анализ, в процессе которого показатели анализируемого предприятия сопоставляются с показателями ведущих предприятий;

5) Сравнение со средними данными по отрасли.

При использовании этого метода необходимо обеспечить сопоставимость данных по ценам (пересчет в цены базисного периода с помощью индексов), по социальным, природным и иным факторам.

Группировка предполагает определенную классификацию явлений и процессов, причин и факторов, их обусловливающих. Далее с помощью экономического анализа устанавливается причинная связь, взаимосвязь показателей, выявляются факторы и проводится факторный анализ, при котором один из показателей, полученных в результате группировки, рассматривается как фактор, влияющий на другой фактор, а второй – как результат влияния первого. Важнейший вопрос при проведении такого рода исследования – выбор интервала группировки. Существует два основных подхода (метода) к его решению.

Первый подход предполагает деление совокупности данных на группы с равными интервалами значений.

Согласно второму подходу интервалы группировки можно выбрать и неравными (возрастающими или убывающими).

Для оценки количественной роли отдельных факторов одним из основных методов является индексный метод, который представляет собой отношение фактического показателя к базовому и такой индекс называется простым. Как правило, в числителе и знаменателе рассчитывается сумма произведений факторов в базовом и отчетном вариантах и индекс называется аналитическим. С помощью индексов в анализе финансово-хозяйственной деятельности решаются следующие основные задачи:

- оценка изменения уровня явления (или относительного изменения показателя);

- выявление роли отдельных факторов в изменении результативного признака;

- оценка влияния изменения структуры совокупности на динамику.

Метод цепных подстановок также широко распространен в проведении экономического анализа предприятия. Сущность данного метода заключается в том, что в исходную базовую формулу для определения результирующего показателя подставляется отчетное значение первого исследуемого фактора. Сравнение полученного результата с базовым значением результирующего показателя и позволяет оценить влияние первого фактора. Далее в полученную при расчете формулу подставляется отчетное значение следующего исследуемого фактора; сравнивая полученный результат с предыдущим, определяется влияние второго фактора. Процедура повторяется до тех пор, пока в исходную базовую формулу не будет подставлено фактическое значение последнего из факторов, введенных в модель. При использовании метода цепных подстановок результаты во многом зависят от последовательности подстановки факторов.

При использовании интегрального метода расчеты проводятся на основе базовых значений показателей, а ошибка вычислений (неразложимый остаток) распределяется между факторами поровну.

Факторы, влияющие на результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Важное значение имеет анализ факторов, оказывающих положительное или отрицательное воздействие на экономические результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Классификация факторов, влияющих на деловой цикл финансово-хозяйственной деятельности предприятия, представлен в таблице 2.

Таблица 2. Классификация факторов, влияющих на экономические результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Общеэкономические факторы

Отраслевые факторы

Внутренние факторы предприятия

Колебания делового цикла

Деловой цикл, характерный для отрасли

Ожидаемые прибыли и дивиденды

Стабильность политики правительства

Перспективы развития отрасли

Качество управления

Уровень инфляции

Структура отрасли, уровень конкуренции

Структура капитала

Устойчивость национальной валюты

Уровень издержек

Номенклатура продукции

Налоговая политика

Трудовые отношения

Диверсификация поставщиков и потребителей продукции

Социально-экономическая ситуация в стране

Длительность, производственного цикла

Территориальные особенности размещения

Уровень государственного регулирования

Организация бухгалтерского учета

Организационная структура

Внутренние условия деятельности предприятия можно разделить на три группы:

1) материально-ресурсное обеспечение производства, определяющее ресурсы и возможности предприятия. Основными и этой группе являются производственные факторы (здания, сооружения, машины, механизмы, оборудование, земля, сырье и материалы, топливо, энергия, рабочая сила, информация);

2) обеспечение экономического и технического развития предприятия (инновации, инвестиции, организация труда и производства, повышение квалификации работников);

3) обеспечение высокого уровня рентабельности (высокоэффективная коммерческая и снабженческая деятельность, связанная с эффективностью рыночных связей).

Управление факторами, влияющими на экономические результаты деятельности предприятия, направлено на обеспечение ритмичности производства, совершенствование его организации, улучшение снабжения необходимыми ресурсами; снижение издержек производства или их поддержание на конкурентном уровне; получение прибыли в размере, обеспечивающем техническое и экономическое развитие предприятия.

Внешние условия деятельности предприятия отражают экономическую ситуацию в стране и за рубежом, в отдельных регионах, на отраслевых рынках. Важнейшими из внешних условий хозяйствования предприятий являются размер налоговых ставок, уровень процента за кредиты, степень.монополизации отрасли, уровень развития рыночных отношений и рыночных структур, состояние рынка труда, инвестиционная активность предприятия.

Финансовая устойчивость – это характеристика, свидетельствующая о стабильном превышении доходов над расходами, свободном маневрировании денежными средствами предприятия и эффективном их использовании, бесперебойном процессе производства и реализации продукции.

Финансовое положения предприятия считается устойчивым, если оно покрывает собственными средствами не менее 50 % финансовых ресурсов, необходимых для осуществления нормальной хозяйственной деятельности, соблюдает финансовую, кредитную и расчетную дисциплину, иными словами, является платежеспособным.

Основные факторы, влияющие на финансовую устойчивость предприятия, отражены в таблице 3.

Таблица 3.Факторы, влияющие на финансовую устойчивость предприятия.

управление финансовым состоянием предприятия

К внутренним факторам относятся:

- отраслевая принадлежность организации;

- структура выпускаемой продукции, её доля в общем платежеспособном спросе;

- размер оплаченного уставного капитала;

- величина издержек, их динамика по сравнению с денежными доходами;

- состояние имущества и финансовых ресурсов, включая запасы и резервы, их состав и структуру.

К внешним факторам относят:

- влияние экономических условий хозяйствования;

- преобладающую в обществе технику и технологию;

- платежеспособный спрос и уровень доходов потребителей;

- налоговую кредитную политику правительства;

- законодательные акты по контролю за деятельностью организации;

- внешнеэкономические связи;

- систему ценностей в обществе и др.

Влиять на эти факторы хозяйствующий субъект не в состоянии, он лишь может адаптироваться к их влиянию.

Значения финансовых результатов отдельных хозяйствующих субъектов для экономики и общества в целом слагается из его значения для каждого отдельного элемента этой системы:

– для государства в лице налоговых и других органов аналогичного назначения – своевременная и полная уплата предприятием всех налогов и сборов в бюджеты различных уровней. От этого зависит исполнение доходной части бюджета. В противном случае вследствие сокращения расходной части бюджета государство и местные органы власти не смогут в полной мере реализовать свои функции и выполнять обязательства, что в конечном счете может привести к разным негативным последствиям на государственном и региональном уровнях;

– для внебюджетных фондов, образованных под эгидой государства –своевременное и полное погашение задолженности по отчислениям в данные фонды. Невыполнение предприятиями своих обязательств (эти фонды образуются в основном за счет средств предприятий) влечет за собой нарушения в их работе, в частности в области выплат пенсий, пособий по уходу за детьми, пособий по безработице и т. д.;

– для работников предприятия и прочих заинтересованных лиц – своевременная выплата заработной платы, обеспечение дополнительных рабочих мест. Устойчивое финансовое положение является для работников предприятия гарантией своевременной выплаты заработной платы. Кроме того, увеличение доходов предприятия приводит к увеличению фондов потребления, а значит, и к улучшению материального благополучия работников данного предприятия. Также стабильное функционирование предприятия, его развитие обеспечивают создание дополнительных рабочих мест, что очень важно в условиях роста безработицы;

– для покупателей, заказчиков продукции, работ, услуг – стабильное функционирование, выполнение договорных условий. Невыполнение предприятиями своих обязательств может явиться причиной не только производственного, но и финансового кризиса v покупателей и заказчиков с известными последствиями;

– для поставщиков и подрядчиков – своевременное и полное выполнение обязательств. Для них эти моменты чрезвычайно важны, так как их доход от основной деятельности формируется из поступлений со стороны покупателей и заказчиков. Изъятие финансовых ресурсов из оборота из-за несвоевременности расчетов ослабляет их финансовое состояние, заставляет для обеспечения нормального функционирования привлекать дополнительные заемные средства, что связано с дополнительными расходами. Если же предприятие из-за плохого финансового состояния не может расплатиться с поставщиками и подрядчиками, это может привести к банкротству последних;

– для обслуживающих коммерческих банков – своевременное и полное выполнение обязательств согласно условиям кредитного договора. Невыполнение условий кредитного договора, неплатежи по выданным ссудам могут привести к сбоям в функционировании банков. Банкротство хотя бы одного банка из-за вытекающей отсюда неплатежеспособности многих его клиентов влечет за собой цепную реакцию неплатежей и банкротств;

– для собственников предприятия – доходность, величина прибыли, направляемая на выплату дивидендов. Для владельцев предприятия значение финансовой устойчивости проявляется как фактор, определяющий его прибыльность и стабильность в будущем. Кроме того, прибыльность, устойчивость финансового положения предприятия влияют на стоимость его акций.

– для инвесторов – выгодность и степень риска вложений в предприятие. Чем устойчивее в финансовом отношении предприятие, тем менее рискованны и более выгодны инвестиции в него.

Выше сказанное позволяет сделать вывод, что финансовая устойчивость, рассчитанная на основе анализа финансовых показателей предприятия, играет чрезвычайно важную роль в обеспечении устойчивого развития, как отдельных предприятий, так и общество в целом.