Управление ассортиментной политикой

Управление ассортиментной политикой.

Статьи по теме
Искать по теме

Осуществляя процесс управления ассортиментной политикой, следует учитывать и еще один важный фактор.

Как показывает опыт, необходимо стремиться к ассортименту, который помимо максимального вербующего воздействия на потребителей, был бы дополнен тесной связью ассортиментной и ценовой политики. Поэтому при формировании ассортимента следует учитывать весь спектр возникающих издержек. Такую связь можно представить графически (рис. 1).

взаимодействие ассортиментной и ценовой политики

Рис. 1. Схема взаимодействия ассортиментной и ценовой политики.

При этом необходимо учитывать, что даже самые позитивные преимущества с точки зрения издержек останутся бесполезными, если усилия по сбыту слишком слабы, поскольку сбыт – это реализация результатов, обеспечивающих жизнеспособность предприятия. Следовательно, принимая решения в области управления ассортиментом нельзя переносить центр тяжести на загрузку производства или увеличение закупок, если нет достаточных возможностей сбыта. Особенно это важно когда предприятие не обладает дополнительными возможностями по стимулированию сбытовой деятельности, например, рекламными.

Осуществляя процесс управления ассортиментом необходимо постоянно учитывать изменение спроса и по результатам анализа проводить коррекцию ассортимента при помощи дифференцированной статистики сбыта, дающей возможность получить сведения для очищения ассортимента.

Особое место в осуществлении управления ассортиментом занимает потребность предприятия в снижении коммерческих рисков. В этих целях используется диверсификация производства и дифференциация ассортимента выпускаемой продукции.

Диверсификация может иметь следующие формы:

- горизонтальная;

- вертикальная;

- конгломеративная.

Горизонтальная диверсификация представляет собой такую стратегию предприятия, при которой снижение риска потери доходов достигается путем расширения сфер деятельности предприятия на рынке товаров и услуг при расширении ассортимента за счет сходных по назначению с уже производимыми продуктами или изделиями.

Вертикальная диверсификация обеспечивает снижение коммерческого риска за счет расширения сферы деятельности на рынке в результате изменения ассортимента путем новых, технологически связанных с профильными продуктов и изделий.

Конгломеративная диверсификация обеспечивается реализацией стратегии предприятия, направленной на снижение коммерческого риска за счет расширения ассортимента путем выпуска новых продуктов и изделий, не связанных с профилирующими ни технически. Ни однотипностью применения.

Выбирая ту или иную стратегию диверсификации необходимо всегда помнить, что основным условием успеха есть и остается ориентация на спрос.

Необходимо иметь ввиду, несмотря на то, что любое предприятие стремится стать монополистом в той или иной области за счет специализации ассортимента, тем не менее, и его универсализация вполне способна принести ощутимый коммерческий успех. В связи с этим важно создать условия, при которых существует готовность обеспечить необходимый ассортимент, то есть предложить нужное количество товара в нужном месте и в нужное время. При этом важную роль играет его качество. Следовательно, в процессе управления ассортиментом необходимо учитывать возможности быстрой перестройки производства.

И, наконец, в ходе процесса управления ассортиментом выпускаемой продукции очень важно определить стратегические направления, которые будут отправной точкой при принятии управленческих решений на производство и реализацию.

Управление поиском идеи ассортимента выпускаемой продукции.

Поиск идей ассортиментной стратегии предприятия является тем важным элементом, на основе которого лежит его финансовое благополучие и успешное продвижение на рынке товаров и услуг. При этом, идеи это одновременно и управленческий процесс. Трудно предположить, хотя в идеале это и возможно, что в системе управления маркетинговой деятельностью предприятия имеется некий генератор идей, постоянно выдающий инновационные предложения по части ассортимента выпускаемой продукции. Зарубежный опыт показывает, что ряд фирм содержит некую группу "фантазеров" время от времени формулирующих самые разнообразные и невероятные идеи, которые после строгого анализа и отбора могут быть использованы в принятии управленческих решений относительно ассортимента выпускаемой продукции. Однако это скорее исключение, чем правило.

Поиск идеи в маркетинге – это сложный процесс, требующий значительных конструкторских, технологических, интеллектуальных усилий. Поэтому важной задачей управления ассортиментом является систематизация работы по поиску идей. Такую работу необходимо разделить на несколько этапов:

1. Поиск идеи.

2. Проверка идеи.

3. Реализация идеи.

Поиск идеи сводится, как правило, к сбору информации внутри и вне предприятия и формулирование на ее основе каких-либо идей.

Проверку идеи условно можно подразделить на два этапа:

а) первичный отбор, т.е. разработку концепции продукта или ассортимента, выбор подходящих свойств и критериев оценки, принятие или отказ от идеи.

б) анализ экономической эффективности от внедрения идеи, т.е. детальный анализ оборота, издержек, сбыта при производстве продукта и его реализации. Использование прогнозных моделей. При прогнозировании положительного эффекта переходят к следующему этапу.

Реализация идеи состоит из:

а) технической разработки идеи, т.е. создание проектов временного графика и сметы, изготовление опытных образцов. Переход в случае достижения позитивных технических, сертификационных, и маркетинговых результатов, к внедрению продукта на рынок.

б) рыночные испытания продукта включают в себя исследование отношения потребителей к торговой марке, упаковке, качеству, анализ и оценку полученных результатов.

в) внедрение на рынок включает окончательную проверку планов производства и маркетинга.

Как правило, поиск идеи может проходить по нескольким направлениям:

1. Получение первичной информации.

2. Сбор и оценка вторичной информации.

3. Применение иных методов поиска идеи продукта.

Получение первичной информации, как показывает практика, связано с большими финансовыми затратами, которые обусловлены действующим патентным законодательством, законодательством об охране авторских прав, гонорарами, первичными источниками идеи и т.д. В связи с этим для поиска идеи более целесообразно использовать вторичные источники информации. К ним можно отнести:

- Доверительные беседы с компетентными сотрудниками.

- Изучение и анализ специальной литературы.

- Изучение рекламы конкурирующих фирм и предприятий.

- Изучение и анализ каталогов, проспектов, объявлений и прочих материалов, близких к данной специфике производства.

- Изучение обзорных материалов, издаваемых патентными органами.

- Просмотр периодики, прежде всего технической и маркетинговой.

- Просмотр архивных материалов.

- Изучение лучших образцов аналогичных продуктов.

- Посещение ярмарок, выставок и презентаций.

- Просмотр и анализ отдельных радио- и телепрограмм.

- Совершенствование работы с предложениями сотрудников предприятия.

- Анализ рекламаций.

- Доведение докладов по исследованию рынка до специалистов.

- Инициативы вышестоящих организаций.

- Посещение конференций и информационных мероприятий.

- Конкурсы и соревнования.

- Беседы с консультантами и т.д.

И это далеко неполный перечень возможных источников получения идеи продукта. Как правило, в данном случае можно получить идею продукта практически сведения к минимуму финансовые затраты. Однако, необходимо учитывать, что при использовании информации важно иметь в высшей степени компетентный управленческий аппарат, способных из огромного объема информации, отфильтровать нужные идеи с целью дальнейшего планирования и реализации управленческих решений.

На наш взгляд, наряду с работой по сбору и анализу вторичной информации следует использовать наработанные наукой методы генерации идеи продукта. К ним можно отнести:

1. Метод функционального анализа.

2. Морфологический метод.

3. Метод бионики.

4. Метод Дельфи.

5. Метод "мозговой атаки".

6. Метод синектики.

7. Метод научных исследований и разработок и другие. Кратко охарактеризуем эти методы.

Метод функционального анализа

Данный метод предназначен для разработки стратегии совершенствования ассортимента выпускаемой продукции за счет расширения области использования уже имеющихся, положительно зарекомендовавших себя на рынке, товаров.

В данном случае целесообразно полностью описать все функции которые на настоящий момент выполняют тот или иной товар. Затем следует выяснить, какие функции он еще мог бы выполнять, обособить те функции, с которыми товар справляется лучше, чем с остальными. Только в том случае если товар обнаруживает явные преимущества в выполнении определенных свойств и функций или же превосходит по каким-либо функциональным параметрам конкурирующие товары можно проводить дальнейшие исследования. Например, применение данного метода позволило усовершенствовать домашний инкубатор "Успех", производимый ПО "Символ" (г. Пенза), путем оснащения его дополнительными приспособлениями для сушки грибов и фруктов. Потребители по достоинству оценили это новшество, поскольку не только расширилась функциональность данного изделия, но и его сезонность и, как следствие, окупаемость приобретенного товара.

Морфологический метод

Данный метод основан на расчленении товара на отдельные составляющие компоненты с целью их дальнейшего совершенствования. Такой метод дает возможность повысить надежность и качество отдельных элементов товара, что, в конечном результате позитивно сказывается, на общем состоянии изделия. Так, исследовав рекламационные материалы, на предприятии "Кварта" (г. Новый Оскол Воронежской области) пришли к выводу о необходимости внедрения ряда изменений в конструкцию силового блока стиральной машины СМ 1,5 "Фея", что значительно улучшило ее потребительские свойства. Таким же путем было найдено решение по экономии цветного металла, затрачиваемого на изготовление корпуса вибронасоса "Ручеек" путем замены алюминия на пластмассу.

Метод бионики

Данная методика заключается в поиске идей, на основе наблюдения за природой. Известно не мало случаев, когда тщательное изучение биологических процессов приводило к сенсационным техническим решениям. Достаточно, например, сказать, что тщательное наблюдение за летучими мышами и дельфинами позволило создать эхолакационные системы, а результатом изучения полетов уток стало создание известной авиационной схемы "утка", отличающейся своими высокими аэродинамическими параметрами и характеристиками.

Метод Дельфи

Заключается в опросе экспертов с помощью специальной анкеты, рассылаемой по почте. При применении данного метода необходимо учитывать, что наибольшая эффективность достигается лишь при многократном обращении. Экспертам предлагается оценить различные суждения по той или иной проблеме и обосновать свои ответы. Данный метод помогает получить широкий спектр мнений, способный подвести к идее создания нового продукта с расширенными функциональными возможностями.

Метод "мозговой атаки"

Метод "мозговой атаки" помогает решить проблему поиска новой идеи путем предложения и анализа самых различных мнений. При этом фантазия участников процесса практически не ограничивается. В ходе работы следует создать атмосферу раскованности и пояснить участникам, что могут использоваться для дальнейшей проработки и идеи партнеров. Данный метод предполагает отсутствие всякой критики, что связано не с качественным, количественным уровнем высказываемых идей. Чем больше их будет высказано, тем выше вероятность выработки приемлемого решения. Необходимо учитывать и то, что высказываемые в ходе "мозговой атаки" мнения и подходы могут быть применены и в других направлениях.

Метод синектики

Данный метод ориентирован на способы мышления привлекаемых работников. Для его осуществления создается несколько групп количеством от 2 до 6 человек. В каждой из них имеется координатор, который направляет работу группы и обобщает высказываемые идеи. Проблема четко формулируется и анализируется. При этом учитываются любые спонтанные реакции. Далее проблему пытаются рассмотреть с других точек зрения, опираясь при этом на аналогии и имеющийся опыт. Делается попытка описать прямые аналогии и через них формулируется подход к решению проблемы.

Научные исследования и разработки

Используя данный метод необходимо учитывать, что лишь не многие предприятия могут позволить себе создание исследовательских подразделений. Как правило, данный метод применяется при удовлетворении специального спроса. В данном случае научные разработки и исследования являются гарантией устойчивого положения предприятия, роста сбыта и успешной борьбы с конкурентами.

Планирование ассортимента продукции.

В рамках ассортиментной политики проводится планирование выпуска продукции по ряду взаимосвязанных между собой направлений (рис. 2), которое включает в себя:

- разработку новых видов продукции;

- политику в области маркировки;

- политику в области упаковки;

- политику в области ценообразования;

- политику в области реализации.

Направления планирования ассортимента продукции

Рис. 2. Направления планирования ассортимента продукции

Данные проблемы должны решать в комплексе, так как служат лля потребителя образом того иди иного товара и оказывают значительное влияние на сбыт продукции.

Планирование ассортимента продукции должно основываться на хорошо продуманной и реалистической программе стратегии его немедленного обновления в случае проявления нежизнеспособности продукта или окончания его жизненного цикла. Под существенным обновлением ассортимента или иначе – диверсификацией, подразумевается выпуск товаров, обладающих принципиальной новизной в технологическом плане или предназначенных для удовлетворения вновь выявленных потребностей рынка. При этом надо иметь в виду, что разработка новой продукции неизменно влечет за собой и пересмотр ассортимента изготовляемых товаров.

Это происходит постольку, поскольку исключение из производственной программы устаревших товаров является составной частью маркетинговой стратегии предприятия в части организации ее производственно-сбытовой деятельности. В условия рыночной конкуренции разработка новых товаров должна носить характер непрерывного процесса. Процесс диверсификации должен включать:

- формирование новой производственной стратегии;

- определение новых идей;

- исследовательскую и аналитическую работу;

- финансовую оценку результатов.

Предприятию – производителю того или иного товара, осуществляющему диверсификационную деятельность можно выбрать один из следующих вариантов решения проблемы выпуск нового товара:

- приобрести информацию о новых товарах у внешних источников по контракту или лицензии;

- создать свой собственный новый товар;

- усовершенствовать конструкцию или внешнее оформление уже выпускаемого товара;

- привлечь иных партнеров к диверсификационным мероприятиям.

Наибольшую эффективность в диверсификационной деятельности может иметь создание четкой системы разработки новых концепций товаров и услуг. Она может осуществляться по следующим направлениям:

- принятие долгосрочных решений о стратегии технологических инноваций или действиях в случае возникновения форс-мажорных обстоятельств;

- определение при помощи маркетинговых исследований и результатов последующего анализа сбытовой деятельности основных направлений НИОКР, обеспечивающих позитивный результат в кратчайшие сроки;

- проведение фундаментальных исследований, предоставляющих возможность прорыва в области технологии;

- проведение прикладных исследований, расширяющих сферу фундаментальных открытий обеспечивающих практическое использование их результатов применительно к потребностям выявленных групп потенциальных покупателей;

- конструирование и разработка новых видов товаров, как на основе прикладных исследований, так и на основе изучения и анализа рыночной ситуации.

Разработка нового ассортимента включает в себя модернизацию уже освоенных и внедренных на рынок товаров, и выпуск новых изделий, ориентированных на вновь осваиваемых рынки. Необходимо отметить, что при инновационных разработках необходимо и определение момента вывода продукции с рынка, если она больше не приносит прибыли или не служит другим целям предприятия.

Как показывает практика различные предприятия по-разному подходит к планированию производства ассортимента товаров в зависимости от имеющих условий: потребности клиентов, наличие необходимых ресурсов, обстановки на рынке, поставленных целей и т.д.

Принято различать следующие разновидности производственной стратегии: "впервые на рынке", "следование за лидером", "исследование сфер применения", "я тоже". Необходимо заметить, что одно и то же предприятие может использовать различные производственные стратегии относительно различных групп товаров.

Для анализа портфеля заказов и его оценки производственного ассортимента с точки зрения прибыльности его отдельных элементов широко применяется матрица Бостонской консультативной группы. Она позволяет классифицировать различные комбинации товаров в связи со стратегией диверсификации производства. Применение -данной классификации требует учета уже сложившейся и предполагаемой сегментации рынка товаров, временных аспектов прибыльности той или иной комбинации товаров и услуг, влияние на них со стороны конкурентов.

Разработка новых товаров должна осуществляться с учетом ассортиментной стратегии предприятия на основе полномасштабного анализа его положения на рынке. Результатом такого анализа может стать принятие решения на диверсификацию производства. При этом необходимо помнить, что исследования и анализ прибыльности новых концепций производства продукции следует проводить отдельно от оценки технологических возможностей. Это обусловлено, прежде всего, тем, что может возникнуть необходимость частичной или полной передачи производства бизнес – партнерам или смежниками.

Прежде чем принять решение о выходе на тот или иной рынок с новым товаром следует провести следующие мероприятия:

- осуществить полномасштабные НИОКР по данному товару или группе товаров;

- осуществить сертификацию, маркировку и упаковку;

- провести маркетинговые исследования и анализ рыночной ситуации.

Осуществление данных мероприятий позволит сформировать современный, ориентированный на потребителя ассортимент продукции, превосходящий предложение конкурентов и стимулирующих его сбыт.

Оценка перспективности товарного ассортимента и организация его контроллинга.

Заключительным этапом комплексного исследования деятельности предприятия является оценка перспективности товарного ассортимента. Оценка перспективности товарного ассортимента должна опираться на результаты анализа жизненного цикла товара и спроса на него. Эти данные являются базой для стратегического планирования прибыльности предприятия. Анализируется динамика продаж товара по этапам цикла.

Оценку жизненного цикла товара целесообразно осуществлять с использованием функционально-стоимостного анализа (ФСА). С его помощью можно определить соответствует ли функциональное назначение товара затратам на его производство и реализацию; планировать мероприятия по повышению конкурентоспособности товара и результатов финансово-хозяйственной деятельности. Чтобы судить о перспективности товара, необходимо определить его конкурентоспособность, прибыльность как товара в течение полного жизненного цикла на рынке, спрогнозировать возможную длительность его пребывания на каждом этапе жизненного цикла. Чем дальше продержится спрос на товар, тем больше общественных потребностей он сможет удовлетворить и больше принести предприятию доходов, обеспечивая его конкурентоспособный статус путем увеличения объема продаж и повышения нормы прибыли с единицы реализованной продукции.

Особую значимость анализа жизненного цикла, рынка, спроса на товар приобретает при внедрении новой продукции, так как в этом случае необходимо найти оптимальное решение, отвечающее как требованиям рынка, так и возможностям предприятия. По данным американских экспертов, 32 процента коммерческих неудач предполагаемых новинок товаров происходит из-за неверной оценки требований рынка. Преимуществ добиваются только те предприятия, которые продуктивно используют современные средства маркетинга в своей деятельности и четко представляют, в какой области и когда надо создавать новую продукцию, каковы должны быть ее параметры с точки зрения потребителей.

В современной теории также не существует разработанной системы показателей, характеризующей эффективность ассортиментной политики предприятия. Исследование факторов и показателей, влияющих на разработку элементов системы ассортиментной политики, имеет целью их научную классификацию в соответствии с функциональным содержанием данной системы и построении на этой основе модели процесса управления ассортиментной политикой. Поэтому является необходимым разработать систему показателей оценки результативности и эффективности ассортиментной политики.

При анализе и систематизации факторов, и характеризующих их показателей, необходимо учитывать ряд требований:

- факторы и показатели должны отражать особенности конкретной системы и оказывать существенное влияние на изменение отдельных показателей;

- необходимо использовать показатели, имеющиеся в статистической и бухгалтерской отчетности;

- показатели должны прогнозироваться и рассчитываться за несколько лет в целях устранения величины случайности;

- все факторы должны быть, по возможности, количественно измеримы.

Все основные показатели следует рассматривать в динамике и в сравнении с показателями лучших фирм отрасли, что позволит выявить определенные закономерности изменений в технике, технологии, организации и экономике производства, в качестве продукции; сопоставление с лучшими предприятиями позволит дать сравнительную характеристику уровня развития производства и поможет выявить резервы его эффективного развития. В тоже время изучение системы показателей преследует несколько целей:

- объективную оценку возможностей предприятия по повышению объема производства и его рентабельности;

- оценку деятельности предприятия и перспективности товарного ассортимента продукции;

- анализ деятельности с использованием имеющейся базы данных.

Система показателей анализа результативности и эффективности проводимой предприятием ассортиментной политики может быть представлена тремя группами:

- обобщающие показатели эффективности всей производственно-хозяйственной деятельности;

- показатели эффективности использования основных видов ресурсов;

- показатели перспективности товарного ассортимента, конкурентоспособности предприятия.

Система показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия характеризуется следующими группами – показатели комплексного анализа деятельности; -организационно-технического уровня производства; – производства и реализации продукции; -себестоимости продукции; прибыли и рентабельности; экономического стимулирования.

Первая группа показателей является обобщающей, синтезирующей в себе другие показатели деятельности предприятия. На ее основе определяют эффективность работы предприятия в целом.

Организационно-технический уровень производства характеризует степень рационализации производственной деятельности, выражающейся в совершенствовании орудий труда и технологии производства, средств и методов организации и управления производством, качества продукции. Он определяет использование производственных ресурсов и величину авансированных фондов, объема производства и себестоимости продукции. Поэтому этот анализ ориентирован на обосновании таких направлений как совершенствование научно-технической и материальной базы, уровня организации и управления, которые обеспечат условия для разработки и производства оптимального товарного ассортимента продукции. Синтетическими показателями технического уровня производства являются вооруженность живого труда основными фондами (фондовооруженность), уровень механизации труда, степень обновления оборудования. Организационный уровень производства следует рассматривать в следующих аспектах: через показатели использования производственной мощности предприятия, доли профильной продукции в общем объеме производства, числа типоразмеров продукции. Учитывая эти показатели при управлении ассортиментной политикой необходимо потому, что повышение технического, организационного уровня производства находят свое отражение в экономическом уровне производства. Под экономическим уровнем производства понимается степень использования живого и овеществленного труда. Степень использования живого труда, характеризует выработку продукции на одного работающего, а показателем, характеризующим степень использования овеществленного труда – фондоотдача.

Показатели объема производства и реализации продукции необходимо представлять в двух видах: товарная и реализованная продукция. Это необходимо для того, чтобы всесторонне оценить производство продукции – главный конечный результат деятельности предприятия.

Обобщающим показателем уровня использования ресурсов производства является себестоимость продукции. В ней синтезируются затраты общественных средств на производство отдельных видов товара. Ее снижение является стимулом к внедрению в производство новой техники. Именно, в себестоимости, с одной стороны, обобщается комплексная характеристика эффективности производства, а с другой стороны, учитываются основные причины и факторы, влияющие на эту эффективность (табл. 1).

Таблица 1.

Показатели оценки результативности и эффективности ассортиментной политики предприятия

Показатели производственно-хозяйственной деятельности

Показатели использования основных видов ресурсов

Показатели перспективности товарного ассортимента, конкурентоспособность предприятия

1.Показатели комплексного анализа деятельности

2. Показатели организационно-технического уровня производства

2.1. Показатели технического уровня производства

2.2, Показатели уровня организации производства

2.3. Показатели уровня управления производством

2.4. Показатели качества продукции и выполняемых работ

3. Показатели производства и реализации продукции

3.1 Объем ассортиментной реализованной продукции

3.2 Изменение остатков незавершенного производства

3.3 Изменение остатков нереализованной продукции

4.Показатели себестоимости продукции

5.Показатели прибыли и рентабельности

5.1.Выручка от реализации продукции в фактических ценах без НДС

5.2.Прибыль от реализации продукции

5.3.Показатели рентабельности

6. Показатели экономического стимулирования

1.Показатели использования трудовых ресурсов

1.1. Производительность труда

1.2. Удельный вес работников управления в составе ппп

1.3. Средняя заработанная плата одного работающего

1.4. Показатели состава, структуры кадров

1.5. Анализ движения рабочей силы

2. Показатели использования ОФ, оборотных средств, капитальных вложений

2.1.Показатели состояния основных фондов

2.2.Показатели технического состава ОФ

2.3.Показатели эффективности использования ОФ

2.4.Коэффициент оборачиваемости оборотных средств

2.5.Производственная мощность

3.Показатели использования материальных ресурсов

3.1. Показатели обеспеченности материальными ресурсами

3.2. Показатели материалоемкости, материалоотдачи

3.3.Коэффициент полезного использования материала

3.4.Коэффициент использования отходов

1. Емкость рынка (отдельных его сегментов)

2. Динамика спроса на продукцию

3. Показатели относительного снижения (увеличения) цен на товары.

4. Затраты, связанные с сервисным обслуживанием

5. Уровень роста финансово-экономического имиджа предприятия и его конкурентоспособности

6. Уровень конкурентоспособности отдельных видов продукции

7. Наличие торговой марки

8. Эффективность упаковки товара

9. Степень обновления и новизны

10. Полнота охвата потребителей

11. Доля охвата рынка

12. Коэффициент превышения спроса над предложением

Показатели прибыли и рентабельности являются общеэкономическими. Они взаимосвязаны с основными показателями, характеризующими эффективность производства: производительностью труда, фондоотдачей, материалоемкостью, себестоимостью. Рентабельность должна быть представлена тремя показателями: рентабельность продукции, предприятия, основной деятельности. В свою очередь, рентабельность продукции необходимо рассчитывать также в трех видах: реализованной, ассортиментной продукции и отдельных изделий. Необходимость анализа этих показателей обусловлебна тем, что в их динамике отражается динамика всей деятельности предприятия.

Кроме показателей анализа производственно-хозяйственной деятельности управлении ассортиментной политикой необходимо также учитывать степень обеспеченности предприятия основными видами ресурсов (трудовых, материальных, основных средств). Это является необходимым, потому что их количество и качество являются одним из главных ограничителей развития системы ассортиментной политики.