Универсальные учебные действия

На этапе основного общего образования происходит развитие познавательной сферы, учебная деятельность приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию, учащиеся начинают овладевать теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. Это раскрывает новые возможности развития познавательной, коммуникативнопреобразующей (технико-технологической) деятельности на основе ценностно-смысловой ориентации личности в мире и обществе, развития самосознания и целеполагания, выстраивания индивидуальной образовательной траектории.

Статьи по теме
Искать по теме

Универсальные учебные действия

Универсальные учебные действия в лингвистической литературе

Значительная роль в формировании нового типа учебной деятельности в основной школе принадлежит программе формирования универсальных учебных действий, учитывающей возрастные особенности учащихся. При этом формирование всех видов универсальных учебных действий обеспечивается в ходе усвоения всех учебных предметов и их циклов. Вместе с тем каждый из учебных предметов, кристаллизующий в себе социокультурный опыт определенных видов деятельности, предоставляет различные возможности для формирования учебных действий.

В рамках темы дипломного исследования, анализируя педагогическую и психологическую литературу, было установлено, что имеют место быть в современных исследованиях определения термина "универсальные учебные действия" следующих авторов: А.Г. Асмолова, З.А. Скрипко, Н.Д. Артёмовой и В.Г. Тютеревой, У.К. Шамсрахмановой и А. В. Федотовой.

Впервые термин "универсальные учебные действия" был введён А.Г. Асмоловым и ещё группой учёных-психологов. Учёные дают такое определение данного термина: в широком значении термин "универсальные учебные действия" означает умение учиться, в более узком смысле (собственно в психологическом значении) их можно определить как совокупность способов действия, обеспечивающих способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Понятие "универсальные учебные действия".

Источник

Понятие

1.

Г.К Селевко Энциклопедия образовательных технологий, М.2006

 

Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

2.

Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008

В широком значении термин "универсальные учебные действия" означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

3.

Сюсюкина И.Е Формирование универсальных учебных действий младших школьников в оценочной деятельности: диссертация... кандидата педагогических наук: – Магнитогорск, 2010

 

Под универсальными учебными действиями в современной педагогической науке понимается совокупность обобщенных действий учащегося, а также связанных с ними умений и навыков учебной работы, обеспечивающих способность субъектов к самостоятельному усвоению новых знаний, умений и компетентностей, к сознательному и активному присвоению нового социального опыта, к саморазвитию и самосовершенствованию.

 

4.

Концепция краеведческого образования в Челябинской области (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 13. 09. 2005 г. №01-1006)

Универсальные учебные действия это система действий учащегося, обеспечивающая культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности.

 

5.

Сборник материалов международной научно-практической конференции (20-21 ноября 2008 года ) Орск 2008

Универсальные учебные действия это совокупность способов действий учащегося, которые позволяют самостоятельно усваивать новые знания и умения, организовывать этот процесс.

 

6.

Публичный доклад муниципального образовательного бюджетного учреждения Явгильдинская средняя общеобразовательная школа муниципального района Караидельский район Республики Башкортостан 2010

Универсальные учебные действия это совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

7.

Методические рекомендации по формированию УУД у детей младшего школьного возраста

Томский Государственный Педагогический Университет 2008

Универсальные учебные действия это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

8.

Информационный вестник

Управления образования Выпуск № 25 2011

Универсальные учебные действия это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

9.

Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова.– М.: Просвещение, 2008

Универсальные учебные действия это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

В таблице приведены ключевые определения понятия "универсальные учебные действия". Изучив таблицу, нельзя не отметить единство терминологии.

Роль универсальных учебных умений хорошо отражена в работе М. А. Ступницкой. Используя метод аналогий, автор сравнивает универсальные умения и способы деятельности с ферментами, которые необходимы для усвоения пищи. В противном случае разнообразие "кушаний" (учебных предметов, спецкурсов, факультативов и пр.) не принесет радости и наслаждения. [Ступницкая, 2008. c.33]

А. Г. Асмолов указывает, что универсальные учебные действия служат решению основных четырёх задач:

1. личностной (решение жизненно важных задач в процессе обучения),

2. регулятивной (решение проблем управления и самоуправления в познавательной деятельности),

3. познавательной (совместный поиск и обработка информации),

4. коммуникативной (умение работать в коллективе).

В настоящее время в педагогической литературе признана основная классификация универсальных учебных действий (УУД), основанная задачах универсальных учебных действий предложенных А.Г. Асмоловым.

Виды УУД

Виды универсальных учебных действий

Так говоря о личностных УУД выделяют виды представленные на рисунке ниже.

Классификация личностных УУД

Классификация личностных универсальных учебных действий

Регулятивные универсальные учебные действия включают: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

В познавательные универсальные учебные действия входят: общеучебные (формулирование цели, поиск информации, применение метода поиска, структурирование информации, построение речевого высказывания, выбор способов решения задач, контроль и оценка, постановка проблемы), логические, постановка и решение проблемы. Согласно классификации А.Г. Асмолова выделяются также знаково-символические общеучебные универсальные действия к которым относится следующее:

  • моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта;
  • преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия содержат в себе: (анализ объектов с целью выделения признаков, синтез, выбор критериев для сравнения и классификации объектов, установление причинно-следственных связей, построение цепи рассуждений, доказательство, построение гипотез их обоснование).

Постановка и решение проблемы: формулирование и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Арефьева О.М. под коммуникативными действиями понимает: "умение органично и последовательно действовать в публичной обстановки, умение в общем управлять инициативой, техникой интонирования, логикой речевого высказывания и эмоциональной выразительности речи, составлять короткий диалог, умения излагать приобретённые знания".

Функции универсальных учебных действий

Выделяют такие функции универсальных учебных действий, как:

  1. обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
  2. создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
  3. обеспечение успешного усвоения знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания.

Рассмотрим понятие "формирование" в педагогике. И.П. Подласый говорит, что: "формирование – процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов – экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т.д.".

Формирование универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста происходит с учётом содержания вида деятельности, поэтапной и системной работы.

Формированию личностных универсальных учебных действий способствуют, например: сюжетно-ролевые игры. В процессе рисования можно попросить детей нарисовать рисунок на "определенную тему" и прочитать им литературу (стихи, рассказы, пословицы) по данной тематике.

Для формирования регулятивных универсальных учебных действий можно применить игры: "что изменилось?", "найди пару", "найди отличия" и другие.

Познавательные универсальные учебные действия формируются в процессе беседы по определённому плану, когда дети в игровой ситуации находят сходства и отличия предметов или рисунков, складывают целый предмет из частей.

Формировать коммуникативные универсальные учебные действия можно на занятиях аппликацией, изобразительной деятельностью и конструированием. В процессе игры дети учатся взаимодействовать друг с другом и общаться. Оценить сформированность данных действий на занятиях по русскому языку можно применив методики оценивания состояния звукопроизношения, фонематического восприятия, понимания речи, лексико-грамматического строя и связной речи, а так же другие.

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе определяется рядом взаимосвязанных положений:

  • как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию;
  • происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин;
  • свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений;
  • формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной компетентности.

Особенности универсальных учебных действий

Говоря об особенностях УУД младших школьников нельзя не рассмотреть их этапы формирования согласно теории планомерного поэтапного формирования действий и понятий П. Я. Гальперина. На основе этой теории предметом формирования УУД должны стать действия, понимаемые как способы решения определенного класса задач. Для этого необходимо выделить систему условий, учёт которых не только обеспечивает, но даже "вынуждает" ученика действовать правильно и только правильно, в требуемой форме и с заданными показателями.

Эта система включает три подсистемы:

  • условия, обеспечивающие построение и правильное выполнение учеником нового способа действия;
  • условия, обеспечивающие "отработку", то есть воспитание желаемых свойств способа действия;
  • условия, позволяющие уверенно и полноценно переносить выполнение действия из внешней предметной формы в умственный план.

В теории П.Я. Гальперина выделяют шесть этапов интериоризации действия. На первом этапе усвоение начинается с создания мотивационной основы действия, когда закладывается отношение ученика к целям и задачам усваиваемого действия, к содержанию материала, на котором оно отрабатывается. Это отношение в последующем может измениться, но роль пе6рвоначальной мотивации для усвоения в целом очень велика.

На втором этапе происходит становление схемы ориентировочной основы действия, то есть системы ориентиров, необходимых для выполнения действия с требуемыми качествами. В ходе освоения действия эта схема постоянно проверяется и уточняется.

На третьем этапе происходит формирование действия в материальной форме, когда ориентировка и исполнение действия осуществляются с опорой на внешне представленные компоненты схемы ориентировочной основы действия. Четвертый этап – внешнеречевой. Здесь происходит преобразование действия – вместо опоры на внешнепредставленные средства ученик переходит к описанию этих средств и действий во внешней речи. Необходимость материального представления схемы ориентировочной основы действия, как и материальной формы действия, отпадает; ее содержание полностью отражается в речи, которая и начинает выступать в качестве основной опоры для становящегося действия.

На пятом этапе, который сформулирован как "действие во внешней речи "про себя", происходит дальнейшее преобразование действия – постепенное сокращение внешней, звуковой стороны речи, основное же содержание действия переносится во внутренний, умственный план.

На шестом этапе действие совершается в скрытой речи и приобретает форму собственного умственного действия.

Эмпирически формирование действия, понятия или образа может проходить с пропуском некоторых этапов данной шкалы; причем в ряде случаев такой пропуск является психологически вполне оправданным, т.к. учащийся в своем прошлом опыте уже овладел соответствующими формами и в состоянии успешно включить их в текущий процесс формирования.

Таким образом, обобщив всё вышесказанное, можно сделать вывод, что формирование универсальные учебные действия у детей младшего школьного возраста является важной частью образования ребёнка и залогом успешного школьного обучения. Развитие личности обеспечивается формированием универсальных учебных действий, которые выступают в качестве основы процесса образования и воспитания. [Магомедова, 2012]

С точки зрения психологии и педагогики универсальные учебные действия имеют ряд особенностей представленных на рисунке.

Универсальные учебные действия, особенности

Особенности УУД

В начальной школе, изучая разные предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования.

Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика, так как являются общеучебными, т. е. не зависят от конкретного содержания предмета. При этом каждый учебный предмет в соответствии со спецификой содержания занимает в этом процессе свое место.