Уголовная ответственность за контрабанду наличных денежных средств и денежных инструментов

Уголовная ответственность за контрабанду наличных денежных средств и денежных инструментов.

Статьи по теме
Искать по теме

Социально-политические предпосылки установления уголовной ответственности за контрабанду наличных денежных средств и (или) денежных инструментов: теоретический и методологический аспекты

С зарождением капитализма ввоз и вывоз товаров стал невыгоден для экономики страны, поэтому стали устанавливаться правила перемещения товаров через государственную границу. Это потребовало создания органа, который бы осуществлял контроль товаров перемещаемых границу. Таким органом стала таможня. Любое нарушение правил провоза товара стало называться контрабандой, а виновное лицо подвергалось наказанию. В разных странах введение таможенные ограничения происходило неравномерно, но везде оно начиналось с таможенных запретов, которые положили начало развитию контрабанды.

Контрабанда возникла в России во время образования единого рынка и установление на таможенной границе барьеров. В 1649 году было принято Соборное Уложение, в котором можно меры предпринимаемые правительством для защиты внутреннего рынка, его укрепления и развития даже методами уголовного преследования. После Соборного Уложения были приняты Торговый устав 1653 г. и Новоторговый устав 1667 года. Эти документы провозглашали строй контроль за соблюдением законодательства, который определял порядок перемещения товаров через границу, а нарушившие правила несли ответственность.

С принятием Таможенного устава 1819 г. и Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. законодательство о контрабанде стало систематизировано. Под контрабандой стали понимать перемещение товаров и предметов мимо таможни или через таможню, но с сокрытием от таможенного контроля. Шло время и это определение дополнялось и если посмотреть на законодательство нашего времени можно увидеть, что смысл контрабанды остался прежним.

В досоветский период был принят Таможенный устав 1904 г., по которому контрабандой признавался:

1. Ввоз иностранных и запрещенных товаров мимо таможни или через нее, но с сокрытием товаров.

2. Вывоз или попытка вывоза за границу отечественных товаров, которые были запрещены к вывозу помимо таможенных учреждений или с сокрытием от них.

3. Выпуск на внутренний рынок товаров запрещенных к ввозу, но не вывезенных из России.

Советский период характеризуется национализацией внешнеторговой деятельности, которая находилась под контролем государства и производилась специально уполномоченными органами. Денежные средства, в том числе и иностранная валюта, были ограничены в обороте и разрешались к вывозу, только имея специальное разрешение. Если перемещение происходило без этого разрешения, то валюта подлежала сдаче государству по среднестатистической цене, а в случае не сдачи в добровольном порядке валюта подлежала конфискации.

В статье 97 УК РСФСР 1922 г. о контрабанде говорилось как о нарушении законов и постановлений о провозе товаров через границу. Характер преступного деяния определялся путем перечисления действий лица, которые он совершал. К предметам контрабанды стали относить документы вредные в политическом и экономическом отношении.

Свободный вывоз иностранной валюты, ценностей и чеков в соответствии с Декретом ВЦИК и СНК от 19 апреля 1923г. "О порядке вывоза и перевода за границу валютных ценностей" был установлен до двух рублей золотом на одно лицо и до ста рублей золотом на главу семейства. Для перевода или отсылки валютных ценностей нужно было обратиться в Государственный Банк.

Иностранная валюта, а также платежные документы, выполненные в этой валюте в соответствии с Постановлением ЦИК и СНК от 12 сентября 1924 г. могли свободно ввозиться на сумму до трехсот рублей на одно лицо, а на главу семейства до ста пятидесяти рублей. Пересылка валютных ценностей за границу была разрешена до ста рублей в месяц. Если иностранные лица въезжали на территорию СССР с иностранной валютой, то им разрешалось вывозить валюту равную по сумме ввезенной валюте в течение двух месяцев со дня приезда. В последующем сроки постоянно менялись.

С 1948 года валютный контроль осуществлялся Министерством финансов СССР. Ввоз, вывоз и пересылка советской валюты была также запрещена. Иностранная валюта могла ввозиться, если выплачивалась Государственным банком и при наличии специальной справки банка. Провоз иностранной валюты составлял 100 рублей на человека. Были допущены к вывозу именные аккредитивы, именные или ордерные чеки, в иностранной валюте выписанные Государственным банком на своих заграничных корреспондентов или на выезжающее лицо и при условии отсутствия на чеках передаточной надписи.

Иностранным гражданам, выезжающим из СССР, наличная иностранная валюта была разрешена к свободному вывозу, в случае если она была выплачена Государственным банком с его свободного счета в иностранной валюте по облигации советских займов. Иностранные граждане обладали более широкими правами в области валюты, чем граждане СССР.

В 1982 году было утверждено Положение "О ввозе, вывозе, пересылке и переводе за границу и из-за границы советской валюты, иностранной валюты иных валютных и других ценностей". Данным положением были приняты меры по совершенствованию норм регламентирующих ввоз, вывоз, пересылку и перевод через границу валютных ценностей и адаптацию их к финансовой системе и таможенной политике в условиях расширения торгово-экономических связей СССР с другими странами. Происходит либерализация общественных отношений в сфере осуществления финансовых операций.

Для советских граждан временно выезжающих за пределы страны было разрешено вывозить наличную советскую валюту с регистрацией в таможенном органе в сумме 30 рублей, но при этом гражданин не мог их потратить за границей и должен был привести обратно, кроме тех стран, с которыми у Государственного банка было соглашение о валютной торговле. Если в одном из таких банков была получена советская валюта, то она была допущена к ввозу в размере 60 рублей на одно лицо. Вывоз и ввоз облигаций советских займов были запрещены.

Граждане СССР могли спокойно вывозить ранее ввезенную иностранную валюту сроком в четыре месяца. Граждане стран, которые заключили с СССР соглашение о расчетах по неторговым платежам, могли без ограничения вывозить в иностранной валюте из СССР заработную плату, стипендию и иные официальные выплаты и доходы. Советские же граждане, уезжая жить в эти страны, могли вывозить денежные средства в иностранной валюте. Министерство финансов давало разрешение на вывоз иностранной валюты в пределах 10000 рублей.

С принятием закона СССР "О валютном регулировании" от 1991 г. был упрощен порядок перемещения таможенную границу иностранной валюты и иных валютных ценностей, он осуществлялся гражданами-резидентами без ограничений с соблюдением таможенного законодательства. Ввезенная из-за границы иностранная валюта могла быть вывезена в течении 12 месяцев.

В проекте нового Уголовного кодекса предлагалось уточнить понятие контрабанды, статья о контрабанде товаров, культурных и иных ценностей относилась к главе "Хозяйственные преступления". При принятии Уголовного кодекса в 1996 году контрабанда валюты не рассматривалась отдельное преступление, которое самостоятельно бы закреплялось в Особенной части, а входила в предмет ст.188 УК РФ.

В ч. 1 ст. 188 проекта Уголовного кодекса шла речь о незаконном перемещении товаров и иных предметов. В ч. 2 этой же статьи устанавливалась ответственность за незаконное перемещение через государственную границу РФ наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радиоактивных или взрывчатых веществ, вооружения, взрывных устройств, огнестрельного оружия или боеприпасов, ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового поражения. В ч. 3 и 4 предусматривалась уголовная ответственность за контрабанду совершенную:

1. Неоднократно.

2. Должностным лицом с использованием своего служебного положения.

3. С применением насилия к лицу, которое осуществляет таможенный контроль.

4. Организованной группой.

Данная статья нашла свое отражение в УК РФ 1996 года. После принятия этого кодекса норма о контрабанде постоянно изменялась по своему предмету. По новым изменениям в 2002 году в ч. 2 ст. 188 УК РФ был изменен перечень предметов контрабанды, а в 2003 г. были изменены виды и размеры наказания и был исключен такой вид как совершение контрабанды неоднократно.

Закон об ответственности за контрабанду изменился с принятием 7 декабря 2011 года ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и отдельные акты РФ". Этим законом из Уголовного кодекса была исключена статья 188 УК РФ, но при этом были введены две новые статьи отличающиеся предметами:

1. статья 226.1 – контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники;

2. статья 229.1 – контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры.

Новые статьи были помещены в разные главы Уголовного кодекса РФ, так как они посягают на разные объекты – общественная безопасность и общественная нравственность. Этими изменениями уголовная ответственность за экономическую контрабанду была устранена. Декриминализации ст. 188 УК РФ повлекла за собой значительные изменения уголовного законодательства в сфере таможенного дела. Возникла необходимость создания многих норм Особенной части УК РФ, которые бы предусматривали уголовную ответственность за деяния, которые входили в диспозицию статьи 188 УК РФ.

После принятия в июне 2013 ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в части противодействия незаконным финансовым операциям" в главе 22 УК РФ "Преступления в сфере экономической деятельности" появилась статья 200.1 УК РФ – контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов.

Разработка и принятие этого закона были необходимы для введения в национальное законодательство рекомендаций ФАТФ, одной из которых является необходимость обеспечения применения эффективных и сдерживающих санкций к лицам, недостоверно декларирующим наличные денежные средства и денежные инструменты на предъявителя. Целью принятия закона является повышение борьбы с легализацией денежных средств добытых преступным путем, а также контроль за перемещением денежных средств и документарных ценных бумаг на предъявителя, которые могут использоваться для финансирования терроризма.

В первом проекте Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в части противодействия незаконным финансовым операциям" предполагалось, что контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов будет включена в Главу 24 Уголовного кодекса РФ "Преступления против общественной безопасности". Но Верховный Суд РФ к этому отнесся с критикой, указав, что в диспозиции этой статьи нет каких-либо признаков свидетельствующих, о том чтобы этот вид преступления можно было рассматривать как посягательство на общественную безопасность.

Использование понятия "экономические преступления" или "преступления в сфере экономической деятельности" является не совсем точным, потому что к сфере таможенного дела также относятся преступления против общественной безопасности и общественного порядка. Если к таким делам отнести посягательство на порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу и отношения, связанные с таким перемещением, то список преступлений становиться большим, так как и многие другие преступления могут рассматриваться как преступления в сфере таможенного дела.

По национальному законодательству таможенные органы РФ обязаны выявлять, предупреждать и пресекать преступления, отнесенные к их компетенции, а также связанные с ними преступления, проводить неотложные следственные действия и осуществлять дознание по таким уголовным делам.

Предварительное расследование по делам о контрабанде наличных денежных средств и (или) денежных инструментов производится в форме дознания или в форме предварительного следствия с соблюдением правил подследственности таможенными органами, как органами дознания, следователями Следственного комитета РФ, следователями органов федеральной службы безопасности, следователями органов внутренних дел.

Уголовные дела по части 1 статьи 200.1 УК РФ относятся к подследственности таможенных органов. Дознаватели таможенных органов возбуждают уголовные дела по данному преступлению при наличии достаточных данных, указывающих на их признаки, и расследуются в форме дознания или по правилам дознания в сокращенной форме. Уголовные дела, поэтому же пункту могут быть отнесены к подследственности следователей Следственного комитета РФ, только в случае совершения данного преступления отдельными категориями лиц или должностными лицами правоохранительных ведомств, и осуществляется в форме дознания.

Также уголовные дела по ч. 1 ст. 200.1 УК РФ по письменному указанию прокурора могут быть переданы в подследственность следственного органа Следственного комитета РФ, следственного органа ФСБ РФ, следственного органа МВД РФ и осуществляются следователями в форме предварительного следствия. Также преступления могут быть подследственны данным органам в тех случаях, если преступление было ими выявлено.

Уголовные дела, предусмотренные частью 2 статьи 200.1 УК РФ, отнесены к подследственности следователей органов федеральной службы безопасности и следователей органов внутренних дел и производятся в форме предварительного следствия.

Таможенными органами может быть возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 200.1 УК РФ при наличии признаков преступления с последующим производством неотложных следственных действий. Не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела и производства неотложных следственных действий таможенные органы должны направить дело по подследственности. После направления дела таможенные органы могут проводить следственные действия только по поручению следователей.

Введение новой статьи в УК РФ и положений о подследственности преступлений в УПК РФ обусловлено распространением преступности по перемещению наличных денежных средств через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.

Борьба с контрабандой не дает нужный результат, потому что полномочия возложены на четыре органа предварительного расследования, три из которых раньше не занимались такими преступлениями. Также негативно сказывается отсутствие подготовленных к борьбе с контрабандой денежных средств высокопрофессиональных следователей и руководителей следственных органов. У органов нет необходимых криминалистических методик выявления, раскрытия, расследования и предупреждения контрабанды наличных денежных средств и (или) денежных инструментов.

Также на не эффективную борьбу влияет слабое использование органами предварительного расследования опыта борьбы таможенных органов с административно наказуемым недекларированием физическими лицами наличных денежных средств. В следственных органах отсутствуют постоянно действующие следственно-оперативные группы, которые бы специализировались на расследовании и раскрытии дел о контрабанде наличных денежных средств.

Контрабанда является преступлением, появившемся давно, но с течением времени очень изменилась по форме, но не по существу. За все годы контрабанда сводилась к незаконному перемещению через границу определенных предметов. Также из-за экономической и уголовно-правовой политики менялись предметы контрабанды. Изменялось и определение границы, через которую предметы незаконно перемещались. В советское время это была государственная граница, затем таможенная граница РФ, а в настоящее время это таможенная граница Таможенного союза.

Как такой контрабанды денежных средств в советский период не существовало, так как на ввоз и вывоз иностранной валюты налагался запрет и определенные ограничения. Контрабанда как отдельный вид преступления был установлен Уголовным кодексом РФ. В связи с политическими и экономическими изменениями изменялся и УК РФ. Изменения коснулись и такого преступления как контрабанда, сначала была исключена ст. 188 УК РФ, но она не была потеряна. Законодатель решил вводить отдельные составы преступлений, которые раньше были частью ст. 188 УК РФ. Так в 2013 году появилась новая статья УК РФ "Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов".


Уголовно-правовая характеристика контрабанды наличных денежных средств и (или) денежных инструментов

Объект преступления определяет место состава контрабанды наличных денежных средств и (или) денежных инструментов в системе Особенной части Уголовного кодекса РФ. Под объектом преступления понимают личные, общественные и государственные ценности (блага, интересы, отношения), на которые посягает преступное деяние и которые охраняются уголовным законом. К объектам преступления относятся6 права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественная безопасность, окружающая среда, конституционный строй РФ, мир и безопасность человечества.

Так как статья 200.1 УК РФ была введена не так давно нет каких-либо исследований по вопросу определения объекта контрабанды наличных денежных средств и (или) денежных инструментов. Но в это же время ученые высказывают свои мнения относительно объекта данного преступления.

Так Яцеленко Б.В. считает, что в качестве объекта данного вида контрабанды выступает финансовая система государства. Устинова Т.Д. определяет объект как установленный порядок перемещения через границу Таможенного союза наличных денежных средств и (или) денежных инструментов. Эти два мнения имеют обобщенный характер и не достаточно раскрывают общественные отношения, которым причиняется вред этим преступлением.

В теории уголовного права выделяют четыре вида объектов преступления – это общий, родовой, видовой и непосредственный. Для того, чтобы понять что выступает объектом контрабанды наличных денежных средств и (или) денежных инструментов необходимо детально рассмотреть каждый вид объекта преступления.

Родовой объект представляет собой определенные группы однородных или тождественных ценностей, охраняемых уголовным законом от преступных посягательств. Также родовой объект имеет важное значение для построения системы Особенной части УК РФ: в основу деления Особенной части УК РФ на разделы, а иногда и главы положен родовой объект.

В соответствии с Федеральным законом № 134-ФЗ от 28 июня 2013 года контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов имеет прямое отношение к незаконным финансовым операциям. При этом под незаконными финансовыми операциями понимаются финансовые операции, которые не соответствуют требованиям закона или иных правовых актов. Финансы являются составной частью экономических отношений, любые противоправные действия в этой отрасли негативно сказываются на всей финансовой системе.

Интерес уголовно правовой охраны области финансов обусловлен повышенной ролью финансов в развитии страны. Важное значение для практики имеет установление родового объекта, который позволяет правильно квалифицировать преступление и разграничивать его со сходными преступлениями по разным признакам.

Родовым объектом контрабанды наличных денежных средств и (или) денежных инструментов выступают общественные отношения в сфере экономики, которые обеспечивают стабильное функционирование финансовой системы государства.

Видовой объект представляет собой группу однородных ценностей, охраняемых уголовным законом от преступных посягательств. Необходимость выделения видового объекта появляется, когда раздел Особенной части УК РФ дополнительно делится на главы. Для установления видового объекта контрабанды наличных денежных средств и (или) денежных инструментов необходимо определить, на каких требованиях обеспечивается нормальное функционирование финансовой системы государства при перемещении денежных средств и (или) инструментов через границу.

Создание единой таможенной территории между РФ, Республикой Казахстан и Республикой Беларусь предполагало разработку законодательного акта, который закреплял бы единый порядок регулирования перемещения наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза. Этим документом является Договор о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза.

Диспозиция статьи 200.1 УК РФ указывает на то, то контрабандой наличных денежных средств и (или) денежных инструментов является их незаконное перемещение в крупном размере в рамках ЕврАзЭС. Из этого следует, что валютное законодательство РФ потеряло свою актуальность после вступления в таможенный союз, так как оно регламентирует правила ввоза и вывоза наличных денежных средств внутри страны. Вместе с этим преступные посягательства сопряжены с незаконным перемещением денежных средств не только на территорию таможенного союза, но и на территорию государства-члена таможенного союза. Из этого следует, что затрагиваются интересы не только Евразийского экономического союза, но отдельного государства, которое входит в его состав. Контрабанда наличных денежных средств посягает на общественные отношения в таможенной и валютной сфере.

Видовой объект выделяет специфические группы отношений, которые являются общими для сходных преступлений. В отзыве Верховного суда РФ указывается, что объектом контрабанды является внешнеэкономическая деятельность и таможенный контроль. Валютные операции являются одним из видов внешнеэкономической деятельности и включают в себя ввоз и вывоз наличных денежных средств. Поэтому контрабанду наличных денежных средств и (или) денежных инструментов можно отнести к группе таможенных и финансовых преступлений. Статья 200.1 УК РФ направлена на обеспечение предупредительных функций, связанных с защитой экономики государства от незаконных финансовых операций.

Видовым объектом контрабанды наличных денежных средств и (или) денежных инструментов являются общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование финансовой системы государства связанной с валютными операциями с соблюдением таможенного и валютного законодательства.

Непосредственный объект указывает на общественные отношения, против которых направлено преступное посягательство. Точное установление непосредственного объекта позволяет правильно раскрыть характер и степень общественной опасности преступления, определить специфические признаки каждого преступления.

Таким объектом контрабанды наличных денежных средств и (или) денежных инструментов выступает установленный порядок перемещения наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, который бы обеспечивал стабильность финансовой системы РФ. Нарушение порядка перемещения валюты может способствовать незаконному ввозу преступных доходов и легализации их в стране, также такие доходы могут быть предназначены для финансирования преступной деятельности, что может повлечь угрозу миру и безопасности человечеству.

Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов нарушает законный порядок их перемещения через таможенную границу, а также требования валютного законодательства, так как незаконное перемещение наличных денежных средств связанно с осуществлением валютных операций, их ввозом в РФ и вывозом из РФ.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что родовым объектом контрабанды наличных денежных средств и (или) денежных инструментов выступают общественные отношения в сфере экономики, которые обеспечивают стабильное функционирование финансовой системы государства. Видовым объектом являются общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование финансовой системы государства связанной с валютными операциями с соблюдением таможенного и валютного законодательства. А непосредственным – установленный порядок перемещения наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, который бы обеспечивал стабильность финансовой системы РФ

Важную роль для состава контрабанды наличных денежных средств и (или) денежных инструментов играет предмет преступления. Под предметом преступления в уголовном праве понимаются материальные предметы внешнего мира, на которые непосредственно воздействует преступник, осуществляя преступное посягательство на соответствующий объект. Предмет преступления имеется в тех преступлениях, в которых преступное посягательство на объект преступления осуществляется через непосредственное воздействие на материальные предметы внешнего мира.

Предметом исследуемого состава преступления являются наличные денежные средства и (или) денежные инструменты. К наличным денежным средствам, в соответствии с Договором о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза, законодатель относит денежные знаки в виде банкнот и казначейских билетов, монеты, за исключением монет из драгоценных металлов, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в государствах-членах Таможенного союза. Как мы видим данное определение является раскрытым и не вызывает никаких вопросов, чего нельзя сказать про определение денежных инструментов.

Под денежными инструментами понимаются дорожные чеки, векселя, чеки (банковские чеки), а также ценные бумаги в документарной форме, удостоверяющие обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств, в которых не указано лицо, которому осуществляется такая выплата. Такое определение дается в Договоре о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза. Как можно заметить, в этом определении перечислены, определенные виды оборотных инструментов.

Некоторые из них перечислены в качестве определенного вида, и для того чтобы понять их необходимо обратиться к законодательству которым они регулируются. При этом ценные бумаги в документарной форме сформулированы как совокупность признаков, с которыми они могут быть признаны денежными инструментами. Для установления оборотных инструментов с такими признаками необходимо обращаться к нормам гражданского права.

Как можно заметить законодатель, формулируя понятие "денежные инструменты" исходил из необходимости определения неких производных по отношению к наличным деньгам оборотных инструментов, которые при необходимости могут быть обналичены после пересечения таможенной границы.

В правоприменительной деятельности могут возникнуть сложности с таким предметом преступления, предусмотренного статьей 200.1 УК РФ, как денежные инструменты, потому что, несмотря на научные публикации, касающиеся проблемных вопросов контрабанды различных предметов, по контрабанде ценных бумаг существенные исследования отсутствуют, как и судебная практика, по такому правонарушению. В сравнении с денежными средствами оборот денежных инструментов менее распространен, так как уголовные дела в основном связаны с контрабандой денежных средств. Но это совсем не означает, что денежные инструменты не перемещаются через границу.

Ни в одном законодательном акте РФ нет определения дорожных чеков. Вызвано это тем, что в России данный вид никогда не выпускался и не получил массового распространения. С 1 августа 2013 года продажа дорожных чеков была прекращена в связи с низким спросом, и обменять такие чеки на денежные средства можно только в специальном банке. Контроль за перемещением такого вида денежных инструментов может осуществляться при их ввозе на территорию РФ, либо при вывозе из РФ с учетом того что они были приобретены до приостановления их продажи или же они были ранее ввезены в РФ.

Ценные бумаги в документарной форме, как предмет рассматриваемого преступления и разновидность денежных инструментов, являются наиболее сложными для понимания, так как возникает вопрос какие именно ценные бумаги, могут выступать в качестве данного вида денежных инструментов. Для этого необходимо чтобы ценные бумаги:

1. Удостоверяли право ее держателя на получение от должника денежных средств;

2. Являлись документом, который соответствует установленным законом требованиям и удостоверяет обязательные и иные права;

3. Не должны указывать лицо, которое уполномочено требовать по ним исполнения.

Среди всех ценных бумаг предметом преступления предусмотренного статьей 200.1 УК РФ могут быть: облигация на предъявителя, сберегательные книжки и сберегательный сертификат на предъявителя. Другие же ценные бумаги не могут быть предметом преступления, так как они не обладают необходимыми признаками. Янкевич С.В. считает, что под формулировкой "ценные бумаги в документарной форме, удостоверяющие обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств, в которых не указано лицо, которому осуществляется такая выплата" понимают облигацию.

Чтобы понять могут ли быть перечисленные ценные бумаги предметом контрабанды необходимо их изучить. Ранее действовавшие нормы содержали правила осуществление контроля за перемещением ценных бумаг через границу и обеспечивали соблюдение этих правил, в том числе посредством введения уголовной ответственности за их нарушение. Ответственность за совершение рассматриваемое правонарушения предусматривалась в рамках ч.1 ст. 188.3 УК РФ, признававшей незаконным перемещением через таможенную границу РФ в крупном размере не только товаров, но и иных предметов, под которыми следовало понимать наличную иностранную валюту, валюту Российской Федерации, дорожные чеки, внешние и (или) внутренние ценные бумаги в документарной форме.

В соответствии с ФЗ "О рынке ценных бумаг" облигации являются эмиссионными ценными бумагами и размещаются только выпусками в установленном законом порядке. Облигация закрепляет право ее владельца на получение от эмитента облигации предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Наличие у владельца самой облигации не является обязательным условием для осуществления и передачи прав, которые ею предусмотрены, несмотря на то что облигации на предъявителя выпускаются только в документарной форме, облигационеру ценные бумаги не выдаются, а выдаются ему сертификаты.

Становится не ясно, может ли сертификат облигации быть признан предметом рассматриваемого преступления, так как лицо, имеющее, такой сертификат облигации на предъявителя может получить номинальную стоимость данной облигации, не имея на руках таковой. В соответствии с нашим законодательством сертификат ценной бумаги не является ценной бумагой и значит, не может быть признан предметом контрабанды наличных денежных средств и (или) денежных инструментов.

Для сберегательных книжек и сберегательных сертификатов на предъявителя необходимо открыть банковский счет на предъявителя, из чего следует, что эти счета являются анонимными, так как лицо, которое их открывает, не предоставляет о себе никаких сведений.

Марковский М.С. предлагает пункт 5 примечания к статье 200.1 УК РФ изложить в следующей редакции: "Под денежными инструментами в целях настоящей статьи понимаются дорожные чеки, векселя, чеки (банковские чеки), а также ценные бумаги в документарной форме, удостоверяющие обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств, в которых не указано лицо, которому осуществляется такая выплата, в том числе сертификаты и купоны, выданные на такие ценные бумаги".

Такая формулировка позволит расширить круг предмета контрабанды наличных денежных средств и (или) денежных инструментов и повысит уровень защиты финансовой системы государства, что усилит эффективность мер по противодействию легализации денежных средств, добытых преступным путем.

Также трудности возникают и с определением крупного размера денежных инструментов, незаконно перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, – признака который призван обеспечить отграничение состава преступления, предусмотренного ст. 200.1 УК РФ, от аналогичного административного правонарушения, установленного ст. 16.4 КоАП РФ.

Крупным размером признается сумма незаконно перемещенных наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, превышающая двукратный размер суммы наличных денежных средств, разрешенных к перемещению без письменного декларирования. Данная сумма при единовременном ввозе или вывозе физическим лицом равна либо не превышает в эквиваленте 10000 долларов США. Уголовная ответственность будет наступать в случае перемещения без декларирования суммы превышающей 30000 долларов США. При этом если перемещаемая незадекларированная сумма меньше 30000 долларов США, то физическому лицу будет грозить административная ответственность. Это же правило предусмотрено и в отношении единовременного ввоза (вывоза) дорожных чеков.

В отношении всех остальных денежных инструментов действует другое правило. Их перемещение через таможенную границу Таможенного союза осуществляется при условии таможенного декларирования в письменной форме независимо от номинальной стоимости денежных инструментов либо суммы, право на получение, которой они удостоверяют. Это правило делает не возможным определение границ уголовно-правового реагирования на отклоняющееся поведение лица, которое незаконно перемещает денежные инструменты через таможенную границу Таможенного союза.

Мальцев В.М. совершил незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС наличных денежных средств в крупном размере, кроме того, совершил незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС наркотических средств. Преступления совершены при следующих обстоятельствах.

18 августа 2015 года Мальцев В.М. въехал в качестве водителя на личном транспортном средстве марки <данные изъяты> с государственным регистрационным знаком <данные изъяты> из КНР через пункт пропуска МАПП Забайкальск Читинской таможни в РФ, расположенный в п. Забайкальск Забайкальского края, заведомо зная, что у него при себе имеется 3000000 руб., подлежащие обязательному письменному декларированию, умышленно, в нарушение требований статьи 355 Таможенного кодекса Таможенного союза, Федерального закона РФ от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О валютном регулировании и валютном контроле" Решения Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 05.07.2010 № 51 ч. 1 ст. 3 Договора "О порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза", иных таможенных правил, не задекларировав указанную сумму денег по установленной письменной форме, незаконно переместил через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС наличные денежные средства в сумме 2 344 966 (два миллиона триста сорок четыре тысячи девятьсот шестьдесят шесть) рублей, что является крупным размером.

Приговором суда Мальцев В.М.. был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. УК РФ и назначено в виде штрафа в трехкратном размере незаконно перемещаемых денежных средств в сумме 7034898 (семь миллионов тридцать четыре тысячи восемьсот девяносто восемь) рублей.

01 августа 2013 года, примерно в 10 часов 20 минут, он – Эсенов Нагым Сейитахмедович, находясь в международном аэропорту Домодедово, расположенном по адресу: Московская область, г. Домодедово, территория Аэропорт "Домодедово", строение №, прилетев рейсом № сообщением Ашхабад-Москва, при прохождении таможенного контроля через "зеленый" коридор, предназначенный для контроля за ввозом физическими лицами товаров, не подлежащих обязательному письменному декларированию, умышленно, действуя с целью незаконного перемещения через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС наличных денежных средств в размере 22002 (двадцать две тысячи два) доллара США и 20 евро.

Приговором суда Эсенова Нагыма Сейитахмедовича был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 200.1УК РФ, и назначил ему наказание в виде штрафа в размере иного дохода осужденного (дохода от предпринимательской деятельности) за один год, то есть в размере 174049 рублей 3 копейки.

При исследовании предмета контрабанды наличных денежных средств и (или) денежных инструментов возникает очень много вопросов. В сравнении с денежными средствами оборот денежных инструментов менее распространен, так как уголовные дела в основном связаны с контрабандой денежных средств. Но это совсем не означает, что денежные инструменты не перемещаются через границу.

Необходимо расширить круг предмета контрабанды наличных денежных средств и (или) денежных инструментов и повысить уровень защиты финансовой системы государства, что усилит эффективность мер по противодействию легализации денежных средств, добытых преступным путем.

Объективная сторона – это совокупность установленных уголовным законом признаков преступления, характеризующих внешний процесс преступного посягательства. Объективная сторона состава преступления является важной предпосылкой уголовной ответственности. Наше уголовное право признает преступлением не сами по себе идеи и мысли человека, реализация которых представляет опасность для личности, общества и государства, а лишь общественно опасное деяние, нарушающее уголовно-правовые нормы.

Объективная сторона характеризуется незаконным перемещением предметов преступления через таможенную границу Таможенного союза ЕврАзЭС, совершенным в крупном размере.

Местом преступления выступает таможенная граница Таможенного союза. Этой таможенной границей признаются пределы таможенной территории Таможенного союза, также таможенной границей могут являться пределы отдельных территорий, находящихся на территории государств-членов Таможенного союза.

Под таможенной границей понимается линия, ограничивающая таможенную территорию, и на которой действует таможенное законодательство. Единую таможенную территорию составляют территории Республики Беларусь, Российской Федерации, Республики Казахстан, Республики Армении и Кыргызской Республики, а также искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства обладают исключительной юрисдикцией.

Единая таможенная территории это территория, которая состоит из таможенных территорий сторон, применительно к которой сторонами установлен общий таможенный тариф, применяются единые меры нетарифного регулирования, действуют унифицированные таможенные правила, обеспечено единство управления таможенными службами и отменен таможенный контроль на внутренней таможенной границе.

Очень часто возникает вопрос, есть ли таможенная граница в аэропортах и морских портах? Ответ нет, потому что в этих местах создаются зоны таможенного контроля и в таких зонах таможенное законодательство РФ действует в полной мере. Этим зоны таможенного контроля отличаются от свободных таможенных зон и свободных складов, поскольку на их территории таможенное законодательство действует не полностью. Зона таможенного контроля имеет границы, и любая деятельность в такой зоне допускается только с разрешения таможенных органов и под их контролем.

Незаконным перемещением товаров через таможенную границу является перемещение товаров вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах и (или) с использование поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации, равно как и покушение на такое перемещение.

Перемещение вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов означает перемещение помимо таможенного контроля, такой способ предполагает действия, которые выражаются в противоправном перемещении через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.

Товары пребывают на таможенную территорию, специально предназначенную для осуществления перемещения товаров через таможенную границу, также такие места могут определяться законодательством государств – членов Таможенного союза. Под прибытием товаров на таможенную территорию понимается доставка товара в пункт пропуска, в котором будет осуществляться государственный контроль, то нарушение такого требования образует контрабанду, совершенную минуя таможенный контроль.

Время работы таможенного органа – это одна из важных характеристик регламента его работы. Время работы таможенного органа устанавливается его начальником в соответствии с законодательством РФ. График работы должен соответствовать времени работы контролирующих органов и служб в пропусках. Время работы таможенных органов РФ должно совпадать со временем работы таможенных органов соседних государств. И хотя практически контрабанда, совершенная в неустановленное время не встречалась, теоретически такое возможно.

Перемещение товаров через таможенную границу сопряжено с ввозом товаров на таможенную территорию Таможенного союза или их вывоз.

Ввоз товаров признается осуществленным с момента прибытия таких товаров на таможенную территорию Таможенного союза до их выпуска таможенными органа, а вывоз с момента начала совершения действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза до фактического пересечения таможенной границы. Из этого следует, что контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов является преступлением с формальным составом.

Ввоз и вывоз денежных инструментов, за исключением дорожных чеков, осуществляется при условии обязательного таможенного декларирования в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации.

Сокрытием от таможенного контроля признаются любые действия, направленные на затруднение обнаружения предметов либо сокрытие их подлинных свойств или количества. Способом, затрудняющим обнаружение предметов, является физическое сокрытие перемещаемых предметов, когда лицо проводившее досмотр не смогло обнаружить их путем обычного осмотра.

Особым способом затруднения является использование тайников. Тайники могут быть специально оборудованные для сокрытия предметов, а также приспособленные, то есть они подвергаются определенным изменениям.

Недостоверное декларирование представляет собой заявление в таможенной декларации или в другой форме декларирования заведомо ложных сведений о товарах и транспортных средствах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.

Недекларирование при контрабанде предполагает умышленное незаявление в таможенной декларации или при ином способе декларирования товаров сведений, необходимых для принятия решения о выпуске товаров и подлежащих декларированию транспортных средств, помещении их под избранный таможенный режим, исчислении и взимании таможенных платежей.

Под использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации понимается предъявление органам таможенного контроля в качестве оснований или условий для перемещения предмета преступления заведомо поддельных документов либо документов, полученных незаконным путем, либо относящихся к другим товарам, иным документов, не имеющих юридической силы, а равно использование поддельных таможенных пломб, печатей, маркировки, штампов и иных средств идентификации или подлинных средств идентификации, относящихся к другим товарам.

Обманное использование документов может образовывать контрабанду только в том случае, если эти документы имеют отношение к наличным денежным средствам и (или) денежным инструментам.

Под поддельными документами понимаются полностью изготовленные поддельные документы или подлинные документы, которые были незаконно изменены. К документам, полученным незаконным путем, относятся документы, выданные с нарушением процедуры их выдачи, или документы были получены в результате неправомерных действий должностного лица, выдавшего такой документ.

Документами, содержащими недостоверные сведения, признаются документы, которые фактически являются подлинными, но сведения, содержащиеся в них являются, ложными. Недействительными документами являются документы, утратившие юридическую силу либо не приобретавшие ее.

Идентификация является одной из форм таможенного контроля и применяется в целях обеспечения возможности обнаружения таможенными органами наличия следов изъятия товара, вложения товара в транспортное средство или совершение с товаром каких бы то ни было операций.

Таможенные органы в качестве средств идентификации могут признавать таможенные пломбы или другие средства идентификации таможенных органов иностранных государств. Иностранные средства могут быть признаны, если транспортное средство допущены к перевозке товаров под таможенными печатями и пломбами и если таможенным органом отправителя был произведен досмотр.

На основании ФЗ № 311-ФЗ от 27.11.2010 "О таможенном регулировании в Российской Федерации" в России правовые отношения, связанные с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, регулируются таможенным законодательством Таможенного союза, то есть Таможенный кодекс РФ утратил свою актуальность. В соответствии с действующим Таможенным кодексом Таможенного союза все действия, связанные с ввозом наличных денежных средств и (или) денежных инструментов на территорию Таможенного союза до их выпуска таможенными органами, а также с их вывозом с таможенной территории Таможенного союза до фактического пересечения таможенной границы Таможенного союза, следует считать оконченным преступлением статьи 200.1 УК РФ.

Субъективные признаки состава преступления, предусмотренного статьей 200.1 УК РФ

Субъект преступления – это лицо, совершившее запрещенное уголовным законом общественно опасное деяние (действие или бездействие) и способное нести за него уголовную ответственность. Для того чтобы определить, содержит ли совершенное деяние состав преступления, и, следовательно, возможна ли уголовная ответственность, необходимо выяснить, обладает ли лицо, совершившее это деяние, установленными в законе признаками.

Первым признаком является одушевленность. Она означает, что субъектом преступления может быть только человек – живое существо, обладающее сознанием и волей. Также она означает, что субъектами преступления могут быть только физические лица как субъекты правоотношений.

Вторым признаком является вменяемость. Это такое состояние психики, при котором человек в момент совершения общественно опасного деяния способен отдавать себе отчет в своих действиях и руководить ими. С этим состоянием психики связана способность лица нести ответственность за преступные деяния в установленном законом порядке.

И наконец, третий признак – это уголовно-правовая деликтоспособность. Лицо осознает общественную опасность совершенных им действий (бездействия), а также несет ответственность за совершенное преступление. Она наступает при достижении 16-летнего возраста, а по отдельным составам преступления – 14-летнего возраста.

Данные признаки неизменны, являются общими юридическими признаками субъекта преступления, обязательными признаками любого состава преступления, отсутствие одного из них означает отсутствие в деянии состава преступления.

Субъект контрабанды денежных средств и (или) денежных преступлений общий – вменяемое лицо, достигшее 16 лет.

Для признания лица субъектом не имеет значение, кем (собственником, владельцем, уполномоченным лицом, перевозчиком) по отношению к наличным денежным средствам и (или) денежным инструментам выступает лицо.

Субъективная сторона преступления – эта внутренняя характеристика преступления, которая характеризует психические процессы субъекта преступления, в момент совершения запрещенного уголовным законом общественно опасного деяния.

Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Виновный осознает, что нарушает таможенное законодательство, незаконно перемещая наличные денежные средства и (или) денежные инструменты и желает этого.

Контрабанда денежных средств и (или) денежных инструментов носит формальный состав, поэтому исключается возможность косвенного умысла, а также волевой момент связывают с совершением деяния, а не с последствиями. Интеллектуальный момент характеризуется осознанием незаконности перемещения наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза с нарушением правил таможенного контроля. Осознание общественной опасности связывается с осознанием нарушения таможенного законодательства.

При установлении вины сложности вызывает доказывание осознания противоправности. Уголовный кодекс РФ ограничивается указанием на необходимость осознания лишь общественной опасности деяния и предвидения возможности или неизбежности или возможности наступления общественно опасных последствий. Осознание противоправности не включается в число признаков умышленной вины, но в некоторых преступлениях законодатель связывает осознание общественной опасности с осознанием его противоправности. По общему правилу осознание противоправности не подлежит доказыванию по уголовному делу.

Вторым интеллектуальным признаком прямого умысла является предвидение общественно опасных последствий. Под предвидением понимают отражение в сознании тех событий, которые произойдут, должны или могут произойти в будущем. При прямом умысле предвидение включает: представление о фактическом содержании предстоящих изменений в объекте преступления, понимание их социального значения, а также осознание причинно-следственной связи между деянием и общественно опасными последствиями.

Мотив и цель контрабанды не являются конститутивными признаками состава преступления. Мотив и цель являются взаимосвязанными сторонами психики человека. Они определяют конкретные задачи реальных действий лица, выбор средств и способа их решения. На этой основе возникает идеальная мыслительная модель преступного деяния. Из этого следует, что они являются началом реального психического отношения лица к общественно опасному деянию, то есть вина.

Мотивом контрабанды наличных денежных средств и (или) денежных инструментов является не только незаконное перемещение наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза, но и обязательный ввоз на территорию другого государства для реализации на внешнем рынке. Целью же является перемещение наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза.

Квалифицирующие признаки состава преступления, предусмотренного статьей 200.1 УК РФ

Квалифицирующими признаками в части 2 статьи 200.1 УК РФ предусмотрено совершение преступления:

a) в особо крупном размере.

Деяние признается совершенным в особо крупном размере, если сумма незаконно перемещенных неличных денежных средств и (или) стоимость незаконно перемещенных денежных инструментов превышает пятикратный размер суммы наличных денежных средств и (или) стоимость дорожных чеков, разрешенных к перемещению без письменного декларирования.

Приговором Магарамкентского районного суда Республики Дагестан гражданин А. был признан в совершении преступления, предусмотренного п. а ч. 2 ст. 200.1 УК РФ.

В ходе судебного заседания было установлено, что гражданин А. незаконно провез через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС наличные денежные средства в особо крупном размере, а именно денег в сумме 424 750 долларов США и 4500 000 рублей, которые были обнаружены в двух смонтированных в кузове автомобиля тайниках.

Приговором суда было назначено наказание в виде ограничения свободы сроком на 2 года, с конфискацией изъятых денежных средств и автомобиля в доход государства.

б) Группой лиц.

Преступление признается совершенным группой лиц, если в его совершении участвовали два и более исполнителя без предварительного сговора. Участниками группы перемещения наличных денежных средств и (или) денежных инструментов будут все лица, которые непосредственно участвовали в совершении незаконного перемещения.

Также здесь может идти речь о группе лиц по предварительному сговору. Это означает, что участники заранее договорились о совместном совершении преступления. Сговор признается предварительным, если участники преступления договорились о совместном его совершении хотя бы не за долго до его начала, т.е на стадии приготовления к преступлению. Сговор может быть как в форме устного, так и письменного соглашения.

Гражданка.... Костенко Т.И., имея умысел на незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭс наличных денежных средств в особо крупном размере, действуя совместно со своим мужем Костенко ВИ, в период времени 17.04.2015 и 20.04.2015, следуя пешком, незаконно, в нарушение Решения Евразийского Экономического сообщества от 05 июля 2010 года № 51 "О договоре о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза" незаконно переместили с территории Украины на территорию Российской Федерации через Таможенную границу денежные средства в общей сумме 6 338 000 руб.

Приговором суда Костенко Т.И. и Костенко В.И. признаны виновными в совершении преступления предусмотренного п. "а, б " ч. 2 ст. 200.1 УК РФ и назначить им наказание каждому в отдельности в виде штрафа в размере 63380000 (шестьдесят три миллиона триста восемьдесят тысяч) рублей.

Таким образом, квалифицирующие признаки свидетельствуют о дифференциации уголовную ответственность за совершение рассматриваемого преступления, а именно.

Признак особо крупного размера подтверждает экономическую направленность контрабанды денежных средств и (или) денежных инструментов и свидетельствует о масштабах преступной деятельности, повышающих общественную опасность преступного деяния.

Что касается обобщающего признака совершения преступления группой лиц, то он отражает общую тенденцию ужесточения ответственности за совершения группового посягательства, в связи с чем, является вполне оправданным законодательным решением.

Проблемы применения уголовно-правовой нормы о контрабанде наличных денежных средств и (или) денежных инструментов

Федеральным законом от 28.06.2013 № 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям" было изменено не только уголовное законодательство РФ, но и КоАП РФ, а конкретно ст. 16.4 КоАП. По новым изменениям за недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и подлежащих письменному декларированию, такие лица будут привлекаться к административной ответственности, если эти действия (бездействие) не содержат признаков контрабанды.

Для разграничения деяния лица как преступление от административного правонарушения необходимо определить конкретизированный размер наличных денежных средств и (или) денежных инструментов. При единовременном ввозе или вывозе наличных денежных средств, а также дорожных чеков на общую сумму, превышающую 10 тысяч долларов США их необходимо декларировать в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации.

Для квалификации деяния физического лица, как контрабанды наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, крупным размером признается сумма наличных денежных средств и (или) стоимость денежных инструментов, превышающая двукратный размер суммы наличных денежных средств и (или) стоимости дорожных чеков разрешенных к перемещению без письменного декларирования, особо крупным – пятикратный размер.

Исходя из примечаний к ст. 16.4 КоАП РФ и примечания к ст. 200.1 УК РФ из всей незадекларированной суммы наличных денежных средств и (или) стоимости дорожных чеков исключается та часть, которая разрешена к перемещению без письменного таможенного декларирования или была задекларирована.

Если недостоверно задекларированная сумма наличных денежных средств и (или) стоимость дорожных чеков меньше разрешенной, то из всей перемещенной суммы и (или) стоимости вычитается та часть, которую разрешено ввозить (вывозить) без письменного таможенного декларирования. Но если недостоверно задекларированная часть больше разрешенной, то вычету подлежит лишь задекларированная часть, а разрешенная часть не вычитается.

Для наглядного изображения состава преступления рассмотрим несколько примеров из практики.

Приговором Химкинского городского суда уроженец г. Караганды признан виновным в совершении преступления предусмотренного ч. 1 ст. 200.1 УК РФ.

В суде было установлено, что гражданин в аэропорту "Шереметьево" проследовал в "зеленый коридор" предназначенный для перемещения физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭс не заполнил таможенную декларацию на всю имеющуюся сумму наличных денежных средств. Согласно справке-расчету у гражданина было обнаружено 22778,85 долларов США, эта сумма превышает двукратный размер суммы разрешенной к перевозке без письменного декларирования и является крупным размером.

Приговором суда было назначено наказание в виде штрафа в размере 96000 рублей, а также вернуть всю конфискованную сумму гражданину.

Для сравнения приведем пример административного правонарушения.

Приговором судебного участка № 9 Первомайского судебного района г.Ростова-на-Дону гражданка Д. признана виновной в административном правонарушении предусмотренного ст. 16.4 КоАП РФ.

В ходе судебного разбирательства было установлено, что гражданка Д. незаконно переместила через таможенную границу Таможенного союза по "зеленому" коридору зоны таможенного контроля, денежные средства, превышающие в эквиваленте на 1000 долларов США и 1350 рублей установленный законом предел, незадекларировав перемещаемую валюту совершив тем самым по неосторожности административное правонарушение.

Приговором суда было назначено административное наказание в виде конфискации изъятых денежных средств.

В случае незаконного перемещения денежных средств и (или) денежных инструментов в сумме, превышающей 10000 долларов США, но не превышающей 30000 долларов США, то физическому лицу грозит административная ответственность по статье 16.4 КоАП РФ. Если сумма превышает 30000 долларов США, то лицо подлежит уголовной ответственности.

В настоящее время понятие административной преюдиции не имеет четкого правового закрепления. Но в законе и в юридической литературе советского периода этому понятию уделялось большое внимание.

Наиболее распространенным в уголовно-правовой доктрине является определение административной преюдиции как привлечение лица к уголовной ответственности, если оно в течении определенного периода времени, после одного или двух административных взысканий за правонарушение совершит такое же правонарушение.

Нормы с административной преюдицией в советском законодательстве формулировались неоднозначно, и было необходимо выработать единый подход к регламентации преюдиции в уголовном законе.

Несмотря на почти полный отказ от прямой формулировки административной преюдиции в Уголовном кодексе 1996 года, последующее развитие уголовного законодательства показало, что этот институт постепенно возвращается в нормативно-правовую регламентацию составов преступлений в Особенной части УК РФ.

Причинами исключения административной преюдиции из уголовного законодательства считаются: "наличие в нормах уголовного закона административной преюдиции противоречит конституционному принципу о том, что никто не может быть повторно осужден за одно и то же правонарушение"; "между преступлением и проступком не количественное, а качественное различие"; "лицо привлекается к административной ответственности несудебными органами".

Но при этом в современных условиях преюдиция в уголовном законе необходима. Фактического повторного осуждения не происходит, так как имеются два факта нарушения различных правовых норм. Нормы КоАП РФ – административное правонарушение, за которое лицо привлечено к административной ответственности, и нормы УК РФ, наказывающие за преступления. За преступление наказание назначается не за оба нарушения, а только за последнее, признаки первого деяния не включаются в признаки объективной стороны состава преступления.

Обращение к проблеме административной преюдиции применительно к преступлениям в экономической сфере актуально в связи с необходимостью гуманизации уголовного законодательства, которую можно обеспечить посредством декриминализации ряда составов экономических преступлений. В настоящее время наблюдается разрушение границ преступлениями, малозначительными деяниями, административными правонарушениями, что негативно сказывается на правоприменительной практике.

Степень общественной опасности у преступлений больше чем у административных правонарушений. Несколько противоправных деяний экономического характера образуют состав соответствующего преступления, потому что тяжесть наступивших последствий не позволяет квалифицировать их по административно-правовой норме.

К уголовным проступкам следует отнести такие составы преступлений, которые причисляют к основной массе преступлений небольшой и средней тяжести, по которым расследование происходит в форме дознания. Эти деяния общественно опасны, но их характер предполагает значительно меньший вред по сравнению с последствиями некоторых преступлений небольшой тяжести, большинства преступлений средней тяжести, всех тяжких и особо тяжких преступлений.

Лапина М.А, Карпухин Д.В, Трунцевский Ю.В. предлагают ввести институт административной преюдиции и сформулировать его в диспозициях статей главы 22 УК РФ. По предложению данных авторов часть 1 статьи 200.1 УК РФ должна выглядеть следующим образом: "Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭс наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, совершенное в крупном размере, – если это лицо ранее не привлекалось к административной ответственности за аналогичное деяние в течение года". Предложенная декриминализация составов преступлений обуславливает постановку вопроса о декриминализации понятия "крупный ущерб".

Применение административной преюдиции к составам преступлений главы 22 УК РФ, повлечет за собой декриминализацию большого количества составов преступлений, изложенных в данной главе, и потребуется введение дополнительных составов административных правонарушений в соответствующие главы КоАП РФ. Административная преюдиция представляет собой коррелирующую смычку между уголовным и административным правом. Она позволяет четко разграничить составы административных правонарушений и уголовных преступлений, а также может рассматриваться в качестве способа декриминализации отдельных составов преступлений посредством инкорпорирования исключенных составов УК РФ в КоАП РФ.

Несмотря на положительную криминализацию контрабанды наличных денежных средств и (или) денежных инструментов на практике могут возникнуть вопросы на стадиях возбуждения уголовного дела и освобождения от ответственности.

В Примечании 4 статьи 200.1 УК РФ указывается, что "лицо, добровольно сдавшее наличные денежные средства и (или) денежные инструменты, указанные в настоящей статье, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления. Не могут признаваться добровольной сдачей наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, их обнаружение при применении форм таможенного контроля, их изъятие при задержании лица, а также при производстве следственных действий по их обнаружению и изъятию".

То есть законодатель установил специальное основание освобождения от уголовной ответственности – относительно самостоятельную уголовно-правовую норму, направленную на прекращение совершаемого преступления либо предупреждение других, более тяжких деяний, а также не выявление совершенного преступления посредством позитивного посткриминального поведения виновного, при наличии которого государство обязано либо вправе освободить его от уголовной ответственности.

Освобождение от уголовной ответственности – отказ государства, выраженный в процессуальном решении суда, прокурора, следователя, дознавателя от осуждения (порицания) и применения мер уголовно-правового характера к лицу, совершившему преступление.

В УК РФ предусмотрены четыре вида освобождения от уголовной ответственности в связи:

1. Деятельным раскаянием;

2. Примирением с потерпевшим;

3. Совершением ряда преступлений в сфере экономической деятельности;

4. Истечением сроков давности.

Добровольная сдача наличных денежных средств и (или) денежных инструментов должна рассматриваться как форма деятельного раскаяния, которая является основанием для возбуждения уголовного дела и указывает на наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Освобождение от уголовной ответственности производится по правилам и выполняется на общих условиях предусмотренных ч. 1 ст. 75 УК РФ.

Деятельное раскаяние – действия лица, совершившего преступление, направленные на предотвращение вредных последствий, возмещение причиненного ущерба или заглаживание вреда в иной форме.

Деятельное раскаяние преследует следующие цели:

1. Поощрить активные действия виновных лиц по нейтрализации вредных последствий совершенных преступлений;

2. Побудить неустойчивых лиц к совершению аналогичных действий;

3. Привлечь лиц, совершающих преступления, к оказанию помощи правоохранительным органам в раскрытии преступлений.

Освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием возможно при условии выполнения всех необходимых действий или тех из них, которые лицо имело объективную возможность совершить. Деятельное раскаяние может влечь освобождение от уголовной ответственности только в том случае, когда лицо перестало быть общественно опасным.

Для возбуждения уголовного дела и применения основания освобождения от уголовной ответственности достаточно самого факта добровольной сдачи наличных денежных средств и (или) денежных инструментов. Добровольная сдача не может быть осуществлена:

1. До момента окончания преступления, которое будет признано таковым с момента незаконного пересечения таможенной границы Таможенного союза в рамках ЕврАзЭс.

2. После обнаружения должностными лицами таможенных органов денежных средств и (или) денежных инструментов во время проведения таможенного контроля.

3. После их изъятия при задержании лица.

4. В период производства следственных действий по обнаружению и изъятию денежных средств и (или) денежных инструментов: обыска, выемки.

Ни одно законодательство не приписывает, каким образом должна быть закреплена добровольная сдача наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, она может быть оформлена в виде рапорта об обнаружении признаков преступления или же в виде явки с повинной. Примечание применяется и при совершении лицом совокупности преступлений.

Также важным является вопрос о размере денежных средств и (или) денежных инструментов подлежащих сдаче. Ведь из всей суммы наличных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов исключается разрешенная к перемещению без декларирования или была задекларирована часть.

Обязательным условием принятия решения об освобождении от уголовной ответственности является согласие лица, которое совершило преступление. Если лицо против прекращения уголовного дела, то производство по нему будет продолжаться в обычном порядке.

При сдаче наличных денежных средств и (или) денежных инструментов возникает вопрос о возможности дополнения УПК РФ положением позволяющим отказать в возбуждении уголовного дела, так как после добровольной сдачи следует обязательное освобождение от уголовной ответственности. Но согласно п. 28 Постановления Пленума ВС РФ от 27.06.2013 № 19 "О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности" освобождение лица от уголовной ответственности не означает отсутствие в деянии состава преступления и не влечет реабилитацию лица, совершившего преступление.

Из этого следует, что даже если лицо сдаст наличные денежные средства и (или) денежные инструменты оно не будет реабилитировано. Из этого можно сделать вывод о том, что или необходимо отменять примечание 4 статьи 200.1 УК РФ, чтобы при любых условиях возбуждалось уголовное дело, или же отказаться от возбуждения уголовного дела после сдачи наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, тогда лицо будет реабилитировано.

В настоящее время много внимания уделяется транснациональному характеру экономической преступности, которая разрушает финансовую стабильность и угрожает общественной безопасности многих стран. К таким преступлениям можно отнести легализацию (отмывание) денежных средств, приобретенных преступным путем и контрабанду наличных денежных средств и (или) денежных инструментов.

Криминальные доходы вкладываются в реальную экономику, что позволяет свободно ими пользоваться, а это наносит экономический ущерб государству. Также такие доходы могут использоваться для подкупа должностных лиц и финансирования преступной деятельности.

Специфика контрабанды денежных средств и (или) денежных инструментов состоит в вывозе таких средств и (или) инструментов из одного государства и ввоз их в другое, таким образом, причиняется ущерб нескольким государствам. Также такая контрабанда является одним из способов легализации преступных доходов, потому что преступники могут незаконно перемещать наличные денежные средства через границу.

Опасаясь контроля за финансовыми операциями с крупными суммами денежных средств, преступникам легче перемещать наличные денежные средства контрабандным путем. Контрабандным путем денежные средства перемещаются таким образом, чтобы затруднить их нахождение, например: закрепляя их на теле, пряча в труднодоступных местах в автомобиле или же в местах, про которые трудно догадаться, также наличные денежные средства можно отправлять по почте.

На национальном уровне ответственность за незаконное перемещение наличных денежных средств предусмотрена ст. 200.1 УК РФ и ст. 16.4 КоАП РФ. Однако есть основания полагать, что не все законодательные акты не приспособлены к нормам этих статей. К примеру, статьей 313 Таможенного кодекса Таможенного союза не допускается пересылка в международных почтовых отправлениях товаров: запрещенных ввозу на таможенную территорию таможенного союза или же вывозу из этой территории, запрещенных к пересылке в соответствии с актами Всемирного почтового союза. То, что денежные средства и (или) денежные инструменты запрещены к пересылке в международных почтовых отправлениях указывается в главе 15 "Всемирной почтовой конвенции" от 12.08.2008 г.

Для того чтобы национальное законодательство соответствовало международному законодательству необходимо включить наличные денежные средства и (или) денежные инструменты в перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами в торговле с другими странами. В настоящее время существуют международные договора по борьбе с легализацией преступных доходов и контрабандой наличных денежных средств, но они малоэффективны, потому что носят ограниченный характер.

В целях пресечения использования наличных денежных средств и (или) денежных инструментов для легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, установлены определенные правила, благодаря которым таможенные органы могут приостанавливать перемещение наличных денежных средств и (или) денежных инструментов на основании информации, предоставляемой им правоохранительными органами.

Договоры такого характера заполняют пробелы законодательства и являются основой для развития мер по противодействию организованной преступности, но они не могут решить все возникающие проблемы. Таким образом, и национальное и международное законодательство нуждается в совершенствовании.

Под декларированием товаров понимается заявление таможенному органу в таможенной декларации или иным способом сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. Порядок заполнения пассажирской таможенной декларации утвержден Решением комиссии таможенного союза от 18 июня 2010 года № 287. Бланк пассажирской таможенной декларации состоит из основного формуляра и дополнительного формуляра "Декларация наличных денежных средств и (или) денежных инструментов".

Дополнительный формуляр заполняют физические лица, достигшие 16 лет при перемещении:

1. Наличных денежных средств (банкноты и монеты, за исключением монет из драгоценных металлов) и дорожных чеков, в сумме превышающие в эквиваленте 10000 долларов США.

2. Иных денежных инструментов в документарной форме (вексель, банковские чеки, ценные бумаги на предъявителя, удостоверяющих обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств, в которых не указано лицо, которому осуществляется такая выплата). При заполнении формуляра указываются сведения обо всех перемещаемых наличных денежных средствах, дорожных средствах и денежных инструментах.

В целях обеспечения противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в пассажирской таможенной декларации должны быть дополнительно указаны сведения об источнике наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, их владельцах, а также о предполагаемом использовании.

В случаях ввоза на таможенную территорию таможенного союза или вывоза из этой территории лицом наличных денежных средств и (или) дорожных чеков перерасчет в доллары США производится по курсу, который установлен в том государстве, через государственную границу которого перемещаются наличные денежные средства и (или) денежные чеки, на день подачи пассажирской таможенной декларации таможенному органу.

При декларировании денежных инструментов в декларации указывается номинальная стоимость либо соответствующая сумма в валюте государства – члена таможенного союза и ли иностранной валюте, право на получение, которой удостоверяет денежный инструмент.

Стадия подачи таможенной декларации завершается ее принятием, после этого начинается декларирование. На стадии подачи декларации происходит сбор необходимых документов и сведений, законом устанавливаются только сроки их предоставления. Действия лица имеют юридическое значение на стадии декларирования.

На стадии подачи декларации контроль за этим процессом не предусмотрен. На этой стадии возможно приготовление к совершению преступления, а выполнение объективной стороны контрабанды наличных денежных средств и (или) денежных инструментов начнется на стадии декларирования.

Литература

1. О договоре о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС [принят 05.07.2010 № 51] // Собр. законодательства РФ. – № 36. – Ст.4867.

2. Конституция РФ: офиц. текст. М.: Проспект, 2016. – 64с.

3. Уголовный кодекс: офиц. текст. М.: Проспект, 2016. – 224с.

4. Уголовно-процессуальный кодекс: офиц. текст. М.: Проспект, 2016. – 256с.

5. Гражданский кодекс: офиц. текст. М.: Проспект, 2016. – 616с.

6. О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в части противодействия незаконным финансовым операциям: федер. закон [принят 28.06.2013г. № 134-ФЗ: по состоянию на 29 июня 2015г.] //Собр. законодательства РФ. – 2013.

7. Официальный отзыв Верховного Суда РФ от 13.11.2012 N 1-ВС-5733/12.[Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы КонсультантПлюс, 2016

8. Приговор № 1-257/2015 от 9 декабря 2015 г. по делу № 1-257/2015

9. Приговор № 1-137/2015 от 30 октября 2015 г. по делу № 1-137/2015

10. Решение по делу 1-425/2013

11. Апелляционное постановление № 22-726/2016 от 24 мая 2016 г. по делу № 22-726/2016

12. Решение по делу 5-197/2016

13. О порядке вывоза и перевода за границу валютных ценностей: декрет ВЦИК, СНК РСФСР от 19 апреля 1923 года

14. Соборное уложение от 21 января 1649 года

15. Торговый устав от 25 октября 1653 года

16. Новоторговый устав от 22 апреля 1667 года

17. Таможенный устав от 14 декабря 1819 года

18. Таможенный устав от 16 февраля 1904 года

19. Постановление ВЦИК от 1 июня 1922 года "О введении в действие Уголовного кодекса РСФСР" [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы КонсультантПлюс, 2016

20. Постановление Совмина СССР от 6 апреля 1982 года № 267 "Об утверждении положения о ввозе, вывозе, пересылке и переводе за границу и из-за границы советской валюты, иностранной валюты иных валютных и других ценностей"

21. Закон СССР от 1 марта 1991 года № 1982-1 "О валютном регулировании"

22. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных от 15 августа 1845 года

23. Антонов, А.Г. Специальные основания освобождения от уголовной ответственности / А.Г. Антонов: автореф. дис. …канд. юрид. наук. – Рязань, 2013. – 44 с.

24. Бакаева, О.Ю. Таможенное право / О.Ю.Бакаева, Г.В. Матвиенко – М.: Эксмо, 2009. – 272с.

25. Васина, Т.А. О некоторых проблемах применения уголовно-правовой нормы о контрабанде наличных денежных средств и (или) денежных инструментов / Т.А. Васина // Актуальные проблемы современной науки. – 2016. – С. 164-167.

26. Гладких, В.И. Уголовное право. Общая и Особенная части / В.И. Гладких, В.С. Курчеев. – М.: Новосибирский государственный университет. – 2015. – 634с.

27. Грачева, Ю.В. Уголовное право. Особенная часть / Ю.В. Грачева, Т.А. Есакова, А.В. Корнеева – М.: Проспект. 2014. – 697с.

28. Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) – межправительственная организация, вырабатывающая мировые стандарты в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма [Электронный ресурс]. – URL: //www.fatf-gafi.org. (дата обращения: 10.04.2016)

29. Журавлев, М.П. Уголовное право России. Части общая и особенная / М.П. Журавлев, А.В. Наумов, С.И. Никулин – М.: Проспект. 2014. – 1045с.

30. Кузнецов, А.П. Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов (ст.200.1 УК РФ): уголовно-правовая регламентация и вопросы квалификации / А.П. Кузнецов // Российской следователь. – 2015. – № 2. – С. 29-33.

31. Лапина, М.А. Административная преюдиция как способ дискриминации уголовных преступлений и разграничения уголовных преступлений и административных правонарушений в современный период / М.А. Лапина, Д.В. Карпухин, Ю.В. Трунцевский // Административное право и практика администрирования. – 2015.- С. 24-56

32. Марковский, М.С. К вопросу об объекте контрабанды наличных денежных средств и (или) денежных инструментов / М.С. Марковский // Вестник Московского университета МВД России. – 2015. – № 8. – С. 124-128

33. Марковский, М.С. Проблемы международного характера по вопросам борьбы с контрабандой наличных денежных средств и легализация преступных доходов / М.С. Марковский // Проблемы российского и международного права. – 2014. – С. 94-97.

34. Марковский, М.С. Проблемы определения предмета контрабанды наличных денежных средств и (или) денежных инструментов / М.С. Марковский // Вестник Томского государственного университета. – 2015. – № 393. – С. 158-163.

35. Марковский, М.С. Развитие и специфика советского законодательства, устанавливающего порядок перемещения валюты через государственную границу / М.С. Марковский // История государства и права. – 2015. – № 21. – С. 40

36. Михайлов, В.А. Цели, задачи и функции российского уголовного судопроизводства / В.А. Михайлов // "Ирфон", – 2014. – С. 147-200.

37. Михайлов, В.А. Подследственность по уголовным делам о контрабанде наличных денежных средств и (или) денежных инструментов / В.А. Михайлов, И.В. Коркина, И.Г. Цопанова // Публичное и частное право. – 2015. – № 3. – С. 151-157.

38. Нудель, С.Л. Некоторые проблемы возбуждения уголовных дел и освобождения от уголовной ответственности за контрабанду наличных денежных средств и (или) денежных инструментов / С.Л. Нудель //Уголовный процесс: от прошлого к будущему. Часть 1. – 2014. – С. 262-266.

39. Показатели правоохранительной деятельности таможенных органов www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=21&Itemid=1820

40. Рогатых, Л.Ф. Контрабанда по УК РФ: теория и практика / Л.Ф. Рогатых // Российский ежегодник уголовного права. – 2014. – № 7. – С. 361-405.

41. Русанов, Г.А. Преступления в сфере экономической деятельности / Г.А. Русанов – М.: Проспект, 2013. – 264с.

42. Сорокин, К.Г. Особенности имплементации Рекомендации ФАТФ 32 – "Курьеры наличных" – в рамках ЕврАзЭС / К.Г. Сорокин // Таможенное дело. – 2013. – № 1. – С. 31-38.

43. Урда, М.Н. Вопросы квалификации контрабанды наличных денежных средств и (или) денежных инструментов / М.Н. Урда // Уголовное право. – 2014. – № 3. – С. 78-82.

44. Урда, М.Н. О проблемах применения нормы об ответственности за контрабанду денежных средств и (или) денежных инструментов / М.Н. Урда // Вестник Томского государственного университета. – 2014. – №385. – С. 140.

45. Янкевич, С.В. Перемещение валюты и валютных ценностей в Таможенном союзе ЕврАзЭС: к вопросу о правовой регламентации / С.В. Янкевич // Финансовое право. – 2013. – № 10. – С. 41-48.