Учет товарных ценностей

Учет товарных ценностей.

Статьи по теме
Искать по теме

1. Понятие товарных ценностей

"Товарно-материальные ценности – часть материального имущества организации, имеющего стоимость, которое находится в собственности организации и относится к ее оборотным средствам. К товарно-материальным ценностям относятся: запасы сырья и материалов, запасные части для ремонта оборудования и его эксплуатации, полуфабрикаты, топливо, незавершенное производство, остатки готовой продукции, конторские материалы, принадлежности и др."

В соответствии с Международными стандартами бухгалтерского учета (IAS), что согласуется с российской системой бухгалтерского учета, товарно-материальными ценностями считаются активы, которые:

– хранятся для перепродажи при нормальном ходе деятельности

– находятся в процессе производства для дальнейшей продажи;

– существуют в форме материалов или запасов, которые будут потреблены в процессе производства или оказания услуг

Согласно вышеприведенному определению, товарно-материальные ценности подразделяются на три категории: сырье, незавершенное производство и готовая продукция. Сырье - это необработанные предметы, которые будут использованы в процессе производства, к незавершенному производству относятся товары, производство которых завершено частично, а готовая продукция - это законченные товары, готовые к продаже.

Согласно IAS, товарно-материальные ценности, отражаемые в финансовой отчетности, как правило, классифицируются в соответствии с приведенными выше категориями ("Сырье", "Незавершенное производство" и "Готовая продукция"). Российская система бухгалтерского учета определяет семь категорий товарно-материальных ценностей, отражаемых в балансе.

Сюда относятся:

– сырье и компоненты,

– животные на выращивании и откорме,

– малоценные и быстроизнашивающиеся предметы с учетом накопленного износа,

– незавершенное производство,

– готовая продукция,

– товары для перепродажи,

– и товары отгруженные.

Данные бухгалтерского учета должны содержать информацию для изыскания резервов снижения себестоимости продукции в части рационального использования товаров, снижения норм расхода, обеспечения надлежащего хранения материалов, их сохранности.

Основные задачи бухгалтерского учета в этой области:

1. контроль за сохранностью товарных ценностей в местах их хранения и на всех стадиях обработки;

2. правильное и своевременное документирование всех операций по движению материальных ценностей; выявление и отражение затрат, связанных с их заготовлением; расчет фактической себестоимости израсходованных материалов и их остатков по местам хранения и статьям баланса;

3. систематический контроль за соблюдением установленных норм запасов, выявление излишних и неиспользуемых материалов, их реализация;

4. своевременное осуществление расчетов с поставщиками материалов, контроля за материалами, находящимися в пути, неотфактурованными поставками.

Согласно "Положению о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации" допускается частичное или полное списание устаревших или испорченных предметов. Многие российские предприятия так и не сделали такое списание частью своей практики из-за неоправданно жесткого подхода налоговой инспекции. Налоговые органы зачастую оспаривают законность уценки товарно-материальных ценностей и требуют специального учета уцененных товарно-материальных ценностей, а также требуют принятия персональной ответственности за отраженные в балансе суммы уценки товарно-материальных ценностей и связанные с ними убытки, отраженные в отчете о прибылях и убытках.

Методики определения себестоимости товарно-материальных ценностей, такие как метод учета по стандартным ценам, можно использовать по собственному усмотрению в том случае, если результаты их близки к реальной себестоимости. При расчете с использованием стандартных цен принимается во внимание средний уровень потребления материалов и запасов, труда и ресурсов. Они регулярно пересматриваются и, при необходимости, изменяются с учетом текущих условий.

2. Организация учета товаров

Рассмотрим варианты учета товаров торговыми организациями.

В соответствии с пунктом 13 ПБУ 5/01 организации, осуществляющие торговую деятельность, могут учитывать товары, приобретенные для перепродажи, одним из следующих способов:

– по покупной стоимости (стоимости приобретения) непосредственно на счете 41;

– по продажным ценам с отдельным учетом наценок (скидок) на счете 42 "Торговая наценка";

– по учетным ценам (с использованием счета 15). По покупным или учетным ценам товары учитывают организации, которые осуществляют оптовую торговлю. Фирмы, продающие товары в розницу, могут их учитывать как по покупным, так и по продажным ценам.

Для торговых организаций пунктом 13 ПБУ 5/01 предусмотрено специальное положение о формировании покупной стоимости товара. Затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимые до момента их передачи в продажу, можно включать в состав расходов на продажу или в стоимость товара. В соответствии с пунктом 227 Методических указаний по МПЗ выбор организации закрепляется в учетной политике.

В отношении товаров, купленных для перепродажи, следует сказать, что их оценивают исходя из цены покупки. В их стоимость можно включать любые затраты, связанные с их покупкой, в частности, стоимость доставки (статьи 268 и 320 Налогового кодекса РФ). Все остальные затраты, связанные с приобретением и доставкой товара (транспортные, складские и др.), учитываются в составе издержек обращения и распределяются на прямые и косвенные в соответствии со статьей 320 Налогового кодекса РФ.

С целью сближения данных бухгалтерского и налогового учета торговым организациям можно за учетную цену принять цену поставщика, контрактную стоимость по договору. Другие расходы, входящие в фактическую себестоимость товаров, учитываются отдельно. В этом случае покупная стоимость товара на счете 41 совпадет со стоимостью, учитываемой для целей налогообложения.

План счетов определяет, что при ведении бухгалтерского учета поступления товаров, учитываемых на счете 41 "Товары", можно применять счет 15 (аналогично порядку учета соответствующих операций с материалами). Это означает, что фактическая себестоимость товаров собирается по дебету счета 15 (в корреспонденции с соответствующими счетами осуществления расходов, непосредственно связанных с их приобретением), а по кредиту этого счета отражается оприходование фактически поступивших в организацию товаров в соответствии с учетными ценами, принятыми организацией (в корреспонденции с дебетом счета 41).

Разница между учетной ценой и фактической стоимостью товаров, выявленная на счете 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей", в конце отчетного месяца списывается на счет 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей". Отклонения, накопленные на счете 16, списываются на расходы на продажу в дебет счета 90 "Продажи" (или 45 "Товары отгруженные").

При выборе способа списания отклонений необходимо принимать во внимание условия поставки товаров, объем и периодичность их поступлений в организацию. Возможно применение следующих способов:

– полностью по окончании отчетного периода при незначительных объемах продажи и небольших суммах отклонений;

– путем распределения между всеми проданными и непроданными товарами, независимо от того, к каким объектам учета эти отклонения относятся (как правило, пропорционально стоимости проданных (отгруженных) в отчетном месяце товаров);

– по мере продажи определенной партии товара, когда отклонения выявляются отдельно по каждой партии или по каким-либо отдельным поставкам и списываются пропорционально реализации товаров;

– равномерно в течение определенного периода, например в течение отчетного года, вся сумма отклонений списывается на реализацию.

Метод полного списания отклонений полностью соответствует правилам налогового учета, где все иные расходы, кроме контрактной цены товара, являются косвенными расходами периода.

3. Документация по движению товаров

Для учета движения товаров применяется первичная учетная документация, отвечающая требованиям основных положений по учету материалов и приспособленная для автоматизированной обработки информации. Количество экземпляров выписываемых документов и их документооборот устанавливаются в зависимости от характера предприятий, особенностей организации производства, материально-технического снабжения и от системы организации учета. Количество экземпляров должно быть минимальным: при использовании ПК – один экземпляр, а при ручной обработке – не более двух.

Поступление товаров на предприятие контролирует в первую очередь отдел закупок, который следит за выполнением поставщиками договорных обязательств, предъявляет им претензии по качеству и недостачам материалов, разыскивает грузы, если они своевременно не прибыли на предприятие.

В момент сдачи экспедитором товаров на склад материально ответственное лицо (заведующий складом) проверяет соответствие количества, качества и ассортимента поступивших товаров документам поставщика. Одни из них отражают количество отправленного груза (спецификации, отвесы, накладные), другие – качество (сертификаты, удостоверения и т.п.). При полном соответствии количества фактически поступивших ценностей документам поставщика материально ответственное лицо выписывает приходный ордер (ф. № М-4).

Для сокращения количества первичных документов разрешается и бездокументное оформление поступивших материалов. Если расхождений ни в количестве, ни в качестве прибывшего груза с документами поставщика нет, то на документах поставщика проставляется и заполняется специальный штамп с основными реквизитами приходного ордера.

Акт о приемке материалов (ф. № М-7) применяется для оформления поступивших материальных ценностей без платежных документов в случае расхождений (количественных и качественных) с данными сопроводительных документов поставщика. Акт составляется приемной комиссией с обязательным участием представителя поставщика, заведующего складом и представителя отдела снабжения предприятия. Комиссия назначается руководителем предприятия. Составляется акт в двух экземплярах: первый – передается в бухгалтерию предприятия как основание для бухгалтерских записей на счетах и расчета сумм недостач или излишков; второй – поступает в отдел маркетинга для предъявления претензий поставщику или сообщения ему о представлении платежного требования на излишки. Наличие акта исключает выписку приходного ордера.

Приходные документы составляются в день поступления материалов.

Обособленно хранятся на складах материалы, подлежащие лабораторному анализу и техническому осмотру, а также материалы, принятые на ответственное хранение. Приходные ордера на них не выписываются, расходовать их не разрешается до выявления результатов анализа. Их учет организуется в специальной книге. Вначале регистрируют поступившие материалы, находящиеся на лабораторном исследовании, а затем материалы, принятые на ответственное хранение. Ведение этой книги обеспечивает контроль за сохранностью любых видов собственности. Материально ответственные лица, сдающие материалы, выписывают накладные в двух экземплярах: один цеху – для списания материалов, другой складу – для их оприходования.

Расходные документы отражают отпуск материалов на производственные нужды, на хозяйственные нужды (содержание зданий, ремонтные работы), реализацию на сторону излишних, не используемых в хозяйственной деятельности предприятия материалов. К ним относятся: лимитно-заборные карты, требования, накладные.

Лимитно-заборная карта (ф. № М-8, М-9) выписывается отделом маркетинга на одну или несколько позиций (видов материалов), относящихся к определенному коду производственных затрат (заказу). Расчет потребности необходимого объема и вида материальных ценностей цеху для выполнения производственной программы осуществляет планово-производственный отдел. Лимит расходования и отпуска материалов при этом сокращается на количество ценностей данного вида оставшихся в цехах на начало месяца.

Выписываются карты в двух экземплярах: один – цеху, другой – складу. При отпуске ценностей со склада кладовщик расписывается в лимитно-заборной карте цеха, а представитель получателя – в лимитно-заборной карте склада. В обеих картах после каждого отпуска выводится остаток неиспользованного лимита. По использовании лимита и по окончании месяца лимитно-заборные карты сдаются в бухгалтерию предприятия. На основании их оформляется учет отпуска материалов и осуществляется текущий контроль за соблюдением установленных лимитов их отпуска на производственные нужды.

По лимитно-заборной карте ведется также учет материалов, не использованных в производстве (возврат). При этом никаких дополнительных документов не составляется.

4. Бухгалтерский учет товарных операций

В системе регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации товары – это часть материально-производственных запасов организации, приобретенная или полученная от других юридических и физических лиц и предназначенная для продажи.

Для учета движения товаров (включая товары, закупаемые по им- порту) на предприятии применяется бухгалтерский счет 41 "Товары" с разбивкой по следующим субсчетам:

– "Отечественные товары для оптовой продажи";

– "Отечественные товары для розничной продажи";

– "Тара под товаром и порожняя";

– "Покупные изделия для продажи";

– "Импортные товары для оптовой продажи";

– "Импортные товары для розничной продажи";

– "Товары в переработке";

– "Приобретение импортных товаров".

Товары учитываются несколькими способами:

– по фактической себестоимости (непосредственно на счете 41 "Товары");

– по продажным ценам (с использованием счета 42 "Торговая на- ценка").

Способ учета товаров закреплен в учетной политике организации.

Т.к организация, продает товары в розницу, то может их учитывать кик по фактической себестоимости, так и по продажным ценам.

В бухгалтерском балансе товары отражаются только по фактической себестоимости.

Фактическая себестоимость товаров складывается из всех затрат по их покупке. К таким затратам, в частности, относятся:

– суммы, уплаченные в соответствии с договором продавцу;

– суммы, уплаченные за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением товаров;

– таможенные пошлины и иные платежи, связанные с покупкой товаров (например, сборы за таможенное оформление импортируемых товаров);

– вознаграждения, уплаченные посреднической организации, через которую приобретены товары;

– невозмещаемые налоги, уплаченные в связи с покупкой товаром (например, налог с продаж);

– другие затраты, связанные с приобретением товаров.

Все затраты на покупку товаров учитывается по дебету счета 41 "Товары".

При поступлении товаров делаются проводки:

Дебет 41 "Товары",

Кредит 60 (76...) "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" ("Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами") – учтены затраты, непо-| родственно связанные с приобретением товаров (без НДС);

Дебет 19 "НДС по приобретенным ТМЦ",

Кредит 60 (76...) "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" ("Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами") – учтен НДС по затратам, непосредственно связанным с приобретением товаров (на основании I четов-фактур).

После оплаты расходов по приобретению товаров делаются записи:

Дебет 60 (76...) "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" ("Расче-ты с прочими дебиторами и кредиторами"),

Кредит 51 (50...) "Расчетные счета" ("Касса") – оплачены расходы по приобретению товаров;

Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС",

Кредит 19 "НДС по приобретенным ТМЦ" – произведен налоговый вычет НДС.

Особый порядок предусмотрен для учета расходов по доставке товаров до склада организации (транспортных расходов). Транспортные расходы могут учитываются двумя способами:

1) непосредственно на счете 41 "Товары" (т. е. включаться в фактическую себестоимость приобретаемых товаров);

2) на счете 44 "Расходы на продажу".

ООО "Луч" приобрело 1000 шт. ручек, предназначенных для перепродажи. ООО "Луч" ведет учет товаров по фактической себестоимости.

Согласно расчетным документам поставщика цена одной ручки со-ставляет 11,8 руб. (в том числе НДС 1,8 руб.). Ручки были приобретены через посредническую организацию. Расходы по оплате ее услуг составили 1180 руб. (в том числе НДС 180 руб.).

Транспортные расходы по доставке ручек на склад составили 590 руб. (в том числе НДС 90 руб.). Согласно учетной политике организации транспортные расходы учитываются на счете 41, т. е. включаются в фактическую себестоимость приобретаемых товаров.

В учете ООО "Луч" сделаны следующие проводки:

Дебет 41 "Товары",

Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" – 10000 руб. [(11,8 руб. – 1,8 руб.) х 1000 шт.] – оприходованы ручки;

Дебет 19 "НДС по приобретенным ТМЦ",

Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" – 1800 руб. (1,8 руб. х 1000 шт.) – учтен НДС по приобретенным ручкам;

Дебет 41 "Товары",

Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" – 1000 руб. (1180 – 180) – учтены расходы по оплате услуг посреднической организации; Дебет 19 "НДС по приобретенным ТМЦ",

Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" – 180 руб. учтен НДС по услугам посреднической организации;

Дебет 41 "Товары",

Кредит 60 "Расчеты с поставщиками" и подрядчиками" – 500 руб. I (590 – 90) – учтены транспортные расходы по доставке ручек на склад;

Дебет 19 "НДС по приобретенным ТМЦ",

Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" – 90 руб. – учтен НДС по транспортным расходам;

Дебет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками",

Кредит 51 "Расчетные счета"- 13 570 руб. (11 800 + 1180 + + 590) – оплачены ручки поставщику, а также услуги посреднической и транспортной организаций;

Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС",

Кредит 19 "НДС по приобретенным ТМЦ" – 2070 руб. (1800 + 180 + 90) – произведен вычет НДС.

Так как организация осуществляет розничную торговлю, то она вправе учитывать приобретенные товары по продажным ценам с обособлением в учете сумм наценок (скидок, накидок). При этом стоимость приобретения принятых к бухгалтерскому учету товаров увеличивается на сумму надбавки.

В бухгалтерском учете эта операция отражается по дебету счета 41 "Товары" в корреспонденции с кредитом счета 42 "Торговая наценка".

Счет 42 "Торговая наценка" предназначен для обобщения информа-ции о торговых наценках (скидках, накидках) на товары в организациях, осуществляющих розничную торговлю, если их учет ведется по продажным ценам.

На счете 42 "Торговая наценка" учитываются также скидки, предоставляемые поставщиками организациям, осуществляющим розничную торговлю, на возможные потери товаров, а также на возмещение дополнительных транспортных расходов.

Кредитуется счет 42 "Торговая наценка" при принятии к бухгалтерскому учету товаров на суммы торговой наценки (скидок, накидок).

Суммы торговой наценки (скидок, накидок) по товарам проданным, отпущенным или списанным вследствие естественной убыли, брака, порчи, недостачи и т. п., сторнируются по кредиту счета 42 "Торговая наценка" в корреспонденции с дебетом счета 90 "Продажи" и иных соответствующих счетов. Относящиеся к непроданным товарам суммы скидок (накидок) уточняются на основании инвентаризационных описей путем определения полагающейся скидки (накидки) на товары в соответствии с установленными размерами.

Организации, осуществляющие промышленную деятельность для производства определенной продукции, используют комплектующую продукцию, стоимость которой не включается в производственную себестоимость готовой продукции, а в соответствии с договором поставки (купли-продажи) возмещается по продажным ценам (стоимость по договорным ценам, НДС, акциз) покупателем (заказчиком). Такая продукция – как отечественная, так и закупленная по импорту – учитывается в составе товаров обособленно на субсчете "Покупные изделия для продажи" к счету 41 "Товары" по фактической себестоимости приобретения, включая затраты по импорту, для формирования которой воз можно использование счета 15 "Заготовление и приобретение материал лов".

Учет товаров должен обеспечить информацию как о движении их на складе у покупателя, так и о формировании полной себестоимости при обретения товаров.

В отдельных случаях в организациях (например, осуществляющих оптовую торговлю) расходы на подработку товаров (выполненную собственными силами или сторонними организациями) могут рассматриваться как расходы, формирующие первоначальную стоимость товаров.

При этом переданные в подработку сторонним организациям товары отражаются на счете 41 "Товары", на отдельном субсчете "Товары и подработке".

Сумма расходов, связанная с подработкой, формирует стоимость товаров, прошедших подработку. При осуществлении учетного процесса с применением счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" расходы на подработку товаров отражаются по дебету этого счета в корреспонденции со счетами учета соответствующих затрат или расчетов (на счете 41 "Товары" товары, переданные в подработку, в этом случае учитываются по учетным ценам).

Одним из оснований приобретения товара являются посреднические сделки, к которым относится деятельность хозяйствующего субьекта, выступающего в роли комиссионера, поверенного, агента в договорах комиссии, поручения, агентирования. Товары, поступившие к посредникам, а также приобретенные ими за счет комитента (доверителя, принципала), являются собственностью последних, поэтому учитываются посредниками на забалансовом счете 004 "Товары, принятые на |омиссию" в ценах, фиксируемых в приемосдаточных актах согласно договорам агентирования, комиссии, поручения.

Суммы торговой наценки (скидки, накидки), относящиеся к покупкой стоимости товаров, проданных организациями розничной торговли, учитываются при определении выручки от продаж. Указанная сумма скидок, накидок определяется на основании специального расчета, который сводится к распределению учтенной за отчетный период суммы скидок, накидок за минусом различных списаний с учетом суммы скидок, накидок, числящихся на начало отчетного периода и относящихся к остаткф непроданных на начало отчетного периода товаров, по отношению к стоимости проданных за отчетный период товаров по учетным ценам, увеличенной на остаток товаров на конец отчетного периода по учетным ценам.

Текущий учет выбытия товаров (продажи, возврата, замены, изъятия, недостачи и других расходных операций) ведется по стоимости приобретения.

Литература

1. "О бухгалтерском учете": Федеральный закон от 21 ноября 1996г. № 129-ФЗ (с изменениями от 23 июля 1998г., 28 марта, 31 декабря 2002г., 10 января, 28 мая 2003г.);

2. Налоговый кодекс Российской Федерации

3. Гражданский кодекс Российской Федерации

4. Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 №43н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации"

5. Астепенов Н.А. Бухгалтерский учет и внутренний аудит. – М.: Бухгалтерский учет, 2007.

6. Бухгалтерский учет: Учебник / Под ред. П.С. Антонов – М.: Бухгалтерский учет, 2007.

7. Гарина Т.М., Васина Т.Н. Бухгалтерский учет: учебное пособие для вузов Издание 3. – М.: Проспект, 2007.

8. Кодин В.Я. Основы бухгалтерского учета. – Система ГАРАНТ, 2003.

9. Кожологинов Е.П. Бухгалтерский учет. – М: Финансы и статистика, 2006 г.

10. Корбанченков Н.П. Бухгалтерский учёт: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2005.

11. Лагреничева О.А. Квартальная и годовая отчетность. – М.: Гроссмедиа, 2007.

12. Салигорова О.И. Бухгалтерский учет. – М.: Научная книга, 2005.

13. Тепленко А.Е., Росина Е.В. Бухгалтерский финансовый учет / Серия "Учебники, учебные пособия". – Ростов н/Д: Феникс, 2007.