Учет материальных запасов в бюджетных организациях

Учет материальных запасов в бюджетных организациях.

Статьи по теме
Искать по теме

Материальные запасы, их классификация, оценка, задачи учета

Материальные запасы – часть имущества, используемая:

а) для управленческих нужд организации;

б) при производстве продукции, выполнении работ и оказании услуг, предназначенных для продажи.

Основными задачами учета материальных запасов являются: контроль за сохранностью ценностей; соответствием складских запасов нормативам; за выполнением планов снабжения материалами; выявление фактических затрат, связанных с заготовкой материалов; контроль за соблюдением норм потребления; своевременное выявление не используемых материалов, подлежащих реализации; получение точных сведений об остатках, находящихся на складах учреждения.

Для правильной организации учета материалов важное значение имеют их классификация, оценка и выбор единицы учета.

Согласно Инструкции № 25н, к материальным запасам относят:

- предметы (независимо от их стоимости), используемые в течение периода, не превышающего 12 месяцев;

- предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, превышающего 12 месяцев, но не относящиеся к основным средствам в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ) (утвержден постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 359);

- готовую продукцию.

Согласно ОКОФ, к таким предметам относятся:

1) орудия лова (тралы, неводы, сети, мережи и прочие орудия лова) независимо от их стоимости и срока службы;

2) бензомоторные пилы, сучкорезки, сплавной трос, сезонные дороги, усы и временные ветки лесовозных дорог, временные здания в лесу сроком эксплуатации до двух лет (передвижные обогревательные домики, котлопункты, пилоточные мастерские, бензозаправки и пр.);

3) специальные инструменты и специальные приспособления (инструменты и приспособления целевого назначения, предназначенные для серийного и массового производства определенных изделий или для изготовления индивидуального заказа) независимо от их стоимости; сменное оборудование, многократно используемые в производстве приспособления к основным фондам и другие вызываемые специфическими условиями изготовления устройства – изложницы и принадлежности к ним, прокатные валки, воздушные фурмы, челноки, катализаторы и сорбенты твердого агрегатного состояния и т.п. независимо от их стоимости;

4) специальная одежда, специальная обувь, а также постельные принадлежности независимо от их стоимости и срока службы;

5) форменная одежда, предназначенная для выдачи работникам предприятия, одежда и обувь в учреждениях здравоохранения, просвещения, социального обеспечения и других учреждениях, состоящих на бюджете, независимо от стоимости и срока службы;

6) временные сооружения, приспособления и устройства, затраты по возведению которых относятся на себестоимость строительно-монтажных работ в составе накладных расходов;

7) тара для хранения товарно-материальных ценностей на складах или осуществления технологических процессов стоимостью в пределах лимита, установленного Минфином России;

8) предметы, предназначенные для выдачи напрокат, независимо от их стоимости;

9) молодняк животных и животные на откорме, птица, кролики, пушные звери, семьи пчел, а также ездовые и сторожевые собаки, подопытные животные;

10) многолетние насаждения, выращиваемые в питомниках в качестве посадочного материала.

Оценка материальных запасов. Материальные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической стоимости, с учетом сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных учреждению поставщиками и подрядчиками (кроме их приобретения (изготовления) в рамках деятельности, приносящей доход, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством Российской Федерации).

Фактической стоимостью материальных запасов, приобретенных за плату, признаются:

суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу); суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материальных ценностей; таможенные пошлины и иные платежи, связанные с приобретением материальных запасов; вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены материальные запасы, в соответствии с условиями договора; суммы, уплачиваемые за заготовку и доставку (транспортные услуги) материальных запасов до места их использования, включая страхование доставки; суммы, уплачиваемые за доведение материальных запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях (подработка, сортировка, фасовка и улучшение технических характеристик полученных запасов, не связанные с их использованием);

иные платежи, непосредственно связанные с приобретением материальных запасов.

Фактическая стоимость материальных запасов определяется (уменьшается или увеличивается) с учетом суммовых разниц, возникающих до принятия материальных запасов к бухгалтерскому учету в случаях, когда оплата производится в валюте Российской Федерации в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах). Под суммовой разницей понимается разница между рублевой оценкой фактически произведенной оплаты, выраженной в иностранной валюте (условных денежных единицах), кредиторской задолженности по оплате запасов, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату принятия ее к бухгалтерскому учету, и рублевой оценкой этой кредиторской задолженности, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату ее погашения.

Фактическая стоимость материальных запасов при их изготовлении самим учреждением определяется исходя из затрат, связанных с изготовлением данных активов.

Фактическая стоимость материальных запасов, полученных учреждением по договору дарения, а также остающихся от выбытия основных средств и другого имущества, определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету, а также сумм, уплачиваемых учреждением за доставку материальных запасов и приведение их в состояние, пригодное для использования.

Для целей настоящей Инструкции под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к бухгалтерскому учету.

Безвозмездное поступление материальных запасов от учреждений, подведомственных разным главным распорядителям бюджетных средств одного уровня бюджета (а также от государственных и муниципальных организаций), между учреждениями разных уровней бюджетов, а также между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) средств бюджета осуществляется по фактической стоимости, а также сумм, уплачиваемых учреждением за доставку материальных запасов и приведение их в состояние, пригодное для использования.

Материальные запасы, не принадлежащие учреждению, но находящиеся в его пользовании или распоряжении в соответствии с условиями договора, принимаются к учету в размере стоимости, предусмотренной в договоре.

Оценка материальных запасов, стоимость которых при приобретении определена в иностранной валюте, производится в валюте Российской Федерации путем пересчета суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату принятия запасов к бухгалтерскому учету.

Списание (отпуск) материальных запасов производится по фактической стоимости каждой единицы или по средней фактической стоимости.

Оценка материальных запасов по средней фактической стоимости производится по каждой группе (виду) запасов путем деления общей фактической стоимости группы (вида) запасов на их количество, складывающихся, соответственно, из средней фактической стоимости и количества остатка на начало месяца, и поступивших запасов в течение текущего месяца на дату списания (отпуска).

Нормативное регулирование учета материальных запасов в бюджетных организациях

В настоящее время сформировано четыре уровня правового регулирования бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях.

К первому уровню относятся: Бюджетный кодекс РФ, Федеральный закон "О бухгалтерском учете", Гражданский кодекс РФ, постановления Правительства РФ.

Статья 7 Бюджетного кодекса РФ возлагает на федеральные органы государственной власти следующие полномочия:

- установление единого порядка ведения учета и представления отчетности для всех бюджетных учреждений;

- установление унифицированных форм бюджетной документации и отчетности для всех бюджетных учреждений.

Статьей 165 Бюджетного кодекса РФ определено, что Минфин России обладает следующими бюджетными полномочиями:

- устанавливает порядок ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета;

- осуществляет методологическое руководство по бухгалтерскому учету и отчетности юридических лиц независимо от их организационно – правовых форм, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

- устанавливает единый План счетов бюджетного учета и единую методологию бюджетного учета;

- устанавливает единую методологию отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Второй уровень составляет Инструкция по бюджетному учету, утвержденная приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. № 25н.

К третьему уровню относятся: методические указания, инструкции и письма Министерства финансов РФ и других федеральных ведомств.

Четвертым уровнем является учетная политика бюджетного учреждения.

Рассмотрим нормативные документы, непосредственно регулирующие учет материальных запасов в бюджетных организациях.

1. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-Ф3 "О бухгалтерском учете".

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части I,II и III. М.: Проспект, 2003.

3. Бюджетный кодекс Российской Федерации. М.: Проспект, 2003.

4. Инструкция по бюджетному учету (утв. приказом Минфина РФ от 10 февраля 2006 г. № 25н)

5. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49.

6. Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности (утв. приказом Минфина РФ от 21 января 2005 г. № 5н) (с изменениями от 11 ноября 2005 г.)

7. Альбом новых унифицированных форм первичной учетной документации. Утвержден постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а.

8. Основные положения по учету материалов на предприятиях и стройках. Утверждены Минфином СССР от 30 апреля 1974 г. № 103.

9. Основные положения по учету тары на предприятиях, производственных объединениях и организациях. Утверждены Минфином СССР от 30 сентября 1985 г. по согласованию с Госкомцен СССР и ЦСУ СССР.

10. Порядок проведения переоценки основных и нематериальных активов бюджетных учреждений. Утвержден приказом Минэкономразвития России, Минфина России, Минимущества России и Госкомстата России от 25 января 2003 г. № 25/6н/14/7.

11. Инструкция по учету продуктов питания в лечебно-профилактических и других учреждениях здравоохранения, состоящих на государственном бюджете СССР. Утверждена приказом Минздрава СССР от 5 мая 1983 г. № 530.

12. Методика учета сырья, товаров и производства в предприятиях массового питания различных форм собственности. Письмо Роскомторга от 12 августа 1994 г. № 1-1098/32-2.

13. Методические рекомендации по бухгалтерскому учету внебюджетных средств в учреждениях и организациях, занимающихся коммерческой и торговой деятельностью. Письмо Роскомторга от 22 мая 1996 г. № 1-619/32-5.

14. Инструкция по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на государственном бюджете СССР. Утверждена приказом Минздрава СССР 2 июня 1987 г. № 747.

15. О порядке хранения, учета, прописывания, отпуска и применения ядовитых, наркотических и сильнодействующих лекарственных средств. Приказ Минздрава СССР от 3 июля 1968 г. № 523.

16. Об утверждении предельных норм естественной убыли (производственной траты) лекарственных средств на аптечных складах (базах). Приказ Минздрава России от 13 ноября 1996 г. № 375.

Особенности организации бухгалтерского учета в бюджетных организациях

С 1 января 2006 года к бухгалтерскому учету в бюджетных организациях предъявляются новые требования – именно с этого дня вступил в силу приказ Минфина России от 10 февраля 2006 г. № 25н "Об утверждении Инструкции по бюджетному учету". Появление новой Инструкции связано с тем, что государство хочет иметь более четкую информацию о состоянии своих активов и обязательств, обеспечить прозрачность операций с государственными финансами.

Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (органов государственной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и созданных ими бюджетных учреждений и операциях, приводящих к изменению вышеуказанных активов и обязательств.

Бюджетный учет осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете", бюджетным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Инструкцией.

Государственная учетная политика реализуется через:

план счетов бюджетного учета;

порядок отражения операций по исполнению бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на счетах бюджетного учета;

порядок отражения органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов, операций по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов на счетах бюджетного учета;

корреспонденцию счетов бюджетного учета;

иные вопросы организации бюджетного учета.

Все операции, проводимые учреждениями, оформляются первичными документами.

Для ведения бюджетного учета в учреждениях применяются регистры, содержащие обязательные реквизиты и показатели.

Формы регистров бюджетного учета, учитывающие специфику исполнения соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также правила их ведения, утверждаются органом, организующим исполнение соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Данные проверенных и принятых к учету первичных учетных документов систематизируются по датам совершения операций (в хронологическом порядке) и отражаются накопительным способом в следующих регистрах бюджетного учета:

Журнал операций по счету "Касса";

Журнал операций с безналичными денежными средствами;

Журнал операций расчетов с подотчетными лицами;

Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками;

Журнал операций расчетов с дебиторами по доходам;

Журнал операций расчетов по оплате труда;

Журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов;

Журнал по прочим операциям;

Главная книга.

Записи в журналы операций осуществляются по мере совершения операций, но не позднее следующего дня после получения первичного учетного документа, как на основании отдельных документов, так и на основании группы однородных документов. Корреспонденция счетов в журнале операций записывается в зависимости от характера операций по дебету одного счета и кредиту другого счета.

Журналы операций подписываются главным бухгалтером и бухгалтером, составившим журнал операций.

По истечении месяца данные оборотов по счетам из журналов операций записываются в Главную книгу.

В органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов, и в органах, организующих исполнение бюджетов, ведется Журнал по прочим операциям, данные из которого записываются в Главную книгу ежедневно.

При кассовом обслуживании бюджетов бюджетной системы Российской Федерации органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов, учет операций ведется в отдельной Главной книге по каждому обслуживаемому бюджету на соответствующих счетах.

Исправление ошибок, обнаруженных в регистрах бюджетного учета, производится в следующем порядке:

ошибка за отчетный период, обнаруженная до момента представления бухгалтерского баланса и не требующая изменения данных в журналах операций, исправляется путем зачеркивания тонкой чертой неправильных сумм и текста так, чтобы можно было прочитать зачеркнутое, и написания над зачеркнутым исправленного текста и суммы. Одновременно в регистре бюджетного учета, в котором производится исправление ошибки, на полях против соответствующей строки за подписью главного бухгалтера делается надпись "Исправлено";

ошибочная запись, обнаруженная до момента представления бухгалтерского баланса и требующая изменений в журнале операций, в зависимости от ее характера оформляется по способу "Красное сторно" и дополнительной бухгалтерской записью последним днем отчетного периода;

ошибка, обнаруженная в регистрах бюджетного учета за отчетный период, за который бухгалтерская отчетность в установленном порядке уже представлена, оформляется по способу "Красное сторно" и дополнительной бухгалтерской записью датой обнаружения ошибки.

Дополнительные бухгалтерские записи по исправлению ошибок, а также исправления способом "Красное сторно" оформляются Справкой (ф. 0504833), в которой делается ссылка на номер и дату исправляемого журнала операций, документа, обоснование внесения исправления.

По истечении каждого отчетного месяца первичные учетные документы, относящиеся к соответствующим журналам операций, должны быть подобраны в хронологическом порядке и сброшюрованы. При незначительном количестве документов брошюровку можно производить за несколько месяцев в одну папку (дело). На обложке следует указать: наименование учреждения; название и порядковый номер папки (дела); отчетный период – год и месяц; начальный и последний номера журналов операций; количество листов в папке (деле).

В случае пропажи или уничтожения первичных учетных документов и регистров бюджетного учета руководитель учреждения назначает приказом комиссию по расследованию причин их пропажи или уничтожения.

При необходимости для участия в работе комиссии приглашаются представители следственных органов, охраны и государственного пожарного надзора.

Результаты работы комиссии оформляются актом, который утверждается руководителем учреждения. Копия акта направляется в вышестоящее учреждение.

Инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств проводится учреждением в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации.

Автоматизация бюджетного учета основывается на едином взаимосвязанном технологическом процессе обработки первичных учетных документов и отражения операций по соответствующим разделам Плана счетов бюджетного учета.

В условиях комплексной автоматизации бюджетного учета в учреждении операции формируются в базах данных используемого программного комплекса. При выведении регистров бюджетного учета на бумажные носители допускается отличие выходной формы документа (машинограммы) от утвержденной формы документа при условии, что реквизиты и показатели выходной формы документа (машинограммы) содержат соответствующие реквизиты и показатели регистров бюджетного учета, предусмотренные настоящей Инструкцией и утверждающим документом соответствующего органа, организующего исполнение бюджета.

Отражение операций при ведении бюджетного учета учреждениями осуществляется в соответствии с Планом счетов бюджетного учета, установленным настоящей Инструкцией.

Номер счета Плана счетов бюджетного учета состоит из двадцати шести разрядов. При формировании номера счета Плана счетов бюджетного учета используется следующая структура:

1 – 17 разряд – код классификации доходов, ведомственной, функциональной классификации расходов бюджетов, классификации источников финансирования дефицита бюджетов;

18 разряд – код вида деятельности:

бюджетная деятельность – 1;

приносящая доход деятельность – 2;

деятельность со средствами, находящимися во временном распоряжении, – 3;

19 – 21 разряд – код синтетического счета Плана счетов бюджетного учета;

22 – 23 разряд – код аналитического счета Плана счетов бюджетного учета;

24 – 26 разряд – код Классификации операций сектора государственного управления.

Разряды 18 – 23 образуют Код счета бюджетного учета.

Органам государственной власти, органам управления государственных внебюджетных фондов, органам управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органам местного самоуправления разрешается введение в код аналитического счета Плана счетов разрядов для получения дополнительной информации, необходимой внутренним пользователям.

Кроме того, при отсутствии в корреспонденции счетов бюджетного учета операций, отражающих деятельность учреждений, главные распорядители средств бюджета имеют право определять необходимую для отражения в бюджетном учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей настоящей Инструкции.

При завершении отчетного финансового года обороты по счетам, отражающим увеличение и уменьшение активов и обязательств, в регистры бюджетного учета следующего финансового года не переходят.

Организация аналитического учета материальных запасов в бюджетной организации

Аналитический учет – учет, который ведется в лицевых и иных аналитических счетах бухгалтерского учета, группирующих летальную информацию об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета.

Аналитический учет материальных запасов, за исключением посуды, продуктов питания, молодняка животных и животных на откорме, ведется на Карточках количественно-суммового учета материальных ценностей.

Аналитический учет продуктов питания ведется в Оборотной ведомости по нефинансовым активам. Записи в Оборотную ведомость по нефинансовым активам производятся на основании данных Накопительной ведомости по приходу продуктов питания и Накопительной ведомости по расходу продуктов питания. Ежемесячно в Оборотной ведомости по нефинансовым активам подсчитываются обороты и выводятся остатки на конец месяца.

Учет разбитой посуды ведется материально ответственными лицами в Книге регистрации боя посуды (ф. 0504044).

Аналитический учет молодняка животных и животных на откорме ведется по видам и возрастным группам (животных на откорме – только по видам) в Книге учета животных.

Материально ответственные лица ведут учет материальных запасов в Книге (Карточке) учета материальных ценностей по наименованиям, сортам и количеству.

Предметы мягкого инвентаря маркируются материально ответственным лицом в присутствии руководителя учреждения или его заместителя и работника бухгалтерии специальным штампом несмываемой краской без порчи внешнего вида предмета, с указанием наименования учреждения, а при выдаче предметов в эксплуатацию производится дополнительная маркировка с указанием года и месяца выдачи их со склада. Маркировочные штампы должны храниться у руководителя учреждения или его заместителя.

Учет операций по расходу материальных запасов, их выбытию из эксплуатации, перемещению внутри учреждения ведется в Журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов.

Оприходование материальных запасов отражается в регистрах бюджетного учета на основании первичных учетных документов (накладных поставщика и т.п.).

В тех случаях, когда имеются расхождения с данными документов поставщика, составляется Акт о приемке материалов (ф. 0315004).

Отражение в учете операций по перемещению материальных запасов внутри учреждения, передаче их в эксплуатацию осуществляется в регистрах аналитического учета материальных запасов путем изменения материально ответственного лица на основании следующих документов:

Требование-накладная (ф. 0315006);

Меню-требование на выдачу продуктов питания (ф. 0504202);

Ведомость на выдачу кормов и фуража (ф. 0504203);

Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210).

Списание материалов и продуктов питания производится на основании следующих документов:

Меню-требование на выдачу продуктов питания (ф. 0504202);

Ведомость на выдачу кормов и фуража (ф.0504203);

Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210);

Путевой лист (ф.ф. 0340002, 0345001, 0345002, 0345004, 0345005, 0345007) применяется для списания в расход всех видов топлива;

Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230).

Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143). Применяется для списания мягкого инвентаря и посуды. При этом списание посуды производится на основании данных Книги регистрации боя посуды (ф. 0504044).

Требование-накладная применяется для учета движения материальных ценностей внутри организации – между структурными подразделениями или материально ответственными лицами. Накладную в двух экземплярах составляет материально ответственное лицо структурного подразделения, сдающего материальные ценности. Первый экземпляр служит основанием сдающему складу для списания ценностей, второй – принимающему складу для их оприходования.

Этими же накладными оформляют операции по сдаче на склад или в кладовую остатков из производства неизрасходованных материалов, если ранее они были получены по требованию, а также сдачу отходов и брака.

Накладную подписывают материально ответственные лица сдатчика и получателя и сдают в бухгалтерию для учета движения материалов.

Меню-требование на выдачу продуктов питания применяют для оформления отпуска продуктов. Этот документ составляют ежедневно в соответствии с нормами раскладки продуктов питания и данными о количестве довольствующихся лиц.

Меню-требование, заверенное подписями лиц, ответственных за получение, выдачу и использование продуктов, утверждается руководителем учреждения и передается в бухгалтерию. Сведения из меню-требования после проверки заносят в ежемесячную накопительную ведомость по расходу продуктов питания.

Ведомость на выдачу кормов и фуража применяется для выдачи в течение месяца материальных запасов, предназначенных для кормления рабочего скота и других животных. Каждая выдача подтверждается подписью получателя. Ведомость утверждается руководителем учреждения и служит основанием для списания выданных кормов и фуража в расход.

Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения применяют для оформления передачи в эксплуатацию материальных ценностей на хозяйственные, научные и учебные цели, а также предметов основных средств стоимостью до 1000 руб. за единицу. Записи производят по каждому материально ответственному лицу с указанием выдаваемых материальных ценностей. Ведомость служит основанием для списания указанных ценностей с баланса учреждения.

Акт о списании материальных запасов применяется для списания с баланса материалов на основании документов, подтверждающих их количественный расход. Акт составляет комиссия, назначаемая приказом руководителя учреждения.

Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря применяется для списания мягкого инвентаря и посуды. При этом списание посуды производится на основании данных Книги регистрации боя посуды (ф. 0504044).

Списание топлива и горюче-смазочных материалов производят на основании путевых листов:

- Путевой лист строительной машины (ф. 0340002);

- Путевой лист легкового автомобиля (ф. 0345001);

- Путевой лист специального автомобиля (ф. 0345002);

- Путевые листы грузового автомобиля (ф. 0345004, ф. 0345005);

- Путевой лист автобуса необщего пользования (ф. 0345007).

Списание (отпуск) материальных запасов производится по фактической стоимости каждой единицы или по средней фактической стоимости. Из текста Инструкции № 25н следует, что бюджетные учреждения имеют право выбирать один из двух способов оценки стоимости списываемых материальных ценностей. Выбор одного из данных способов должен быть закреплен в учетной политике бюджетного учреждения. Однако в Инструкции № 25н не определено, могут ли учреждения применять для одной группы материальных запасов один способ оценки, а для другой группы – другой способ.

Согласно Инструкции № 25н, оценка материальных запасов по средней фактической стоимости производится по каждой группе (виду) запасов путем деления общей фактической стоимости группы (вида) запасов на их количество, складывающихся соответственно из средней фактической стоимости и количества остатка на начало месяца и поступивших запасов в течение текущего месяца на дату списания (отпуска). Среднюю фактическую стоимость необходимо определять на каждую дату списания материальных запасов.

Организация синтетического учета материальных запасов в бюджетной организации

Синтетический учет – учет обобщенных данных бухгалтерского учета о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам, который ведется на синтетических счетах бухгалтерского учета.

Учет материальных запасов ведут на синтетическом счете 010500000 "Материальные запасы". К нему открывают счета:

0 105 01 000 "Медикаменты и перевязочные средства";

0 105 02 000 "Продукты питания";

0 105 03 000 "Горюче-смазочные материалы";

0 105 04 000 "Строительные материалы";

0 105 05 000 "Мягкий инвентарь";

0 105 06 000 "Прочие материальные запасы";

0 105 07 000 "Готовая продукция".

Перечень субсчетов и аналитических счетов по учету материалов учреждение определяет самостоятельно в зависимости от специфики своей деятельности. Перечень используемых синтетических и аналитических счетов должен быть указан в рабочем Плане счетов бюджетного учреждения. Эту информацию следует представить в виде приложения к учетной политике.

Используя информацию рабочего Плана счетов, внешние пользователи смогут получить сведения:

- о структуре нефинансовых активов (в том числе и составе материальных запасов) учреждения;

- о составе дебиторов и кредиторов.

Счет 010501000 "Медикаменты и перевязочные средства".

На счете учитываются медикаменты, компоненты, эндопротезы, бактерийные препараты, сыворотки, вакцины, кровь и перевязочные средства и т.п.

Счет 010502000 "Продукты питания"

На счете учитываются продукты питания, продовольственные пайки, молочные смеси, лечебно-профилактическое питание и т.д.

Счет 010503000 "Горюче-смазочные материалы"

На счете учитываются все виды топлива, горючего и смазочных материалов: дрова, уголь, торф, бензин, керосин, мазут, автол и т.д.

Счет 010504000 "Строительные материалы"

На счете учитываются все виды строительных материалов:

силикатные материалы (цемент, песок, гравий, известь, камень, кирпич, черепица), лесные материалы (лес круглый, пиломатериалы, фанера и т.п.), строительный металл (железо, жесть, сталь, цинк листовой и т.п.), металлоизделия (гвозди, гайки, болты, скобяные изделия и т.п.), санитарно-технические материалы (краны, муфты, тройники и т.п.), электротехнические материалы (кабель, лампы, патроны, ролики, шнур, провод, предохранители, изоляторы и т.п.), химико-москательные (краска, олифа, толь и т.п.) и другие аналогичные материалы;

готовые к установке строительные конструкции и детали (металлические, железобетонные и деревянные конструкции, блоки и сборные части зданий и сооружений, сборные элементы; оборудование для отопительной, вентиляционной, санитарно-технической систем (отопительные котлы, радиаторы и т.п.);

оборудование, требующее монтажа и предназначенное для установки. К оборудованию, требующему монтажа, относится оборудование, которое может быть введено в действие только после сборки его частей и прикрепления к фундаменту или опорам зданий и сооружений, а также комплекты запасных частей такого оборудования. При этом в состав оборудования включается и контрольно-измерительная аппаратура или другие приборы, предназначенные для монтажа в составе установленного оборудования, и другие материальные ценности, необходимые для строительно-монтажных работ.

Счет 010505000 "Мягкий инвентарь"

На счете учитываются следующие виды мягкого инвентаря:

белье (рубашки, сорочки, халаты и т.п.);

постельное белье и принадлежности (матрацы, подушки, одеяла, простыни, пододеяльники, наволочки, покрывала, мешки спальные и т.п.);

одежда и обмундирование, включая спецодежду (костюмы, пальто, плащи, полушубки, платья, кофты, юбки, куртки, брюки и т.п.);

обувь, включая специальную (ботинки, сапоги, сандалии, валенки и т.п.);

спортивная одежда и обувь (костюмы, ботинки и т.п.);

прочий мягкий инвентарь.

Счет 010506000 "Прочие материальные запасы"

На счете учитываются следующие виды материальных запасов:

спецоборудование для научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, приобретенное по договорам с заказчиками для обеспечения выполнения условий договоров до передачи его в научное подразделение;

молодняк всех видов животных и животные на откорме, птицы, кролики, пушные звери, семьи пчел независимо от их стоимости;

приплод молодняка при наличии в учреждениях рабочего скота;

посадочный материал;

реактивы и химикаты, стекло и химпосуда, металлы, электроматериалы, радиоматериалы и радиодетали, фотопринадлежности, подопытные животные и прочие материалы для учебных целей и научно-исследовательских работ, драгоценные и другие металлы для протезирования, а также инвалидная техника и средства передвижения для инвалидов;

хозяйственные материалы (электрические лампочки, мыло, щетки и др.), используемые для текущих нужд учреждений, канцелярские принадлежности (бумага, карандаши, ручки, стержни и др.);

посуда;

возвратная или обменная тара (бочки, бидоны, ящики, банки стеклянные, бутылки и т.п.) как свободная (порожняя), так и находящаяся с материальными ценностями;

корма и фураж (сено, овес и другие виды кормов и фуража для животных), семена, удобрения;

книжная, иная печатная продукция, в том числе печатная сувенирная продукция, предназначенная для продажи, кроме библиотечного фонда и бланочной продукции;

запасные части, предназначенные для ремонта и замены изношенных частей в машинах и оборудовании, транспортных средствах, объектах производственного и хозяйственного инвентаря;

материалы специального назначения;

иные материальные запасы.

Счет 010507000 "Готовая продукция"

Счет предназначен для учета изготовленной в учреждениях продукции в рамках деятельности, приносящей доход.

Готовая продукция принимается к учету по фактической себестоимости на основании Требования-накладной (ф. 0315006) и отражается по дебету счета 010507340 "Увеличение стоимости готовой продукции" и кредиту счета 010604440 "Уменьшение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)".

Списание готовой продукции при ее отпуске заказчику отражается по фактической себестоимости на основании Требования-накладной (ф. 0315006). Накладной на отпуск материалов на сторону (ф. 0315007) по кредиту счета 010507440 "Уменьшение стоимости готовой продукции" и дебету счета 040101130 "Доходы от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг";

списание естественной убыли готовой продукции на основании оправдательных документов отражается по дебету счетов 010604340 "Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг), 040101272 "Расходование материальных запасов" и кредиту счета 010507440 "Уменьшение стоимости готовой продукции";

списание недостач готовой продукции отражается по дебету счета 040101172 "Доходы от реализации активов" и кредиту счета 010507440 "Уменьшение стоимости готовой продукции";

списание потерь готовой продукции при чрезвычайных обстоятельствах отражается по дебету счета 040101273 "Чрезвычайные расходы по операциям с активами" и кредиту счета 010507440 "Уменьшение стоимости готовой продукции".

Следует отметить, что для некоторых материальных запасов, кроме Инструкции № 25н, существуют и другие нормативные документы, регулирующие их учет.

Так, на счете 010501000 "Медикаменты и перевязочные средства" учитывают медикаменты, бактерийные препараты, сыворотки, вакцины, перевязочные средства и т.п. в больницах, лечебно-профилактических, лечебно-ветеринарных и других учреждениях. Учет ведут в соответствии с Инструкцией по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на Государственном бюджете СССР (утверждена приказом Минздрава СССР от 2 июня 1987 г. № 747).

Учет ядовитых и сильнодействующих лекарственных препаратов регламентируется приказом Минздрава СССР от 3 июля 1968 г. № 523 "О порядке хранения, учета, прописывания, отпуска и применения ядовитых, наркотических и сильнодействующих лекарственных средств".

При учете наркотических лекарственных средств необходимо руководствоваться приказом Минздрава России от 12 ноября 1997 г. № 330 "О мерах по улучшению учета, хранения, выписывания и использования наркотических средств и психотропных веществ".

На счете 010502000 "Продукты питания" учитывают продукты питания, продовольственные пайки, молочные смеси, лечебно-профилактическое питание и т.п. Нормативными документами, которые регламентируют учет продуктов питания, кроме Инструкции № 25н, являются:

- приказ Минздрава СССР от 5 мая 1983 г. № 530 "Об утверждении Инструкции по учету продуктов питания в лечебно-профилактических и других учреждениях здравоохранения, состоящих на Государственном бюджете СССР";

- Методика учета сырья, товаров и производства в предприятиях массового питания различных форм собственности (утверждена Отраслевым центром повышения квалификации работников торговли Комитета РФ по торговле 12 августа 1994 г. № 1-1098/32-2).

На счете 010503000 "Горюче-смазочные материалы" учитывают все виды топлива, горючего и смазочных материалов: дрова, уголь, торф, бензин, керосин, мазут и т.п.

Документом, определяющим нормы расхода топлива, являются "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте" (утверждены Минтрансом России 29 апреля 2003 г.).

Рассмотрим порядок составления корреспонденций по учету материальных ценностей, используя конкретные примеры по 2-ой поликлинике.

Отражение на счетах бюджетного учета операций по приобретению материальных запасов зависит от содержания договора между бюджетным учреждением и поставщиком. Проанализировав письма Минфина России, регламентирующих применение экономической классификации расходов бюджетов, можно сделать такой вывод. Если в договоре помимо поставки материальных запасов прописана их доставка, то оплата договора на всю сумму будет производиться с подстатьи 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" (даже если стоимость доставки выделена отдельно).

На практике может возникнуть ситуация, когда одним транспортом доставляют разные группы материальных запасов или различные материальные запасы из одной группы (например, медикаменты и перевязочные средства). В этом случае стоимость транспортных услуг необходимо распределить между видами материалов. Базой для распределения может быть масса или стоимость материальных ценностей.

Поликлиника приобрела медикаменты на сумму 10945 руб. (в том числе НДС – 995 руб.). Доставку медикаментов осуществила транспортная организация. Стоимость ее услуг составила 590 руб. (в том числе НДС – 90 руб.).

Бухгалтер поликлиники сделал такие проводки:

1. Отражена стоимость материалов

Дебет 110604340 "Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции, работ, услуг"

Кредит 130222730 "Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов"

- 10945 руб.

2. Отражены затраты по доставке материалов

Дебет 110604340 "Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции, работ, услуг"

Кредит 130205730 "Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате транспортных услуг"

- 590 руб.

3. Сформирована фактическая стоимость материалов

Дебет 110501340 "Увеличение стоимости медикаментов"

Кредит 110604440 "Уменьшение стоимости изготовления материалов, готовой продукции, работ, услуг"

- 11535 руб.

При покупке материальных запасов за счет средств от предпринимательской деятельности возникает вопрос, как учесть сумму НДС, уплаченную поставщику. Действовать надо так.

Если учреждение в рамках предпринимательской деятельности осуществляет операции, не подлежащие налогообложению, или освобождено от обязанностей налогоплательщика, то НДС, уплаченный поставщику, учитывается в стоимости материальных запасов. 2-ая поликлиника занимается предпринимательской деятельностью по оказанию платных медицинских услуг, что подходит под те операции, которые не подлежат налогообложению. Это значит, что при оприходовании ценностей бухгалтер поликлиники делает те же проводки, что и в предыдущем примере.

Если же учреждение осуществляет операции, облагаемые НДС, то налог, уплаченный поставщику в составе стоимости материальных ценностей, используемых в предпринимательской деятельности, можно принять к вычету. Правда, при этом должны быть выполнены условия, прописанные в статьях 171 и 172 Налогового кодекса РФ.

1. Оприходованы прочие материальные запасы

Дебет 210506340 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов"

Кредит 230222730 "Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов"

2. Отражен НДС по приобретенным материальным запасам

Дебет 221001560 "Увеличение дебиторской задолженности по НДС по приобретению материальным ценностям, работам, услугам"

Кредит 230222730 "Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов"

3. Произведены расчеты с поставщиками

Дебет 230222830 "Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов"

Кредит 220101610 "Выбытие денежных средств учреждения с банковских счетов"

4. Принят к вычету НДС

Дебет 230304830 "Уменьшение кредиторской задолженности по НДС"

Кредит 221001660 "Уменьшение дебиторской задолженности по НДС по приобретению материальным ценностям, работам, услугам"

Иногда бюджетные организации изготавливают материальные запасы собственными силами. В этом случае будут составляться проводки:

1. Отражена стоимость использованных материалов

Дебет 110604340 "Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции, работ, услуг"

Кредит 110506440 "Уменьшение стоимости прочих материальных запасов"

2. Начислена заработная плата работникам

Дебет 110604340 "Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции, работ, услуг"

Кредит 130201730 "Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате"

3. Начислен ЕСН

Дебет 110604340 "Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции, работ, услуг"

Кредит 130302730 "Увеличение кредиторской задолженности по ЕСН и страховым взносам на обязательное медицинское страхование в РФ"

4. Оприходованы изготовленные материальные запасы

Дебет 110506340 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов"

Кредит 110604340 "Уменьшение стоимости изготовления материалов, готовой продукции, работ, услуг"

Фактической стоимостью материальных запасов, полученных учреждением по договору дарения (безвозмездно), а также остающихся от выбытия основных средств и другого имущества, признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету, а также стоимость услуг, связанных с их доставкой и приведением в состояние, пригодное для использования.

Однако в определенных случаях применяется иное правило оценки безвозмездно полученных материальных запасов. Согласно данному правилу, безвозмездное поступление материальных запасов мы должны отражать по их фактической стоимости, а также с учетом сумм, уплачиваемых учреждением за доставку материальных запасов и приведение их в состояние, пригодное для использования.

Данное правило применяется, если безвозмездная передача материальных запасов произошла между:

- учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) средств бюджета (безвозмездная передача отражается на счете 030404000 "Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств");

- учреждениями разных уровней бюджетов (безвозмездная передача отражается на счете 040101151 "Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации");

- учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям бюджетных средств одного уровня бюджета (безвозмездная передача отражается на счете 040101180 "Прочие доходы");

- бюджетным учреждением и государственными и муниципальными организациями (безвозмездная передача отражается на счете 040101180 "Прочие доходы").

Материальные запасы, не принадлежащие учреждению, но находящиеся в его пользовании или распоряжении, принимаются к учету в размере стоимости, предусмотренной в договоре. Такое возможно, если:

- материальные запасы приняты в переработку (давальческое сырье);

- бюджетное учреждение выступает посредником при реализации данных материальных запасов;

- приобретено спецоборудование для выполнения научно-исследовательских и конструкторских работ по договору с другой организацией.

Учет таких материальных запасов ведут на забалансовом счете 02 "Материальные ценности, принятые на ответственное хранение" по простой схеме. При поступлении материальных запасов их стоимость отражают по дебету счета 02, а при выбытии – по кредиту счета 02.

Материальные запасы, так же как и все другие ценности, подлежат инвентаризации. В ходе последней инвентаризации материальных запасов в поликлинике была выявлена недостача прочих материалов (запасные части, предназначенные для ремонта и замены изношенных частей в транспортных средствах) рыночной стоимостью 800 руб. По решению глав. врача недостача отнесена на материально ответственное лицо. В учете были сделаны проводки:

1. Отражена недостача

Дебет 140101172 "Доходы от реализации активов"

Кредит 110506440 "Уменьшение стоимости прочих материалов"

- 800 руб.

2. Отражена задолженность материально ответственного лица по недостаче

Дебет 120904560 "Увеличение дебиторской задолженности по недостачам материальных запасов"

Кредит 140101172 "Доходы от реализации активов"

- 800 руб.

Если при инвентаризации обнаружен излишек материальных запасов (например, прочих материальных запасов), то составляется проводка:

Дебет 110506340 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов"

Кредит 140101180 "Прочие доходы".

Бухгалтерская запись при списании материальных запасов в поликлинике (согласно ранее описанному примеру) выглядит так:

Дебет 140101272 "Расходование материальных запасов"

Кредит 10505440 "Уменьшение стоимости мягкого инвентаря".

При продаже материальных запасов, приобретенных за счет бюджетных и целевых средств, следует помнить о требованиях пункта 3 статьи 154 Налогового кодекса РФ. Там записано, что "...при реализации имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного налога, налоговая база определяется как разница между ценой реализуемого имущества с учетом налога... и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок)".

Сумма НДС будет рассчитана так:

Сумма НДС = (Цена реализации – Стоимость материальных запасов) * 18 %: 118 %.

При продаже материалов и продуктов питания, облагаемых по ставке 10 процентов, сумма НДС будет определена так:

Сумма НДС = (Цена реализации – Стоимость материальных запасов) * 18 %: 118 %.

Если же проданные запасы были приобретены за счет средств от предпринимательской деятельности (а "входной" налог по ним в установленном порядке был принят к вычету), НДС начисляют со всей суммы реализации.

Порядок отражения операций, связанных с реализацией материальных запасов, зависит от того, производится ли реализация данных запасов в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23 апреля 2003 г. № 231 или нет. Если реализация производится в соответствии с данным постановлением, то необходимо руководствоваться письмом Федерального казначейства от 30 декабря 2005 г. № 42-7.1-01/2.2-404 "Об отражении в бюджетном учете операций по использованию в соответствии с нормативными правовыми актами средств от реализации государственного имущества".

Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 2003 № 231 утверждены Правила высвобождения и реализации движимого имущества, находящегося в оперативном управлении:

- органов внутренних дел, учреждений и казенных предприятий, входящих в систему МВД России;

- учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Минюста России;

- органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов;

- Государственной фельдъегерской службы России;

- Государственной противопожарной службы МЧС России.

2-ая поликлиника также иногда осуществляет операции по продажи материальных запасов. Рассмотрим это на конкретном примере.

В сентябре поликлиника реализовала прочих материальных запасов на сумму 3400 руб. Фактическая стоимость данных запасов – 3000 руб.

1. Списана стоимость материалов

Дебет 140101172 "Доходы от реализации активов"

Кредит 110506440 "Уменьшение стоимости прочих материальных запасов"

- 3000 руб.

2. Начислен доход от продажи имущества

Дебет 220209550 "Увеличение дебиторской задолженности по доходам от реализации активов"

Кредит 240101172 "Доходы от реализации активов"

- 3400 руб.

3. Начислен НДС

Дебет 240101172 "Доходы от реализации активов"

Кредит 230304730 "Увеличение кредиторской задолженности по НДС"

- 61,02 руб. ((3400 – 3000)*18/118)

4. Начислен налог на прибыль

Дебет 240101172 "Доходы от реализации активов"

Кредит 230303730 "Увеличение кредиторской задолженности по налогу на прибыль"

- 81,36 руб. ((3400 – 3000 – 61,02)*24/100)

5. Поступили денежные средства от покупателей на внебюджетный счет поликлиники

Дебет 220101510 "Поступление денежных средств учреждения на банковские счета"

Кредит 220509660 "Погашение дебиторской задолженности по доходам от реализации активов"

- 3400 руб.

6. Перечислен НДС в бюджет

Дебет 230304830 "Уменьшение кредиторской задолженности по НДС"

Кредит 220101610 "Выбытие денежных средств учреждения с банковских счетов"

- 61,02 руб.

7. Перечислен в бюджет налог на прибыль

Дебет 230303830 "Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на прибыль"

Кредит 220101610 "Выбытие денежных средств учреждения с банковских счетов"

- 81,36 руб.

На забалансовом счете 17 "Поступления денежных средств на банковские счета учреждения" отражается: 3400 руб. – (61,02 руб. + 81,36 руб.) = 3257,62 руб.

Порядок отражения на счетах бюджетного учета операций, связанных с реализацией государственного имущества (кроме имущества, реализуемого в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23 апреля 2003 г. № 231), представлен в письме Федерального казначейства от 13 декабря 2005 г. № 42-7.1-01/2.2-371 "Об отражении в бюджетном учете отдельных финансово-хозяйственных операций".

Согласно данному письму, доходы от реализации госимущества отражают в учете только администраторы поступлений в бюджет. В соответствии с приложением № 1 к Федеральному закону от 26 декабря 2005 г. № 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год" администратором поступлений в бюджет по доходам от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных учреждений, является Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.

Для учета операций по изготовлению материальных запасов в рамках основной деятельности и готовой продукции (работ, услуг) – в рамках предпринимательской и иной приносящей доход деятельности предназначен счет 010604000 "Изготовление материалов, готовой продукции (работ, услуг)".

По дебету этого счета отражают затраты, связанные с производством материальных запасов, готовой продукции (работ, услуг). По кредиту – стоимость изготовленных и оприходованных материальных запасов, готовой продукции, а также себестоимость выполненных работ и оказанных услуг. Сумма остатка на счете 010604000 "Изготовление материалов, готовой продукции (работ, услуг)" отражает незавершенное производство.

Литература

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации

4. Постановление Правительства РФ от 3 июля 2006 г. № 413 "Об утверждении форм документов финансовой отчетности об исполнении федерального бюджета для представления в Счетную палату Российской Федерации"

5. Приказ Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 30 декабря 1999 г., 24 марта 2000 г.)

6. Приказ Минфина России от 10 февраля 2006 г. № 25н "Об утверждении Инструкции по бюджетному учету"

7. Приказ Федерального казначейства от 8 сентября 2005 г. № 165 "Об утверждении Правил организации и ведения бюджетного учета по осуществлению функций главного распорядителя, распорядителя и получателя средств федерального бюджета" (с изм. и доп. от 28 июля 2006 г.)

8. Письмо Минфина РФ от 1 февраля 2006 г. № 02-14-10а/187

9. Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации (утв. приказом Минфина РФ от 21 декабря 2005 г. № 152н) (с изменениями от 1, 30 марта, 20 июля 2006 г.).

10. Указание Центрального банка РФ от 14 ноября 2001 г. № 1050-У

11. Распоряжение Правительства Москвы от 24 марта 2004 г. № 506-РП "О функциях централизованных бухгалтерий в условиях казначейского метода исполнения бюджета"

12. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 г. № 49)

13. Приложение 11 к постановлению Минтруда России от 29.12.1997 г. № 68 "Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам организаций здравоохранения и социальной защиты населения, медицинских научно – исследовательских организаций и учебных заведений, производств бактерийных и биологических препаратов, материалов, учебных наглядных пособий, по заготовке, выращиванию и обработке медицинских пиявок" (с изм. от 17.12.2001 г.)

14. Астахов В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет: Учебное пособие. Издание 5-е, переработанное и дополненное. – Москва: ИКЦ "МарТ"; Ростов н/Д: Издательский центр "МарТ", 2004.

15. Бабаев Ю.А. Теория бухгалтерского учета: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

16. Васильев Ю.А.Годовой отчет для бюджетных организаций – 2005. М.: "АЮДАР", 2005 г.

17. Предпринимательская деятельность бюджетных учреждений. – "Налог Инфо", 2006 г.

18. Фирстова С.Ю. Медицина: бухгалтерский и налоговый учет в бюджетных и коммерческих организациях. – "Юстицинформ", 2005 г.

19. Хабаев С.Г. Бюджетный учет по новому плану счетов. – "Актион-Медиа", 2006 г.

20. Алексеева И.В. Учет материалов при переходе на новый План счетов // "Главбух", Отраслевое приложение "Учет в медицине", № 2, II квартал 2005 г.

21. Гарнов И. Контроль за полнотой и законностью использования бюджетного финансирования // "Финансовая газета", № 40, октябрь 2004 г.

22. Гарнов И. Бюджетный учет учреждений в 2006 г. // "Финансовая газета. Региональный выпуск", № 19, 20, май 2006 г.

23. Денеко Е.И., Колесников С.И. О процедуре проведения аудита эффективности использования бюджетных средств // "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", № 23, декабрь 2005 г.

24. Дикова Н.Ю. Об изменениях в Указаниях о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации в 2006 году // "Советник бухгалтера социальной сферы", № 6, июнь 2006 г.

25. Кондраков Н.П., Кондраков И.Н. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях (4-е издание, переработанное и дополненное). – "Проспект", 2004 г.

26. Володина Т.Е. Учет материальных запасов и нематериальных активов // "Бюджетный учет", № 2, февраль 2006 г.

27. Котовская Л.Г. Инвентаризация нефинансовых, финансовых активов и обязательств бюджетных учреждений // "Советник бухгалтера социальной сферы", № 11, ноябрь 2005 г.

28. Курочкина Л.П. Изменения в учете финансовых активов // "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", № 10, май 2006 г.

29. Курочкина Л.П. Учет материальных запасов в бюджетном учреждении // "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", № 17, сентябрь 2005 г

30. Макарьева В. Бюджетный учет // Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", выпуск 24, 25, июнь 2005 г.