Учет и аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками

Учет и аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками.

Статьи по теме
Искать по теме

Нормативное регулирование учета и аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками.

Регулирование бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками осуществляется с помощью стандартов четырех уровней:

- федеральных стандартов,

- отраслевых стандартов,

- рекомендаций в области бухгалтерского учета,

- стандартов экономического субъекта.

Федеральные и отраслевые стандарты являются обязательными к исполнению, в то время как рекомендации в области бухгалтерского учета применяются на добровольной основе. Стандарты экономического субъекта разрабатываются на уровне предприятия и являются обязательными для всех подразделений экономического субъекта.

Отметим, что Минфин РФ разъяснил вопросы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учета в Информации № 402-ФЗ, где указано, что до утверждения федеральных и отраслевых стандартов применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности. Иными словами, к нормативным документам федерального и отраслевого уровня в настоящее время относятся

Кодексы, Законы, Постановления Правительства и других органов государственного управления, Положения по бухгалтерскому учету, План счетов бухгалтерского учета.

Основные положения нормативных документов по анализируемому объекту учета – расчеты с поставщиками и подрядчиками, характеризуют:

1) Понятие и формы расчетов с поставщиками и подрядчиками.

2) Виды договоров с поставщиками и подрядчиками, их характеристика и способы выполнения.

3) Порядок отражения в бухгалтерском учете и отчетности расчетов с поставщиками и подрядчиками.

Нормативные документы, исполняющие роль федеральных и отраслевых стандартов, устанавливают единые требования к ведению бухгалтерского учета и, в частности, учета расчетов с поставщиками и подрядчиками.

Основные положения федеральных и отраслевых стандартов, регулирующих расчеты с поставщиками и подрядчиками

№ п/п

Наименование нормативного документа

Объект регулирования

1

2

3

1

Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 №51-ФЗ

- Главы 30-41 освещают виды договоров с поставщиками и подрядчиками, в этих главах представлена характеристика и способы выполнения договоров.

- Статья 196 ГК РФ устанавливает общий срок исковой давности – 3 года.

- Глава 46 описывает виды расчетов, возникающих между организацией и поставщиками и подрядчиками.

2

Налоговый Кодекс РФ от 31.07.1998 №146-ФЗ

Согласно статьям 171-172 налогоплательщик вправе уменьшить общую сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет, применив налоговый вычет. Налоговый вычет может быть применен при одновременном выполнении следующих условий: активы действительно получены; деятельность, для которой приобретался актив, является налогооблагаемой; наличие счета-фактуры.

3

О бухгалтерском учете: Федеральный Закон от 06.12.2011 г. №402-ФЗ

Закон устанавливает единые требования к ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Отметим некоторые моменты данного Закона:

- Каждый факт хозяйственной жизни должен быть подтвержден первичным документом. Организации самостоятельно разрабатывают формы первичных документов за исключением тех форм документов, которые установлены уполномоченными органами в соответствии и на основании федеральных законов (например, кассовые документы). Однако, до вступления в силу настоящего Закона, для многих фактов хозяйственной жизни были предусмотрены унифицированные формы первичных документов. Приложение 4 иллюстрирует основные виды первичных документов, применяемых при расчетах с поставщиками и подрядчиками.

- Данные из первичных документов подлежат перенесению в регистры бухгалтерского учета.

- Бухгалтерский учет ведется посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета.

- Обязательства подлежат инвентаризации.

- Первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность должны храниться не менее 5 лет после окончания отчетного года.

4

О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт:

Федеральный закон от 22.05.2003 г. №54-ФЗ

- Вводится понятие "наличные денежные расчеты" – это произведенные с использованием средств наличного платежа расчеты за приобретенные товары, выполненные работы, оказанные услуги.

- При осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт применяются только модели контрольно-кассовой техники, включенные в Государственный Реестр.

5

О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость: Постановление Правительства РФ от 26.12.2011 г. № 1137

Данное постановление утверждает форму счета-фактуры, форму корректировочного счета-фактуры, форму журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, форму книги покупок и книги продаж, а также правила заполнения и ведения выше перечисленных документов и регистров.

6

ПБУ 1/2008: Учетная политика организации: Положение по бухгалтерскому учету. Утв. приказом Министерства Финансов РФ от 06.10.2008 г. № 106н                       

ПБУ постановляет, что в учетной политике организации должна быть раскрыта следующая информация: утвержден рабочий план счетов, содержащий аналитические и синтетические счета, утверждены формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерской отчетности и документы внутренней отчетности, освещен порядок проведения инвентаризации обязательств, в том числе возникающих перед поставщиками и подрядчиками.

7

ПБУ 3/2006: Учет  активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте:  Положение по бухгалтерскому учету. Утв. приказом Министерства Финансов РФ от 27.11.2006 г. № 154н  

Стоимость обязательств, выраженных в иностранной валюте, должна быть пересчитана в рубли для отражения в бухгалтерском учете и отчетности. Пересчет производится по официальному курсу, установленному Центральным Банком. Пересчет производится по курсу, действующему на дату совершения операции в иностранной валюте.

Пересчет стоимости средств в расчетах также осуществляется и на отчетную дату по курсу, действующему на дату составления отчетности.

8

ПБУ 4/99: Бухгалтерская отчетность организации: Положение по бухгалтерскому учету. Утв. приказом Министерства Финансов РФ от 06.07.1999 г. № 43н

Положение утверждает состав бухгалтерской отчетности и требования к составлению отчетности.

В Бухгалтерском балансе в разделе "Краткосрочные обязательства" по строке "Кредиторская задолженность" отражается сальдо по счетам 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" и 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" в части краткосрочной

задолженности; в разделе "Оборотные активы" по строке "Дебиторская задолженность" отражается сальдо по счетам 60 и 76 в части выданных поставщикам или подрядчикам авансов.

Пояснения к бухгалтерскому балансу также фиксируют информацию о расчетах с поставщиками и подрядчиками в час­ти наличия на начало и конец года отдельных видов дебиторской и кредиторской задолженностей.

В Отчете о движении денежных средств в разделе "Движение денежных средств по текущей деятельности" отражается информация о движениях денежных средств, связанных с приобретением товаров, работ, услуг, в разделе "Движение денежных средств по инвестиционной деятельности" отражается информация о движениях денежных средств, связанных с приобретением объектов основных средств и нематериальных активов.

9

Положение о правилах осуществления перевода денежных средств. Утв. Банком России 19.06.2012 г. № 383-П

Данное положение утверждает порядок применения различных форм безналичных расчетов.

10

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утв. приказом Министерства Финансов РФ от 29.07.1998 г. № 34н

Данное положение разработано в развитие Закона о бухгалтерском учете. Отразим моменты, не освещенные Законом:

- Обязательства подлежат оценке в бухгалтерском учете и отчетности в денежном выражении.

- Проведение инвентаризации обязательств обязательно в некоторых случаях, например при составлении годовой отчетности или реорганизации предприятия.

- Расчеты с кредиторами отражаются в отчетности в суммах, вытекающих из бухгалтерских записей и признаваемых сторонами сделки правильными. Штрафы, пени, неустойки относятся на финансовые результаты. Суммы кредиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа руководителя и относятся на финансовые результаты.

11

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкция по его применению. Утв. приказом Министерства Финансов РФ от 31.10.2000 г. № 94н

Для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками предусмотрен счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". Все операции, связанные с возникающими расчетами с поставщиками и подрядчиками, отражаются на данном счете независимо от факта оплаты поступивших товарно-материальных ценностей (ТМЦ), полученных работ или услуг.

Счет 60 кредитуется по факту:

- Акцепта расчетных документов по принятым ценностям, работам, услугам

- Приемки ценностей, поступивших от поставщиков без расчетных документов (неотфактурованные поставки)

- Выявления излишка при приемки ТМЦ

Счет 60 дебетуется на суммы исполнения обязательств, включая авансы и предварительную оплату. Суммы выданных авансов и предварительной оплаты учитываются обособленно, также как и выданные векселя.

Аналитический учет по счету 60 ведется по каждому предъявленному счету, а расчетов в порядке плановых платежей – по каждому поставщику и подрядчику.

Тщательное изучение документов данного уровня позволяет вести бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и подрядчиками грамотно, в соответствии с законодательством.

Все денежные формы расчетов.

Понятие  и формы денежных расчетов с поставщиками и подрядчиками

Определение понятия

Источник

1

2

Безналичные и наличные расчеты

1. Расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке. Расчеты между этими лицами могут производиться также наличными деньгами, если иное не установлено законом.

2. Безналичные расчеты производятся через банки, иные кредитные организации (далее – банки), в которых открыты соответствующие счета, если иное не вытекает из закона и не обусловлено используемой формой расчетов.

[1, ст.861]

Наличные денежные расчеты – произведенные с использованием средств наличного платежа расчеты за приобретенные товары, выполненные работы, оказанные услуги.

[4, п.1]

Безналичные расчеты: расчетные документы. Банки осуществляют перевод денежных средств по банковским счетам и без открытия банковских счетов в соответствии с федеральным законом и нормативными актами Банка России  в рамках применяемых форм безналичных расчетов на основании распоряжений о переводе денежных средств составляемых плательщиками, получателями средств, а также лицами, органами, имеющими право на основании закона предъявлять распоряжения к банковским счетам плательщиков, банками.

Перевод денежных средств осуществляется в рамках следующих форм безналичных расчетов:

- расчеты платежными поручениями;

- расчеты по аккредитиву;

- расчеты инкассовыми поручениями; 

- расчеты чеками;

- расчеты в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование);

- расчеты в форме перевода электронных денежных средств.

[9, п.1]

    Платежное поручение

При расчетах платежными поручениями банк плательщика обязуется осуществить перевод денежных средств по банковскому счету плательщика или без открытия банковского счета плательщика – физического лица получателю средств, указанному в распоряжении плательщика.

  Платежное поручение составляется, принимается к исполнению и исполняется в электронном виде, на бумажном носителе.

  Платежное поручение действительно для представления в банк в течение 10 календарных дней со дня его составления.

[1-гл.46,

§ 2,

9-гл.5]

Приложение В

Виды договоров с поставщиками и подрядчиками, их характеристика и способы выполнения

Определение понятия

Источ-ник

Договор купли-продажи

 По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

Например, рассмотрим договор купли-продажи товара.

Товаром по договору купли-продажи могут быть любые вещи с соблюдением правил, предусмотренных статьей 129 ГК.

 Договор может быть заключен на куплю-продажу товара, имеющегося в наличии у продавца в момент заключения договора, а также товара, который будет

создан или приобретен продавцом в будущем, если иное не установлено законом или не вытекает из характера товара.

Обязанности продавца по передаче товара 

1. Продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи. 

2. Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.

Оплата

1. Покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после передачи ему продавцом товара, если иное не предусмотрено ГК, другим законом, иными правовыми актами или договором купли-продажи и не вытекает из существа обязательства. 

2. Если договором купли-продажи не предусмотрена рассрочка оплаты товара, покупатель обязан уплатить продавцу цену переданного товара полностью. 

3. Если покупатель своевременно не оплачивает переданный в соответствии с договором купли-продажи товар, продавец вправе потребовать оплаты товара и уплаты процентов в соответствии со статьей 395 ГК. 

4. Если покупатель в нарушение договора купли-продажи отказывается принять и оплатить товар, продавец вправе по своему выбору потребовать оплаты товара либо отказаться от исполнения договора. 

5. В случаях, когда продавец в соответствии с договором купли-продажи обязан передать покупателю не только товары, которые покупателем не оплачены, но и другие товары, продавец вправе приостановить передачу этих товаров до полной оплаты всех ранее переданных товаров, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором.

[1- глава 30,ст.454-456]

Договор подряда

По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд) предусмотренные положения применяются, если иное не установлено правилами Гражданского кодекса об этих видах договоров. Договор подряда заключается на изготовление или переработку (обработку) вещи либо на выполнение другой работы с передачей ее результата заказчику. По договору подряда, заключенному на изготовление вещи, подрядчик передает права на нее заказчику.

Если иное не предусмотрено договором, подрядчик самостоятельно определяет способы выполнения задания заказчика

Оплата 1. Если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно. 

2. Подрядчик вправе требовать выплаты ему аванса либо задатка только в случаях и в размере, указанных в законе или договоре подряда.

[1-ст.702]

Договор аренды

По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью.

 В аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи)

1. Договор аренды на срок более года, а если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, независимо от срока, должен быть заключен в письменной форме. 

2. Договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом. 

3. Договор аренды имущества, предусматривающий переход в последующем права собственности на это имущество к арендатору (статья 624),заключается в форме, предусмотренной для договора купли-продажи такого имущества.

Договор аренды заключается на срок, определенный договором. 

2. Если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок.

[1-ст.606]

Оплата

1. Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). 

Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.

 2. Арендная плата устанавливается за все арендуемое имущество в целом или отдельно по каждой из его составных частей.

3. Если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год. 

4. Если законом не предусмотрено иное, арендатор вправе потребовать соответственного уменьшения арендной платы, если в силу обстоятельств, за которые он не отвечает, условия пользования, предусмотренные договором аренды, или состояние имущества существенно ухудшились.

 5. Если иное не предусмотрено договором аренды, в случае существенного нарушения арендатором сроков внесения арендной платы арендодатель вправе потребовать от него досрочного внесения арендной платы в установленный арендодателем срок. При этом арендодатель не вправе требовать досрочного внесения арендной платы более чем за два срока подряд.

Договор возмездного оказания услуг

По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия/ деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги

[1-ст.779]

2.Существуют договора оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных услуг.

Если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично.

Оплата

Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

В случае невозможности исполнения, возникшей по вине заказчика, услуги подлежат оплате в полном объеме, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг.

В случае, когда невозможность исполнения возникла по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает, заказчик возмещает исполнителю фактически понесенные им расходы, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг.

Заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов. 

Исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг лишь при условии полного возмещения заказчику убытков.

Договор мены

1. По договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой. 

2. К договору мены применяются соответственно правила о купле-продаже. При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен.

Цены и расходы по договору мены 

1. Если из договора мены не вытекает иное, товары, подлежащие обмену, предполагаются равноценными, а расходы на их передачу и принятие осуществляются в каждом случае той стороной, которая несет соответствующие обязанности.

2. В случае, когда в соответствии с договором мены обмениваемые товары признаются неравноценными, сторона, обязанная передать товар, цена которого ниже цены товара, предоставляемого в обмен, должна оплатить разницу в ценах непосредственно до или после исполнения ее обязанности передать товар, если иной порядок оплаты не предусмотрен договором.

[1-ст.567]

Типовые проводки по расчетам с поставщиками и подрядчиками

№ п/п

Хозяйственная операция

Документ-основание

Дебет счета

Кредит счета

1

2

3

4

5

1

Получены материалы (товары, услуги подряда и пр.)

Приходный ордер, накладная поставщика, акт о выполненных работах/оказанных услугах

10 "Материалы"

(41 "Товары", 08 "Вложения во внеоборотные активы" и пр.)

60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"

2

Стоимость полученных услуг отнесена на основное производство (вспомогательное производство, общепроизводственные расходы, общехозяйственные расходы)

Акт о выполненных работах

20 "Основное производство",( 23 "Вспомогательные производства",

25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы")

60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"

3

Выделен НДС по приобретенным товарно-материальным ценностям, полученным работам, услугам

Счет-фактура

19 "НДС по приобретенным ценностям"

60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"

4

НДС принят к вычету

Счет-фактура

68 "Расчеты с бюджетом по налогам и сборам"

19 "НДС по приобретенным ценностям"

5

Оплачены полученные от поставщика ТМЦ (от подрядчика работы, услуги) с расчетного счета (валютного счета)

Платежное поручение, выписка банка

60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"

51 "Расчетные счета"

(52 "Валютные счета")

6

Оплачены полученные от поставщика ТМЦ (от подрядчика работы, услуги) из кассы наличными

Расходный кассовый ордер, кассовая книга

60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"

50 "Касса"

7

Выплачен аванс поставщику с расчетного счета

Платежное поручение, выписка банка

60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", субсчет "Авансы выданные"

51 "Расчетные счета"

8

При приемке материалов (товаров) выявлена недостача принимаемых ценностей

Акт о приемке материалов, товаров, претензия

76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчет "Расчеты по претензиям"

60"Расчеты с поставщиками и подрядчиками"

9

Выдан вексель поставщику

Акт о приемке материалов, вексель

60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"

60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", субсчет "Векселя выданные"


Следующий уровень регулирования – рекомендации по ведению бухгалтерского учета. Как было отмечено выше, документы данного уровня носят необязательный характер, однако, их анализ позволяет составить целостную картину о том, как следует вести учет того или иного объекта бухгалтерского учета.

Стандарты экономического субъекта раскрывают особенности деятельности того или иного предприятия, акцентируют внимание на обязательных правилах, разработанных для конкретной организации.

Основные положения рекомендаций в области бухгалтерского учета и внутренних документов, связанных с расчетами с поставщиками и подрядчиками

№ п/п

Уровень регулирования

Наименование нормативного документа

Объект регулирования

1

Рекомендации в области бухгалтерского учета

Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств:

Приказ Мин.Финансов РФ №49 от 13.06.1995 г.

Данные указания устанавливают порядок проведения инвентаризации финансовых обязательств и правила оформления результатов инвентаризации.

Проверка расчетов с поставщиками и подрядчиками заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета.

Проверке должен быть подвергнут счет "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" по товарам, оплаченным, но находящимся в пути, и расчетам с поставщиками по неотфактурованным поставкам.

Инвентаризационная комиссия путем документальной проверки должна также установить правильность и обоснованность кредиторской и дебиторской задолженности, включая суммы, по которым истекли сроки исковой давности.

2

Стандарты экономического субъекта

Учетная политика, рабочий план счетов и др.

Разработка документов уровня предприятия входит исключительно в компетенцию организации. Содержание таких документов не должно противоречить документам более высокого уровня нормативного

регулирования. К ним, например, относится рабочий план счетов и учетная политика организации, в случае если имеются какие-то отдельные аспекты учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, характерные только для данной конкретной организации.

Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками предполагает использование аудитором всей имеющейся нормативной базы, регулирующей объект аудита, то есть, иными словами, аудитор в своей деятельности активно работает с перечнем документов, представленным в таблице 1.2.1 и приложении А. Помимо данных источников аудитор руководствуется документами, регулирующие его деятельность, т.е. кодексами и законами, постановлениями Правительства, федеральными стандартами аудиторской деятельности и пр. Все нормативные документы, регулирующие аудиторскую деятельность, могут быть классифицированы по уровням.

1 уровень – это кодексы и законы,

2 уровень охватывает документы Правительства и других органов власти и управления,

3 уровень включает федеральные стандарты аудиторской деятельности и внутренние стандарты аудиторской деятельности саморегулируемых организаций,

4 уровень находятся внутренние документы аудиторской организации.

Основные понятия, цели и задачи учета и аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками

Поставщики и подрядчики – это контрагенты предприятия, расчеты с которыми возникают в результате совершения этими контрагентами определенных действий в пользу организации: отгрузка товарно-материальных ценностей, выполнение работ, оказание услуг. Все виды возникающих между сторонами отношений должны быть закреплены юридически – в договоре. Согласно Гражданскому Кодексу договор – это соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Между организацией и поставщиками, подрядчиками могут быть заключены следующие виды договоров: договор купли-продажи, договор подряда, договор возмездного оказания услуг, договор мены, договор аренды.

Обязательным элементом договора является указание формы осуществляемых расчетов. Расчеты с поставщиками и подрядчиками могут производиться в наличной и безналичной формах. Ограничение по наличным сделкам в соответствии с Указанием Центрального Банка №1843-У от 20.06.2007 г. – сто тысяч рублей в рамках одного договора. Формы безналичных расчетов рассмотрены в Гражданском Кодексе, а порядок осуществления данных расчетов регулируется Положением Центрального Банка "О правилах осуществления переводов денежных средств". Отметим, что организации самостоятельно выбирают ту или иную форму расчетов в зависимости от ряда факторов: полноты имеющейся у контрагентов информации друг о друге, степени удаленности контрагентов друг от друга и т.д. Рисунок 1.1.1 иллюстрирует многообразие применяемых предприятиями форм расчетов. Подробное описание каждой денежной формы расчетов представлено в приложении Б.

Отношения с поставщиками и подрядчиками возникают практически ежедневно, поэтому крайне важно ведение бухгалтерского учета расчетов с данным видом контрагентов. Главной целью бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками является обеспечение учетной информацией собственных и сторонних пользователей, раскрывающей все аспекты расчетов с поставщиками и подрядчиками предприятия (например, количество поставщиков и подрядчиков, общая сумма задолженности, наличие просроченной задолженности и др.). Данная информация позволит пользователям отчётности сделать выводы о финансовом "здоровье" организации.

Учет и аудит расчетов с покупателями и подрядчиками

Рисунок 1.1.1. Формы расчетов с поставщиками и подрядчиками

Задачи бухгалтерского учета в целом могут быть распространены и на задачи учета расчетов с поставщиками и подрядчиками. К этим задачам, освещенным в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, относятся:

1) формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества в организации, а также внешним – инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

2) обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

3) предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

В связи с тем, что бухгалтерская (финансовая) отчетность предприятий является первоначальным источником формирования мнения пользователей о финансовом положении организации, то должна быть достаточная уверенность в том, что данная отчетность достоверна. Достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности может быть подтверждена аудитором. Основной целью аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками является выражение мнения аудитора о достоверности статей финансовой (бухгалтерской) отчетности и правильности ведения бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками. Принимая во внимание, что к аудиторской деятельности относится оказание сопутствующих аудиту услуг и выполнение специальных заданий, к целям расчетов с поставщиками и подрядчиками следует отнести выражение мнения аудитора по результатам проверки соблюдения аудируемым лицом нормативных актов при совершении расчетов с поставщиками и подрядчиками, а также анализ целесообразности и эффективности таких расчетов.

Отметим, что у предприятия может возникнуть два вида задолженности перед поставщиками и подрядчиками: кредиторская и дебиторская. Кредиторская задолженность является обязательством организации выплатить денежные средства или исполнить обязательство иным способом другому предприятию. Дебиторская задолженность – это задолженность других предприятий данной организации. У предприятий возникает преимущественно кредиторская задолженность перед поставщиками и подрядчиками.

Дебиторская задолженность появляется лишь в случае выданных поставщикам и подрядчикам авансов.

Документального оформления расчётов с поставщиками и подрядчиками

Поступление материальных ценностей от поставщиков, выполнение работ и услуг подрядчиками производится на основании заключённых между заказчиками (покупателями) и подрядчиками (поставщиками) хозяйственных договоров. В договорах оговариваются: виды поставляемых материальных ценностей, выполняемых работ и услуг, коммерческие условия поставки, количественные и стоимостные показатели материальных ценностей или услуг, порядок расчётов (условия платежей).

Порядок расчётов по внутри российским поставкам на территории России между покупателями и поставщиками определяется в соответствие с Положением о безналичных расчётах в РФ, а по экспортно-экспортным поставкам – в соответствие с правилами международных расчётов.

Условия внутри российских поставок формируются в соответствие с принятыми в стране условиями (франко-завод изготовитель, франко-станция отправления, франко-вагон, франко-станция назначения и др.), определяющими юридические права и обязанности продавцов и покупателей по отношению к товару.

Условия экспортно-импортных поставок формируются на основе международных торговых условий "Инкотермс", установленных Международной торговой палатой. В соответствие с этими условиями чётко определяется, кто организует и оплачивает перевозку товара от продавца к покупателю, несёт риск и ответственность при осуществлении этих функций и при гибели или порче товара. Приобретение материальных ценностей на стороне может осуществляться только двумя вариантами. При первом варианте для приобретения материальных ценностей на стороне предприятие назначает своего поверенного. Ему выдают подотчёт наличные деньги с правами получения ценностей и немедленной оплаты за них, либо доверенность, по которой можно получить материальные ценности, в счёт договоренности, имеющей место между предприятиями в виде договора поставок или гарантийного письма с визой руководителя поставщика (независимо, оплачены материальные ценности предварительно или нет). Доставка материальных ценностей в таких случаях осуществляется само вывозом, независимо от географического расположения покупателя и поставщика.

При втором варианте (отдаленность поставщика от покупателя, и/или постоянство поставок) поставки осуществляет посредник – транспортное предприятие.

Для выполнения, каких-либо операций по получению материальных ценностей на стороне поверенному лицу предприятия (экспедитору) выдаётся доверенность (ф. №М-2) (см. Приложение Д). Все доверенности в момент выдачи в специальном журнале. Доверенность выписывается только бухгалтером на конкретное физическое лицо с указанием срока действия и наименования ценностей, предполагаемых к получению. На доверенности имеется роспись экспедитора, которая должна быть заверена подписями бухгалтера и руководителя с наложением оттиска печати предприятия.

Поступление сырья, материалов, оборудования на предприятие по второму варианту может осуществляться железнодорожным, автомобильным, морским и другими видами транспорта. Поставка через посредника может осуществляться только при наличии договора – контракта о поставке. Оплата за такие поставки может быть осуществлена в виде предоплаты, аккредитивом, чеком, наличными либо на бартерной основе до момента получения материальных ценностей либо после. Это зависит от условий договора (контракта).

По предъявлении доверенности и квитанции, поступившей от отправителя груза, экспедитор может получить груз в багажном отделении железной дороги, в речном порту, в аэропорту или раскредитовать (получить право на вскрытие вагона, выгрузку и приём груза).

Принимая груз, экспедитор должен проверить, нет ли на таре и упаковке следов боя, порчи, а также соответствует ли количество мест поступивших грузов данным, указанным в транспортной накладной. Если при приёмке груза возникнут сомнения в его сохранности (например, будут обнаружены повреждения вагонов, контейнеров, упаковки, отсутствие пломб и т.п.) экспедитор должен потребовать проверки всего груза с целью выяснения его сохранности совместно с представителем (весовщиком) транспортной организации.

При обнаружении недостачи сырья и материалов, боя, повреждённой тары, составляется коммерческий акт в двух экземплярах (один забирает экспедитор), который служит основанием для предъявления претензий к транспортной организации. В её адрес направляется претензионное письмо с приложением документов (акт, накладная, квитанция и другие) и предложением возместить сумму убытка. Для предъявления претензий к транспортным организациям законом установлен шестимесячный срок. Транспортные организации в течение трёх месяцев обязаны рассмотреть претензию и уведомить заявителя о своём решении. Если отклонена или оставлена без ответа, заявитель имеет право предъявить иск в арбитражный суд в двухмесячный срок со времени получения отказа или времени, когда истекли сроки для ответа на претензионное письмо.

По договорённости (после согласования способа оплаты) экспедитор может получить груз непосредственно у поставщика с выпиской одновременно отгрузочных документов (счёт-фактура) (приложение Е).

Полученный груз с сопроводительными документами экспедитор доставляет на склад своего предприятия.

При доставке автотранспортом, водитель автохозяйства является представителем поставщика и вместе с грузом вручает кладовщику один экземпляр товарно-транспортной накладной.

Вместе с поступившим грузом в адрес покупателя поступают сопроводительные документы. При отсутствие таковых (или в случае поступления груза с нарушением договорных условий, или не по назначению) груз принимается на ответственное хранение на забалансовый счёт №002, с сообщением отправителю, если имеются его реквизиты.

На этом счёте материалы, принятые на ответственное хранение, учитываются до тех пор, пока от поставщика не поступят документы или распоряжение о возврате материалов, об их отгрузке в другой адрес или реализации на месте.

За нарушение условий договоров поставщики и покупатели несут взаимную материальную ответственность в виде неустойки, штрафов и пени за невыполнение договорных условий, за задержку оплаты расчётных документов и за необоснованный отказ.

Независимо от оплаты и доставки, порядок оприходования материальных ценностей должен отвечать определённым требованиям. При любом варианте получения материальных ценностей у поставщика и любом варианте доставки, их предъявляют кладовщику для оприходования. Приёмка на складе производится методом прямого счёта, взвешивания, обмера и внешнего осмотра, с целью выявления соответствия данным сопроводительных документов. В случае несоответствия количества и качества поступивших материалов данным сопроводительных документов, составляется приёмный акт. Акт составляют и подписывают члены специальной комиссии, назначенной руководителем предприятия, кладовщик и представитель поставщика. В дальнейшем на основе акта к поставщику могут быть предъявлены соответствующие претензии. Если не обнаружено никаких расхождений с документами, кладовщик выписывает приходный ордер или приёмную фактуру в двух экземплярах. Вместо выписки приходных ордеров кладовщик может поставить на сопроводительный документ (если их поступило 2 экземпляра) штамп, удостоверяющий получение.

Экспедитор все документы, по доставленным на склад материальным ценностям с отметкой кладовщика в их приёмке, сдаёт в бухгалтерию для списания с него выданной ранее доверенности. Для отчёта за полученные наличные средства, экспедитор составляет авансовый отчёт с приложением документов, подтверждающих как факт приобретения материальных ценностей (чеки, счета – фактуры), так и факт сдачи их на склад (приёмная фактура, приходный ордер), либо передачи в производство (требование). Материальные ценности хранятся на складах под наблюдением материально – ответственных лиц, с которыми заключают договор о материальной ответственности. Материалы на складах учитываются в карточках складского учёта, открываемых на каждое отдельное наименование материала. В карточках указываются наименования материала, номенклатурный номер, размер, сорт, место хранения, единица измерения, учётная цена, балансовый счёт, норма запаса и другие данные.


Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками

После оплаты поступивших ТМЦ поставщикам, данные из счета – фактуры заносятся в книгу покупок для того, что бы в конце месяца вывести общую сумму НДС за месяц.

Все расчеты с поставщиками отражаются бухгалтерией предприятия в карточке поставщика, где указывается номер и дата документов, на основании которых будет производиться расчет, а также суммы по дебету и кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками".

Оплата поставщикам за поставленную продукцию (товары, работы, услуги) производится через расчетный счет – платежными поручениями, наличными денежными средствами через кассу.

На предъявленные, на оплату счета поставщиков кредитуют счет 60 "Расчеты с поставщиками" и дебетуют соответствующие материальные счета или счета по учету соответствующих расходов.

На счете 60 задолженность отражается в пределах сумм акцепта. При обнаружении недостач по поступившим ТМЦ, несоответствия цен, обусловленных договором, и арифметических ошибок кладовщик составляет Акт приемки, где указывается вид транспорта поставщика, результат недогруза или некачественного сырья.

Погашение задолженности перед поставщиками отражается: по дебету счета 60 "Расчеты с поставщиками" и кредиту счета 51 "Расчетный счет".

Учет расчетов с поставщиками ведется бухгалтерией, синтетический учет ведется в журнале – ордере № 6 по кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками", аналитический учет – в ведомости по дебету этого счета. Все это служит основанием для разработки оборотных ведомостей по счету 60, по итоговым данным которых делаются данные записи в Главную книгу.

Журнал-ордер №6 открывается на квартал, полугодие или год с использованием вкладных листов. На данном предприятии при значительном количестве расчётных операций необходимые данные по отдельным поставщикам предварительно накапливаются в Реестре операций по расчётам с поставщиками, открываемом на тот же период, что и журнал – ордер, на каждого поставщика.

В реестрах журнально-ордерной формы учёт расчётов с поставщиками ведут позиционным способом по каждому документу.

Учёт расчётов в целом в разрезе поставщиков (подрядчиков) с отражением движения и выявления остатка ведут только в случаях, когда эти расчёты осуществляются в порядке плановых платежей. Независимо от величины суммы по расчётному документу и формы расчётов (аккредитивы, инкассо, плановые платежи), все расчёты за отгруженные поставщиками материальные ценности, товары и принятые от подрядчиков работы, должны найти отражение на счёте 60 "Расчёты с поставщиками и подрядчиками". Если к моменту поступления ценностей и товаров на склад получателя или оформления приёмки работ, расчётные документы уже оплачены, то в этих случаях записи также должны производиться в корреспонденции со счётом 60 "Расчёты с поставщиками и подрядчиками".

Записи по кредиту счёта 60 "Расчёты с поставщиками и подрядчиками" (левая сторона журнала-ордера) производятся по графам в корреспонденции с дебетуемыми счетами по учёту материальных ценностей, затрат на производство, капитальных вложений. При этом по отдельным графам отражаются суммы налога на добавленную стоимость.

Правая сторона журнала-ордера предназначена для отражений операций по дебету счёта 60 "Расчёты с поставщиками и подрядчиками", то есть записей об оплате поставщикам и подрядчикам, за поставленные материальные ценности и товары, выполненные работы и услуги. При записях по дебету счёта указываются кредитуемые счета (счета по учёту денежных средств).

В случае продления срока погашения соответствующих обязательств, эти суммы записываются в отдельные графы в конце журнала-ордера.

Отдельные графы в журнале-ордере выделены для записи даты совершения операций, номеров документов, наименований поставщиков и подрядчиков, а также сальдо на начало и конец месяца.

Итоги левой части журнала-ордера по окончании месяца переносится в Главную книгу, итоги правой части используются для сверки оборотов с другими журналами-ордерами.

Аналитический учет по счету 60 "Расчёт с поставщиками и подрядчиками"ведется по каждому предъявленному счету, а расчетов в

порядке плановых платежей – по каждому поставщику и подрядчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность

получения необходимых данных по:

- поставщикам по акцептованным и другим расчетным документам,

срок оплаты которых не наступил;

- поставщикам по не оплаченным в срок расчетным документам;

- поставщикам по неотфактурованным поставкам;

- авансам выданным;

- поставщикам по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил;

- поставщикам по просроченным оплатой векселям;

- поставщикам по полученному коммерческому кредиту и др.

Учёт расчётов с поставщиками материальных ценностей и услуг организуется на счёте 60 "Расчёт с поставщиками и подрядчиками". Счёт по отношению к балансу – пассивный. По кредиту счёта 60 "Расчёт с поставщиками и подрядчиками" отражается задолженность с поставщиками, по дебету – уменьшение этой задолженности.

Сальдо кредитовое свидетельствует о суммах задолженности предприятия поставщикам и подрядчикам. В некоторых случаях сальдо по счёту 60 может быть и дебетовым, это означает, что сумма за материальные ценности поставщиком оплачена, но на конец месяца эти материальные ценности не поступили, числятся как товары в пути.

Счёт 60 "Расчёт с поставщиками и подрядчиками" корреспондирует со счетами:

Оприходования материальных ценностей, начисление стоимостных услуг по их доставке.

Дебет счёта 07 "Оборудование к установке".

Дебет счёта 10 "Материалы".

Дебет счёта 41 "Товары".

Кредит счёта 60.

Начисление задолженности на приобретение машин и оборудования, за выполнение строительных работ и оказание услуги.

Дебет счёта 08 "Вложения во внеоборотные активы".

Кредит счёта 60.

Начисление покупной стоимости материальных ценностей.

Дебет счёта 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей".

Кредит счёта 60.

Начисление к уплате стоимости выполняемых работ и услуг.

Дебет счёта 20 "Основное производство".

Дебет счёта 23 "Вспомогательные производства".

Дебет счёта 25 "Общепроизводственные расходы".

Дебет счёта 26 "Общехозяйственные расходы".

Дебет счёта 28 "Брак в производстве".

Дебет счёта 29 "Обслуживание производства и хозяйства".

Дебет счёта 97 "Расходы будущих периодов".

Дебет счёта 44 "Расходы на продажу".

Кредит счёта 60.

Возврат излишне перечисленных сумм.

Дебет счёта 51 "Расчётный счёт".

Дебет счёта 52 "Валютный счёт".

Кредит счёта 60.

Отражение задолженности по расчётам между поставщиком (подрядчиком) и покупателем (заказчиком), когда предприятие является и тем и другим.

Дебет счёта 62 "Расчёт с покупателями и заказчиками".

Кредит счёта 60.

Отражение убытков от списания дебиторской задолженности с просроченными сроками исковой давности, начисление штрафов, неустоек и других санкций, присуждённых судом или признанных предприятием к уплате.

Дебет счёта 91 "Прочие доходы и расходы".

Кредит счёта 60.

При поступлении различных материальных ценностей обнаружена их недостача (до оприходования) в пределах норм естественной убыли или принятая по вине предприятия, его работников.

Дебет счёта 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей".

Кредит счёта 60.

Отнесение стоимости ремонта, принятого техническим обменным пунктом, за счёт созданного резерва.

Дебет счёта 96 "Резервы предстоящих расходов".

Кредит счёта 60.

Списание сомнительной к получению задолженности поставщиков и подрядчиков.

Дебет счёта 63 "Резервы по сомнительным долгам".

Кредит счёта 60.

По дебету счёта.

Списание возвращённых поставщику ранее оприходованных на склад материальных ценностей при обнаружении дефектов.

Дебет счёта 60 "Расчёты с поставщиками и подрядчиками".

Кредит счёта 07 "Оборудование к установке".

Кредит счёта 10 "Материалы".

Отнесение сумм, начисления поставщикам и подрядчикам за оказание им услуги по транспортировке, отгрузке, реализации продукции.

Дебет счёта 60.

Кредит счёта 90 " Продажи".

Оплата счетов поставщиков.

Дебет счёта 60.

Кредит счёта 50 "Касса".

Кредит счёта 51 "Расчётный счёт".

Кредит счёта 52 "Валютный счёт".

Кредит счёта 55 "Специальные счета в банках".

Штрафы, пени, неустойки, полученные за нарушение условий хозяйственных договоров, присуждённые или признанные должником. Зачисление в доходы невостребованной кредиторской задолженности с просроченными сроками исковой давности.

Дебет счёта 60.

Кредит счёта 91 "Прочие доходы и расходы".

Оплата счетов поставщиков и подрядчиков за счёт краткосрочных кредитов.

Дебет счёта 60.

Кредит счёта 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам".

Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками

Этапы проведения аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками

Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками проводится в общей для всех расчетных операций последовательности. Проверку на соответствие учетных и отчетных данных начинают с установления тождества информации баланса и учетных peгистров. Планирование аудиторской проверки учредительных документов и расчетов с учредителями осуществляется на основе сводного общего плана и сводной программы аудита экономического субъекта.

План и программа проведения аудита учета расчетов с поставщиками и подрядчиками строятся с учетом результатов проверки системы внутреннего контроля. При этом план аудита должен охватить следующие основные направления проверки:

1) правовая оценка договоров с поставщиками и подрядчиками с позиций действующего законодательства;

2) организация первичного учета операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками;

3) организация бухгалтерского учета операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками;

4) организация налогового учета операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками.

Содержание плана и программы проверки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками приведены в таблицах 2.20 и 2.21.

Первый этап проведения аудита по расчетам с поставщиками и подрядчиками – правовая оценка договоров с позиций действующего законодательства. Необходимость проведения данной процедуры обусловлена тем, что в зависимости от правовой формы и условий договора различаются и варианты отражения в учете операций с поставщиками и подрядчиками.

При проверке учета расчетов с поставщиками и подрядчиками аудитору необходимо оценить качество первичной информации, поступающей в систему бухгалтерского учета. Связано это с тем, что практически все документы данного раздела поступают на предприятие извне, увеличивая внутрихозяйственный и контрольный риски при проведении аудита.

Результаты организации первичного учета позволят ответить на вопрос о качестве первичной учетной документации, которая будет использоваться аудитором в качестве аудиторских доказательств.

Различают две группы договоров: с поставщиками и с подрядчиками.

Если при выполнении процедуры сверки учетных и отчетных данных выявляются несоответствия, то аудитор устанавливает их существенность и причины образования.

Например, сальдо счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" в регистре аналитического учета меньше, чем сальдо по этому счету в регистре синтетического учета и Главной книге на n-сумму, равную 12% статьи баланса "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". Величина отклонений для данной статьи может рассматриваться как существенная. При анализе данных регистра аналитического учета (оборотной ведомости) выявлено отсутствие записей по поставщику "А", с которым имеется заключенный договор. В ходе проверке установлено, что карточка учета расчетов с поставщиком "А" не включена в оборотную ведомость, так как была ошибочно помещена в картотеку другого счета. Таким образом, причина несоответствий выявлена и устранена.

Установив тождество учетных и отчетных данных, аудитор оценивает реальность сальдо расчетов с поставщиками и подрядчиками. С этой целью проверяется документальная обоснованность числящихся обязательств:

1) имеются ли в регистрах аналитического учета данные о номерах и датах договоров и первичных документов;

2) существуют ли указанные в регистре договоры и первичные документы (выборочно);

3) соответствуют ли данные по первичным документам и учетным регистрам (выборочно).

Суммы обязательств, не подтвержденные документально, относятся к сомнительной задолженности. Реальность такой задолженности может быть подтверждена инвентаризацией расчетов.

Аудиторские процедуры по существу включают в себя детальную проверку верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Аналитические процедуры, представляя собой один из видов аудиторских процедур по существу, состоят в выявлении, анализе и оценке соотношений между финансово-экономическими показателями деятельности

Приведем рекомендации по выполнению аудиторских процедур .

Процедура 1. "Наличие подтверждающих документов на приобретение ТМЦ, работ, услуг". Техника исполнения состоит в следующем. Аудитор выборочно просматривает приходные документы (например, приходные накладные), выписывая наименования поставщиков товарно-материальных ценностей. Далее, просматривая папку с договорами и текущими документами, аудитор выявил наличие договоров комиссии на поставку с соответствующим поставщиком на поставку ТМЦ. Затем проверил наличие счетов-фактур от поставщиков по каждой конкретной сделке. Полученные данные заносятся в таблицу 3.2.

Таблица 3.2 – Наличие оправдательных документов на приобретение ТМЦ

№ п/п

Наименование поставщика

Приходный документ, №, дата

Договор, №, дата, срок действия

Письмо-заявка, №, дата

Счет-фактура, №, дата

1

ООО "1001 КРЕПЕЖ"

ТН б/н от 26.11.14

29/1-ХК 20.10.07, до декабря 2009 г.

-

779 от 26.11.14

2

ООО "АЗСМ"

ТН б/н от 19.11.14

ГЛ/011 12.02.08 до декабря 2009 г.

-

1182 от 19.11.14 1181 от 19.11.14

3

ООО "ВЕКТОР"

ТН 4898 от 15.11.14

07/345 29.02.08 до декабря 2009 г.

-

4898 от 15.11.14

Данные такой таблицы позволяют аудитору оценить: состояние учета поступления товарно-материальных ценностей, оприходования выполненных работ, оказанных услуг; качество заключаемых договоров (нет ли среди договоров просроченных); добавленную стоимость по оприходованным и оплаченным ценностям, по которым нет счетов-фактур.

Процедура 2. "Проверка правильности определения поставщиком НДС". Техника исполнения включает проверку правильности определения поставщиками НДС. Выборке необходимо подвергнуть максимальное число счетов по разным поставщикам, сделать пересчет сумм налога на добавленную стоимость. При расхождении данные заносятся в таблицу №3.3.

Таблица 3.3 – Правильность изъятия поставщиками НДС

№ п/п

Наименование поставщика

Дата

Счет, №

Сумма по счету, руб.

НДС по счету, руб.

НДС по перечету, руб.

Отклонения, +/-

1

ООО "Ростпро"

15.11.08

4898

6638601,9

603509,26

603509,26

-

2

ООО "Гильдия"

19.11.08

1181

3156299,0

286936,27

286936,27

-

3

ООО "Артконцерн"

26.11.08

779

8445,00

767,73

767,73

-

Если количество отклонений велико, то аудитор может расширить процесс проверки. На практике возникают случаи, когда в счетах поставщиков НДС не выделен (например, услуги поставщика не подлежат обложению этим налогом), а на предприятии клиента самостоятельно выделяют НДС. Исчисленные таким образом суммы ставятся к возмещению из бюджета при ежемесячном (или ежеквартальном) декларировании налога.

Важным моментом является проверка расчетов по неотфактурованным поставкам. Данные, полученные в ходе опроса, проведения сверок и прослеживания произведенных клиентом запросов, заносятся в таблицу 3.4.

Таблица 3.4 – Неотфактурованные поставки

№ п/п

Наименование поставщика

Дата и номер приходного документа, по которому нет счета-фактуры

Причины отсутствия счетов-фактур

1

2

3

4

-

-

-

-

-

-

-

-

Процедура 3. Проверяя погашение задолженности в порядке взаимных расчетов, аудитор устанавливает наличие оснований для них (договор, письмо одной из сторон с просьбой произвести оплату в порядке взаимных расчетов), сумму и дату погашения задолженности, а также правильность отражения в учетных регистрах.

Процедура 4. "Соответствие занесения данных поставщиков в учетные регистры". Техника исполнения заключается в следующем. Аудитор отбирает определенное количество счетов и прослеживает их отражение в применяемом на предприятии учетном регистре (журнале-ордере №6). Проверку соответствия данных счетов поставщиков данным учетных регистров отражает в таблице 3.5.

Если отклонения значительны, аудитор может расширить проверку, увеличив количество проверяемых счетов.

Таблица 3.5 – Соответствие данных счетов поставщиков данным журнала-ордера №6

№ п/п

Наименование поставщика

Счет, №, дата

По счету поставщика, руб.

Фактически отражено в учете, руб.

Отклонения, руб. +/-

Всего

В т.ч. НДС

Всего

В т.ч. НДС

Всего

В т.ч. НДС

1

ООО "Фортуна"

95 от 02.10.08

2000,00

333,33

2000,00

333,33

-

-

2

-

-

-

-

-

-

-

-

Процедура 5. "Проверка реальности дебиторской и кредиторской задолженности".

Техника исполнения состоит в следующем. Аудитор, просматривает регистры бухгалтерского учета, выписывает наименование поставщиков, дату возникновения задолженности и сальдо задолженности на определенный момент, затем сверяет все эти данные с ответами на запросы. Вся эта информация группируется в таблице 3.6.

Таблица 3.6 – Реальность дебиторской, кредиторской задолженности, числящейся по счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"

№ п/п

Наименование поставщика

Дата возникновения задолженности

Сальдо задолженности на "01" января 2002 г.

Соответствие сальдо выпискам и запросам

Дебет

Кредит

Сумма

Примечание

1

2

3

4

5

6

7

1

ООО "Ростпро"

31.12.08

-

659036,91

659036,91

-

Процедура 6. "Проверка полноты оприходования материальные ценностей материально-ответственными лицами"..

Процедура 8. Проверка правильности составления корреспонденции счетов". Техника исполнения состоит в прослеживании операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками. Обнаружив подобные ошибки в составлении бухгалтерских проводок, аудитор сводит их в таблицу 2.28. В дальнейшем аудитор, анализирует эту таблицу, дает рекомендации по правильному отражению указанных операций нa счетах бухгалтерского учета.

Таблица 3.7 – Перечень неправильно составленных корреспонденции счетов

№ п/п

Регистр бухгалтерского учета

Дата или номер строки

Корреспондирующий счет Дт Кт

Сумма

Содержание операции

1

2

3

4

5

6

7

1

-

-

-

-

-

-

2

-

-

-

-

-

-

При расчетах с поставщиками с использованием условных единиц аудитор проверяет правильность отражения суммовых разниц и соблюдение следующих условий.

1) суммовые разницы отражаются на дату признания расхода в бухгалтерском учете (п. 6.6 ПБУ 10/99), т.е. влияют на формирование задолженности и ее изменения (записи по счету 60);

2) фактической себестоимостью МПЗ и основных средств (ПБУ 5/01 и ПБУ 6/01) признается сумма фактических затрат, т.е. на суммовые разницы корректируется стоимость оприходованных материальных ресурсов и задолженность поставщикам:

1) положительные суммовые разницы увеличивают стоимость оприходованных ценностей (Дебет счета 08 "Вложения во внеоборотные активы", 10 "Материалы", 41 "Товары" Кредит счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" и Дебет счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" Кредит счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" – НДС),

2) отрицательные суммовые разницы уменьшают стоимость oприходованных ценностей Дебет счета 08 "Вложения во внеоборотные активы", 10 "Материалы", 41 "Товары" Кредит счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" и Дебет счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", Кредит счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" – НДС;

3) если ценности реализованы или переданы в производство Дебет счета 20 "Основное производство". 44 "Расходы на продажу" Кредит счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" и Дебет счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" Кредит счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" – НДС.

Завершая проверку расчетов с поставщиками и подрядчиками, аудитор обобщает выявленные отклонения и несоответствия с учетом границы существенности, принятой при планировании, и уточняет предварительную оценку реальности сальдо. Информация для руководства проверяемой организации – это отчет аудитора, составленный в виде письма к руководству, включающий: описание сведений о недостатках, выявленных в учетных записях, бухгалтерском учете и в системе внутреннего контроля; перечень обстоятельств, при которых эти недостатки были выявлены; рекомендации по устранению выявленных недостатков.

Совершенствование учета и контроля расчетов с поставщиками и подрядчиками

Расчеты с поставщиками и подрядчиками отражаются каждой стороной в своей бухгалтерской отчетности в суммах, вытекающих из бухгалтерских записей и признаваемых ею правильными. По полученным займам и кредитам задолженность показывается с учетом причитающихся на конец отчетного периода к уплате процентов.

Отражаемые в бухгалтерской отчетности суммы по расчетам с банками, бюджетом должны быть согласованы с соответствующими организациями и тождественны. Оставление на бухгалтерском балансе неурегулированных сумм по этим расчетам не допускается.

Рекомендации по совершенствованию учета расчетов с поставщиками и подрядчиками:

1. К счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" изменить действующие и добавить следующие субсчета:

- 60.1 "Расчеты с поставщиками",

- 60.3 "Расчеты с подрядчиками"

- 60.4 "Неотфактурованные поставки";

2. К счету 19 "НДС по приобретенным ценностям" добавить следующие субсчета:

- 19.1 "НДС по приобретенным товарам",

- 19.2 "НДС по оказанным услугам",

- 19.4 "НДС по неотфактурованным поставкам".

Предполагается, что в связи с этими нововведениями объем работ бухгалтерских работников существенно сократится. Сгруппируем для наглядности данные рекомендации в таблицу 2.5.1.

Таблица 2.5.1 – Открытие субсчетов

Субсчета, использующиеся в настоящее время

Субсчета, рекомендованные к применению

Выгода от предложенных рекомендаций

К счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками":

60.1, 60.2

К счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками":

60.1, 60.2, 60.3, 60.4

Сокращение времени обработки документов сотрудниками бухгалтерии, повышение производительности труда.

К счету 19 "НДС по приобретенным ценностям":

19.3

К счету 19 "НДС по приобретенным ценностям":

19.1, 19.2, 19.3, 19.4

Позволяет систематезировать учет расчетов.

Данные рекомендации позволят сделать учет расчетов с поставщиками и подрядчиками более прозрачным, наладить и систематизировать систему расчетов.

Предполагается, что в связи с этими нововведениями объем работ бухгалтерских работников существенно сократится, при этом отпадет необходимость в наборе дополнительных специалистов в бухгалтерскую службу как предполагалось ранее.

В целях повышения производительности труда и эффективности управления дебиторской и кредиторской задолженностью рекомендуется разработать следующий учетный регистр, обобщающий информацию о величине задолженности и позволяющий сгруппировать учетные данные в разрезе каждого контрагента (таблица 2.5.2).

Таблица 2.5.2 – Разработка учетных регистров

Период

Содержание операции

Контрагент

Дебет

Кредит

Сумма

25.09.08

Поступление товаров

ООО "Логас"

41.1

60.1

56 277

ООО "Комус"

41.1

60.1

15 250

НДС

ООО "Логас"

19.3

60.1

10 129

ООО "Комус"

19.3

60.1

2 745

27.09.08

Поступление материалов

ООО "Компакт"

10.1

60.1

5 789

НДС

ООО "Компакт"

19.3

60.1

1 042

28.09.08

Оказание услуг

ЗАО "Востокмонтаж"

26

60.1

10 100

НДС

ЗАО "Востокмонтаж"

19.3

60.1

1 818

Итого:

103 150 рублей, в том числе НДС 15 734 рублей

Содержащаяся в принятых к учету первичных документах информация, необходимая для отражения в бухгалтерском учете, накапливается и систематизируется в учетных регистрах.

Информация о хозяйственных операциях, произведенных предприятием за определенный период времени (месяц, квартал, полугодие, год), из учетных регистров переносится в сгруппированном виде в бухгалтерские отчеты.

Сейчас используются формы учетных регистров, приведенные в компьютерной программе "1С: Бухгалтерия", но их бывает недостаточно для качественной и оперативной обработки данных.

На основе разработанного регистра бухгалтеру будет наглядно представлено, какие операции и когда были произведены с конкретным контрагентом за определенное число, а также позволит оценить реальную задолженность предприятия за период.

Регистры бухгалтерского учета являются коммерческой тайной, поэтому для сохранности данных первичных документов и регистров бухгалтерского учета рекомендуется разработать порядок хранения первичных документов и учетных регистров.

Порядок хранения первичных документов и учетных регистров заключается в том, что первичные документы, учетные регистры, бухгалтерские отчеты и балансы подлежат обязательной передаче в архив.

Первичные документы, учетные регистры, бухгалтерские отчеты и балансы до передачи их в архив предприятия должны храниться в бухгалтерии в специальных помещениях или закрывающихся шкафах.

Сохранность первичных документов, учетных регистров, бухгалтерских отчетов и балансов, оформление и передачу их в архив обеспечивает главный бухгалтер предприятия. Выдача первичных документов, учетных регистров, бухгалтерских отчетов и балансов из бухгалтерии и из архива предприятия работникам других структурных подразделений предприятия, как правило, не допускается, а в отдельных случаях может производиться только по письменному распоряжению главного бухгалтера.

Для совершенствования системы внутреннего контроля рекомендуются следующие мероприятия:

- создать комиссию по работе с дебиторской задолженностью расчетов с поставщиками и подрядчиками, в обязанности которой входят систематическое наблюдение за состоянием расчетной дисциплины, проведение регулярных сверок расчетов. Важной составной частью оперативной работы комиссии должно стать ведение картотеки напоминаний должникам, и своевременное предъявление претензий по оплате продукции;

- необходимо производить анализ состава и структуры дебиторской и кредиторской задолженности по конкретным поставщикам и подрядчиком, а также по срокам образования задолженности или сроках их возможного погашения, что позволит своевременно выявлять просроченную задолженность и принимать меры к ее взысканию. Ввести систему документооборота, так как данные о сроках образования (погашения) задолженности должны быть регулярными и оперативными, их целесообразно аккумулировать в отдельном документе, например: реестр старения счетов поставщиков и подрядчиков. Составлять такой реестр можно в виде матрицы, по строкам указываются субъекты задолженности, по столбцам – сроки образования. Реестр может оперативно выявлять тех должников, успешная работа с которыми может принести наибольший результат для предприятия, а также тех с которыми должны устанавливаться особые отношения;

- постоянно следить за соотношением расчетов с поставщиками и подрядчиками, так как значительное преобладание дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости предприятия и делает необходимым привлечение дополнительных источников финансирования, а превышение кредиторской задолженности над дебиторской может привести к неплатежеспособности предприятия;

- контролировать оборачиваемость дебиторской и кредиторской задолженности, а также состояние расчетов по просроченной задолженности, так как в условиях инфляции всякая отсрочка платежа приводит к тому, что предприятие реально получает лишь часть стоимости поставленной продукции, поэтому желательно расширить систему авансовых платежей;

- организовать систему аналитического учета дебиторской задолженности расчетов с поставщиками и подрядчиками не только по срокам, но и по размерам, местонахождению юридических лиц, физических лиц и предлагаемых условий оплаты;

- на высоком уровне организовать работу с договорами, в карточке клиента отличать работает он под реализацию или по системе предоплаты.

Нормативные правовые акты

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ; часть вторая от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ

2. Налоговый кодекс РФ, часть первая от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ; часть вторая от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ

3. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 6.12.2011 г. № 402-ФЗ

4. О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт: Федеральный закон от 22.05.2003 г. №54-ФЗ

5. Об аудиторской деятельности: Федеральный закон от 30.12.2008 г. №307-ФЗ

6. Финансовые инструменты: представление информации: Международный стандарт финансовой отчетности, IAS 32: Приложение №21 к приказу Минфина РФ от 25.11.2011 №160н

7. Финансовые инструменты: признание и оценка: Международный стандарт финансовой отчетности, IAS 39: Приложение №27 к приказу Минфина РФ от 25.11.2011 №160н

8. Финансовые инструменты: раскрытие информации: Международный стандарт финансовой отчетности, IFRS 7: Приложение №36 к приказу Минфина РФ от 25.11.2011 №160н

9. О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость: Постановление Правительства РФ от 26.12.2011 г. № 1137

10. Методические рекомендации по бухгалтерскому учету материально-производственных ценностей. Приказ МФ РФ от 28 декабря 2001 г. №119н

11. О формах бухгалтерской отчетности организаций: Приказ Министерства Финансов РФ от 02.07.2010 г. № 66н

12. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Приказ МФ РФ от 13 июня 1995 г. № 49

13. О введении в действие положения о переводном и простом векселе. Постановление ЦИК СССР от 07 августа 1937 г. №104/1341

14. ПБУ 1/2008: Учетная политика организации: Положение по бухгалтерскому учету. Утв. приказом Министерства Финансов РФ от 06.10.2008 г. № 106н

15. ПБУ 3/2006: Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте: Положение по бухгалтерскому учету. Утв. приказом Министерства Финансов РФ от 27.11.2006 г. № 154н

16. ПБУ 4/99: Бухгалтерская отчетность организации: Положение по бухгалтерскому учету. Утв. приказом Министерства Финансов РФ от 06.07.1999 г. № 43н

17. Существенность в аудите: Правило (стандарт) № 4: в ред.Постановления Правительства РФ от 7.10.2004 №532

18. Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности: Правило (стандарт) №8: в ред.Постановлений Правительства РФ от 19.11.2008 № 863, от 27.01.2011 №30

19. Особенности аудита отдельной части отчетности: федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 9/2011): приложение № 3 к приказу Минфина РФ от 16.08.2011 г. №99н

20. Положение о правилах осуществления перевода денежных средств. Утв. Банком России 19.06.2012 г. № 383-П

21. Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете. Утв. Приказом Министерства Финансов СССР от 29.07.1993 г. № 105

22. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утв. приказом Министерства Финансов РФ от 29.07.1998 г. № 34н

23. Инструкция по применению единой журнально-ордерной формы счетоводства. Утв. Министерством финансов СССР от 8.03.1960 г.

24. Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации. Постановление ГК РФ по статистике от 18.08.1988 г. № 88

25. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкция по его применению. Утв. приказом Министерства Финансов РФ от 31.10.2000 г. № 94н

26. О порядке отражения в бухгалтерском учете и отчетности операций с векселями: письмо Министерства Финансов РФ от 31 октября 1994 г. № 142

27. О вступлении в силу с 1 января 2013 года Федерального закона от 6 декабря 2011 года №402 ФЗ "О бухгалтерском учете": Информация №ПЗ-10/2012 Мин.Финансов РФ.

Учебные и научные издания на русском языке

28. Астахов, В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет: учеб.пособие / В.П.Астахов. – 5-е изд., перераб. и доп. – ИКЦ "МарТ",2004. – 960 с. – ISBN 241-00082-8.

29. Бабаев Ю.А. Бухгалтерский финансовый учет: учебник для вузов / Ю.А.Бабаев, А.М.Петров, Л.Г.Макарова. -3-е изд., перераб. и доп. – ИНФРА-М,2011. – 587 с. – ISBN 5-9558-0171-1.

30. Кондраков, Н.П. Бухгалтерский учет: учебник / Н.П.Кондраков. –М.: ИНФРА-М, 2007. -592 с. –ISBN 5-16-001615-3.

31. Макарова Л.Г. Экономический анализ в управлении финансами фирмы: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / Л.Г.Макарова, А.С.Макаров. – М.: Академия, 2008. – 336 с. – ISBN 5-7695-5097-3

32. Палий, В.Ф. Международные стандарты учета и финансовой отчетности: учебник / В.Ф. Палий. -4-е изд., испр. и доп. – М.:ИНФРА-М,2011. – 512 с. – ISBN 5-16-003475-1.

33. Подольский, В.И. Аудит: учебник / В.И.Подольский. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-Дана, 2011. – (Золотой фонд российских учебников). – ISBN 5-238-02045-7

34. Шеремет А.Д. Аудит: учебник / А.Д.Шеремет, В.П.Суйц. – 5-е изд., перераб. и доп.. –М: ИНФРА-М,2006. – 448с. – ISBN 5-16-002517-0