Учет и анализ продаж телекоммуникационных услуг

Учет и анализ продаж телекоммуникационных услуг.

Статьи по теме
Искать по теме

Понятие телекоммуникационных услуг

Телекоммуникационной отрасли принадлежит особая роль в экономике страны, так как ее важнейшей функцией является обеспечение потребностей общества в передаче информации. Развитие телекоммуникаций – необходимое условие для создания инфраструктуры бизнеса, формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций в страну, решения вопросов занятости населения, развития современных информационных технологий. В мире объем информации, передаваемой через информационно-телекоммуникационную инфраструктуру, ежегодно удваивается. Поэтому развитие телекоммуникационной отрасли является приоритетным и стратегическим направлением для правительств всех стран, и Россия здесь – не исключение.

Во всем мире телекоммуникационный рынок имеет свои отличительные характеристики:

- высокая концентрация игроков рынка;

- единая инфраструктура предоставления услуг.

Развитие технологий передачи данных требовало колоссальных финансовых затрат и высококвалифицированных кадров. В середине XX века такими ресурсами обладали лишь правительства стран, поэтому предоставление услуг, долгое время являлось государственной прерогативой и монополией. Передав, в процессе реформирования и приватизации, инициативу развития отрасли участникам рынка, государство не сняло с себя обязательств по надзору за развитием. До сих пор отрасль подвергается подробному регулированию со стороны государства. В частности, устанавливаются единые правила присоединения сетей связи и пропуска трафика, единые правила эксплуатации средств связи, жёсткие технические требования к оборудованию и т.п. На межгосударственном уровне отрасль связи также регламентирована в бо́льшей степени, чем иные сектора экономики. А высокая степень концентрации игроков рынка (следствие исторического развития) помимо ограничений, присущих отрасли связи, накладывает также ограничения антимонопольного законодательства (например, государственное регулирование тарифов).

Самый быстрорастущий сегмент телекоммуникационного рынка – сотовая связь. В последние годы здесь наблюдалось резкое замедление роста доходов от голосовых услуг, в то время как динамика развития дополнительных услуг и, прежде всего, мобильного широкополосного доступа в интернет, выглядит более чем впечатляющей.

С развитием сетей третьего поколения операторы сотовой связи получили возможность напрямую конкурировать с операторами проводной связи, продвигая услуги в регионы, где по-прежнему наблюдается неудовлетворенный спрос на услуги широкополосного доступа в интернет.

В современном мире услуги сотовой связи прочно входят в жилищно- коммунальный комплекс сервисов, приобретаемых почти каждым человеком на земле.

Учет и анализ продаж телекоммуникационных услуг

Рис. 1. Покрытие сотовой связью среди мирового населия

Источник: МСЭ

Согласно данным Международного союза электросвязи (МСЭ) на конец 2009г. 90% населения Земли (6,1 млрд человек) имело возможность доступа к услугам сотовой связи, что на 62% больше, чем в 2003г. (3,78 млрд человек). Скорость проникновения услуг по всему миру растет более стремительными темпами, чем население планеты, увеличившееся за последние 6 лет на 8%. Можно смело утверждать, что услуги сотовой связи стали одними из наиболее распространенных и технологически доступных в мире. При этом в каждой стране рынок сотовой связи развивался с учетом собственной специфики.

По данным Международного союза электросвязи (на конец 2009г.), рынок сотовой связи в 109 странах был определен, как рынок свободной конкуренции. В эти страны входит и Россия. В 53 странах мира его определили как рынок ограниченной конкуренции или олигополии. В законодательстве 18 стран рынок услуг сотовой связи представляет собой монополию.

Учет и анализ продаж телекоммуникационных услуг

Рис. 2. Распределение стран по типу организации рынка услуг сотовой связи

Важным индикатором государственного регулирования телекоммуникационной отрасли, и сегмента сотовой связи, в частности, является характеристика регулирующего органа. Основными долгосрочными задачами у всех регулирующих телекоммуникационных органов, с некоторыми поправками, являются:

- управление процессом перехода от государственной монополии к свободной конкуренции;

- содействие процессам конкуренции;

- улучшение общей регулирующей среды;

- совершенствование процедур лицензирования и законотворчества;

- экономическое регулирование и реализация механизмов регулирования;

- контроль за доминирующим на рынке оператором;

- содействие интересам потребителей;

- развитие общих механизмов защиты потребителей.

Международная практика отраслевых регуляторов показывает также их общность в части соответствия базовым принципам их деятельности. Такими

принципами являются:

- независимость;

- функциональная самостоятельность;

- коллегиальность;

- подотчетность;

- прозрачность и открытость;

- предсказуемость;

- последовательность.

Задачи и источники информации учета и анализа продаж телекоммуникационных услуг

Учет всех расходов ведется на основании первичных документов. Для отражения поступления и принятия к учету объектов основных средств и нематериальных активов для последующего начисления амортизации используются накладные и счета фактуры; для принятия к учету расходов, связанных с оказанием услуг (коммунальных, услуг по обслуживанию контрольно-кассовых машин и т.д.) – на основании счетов-фактур или актов выполненных работ; и т.п.

Расходы на продажу относятся к категории затрат, оказывающих влияние на величину прибыли и капитала. В связи с этим возникает необходимость в получении достоверной информации об их величине и структуре, что предполагает решение следующих учетных задач:

- полное и своевременное включение текущих затрат в составе расходов на продажу

- правильное разграничение расходов между отчетными периодами;

- своевременное представление информации о расходах на продажу обращения для принятия управленческих решений;

- обеспечение контроля за недопущением нерациональных расходов.

В системе управления производством, обращением, распределением и потреблением экономический анализ занимает важное место. При его проведении тщательно изучается содержание учетной политики, даётся всесторонняя, объективная оценка взаимосвязанных экономических явлений и процессов, выявлению достижений и недостатков в работе, отысканию неиспользованных внутренних резервов и возможностей.

Экономический анализ позволяет найти отклонение фактических данных анализируемого периода от плановых либо от данных предыдущего аналогичного периода, выявить и измерить влияние наиболее важных факторов, вызвавших эти отклонения, обнаружить внутренние резервы и возможности для дальнейшего развития хозяйства, разработать мероприятия по устранению недостатков, с тем, чтобы добиться наилучших результатов при наименьших затратах труда и средств. В ходе проведения экономического анализа выявляются обоснованность и реальность плановых заданий, степень использования внутренних резервов и возможностей при составлении и выполнении этих заданий.

Основное требование коммерческой деятельности – рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов вызывает необходимость тщательного учета и анализа расходов. Задачи анализа продаж основываются на этом требовании.

Анализ расходов на продажу проводится по данным бухгалтерской отчётности, материалам текущего учёта, первичным документам, внеучётным источникам информации и личным наблюдениям. Основной источник анализа издержек обращения учетные данные по счету 44 "Расходы на продажу", где показаны фактические суммы расходов по отдельным статьям и в целом по предприятию.

Месячные данные об издержках обращения (в целом по предприятию, подразделениям, и отдельным статьям расходов) можно получить из регистров их синтетического и аналитического учета. Для изучения причин изменений издержек обращения используют данные первичных документов (товарно-транспортные накладные, расчётно-платежные ведомости и др.), материалы проверок, обследований, личных наблюдений. Так, только побывав на местах, можно выявит случаи утечки воды, нерационального использования электроэнергии, материалов, топлива, использование транспорта и т.п.

Документальное оформление и учет продаж телекоммуникационных услуг

Показатель продаж является одним из основных, характеризующих деятельность организации, работающих как в производственной сфере, так и сфере продаж работ и услуг. Ведь именно продажей продукции завершается оборот средств, затраченных на ее создание. В результате продажи организация – изготовитель получает оборотные средства, необходимые для возобновления нового цикла производственного процесса.

Производство и продажа товаров и услуг в целом необходима для удовлетворения тех или иных потребностей населения, для обеспечения спроса населения высококачественной продукцией. А, следовательно, необходим и качественный учет продажи продукции, работ, услуг в каждой организации, подразделениях и т.д.

В продукцию входят несколько составляющих ее частей: готовая продукция, товары, выполненные работы и оказанные услуги, а также товары, которые отгружены покупателям и заказчикам.

Планирование и учет готовой продукции или выполненных работ, оказанных услуг ведут в натуральных, условно-натуральных и стоимостных показателях. Условно-натуральные показатели используют для получения обобщенных данных об однородной продукции.

Натуральные показатели зависят от вида продаваемых услуг или выполняемых работ, например, по услугам телефонии это количество минут/секунд соединения, по услугам Интернет это объем входящего/исходящего трафика и т.д.

Для учета готовой продукции используют счета 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)" и 43 "Готовая продукция" – эти счета предназначены для обобщения информации о наличии и движении готовой продукции, работ, услуг.

Реализация готовой продукции отражается на счете 90 "Продажи" – этот счет предназначен для выявления конечного финансового результата деятельности организации за отчетный период. При реализации готовой продукции, работ, услуг, следует сформировать финансовый результат от продаж. Реализация готовой продукции, работ, услуг организуется с помощью бухгалтерского учета, который охватывает все стороны экономической и хозяйственной деятельности организации как внутри их, так и в их взаимоотношениях с другими юридическими и физическими лицами.

Продажа услуг связи осуществляется в соответствии с заключенными договорами по рыночным ценам, под которыми понимаются цены, сложившиеся в регионе в процессе взаимодействия спроса и предложения на рынке идентичных продуктов, а при их отсутствии – в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.

Порядок бухгалтерского учета хозяйственных операций по продаже готовой продукции, товаров, работ, услуг зависит от норм гражданского, бухгалтерского и налогового законодательства. Предписания гражданского законодательства в значительной степени влияют как на бухгалтерскую, так и налоговую их трактовку.

Определение продаж в гражданском законодательстве. В Гражданском Кодексе Российской Федерации налоговому понятию "реализация товаров" и бухгалтерскому "продажа товаров" соответствуют сделки, предполагающие факт перехода права собственности или иное имущество от одной стороны договора к другой.

Определение продаж в бухгалтерском законодательстве. Специального определения понятия "продажи" бухгалтерское законодательство не содержит. Его косвенно можно вывести из пояснений Инструкция к применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, где сказано, что продажу нужно трактовать как момент отчуждения продукта основной деятельности с передачей прав собственности на него.

Порядок признания момента перехода права собственности на продукцию, работы, услуги, влияющего на организацию учета продажи таков:

- списание расходов на продажу;

- корректировка результата от продажи на сумму НДС;

- определение и списание суммы финансового результата.

На основе данных об объеме продажи формируют информацию о величине финансового результата – прибыли или убытка. С одной стороны, для определения финансового результата требуется информация о продажной стоимости продукции, работ, услуг, которая называется выручкой. В продажную стоимость (выручку) согласно законодательству включены налоги – НДС и акцизы. С другой стороны, необходимы сведения о фактических индивидуальных издержках по продаже продукции, работ, услуг.

Информация о заключительной стадии кругооборота продукции аккумулируется на счете 90 "Продажи".

Согласно Инструкции счет 90 "Продажи" предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации. На этом счете отражаются, в частное выручка и себестоимость:

- по готовой продукции и полуфабрикатам собственного производства;

- работам и услугам промышленного характера;

- работам и услугам непромышленного характера;

- покупным изделиям (приобретенным для комплектации);

- строительным, монтажным, проектно-изыскательским, разведочным, научно-исследовательским работам;

- товарам;

- услугам по перевозке грузов и пассажиров;

В дебете счета 90 "Продажи" отражается фактическая себестоимость в двух вариантах в зависимости от принятой учетной политики: либо по полной себестоимости, либо по усеченной с выделением управленческих расходов. В кредите этого счета отражается выручка, т.е. дебиторская задолженность покупателей и заказчиков, включая НДС и акцизы.

По окончании отчетного периода на счете 90 "Продажи" подсчитываются итоги по дебету и кредиту, затем они сопоставляются между собой, в результате чего выявляется конечный финансовый результат.

Для целей налогообложения выручка от продажи продукции (работ, услуг) исчисляется либо по мере ее оплаты, т.е. зачисления на счета в банках (при безналичной форме оплаты), или поступления в кассу организации, либо по мере отгрузки продукции, выполнения работ или оказания услуг и предъявления расчетных документов потребителям. В связи с этим, если организация исчисляет выручку по мере оплаты покупателями (заказчиками) продукции, то имеет место несоответствие между финансовой и налоговой отчетностью по расчетам с бюджетом в части начисления налогов.

В случае, когда организация получила аванс, его получение в учете отражается следующей записью:

Д-т сч.51 "Расчетный счет"

К-т сч.62 "Расчеты с покупателями и заказчиками"/субсчет" Расчеты по авансам полученным" – Частичная предоплата покупателем в счет ожидаемой от поставщика поставки товарно-материальных и иных ценностей – сигнал для последнего о серьезных намерениях участника договора в отношении исполнения принимаемых на себя обязательств.

Клиент узнает о предоставляемых услугах самостоятельно (через рекламу, по рекомендации и т.д.), либо через представителей (менеджеры по продажам, торговые агенты). Формируется заявка на определение технической возможности подключения (Приложение 1), либо если это заранее известно, то формируется коммерческое предложение (письмо в свободной форме, содержащее параметры услуги, выбранной клиентом).

После того как была отработана техническая возможность, в базе данных компании создается типовой договор (Приложение 2), содержащий права и обязанности сторон, стоимость услуг и порядок расчетов, ответственность сторон, условия конфиденциальности, сроки и основания прекращения договора, форс-мажорные обстоятельства и прочие условия.

Вместе с договором создается заказ (Приложение 3) на услугу предоставление доступа к сети передачи данных, содержащий в себе данные о представителе компании, абоненте, сроке начала предоставления услуги и продолжительности ее предоставления, характеристики точки присоединения, обговаривающий особые условия и т.д. и скрепленный подписями обеих сторон.

После подписания заказа менеджер формирует техническое указание (Приложение 4) для того, чтобы технические службы начали процесс подключения клиента. Этим техническим указанием предписывается выполнение организационно-технических мероприятий по организации услуги предоставление доступа к передаче данных. В нем указывается заказчик, номер договора, номер технического решения, дата начала предоставления услуги, основание на предоставление услуги, оговариваются особые условия и т.д.

После этого клиент подписывает акт сдачи-приемки работ (Приложение 5), и с даты, указанной в акте, начинается выставление счетов.

Ежемесячно на основании информации о тарифном плане абонента и объеме входящего/исходящего трафика формируется счет. При необходимости клиенту может быть предоставлена детализация счетов – это подробный отчет за выбранный период о входящих\исходящих звонках, использованном трафике, то есть о всех использованных абонентом услугах, предоставляемых оператором На основании выставленных счетов в учете делается запись:

Дебет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками"

Кредит 90-3 "Выручка".

Аналитический учет ведется в разрезе контрагентов, а также видов услуг и выполненных работ.

Учет расходов на продажу телекоммуникационных услуг

Расходами на продажу называются выраженные в денежной форме текущие затраты живого и овеществленного труда на планомерную организацию доведения и реализации товаров потребителям. Они обусловлены необходимостью оплаты труда работников, транспортирования и хранения, подготовки товаров к продаже. Расходы требуются на управление торговыми организациями и предприятиями, на ведение учета.

Расходами на продажу принято называть расходы на реализацию и доведение товаров до потребителей при общественно нормальных условиях купли-продажи, среднем уровне интенсивности труда работников, соблюдении установленных требований к качеству торгового обслуживания.

Расходы на продажу учитываются на всех стадиях ценообразования, начиная от производства, когда в себестоимость продукции включаются расходы по сбыту, и заканчивая розничной продажей, когда в розничной цене отражаются издержки оптовой и розничной торговли.

Расходы характеризуются суммой и уровнем. Их уровень в розничной торговле определяется в процентах к розничному товарообороту, в оптовой – в процентах к оптовому товарообороту с участием в расчетах, в общественном питании – в процентах к валовому товарообороту общественного питания. Уровень издержек обращения – важный качественный показатель торговой деятельности.

Расходы условно подразделяются на две группы: чистые и дополнительные.

Чистые расходы – это затраты по организации процесса купли-продажи, содержанию административно-управленческого персонала, расходы на учет и отчетность. Дополнительные расходы обусловлены продолжением процесса производства в торговле (фасовка, упаковка), преобразованием производственного ассортимента в торговый.

Доля чистых расходов в оптовой торговле (по данным экспертов) составляет 10 – 12%, в розничной торговле продовольственными товарами – до 40, в розничной торговле непродовольственными товарами – около 50%. Соотношение между чистыми и дополнительными расходами не является постоянным.

С развитием производства, увеличением доли фасованных товаров, улучшением транспортных связей, приближением промышленных предприятий к потребителю, совершенствованием материально-технической базы торговли, повышением качества торгового обслуживания, сокращением непроизводственных затрат доля дополнительных расходов будет падать.

Данный раздел учета регулируется следующими нормативными и законодательными актами:

1) Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденное приказом Минфина РФ от 06.05.99 №33н.

2) Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденное приказом Минфина РФ от 06.05.99 №32н.

3) План счетов Бухгалтерского учета

4) Гражданский кодек Российской Федерации.

5) Налоговый кодекс Российской Федерации, части 1 и 2.

6) Федеральный закон № 129-ФЗ от 21.11.96 г. "О бухгалтерском учете".

Состав расходов на продажу разнообразен и зависит от сферы деятельности организации, условий договоров, на основании которых осуществляется поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг.

Учетная номенклатура статей расходов на продажу и их содержание. Построение системы счетов учета затрат в организации зависит от многих факторов: технологии производственного процесса, организационной структуры предприятия, осуществляемой деятельности, видов выпускаемой продукции (работ, услуг), варианта сводного учета затрат.

В организациях, осуществляющих промышленную деятельность, на счете 44 "Расходы на продажу" могут быть отражены следующие расходы: на затаривание и упаковку изделий на складах готовой продукции; по доставке продукции на станцию (пристань) отправления, погрузке в вагоны, суда, автомобили и другие транспортные средства; комиссионные сборы (отчисления), уплачиваемые сбытовым и другим посредническим организациям; по содержанию помещений для хранения продукции в местах ее продажи и оплате труда продавцов в организациях, занятых сельскохозяйственным производством; на рекламу; на представительские расходы; другие аналогичные по назначению расходы.

В организациях, осуществляющих торговую деятельность, на счете 44 "Расходы на продажу" могут быть отражены, следующие расходы (издержки обращения): на перевозку товаров; на оплату труда; на аренду; на содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря; по хранению и подработке товаров; на рекламу; на представительские расходы; другие аналогичные по назначению расходы.

В организациях, заготавливающих и перерабатывающих сельскохозяйственную продукции на счете 44 "Расходы на продажу" могут быть отражены следующие расходы: операционные расходы, общезаготовительные расходы, на содержание заготовительных и приемных пунктов, на содержание скота и птицы на базах и в приемных пунктах.

По дебету счета 44 "Расходы на продажу" накапливаются суммы произведенных организацией расходов, связанных с продажей продукции, товаров, работ и услуг. Эти суммы списываются полностью или частично в дебет счета 90 "Продажи". При частичном списании подлежат распределению:

в организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, – расходы на упаковку и транспортировку (между отдельными видами отгруженной продукции ежемесячно исходя из их веса, объема, производственной себестоимости или другим соответствующим показателям);

в организациях, осуществляющих торговую и иную посредническую деятельность, – расходы на транспортировку (между проданным товаром и остатком товара на конец каждого месяца);

в организациях, заготавливающих и перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, – в дебет счетов 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" (расходы по заготовке сельскохозяйственного сырья) и (или) 11 "Животные на выращивании и откорме" (расходы по заготовке скота и птицы).

Все остальные расходы, связанные с продажей продукции, товаров, работ, услуг, ежемесячно относятся на себестоимость проданной продукции (товаров, работ, услуг).

Расходы на продажу – это есть затраты, связанные с реализацией продукции (товаров, работ, услуг). Для производственных предприятий эти затраты называются коммерческими, а для предприятий торговой деятельности – издержками обращения. Во всех организациях затраты группируются по статьям типовой номенклатуры.

Состав расходов на продажу в производственных и торговых организациях различны, в зависимости от специфики и направления деятельности каждой конкретной организации. Вопрос о построении в бухгалтерском учете номенклатуры затрат находится всецело в компетенции руководителей предприятия. Организация может выбрать любой вариант учета расходов на продажу, закрепив свой выбор в приказе об учетной политике.

К расходам на продажу относят расходы, связанные с продажей продукции (работ, услуг), оплачиваемые поставщиком. Расходы на продажу вместе с производственной себестоимостью образуют полную себестоимость проданной продукции. Расходы, связанные с продажей товаров, работ, услуг, учитываются на счете 44 "Расходы на продажу".

В состав расходов на продажу в организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, включают:

- расходы на тару и упаковку изделий на складах готовой продукции (стоимость услуг своих вспомогательных цехов, занятых изготовлением тары и упаковки; стоимость тары, приобретенной на стороне; оплата затаривания и упаковки изделий сторонними организациями);

- расходы на транспортировку продукции (расходы на доставку продукции на станцию или пристань отправления, погрузку в вагоны, суда, автомобили и т.п., оплата услуг специализированных транспортно-экспедиторских контор);

- комиссионные сборы и отчисления, уплачиваемые сбытовым и посредническим организациям в соответствии с договорами;

- затраты на рекламу, включающие расходы на объявления в печати и по телевидению, проспекты, каталоги, буклеты; на участие в выставках, ярмарках; стоимость образцов товаров, переданных в соответствии с контрактами, соглашениями и иными документами покупателям или посредническим организациям бесплатно, и другие аналогичные затраты;

- прочие расходы по сбыту (расходы по хранению, подработке, подсортировке и т.п.).

Счет 44 "Расходы на продажу" предназначен для обобщения информации о расходах, связанных с продажей продукции, товаров, работ и услуг. В организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, на счете 44 "Расходы на продажу" могут быть отражены, в частности, следующие расходы: на затаривание и упаковку изделий на складах готовой продукции; по доставке продукции на станцию (пристань) отправления, погрузке в вагоны, суда, автомобили и другие транспортные средства; комиссионные сборы (отчисления), уплачиваемые сбытовым и другим посредническим организациям; по содержанию помещений для хранения продукции в местах ее продажи и оплате труда продавцов в организациях, занятых сельскохозяйственным производством; на рекламу; на представительские расходы; другие аналогичные по назначению расходы.

В организациях, осуществляющих торговую деятельность, на счете 44 "Расходы на продажу" могут быть отражены, в частности, следующие расходы (издержки обращения): на перевозку товаров; на оплату труда; на аренду; на содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря; по хранению и подработке товаров; на рекламу; на представительские расходы; другие аналогичные по назначению расходы.

По дебету счета 44 "Расходы на продажу" накапливаются суммы произведенных организацией расходов, связанных с продажей продукции, товаров, работ и услуг. Эти суммы списываются полностью или частично в дебет счета 90 "Продажи".

При частичном списании подлежат распределению:

- в организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность,

- расходы на упаковку и транспортировку (между отдельными видами отгруженной продукции ежемесячно исходя из их веса, объема, производственной себестоимости или другим соответствующим показателям);

- в организациях, осуществляющих торговую и иную посредническую деятельность,

- расходы на транспортировку (между проданным товаром и остатком товара на конец каждого месяца);

- в организациях, заготавливающих и перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию,

- - в дебет счетов 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" (расходы по заготовке сельскохозяйственного сырья) и (или) 11 "Животные на выращивании и откорме" (расходы по заготовке скота и птицы).

Все остальные расходы, связанные с продажей продукции, товаров, работ, услуг, ежемесячно относятся на себестоимость проданной продукции (товаров, работ, услуг).

В телекоме предусмотрены следующие статьи затрат (Приложение ):

- Амортизация ОФ и НМА;

- Аренда помещений, земли и имущества (включая финансовую аренду);

- Транспортные расходы

- командировочные расходы;

- Налоги и сборы;

- Расходы на все виды ремонта имущества;

- Расходы на обязательное и добровольное страхование имущества и персонала;

- Расходы на оплату труда персонала (по всем видам оплаты труда, премиям, пособиям и другим выплатам);

- Расходы на оплату услуг связи;

- расходы на рекламу;

- Расходы на содержание и обслуживание имущества;

- Расходы по обеспечению производственного процесса;

- Снабженческо-сбытовые расходы по торговой деятельности;

- Специальные расходы по операторской деятельности.

Синтетический учет расходов на продажу ведут на счете 44 "Расходы на продажу". По дебету указанного счета отражаются все производственные затраты организации торговли, а по кредиту осуществляется их списание.

Дебетовое сальдо по счету 44 "Расходы на продажу" означает остаток издержек обращения на остаток нереализованных товаров на конец месяца. В конце отчетного периода бухгалтер торговой организации списывает издержки, приходящиеся на реализованные товары в дебет счета 90 "Продажи" субсчет "Себестоимость продаж", что отражается проводкой:

Дебет 90 "Продажи" субсчет "Себестоимость продаж" Кредит 44 "Расходы на продажу".

В учете расходы на продажу исследуемого предприятия отражаются по дебету счета 44 "Расходы на продажу" в корреспонденции с различными счетами в зависимости от источника расходов и затрат:

Таблица 1

Типовые корреспонденции счетов для телекоммуникационных компаний

Корреспонденция счетов

Содержание операции

Дебет

Кредит

44

02

Начислена амортизация по объектам основных средств

44

05

Начислена амортизация по нематериальным активам

44

10

Списаны материалы, использованные для производственной деятельности, например, при хранении товаров на складах

44

60, 76

Отражены затраты производственного характера (охрана объектов, аренда, коммунальные платежи, информационные услуги и тому подобное)

44

70

Начислена заработная плата сотрудникам торговой организации

44

71

Списаны командировочные, представительские расходы и другие производственные расходы торговой организации по авансовым отчетам сотрудников

44

97

Отнесены в состав затрат отчетного периода затраты

Аналитический учет по счету 44 "Расходы на продажу" ведется по видам и статьям расходов.

Предусмотрены следующие статьи затрат:

44.01 расходы на оплату труда

44.02 транспортные расходы

44.03. расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря

44.04 амортизация основных средств

44.05 расходы на хранение товаров;

44.06 расходы на рекламу;

44.07 прочие расходы

Пример.

За май получило по договорам поставки 10000м кабеля RG-6 на сумму 330 000 рублей, в том числе НДС – 30 000 рублей. При приобретении кабеля организация осуществила следующие расходы:

Услуги посредника – 10 620 рублей, в том числе НДС – 1620 рублей;

Транспортные расходы – 29 500 рублей, в том числе НДС – 4 500 рублей.

По состоянию на 1 мая в учете были отражены следующие данные:

Сальдо по счету 44-02 "Транспортные расходы" – 8 000 рублей;

Остаток кабеля на складе 800 м на сумму – 25 400 рублей.

Общество в мае отгрузило с оптового склада 8000м кабеля на сумму 280 500 рублей, в том числе НДС – 25 500 рублей.

За май производственные расходы составили – 30 000 рублей.

В целях налогообложения применяет метод начисления.

Себестоимость реализованного кабеля составила 186 080 рублей.

Стоимость остатка товаров на складе составляет 148 320 рублей

В бухгалтерском учете за май бухгалтер отразил данные операции следующим образом:

Д44.02 К76 2950,00 Оплачены счета транспортной организации

Д44.01 К70 14000 Начислена оплата труда

Д44.03 К 76.01 2190 Начислены платежи за аренду

Д44.04 К02 1860,00 Начислена амортизация основных средств

Д44.07 К 60 500 Отражены расходы на тару

Д44.07 К76.03 4600 Оплачены коммунальные услуги

Д90.01 К 44.01 30000 Списаны расходы на продажу

Определен средний % транспортных расходов: (8 000 рублей + 25 000 рублей) / (186 080 рублей + 148 320 рублей) х 100% = 9,87%.

Сумма транспортных расходов, приходящаяся на реализованные товары: 186 080 рублей х 9,87% = 18 366 рублей.

Сумма транспортных расходов, приходящаяся на остаток товаров: 148 320 рублей х 9,87% = 14 634 рублей

Д90.02 К 44.02 18634 Списана сумма транспортных расходов, приходящаяся на реализованные товары

Д 90.09 К 99 20286 Отражен финансовый результат

В течение отчетного периода на дебете счета 44 "Расходы на продажу" собираются все издержки обращения торговой организации, которые относятся как к проданным товарам, как и к товарам, которые остались на складе не проданными в конце отчетного периода. Поэтому необходимо распределить издержки обращения между данными товарами и их остатками (запасами) на складе. Для этого делается специальный расчет издержек обращения на остаток товаров с отдельным выделением в управленческом учете транспортных расходов и расходов по оплате за кредит банка.

Другие расходы при расчете не выделяются и в полном объеме списываются через счет продаж на финансовые результаты торговой организации.

Величина издержек обращения на остаток товаров определяется по их среднему проценту за отчетный период с учетом переходящего остатка на начало отчетного периода в следующей последовательности:

1) определяется общая сумма издержек обращения (И) путем сложения соответствующих сумм транспортных расходов и расходов по оплате процентов за кредит банка за отчетный период (Ио) с их остатком на начало отчетного периода (Ин);

2) определяется по данным учета стоимость товаров, проданных в отчетном периоде (Со), и их остатков на конец отчетного периода (Ск);

3) рассчитывается средний процент издержек обращения к общей стоимости товаров:

Кср = И / С;

4) определяется величина издержек обращения, списываемых на остатки непроданных товаров на конец отчетного периода (Ик), путем умножения стоимости товаров на конец отчетного периода (Ск) на средний процент издержек обращения:

Ик = Ск – Кср;

5) рассчитывается величина издержек обращения, списываемых в отчетном периоде на проданные товары (Ит):

Ит = Ин + Ио – Ик.

Пример. Издержки обращения за отчетный период составили 4800 тыс. руб.; общая сумма транспортных расходов и расходов по оплате процентов за кредит банка за отчетный период равна 900 тыс. руб.; транспортные расходы и расходы по оплате процентов за кредит банка, относящиеся на остаток товаров на начало отчетного периода, составили 150 тыс. руб.; продано за отчетный период товаров на 12200 тыс. руб.; стоимость остатков непроданных товаров на конец отчетного периода составила 2400 тыс. руб., отсюда:

1) Кср = (150 + 900) / (12200 + 2400) х 100 = 7,19%;

2) Ик = 2400 х 7,19 / 100 = 172,56 тыс. руб.;

3) Ит = 150 + 900 – 172,56 = 877,44 тыс. руб.;

4) Идр = 4800 – 900 = 3900 тыс. руб. – издержки обращения за отчетный период по другим калькуляционным статьям затрат;

5) всего в отчетном периоде будет списано издержек обращения 4777,44 тыс. руб. (3900 + 877,44 или 150 + 4800 – 172,56).

Бухгалтерское законодательство предоставляет организациям два возможных варианта учета транспортных расходов на доставку приобретенных товаров: либо в составе покупной стоимости товаров, либо в составе издержек обращения.

Вариант, когда транспортные расходы учитываются в составе покупной цены, используется очень редко, ведь эта ситуация возможна только в том случае, если организация приобрела товары одного наименования и уплатила за них определенную сумму транспортных расходов. Тогда организация может с точностью определить покупную стоимость данных товаров. Однако на практике, такие случаи редки. Как правило, торговые организации получают товары по договорам поставки, предусматривающие несколько наименований товаров, а сумма транспортных расходов, уплаченных за их доставку, одна.

Поэтому бухгалтер обязан распределить транспортные расходы на каждый вид приобретенных товаров.

Организации используют второй метод: включение транспортных расходов в издержки обращения, которые затем распределяются на реализованные товары.

В налоговом учете суммы транспортных расходов по доставке товаров до склада покупателя (при условии, что они не включены в цену приобретаемого товара) являются прямыми расходами. Прямые расходы (в отличие от косвенных расходов) списываются на расходы в особом порядке, установленном статьей 320 НК РФ.

Сумма прямых расходов, относящаяся к остаткам товаров на складе, определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в следующем порядке:

Определяется сумма прямых расходов, приходящихся на остаток товаров на складе на начало месяца и осуществленных в текущем месяце.

Определяется стоимость товаров, реализованных в текущем месяце, и стоимость остатка товаров на складе на конец месяца.

Рассчитывается средний процент как отношение суммы прямых расходов к стоимости товаров.

Определяется сумма прямых расходов, относящаяся к остатку товаров на складе, как произведение среднего процента на стоимость остатка товаров на конец месяца.

Поэтому, чтобы сблизить бухгалтерский и налоговый учет наиболее целесообразным представляется списывать в бухгалтерском учете транспортные расходы в порядке, установленном статьей 320 НК РФ. Данное положение должно быть закреплено в учетной политике организации.

Рассмотрим на примере.

Учитывает транспортные расходы, связанные с доставкой товаров в составе расходов на продажу.

По состоянию на 01 июля в бухгалтерском учете организации были отражены следующие данные:

а) по транспортным расходам:

Остаток по счету 44 "Расходы на продажу" субсчет "Транспортные расходы" – 15 000 рублей;

За июль дебетовый оборот по счету 44 "Расходы на продажу" субсчет "Транспортные расходы" составил – 22 000 рублей;

б) по товарам:

Стоимость реализованных товаров за июль составила – 1 200 000 рублей; Стоимость нереализованных товаров на 01 августа – 420 000 рублей;

Определяется средний процент транспортных расходов: (15 000 рублей + 22 000 рублей)/ (1 200 000 рублей + 420 000 рублей) х 100% =2,284 %

Исходя из этого сумма:

транспортных расходов, приходящаяся на реализованные товары, составит: 1 200 000 рублей х 2,28% = 27 408 рублей;

транспортных расходов, приходящаяся на нереализованные товары, составит: 420 000 рублей х 2,28 % =9 592 рубля;

В бухгалтерском учете списание за июль транспортных расходов отразится следующей проводкой:

Дебет 90 "Продажи" субсчет "Себестоимость продаж" Кредит 44 "Расходы на продажу" субсчет "Транспортные расходы" – 27 408 рублей.