Учебно-методические комплекты по русскому языку и формирование УУД

В учебных пособиях по русскому языку результаты усвоения универсальных учебных действий формулируются для каждого класса и являются ориентиром при организации мониторинга их достижения.

Учебно-методические комплекты по русскому языку и формирование УУД

Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов определяется следующими утверждениями: УУД представляют собой целостную систему, в которой можно выделить взаимосвязанные и взаимообуславливающие виды действий:

  • коммуникативные – обеспечивающие социальную компетентность,
  • познавательные – общеучебные, логические, связанные с решением проблемы,
  • личностные – определяющие мотивационную ориентацию,
  • регулятивные – обеспечивающие организацию собственной деятельности.

Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность.

Заданные стандартом УУД определяют акценты в отборе содержания, планировании и организации образовательного процесса с учетом возрастно-психологических особенностей обучающихся.

Особый интерес представляют три учебно-методических комплекта для начальных классов.

Открытый Учебно-методический комплект "Школа 2100" для начальной школы построен на технологической основе дидактической системы деятельностного метода. Он содержит теоретическую концепцию формирования у учащихся универсальных учебных действий, реализующую системно-деятельностный подход.

Проблемный характер изложения содержания обеспечивается уже на базовом уровне реализации дидактической системы "Школа 2100". Данный этап обучения заложен в технологию деятельностного метода (ТДМ) базового уровня.

Технологический уровень реализации ТДМ позволяет осуществить переход на более высокий уровень реализации деятельностного метода, а именно: системное включение учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность, когда ученики не получают знание в готовом виде, а открывают его сами под руководством учителя.

Кроме того, нельзя не выделить отличительную особенность УМК в целом, которая состоит в том, что основой всех учебных предметов выступают понятия "культура", "общение", "познание", "творчество".

Хотелось бы отдельно сказать о том, что в УМК "Школа 2100" в учебниках по русскому языку материал параграфов на этапе открытия нового знания специально структурирован так, чтобы можно было организовать на уроке открытие нового знания с использованием проблемно-диалогической технологии (введены описания проблемных ситуаций, даются мотивации к формулированию учебной проблемы (темы) урока, предложены плашки с названием этапов урока и другие условные обозначения).

Формирование универсальных учебных действий является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области УМК системы развивающего обучения Занкова Л.В. и внеурочную деятельность. Реализация требований ФГОС в УМК системы развивающего обучения Занкова Л.В. обеспечивается единством структуры учебников по всем классам и предметам; единством сквозных линий типовых заданий; единством подходов к организации учебной и внеурочной деятельности.

Если говорить отдельно о внеурочной деятельности, то процесс формирования у младших школьников познавательных универсальных учебных действий во внеурочной работе предусмотрен системой заданий в рамках УМК. Именно для этих целей в учебниках по русскому языку представлены разнообразные варианты для организации внеклассной работы.

Характеристика результатов формирования УУД на разных этапах обучения русскому языку по УМК "Школа 2100" в начальной школе.

Класс

Познавательные УУД

1 класс

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.

2 класс

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.

2. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

3. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.

4. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план.

5. Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.

6. Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике.

7. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы

3 класс

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах.

4. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.

5. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

4 класс

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.

3. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников таких как различные предметные словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, электронные носители и сеть Интернет.

4. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

5. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей

6. Уметь составлять план прочитанного текста

Универсальные учебные действия в УМК "Школа 2100" рассматриваются как совокупность педагогических ориентиров в организации образовательного процесса в начальной школе.

Показателем успешности формирования УУД будет ориентация школьника на выполнение действий, выраженных в категориях: знаю/могу, хочу, делаю.

Особый интерес представляет учебно-методический комплект "Гармония". В рамках данного УМК курс русского языка, представленный в учебниках, нацелен на становление ребёнка как языковой личности, на помощь ему в осознании себя носителем русского языка, языка страны, где он живёт. Различными методическими средствами у школьника последовательно формируется эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, интерес к его изучению, желание умело им пользоваться и в целом ответственное отношение к своей речи. Тем самым через воспитание у ребёнка уважительного отношения к русскому языку и к себе как его носителю закладываются основы гражданской личности.

Формирование всего комплекса УУД происходит за счёт реализации принципа системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса. Так, приобретение знаний о языке и речи, основных языковых и речевых умений направляется коммуникативными, познавательными или учебными мотивами; большая часть разделов и тем курса содержит материал, позволяющий ставить с детьми учебную задачу, обеспечивать её принятие и активные действия по её решению. При этом осуществляются различные умственные операции со средствами языка: анализ, синтез, сравнение, классификация; делаются умозаключения, выводы, обобщения, которые представляются в словесной, схематичной, модельной форме. Все предметные умения формируются на основе осознания учениками сущности выполняемых действий и последовательности необходимых операций. У учащихся постоянно формируется умение контролировать свои действия – как после их выполнения, так и по ходу (используются различные виды памяток, задания на исправление ошибок, ведётся системная работа по обучению самопроверке написанного и т.д.). Одним из примеров формирования самоконтроля, в данном случае орфографического, является последовательно реализуемый в учебнике приём письма с "окошками" – пропуск самим учеником во время письма сомнительной для него буквы. Использование этого приёма направляется социальным мотивом: "На родном языке… писать с ошибками стыдно! "Окошко" лучше ошибки!".

Применение приёма одновременно обеспечивает:

  • совершенствование у младших школьников ряда предметных, орфографических, умений;
  • становление рефлексии, самоконтроля как личностного качества, при этом самого трудного его вида – по ходу осуществления действия;
  • постепенное появление у ребёнка сознательного, ответственного отношения к качеству своей речи;
  • психологическую разгрузку ученика, снятие у него страха перед ошибкой, так как буква может быть вписана в "окошко" после спокойного обдумывания поставленной задачи и её решения на этапе проверки;
  • формирование у школьника способности регулировать свои действия, выполняя на разных этапах различные умственные операции.
Характеристика результатов формирования познавательных УУД на разных этапах обучения по УМК "Гармония" в начальной школе

Класс

Познавательные УУД

1 Класс

1.Умение определять те навыки и знания, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное.

2 Класс

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.

2. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

3. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.

4. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план.

5. Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.

6. Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике.

7. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы

3 Класс

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах.

4. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.

5. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

4 Класс

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.

3. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.

4. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

5. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.

6. Составлять сложный план текста.

7. Уметь грамотно передавать содержание в сжатом или развёрнутом виде

Познавательные универсальные учебные действия в УМК "Гармония" рассматриваются как совокупность педагогических ориентиров в организации образовательного процесса в начальной школе.

Очень популярен в современных школах учебно-методический комплекс "РИТМ", название которое расшифровывается следующим образом: "Развитие, Индивидуальность, Творчество, Мышление". УМК "РИТМ" дает возможность учителю успешно организовать работу по формированию универсальных учебных умений у учащихся. УМК ориентирован на создание благоприятных условий для развертывания учебной деятельности ученика, развития его мыслительных операций. В процессе учения школьник получает знания не в готовом виде, а либо в ходе совместной деятельности (с другими учениками и учителем в качестве организатора ученического взаимодействия), либо самостоятельно. Авторы комплекта считают, что движущей силой учения является радость творчества, ощущения своих учебных достижений, приращения знаний и уверенности в себе.

Во все учебники данного комплекса включены задания на поиск информации, работу в паре, группе, на выполнение действия контроля и оценки своей работы и работы другого.

Благодаря изобилию заданий на коммуникативное взаимодействие, поиск информации, учителю, работающему по УМК "РИТМ" легко организовать работу в группе. При проведении такой работы происходит формирование всех видов УУД, в том числе и познавательных:

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
  • определение основной и второстепенной информации;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Кроме того, в рамках данного УМК заложен широкий потенциал я реализации различных форм внеурочной деятельности.

Литература

  1. Лапина Е.В. Формирование ценностного отношения младших школьников к самостоятельной учебной деятельности. Автореф. дис. канд. пед. наук. – Воронеж, 2008.
  2. Лаптинский В.В. Педагогические условия формирования системы ценностных отношений учащихся в воспитательном процессе. Дис. канд. пед. наук. – Ижевск, 2004
  3. Артемихина Е.А. Программа внеурочной деятельности "Окно в историю" / Артемихина Е. А., Федотова Н. Е. // Методист № 5.2013. С. 55-59.
  4. Байбородова Л.В. Внеурочная деятельность сельских школьников: как лучше её организовать //Народное образование № 1, 2013. С. 227 – 233
  5. Белова О.А. Некоторые психофизиологические особенности в развитии детей в начальной школе // Современные проблемы науки и образования № 5, 2006. С.23-26
  6. Бурзина С.А. Формы организации внеурочной деятельности по иностранному языку // Иностранные языки в школе № 7. 2013. С. 63-67.
  7. Внеурочные мероприятия в педагогической концепции "Формирование смысложизненных ориентаций учащихся" // Воспитание школьников: Теоретический и научно-методический журнал: 10 номеров в год. – 2012. – № 1. – С. 16-25
  8. Гальперин П. Я. Типы ориентировки и типы формирования действий и понятий // Доклады АПН РСФСР. 1958. № 2. С. 75-78.