Туризм и глобализация

Туризм и глобализация.

Статьи по теме
Искать по теме

Туризм на сегодняшний день является показателем развития цивилизации, методом познания окружающей действительности, способом повышения культурного уровня и восстановления здоровья людей.

Туристский бизнес предполагает сложную систему отношений между поставщиками и потребителями соответствующих услуг, между турфирмами и их конкурентами, а также между партнерами по бизнесу. Деятельность турфирмы на рынке включает: выбор рыночной ниши; разработку туристского продукта; определение объема оказываемых услуг; совершенствование ценообразований; расширение рекламной деятельности; научных исследований; привлечение инвестиций; взаимодействие с другими компаниями; взаимоотношения с государственными органами.

Туристская индустрия – это взаимоувязанная система предприятий, предоставляющих туристам все необходимые и достаточные туристские услуги, работы и товары, т. е. совокупность средств размещения, транспортных средств, пунктов питания, объектов развлекательного, познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков. Бурное развитие массового туризма в мире вызвало активное развитие и других отраслей мирового и национальных хозяйств, науки и культуры, системы образования.

Туризм сегодня не только крупнейшая, но и наиболее быстро развивающаяся отрасль мирового хозяйства, темпы роста которой почти в два раза превосходят темпы роста прочих отраслей экономики.

Международный туризм входит в число трех крупнейших экспортных отраслей, уступая нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению. По другим источникам туризм является самой рентабельной сферой мирового хозяйства.

Международное потребление туристского продукта можно считать невидимым экспортом из принимающей страны, тогда как внутренний туризм может быть рассмотрен как экспорт между регионами страны и даже как заменитель импорта в национальную экономику.

1. Основные аспекты глобализации мировой экономики

Глобализация (от английского global – мировой, всеобщий) представляет собой такое сложное, противоречивое, многофакторное, если можно так выразиться, многослойное явление, касающееся самых разнообразных сторон экономической и общественной жизни человечества, что зачастую сторонники разных политических взглядов, научных направлений и школ вкладывают в него совершенно различный смысл.

Между тем, всю совокупность многочисленных суждений и взглядов на процессы глобализации можно условно подразделить на два больших направления. Сторонники первого из них стараются выразить суть глобализации через описание и последующее исследование объективных процессов, прежде всего в экономической области, реально происходящих в современном мире и радикально меняющих весь повседневный образ жизни современного человечества. В соответствии с этим представители данного направления (а к нему можно отнести приверженцев самых различных научных школ, сторонников разных политических взглядов и течений современной мысли) склонны трактовать и действия любого национального государства по поиску и выработке наиболее эффективного ответа на объективные вызовы глобализации.

Сторонники второго направления – экономисты, политологи, наконец, просто политики, при всех нюансах и особенностях в их позициях, едины в том, что пытаются на основе собственного субъективного толкования сути процессов глобализации вывести некую новую идеологию доминирования (одной страны, узкой группы стран, приверженцев одного образа жизни) в мировом масштабе. Естественно, что в этом случае национальным государствам "предлагается" совершенно иное поведение, иной алгоритм ответа в контексте развития такого явления, как глобализация.

Процессы экономической интеграции идут как на двусторонней, так и на региональной или на глобальной основе. В качестве характерной особенности интеграционных объединений в настоящее время можно назвать их развитие на региональном уровне: создаются целостные региональные хозяйственные комплексы с общими наднациональными и межгосударственными органами управления.

Процесс интеграции представляет собой довольно длительный путь, на своей высшей стадии завершающийся созданием полноценного единого экономического или общехозяйственного пространства с очень высокой степенью как экономического взаимодействия на всех уровнях, так и взаимодействия политического. Исторически и организационно этой стадии предшествуют несколько этапов, или промежуточных стадий, которые в определенной последовательно ста проходят государства, вступающие в процесс интеграционного взаимодействия.

Зона свободной торговли – это самый первый этап, или стадия интеграционного сотрудничества, на которой страны-участницы упраздняют взаимные торговые барьеры, но при этом сохраняют полную свободу действий в своих экономических связях с третьими странами: упраздняют или, напротив, вводят новые пошлины либо иные ограничения, заключают любые торгово-экономические договоры и соглашения. По этой причине между странами – участницами зоны свободной торговли сохраняются таможенные границы и посты, контролирующие происхождение товаров, пересекающих их государственные границы, и как бы "отсекающие" от льготного провоза ту часть товарной массы, которая завезена из третьих стран.

Таможенным союзом называется следующая после зоны свободной торговли стадия интеграционного сотрудничества, на которой государства, образующие этот союз, идут дальше, договариваясь не только об устранении взаимных торговых барьеров, но и об учреждении единой системы внешних торговых барьеров и общих таможенных пошлин по отношению ко всем третьим странам.

Общий рынок является следующей стадией интеграционного взаимодействия и характеризуется тем, что участвующие в нем государства договариваются о свободном перемещении через национальные границы уже не только товаров, но и всех других факторов производства (услуг, капиталов и рабочей силы), тем самым завершая формирование общего рыночного пространства.

Высшая стадия интеграционного сотрудничества (иногда ассоциируется с полным экономическим союзом) предполагает, что государства, в него вступающие, договариваются не только о взаимной отмене пошлин или организации взаимных платежей, но и о проведении совместной торговой, а вслед за ней и общей экономической политики по отношению к третьим странам, а также уже и об известной унификации всей своей государственной экономической политики. Кроме того, происходит постепенное формирование единого (целостного) социального пространства.

Таким образом, процесс глобализации мировой экономики является сложным, но необходимым условием современной жизни.

2. Роль и место международного туризма в системе экономических отношений

Существует несколько видов международного туризма, из которых целесообразно выделить следующие: отдых, экскурсии, туры за автомобилями, бизнес-туры, шоппинг, горные лыжи, круизы с обучением.

Значение туризма в мире постоянно возрастает, что связано с усилением его влияния на экономику многих стран. В экономике отдельной страны международный туризм выполняет ряд важных функций:

1. служит источником валютных поступлений и средством обеспечения занятости;

2. расширяет вклады в платежный баланс и ВНП;

3. способствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие сферу туризма;

4. способствует росту занятости в сфере туризма, что, в свою очередь, ведет к повышению уровня благосостояния нации.

Развитие международного туризма благотворно воздействует на экономическую инфраструктуру страны и международные отношения. Таким образом, его следует рассматривать, сообразуясь с экономическими отношениями отдельных стран.

Всемирная туристическая организация в своей классификации выделяет страны, являющиеся преимущественно поставщиками туристов (США, Бельгия, Дания, Германия, Голландия, Новая Зеландия, Швеция, Канада, Англия), и страны, в основном принимающие туристов (Австралия, Греция, Кипр, Италия, Испания, Мексика, Турция, Португалия, Франция, Швейцария).

Во многих странах туризм превратился в туристическую индустрию, где занята значительная часть населения. Основу ее образуют фирмы по организации поездок и продаже путевок и туров, предоставляющие услуги по размещению и питанию туристов (гостиницы, кемпинги и др.), их передвижению по стране, а также органы управления, информации, рекламы, по исследованию туризма и подготовке для него кадров, предприятия по производству и продаже товаров туристического спроса. На эту индустрию работают и другие отрасли, для которых обслуживание туристов не является основным видом деятельности.

Преимущества, получаемые от развития туризма, носят главным образом экономический характер, поэтому его следует рассматривать как важнейшую форму международных экономических отношений. Для страны в целом он может стать важным источником валютных поступлений и оказывать заметное влияние на распределение доходов между различными районами, обеспечивая необходимые "денежные вливания" в менее развитые районы. Туризм влияет также и на повышение уровня занятости: число рабочих мест, создаваемых этой индустрией, зависит от количества туристов и продолжительности сезона. Зачастую он способствует сохранению исторического наследия и выполняет множество других полезных функций социального, культурного, политического плана.

Развитие туризма явилось во многом результатом научно-технического прогресса в мире, который привел к углублению международных связей, существенному ускорению и удешевлению транспортных перевозок, повышению комфортности проживания в рекреационных зонах. Рост познавательных и оздоровительных потребностей, необходимость в международных деловых контактах способствовали повышению подвижности людей.

Как источник валютных средств сфера туризма привлекательна для иностранных инвестиций, особенно при их льготном налогообложении. Деньги, вложенные в туризм, оборачиваются быстрее, чем в других отраслях (например, в промышленности), что приводит к эффекту мультипликации, т.е. подталкивания к развитию других отраслей хозяйства, особенно связанных с туризмом.

Туризм можно рассматривать как важнейший фактор, определяющий формирование рынка труда. По числу занятых туризм – крупнейшая отрасль мирового хозяйства, которая отличается высокой трудоемкостью, но точный подсчет числа занятых затруднен ее спецификой – многочисленностью затрагиваемых подотраслей, сезонным или частичным характером использования рабочей силы. Туризм оказывает непосредственное влияние на занятость в смежных отраслях, например в производящих оборудование, предметы для отдыха и спорта, энергию, продовольствие, в строительстве и т.д.

В соответствии с классификацией ВТО выделяют внутренний и международный туризм, причем внутренний туризм по степени охвата доминирует над международным. На долю внутреннего туризма приходится 75–80% общего числа туристов в мире, соответственно и по финансовым результатам во многих странах он значительно превосходит иностранный. Его развитие вносит существенный вклад в экономическое благосостояние и занятость на национальном, региональном и местном уровнях, способствует быстрому развитию регионов, располагающих рекреационными ресурсами, и позволяет им интегрироваться в международную индустрию туризма. Однако международному туризму уделяется гораздо большее внимание из-за его вклада в платежный баланс и валютные поступления страны.

Основным показателем уровня развития рекреационно-туристической сферы как сектора экономики, а также вклада туризма в экономическое развитие является доля этой сферы в валовом внутреннем продукте страны и в общем объеме продаж товаров и услуг за определенный период времени. Высокие темпы роста поступлений от туризма служат показателем его экономического потенциала и отражают характер более общего процесса, связанного с вытеснением производства с его доминирующих позиций и сдвигом в сторону экономики, ориентированной на предоставление услуг.

Анализ экономического значения туризма для различных стран основывается на рассмотрении баланса расходов и поступлений от международного туризма. В данном случае под расходами туристов понимаются потребительские затраты граждан на товары и услуги, совершенные во время поездок за границу, за вычетом расходов на международный транспорт. Уровень поступлений от зарубежных туристов в каждой стране зависит от нескольких факторов: специализации, объема, ассортимента и качества предлагаемых туристических и сопутствующих услуг, продолжительности поездки, уровня цен. Самые высокие поступления от одного туриста характерны для самых развитых стран мира. К сожалению, Россия в их число не входит. Таким образом, прослеживается закономерность: развитие туристического сектора и его эффективность зависят от экономического развития страны в целом, технологического обеспечения национальной экономики и качественного уровня рекреационно-туристических услуг.

Что касается России, то в последние годы растут объемы рекреационно-туристических и экскурсионных услуг, увеличиваются доходы от въездного туризма, вводятся новые, отвечающие современным требованиям, объекты размещения. Во многом этому способствовали первые шаги по созданию цивилизованной системы государственного регулирования в сфере туризма, в частности принятие федеральной программы "Развитие туризма в РФ", Федерального закона "Об основах туристской деятельности в РФ", региональных программ и законов о туризме, введение системы лицензирования и другие меры.

3. Перспективы развития туризма в ракурсе глобализации мировой экономики

Перспективы развития туризма в 21-ом веке определяются несколькими аспектами: технологическим, экологическим, образовательным. Каждый из этих аспектов становится ключевым именно в ракурсе глобализации мировой экономики.

В данном случае, глобализация мировой экономики – это один из основных трендов в индустрии международного туризма. Он непременно сопровождается концентрацией доли рынка и влияния в руках крупнейших компаний. Эти компании, помимо экономии в больших масштабах, применения современных маркетинговых схем и доступа на международный рынок труда, также выигрывают от активного применения новейших технологий. Как технологический, так и экологический, и образовательный (подготовка кадров) аспекты завязаны на распространении и внедрении этих новейших технологий.

Также в ракурсе глобализации мировой экономики и её влияния на развитие международного туризма необходимо рассмотреть инвестиционную (финансовую) составляющую этого процесса.

Туризм можно рассматривать как отрасль хозяйства, активно привлекающую инвестиции. Формы инвестиционной активности могут быть самые разнообразные. Многообразные формы инвестиций существуют в гостиничном комплексе: франчайзинг, лизинг, синдицирование, управление по контракту. Но появляются и новые формы капиталовложений в туристическую инфраструктуру. К новым видам гостиничного бизнеса, например, относятся так называемые вторичные резиденции, полностью принадлежащие туристам, но не являющиеся их постоянным местом проживания, а также вторичные резиденции с общими удобствами, т.е. квартиры в блоках, кото рые обслуживаются управленческими компаниями и имеют прачечную, спортивно-оздоровительные и развлекательные комплексы. Такой вид инвестиций в недвижимость предлагается в США, Франции и Испании, в основном на горных курортах и на побережье.

Такая форма инвестиций очевидно перспективна и для России, где в силу специфики экономической ситуации одной из наиболее популярных форм вложений свободных средств является покупка недвижимости. При этом состоятельные люди могут сочетать отдых с выгодным вложением капитала, так как известно, что недвижимость "всегда в цене". Более того, администрация многих районов приветствует вложения в туристическую инфраструктуру. И возникает вопрос: "Почему бы не обзавестись домом на Кубанской ривь-ере или на Черноморском побережье Кавказа?"

Турист, приехавший в ту или иную страну или местность, совершает определенные денежные траты, заказывая экскурсии, бронируя места в гостиницах, покупая сувениры или вещи, и т.д.

Поэтому общеизвестно, что туристическая деятельность оказывает мультипликативный эффект, стимулируя и создавая дополнительные рабочие места в других отраслях экономики, которые в той или иной степени связаны с развитием туризма.

В ракурсе глобализации мировой экономики и её влияния на развитие международного туризма необходимо рассмотреть инфраструктурную (транспортную) составляющую этого процесса.

В настоящий момент быстрыми темпами развивается круизный бизнес. Известно, что в течение ближайших 5 лет вследствие расширения рынка круизов планируется строительство 50 новых круизных лайнеров. Предполагается также строительство прозрачных туристических подводных лодок, предоставляющих обзор объектов подводного мира. Все это будет стимулировать развитие центров судостроения. Использование именно водных видов транспорта обусловлено его относительной дешевизной и безопасностью. Кроме того, данный вид туризма обладает куда более значительной зрелищностью по сравнению с железнодорожными переездами и авиаперелётами.

Кроме того, в ракурсе глобализации мировой экономики и её влияния на развитие туризма необходимо рассмотреть торговую составляющую этого процесса.

Обмен туристскими услугами, так же как и обмен товарами, оказывает значительное влияние на экспорт и импорт многих стран. Хорошо известно, что, находясь в стране пребывания, турист служит для принимающей страны своеобразным экспортом, поскольку пользуется всеми видами услуг: от питания и до медицинской помощи. Благодаря международному туризму возникает своеобразный активный генератор международных торговых потоков товаров и услуг в других сферах экономики. Для удовлетворения запросов иностранных гостей принимающая страна с помощью товаров и услуг хорошо развитой туристической инфраструктуры также может стимулировать импорт различных строительных материалов, сырья, технологий.

Говоря о мировом туризме, о его развитии, следует отметить небывало высокий уровень развития организационно-технической стороны, что способствовало возникновению так называемого мирового стандарта (технический аспект). Компьютерные информационные системы, возросшая конкуренция на рынке туристских услуг, влекущая за собой рост требований и поднятие стандартов, современная техника и технологии – все это, несомненно, оказало благотворное влияние и на международный туризм.

Итак, рынок туризма в условиях глобализации мировой экономики развивался под влиянием следующих факторов:

1. экономический рост и социальный прогресс, которые привели к расширению объема деловых поездок и поездок с познавательными целями;

2. совершенствование всех видов транспорта, что удешевило поездки;

3. увеличение числа наемных рабочих и служащих в развитых странах и повышение их материального и культурного

4. уровня;

5. интенсификация труда и получение трудящимися более продолжительных отпусков;

6. развитие межгосударственных связей и культурных обменов между странами, что привело к расширению межличностных связей между регионами и внутри них;

7. развитие сферы услуг, стимулировавшее рост перевозок и технологический прогресс в области телекоммуникаций.

Международный туризм стал частью международного обмена услугами. С развитием межгосударственных контактов сфера услуг вышла за рамки отдельных стран и превратилась в одну из важнейших сторон внешнеэкономических связей, финансовые результаты которой оказывают все большее влияние на итоги платежных балансов отдельных стран. Около 0,5 млрд человек ежегодно посещают зарубежные страны в туристических целях. Вопросами международного туризма занимаются в той или иной мере около 70 международных организаций, в том числе Всемирная туристическая организация (ВТО) – специализированный орган ООН.

Литература

1. Боголюбов В.С., Орловская В.П. Экономика туризма / В.С. Боголюбов, В.П. Орловская. – М.: Академия, 2005г.

2. Воскресенский В.Ю. Международный туризм. Учебное пособие / В.Ю.Воскресенский. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007г.

3. Зверев Ю.М. Мировая экономика и международные экономические отношения. Учебное пособие / Ю.М.Зверев. – Калининград: Калинингр. ун-т., 2000г.

4. Квартальнов В.А. Туризм / В.А.Квартальнов. – М.: Финансы и статистика, 2002г.

5. Макаренко С.Н., Саак А.Э. История туризма / А.Э.Саак, С.Н.Макаренко. – Таганрог: Издательство ТРТУ, 2003г.

6. Папирян Г.А. Международные экономические отношения. Экономика туризма / Г.А. Папирян. – М.: Финансы и статистика, 2001г.

7. Черковец О.В. Глобализация: экономические реалии и политические мифы: Монография / О.В. Черковец. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006г.

8. Эриашвили Н.Д., Ховард К., Цыпкин Ю.А., Соловьёв Б.А., Федосеев В.В.,, Алексеев С.В. Маркетинг. Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005г.