Туристический потенциал Уфы

Уфа – город в Российской Федерации, столица Республики Башкортостан. Крупный промышленный, транспортный, научный и культурный центр России.

Статьи по теме
Искать по теме

Географическое положение Уфы

Уфа

Современная Уфа находится на пятьдесят пятом градусе северной широты. Чуть более ста километров отделяют город от уральских хребтов. На карте России Уфа окружена такими крупными индустриальными городами, как Челябинск, Оренбург, Екатеринбург, Казань, Самара. Уфа занимает площадь 76519 га, протяженность границы города составляет 232 км, протяженность города с севера на юг – 45 км, с запада на восток – около 30 км.

Город состоит из нескольких обособленных массивов, разбит на семь административных районов (Демский, Калининский, Кировский, Ленинский, Октябрьский, Орджоникидзевский и Советский), занимает возвышенное плато, с трех сторон окаймленное реками Белой, Уфой и Демой (см. Ландшафты городские).

Ширина реки Белой в районе г. Уфы – 400 м, средняя глубина – от 1,5 до 5 м, средняя продолжительность ледостава – 168 дней, толщина льда – 60 см, уровень воды в период половодья поднимается на 6–9 м. От Уфы вниз по течению навигация длится около 190 дней. Ширина реки Уфы, омывающей город с востока, – 300 м, средняя глубина – 2–2,5 м.

Население Уфы

Численность населения Уфы по предварительным результатам Всероссийской переписи населения составляет 1 071 600 человек. По данным на 1 января 2009 года на долю города Уфы приходится 25,4 % всех жителей республики и 42,2 % городского населения. Численность женщин (54,5 %) преобладает над численностью мужчин (45,5 %), на 1 000 женщин приходится 835 мужчин. На долю лиц моложе трудоспособного возраста приходится 15,4 %, трудоспособного возраста – 65,2 %, старше трудоспособного возраста – 19,4 %. Численность населения Уфимской агломерации (гг. Уфа, Благовещенск, районы – Уфимский, Благовещенский, Чишминский, Иглинский, Кармаскалинский, Кушнаренковский) составляет 1300 000 человек. Сельское население вокруг Уфы отличается очень высокой плотностью.

По национальному составу преобладают русские (50,51 %),татары (28,05 %) и башкиры (14,76 %). Кроме того, многочисленными (более 1000 человек) являются украинцы (17772 чел.), чуваши (10586 чел.), марийцы (9616 чел.), белорусы (5556 чел), мордва (3975 чел.), армяне (2822 чел.), немцы (2213 чел.), евреи (2082 чел.), азербайджанцы (2075 чел).

Динамика численности населения г.Уфа

Года

Численность населения (человек)

в том числе

Башкиры

Русские

Татары

1970

770 900

54 368

475 480

183 326

1979

976 858

92 678

568 504

240 881

1989

1 079 765

122 026

585 337

291 190

2002

1 049 479

254 928

530 136

194 399

2007

1 030 001

2008

1 028 700

2009

1 032 051

2010

1 071 600

172 794

494 723

286 409

2011

1 074 900

Основными религиозными конфессиями в городе являются православное христианство и ислам. Религия коренного населения Республики Башкортостан – ислам. Преобладающая религия русскоязычного населения – православие.

Транспорт в Уфе

Уфа – крупный межрегиональный транспортный узел России (железнодорожные, трубопроводные, автомобильные магистрали, воздушные и речные пути). Судоходная река Белая со своим притоком Уфой пересекается здесь с исторической веткой Транссибирской магистрали.

Автомобильные дороги соединяют город с Москвой, Челябинском, Казанью, Самарой, Ижевском, Ульяновском, и Оренбургом. Кроме того, Уфа – единственный город, соединённый с Москвой сразу двумя федеральными автомагистралями. По южной окраине города проходит автомагистраль М5 "Урал", а федеральная автодорога М7 "Волга" заканчивается здесь.

Связь с районами Республики Башкортостан и ближайшими соседями поддерживается автобусным сообщением. Междугородние рейсовые автобусы отправляются с Южного и Северного автовокзалов.

Проект железной дороги Самара – Уфа – Златоуст – Челябинск – Екатеринбург утвержден в 1885 году. Железнодорожный мост через Белую построен в 1888 году. Железнодорожные магистрали, проходящие через Уфу, обеспечивают связь западных и центральных районов России с Уралом и Сибирью.

Уфа является центром Башкирского отделения Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО "Российские железные дороги". В городе расположено 9 железнодорожных станций, самой крупной грузовой станцией из которых является станция Дема (также есть грузовая станция Бензин), а пассажирской – станция Уфа, при которой работает вокзал. В ноябре 2008 года была открыта после реконструкции первая очередь вокзального комплекса. Между Уфой и Москвой курсирует фирменный пассажирский поезд "Башкортостан".

Регулярные авиалинии действуют в городе с 1938 года. Из Международного аэропорта "Уфа" выполняются регулярные внутренние рейсы в 27 городов России, а также регулярные и чартерные международные рейсы в города Хургада, Шарм-эль-Шейх, Анталья, Барселона, Даламан, Стамбул, Ташкент, Худжанд, Бангкок, Душанбе, Ереван, Римини, Тель Авив, Ларнака, Гоа, Дубаи.

Судоходство по реке Белой официально существует около ста пятидесяти лет. Увидеть самые лучшие виды города и в максимально короткий срок, безусловно, позволяют речные прогулки. Речной транспорт Республики Башкортостан, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров судами по внутренним водным путям, как по естественным, так и по искусственным. Одно из крупнейших предприятий речной отрасли в г. Уфа – Башкирское речное пароходство.

В качестве городского транспорта работают трамваи, троллейбусы, автобусы, маршрутные такси, такси. Строительство метрополитена отменено, вместо него Генпланом предусмотрена до 2025 года организация движения скоростного трамвая. В городе действует 38 городских автобусных маршрутов и более 50 пригородных. Количество пассажирских троллейбусов – 228 единиц, количество маршрутов – 20, длина троллейбусных путей – 161 км. В 2011 году в городе действует 12 маршрутов и 2 трамвайных депо. Эксплуатируются около 140 трамвайных вагонов. Эксплуатацию осуществляет МУП МУЭТ г. Уфы ("Управление электротранспорта Уфы").

Природный ландшафт Уфы

Уфа расположена на берегу реки Белой, при впадении в нее рек Уфа и Дема, в Башкирском Предуралье, в пределах Прибельской увалисто-волнистой равнины, в 100 км к 3ападу от передовых хребтов Башкирского (Южного) Урала, вытянута с юго-запада. на северо-восток на 50 км. В геологическом отношении складчато-кристаллический фундамент территории. перекрыт мощной толщей осадочных пород: песчаников, глин, мергелей, известняков, доломитов, а также легкорастворимых гипсов и ангидритов пермского периода. Уфа находится в северной-лесостепной подзоне умеренного пояса. Площадь города составляет 765 км2. Это один из крупнейших городов Уральского региона Российской Федерации. Абсолютная отметка над уровнем моря – 212 метров

Климат

Современная Уфа находится на пятьдесят пятом градусе северной широты. Климат здесь, как и во всем Приуралье, континентальный, но несколько мягче, чем в Екатеринбурге или Перми. Зима обычно снежная и холодная (средняя январская температура:–15°С), лето жаркое (до +26°С в июле). Среднее количество осадков – 418 мм., при этом в левобережной части (Кооперативная поляна, Затон) оно составляет до 349 мм., а в правобережной достигает 550–600 мм в год.

Растительность и животный мир

Роскошная природа Уфы и ее окрестностей обусловлена расположением в лесостепной зоне и близостью крупных рек. Уфа расположена на берегу реки Белой при впадении из нее рек Уфы и Демы.

Животный мир Уфы и окрестностей представлен видами, характерными для лесостепи. Естественный мир, превращаясь в культурный городской, утрачивает формы, свойственные глухим лесам и большим степным участкам, в то же время, увеличивается численность животных, обитающих в непосредственной близости от человека, приспосабливающихся к городской среде.

Выгодное географическое положение Уфы в окружении рек, пойменных лугов и лесов, обилие зеленых насаждений в жилых кварталах благоприятно сказываются на разнообразии фауны. В городских садах и парках живет соловей, синица, скворец, иволга, зяблик, трясогузка, горихвостка, овсянка, сойка, варакушка, пеструшка. В лесопарковой зоне много дроздов-рябинников, дятлов, кукушек, сорок, галок. На опушках парков, в садах нередок сорокопут; в парке культуры и отдыха им. М. Гафури встречается серая сова; на пустырях в окрестностях города, в некоторых жилых кварталах гнездится каменка; в пойме р. Уфы – полевой жаворонок.

На обрывистых берегах Белой, Демы и Уфы много нор береговых ласточек, которые роем кружатся над водой. На лугах за реками Белой и Уфой поют дубровники и луговой чекан. В старице Демы, на озерах Архимандритском, Мельничном, Брызгаловом, Лопуховом, Тубе, Кустаревском, Березовом и в Затонской старице можно встретить крякву, чирков, куликов и речную чайку, черную и речную крачек. Над реками и пойменными лугами летают коршуны, чеглоки и перепелятники.

В зимнее время на свалках и помойках можно встретить ворона, весной и осенью на реках и озерах много пролетных гусей, уток, куликов. С октября по апрель пригородные сады посещают свиристели и чечетки. Раньше в городе видели полярную сову, из южных степей иногда залетает черный. Иногда можно встретить клестов, черного дрозда и рябинника. Всюду в городе селятся воробьи и голуби, в скворечниках и дуплах деревьев – скворцы, а на высоких каменных зданиях – городская ласточка и стриж.

На восточной окраине г. Уфы находится курортная местность Зеленая роща. Большие лесопарковые массивы, пресноводные бассейны благоприятно влияют на психо-физиологическое состояние человека.

заболевания системы кровообращения (врожденные пороки сердца, ревматизм в неактивной форме), болезни уха, горла, носа.

Водные ресурсы

Территория Башкортостана покрыта разветвленной сетью более чем 600 рек. Главные среди них – Агидель-Белая (1430 км) и Каридель-Уфа (918 км). Имеется около 800 озер, значительное количество прудов и водохранилищ. Самыми большими являются озеро Аслыкуль (22 кв. км) и Павловское водохранилище (118 кв. км).

Особо охраняемые природные территории и культурные ланшафты

Сегодня уфимцы любят гулять у озера с лебедями в саду Аксакова. И почти никто не знает, что при Аксакове этого красивого водоёма и не было вовсе. Вместо озера и ровного участка между Фрунзе и Пушкина был овраг с безымянной речкой. В доме, стоявшем у самых истоков этой речки, 20 сентября 1791 года родился наш великий земляк Сергей Тимофеевич Аксаков.

Очень интересен туристам и жителям города Ушаковский парк. В годы революции и гражданской войны в парке были произведены захоронения погибших. Сейчас на этом месте устроен мемориал, на котором, впрочем, указаны лишь фамилии Ш. Худайбердина и А. Чеверёва. В 1934 году здесь же был похоронен Народный поэт Башкирии Мажит Гафури.

Сад на Случаевсукой горе за свою более чем вековую историю сменил множество названий. Был он и садом Попечительства о трезвости, и имени губернатора Николая Богдановича, и Егора Сазонова. Сорок лет носил имя Салавата, потом почему-то стал имени Н.К. Крупской. С весны 2004 года вновь носит имя Салавата.

Сад Попечительства о народной трезвости стал местом отдыха горожан в окрестности Солдатского озера еще в конце XIX – начале ХХ века. Во всяком случае, в Отчете о деятельности Уфимского попечительства о народной трезвости за 1902 год прямо сказано, что народные гуляния "устраивались на открытом воздухе за Ивановским кладбищем близ Северной слободы". Попечительство о народной трезвости своей целью ставило предотвращение пьянства среди населения. Члены попечительства следили за правилами торговли крепкими спиртными напитками, читали лекции о вреде пьянства, ставили спектакли, организовывали работу чайных и библиотек. Например, в народном доме Попечительства в Северной слободе была читальня, библиотека и постоянная сцена.

Сквер им. В.И. Ленина – это небольшой парк, расположенный в центре Уфы за Башкирским государственным театром оперы и балета. В сквере установлено много лавочек, на которых можно отдохнуть в тени высоких деревьев.

Сквер Сталина, ныне Загира Исмагилова. Когда принималось решение о возведении памятника Сталину в Уфе возле театра оперы и балета, имелось в виду, что здания, отделяющие его от сквера Ленина, с течением времени будут снесены. Образуется огромная площадь, а связанный с "проклятым прошлым" деловой центр комплекса Верхнеторговой площади да и сам базар исчезнут. Типовую гипсовую скульптуру по модели С.Д. Меркурова установили, а здания не тронули – учреждения некуда было выселять.

Советской площади,как ни странно,в советское время еще не было, даже пятьдесят лет назад. Первая елка была установлена на Советской площади только в 1955 году. Жители Уфы ходят гулять на Советскую площадь. Здесь зимой теперь теперь всегда ставят елку, строят очень хороший детский городок, в который с большим удовольствием приходят играть дети. Кроме того, на площади проводятся самые разные мероприятия, которые значимы для молодежи и других жителей города.

Зелёная Роща – это историческое название юго-восточной части города Уфы. Название получила по одноимённому санаторию, находящемуся в этой местности. В народе Зелёную Рощу называют "Зелёнка".

В Уфе много различных санаториев. Наиболее интересный на мой взгляд это санаторий 2Зеленая Роща". На территории санатория "Зеленая роща" источники минеральной воды "Нурлы" и сероводородные. Лечат заболевания органов пищеварения, кровообращения, дыхания, нервной, костно-мышечной систем.

В 200 киломерах от Уфы находится Южно-Уральский государственный природный заповедник, который образован 1 июня 1979 года с целью сохранения уникальных природных комплексов Южного Урала – горно-таежных елово-пихтовых лесов, высокогорных растительных сообществ и болот.

Вся деятельность заповедника в соответствии с Положением о заповеднике, утвержденным МПР РФ, осуществляется по трем основным направлениям: охрана природного комплекса, инвентаризация природного фонда и научные исследования по программе экологического мониторинга; эколого-просветительская деятельность.

Государственный природный заповедник "Шульган-Таш" – удивительный по своей красоте уголок дикой природы. Эти чудесные места можно увидеть своими глазами, посетив музейно-экскурсионный комплекс заповедника. Государственный природный заповедник "Шульган-Таш" включен в предварительный список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Культурно-исторические туристские ресурсы города и его окрестностей

Уфа интересна многими историческими и археологическими памятниками. На юго-западной окраине города расположены древний курган и селище, на правом берегу реки Дема находится городище, известное под названием "Висячий камень". До середины XVI в. на месте так называемой Старой Уфы существовало древнее ногайское укрепленное поселение Туратау (известное в русских источниках как Чертово городище). В 1574 г. здесь, при слиянии рек Белая и Уфа, была основана русская крепость Уфа, которая уже в 1586 г. получила статус города. В XVII в. Уфа развивается как торговый центр на путях из Центральной России в Сибирь. В 1728-1744 годах Уфа – центр провинции, воевода которой подчинялся непосредственно Сенату, затем город вошел в состав Оренбургской губернии. В 1773-1774 годах Уфа выдержала четырехмесячную осаду пугачевцев под командованием И. Н. Зарубина. В 1788 году в Уфе создано Духовное управления мусульманами всей России (кроме Таврической губернии) во главе с муфтием. С 1865 г. Уфа – центр Уфимской губернии. К концу XIX в. город стал крупным транспортным центром, было установлено постоянное пароходное сообщение по рекам Уфа и Белая, в 1890 г. через город прошла Самаро-Златоустовская железная дорога. В это же время в Уфе развивается промышленность, в первую очередь, машиностроение, металлургия, переработка сельскохозяйственной продукции. В период Великой Отечественной войны в Уфу были эвакуированы некоторые предприятия Центральной России.

Архитектура Уфы характеризуется сочетанием разных стилей и традиций, сохранилось немалое число интересных памятников старины. Город располагается на возвышенном мысу, называющемся Уфимским полуостровом. Именно здесь была заложена Уфимская крепость или кремль, который просуществовал до начала XIX в. Первоначально Уфа застраивалась в радиальном порядке – улицы расходились от кремля, но после принятия регулярного плана 1803 г. получила распространение прямоугольная застройка, сориентированная по главным площадям города – Базарной (на ней сохранился Гостиный двор первой трети XIX в.) и Соборной.

Памятником храмовой архитектуры Уфы является Смоленский собор, в ансамбль которого входит Троицкая церковь (конец XVI в.), "теплая церковь" или трапезная (1824) и колокольня (1779). Сохранились также храмы, относящиеся к эпохе классицизма, среди которых Покровская церковь (1823) на правом берегу Сутолки, Спасская церковь (1824), кафедральный собор (1841). Памятником исламской архитектуры является расположенная в южной части Уфимского полуострова у реки Белая мечеть (1830 г.).

К памятникам гражданской архитектуры первой половины XIX века, большинство из которых выполнено в стиле классицизма, относятся Архиерейский дом над обрывом реки Белая с садом и террасой, расположенное у центрального парка трехэтажное здание семинарии с фронтоном (ныне сельскохозяйственный институт), здание мужской гимназии с боковыми флигелями (в настоящее время медицинский институт), губернаторский дом и здание дворянского собрания (ныне Публичная библиотека). К концу XIX – началу XX века относятся архитектурные памятники в стиле модерн: особняки Поносовой-Модло (ныне Институт истории, языка и литературы), Кастерина (ныне Министерство сельского хозяйства), Лаптева (ныне Художественный музей), здания губернской земской управы, Городской думы, Крестьянского банка.

Мемориальные (памятные) места г. Уфа

Мемориальный Дом-музей С.Т. Аксакова (филиал Национального музея РБ), представляющий собой образец деревянной архитектуры конца XVIII века, располагается в живописном месте старого города на берегу р. Белой. Дом построен из уральской лиственницы, до настоящего времени сохранилось анфиладное построение комнат. Здесь с 1795 по 1797 проживала семья писателя. Как "родовое гнездо" уфимский дом Аксаковых известен европейскому читателю по книге С.Т. Аксакова "Детские годы Багрова-внука" в переводе Джеймса Даффа 1916г.

Экспозиция мемориальной части Аксаковского музея, воссоздающая интерьер второй половины XVIII века, знакомит с историей Уфы и Уфимского наместничества, а также с "семейной хроникой" Зубовых-Аксаковых, показывая, как городское окружение, семья и быт формировали духовный мир писателя.

Музейный фонд насчитывает 1583 предмета хранения. За эти годы Мемориальный Дом-музей Сергея Тимофеевича Аксакова стал известным общественно-культурным центром не только в Уфе и Башкирии, но и далеко за пределами России, прежде всего как центр Международного Аксаковского праздника. Ежегодно музей организует Аксаковские дни, научные чтения, выставки, литературно-музыкальные вечера, камерные концерты старинной и классической музыки, праздники масленицы и рождества.

Дом-музей М.Гафури – мемориальный филиал Национального музея РБ в Уфе. Он открыт в январе 1948 г. в доме, который был подарен М.Гафури правительством республики в связи с присвоением ему в 1923 году звания Народного поэта Башкирии. Здание музея – памятник архитектуры XIX века. В нем 6 залов. В трех из них (гостиной, спальне, рабочем кабинете) восстановлена обстановка квартиры поэта и его семьи.В остальных трех залах размещена документальная экспозиция, рассказывающая о жизни и творчестве поэта. В фонде 1400 экспонатов.

Скульптурные памятники в Уфе

В Уфе родился писатель С. Т. Аксаков, которому в 1959 г. был установлен памятник работы скульптора Т. П. Нечаева. Народный дом С. Т. Аксакова, возведенный в 1908-1920 годах по проекту архитектора П. П. Рудаковского, ныне занят Театром оперы и балета им. М. Гафури.

С Уфой тесно связана жизнь национального героя Башкирии Салавата Юлаева, памятник которому работы скульптора С. Д. Тавасиева установлен в 1967 г. О жизни и творчестве башкирского поэта Мажита Гафури рассказывает его дом-музей. Уфа – родина скрипача и дирижера В. Т. Спивакова, писателя С. Д. Довлатова. В Уфе действуют несколько музеев, среди которых выделяется основанный еще в 1864 году Башкирский краеведческий музей. Заслуживает внимания Художественный музей имени М. В. Нестерова, созданный в 1919 г. на основе коллекции художника.

Гранитный монумент Дружбы расположен в романтичном месте на возвышенности у реки Белой. Его установили тут в 1965 году на празднование 400-летия со дня присоединения (надо сказать добровольного) Башкирии к России. Отсюда открываются впечатляющие виды на историческую часть Уфы. Кстати, именно на этом холме находился деревянный уфимский кремль, положивший начало городу.

Бронзовые изящные фигуры танцующих аистов перед зданием Городского дворца культуры многим уфимцам знакомы с детства, потому как все ходили в главный советский зоомагазин, рядом с которым до сих пор продают браконьерские сети, за кормом для канареек. Сейчас у аистов встречаются мамы с колясками или ветераны рока, пришедшие в ГДК на концерт полузабытых иностранных групп.

Музеи и выставки в г. Уфе

Национальный музей Республики Башкортостан одно из известнейших мест Уфы. Башкирский государственный художественный музей имени М. В. Нестерова – это место где представлены множество шедевров древнерусского искусства, живописных полотен любимцев публики (Айвазовского, Шишкина, Левитана, Поленова, Репина и других заслуженных классиков на поприще фигуративного искусства) и творчества художников начала прошлого века. Отдельный зал выделен картинам Михаила Нестерова, в честь которого и назван музей.

Мемориалы

Очень интересен для туристов и мемориал "Скорбящая мать", который посвящён воинам-уроженцам Башкортостана, погибшим в локальных военных конфликтах.

Усадьбы

Усадьба Набатовых – один из немногих историко-архитектурных памятников Уфы, сохранившийся довольно полно как усадебный комплекс. Расположена она на ул. Александровской (ныне по ул. К. Маркса усадьбы № 43 и 45). По архитектурному замыслу главный дом-особняк Набатовых и соседний угловой дом дворян Шкапских открывают южное начало квартала, они выполнены в единой стилевой совокупности и гармоничном единстве друг с другом.

Средняя часть улицы (четная сторона) застраивается с конца XVIII века. И здесь ранние хозяева усадьбы неизвестны. В 1870-х гг. нынешней усадьбой № 50 владел Лиханов Василий, усадьбой № 52 – Панкрушин Егор. В 1890-х гг. обе городских усадьбы объединены в одну.

По сведениям местного старожила В. П. Горбунова, Кузякин-отец в нынешнем доме № 52 жил издавна, вероятно, и при Алексее Афанасьевиче Якушове, которому усадьба принадлежала в 1904 г. По происхождению Т. Д. Кузякин – богатый крестьянин Уфимской губернии. Около 1905 года произошла смена хозяев: Якушовы с удовольствием продали усадьбу разбогатевшим к тому времени уфимским купцам Кузякиным, а сами вселились в выстроенный 2-этажный кирпичный особняк дальше на два квартала – на углу Телеграфной и Достоевского.

Основными религиозными конфессиями в городе являются православное христианство (Русская православная церковь) и ислам. Уфа является местом пребывания центральных органов и муфтия Центрального Духовного управления мусульман России и Европейских стран СНГ.

Православные храмы:

  • Свято-Сергиевский собор (в районе монумента Дружбы)
  • Собор Рождества Богородицы (улица Кирова)
  • Уфимско-Богородский храм (в Инорсе)
  • Покровский храм (в районе монумента Дружбы)
  • Храм Казанской иконы Божией Матери
  • Храм св. Мефодия и Кирилла (в районе Госцирка)
  • Храм Святого Великомученика Георгия Победоносца
  • Храм св. Андрея Первозванного (Дёма)
  • Вознесенский храм (Чесноковка)
  • Крестовоздвиженский храм (Нижегородка)
  • Никольский вокзальный храм (у ж/д вокзала)
  • Свято-Никольский храм (Шакша)
  • Свято-Пантелеимоновский храм (Черниковка)
  • Симеоно-Верхотурский храм (район бульвара Ибрагимова)

Мечети:

  • Первая уфимская соборная мечеть ЦДУМ России
  • Мечеть "Ляля-Тюльпан" – Черниковка, улица Комарова, 5
  • Мечеть "Хамза-Хаджи" – Сипайлово, улица Гагарина, 16
  • Мечеть "Ихлас" – Старая Уфа, улица Сочинская, 43
  • Мечеть "Гуфран" – Алтайская, 19
  • Мечеть "Асия" – Сосновская 1/1
  • Мечеть "Хакимия" – Мустая Карима 3
  • Соборная мечеть – Проспект Салавата Юлаева
  • Соборная мечеть с. Алексеевка – Центральная 65/1

Синагоги:

  • Синагога и еврейский общинный центр на ул. Блюхера

Мы рассмотрели туристический потенциал г. Уфа и выявили возможности развития видов туризма: пешеходного, велосипедного, оздоровительного, познавательного, водного, горнолыжного и культурного.

Уфа имеет богатый туристический потенциал. Огромное количество памятников архитектуры и искусства позволяют организовывать потрясающие экскурсии по историческим и культурным местам города.

Уфа имеет и богатый санаторно-курортный потенциал. Близлежащая ук городу территория имеет богатый животный мир и растительный мир. Заповедные территории очень интересны туристам не только из Уфы но из других регионов России и стран мира.

Туристско-экскурсионная работа в городе

Программа экскурсии по Уфе "В плену истории":

Встреча с группой

Первый объект – Троицкий холм (Монумент дружбы). Монумент Дружбы – место расположения Уфимского кремля, исторический центр города Уфы.

Движение по ул. Окт. Революции к Верхнеторговой площади.

Вторая остановка. Верхнеторговая площадь – второй исторический центр Уфы: Сквер В.И Ленина, Гостиный двор, Театр оперы и балета

Движение по улицам: Пушкина, К. Маркса, А-З Валиди к площади С. Юлаева

Третья остановка. Памятник Салавату Юлаеву – национальному герою Башкортостана

Движение по улицам: А-З Валиди, Советской, Г. Тукая к Первой Соборной Мечети

Четвертая остановка. Посещение мечети. Движение от Первой Соборной к Храму Рождества Богородицы на ул. Кирова

Пятая остановка. Посещение Храма Рождества Богородицы. Движение от Храма к месту окончания экскурсии

Описание экскурсии

Вступительная беседа

Здравствуйте, Уважаемые гости! Я рада приветствовать вас городе УФа. Меня зовут Алсу, я ваш гид. Сегодня я проведу для вас автопешеходную экскурсию, в чем мне будет помогать водитель автобуса. Во время движения автобуса просим вас не вставать со своих мест. № нашего автобуса – м 352 нп 23. Пожалуйста, запомните его.

Тема данной экскурсии – "В плену истории". Вы познакомитесь с историей города Уфа и сможете посетить исторические достопримечательности города, с которыми связаны важнейшие этапы становления Уфы как одного из исторических центров России.

Логический переход

У каждого города своя история, своя судьба. Прошлое нашего города богато событиями. Для тех, кому оно не знакомо, город – только местность для проживания, состоящая из "спальных районов", "промзоны", дорожных магистралей, торговых точек. Такую территорию очень легко поменять, о ней незачем заботиться, ее не к чему беречь, с ней не возникает глубоких личных связей. Значит, можно, не слишком волнуясь, снести кладбище и устроить на старых костях сквер для выгуливания собак; легко разрушить старую церковь и мечеть; а еще легче – обычный дом, только потому, что он старый; легко срубить вековые деревья и закатать их корни в асфальт. Чтобы стереть лицо, не обязательно рубить голову.

Но существует память места, и потому сквер над могилами пустынен и печален, а могучие корни не хотят ни гнить, ни гореть. Старые уфимские дома стоят как живые люди, старики-свидетели, которые все повидали: приезд царей и президентов, казни бунтовщиков и "врагов народа", войны и пожары, крестные ходы и колонны демонстрантов, праздники и будни, свадьбы и похороны.

В уфимских храмах крестили, венчали и отпевали предков, уже по одному этому они – неприкасаемая святыня. Когда начинали звонить колокола всех двадцати семи уфимских церквей, воздух вибрировал от столкновения ритмов и звуков. Старая уфимская архитектура, которую можно назвать церковно-усадебной, создавала свою неповторимую атмосферу жизни, формировала характеры горожан.

Все садятся в автобус.

Историческая справка в процессе движения автобуса к Монументу Дружбы

1574 год. Эта дата значится первой в летописи города, однако люди жили здесь за много тысяч лет до появления современных домов и улиц. Древнейшие городища, остатки древних укрепленных поселений на территории нынешней Уфы относятся к эпохам мезолита, продолжавшегося до VI-V тысячелетия до нашей эры, и неолита, бронзового и железного веков. Свидетели той поры – инструменты из камня и бронзы, оружие, глиняные черепки – и сейчас расскажут немало интересного посетителям городских музеев. Первые же деревянные строения возникли на уфимском полуострове во времена правления Ивана IV, прозванного Грозным. А город вырос на высоких холмах после завоевания им Казанского ханства, навеки слив воедино судьбы башкирского и русского народов.

Мудрым оказалось решение предков, на столетия вперед предопределившее пути развития Башкортостана. В конце ХV – первой половине ХVI века башкирские племена, издревле проживавшие на земле Урала, находились под властью сразу трех государственных образований – Ногайской Орды, Казанского и Сибирского ханств, возникших после распада Золотой Орды. Не случайно башкиры стали одними из первых, кто откликнулся на грамоты, разосланные Иваном Грозным после взятия Казани всем бывшим казанским подданным, "чтобы шли к государю, а их государь пожалует". Как гласят древние башкирские шежере, представители трех юрматинских родов "ходили в Казань, где преклонили головы белому царю". "Когда невыносимы стали несчастья и угнетения, – повествуют шежере, – отсутствие справедливости и многочисленные поборы, которые одни башкиры испытывали от Бурсай-хана, другие – от этого ногайского мурзы или его бия Актуша, мы схватили Бурсай-хана и его Актуша и доставили их хану России Ивану Васильевичу". Первыми добровольно приняли подданство московского царя западные башкирские племена, входившие ранее в Казанское ханство. Их примеру последовали юго-восточные башкиры, а в последующие два года – табынцы и их соседи, башкиры кудейского племени. Так к 1557 году фактически завершилось добровольное вхождение основной части Башкирии в состав Русского государства.

В те времена управление Уфимским краем осуществлялось из Казани. Ввиду огромных расстояний это было крайне неудобно. Вот почему в 1573 году башкиры обратились к Ивану Грозному с челобитьем о строительстве на их земле крепости, о чем шежере юго-восточных башкир рассказывает так: "Башкирцы стали просить царя, чтобы... дозволено было на их земле построить город". "Замечательно, – писал в 1883 году знаток истории края профессор М.В. Лоссиевский, – что хроника эта прямо показывает подданство башкир добровольным и что самый город Уфа построен по их же просьбе,... и что все это решалось собранием целого народа на общем сходе".

В мае 1574 года, в день Святой Троицы, на правом берегу реки Белой Волошки (по-башкирски Ак-Идели) высадился отряд московских стрельцов под предводительством боярина Ивана Нагого, состоявшего в близком родстве с женой Ивана Грозного Марией Федоровной. Ивана Нагого считают строителем Уфы периода со второй половины XVI века. Прямо на берегу на горе Туратау ("гора-крепость") была поставлена церковь, названная Троицкой, немного дальше – первые избы и хозяйственные постройки. Место под строительство репости было выбрано очень удачно. С севера на юг протекала речка Сутолока, защищая поселение с востока, напротив вздымался крутой подъем, а река Белая представляла для степняков трудноодолимую преграду. Центром поселения стала укрепленная крепость – срубленный из дуба острог, который местные жители прозвали "Иман-кала", то есть "Дубовый город". Башкиры не только приняли непосредственное участие в возведении крепости, но и оказывали большую материальную поддержку. В одном из шежере говорится, что Уфа "построена на деньги самих башкир".

С появлением в составе Русского государства нового, Уфимского, уезда в крае была учреждена воеводческая форма управления. По свидетельству историков, первым воеводой стал присланный Москвой Михаил Нагой. Воевода возглавлял главное административное учреждение города – Уфимскую приказную избу; ему подчинялось гарнизонное войско в составе 150-200 стрельцов. С постройкой городских стен и появлением посада находившийся в центре острог стал называться Кремлем. Кремль был обнесен частоколом из бревен общей длиной 440 метров, над южной и северной его частями возвышались дубовые башни. В середине ХVII века город получает свой гербовый знак. В Казани была отлита печать Уфимской приказной избы с изображением на ней бегущей куницы (впоследствии этот символ будет украшать герб Уфы). Население города вместе с гарнизоном к этому времени насчитывало около полутора тысяч человек. Во второй половине ХVII века в честь прибытия в Уфу из Смоленска иконы Божьей Матери в центре Кремля возводится каменная Смоленская соборная церковь Ныне на этом месте Монумент Дружбы с которого и начнется наша экскурсия.

Остановка "Монумент дружбы"

"Монумент Дружбы"

Перед Вами замечательный памятник, наследие советской эпохи"Монумент Дружбы". В 1957 году республика Башкортостан отмечала 400-летие добровольного присоединения Башкирии к Русскому государству. 14 июня того же года состоялась закладка памятника Монумент дружбы. Торжественное открытие Монумента Дружбы состоялось 7 августа 1965 года.

Памятник построен на горе, где когда-то находилась Уфимская крепость (бревенчатая). Затем на этом месте построили Троицкую церковь, а за ней находилась нижнеторговая площадь. После закрытия церкви в ее здании был устроен кинотеатр "Рот Фронт". Затем здание было снесено (взорвано).

Авторы памятника – чл.кор Академии художеств СССР проф. М.Ф. Бабурин, Скульптор Г.П.Левицкая, Архитекторы Е.И.Кутырев,Ю.И. Гаврилов. Отливку скульптурных композиций в бронзе выполнял ленинградский завод "Монументскульптура".

Монумент Дружбы – место расположения Уфимского кремля, исторический центр города Уфы. Уфимский кремль – не сохранившееся до наших дней историческое сооружение в пределах Старой Уфы, на месте нынешнего Монумента Дружбы. Представлял из себя деревянный кремль с массивной деревянной стеной общей длиной 440 метров. Над южной и северной его частями возвышались дубовые башни. Состоял из Михайловской башни, Никольской башни, Наугольной башни, Воеводского дома, Приказной избы, Смоленского собора, Колокольни, Хлебных складов, Тюрьмы.

Теперь немного истории этого места. 35-метровый гранитный обелиск поднялся в небо на возвышенном берегу реки Белой. Центральное место в композиции занимают две вертикальные стелы, скрепленные тремя монолитными кольцами-обручами из серого гранита. У основания обелиска спокойно и величаво сидят аллегорические женские фигуры – русская и башкирка. Их руки простерты, они увенчивают лавровыми венками рельеф, изображающий момент оформления принятия русского подданства прибывшим посольством башкир. Об этом событии напоминают слова и даты, высеченные на памятнике: "1557 – 1957″, "Слава великой братской дружбе русского и башкирского народов".

Помимо рельефа с изображением акта принятия подданства, на четырехгранном основании обелиска установлены еще три. Центральный рельеф, обращенный в сторону города, изображает радость трудовой победы. Крепкое рукопожатие русского и башкирского рабочих – смысловой и композиционный центр рельефа. Рядом находящиеся фигуры помогают раскрытию смысла происходящего события, образно показывают строительство, сельское хозяйство, промышленность. Близки к этому рельефу и два других, расположенных по боковым сторонам основания на темы науки и культуры. На рельефах изображено около сорока фигур, отлитых из бронзы. Это позволило обогатить рельефы игрой на соотношении цвета бронзы и синего гранита. К подножью памятника от реки Белой ведет лестница из гранита.

Сооружение Монумента Дружбы – пример комплексного архитектурного, скульптурного и конструктивного решения. Особенно оригинально решена конструктивная часть монумента, высота которого от планировочной отметки земли до вершины составляет 33 метра. Оригинальность состоит в том, что центр тяжести монумента находится ниже планировочной отметки земли, что дает сооружению необходимую устойчивость.

Присоединение Башкирии к России имело глубоко прогрессивное значение для башкирского народа. Фридрих Энгельс в письме Карлу Марксу в 1851 г. писал: "Россия действительно играет прогрессивную роль по отношению к Востоку… господство России играет цивилизующую роль для Черного и Каспийского морей и Центральной Азии, для башкир и татар".

Место, где должна была появиться новая достопримечательность Уфы, выбрали сразу, и оно в дальнейшем больше не обсуждалось – на возвышенности при въезде в город. Там, где раньше стоял взорванный большевиками Воскресенский собор. А потому рабочих местные набожные жители то и дело запугивали чертовщиной: негоже строить на святом месте. Строительство шло очень трудно. Словно заклятье прихожан уничтоженного храма, на площадке периодически возникали проблемы, стопорившие ход работ. – Когда заложили фундамент монумента, на котором впоследствии должны были разместиться две девушки, олицетворяющие Россию и Башкирию, мы принялись за сооружение 35-метровой стелы, – вспоминает Юрий Бобылев. – Но под строительными лесами часто оседала почва. Однажды они так стремительно провалились под землю, что конструкции части начали давить на плиты черного мрамора, которые накануне рабочие выложили на пьедестале, и повредили их. Тяжелые леса, к ужасу чиновников из Башкирского обкома, ответственных за стройку, настолько сильно врезались в камень, что пришлось в срочном порядке вызывать специалистов из Москвы, которые потом еще долго "лечили" пострадавшие участки. Мрамор "дружбы" понадобился "смерти" Мрамор и гранит – дорогостоящие стройматериалы. В течение двух лет эти камни железнодорожными составами завозили из Карелии и Украины в советскую Башкирию. Здесь их складировали прямо на стройплощадке – на набережной. – 60-е годы, какое было время! Кто жил тогда, знает об отсутствии многого на прилавках магазинов, – продолжает г-н Бобылев. – А мраморное или гранитное надгробие – самый дефицитный товар, сравнимый только с 412-м "Москвичом". Торговля мраморными плитами у рабочих пошла на "ура". Местные жители берутся утверждать, что казенным камнем, предназначавшимся для отделки монумента Дружбы, покрыта едва ли не половина Сергиевского кладбища в Старой Уфе. И по сходной цене за 50 рублей те же мастера-каменщики могли и обтесать украденные плиты, придав им нужные пропорции и формы для установки на погосте. Сухому закону – бой! Практически все здания, облицованные гранитом и мрамором в республике, дело рук гранитчиков 89-го стройуправления "Мосотделстроя". Правительственный комплекс или здание уфимской мэрии, многочисленные памятники и обелиски отделывались исключительно москвичами. В Башкирии в то время не было своих специалистов по обработке гранита и мрамора. А потому на башкирских стройках трудились одни и те же каменщики.

В том виде, каким памятник должен был выглядеть первоначально, его в эксплуатацию так и не сдали. Проектировщики отошли от намеченных планов и отказались, например, от музея межнациональной дружбы, который хотели расположить под монументом Дружбы. От непостроенного музея остался только бункер, спрятанный в холме. По словам Юрия Бобылева, за возведением постоянно наблюдали представители КГБ, и о входе в тайное подземелье, а также для каких целей бункер служит сейчас, знает только ограниченный круг людей. Внутри столпа должна была находиться лестница, которая вела бы на небольшую смотровую площадку на самом пике монумента. Но из-за того, что одно из предприятий, тесавшее гранит, не увеличило плиту до нужных 80-ти сантиметров, для ступеней просто не осталось места, а времени на переделки катастрофически не хватало. Еще одна недоделка – шестиметровый герб СССР на вершине. – От его отсутствия памятник не пострадал, – считает строитель-ветеран. – Сейчас, когда Советский Союз уже распался, старый символ пришлось бы демонтировать и взамен устанавливать герб России. А учитывая постоянный дефицит финансов, я не думаю, что кто-нибудь решился бы на реконструкцию. И советский герб от старости мог просто рухнуть с высоты.

Теперь можете прогуляться и сфотографироваться на фоне монумента.

Логический переход:

Теперь продолжим наш путь. В 70-х годах ХVIII века в Уфе насчитывалось девять улиц и 1058 дворов. Проживало в них около двух с половиной тысяч человек – мещане, разночинцы, купцы, военнослужащие, духовенство. На долю дворян приходилось почти 16% уфимских дворов – из всех городов Урала Уфа была самой дворянской. Существенно выросло и посадское сословие, как в старину называли представителей различных ремесел – кузнецов, плотников, каменщиков, скорняков и т.д. Среди уфимских ремесел быстрее других развивались кожевенный и кузнечный промыслы, горожане занимались также портняжными, сапожными, плотницкими, столярными и другими работами. Во второй половине ХVIII века в связи с развитием в крае металлургической промышленности в Уфе строятся усадьбы крупных уральских заводчиков. До сих пор сохранился в Уфе дом горнозаводчика Ивана Демидова, где в мае 1775 года останавливался великий русский полководец Александр Васильевич Суворов.

Совершенно уникальной по своим масштабам была знаменитая уфимская конская ярмарка – самая крупная в крае. Целые табуны лошадей, пригоняемые башкирами, киргизами, казахами, отправлялись с берегов Белой в города центральной России на фабрики, заводы, в воинские части.

Одна из самых драматичных страниц в истории Уфы той эпохи связана с событиями Крестьянской войны 1773-1775 годов. О них и сегодня напоминает горожанам отлитая из металла исполинская фигура национального героя башкирского народа Салавата Юлаева, ставшая символом нашей республики и главным украшением ее герба. Шедевр скульптора С.Д.Тавасиева, в 1967 году водруженный на самой высокой точке над рекой Агидель, первым встречает прибывающих в столицу Башкортостана гостей. А живым взошел Салават на уфимские кручи двести тридцать три года назад. Друг и соратник крестьянского "царя" Емельяна Пугачева был схвачен и под конвоем доставлен в Уфу в ноябре 1774 года, вскоре после снятия с города осадного кольца. Как писал А.С.Пушкин, первый историограф Пугачевского восстания, осенью 1773 года сподвижник Пугачева яицкий казак И.Н.Зарубин-Чика "остановился в селе Чесноковка, в десяти верстах от Уфы, взбунтовал окрестные деревни, большею частью башкирские, и отрезал город от всякого сообщения". Количество повстанцев достигало пятнадцати тысяч человек, число защищающихся едва превышало тысячу. В городе не хватало продовольствия, фуража для скота, топлива. Восставшие дважды подступали к стенам Уфы, но взять ее так и не смогли. Весной 1774 года из Казани на помощь осажденным выступили регулярные войска под командованием подполковника И.И.Михельсона. Окрестности Уфы превратились в арену ожесточенных сражений. 24 марта хорошо вооруженные правительственные войска сломили отчаянное сопротивление повстанцев. До пятисот пугачевцев было убито и столько же взято в плен, сам Зарубин-Чика заключен в каземат под колокольней Смоленского собора. В тот же каземат спустя восемь месяцев был брошен и Салават Юлаев с отцом Юлаем Азналиным. Больше семи месяцев длилось следствие по их делу, после чего отец и сын, с вырванными ноздрями и клеймом на лбу, были отправлены на вечную каторгу в крепость Рогервик, ныне эстонский город Палдиски.

Немало ярких страниц вписали башкирские воины в летопись воинской славы России. Они сражались в ополчении Минина и Пожарского, в азовских походах Петра I, в Северной войне со шведами, в Семилетней войне с Пруссией. Но особым героизмом прославились во время Отечественной войны 1812 года. В числе 28 башкирских кавалерийских полков в схватку с французами вступил и Уфимский пехотный полк, поначалу именовавшийся мушкетерским. Полк участвовал во многих успешных операциях, во время знаменитого Бородинского сражения он находился в центре боевых порядков русской армии, В донесении царю Александру I главнокомандующий М.И.Кутузов особо отмечал действия 3-го батальона Уфимского полка под командованием майора Демидова, который, выбив французов с захваченной ими батареи Раевского, до вечера оборонял ее от непрерывных атак неприятеля. Впоследствии Уфимский полк участвовал в наступлении русской армии и победоносно вступил в Париж.

Верхнеторговая площадь

Площадь в квартале нынешних улиц Ленина, Пушкина, К. Маркса и Коммунистической, была спроектирована в 1819 г. как новый городской торговый центр, создающий вместе с Соборной площадью градообразующую ось.

Названа по аналогии с Нижнеторговой площадью в исторической части города. Первоначально Верхнеторговая площадь была пустырем, "привозом" – базарным местом, где прямо с телег и открытых прилавков торговали хлебом, овощами, мясом, кожами и мехами. Место оказалось удобным, торговля шла успешно. В первое десятилетие XIX века на площади стояло уже больше сорока крытых лавок, их число постоянно росло. Центром площади стал Гостиный Двор, сооружение которого началось в 1825 г. и продолжалось 40 лет, вокруг находились торговые ряды с крытыми лавками и открытыми торговыми местами, каменные здания лабазов, магазинов Степанова, Иванова, Нобеля; вплотную к ним примыкали многочисленные здания доходных домиов и гостиниц – Видинеевский дом, дома Зайкова и Паршина, гостиничные номера Поповой и др.

В площадь вливались почти все улицы, а кругом площади разместилась вся уфимская цивилизация – тянулись длинные ряды, стояли дома, даже в три этажа, тут была и почта, и аптека, и палаты, и Дворянское собрание, и "Гранд-отель" с нумерами, – писал революционер-народник Сергей Елпатьевский, отбывавший в Уфе ссылку. – Красовалась вывеска "Дамская портная", а обвитый сеном обруч и без вывески говорил понятливым людям, что здесь постоялый двор.

Западная часть площади была застроена корпусами ярмарочных помещений, лавками, павильонами и торговыми рядами, в северо-восточной части размещался толкучий рынок, часть площади по ул. Центральной занимали мучные ряды, а к северу от Александровской часовни были расположены хлебные ряды. Богатым купцам на площади отводились лучшие места под строительство каменных двух и трехэтажных корпусов. К концу XIX в. здесь появился целый ряд торговых домов, построенных по похожим проектам – корпуса № 1, 2 и 3 по северной стороне площади и к северу от Гостиного двора четыре одинаковых параллельных корпуса № 5, 6, 7 и 8.

Площадь была неблагоустроенной, асфальтовое покрытие появилось только в конце 1930-х гг. В послевоенное время здесь находилась городская толкучка – кроме продуктов питания торговали подержанными вещами, военным обмундированием, мебелью, продуктовыми карточками, голубями и самоварами. В последние годы XX в. архитектурный комплекс был восстановлен, на Верхнеторговой площади возник большой торговый и культурно-деловой центр Гостиный двор. В то же время многие здания, которые ранее числились на Верхнеторговой площади, в настоящее время отнесены по соседним улицам – Ленина, К. Маркса и Коммунистической.

Перед зданием Гостиного двора на Верхнеторговой площади находится самый большой городской фонтан, выполненный по проекту уфимского архитектора С. Голдобина. Общая площадь фонтана – 180 кв. м. Он представляет собой каскад из нескольких чаш, выполненных из серого и красного гранита. По каскадам скатываются около 280 кубометров воды в час.

Отдельное внимание предлагаю оделить Театру оперы и балета. Башкирский государственный театр оперы и балета открылся в Уфе в 1938 оперой "Прекрасная мельничиха" Д. Паизиелло (на башкирском языке) – работой выпускников башкирского отделения Московской консерватории, которые и составили основную труппу театра. В неё вошли: Б. Н. Валеева, Ш. В. Валиахметова, В. Н. Галкин, X. Л. Галимов, М. Е. Габдрахманова, З. И. Ильбаева, М. P. Максутова, О. Я. Сыртланова-Калинина, Г. С. Хабибуллин. На сцене театра впервые осуществлены постановки произведений, созданных советскими композиторами: первая национальная опера "Хакмар" Валеева (1940), оперы – "Карлугас" ("Ласточка")

С небывалым общественным резонансом в масштабе республики и России прошли премьеры спектаклей: "Мадам Баттерфляй" Дж. Пуччини и "Прометей" Р. Сабитова, "Наки" С. Низаметдинова "La marionette" ("Марионетка") на музыку С. Стравинского, "Князь Игорь" А. Бородина.

В 2009 году открылся Малый зал театра. На новой площадке уже идут новые спектакли и концертные программы: "Любовный напиток" Г.Доницетти, "Вальпургиева ночь" Ш.Гуно, "День рождения Кота Леопольда" Б. Савельева, "Неклассический дивертисмент", музыкальная комедия "Кодаса" З. Исмагилова. Недавно состоялась премьера балета "Семь красавиц" на музыку Кара Караева, которая прошла в рамках XVII Международного фестиваля балетного искусства имени Р. Нуреева.

Логический переход:

Пока мы движемся по направлению к памятнику Салавату Юлаеву, вернемся к истории Уфы.

Уфа начала ХIХ века была совсем небольшим городком, который можно было обойти за полтора-два часа. Численность ее населения составляла чуть больше четырех тысяч человек. В городе насчитывалось 32 улицы с переулками и слободами. Главной долгие десятилетия считалась Большая Казанская (ныне ул. Октябрьской революции), шедшая от центра к берегу Белой. В праздники, особенно на Масленой неделе и в Крещенье, здесь можно было встретить всю Уфу.

Строительство в городе велось стихийно, без какого-либо плана. Характерным для Уфы типом зданий были деревянные дома-усадьбы. Однако с конца ХVIII века всем сколько-нибудь значимым российским городам предписывалось иметь собственный план развития. Первый план Уфы, согласно которому город предполагалось перенести на более ровную местность, был утвержден в 1803 году. Более детальный проект, разработанный под руководством генерал-губернатора Г.С.Волконского спустя 15 лет, предусматривал расширение города до улицы Богородской (ныне Революционной) к северу и до улицы Никольской к западу. Новый генплан, в числе авторов которого был и знаменитый петербургский архитектор В.И.Гесте, предопределил лицо города на сто лет вперед. Веером сходившиеся к Смоленскому собору улицы были спрямлены и проложены параллельно друг другу, под прямым углом их пересекали новые. Поле деятельности для градостроителей "расчистил" и большой пожар 1821 года, в котором погибло так много домов, что погорельцам были выданы ссуды из личных средств Александра I. Город активно рос на северо-запад.

Промышленность Уфы тех лет в основном обеспечивала потребности горожан. В 1850 году в городе действовали два мыловаренных завода, шесть салотопенных, двадцать один кирпичный и один изразцовый, где трудились около 170 вольнонаемных рабочих. В приречных слободах селились ремесленники, здесь же располагались мелкие кожевенные, шерстомойные, лесопильные производства и лесные пристани.

С развитием промышленности и ремесел был связан бурный рост торговли и внутреннего рынка. К 1836 году фактически завершилось строительство Гостиного двора на Верхнее-Торговой площади. Аккумулировав в себе торговый потенциал края, Гостиный двор выдвинул Уфу в ряд таких крупных купеческих городов, как Казань, Владимир, Нижний Новгород.

Оживлению экономики, развитию торговых связей с Поволжьем и Центральной Россией способствовало и открытие судоходства в 1859 году. Из Уфимской губернии везли по Белой хлеб, лес, соль, продукцию железоделательных заводов Белорецка, Каги. К 1861 году в Уфе насчитывалось 346 лавок, 2 магазина, 5 гостиниц, 12 постоялых дворов; на долю купеческого сословия приходилось почти 20% населения города. Уфимские купцы отличались образованностью и независимым нравом. Из их среды вышли Егор Сазонов, стрелявший в министра Плеве; Михаил Нестеров, которого впоследствии назовут основоположником "серебряного века" в русском изобразительном искусстве.

Уфа ХIХ века являлась крупным образовательным центром Южного Урала. Первые учебные заведения возникли здесь еще в ХVIII веке. В 1789 году в городе открылось народное училище. Первыми учителями этой общеобразовательной начальной школы стали выпускники Петербургской учительской семинарии Иван Смирнов, Илья Степанов и Василий Соколов. 11 ноября 1828 года была учреждена губернская гимназия – первое в городе светское среднее учебное заведение для детей дворян и чиновников. Об открытии ее именно в Уфе, а не в Оренбурге, еще в 1808 году хлопотал губернатор Г.С.Волконский, который справедливо полагал, что Уфа как "средоточие всех уездных городов Оренбургской губернии, населенная большим количеством служащих, дворянства, купечества, непременно должна стать общеобразовательным центром края". 1860 – год возникновения первого женского училища, ставшего позже известным под названием Мариинской гимназии (ныне ордена Дружбы народов гимназия № 3 им. А.М.Горького). Первое национальное среднее специальное учебное заведение – татаро-башкирская учительская школа – появилось в Уфе в 1872 году. При Первой соборной мечети было основано знаменитое медресе "Гусмания", где в начале ХХ века преподавал А.-З.Валиди. Немало известных деятелей национальной культуры вышло из стен другого уфимского медресе "Галия" – в свое время здесь учились Г.Ибрагимов, Ш.Бабич, М.Гафури, Б.Ишемгул, С.Атнагулов, Г.Кудояров и многие другие.

Значительную роль в формировании культуры города и губернии играли политические ссыльные. Первыми ссыльными в Уфе были поляки, высланные сюда в конце ХVIII века. В историю города они вошли организацией городских спектаклей и музыкальных вечеров. Позже в наш край ссылались декабристы, петрашевцы, оппозиционно настроенные чиновники, участники Чугуевского восстания и восстания Семеновского полка; к концу ХIХ века приток "политических" усилился за счет народовольцев. В Уфу был выслан А.Д.Цюрупа, организовавший здесь революционный кружок.

Памятник Салавату Юлаеву

Многие новобрачные города Уфы включают в свою свадебную прогулку подъем к памятнику Салавату Юлаеву, чтобы положить цветы к подножию и отдать традиционную патриотическую дань национальному символу. Памятник очень удачно расположен, что даёт возможность сделать восхитительные фотографии и панорамные снимки на берегах реки.

Памятник появился в 1967 году, благодаря тридцатилетней работе талантливого скульптора Сосланбека Тавасиева. Он работал над внешним видом, а также проводил специальные расчёты, чтобы решить проблему устойчивости и надежности 40-тонной конструкции конной фигуры – памятника, высотой в 10 метров. После продолжительных дискуссий, выразительный по своей художественной сути монумент, установили на холме возле берега реки. Теперь, при въезде в город поездом или на речном транспорте, посетителей встречает прекрасный всадник, натянувший поводья своего боевого коня.

Салават Юлаев – национальный герой башкирского народа, один из предводителей народного восстания времён Емельяна Пугачева. Поэт и певец, воспевающий красоту родной земли и любовь, поднимающий патриотический дух населения, прославляющий равенство народов в борьбе за свободу своей нации. Все эти заслуги и вдохновили скульптора поставить памятник известному воину с бунтарским духом, ставшим на сегодняшний день визитной карточкой города.

В Башкортостане была учреждена республиканская премия имени Салавата Юлаева в области литературы, которой также удостаиваются наиболее выдающиеся произведения в искусстве и архитектуре, в его честь названы улицы, площади, парки и музеи в стране. Но самый крупный конный памятник во всем мире, изображающий известного деятеля, в красивой дизайнерской обработке, стоящий на монументальном камне – достойная увековеченная память Салавату Юлаеву!

Логический переход

Вернемся к истории Уфы. События 1917 года, которые Уфа встретила в статусе губернского промышленного и финансового центра с населением свыше 100 тысяч человек, стали для горожан временем тяжких испытаний. Весть о вооруженном восстании большевиков в Петрограде поступила в Уфу утром 26 октября (8 ноября). После жарких прений было принято решение одобрить свершившийся переворот и создать чрезвычайный орган власти Советов – губернский революционный комитет. Вместе с тем распространение советской власти в республике не было "триумфальным шествием". В Уфимской губернии нарастало движение сопротивления насаждаемой диктатуре, по Уфе прокатилась волна бойкотов и забастовок, названных "саботажем". Сигналом к началу гражданской войны на территории республики послужил вспыхнувший в мае 1918 года известный мятеж белочехов. К осени 1918 года Уфа превращается в центр белого движения на востоке страны; "верховным правителем России" объявляет себя адмирал А.В.Колчак.

Республика превратилась в арену кровопролитных действий. В течение двух долгих лет власть в городе неоднократно переходила из рук в руки, пока 9 июня 1919 года колчаковцы не были разгромлены окончательно. За успешное проведение Уфимской операции и личную храбрость легендарный комдив Василий Чапаев был награжден орденом Боевого Красного Знамени; в числе тех, кто принимал в Уфе парад победы, был комиссар этой дивизии, будущий писатель Дмитрий Фурманов.

Сразу же после революции башкирский народ, веками страдавший от национального гнета, активно включился в процесс создания своего автономного государства. 15 ноября 1917 года Башкирское областное шуро провозгласило демократическую автономию Башкортостана, известную впоследствии как "Малая Башкирия". В истории страны это было первое национально-территориальное образование. На Всебашкирском учредительном курултае было утверждено Башкирское правительство во главе с лидером национально-освободительного движения Ахмет-Заки Валиди. Башкирскому правительству суждено было пройти сложный политический путь, отмеченный пребыванием в лагере белогвардейцев и последующим переходом на сторону советской власти. К 1920 году пути большевиков и сторонников национально-территориальной автономии Башкортостана разошлись окончательно: декрет о государственном устройстве БАССР фактически лишил Башреспублику основных политических и экономических прав. Печальной оказалась и судьба руководителей башкирского национального движения. Большинство из них подверглось репрессиям, А.-З.Валиди перебрался в Туркестан, откуда в 1923 году эмигрировал за границу. До последних дней жизни он преподавал в Стамбульском университете, получив всемирную известность как выдающийся ученый-востоковед и общественный деятель. В 1990 году в Башкортостане была учреждена общественная премия имени А.-З.Валиди Тогана; его имя носит Национальная библиотека РБ.

14 июня 1922 года Декретом ВЦИК Уфимская губерния была упразднена, три ее уезда – Уфимский, Бирский и Белебеевский – переданы Башкирской республике. Уфа объявляется столицей БАССР.

Восстанавливать разрушенное революцией и Гражданской войной хозяйство приходилось в нелегких условиях. Не хватало топлива, транспорта, квалифицированных кадров. Преодолевая невероятные лишения, люди трудились, проявляли много изобретательности и инициативы. Эти усилия вскоре увенчались первыми успехами. В 1922 году возобновились ремонтные работы на городской электрической и водопроводной станциях, кожевенных заводах, железнодорожных и других предприятиях.

К началу 1925 года наиболее крупные предприятия города были фактически восстановлены. Госзавод № 1 начал выпускать двигатели и сельхозмашины. В деревообрабатывающей отрасли работали четыре лесопильных завода и фанерная фабрика. Пищевую промышленность представляли мукомольные, винокуренные и пивоваренные предприятия. Значительно увеличив выпуск продукции, многие из них впервые получили прибыль. К началу первой пятилетки промышленность Уфы в основном превзошла довоенный уровень производства.

Постепенно разворачивается и новое строительство. Жилищная проблема стояла в городе очень остро: из-за разрухи жилые площади по Уфе по сравнению с 1913 годом сократились на одну пятую. Районами новостроек становятся преимущественно Старая Уфа и Восточная слобода. В течение семи лет здесь было возведено 283 дома. К концу 1920-х годов жилищный фонд города насчитывал почти 10 тысяч домов: главным образом это были одноэтажные деревянные постройки. На всю Уфу приходилось всего 484 кирпичных здания, и только 41 из них имело три этажа.

Большинство уфимских улиц после революции поменяло свои названия. Улицу Центральную назвали в честь большевика, токаря уфимских железнодорожных мастерских Зенцова (ныне – Ленина), имя революционера Егора Сазонова присвоили Большой Успенской (ныне – Коммунистическая). Соборная стала улицей имени Троцкого (сегодня – Театральная), Губернаторская – Советской, Бекетовская – Социалистической, ныне Мустая Карима, Александровская – улицей имени Карла Маркса... Некоторые переименования старых улиц были на тот момент оправданы. Например, Губернаторская, Архиерейская, Соборная, Церковная и др. Около 20 улиц были переименованы в 1924 – 1925 годах, в числе их Уфимская, Телеграфная, Бельская.

С 1922 года начались благоустроительные работы. Мостили проезжую часть и мостовые, заново выложили булыжником одну из центральных улиц – Большую Казанскую. Приводились в порядок старые парки и сады, высаживались цветы и деревья. Перед зданием городского Совета на улице Егора Сазонова был разбит новый сквер (впоследствии – сквер имени Ленина). К концу 20-х годов протяженность уфимских улиц достигла 150 километров, тридцать из которых были замощены.

30-е годы ХХ столетия вошли в историю города и республики как новая эра в развитии промышленного потенциала. В сентябре 1931 года были вбиты первые сваи в фундамент Уфимского моторного завода, и уже в 1936 году с его конвейера сошли первые комбайновые моторы. Фонтан нефти, в 1932 году ударивший из разведочной скважины в Ишимбаево, дал мощный толчок зарождению нефтяной индустрии – отрасли, предопределившей всю дальнейшую судьбу края. Открытие "второго Баку" совпало с индустриализацией, когда стране, как воздух, нужны были новые источники энергии. Добыча и переработка нефти обусловили экономический подъем республики, стали весомым фактором укрепления могущества всего Советского Союза. В мае 1935 года началось строительство первой очереди Уфимского нефтеперерабатывающего завода. К 1940-му он превратился в крупнейшее предприятие страны, за год перерабатывая по 620 тысяч тонн нефти. На начало сороковых годов в столице Башкортостана насчитывалось более 70 промышленных предприятий.

Первая уфимская соборная мечеть

В Уфе проживало много мусульман, и до революции 1917 года здесь было шесть мечетей. В сентябре 1788 года тут основали Оренбургское магометанское духовное собрание во главе с муфтием, которого назначал царь или министр внутренних дел из числа наиболее влиятельных духовных лиц, согласных исполнять волю Российского правительства. Полномочия собрания распространялись на всю территорию России за исключением Таврической области. Основная масса документов Духовного собрания поступила в ЦГИА РБ в 1967 году. Всего в архиве до этого времени хранилось 5647 метрических книг этого фонда за 1829 – 1905 годы. Теперь материалы объединили в архивный фонд № 295 (68250 единиц хранения за 1789 – 1917 годы). Большинство документов фонда относится к Оренбургской, Уфимской, Казанской губерниям, составлены они в основном на так называемом "тюрки", позднее на татарском языке. Есть документы, которые при поступлении (жалобы, прошения и т. п.) переводились на русский язык.

Первый муфтий Мухамеджан Хусаинов был купцом и крупным помещиком, второй – тархан Габдессалям Габдрахимов за усердную службу царю был награжден золотой медалью. По Указу 1788 года на Собрание возложили испытание лиц, желавших получить духовное звание, позднее в его ведение перешли дела и о бракосочетании, о разводах, о "мечетном богослужении".

Первый муфтий отправлял богослужение по пятницам в собственном доме на улице Телеграфной (ныне Цюрупы). В 1827 году Г. Габдрахимов ходатайствовал в губернском правлении об отводе земли для постройки дома и мечети там, где прежде стоял деревянный дом губернского правления, сгоревший от пожара. Губернская строительная комиссия в 1828 году выдала муфтию план, по которому для мечети отводилось место в середине квартала близ Случевской горы на улице Воскресенской (ранее фроловской, теперь Тукаева, 52). Первую соборную мечеть строил купец 2-й гильдии г. Уфы Мукмин Тагиров Хазмитев. Сумма, потраченная на сооружение мечети, составила 12 тысяч рублей серебром. Здание было каменное с одним минаретом. Построено оно в 1830 году.

Рядом находилось медресе, основанное в 1887 году, получившее впоследствии наименование "Усмания" по имени ахуна первой соборной мечети Хайруллы Усманова, пожертвовавшего много денежных средств на нужды мусульманского общества. Для учеников медресе были куплены шкафы, столы, пособия. X. Усманов умер в 1907 году, но его благие дела надолго остались в памяти мусульман Уфы и медресе "Усмания" пользовалось большой популярностью в городе. Первая соборная мечеть занимала главенствующее положение среди мечетей России. А в советское время, с 1960 по 1992 годы, она являлась единственной действующей мечетью Уфы.

В конце 19 века мечети была передана священная мусульманская реликвия – несколько волос с бороды пророка Мухаммада. Такой ценный подарок уфимцам преподнесло Османское государство.

Первая соборная мечеть занимала главенствующее положение среди мечетей России. К началу 20 века приход насчитывал 920 человек. При мечети действовало медресе "Гусмания" и русско-башкирское 2-классное училище. С 1960 по 1992 год Первая соборная мечеть была единственной действующей мечетью Уфы.

Уфимские жители называют этот мусульманский храм как "мечеть на Тукаева" (располагается по улице Тукаева, 52). Культовое здание неоднократно перестраивалось, но внешний облик мечети не менялся. Именно при ней находится резиденция Центрального духовного управления мусульман России. Каждую пятницу в этой мечети проводит пятничные богослужения верховный муфтий России Талгат Таджуддин.

Посещение Храма Рождества Богородицы. Движение от Храма к месту окончания экскурсии

23 августа 1909 г. на колокольню нового храма были подняты колокола. Всего их было восемь. Самый большой весил 50 пудов 35 фунтов, самый маленький – 10 фунтов. Церковь была кирпичной, с такой же трехъярусной колокольней и деревянным одноглавым куполом, обитым железом и окрашенным в кирпичный цвет. На куполе колокольни и алтаря были железные кресты, бронзированные через огонь, крыша крыта железом и окрашена в зелёный цвет. Полы асфальтовые, края цементные. Длина церкви, считая и колокольню, 206,5 саженей, наибольшая ширина 10,5 саженей.

6 сентября 1909 г. преосвященным Нафанаилом, епископом Уфимским и Минзелинским, было совершено освящение храма Рождества Пресвятой Богородицы. Первым настоятелем был назначен Василий Григорьевич Лезенков. Церковь действовала в 20-е и 30-е годы.

Постановлением Президиума БашЦИК от 5 апреля 1934 года церковь была закрыта, храм был передан "Башкино" в декабре 1935 г. для установления звукового кино. В дальнейшем передан в авиамастерские, согласно Постановления Горсовета от 16 октября 1938 г. Постановлением Уфимского Горсовета № 224 от 21 июня 1955 г., здание бывшей Рождество-Богородицкой Церкви было передано под кинотеатр, который получил наименование "Йондоз". Были произведены большие разрушения, уничтожена купольная часть. Наполовину снесены опорные столбы. Кинотеатр находился в помещении храма до 1991 г.

Постановлением решения Горисполкома №14/608 от 21 августа 1991 г. здание возвращено Епархиальному управлению. Первым настоятелем после открытия храма был назначен Развеев Борис Борисович. Началось восстановление храма. С благословения Никона епископа Уфимского и Стерлитамакского о. Борис произвел реконструкцию храма, расширил церковь, надстроил колокольню, покрыл железом крышу.

Спустя несколько лет строительство перешло на систему финансирования через республиканский бюджет. Подрядчиком стал трест БНЗС. Новым настоятелем стал протоиерей Валерий Викторович Мохов. За это время построен нулевой цикл "Миссии", одноэтажное здание церковной лавки, часовня в честь святых новомучеников. В самом храме выполнены черновые полы, установлены новые колокола, купола из нержавеющей стали, покрытой нитрит-титаном. В основном проложены сети (тепло, свет, вода) к зданию храма, церковных лавок и миссии. Потом из-за недостатка в финансировании строительство было на долгий срок приостановлено.

В 2002 году была предпринята новая попытка продолжения строительства. Однако откликнулось на призыв епархии только Управление по исполнению наказаний РБ в лице Генерала-майора Шалыгина. Именно он нашел возможным предоставить 50 добровольцев из числа осужденных, которые подручными средствами отбили внутри храма всю, пришедшую уже в негодность, штукатурку.

Дело сдвинулось в 2003 году, когда ОАО "Башкирэнерго" вышло с предложением профинансировать завершение работ по реконструкции храма. Было особенно отрадно, что руководство Башкирэнергоподошло к этой стройке с душой. В дополнение к решению необходимых задач, они профинансировали выполнение благоустройства территории храмового комплекса, достройки здания миссии, часовни, изготовление мозаичной иконы Богородицы для колокольни и профессиональную подсветку всего комплекса, а также много других вопросов. Нынешний облик храма – "золото на голубом" – это по меньшей мере четвертая реконструкция здания, которое в советское время пытались перестроить в кинотеатр "Йондоз". На территории храмового парка находится памятник Денису Давыдову.

Дорогие гости! Наша экскурсия подходит к концу. Прошу всех занять свои места в автобусе, на котором вы вернетесь обратно.

Заключительная беседа

Итак, сегодня вы побывали на экскурсии "В плену истории". Вы посетили такие места, как "Монумент Дружбы", Верхнеторговая площадь, где смогли увидеть знаменитый Башкирский Оперный Театр. Кроме того мы сегодня побывали у Памятника Салавату Юлаеву, излюбленного места уфимских молодоженов и посетили крупнейшие храмы города: Первая Соборная Мечеть Уфы и Храм Рождества Богородицы.

Самое главное, что вы смогли познакомиться с замечательными памятниками культуры и искусства Уфы, которые несут на себе брея истории и готовы поделиться информацией с каждым кому не безразлична история нашего города.

Надеемся, вы по достоинству оценили прекрасные возможности нашего города. Мы с нетерпением будем ждать новых гостей.

До свидания!

Список литературы

  1. 500 вопросов и ответов об Уфе, под ред. Муллакаева – Уфа: "Белая река", 2008.
  2. Агеев М.В. Уфа страницы истории – Уфа: "Белая река" 2007
  3. Нигматуллина И.В. Старая Уфа – Уфа: "Белая река" 2009
  4. Синенко Сергей Город над Белой рекой. Краткая история Уфы в очерках и зарисовках – Уфа: "Белая река" 2002
  5. История г. Уфы //[Электронный ресурс] http://ufawiki.ru/history
  6. Монумент Дружбы //[ Электронный ресурс] http://wikimapia.org/100792
  7. Моя Уфа от А до Я//[Электронный ресурс] http://posredi.ru
  8. Салават Юлаев – национальный герой // [Электронный ресурс] http://ulaev-salavat.narod.ru/