Трудовой стаж и его юридическое значение

Трудовой стаж и его юридическое значение.

Статьи по теме
Искать по теме

Понятие трудового стажа

Трудовой стаж (франц. stage, от позднелат. stagium – временное пребывание), время (продолжительность) трудовой и иной общественно полезной деятельности работника.

Трудовой стаж – продолжительность трудовой или иной общественно полезной деятельности, исчисляемая в установленном порядке и порождающая определенные правовые последствия: право на пенсию, на пособие, льготы и т.д.

Однако данные выше понятия больше свойственны для трудового права.

В праве же социального обеспечения можно дать такое общее понятие трудового стажа – это юридический факт (время работы и иной деятельности), с которым законодатель связывает наступление правовых последствий в виде трудовой пенсии, пенсии по выслуге лет, пособию по нетрудоспособности и т.д.

Трудовой стаж – это учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность трудовой и иной общественно-полезной деятельности граждан, которая засчитывается в страховой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии.

Трудовой стаж – один из юридических фактов, который влечет за собой определенные правовые последствия. Любые виды деятельности на общественных началах без оплаты в трудовой стаж не засчитываются. Лишь в исключительных, прямо предусмотренных в законе случаях в трудовой стаж могут включаться периоды перерывов в общественно-полезной деятельности, даже неоплачиваемые.

Трудовой стаж имеет количественную и качественную характеристику. Количественной характеристикой трудового стажа является его продолжительность, качественная характеристика отражает характер и условия, в которых протекает трудовая деятельность (вредность, тяжесть, опасность и пр.). Реформа пенсионного законодательства внесла существенные изменения в правовое регулирование трудового стажа, существенно снизив значение трудового стажа для получения отдельных видов социального обеспечения, ужесточив порядок его исчисления. В одних случаях от трудового стажа зависит само право на материальное обеспечение, в других – его размер, в третьих – и то и другое.

Трудовой стаж имеет крайне важное значение в праве социального обеспечения. Его наличие существенно влияет на объем прав нетрудоспособных граждан в сфере социального обеспечения, так как право на многие виды пенсий поставлено в зависимость от участия граждан в трудовой или иной общественно-полезной деятельности. Эта зависимость получила юридическое оформление через институт трудового стажа. Регулирующие его нормы составляют самостоятельный институт права социального обеспечения. При этом следует иметь в виду, что страховой трудовой стаж тесно связан с другими отраслевыми институтами.

Так, трудовой стаж является одним из необходимых фактов в сложном юридическом составе, порождающем возникновение большинства пенсионных правоотношений, правоотношений по предоставлению отдельных видов пособий, а также социальных льгот (например, предусмотренных Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ ред. от 25.11.2013 г. изм. от 6.02.2014г. "О ветеранах"). Необходимо отметить, что в связи с проводимой реформой пенсионного обеспечения в России институт трудового стажа, который долгое время являлся ведущим (прежде всего в пенсионных отношениях), утратил свое былое значение. Его заменил институт страхового стажа. Однако эта замена происходит постепенно (до 2013 г.), без снижения накопленных прав как у лиц, уже получивших пенсии, так и у лиц, имеющих большой трудовой стаж к моменту введения в действие нового законодательства.

Одним из актуальных вопросов, которые волнуют граждан, задумывающихся о своей будущей пенсии, является необходимость правильно исчислить свой стаж работы и сумму начисленных страховых взносов.

Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001г. № 173-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2002 года, введены два понятия стажа: страховой и общий трудовой стаж.

В соответствии со статьями 10-13 173-ФЗ от 17.12.2001г., страховой стаж устанавливается для определения права на трудовую пенсию.

Трудовая пенсия по старости, на общих основаниях, и мужчинам и женщинам назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа. В страховой стаж включаются периоды работы и иной деятельности, при условии, если за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд России (до 1 января 1991 года – взносы на социальное страхование).

В страховой стаж наравне с указанными периодами работы и иной деятельности, засчитываются некоторые так называемые "нестраховые периоды" (прохождение военной службы (другой приравненной к ней службы); получение пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности; уход одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности; получение пособия по безработице; уход, осуществляемый трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет; и некоторые другие).

Общий трудовой стаж учитывается для определения расчетного размера трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.

Трудовая пенсия назначается ранее дня обращения за ней в следующих случаях:

- трудовая пенсия по старости – со дня, следующего за днем увольнения с работы, если обращение последовало не позднее чем через 30 дней со дня увольнения;

- трудовая пенсия по инвалидности – со дня признания лица инвалидом, если обращение последовало не позднее чем через 12 месяцев с этого дня;

- трудовая пенсия по случаю потери кормильца – со дня смерти кормильца, если обращение последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти.

Трудовая пенсия по старости гражданину, получающему трудовую пенсию по инвалидности, достигшему возраста для назначения трудовой пенсии по старости и имеющему не менее пяти лет страхового стажа, назначается со дня достижения указанного возраста без истребования от него заявления о назначении трудовой пенсии по старости на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение.

Юридическое значение трудового стажа

Пенсионное обеспечение является базовой и одной из самых важных социальных гарантий стабильного развития общества, поскольку непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособного населения, а количество этого населения составляет свыше 25 – 30% населения любой страны. Также этот вопрос косвенно касается и всего трудоспособного населения. Для России этот вопрос в данное время является очень актуальным, так как в нашей стране проживают в настоящий момент свыше 38,5 миллиона престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца.

Проблема пенсионной системы РФ состоит в разрыве общественного сознания и реалий экономической и социальной жизни страны. Например, до сих пор большинство населения считают, что пенсии финансирует государство, в то время как начиная с 1991 г. государство перестало играть роль основного донора пенсионного обеспечения. Так, если в период до 1991 г. государство дотировало более чем на 70% пенсионную систему из бюджетов, то сейчас эта доля составляет всего 6 – 8% от общего объема пенсионных выплат. Право российских граждан на пенсионное обеспечение по достижении соответствующего возраста гарантировано Конституцией РФ (ст.7, п.2 ст. 39 изм. от 05.02.2014г. ).

В настоящее время трудовая пенсия по старости в России состоит из трех частей: базовой (гарантируется государством, и ее размер устанавливается законодательно в виде фиксированной суммы), страховой (дифференцированная часть, зависит от результатов труда конкретного человека) и накопительной (образуется только у граждан 1967 г. рождения и моложе).

Гражданам 1967 года рождения и моложе, зарегистрированным в системе обязательного пенсионного страхования, в 2014 и 2015 годах предоставлена возможность выбора тарифа страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии: либо оставить 6%, как сегодня, либо отказаться от дальнейшего формирования накопительной части пенсии, тем самым направив все страховые взносы, которые за них уплачивают работодатели, на формирование страховой части пенсии. Средний размер трудовой пенсии по старости на начало2014 г. уже произошло увеличение на 6,5% на сумму более 665 рубля и с учетом повышения пенсия по старости с 1 апреля 2014 года в России в среднем будет составлять 11400 рублей.

В связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, засчитываемой в общий трудовой стаж, назначаются следующие базовые

виды пенсий:

- по старости (по возрасту);

- по инвалидности;

- социальная;

- за выслугу лет.

Современные пенсионные реформы предполагают создание так называемых накопительных пенсионных систем. При такой системе взносы, аккумулирующиеся в пенсионной системе за счет платежей работника и его работодателя, не расходуются на выплаты сегодняшним пенсионерам, а накапливаются, инвестируются и приносят доход до тех пор, пока плательщик не выходит на пенсию. Все сбережения плательщика и весь его инвестиционный доход, полученный на эти сбережения, являются его личной собственностью, которая и обеспечит выплату пенсии.

Пожилой человек при данной системе не зависит ни от государства, ни от молодого поколения. В этом случае не может быть пенсионной уравниловки, в то же время экономика получает огромные ресурсы для долгосрочных вложений.

Основные принципы, по которым все большее число стран переходит с распределительной системы на накопительную, следующие:

а) при накопительной пенсионной системе существует прямая связь между тем, сколько человек зарабатывал, и тем, какой будет размер его пенсии. Деньги на пенсионных счетах – собственность граждан, а не государства, поэтому надежность пенсионного обеспечения в накопительной системе повышается;

б) демографическая ситуация в мире сегодня такая, что на одного человека преклонного возраста постепенно приходится все меньшее число работающих;

в) накопительная система повышает норму сбережений в стране, что очень важно для ускорения экономического роста, тем более что основной фактор, определяющий низкий уровень пенсий в Российской Федерации, – состояние экономики и производительности труда.

Однако при нехватке финансовых ресурсов внутри пенсионной системы происходит процесс перераспределения от получателей максимальных пенсий к получателям минимальных. Как следствие, снижается зависимость размера пенсии от продолжительности стажа и среднего заработка. Это еще более снижает заинтересованность в уплате страховых взносов. В результате ухудшается финансовое положение пенсионной системы. В этих условиях поддержка минимального размера пенсии приводит к уменьшению максимального, граждане считают несправедливым назначение почти одинаковой пенсии при разном вкладе людей в развитие экономики, это приводит к ухудшению уплаты страховых взносов, и цикл повторяется.

Трудовой стаж или вклад при ее определении имеет несущественное значение. Последние даже шесть лет после начала работы новой пенсионной системы, где была выделена базовая пенсия и страховая часть, базовая пенсия составляла примерно 38%, а страховая соответственно 62%. Сегодня базовая составляет примерно 49%, а страховая – 51%. То есть страховая часть в силу недостатков формирования для нее налоговой базы быстро теряет смысл, который в нее был заложен в 2002 г.

Согласно актуарному расчету ПФР при сохранении нынешнего положения в пенсионной системе к 2015 г. недостаток средств распределительной составляющей системы обязательного пенсионного страхования возрастет в 6 раз по сравнению с бюджетом 2013 г.; сохранится тенденция дальнейшего снижения жизненного уровня пенсионеров, получающих трудовую пенсию, которая выразится, в частности, в снижении коэффициента замещения трудовой пенсии до уровня 20,1% от средней зарплаты, т.е. практически в 1,4 раза; суммарный эффективный тариф снизится до 15% от фонда заработной платы.

Необходимость проведения пенсионной реформы в нашей стране общепризнана. Нынешняя пенсионная система не удовлетворяет многих: пенсионеров – из-за явно низкого размера пенсий; работодателей – вследствие непомерно высоких страховых взносов в ПФ РФ; власть – по причине недовольства значительной части населения низким прожиточным уровнем пенсионеров; регионы – поскольку одни из них – доноры должны в существенной мере делиться с другими, а последние считают, что выделяемые им дотации слишком малы.

Трудовой стаж дает каждому человеку гарантии на выплату пособий по временной нетрудоспособности и пенсий по старости и выслуге лет. Несмотря на недостатки законодательства о пенсионном обеспечении, трудовой стаж на сегодняшний день продолжает оставаться основным способом обеспечения своего существования после прекращения активной трудовой деятельности.

Трудовой кодекс РФ стал первым федеральным законом, предложившим легальную дефиницию социального партнерства, которое представляет собой систему взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленную на обеспечение согласования интересов работников и работодателей в вопросах регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Рассмотрение трудового стажа в современном праве социального обеспечения возможно только в русле реформирования законодательства о пенсионном обеспечении. И среди существенных недостатков современной пенсионной реформы специалисты отмечают, что размер стажа практически не влияет на размер будущей пенсии работника.

К положительным тенденциям развития социального обеспечения России можно отнести такое событие, как появление в 2008 г. новой категории пенсионеров – отставные военнослужащие, а также госслужащие, которые после выхода на пенсию работали и за которых выплачивались страховые взносы. Они получили законные права на назначение страховой части трудовой пенсии или ее доли.

В России в настоящее время функционируют более 1465 специализированных предприятий (цехов, участков) на 241,7 тыс. рабочих мест. Однако, в среднем только 32% рабочих мест на них занято инвалидами, что составляет 12% от общей численности работающих инвалидов. Потребность в специально созданных условиях для инвалидов удовлетворена лишь на 7%.

Преобладающее число таких предприятий относятся к местной промышленности. Предприятия, применяющие труд инвалидов, оказались сейчас в крайне тяжелом положении, происходит постепенное разрушение системы специализированных предприятий, предназначенных для использования труда инвалидов. Существующая система налогообложения предприятий и выплат компенсаций занятым там инвалидам не стимулирует предприятия к использованию труда инвалидов, имеются значительные трудности с сырьем и сбытом продукции. Зачастую рабочие места, предназначенные для трудоустройства инвалидов, выделяются без учета квалификации инвалидов я рекомендаций МСЭК по условиям и режиму труда. Происходит рост числа неработающих инвалидов, обращающихся за содействием в трудоустройстве в органы службы занятости. Уровень безработицы среди инвалидов значительно выше, чем среди других категорий населения. Так, если доля неработающих инвалидов в общей численности инвалидов превышают в основном 85%, то доля занятого населения колеблется в общей численности от 51 до 60%.

Страховой стаж

С 1 января 2002 года действует Федеральный Закон "О трудовых пенсиях в РФ" (с 01.01.2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013г. № 427-ФЗ "О внесении изменений в ст. 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ"), установивший новый порядок пенсионного обеспечения. В данном акте не фигурирует понятие общего трудового стажа, но вводится новое понятие – "страховой стаж – это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж" (ст.2 Закона "О трудовых пенсиях").

C учётом страхового стажа подсчитывается индивидуальный коэффициент пенсионера, который используется для исчисления трудовых страховых пенсий (по желанию пенсионера) и увеличения пенсии в связи с ростом оплаты труда. Согласно статье 7 Закона о трудовых пенсиях, трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 5 лет страхового стажа, а для назначения трудовой пенсии по старости на общих основаниях необходимо иметь 25 лет страхового стажа и 20 лет – для женщин. Страховой стаж необходим также и для трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Более короткое определение страхового стажа дается в Законе "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного законодательства", где под страховым стажем понимается суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица в течение его жизни, за которые уплачивались страховые взносы; Введение и укрепление понятия "страховой стаж" полностью отражает суть современной пенсионной реформы в Российской Федерации, которая состоит в том, чтобы перевести всю пенсионную систему на принципы страхования. В предельно упрощенном виде это означает, что на размер пенсии должен влиять не стаж, не заработок, а только реально уплаченные в Пенсионный фонд РФ страховые взносы.

В соответствии с п.1 ст.10 Закона "О трудовых пенсиях", в страховой стаж включаются:

а) периоды работы и (или) иной деятельности, выполнявшиеся на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании (далее именуются – застрахованные лица);

б) периоды работы и (или) иной деятельности, указанные в подпункте "а" настоящего пункта, выполнявшиеся застрахованными лицами за пределами Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации при добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию;

Наряду с вышеназванными периодами работы и (или) иной деятельности, также засчитываются:

1) период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей";

2) период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;

3) период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;

4) период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;

5) период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;

6) период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет.

Периоды, предусмотренные выше, засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности).

Принципиальным отличием новых законов является то, что для получения права на трудовую пенсию по старости достаточно иметь только пять лет страхового стажа (суммарной продолжительности периодов работы и (или) иной деятельности), в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Специальный и общий трудовой стаж

Специальный трудовой стаж – это суммарная продолжительность трудовой деятельности (независимо от количества и продолжительности перерывов в ней) в определенных отраслях народного хозяйства, в определенных профессиях, должностях и в определенных местностях, а также некоторые виды общественно полезной деятельности. Такое определение содержал ранее действующий Закон РФ от 20 ноября 1990 г. №340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (с изменениями на 15 декабря 2001 года) (утратил силу с 01.01.2002 на основании Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ).

В обновленном законодательстве Законе "О трудовых пенсиях"; Законе "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" и Законе "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" понятие специальный трудовой стаж фактически уже не фигурирует.

Однако, то, что в ранее действующем законодательстве, называлось специальным трудовым стажем сохраняется и в новом пенсионном законодательстве. Но законодатель пошел по пути сокращения льгот по пенсионному обеспечению. В этой связи из нового законодательства исключены пенсии по выслуге лет и льготный порядок исчисления стажа. В новом законе сохранены прежние правила исчисление специального трудового стажа в связи с особыми условиями работы, в том числе стаж по выслуге лет, и в связи с особыми социальными условиями. Предполагается, что в будущем он будет регулироваться специальным законом о профессиональных пенсиях.

С учетом специального трудового стажа, т.е. суммарной продолжительности определенной трудовой деятельности (службы), устанавливается пенсия по старости в связи с особыми условиями труда, работой на Крайнем Севере, а также пенсия за выслугу лет.

Так, например, специальный трудовой стаж учитывается при установлении:

- пенсии по старости в связи с особыми условиями труда (в стаж включается время инвалидности I и II групп вследствие профессионального заболевания или увечья, связанного с производством, на котором получено указанное увечье или заболевание);

- времени начала выплаты пенсии в связи с работой на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (в таких случаях пенсия устанавливается: мужчинам по достижении 50 лет и женщинам по достижении 45 лет, если они соответственно трудились не менее 10 лет и 7 лет и 6 месяцев и их общий трудовой стаж не менее 20 и 15 лет, а если не менее половины стажа приходится на подземные работы, на работы с вредными условиями труда и в горячих цехах, то пенсия назначается с уменьшением возраста на один год за каждый полный год такой работы мужчинам и женщинам).

Законодательство предусматривает также и другие случаи учета специального трудового стажа.

Страховой и специальный трудовой стаж неразрывно связаны с назначением пенсии; момент назначения пенсии и ее размер всецело зависят от продолжительности этих видов стажа.

В специальный трудовой стаж включаются очень ограниченные виды общественно полезной деятельности. Порядок включения периодов общественно полезной деятельности в специальный трудовой стаж устанавливается нормативными актами, предусматривающими порядок исчисления выслуги лет тем или иным категориям граждан.

Особым видом специального трудового стажа является и выслуга лет. Но в отличие от специального стажа, выслуга лет установленной продолжительности служит юридическим фактом, дающим право на пенсию независимо от возраста при условии увольнения с работы, в связи с которой назначается пенсия.

Круг субъектов, имеющих право на пенсию за выслугу лет, довольно широк. В него входят: работники, занятые на работах с особыми условиями труда; работники гражданской авиации; педагогические работники; лица, занятые лечебной и иной работой по охране здоровья населения; артисты и другие категории творческих работников; военнослужащие; государственные служащие.

В настоящее время законодательство о специальном стаже находится в процессе реформирования. Реформа обязательного пенсионного страхования предусматривает переход на финансирование пенсий за выслугу лет через профессиональные пенсионные системы. С этого времени за каждого работника, занятого в особых условиях труда, работодатель обязан платить страховые взносы по повышенному тарифу с учетом вредности, тяжести и других факторов, повышающих производственный риск. Право на пенсию для лиц, трудившихся на тяжелых и вредных работах, будет зависеть от продолжительности страхового стажа по дополнительной профессиональной системе.

Общий трудовой стаж. Согласно п. 4 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях в общий трудовой стаж включаются следующие периоды трудовой и иной общественно-полезной деятельности до 01.01.2002:

- периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе по найму за пределами территории РФ), члена колхоза или другой кооперативной организации; периоды иной деятельности, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию; периоды работы (службы) в военизированной охране, органах специальной связи или в горноспасательной части независимо от ее характера; периоды индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в сельском хозяйстве;

- периоды творческой деятельности членов творческих союзов писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов;

- служба в Вооруженных Силах РФ и иных созданных в соответствии с законодательством РФ воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел РФ, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности РФ, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период Гражданской и Великой Отечественной войн;

- периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в течение работы, и период пребывания на инвалидности I и II групп, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания;

- период пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;

- периоды получения пособий по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.

Таким образом, содержание общего трудового стажа резко сужено по сравнению с ранее действовавшим пенсионным законодательством.

В общий трудовой стаж не включены периоды обучения; проживания граждан в районах, временно оккупированных во время войны; проживания в г. Ленинграде в период его блокады; ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, престарелым; ухода неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения; проживания жен (мужей) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с мужьями (женами) в местностях, где они не могли трудоустроиться; проживания за границей жен (мужей) работников советских учреждений и международных организаций и др.

Отсутствие необходимой преемственности в правовом регулировании трудового стажа влечет за собой пересмотр размеров пенсий для самых разных категорий пенсионеров, в том числе весьма преклонного возраста. Из общего трудового стажа исключены периоды, связанные с историей нашей страны. Лица, пережившие репрессии, блокаду, оккупацию, крайне обостренно воспринимают данные нововведения.

Юридическое значение общего трудового стажа заключается в том, что с учетом этого стажа производится конвертация (преобразование) пенсионных прав граждан.

На данный момент с 1 января 2015 года в России вводится новый порядок начисления пенсии и формирования пенсионных прав граждан. В соответствии с ним, во-первых, существенно изменится продолжительность страхового стажа, требуемого для приобретения права на пенсию по старости. Во-вторых, россиянам будет назначаться страховая пенсия, а термин "трудовая пенсия" уйдёт из законодательства.

Например, в соответствии с действующими правилами назначения пенсии, минимальный страховой стаж, необходимый для получения права на трудовую пенсию по старости, составляет 5 лет. Но уже в 2015 году минимальное количество страхового стажа для назначения пенсии составит 6 лет. Затем ежегодно этот критерий будет увеличиваться на один год, и в 2024 году достигнет 15 лет: именно столько гражданину необходимо будет иметь минимального страхового стажа для назначения пенсии.

Как известно, страховой стаж – это, прежде всего, периоды работы гражданина, в течение которых за него начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд. Однако законодательством предусмотрены и так называемые "нестраховые периоды", которые включаются в стаж, даже если страховые взносы в ПФР в это время не поступали, и человек не работал. К таковым относится, например, срочная служба в армии, уход за ребенком, за ребенком-инвалидом, за гражданином старше 80 лет и др. Но засчитываться в страховой стаж указанные периоды будут лишь в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы.

В том случае, если на дату достижения пенсионного возраста (мужчины – 60 лет, и женщины – 55 лет) у человека не окажется необходимого количества страхового стажа, страховая пенсий по старости ему назначаться не будет, но будет выплачиваться социальная пенсия, правда, уже на пятилетие позже установленного пенсионного возраста. То есть мужчины могут обращаться за социальной пенсией в ПФР при достижении 65 лет, женщины – при достижении 60. Кроме этого, будет производиться социальная доплата к пенсии до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в регионе его проживания.

Как уже говорилось, понятие "трудовая пенсия" после 2015 года из пенсионного законодательства уйдёт, а вот понятие общего трудового стажа пока останется в алгоритме начисления пенсии. Общий трудовой стаж (как суммарная продолжительность трудовой и иной общественно-полезной деятельности до 1 января 2002 года) будет учитываться при проведении оценки пенсионных прав граждан, имеющих периоды работы до 2002 года. Ведь от продолжительности трудового стажа зависит размер пенсии по состоянию на 1 января 2002 года, после этой даты пенсия зависит только от уплаченных страховых взносов.

Литература

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993. // Российская газета. – 25.12.1993. – № 237.

2. Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении" от 15.12.2001 №166-ФЗ ред. от 2.07.2013г.

3. Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ ред. от 25.11.2013 г. изм. от 6.02.2014г. "О ветеранах"

4. Федеральный закон "О трудовых пенсиях" от 17.12.2001 № 173-ФЗ (п.4ст.30) ред. от 28.12.2013г. с изменениями вступившими в силу с 1.0.120.14г.

5. Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (в редакции Федерального закона от 11.07.2011 № 200-ФЗ)

6. Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 01.12.2014) "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015)

7. Азарова Е.Г., Кондратьева З.А. Комментарий к Закону Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации". М.: Норма, 2013. – 315 с.

8. Бочарова О.В. Право социального обеспечения: учебное пособие. Новочеркасск: ЮР-ГТУ, 2011. – 152 с.

9. Долженкова Г.Д. Право социального обеспечения: конспект лекций – М.Юрайт-Издат, 2012. – 249 с.

10. Захаров МЛ., Тучкова Э.Г. Комментарий к Закону Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации". М„ 2012. – 361 с.

11. Зурабов М.Ю. (общ.ред.). Комментарий к пенсионному законо-

дательству Российской Федерации. – М: Норма, 2012. – 254 с.

12. Николаев И.П. Что изменилось в персонифицированном учете // Российский налоговый курьер. -№7. – 2012. – С.12

13. Сидоренко Е.Н. (ред.). Комментарий к пенсионному законо-

дательству Российской Федерации. М: ООО "Юрайт-Издат",

2009. – 312 с.

14. Филиппова М.В. (ред.). Право социального обеспечения. М:

Юристъ, 2012. – 257 с.

15. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ "Некоторые вопросы судебной практики по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации" // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. – 2006 г. – №11.

16. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за II квартал 2010 г. (по гражданским делам) (утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 26 сентября 2010 г.) // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. – 2010 г. – №12. – стр. 15.

17. Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22 февраля 2009 г. "Время вынужденного прогула незаконно уволенного и впоследствии восстановленного на прежнем месте работника включается в стаж работы, дающий право на отпуск" (извлечение).