Требования безопасности при строительстве дорожных покрытий

Требования безопасности при строительстве дорожных покрытий.

Статьи по теме
Искать по теме

1. Анализ условий строительства дорожных покрытий.

При строительстве дорожных покрытий следует соблюдать "Правила техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог" и требования СНиП "Техника безопасности в строительстве", а также правила техники безопасности, изложенные в инструкциях по эксплуатации соответствующих машин. На каждом предприятии должен быть комплект законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии с профилем деятельности организации.

До начала работ по строительству покрытий необходимо: построить подъездные пути и объезды; на границах участков выставить дорожные знаки и предупредительные надписи; оградить участок работ; направить движение транспортных средств в объезд; наметить безопасную для людей, занятых на укладке, схему заезда и выезда из зоны работы автомобилей-самосвалов, подвозящих бетонную смесь. Посторонним людям запрещается находиться в зоне работы машин, строящих покрытие, и автомобилей-самосвалов.

В зоне укладки движение автомобилей-самосвалов разрешается только по сигналу приемщика бетонной смеси; перед началом движения водитель автомобиля-самосвала обязан подать звуковой сигнал.

Поднятые кузова автомобилей-самосвалов следует очищать скребками или лопатами с удлиненной рукояткой. Рабочие, производящие очистку, должны находиться на земле или на специальном помосте.

К управлению машинами допускаются машинисты, получившие удостоверение установленной формы, знающие конструкцию, правила управления и эксплуатации данной машины и двигателя, а также правила техники безопасности. На площадке управления машиной запрещается находиться кому-либо, кроме машиниста и его помощника. Нельзя работать на неисправной машине, смазывать или ремонтировать ее на ходу. Все работы по техническому обслуживанию должны выполняться на остановленной машине. При работе ночью должно быть обеспечено надлежащее освещение машины и рабочего места.

Рабочие, обслуживающие грунтосмесительные машины и установки, цементовозы, распределители, дорожные фрезы при перемешивании, разгрузке и распределении цемента, извести и золы уноса, должны пользоваться спецодеждой, предусмотренной отраслевыми типовыми нормами, и другими средствами индивидуальной защиты (респираторы, очки, рукавицы).

Каждый новый сотрудник, поступающий на работу на предприятие, должен пройти вводный инструктаж. Его проводит специалист по охране труда, а при его отсутствии – работник на которого приказом работодателя (или уполномоченного им лица) возложены эти обязанности или сам работодатель.

Вводный инструктаж проводится по программе, утвержденной руководителем, содержащей общие сведения о предприятии, характерные особенности производства, общие правила поведения на территории предприятия, сведения о характере производства, применяемых материалах, оборудовании, механизмах, о наличии опасных и вредных производственных факторов, мерах защиты от их воздействия, положенных средствах индивидуальной защиты.

При поступлении на работу работник должен пройти инструктаж по пожарной безопасности и в дальнейшем проходить его периодически в порядке, установленном на предприятии в соответствии с Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03 (утв. приказом МЧС России от 18 июня 2003г. №313).

До начала самостоятельной работы работник должен пройти первичный инструктаж на рабочем месте, который проводит руководитель структурного подразделения либо руководитель предприятия.

Содержание такого инструктажа зависит от характера работ, особенностей применяемого оборудования и технологического процесса, наличия вредных и опасных производственных факторов, использования инструментов, специальной одежды, обуви и других средств индивидуальной защиты, перерывах в течение рабочего дня (смены).

Работники, не связанные с эксплуатацией, обслуживанием, испытанием и ремонтом оборудования, хранением и применением сырья и материалов, использованием электрифицированного и иного инструмента, могут освобождаться от первичного инструктажа на рабочем месте. Руководитель предприятия должен утвердить перечень профессий и должностей работников, освобожденных от первичного инструктажа на рабочем месте.

Факт прохождения инструктажей должен быть отражен в специальных журналах с указанием вида инструктажа, даты его проведения, подписи инструктирующего и инструктируемого.

2. Обеспечение безопасности при строительстве оснований из грунтов и каменных материалов, укрепленных вяжущими материалами.

При распределении вяжущих материалов (битумов, битумных эмульсий, дегтей и т. п.) по укрепленному грунту или уложенному цементогрунтовому слою автогудронаторами необходимо соблюдать следующие требования:

- перед началом работы проверить работу системы битумопроводов, кранов и распределителей, прочистить их, удостовериться в наличии и исправности огнетушителей, электроосвещения и звуковой сигнализации;

- до наполнения цистерны установить автогудронатор на горизонтальной площадке и застопорить, проверить наборный шланг и надежность присоединения его к всасывающему патрубку, а также чистоту фильтра в приемной трубке;

- наполнять цистерну только через фильтр при малых и средних оборотах насоса. Запрещается наливать в цистерну горячий (свыше 50° С) вяжущий материал до полного удаления из нее воды, битумной эмульсии или растворителя и т.п., разжижать вяжущий материал в цистерне, находиться под наполненной цистерной;

- до выезда с базы проверить надежность крепления распределительных труб и ручного распределителя;

- перед зажиганием форсунки проконтролировать надежность присоединения топливопровода, исправность подачи топлива и давление в топливном бачке, убедиться в отсутствии капель и подтеков битума в топке;

- зажигать форсунку только с помощью факела (запальника) с ручкой длиной 1,5 – 2м, находясь сбоку;

- – топливо подавать слабой струей, постепенно увеличивая его подачу до нормальной;

- перед розливом вяжущего погасить форсунки и закрыть вентили трубопровода подачи топлива;

- не оставлять без присмотра работающую систему подогрева.

- Подтягивать и отсоединять наборный рукав при перекачивании вяжущих, имеющих высокую температуру, следует только в рукавицах. При подогреве вяжущего материала в цистерне автогудронатора запрещается:

- разжигать горелки и производить подогрев, если слой вяжущего на жаровых трубах тоньше 20см, а также если цистерна залита полностью и нет свободного объема для расширения вяжущих материалов при нагреве;

- нагревать в цистерне обводненное вяжущее;

- заправлять топливный бак форсунок бензином (или лигроином) вместо керосина.

Запрещается поднимать распределительные трубы после разлива вяжущего до переключения на циркуляцию. При розливе битума запрещается находиться от распределительных труб автогудронатора на расстоянии менее 10м.

При размещении грунтосмесительных установок главный транспортер следует располагать по направлению преобладающих ветров. Для предотвращения выдувания вяжущих материалов на транспортере следует предусмотреть ограждения.

Сборку, разборку и ремонт отдельных деталей грунтосмесительной машины можно проводить после поднятия и установки их на опорные козлы. Работа передвижного склада цемента запрещается при температуре воздуха ниже минус 30° С.

Открывать верхний люк склада разрешается только при отсутствии давления в емкости. Запрещается осуществлять разъединение шлангов и воздуховодов, находящихся под давлением, работать при неисправном моновакууметре. Проверку и опломбирование моновакууметра следует проводить не реже одного раза в год, а также после каждого ремонта прибора.

3. Организация безопасности условий при строительстве асфальтобетонных и черных покрытий и оснований.

Технология строительства асфальтобетонных покрытий – совокупность рациональных методов подготовки минеральных материалов, битума, поверхностно-активных веществ и пластификаторов, их смешения, хранения и транспортирования смеси, ее укладки и уплотнения до требуемой плотности. Эта функциональная система включает в себя материально-технические ресурсы (в т.ч. контрольно-измерительные приборы и оборудование), временные и трудовые ресурсы, а также регламент их взаимодействия (см. схема 1).

Требования безопасности при строительстве дорожных покрытий

Схема 1. Структурная схема технологического процесса строительства асфальтобетонного покрытия

Для получения покрытия с требуемыми свойствами необходимо уметь управлять технологическим процессом. В подготовительный период осуществляют выбор, входной контроль и подготовку компонентов, подбор состава смеси. В основной период, когда асфальтобетонная смесь приготавливается, хранится в накопительном бункере, а затем транспортируется к месту укладки и уплотнения, происходит формирование микроструктурных связей на фоне интенсивного протекания процесса старения битума. В этот период главная задача технологии заключается в разрушении первичных точечных контактов между частицами, равномерном распределении всех компонентов смеси и обволакивании минеральных зерен битумом, снижении скорости его старения.

В темное время суток место укладки асфальтобетонной смеси должно быть освещено. Для этого следует использовать передвижные, переносные и установленные на дорожно-строительных машинах осветительные приборы.

Движение автомобилей-самосвалов в зоне укладки асфальтобетонной смеси разрешается только по сигналу приемщика смеси; перед началом движения водитель обязан подать звуковой сигнал.

Открывать задний борт автомобиля-самосвала при выгрузке асфальтобетонной смеси в бункер асфальтоукладчика необходимо специальным металлическим крючком. Запрещается производить очистку от смеси крыльев приемного бункера во время движения асфальтоукладчика.

Выгрузку асфальтобетонной смеси из автомобиля-самосвала в приемный бункер асфальтоукладчика следует выполнять лишь после его остановки, предупредительного сигнала машиниста асфальтоукладчика и удаления рабочих на расстояние 1м от боковых стенок бункера.

Кузов автомобиля-самосвала от остатков асфальтобетонной смеси необходимо очищать стоя на земле специальными скребками и лопатой с ручкой длиной не менее 2м.

В процессе работы расстояние между катками и другими самоходными машинами должно быть не менее 5м. При меньшей дистанции проход между катками и другими движущимися машинами запрещается.

При работе асфальтоукладчиков и катков запрещается:

- находиться посторонним лицам в зоне действия рабочих органов;

- входить на площадку управления до полной остановки машины;

- регулировать работу уплотняющих органов;

- оставлять без присмотра машины с работающими двигателями;

- ремонтировать шнеки, питатели и другие механизмы.

При длительных перерывах в работе (6 ч и более) асфальтоукладчики и катки необходимо очистить, установить в один ряд и затормозить. С обеих сторон колонны машин следует ставить ограждения с красными сигналами: днем – флажки, ночью – фонари.

При работе с асфальтобетонными смесями, содержащими поверхностно-активные вещества (ПАВ) и активаторы, необходимо соблюдать правила охраны труда. Рабочие должны регулярно проходить медосмот. Страдающие глазными и кожными заболеваниями, беременные женщины и кормящие матери не допускаются к работе с ПАВ.

Места хранения растворителей и растворов полимеров должны быть обозначены предупредительными надписями: "Огнеопасно", "Курить запрещено", "Сварка запрещена". При смешении растворов полимеров или резины с битумом запрещается подогревать битумный котел. Растворы полимеров разрешается вводить в битум только через шланг, опустив его конец в битум.

Приготавливать полимерно-битумное вяжущее или резинобитумную композицию разрешается только в дневное время под руководством ответственного лица.

Рабочие, занятые на укладке асфальтобетонных и черных покрытий и оснований, должны поверх спецодежды надевать яркие сигнальные жилеты. При работе с асфальтобетонной смесью, содержащей поверхностно-активные вещества и активаторы, следует пользоваться герметичными очками и универсальными респираторами.

Рабочие, занятые на приготовлении асфальтобетонных смесей, содержащих дегти и пеки, обеспечиваются средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими "Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты рабочим и служащим".

При работах по разжижению битума следует пользоваться респираторами, очками, перчатками или рукавицами. Лица, не имеющие соответствующих средств индивидуальной защиты, не допускаются к работе по укладке асфальтобетонных и черных покрытий и оснований.

4. Безопасность при возведении цементобетонных оснований и укладке покрытий.

Машинист бетоноукладочной машины должен находиться на своем рабочем месте (площадке управления), управлять ходом машины, работой рабочих органов, следить за безопасностью работающих людей, состоянием гидрошлангов и их соединений, а также температурой и давлением масла в гидросистемах. Температура и давление масла не должны превышать максимально допустимых значений для конкретного типа машин. При обнаружении неисправности или разрыва шлангов гидропривода машину следует немедленно остановить, давление в системе снять и места разрывов заглушить. Машинист не должен покидать рабочую площадку, не остановив двигатель, при этом рычаги управления должны быть поставлены в нейтральное положение.

Перед укладкой бетонной смеси необходимо проверить устойчивость рельс-форм пробным проездом распределителя с загруженным бункером. Особенно тщательно должны быть закреплены рельс-формы в стыках. При установке рельс-форм необходимо:

- производить подъем рельс-форм сначала на высоту 20 – 30см и, убедившись в надежности строповки, производить дальнейший подъем и перемещение;

- осуществлять точную наводку рельс-форм на место их укладки при высоте подъема над основанием не более 25см;

- направлять движение перемещаемой краном рельс-формы такелажными баграми или стропами оттяжки.

Во время работы рельсового бетоноукладчика запрещается становиться на вибробрус и отделочный брус, а также класть на них инструмент и другие предметы. При остановке бетоноукладчика на участках с продольным уклоном необходимо устанавливать на рельс-формы тормозные башмаки для предупреждения самопроизвольного движения машин.

При подвозе бетонной смеси по обочине должен быть обеспечен свободный проезд автомобилям-самосвалам и безопасность работающих. Движение автомобилей-самосвалов в зоне укладки цементобетонной смеси разрешается только по сигналу приемщика смеси; перед началом движения водитель обязан подать звуковой сигнал.

Помогать выгрузке бетонной смеси необходимо лопатой с удлиненной рукоятью стоя на земле, но не со стороны выгрузки смеси.

При укладке бетонной смеси бетоноукладчиком со скользящими формами посторонние должны находиться на расстоянии не менее 5м от работающей машины. При установке копирной струны необходимо тщательно закреплять ее концы в натяжных лебедках. Посторонним лицам запрещается находиться в зоне натяжения струны. Перед выдвижением бункера-распределителя следует подать звуковой сигнал. Запрещено находиться в зоне выдвижения бункера-распределителя и в зоне подхода к нему автомобиля-самосвала.

Запрещается класть на транспортерную ленту распределителя лопаты, ломы и другие предметы, а также очищать ленту от налипшей смеси во время работы машины.

Во время работы машины рабочие не должны находиться вблизи гусениц, между консолями, на которых установлены датчики автоматических систем, впереди движущейся машины ближе 5м, разбросав смесь вблизи шнека.

Производить очистку рабочих органов машины допускается только после полной остановки двигателя.

При транспортировании машины (перед ее погрузкой и выгрузкой) необходимо убедиться, что рычаги управления гусеницами и рабочими органами находятся в нейтральном положении. Для погрузки машины на трейлер и разгрузки необходимо использовать кран грузоподъемностью не менее 25 т. После погрузки машины на трейлер для транспортирования необходимо снять давление в гидросистеме хода.

5. Организация безопасности условий труда при строительстве сборных железобетонных покрытий.

Погрузку, разгрузку и укладку дорожных плит следует выполнять под руководством ответственного лица (назначаемого приказом администрации), который устанавливает порядок операций, определяет потребность в погрузочно-разгрузочных приспособлениях (стропы, траверсы, захваты), следит за правильным выбором способов выгрузки, штабелирования, погрузки и укладки плит в покрытие (см. схему 2)

Требования безопасности при строительстве дорожных покрытий

Схема 2 Укладка сборных железобетонных плит (М1, М2, М3 – монтажники)

Плиты, поступающие на строительную площадку, необходимо осматривать, отмечая и сортируя плиты с нарушенными или ненадежными монтажными скобами, трещинами и другими дефектами. Запрещается производить складирование плит под проводами действующих линий электропередач.

При перевозке плит на большие расстояния или по участкам, где возможно смещение плит или прокладок, верхние плиты в кузове скрепляются проволочными или канатными растяжками. Запрещается перевозить в кузове автомобиля плиты с напряженной арматурой при длине консоли более 2м и с ненапряженной арматурой – более 1,5м.

Перед разборкой штабеля плиты необходимо освободить от проволочных скруток с помощью специальных ножниц или резаков. Нельзя перерубать скрутки, ударяя по монтажным скобам. При разгрузке плит с железнодорожных платформ необходимо обеспечить безопасный доступ к местам перерезания проволочных скруток. Запрещается:

- поднимать плиту, масса которой превышает грузоподъемность данного крана при установленном вылете стрелы;

- поднимать плиту с поврежденными монтажными петлями (стыковыми скобами);

- отрывать плиту, примерзшую к земле или присыпанию грунтом;

- подтаскивать плиту косым натяжением каната или поворотом стрелы;

- находиться в зоне перемещения плиты кранами и в стесненных местах между перемещаемой плитой и другими объектами;

- перемещать плиту над кабиной автомобиля, перевозящего плиты, а водителю во время погрузочно-разгрузочных операций находиться в кабине;

- направлять движение перемещаемой краном плиты вручную; для этого следует применять такелажные багры длиной 1,5-1,8м или стропы-оттяжки;

- использовать стропы, не соответствующие весу поднимаемого груза;

- при подъеме плиты придерживать руками крюки и тросовые петли.

- С целью повысить безопасность укладки плит необходимо:

- поднимать плиты сначала на высоту 20-30см, а затем, убедившись в надежности зачалки и устойчивости крана, производить дальнейший подъем и перемещение плит;

- осуществлять точную наводку плит на место их укладки при высоте подъема над основанием не более 20см;

- применять стропы размером, соответствующим размеру укладываемых плит; угол между ветвями строп не должен превышать 90°.

6. Герметизация швов дорожных покрытий

При выполнении работ по герметизации швов с применением расплавленных, огнеопасных материалов, веществ, выделяющих вредные испарения, которые могут вызвать термические или химические ожоги, необходимо применять соответствующие СИЗ.

При приготовлении или разогреве мастики следует соблюдать следующие требования техники безопасности:

- котел заполняется мистикой не более чем на ¾ его вместимости;

- во избежание вспышки температура нагрева мастики не должна превышать значений, указанных в ТУ на эту мастику;

- для измерения температуры мастики следует использовать термометр со шкалой не менее 250 °С.

- для ликвидации возможной вспышки мастики на месте работ должен быть ящик с песком;

- загружать котел следует со стороны, противоположной топке;

- не разрешается загружать в котел с горячим битумом влажные материалы, используемые для приготовления мастики, во избежание сильного вспенивания смеси, перелива ее через край котла и воспламенения;

- брать пробу мастики для определения ее готовности следует только специальными черпаками;

- при приготовлении грунтовочного материала смешение горячей мастики с керосином необходимо производить на расстоянии не менее 50м от места разогрева мастики;

- разогретую мастику следует вливать в керосин при непрерывном перемешивании; температура мастики в момент введения ее в керосин не должна превышать 70°С.

При вспышке мастики котел необходимо плотно закрыть крышкой (кашмой). Тушить горящую мастику следует только сухим песком или пенными огнетушителями. Заливать водой горящую мастику запрещается.

Места хранения растворителей, подгрунтовочных растворов, мастики, битума должны быть оснащены щитами, оборудованными лопатой, ломом, топором, ведрами, баграми, огнетушителями. Рядом со щитом должны находиться ящики с сухим чистым песком. Расстояние от резервуаров с растворителями до зданий и различных сооружений должно быть не менее 50м, а между резервуарами – не менее10 м. Места хранения растворителей следует оградить и снабдить знаками безопасности по ГОСТ 12.4.026-2001.

Рабочие, занятые продувкой швов сжатым воздухом от компрессора и приготовлением пескоцементного раствора, должны иметь средства индивидуальной защиты: защитные очки и респираторы.

Литература

1. Карпов Б.Н. Основы строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог. – М.: Академия, 2011.

2. Подольский В.П., Глагольев А.В., Поспелов П.И. Строительство автомобильных дорог. Земляное полотно. – М.: Академия, 2013.

3. Смирнов А.В. Подольский В.П., Глагольев А.В., Поспелов П.И. Строительство автомобильных дорог. Дорожные покрытия. Учебник. – М.: Академия, 2015.

4. Строительство автомобильных дорог. Дорожные покрытия / под ред. В.В. Подольского. – М.: Дрофа, 2013.

5. Шуляков Л.В. и др. Автомобильные дороги. Строительство, ремонт, эксплуатация. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.