Транспортная логистика

Транспортная логистика

Статьи по теме
Искать по теме

Транспорт является одним из основных отраслей любого государства, наиболее важным фактором для эффективного экономического развития. Становление рыночных экономических отношений усиливает роль транспорта, так как при его непосредственном участии формируются региональные товарные рынки. Становится все более актуальной важной задачей транспорта ускорение оборота материальных ценностей, доставка готовой продукции, перевозки людей. Это напрямую влияет на экономические интересы, как производителей, так и потребителей.

Особое место среди различных видов транспорта занимает автомобильный транспорт.

Задачи и функции транспортной логистики

Транспортная логистика – перемещение требуемого количества товара в нужную точку, оптимальным маршрутом за требуемое время и с наименьшими издержками

Транспорт – связующее звено между элементами логистических систем, осуществляющий передвижение материальных ресурсов[1].

Транспорт играет особую роль в национальной экономике, связывает все отрасли, обеспечивая перемещение сырья, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции.

Большинство операций на пути материального потока от источника сырья до конечного потребителя осуществляется с помощью различных транспортных средств, согласно которому расходы по транспортировке до 50% от общей стоимости.

Транспорт представляют как систему, состоящую из двух подсистем: транспорт, предназначенный для общего пользования и транспорт необщего пользования.

Транспорт общего пользования обслуживает сферу обращения и население. Данный вид транспорта часто называют магистральным (магистраль – основная, главная линия в какой-нибудь системе, в данном случае – в системе путей сообщения). Понятие транспорта общего пользования охватывает городской транспорт, железнодорожный транспорт, водный транспорт (морской и речной), автомобильный, воздушный транспорт и транспорт трубопроводный.

Транспорт необщего пользования – внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие нетранспортным предприятиям, является, как правило, составной частью каких-либо производственных систем.

Задачи транспортной логистики[2]:

обеспечение технического соответствия участников транспортного процесса – согласованность параметров транспортных средств;

обеспечение технологического соответствия участников транспортного процесса – применение единой технологии транспортировки;

согласование экономических интересов участников транспортного процесса – общая методология построения тарифной системы;

использование единых систем планирования – разработка и применение планов-графиков для различных видов транспорта;

создание транспортных коридоров, выбор вида транспорта, выбор типа транспортного средства, выбор маршрута и др.

Транспортной системе присущи черты, свойственные любой другой производственной системе. Однако по сравнению с остальными отраслями народного хозяйства транспорт обладает целым рядом специфических особенностей, порождаемых характером производственного процесса:

- в процессе работы транспортной системы не создается новый материальный продукт, его производством является процесс движения грузов и пассажиров;

в отличие от продукции других отраслей транспорта продукция не являются взаимозаменяемыми: повышенный объем перевозок грузов между одними пунктами не могут компенсировать не транспортировку тот же груза между другими пунктами. Эти продукты не существует отдельно от транспорта и не может производиться в запас, то есть не предоставления транспорта во время не может быть компенсирован перевыполнением в другой период времени;

средства производства транспортной отрасли рассредоточены по всей стране, большинство из них находятся в постоянном движении. Масштабы деятельности отрасли, рассредоточенность ее объектов, динамический характер производственного процесса, воздействие большого числа случайных факторов обусловливают чрезвычайную сложность управления транспортной системой.

Значение транспортной логистики заключается в организации перемещения материального потока транспортом общего пользования исходя из приоритетных критериев экономических субъектов рынка (грузовладельцев). В связи с этим, инициатором логистического процесса, а значит и выбора того или иного вида транспорта является именно грузовладелец (как правило, грузоотправитель), находящийся в начале логистической цепи (цепочки поставок)[3].

Таким образом, грузовладелец понимает под транспортной логистики в первую очередь выбор вида транспорта, который отвечает его потребностям с точки зрения реализации критериев, предпочтения. Поэтому главная задача перевозчика в транспортной логистике – это формирование конкурентных транспортных компонентов логистических систем экономических субъектов рынка, который соответствует их потребностям не только с точки зрения важности перемещения товаров, но и обязательное выполнение требования к качеству перевозки.

Экономическая сущность рентабельности перевозок

Показателями, характеризующими эффективность деятельности предприятий, являются показатели рентабельности (или доходности).

Эффективность представляет собой отношение результатов к затратам. При этом в качестве результатов выступает прибыль предприятия, а в качестве затрат – ресурсы или капитал, от использования которого получен данный эффект.[5]

В экономической литературе дается несколько понятий рентабельности. Так, одно из его определений звучит следующим образом: рентабельность (от нем. rentabel – доходный, прибыльный) представляет собой показатель экономической эффективности производства на предприятиях, который комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов.[5]

По мнению других авторов, рентабельность – показатель, представляющий собой отношение прибыли к сумме затрат на производство, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы используемого для организации своей деятельности.

Так или иначе, рентабельность представляет собой соотношение дохода и капитала, вложенного в создание этого дохода. Увязывая прибыль с вложенным капиталом рентабельность позволяет сравнить уровень доходности предприятия с альтернативным использованием капитала или доходностью, полученный предприятиями, в аналогичных условиях риска. Более рискованные инвестиции требуют более высокой прибыли, чтобы они стали выгодными. Так как капитал всегда выгодно, чтобы измерить уровень рентабельности прибыли, в качестве вознаграждения за риск, по сравнению с количеством капитала, который был необходим для формирования прибыли. Рентабельность является мерой комплекса, характеризующего эффективность компании.

С ее помощью вы можете оценить эффективность управления предприятием, так как получение высокой прибыли и достаточного уровня доходности во многом зависит от правильности и рациональности принимаемых управленческих решений. Таким образом, рентабельность можно рассматривать как один из критериев для контроля качества.

По значению уровня рентабельности можно оценить долгосрочное благополучие предприятия, т.е. способность предприятия получать достаточную прибыль на инвестиции. Для долгосрочных кредиторов инвесторов, вкладывающих деньги в собственный капитал предприятия, данный показатель является более надежным индикатором, чем показатели финансовой устойчивости и ликвидности, определяющиеся на основе соотношения отдельных статей баланса.

Устанавливая связь между суммой прибыли и величиной вложенного капитала, показатель рентабельности можно использовать в процессе прогнозирования прибыли. В процессе прогнозирования с фактическими и ожидаемыми инвестициями сопоставляется прибыль, которую предполагается получить на эти инвестиции. Оценка предполагаемой прибыли базируется на уровне доходности за предшествующие периоды с учетом прогнозируемых изменений.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что рентабельность характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и систематизируются в соответствии с интересами участников экономического процесса

Говоря о рентабельности грузовых перевозок следует учитывать особенность транспорта, как особую отрасль народного хозяйства, которая характеризуется следующими особенностями:

1. Отсутствие у транспорта производственного процесса. Транспорт осуществляет лишь доставку грузов к месту назначения.

2. Транспортные услуги не подлежат хранению, так как по ним невозможно создать запасы. Проблема резервов на транспорте исходя из этого состоит в создании резерва пропускной способности и провозности способности.

3. Важным фактором в обеспечении транспортных услуг принадлежит трудовым затратам. Поэтому важнейшее значение для снижения себестоимости перевозок имеет увеличение производительного труда, улучшение использования транспортных средств, особенно подвижного состава, сокращение расхода топлива и электроэнергии на единицу перевозочной работы.

4. На транспорте реализуется сам процесс транспортной системы, а не конкретный продукт. Поэтому требования к эффективности и качеству работы транспортной системы относят не только к его рыночной продукции конечному результату транспортной деятельности, но и непосредственно к транспортному производственному процессу. Особенное значение имеют ускорение и бесперебойность транспортного конвейера, повышение качества работы каждого рабочего, бригады, каждого предприятия, производственного объединения, каждого вида транспорта и транспортной системы в целом.[6]

Основным показателем объема выполненных работ является грузооборот транспорта. Вот почему грузооборот в стоимостном выражении является фактором, от которого отталкиваются при расчете стоимости перевозки транспортной компании. В качестве эффекта в этом случае выступает прибыль от реализации транспорта, а также расходы, грузооборот в стоимостном или натуральном выражении, или стоимость грузооборот.[5]

Выбор подвижного состава, его обоснование и характеристика

Правильный выбор подвижного состава, соответствующий характеру грузовых и транспортных условий, имеет большое значение для обеспечения, проектируемых перевозок с максимальными возможными их качественными показателями и самыми низкими транспортными издержками.

При выборе типа подвижного состава следует руководствоваться тем, что подвижной состав автомобильного транспорта в наибольшей степени должен соответствовать:

- природно-климатическим условиям

- характеру и структуре грузопотока

- объемному весу и партионности груза

- дорожным условиям

- обеспечению максимальной скорости и безопасности движения

- обеспечению минимальных затрат, связанных с перевозкой грузов

- расстоянию перевозок,

- способу и уровню организации погрузочно-разгрузочных работ,

- обеспечивать перевозки данного вида груза с наименьшими трудовыми и материальными (в том числе и капитальными) затратами, т.е. при наименьшей себестоимости перевозок и наибольшей их рентабельности[8].

Ссылаясь на положения стандарта ГОСТ 26653-90 "Подготовка генеральных грузов к транспортированию. Общие требования"[10].

Этот стандарт устанавливает общие требования по подготовке генеральных грузов к транспортированию в прямом и смешанном сообщении: морским, речным, железнодорожным, автомобильным и авиационным транспортом.

Требования стандарта должны учитываться в разработке стандартов, технических условий на продукцию готовящуюся для перевозки, с точки зрения упаковки, маркировки, транспортировки и хранения, в планировании и организации отгрузки товаров, заключение договоров и контрактов на поставка экспорта и импорта товаров [7].

Выбор погрузо-разгрузочных средств

Для данной перевозки необходимо определиться с погрузо-разгрузочным средством. При выборе погрузчика, основываясь на учебник Ширяева С.А. [13], необходимо учитывать вид груза и транспорт, который используется для его доставки. Выбираемый погрузчик должен выполнять эффективную погрузку и выгрузку товаров, быть надежным в работе и безопасным для персонала и окружающей среды. Он должен создавать условия для комплексной механизации производственного процесса.

Машины прерывного (периодического) действия, предназначенные для подъема и перемещения штучных и сыпучих грузов, имеют необходимый для перемещения груза рабочий ход, который чередуется с обратным холостым ходом, а период действия чередуется с паузами на захват и отдачу грузов (краны, погрузчики, разгрузчики и вагоноопрокидыватели) [2].

Основное преимущество машин напольного транспорта (погрузчики) по отношению к другим машинам циклического действия является их мобильность и гибкость, которая определяется большим количеством съемных грузозахватных устройств. Путь следования напольных машин может быть произволен, они не требуют рельсовых путей, токопровода. Универсальность напольных машин предполагает крупносерийный характер их производства. Они требуют относительно небольших капиталовложениях, которые окупаются в короткие сроки [ 13 ].

Проект маршрута перевозки оборудования

Рис. 2.5 Факторы, влияющие на выбор погрузо-разгрузочных средств

Международные документы при перевозке грузов.

Международная товарно-транспортная накладная CMR( Приложение 1 )

Международная товарно-транспортная накладная CMR – это документ, используемый при международных грузоперевозках. CMR выписывается для подтверждения заключения договора перевозки, который определяет ответственность отправителя, перевозчика и получателя товара.

Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (Конвенция CMR (КДПГ)) применяется к договору грузоперевозки в случае, если он одновременно удовлетворяет четырем условиям:

- за перевозку уплачивается вознаграждение;

- места погрузки и отгрузки товара, оговоренные в договоре, находятся в различных государствах;

- по крайней мере одно из этих государств присоединилось к Конвенции CMR;

- перевозка осуществляется автотранспортом.

При пересечении границ государств в накладной делаются соответствующие отметки, при доставке груза в указанное место грузополучатель расписывается в получении груза. При перевозках в страны дальнего зарубежья (или из них в Россию) основным товарно-транспортным документом является международная автомобильная накладная, на CMR должна стоять отметка российского таможенного органа "Товар вывезен", которая подтверждает факт вывоза товара за пределы таможенной территории РФ. Если груз доставляется в страну – участницу стран Содружества Независимых Государств (или ввозится в Россию из одной из этих стран), перевозка может быть оформлена обычной товарно-транспортной накладной (форма N 1-Т) или CMR-накладной. Для сотрудничества с Белоруссией используется преимущественно номерной бланк. Во всех остальных случаях возможно использование безномерного бланка (либо проставления любой, принятой в на предприятии, нумерации).

CMR сопровождает договор на международную перевозку груза автотранспортом. Для использования накладной достаточно, чтобы хотя бы в одной из стран, между которыми осуществляется доставка, была принята Конвенция о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом (КДПГ)[22].

Оформляется в трех экземплярах: для отправителя, перевозчика и получателя.

В накладную вносится следующая информация:

- Дата отгрузки;

- Название груза;

- Данные перевозчика;

- Данные получателя;

- Срок доставки.

Подписывается документ отправителем и перевозчиком.

Декларация EX-1

Декларация для товаров, которые произведены в странах Европейского союза и экспортируются за границы Евросоюза. EX-1 дает возможность избежать уплаты местного НДС. Оформляется документ представителями перевозчика или производителя (поставщика), имеющими соответствующую лицензию. Погашается декларация EX-1 при пересечении границ Евросоюза.

Декларация T1

Декларация для сопровождения в странах Европейского союза грузов не европейского происхождения. Оформляется уполномоченными представителями поставщика или перевозчика на таможенных складах, на границе Европейского союза, если груз ввозится сушей, а при транспортировке авиатранспортом может оформляться прямо на борту судна.

Система TIR (Transports International Routiers, "Международные дорожные перевозки").

Главная цель системы TIR – упростить перевозчикам пересечение государственных границ, а таможенным органам стран, где принята система, дать прозрачные правила работы с транзитными грузами.

Работает TIR в более 50-ти странах мира. А таможенные органы этих стран уполномочили работать по этой системе более 4000 перевозчиков.

Правила работы системы:

– грузы при перевозке опечатаны и исключен любой доступ к ним (опломбирование, специальные контейнеры);

– груз сопровождается книжкой МДП (Международные дорожные перевозки);

Книжка МДП (Carnet TIR) – документ, который сопровождает груз при перевозке между таможнями получателя и отправителя. Оформляется документ уполномоченными организациями и выглядит в виде книжки с 4-14 листами. Первый лист неотрывной, а внутренние отрываются при прохождении очередной таможни.

Сейчас все больше грузов перевозиться с применением TIR. Это ускоряет сроки доставки и уменьшает транспортные расходы.[22]

Так же для пересечения таможенных границ потребуется свидетельство о допущении (Приложение 2).

Один из экземпляров "Свидетельства" предназначался для собственника или владельца автомобильного транспортного средства, прицепа, полуприцепа либо для изготовителя, а другой должен был сопровождать автомобильное транспортное средство, прицеп, полуприцеп.

В соответствии с положениями "Порядка" выдачи и использования свидетельства о допущении транспортного средства международной перевозки к перевозке товаров под таможенными пломбами и печатями, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 22 июня 2011 г. N 676, "Свидетельство" оформляется в одном экземпляре, который должен сопровождать автомобильное транспортное средство, прицеп, полуприцеп при перевозке товаров под таможенными пломбами и печатями.

В связи с изложенным предлагаем информировать собственников или владельцев автомобильных транспортных средств о необходимости возврата таможенным органам, ранее оформившим "Свидетельство" в двух экземплярах, одного экземпляра Свидетельства, предназначенного для упомянутых лиц[ 22 ]

Литература

1.Основы логистики: учебное пособие / А. А. Канке, И. П. Кошевая. – Москва: КноРус, 2010. – 575 с

2.Логистика: учебное пособие / Б. А. Аникин и др. – Москва: Проспект, 2011. – 405с.

3. Общий курс транспортной логистики: учебное пособие по дисциплине специализации специальности "Менеджмент организации" / Л. С. Фёдоров, В. А.Персианов, И. Б. Мухаметдинов. – Москва: КноРус, 2011. – 309 с.

4. Согласно уставу Общества " Клондайк Транс"

5.Степанов, В. И. Логистика: учебник для высших учебных заведений по направлению подготовки "Экономика" и экономическим специальностям / В. И. Степанов. – Москва: Проспект, 2010. – 487 с.

6. Логистика: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования по экономическим специальностям / [В. И. Маргунова и др.]. 2011. – 507 с

7 Основы логистики: [теория и практика] / [В. В. Щербаков и др.]. – Спб.: Питер Пресс, 2009. – 426 с

8. Транспортная логистика: учебно-методическое пособие / Р. Б. Ивуть, Т. Р. Кисель, 2012. – 377 с

9. truck.ironhorse.ru/volvo-fh.html- расположена информация о автотранспорте предназначенном для грузовых (в т.ч. прицепы и полуприцепы) и пассажирских перевозок; о технике специального назначения (строительная, сельскохозяйственная, для коммунальных служб и др) и о различном сопутствующем и навесном оборудовании

10. ГОСТ 26653-90 Подготовка генеральных грузов к транспортированию. Общие требования

11. Логистика складирования: учебник: по специальности 080506 "Логистика и управление цепями поставок" / В. В. Дыбская. – Москва: Инфра-М, 2012. – 557 с.

12. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение" в соответствии с требованиями

13. Ширяев С. А., Гудков В. А., Миротин Л.Б. Транспортные и погрузо-разгрузочные средства: учебник для вузов. – М редакция 2011г.2. – 848с.

17. Приказ Минтранса РФ от 21.04.2003 N ВР-1/п "Об утверждении Правил безопасности морской перевозки грузов."

18 Буйлова М. В..Лекции погрузо-разгрузочные работы 2013г.

20. Голубчик, А. М. Транспортно-экспедиторский бизнес: создание, становление, управление / А. М. Голубчик. – Москва: ТрансЛит, 2011. – 317 с

21. Логистика: учебное пособие / Б. А. Аникин и др. – Москва: Проспект, 2011. – 405с.

23. Голубчик, А. М. Транспортно-экспедиторский бизнес: создание, становление, управление / А. М. Голубчик. – Москва: ТрансЛит, 2011. – 317

24. Основы логистики: Учебное пособие/Под ред. Л.Б. Миротина, В.И. Сергеева. М.: ИНФРА-М, 2011.- 258 с.

25 Сербин В.Д. Основы логистики. Учебное пособие. – Таганрог, Князь. 2012.- 356 с.

26. Григорьев М.Н.: Логистика. – М.: Юрайт, 2011

27. Бродецкий Г.Л.: Системный анализ в логистике: выбор в условиях неопределенности. – М.: Академия, 2010

28. Вайс Е. С., Васильцова В. М., Вайс Т. А., Васильцов В. С. Планирование на предприятии (организации); КноРус – Москва, 2012. – 336 c.

29.Кукушкин С. Н., Поздняков В. Я., Васильева Е. С. Планирование деятельности на предприятии; Юрайт – Москва, 2013. – 350 c.

30 Основы логистики и управление цепями поставок" / Б. А. Аникин и др. – Москва: Проспект, 2012. – 339 с.

31. Основы логистики и управление цепями поставок" / Б. А. Аникин и др. – Москва: Проспект, 2012. – 339 с.