Типология и функции телевидения

Типология и функции телевидения как средства массовой информации

Статьи по теме
Искать по теме

Виды телевидения, как СМИ

Телевидение – от греч. "tele" – "далеко" и "viseo" – "вижу". В СССР Центральная студия телевидения была создана в 1951 году. В силу специфики телесигнала, распространяющегося при помощи коротких волн, телевидение долгое время оставалось "локальным". Его шествие по стране началось с появлением радиорелейных линий, первая из которых – "Москва – Киев" – была проведена в 1960 году. 1962 год был ознаменован отменой абонентской платы за телевидение. В 1967 году вступила в действие постоянная космическая связь – система "Орбита". Тоталитарному характеру государственного устройства соответствовала централизация телевидения. Появившееся в верхах мнение об идеологической нерентабельности регионального ТВ, привело к тому, что в 70-е гг. был закрыт ряд местных студий. К середине 80-х гг. в СССР 40% административных центров не имело своего телевидения. "Беды телепублицистики и телекино, накапливавшиеся год от году…, ко второй половине 80-х уже осознавались не как отдельные недочеты, но, скорее, как законченная система противодействия развитию телевизионного творчества, всякой свежей идее и просто здравому смыслу, " – пишет видный отечественный телеаналитик С. Муратов. Постсоветский период в развитии отечественного телевидения был отмечен кардинальными переменами, мощным всплеском творческой и организационной активности. В настоящее время ТВ занимает ведущее положение в системе СМИ.

Телевидение как средство массовой информации, опираясь на опыт своих предшественников в коммуникационной, просветительской и художественной области, стало существенным фактором общекультурного и общеэстетического значения.

Плюсы ТВ:

- оперативность (прямой эфир);

- максимальный эффект присутствия, усиливающий ощущение достоверности у зрителя;

- условно бесплатное получение информации.

Минус ТВ:

- принудительность – передачу можно смотреть в тот момент, когда она демонстрируется.

Классификация современного ТВ осуществляется по следующим параметрам:

1. По способу трансляции:

- эфирное (распространение сигнала от телевышки до приемника);

- спутниковое ("НТВ+", "Космос-ТВ");

- кабельное (московское "КТВ-1").

2. По типу деятельности:

- вещательные структуры ("Первый канал"); как правило, они универсальны: в том числе заняты производством программ;

- программопроизводящие ("Вид");

- дистрибьюторские.

3. По охвату аудитории:

- общероссийское ("РТР");

- межгосударственное ("Первый канал");

- региональные (ВГТРК "Регион-Тюмень");

- местные (ТК "Ладья").

4. По специализации программ:

- общие (ВИД);

- специализированные ("Воен ТВ").

5. По форме собственности:

- государственные ("РТР");

- негосударственные ("СТС", Ren-ТВ").

Особенности телевидения

Можно выделить следующие особенности телевидения как средства массовой коммуникации:

1.Способность электромагнитных колебаний, несущих телевизионный сигнал, проникать в любую точку пространства в зоне действия передатчика. С появлением спутникового телевидения последнее ограничение отпало, еще более усилив позиции телевидения [Князев].

2.Экранность, то есть наличие особого "зрительно-звукового языка, представляющего собой единение изображения и речи" [Табасаранский 2002:24]. Именно экранность обеспечивает непосредственно-чувственное восприятие телевизионных образов, а значит, и их доступность для самой широкой аудитории. В отличие, например, от радио, телевизионная информация доносится до зрителя в двух плоскостях: вербальной, акустической, и невербальной, зрительной.

Зрительно-звуковой характер телевизионной коммуникации усиливается персонификацией информации [Князев]. Телевидение в большом числе случаев подразумевает "доверительный характер общения, вызванный приемами прямого обращения к зрителю, установлению с ним непосредственного контакта" [Табасаранский 2002:24].

3.Симультантность, то есть одновременность события и его отображения на телевизионном экране, является едва ли не самым уникальным свойством телевидения. [Князев]. Симультантность используется в телевизионных передачах не постоянно, но создавая эффект присутствия, имеет большое значение для психологии зрительского восприятия т. к. придает телевизионному сообщению особую достоверность, документальность и реалистичность.

4. "Системность и программность, выражающаяся в том, что телевидение – это совокупность передач, представляющих единое целое, где каждая из передач воспринимается в связи с другими и выходит в эфир в определенное время" [Табасаранский 2002:25].

5. "Особенность телевидения как социальной системы, специфика телевизионной аудитории" [Табасаранский 2002:25].

Именно такими функциональными, структурными, выразительными и эстетическими особенностями и возможностями характеризуется современное телевидение, занявшее по мере развития и совершенствования своей технической базы особое место в системе средств массовой коммуникации. Наличие возможностей определяет и те функции, которые выполняет телевидение в современном мире.

1) Информационная функция.

"Назначение всех средств массовой информации – удовлетворение информационных потребностей человека, общества, государства. Это относится и к телевидению, которое отличается лишь тем, что способно распространять информацию полнее, быстрее, достовернее и эмоционально более насыщенно, нежели радио или печатные СМИ" [Князев]. Информационные программы являются опорными точками сетки вещания любой телекомпании и обеспечивают регулярное получение людьми экономической, политической, социальной и культурной информации.

2) Культурно-просветительская функция.

Наряду с трансляцией любых культурных мероприятий: спектаклей, концертов, кино- и телефильмов, культурно-просветительскую функцию выполняют любые передачи. Они демонстрируют зрителю участников событий, ведущих, их стиль общения, степень грамотности и пр. Все это влияет на зрительские установки, как в качестве положительного, так и отрицательного примера. По большей части эталонно воспринимаются ведущие программ. Однако, к сожалению, появление множества телеканалов разного уровня породило не только высокопрофессиональных, но и малокультурных и недостаточно грамотных ведущих.

В культурно-просветительских программах очень часто присутствует элемент дидактики и назидательности. Задача авторов и ведущих – сделать его ненавязчивым и предельно деликатным.

3) Интегративная функция.

Все СМИ поддерживают нормальное функционирование общества, на которое распространяется их воздействие, и одна из главных задач телевидения – развитие ощущения сопричастности каждого ко всем. Усиление общих для аудитории ценностных установок (на общечеловеческие, общенациональные и др. системы ценностей), как и противодействие деструктивным в отношении общества тенденциям, должны быть доминантой ТВ, как и любого другого СМИ. Необходим учет интересов различных возрастных групп, например, подростковых, однако выполнение интегративной функции телевидения значительно усложняется там, где сложен состав зрительской аудитории: в национальном, конфессиональном отношении.

4) Социально-педагогическая или управленческая функция.

Выполнение этой функции предполагает пропаганду определенного образа жизни с соответствующим набором политических, моральных и духовных ценностей. Ее степень и мера воздействия телевидения на аудиторию зависят от той системы, в которой действует данное телевизионное СМИ. Если под системой подразумевается государство, то от характера данного государства, степени его демократичности и т.д. Впрочем, даже в самых демократических государствах телевидение в значительной части своих программ служит проводником государственной политики. Наиболее очевидно управленческая функция телевидения может быть реализована в информационных и других общественно-политических программах.

Идеал беспристрастности и независимости обречен оставаться лишь идеалом. Управленческая функция телевидения (как и любого другого СМИ) не обязательно действует в схеме "государство – СМИ – народ". Телевизионным средством массовой информации могут управлять те или иные партийные, финансово-олигархические, региональные и прочие группировки.

5) Организаторская функция.

Организаторская функция ТВ возникает в том случае, когда телевидение само становится инициатором той или иной общественной акции. Примером осуществления этой функции могут быть многочасовые телемарафоны с благотворительными целями и т. д. Следует отличать ее от функции управленческой, где телевидение служит скорее инструментом.

6) Образовательная функция.

Под образовательной функцией ТВ понимается "углубление или обновление знаний телезрителя в той или иной научной дисциплине или области знаний". [Самарцев 1995:16] Здесь уместно использование аналогий и обобщений, параллелей и исторических реминисценций. Образовательные передачи (лекции или беседы, фильмы, телеуроки) могут носить обзорный или ознакомительный характер, они вполне применимы для самостоятельного ознакомления с предметом, не связаны с сугубо вузовским или школьным применением, а имеют весьма широкую направленность (для домохозяек, дошкольников, абитуриентов и т.д.). Материал в таких передачах изложен с учетом уже имеющихся у аудитории знаний, без подробного терминологического разбора и объяснения каждого понятия. Подразумевается, что слушатель или зритель готов к ее восприятию.

7) Рекреативная функция.

Рекреация – это отдых, расслабление, восстановление сил, примером осуществления этой функции могут служить разного рода развлекательные телепередачи [Князев].

"Телевидение, как и радиовещание, будучи сравнительно новыми средствами массовой информации по отношению к периодической печати, при своем появлении и в процессе развития позаимствовали в своих программах пригодные для них жанры и формы газет, журналов и прочей литературы" [Строкач 2001:5; Часть II]. Многие из них телевидение до сих пор использует в их оригинальном виде, но посредством звуковой и визуальной интерпретации, не внося изменений в их основные элементы (рассказ, очерк и др.); другие трансформировались в новые формы, обогащенные новыми элементами. Наряду с видоизменением старых и использованием существующих в печати и литературе жанров, появились и обособились специфические, характерные только телевидения жанры и формы. Например, телемосты "Москва – Нью-Йорк", "Москва – Берлин", "Москва – Париж" и др.

Телевидение - средство массовой коммуникации

Массовая коммуникация как разновидность человеческого общения обладает определенными специфическими особенностями, которые накладывают свой отпечаток на сам процесс общения и его структурные компоненты. Как и в любом виде общения, здесь можно выделить следующие компоненты:

- коммуникатор, т.е. тот, кто говорит, кто сообщает информацию;

- аудитория (реципиенты), т.е., кому говорят, кому сообщают информацию;

- сообщение – что именно говорят, сама информация;

- канал – техническое средство, с помощью которого осуществляется передача сообщения [Строкач 2001:4; часть II].

Как отмечает Строкач, отличие жанров телевидения от жанров периодической печати и литературы определяется особенностями коммуникационного канала, так как именно опосредованность общения техническими средствами задает и предопределяет основные специфические особенности массовой коммуникации как разновидности человеческого общения. Технические средства передачи информации дают возможность общаться фактически не отдельным людям, не отдельным личностям, а большим социальным группам. В этом и заключается ключ к пониманию жанровых особенностей творческого процесса на телевидении и путей формирования жанров. Следовательно, специфическое средство передачи сообщения – телеканал – является определяющим отличительным признаком жанров телевидения от жанров печати и литературы.

Как пишет Строкач, телепередача по своей природе является визуально-акустическим отражением действительности, в основе которого лежат звучащее слово и изображение во всех их вариантах (чтение текста диктором, комментарий корреспондента или международного обозревателя, чтение стихов, пение, показ текстов, фотографий, карт, показ картин действительности, снятых с помощью телевидеокамер или средствами кинематографа и т.п.). В телепередачах могут использоваться и другие визуально-акустические компоненты, документально переданные или воспроизведенные в магнитной записи визуально-акустические картины действительности (музыка, шумовые эффекты). Суммируя все вышесказанное, можно сказать, что особенности тележанра определяются спецификой визуально-акустического отражения действительности (визуально-слуховым восприятием). Основной элемент здесь визуально-звуковой способ передачи информации, с помощью которого можно непосредственно воздействовать на телезрителей и передавать в эфир сообщения о событиях, явлениях и процессах в момент их свершения или после записи их на магнитную ленту.

Сделав некоторые предварительные замечания по специфике жанров телевидения и, приступая к их классификации, хочется отметить, что теоретическое изучение телепрограмм необходимо прежде всего для того, чтобы можно было отличить общее от частного с точки зрения способа отображения в телепередаче действительности.

Классификация жанров по звуковой специфике.

Исходя из особенностей акустического отражения действительности, телепередачи с точки зрения звуковой специфики, теории и практики можно подразделить на следующие группы: монологовые, диалоговые, документально-художественные. [Строкач 2001:7; Часть II]

Основной характерной чертой монологовых телепередач является личное повествование (дикторское чтение текста, выступление, комментарий и др.). Наиболее типичными представителями этой группы телепередач являются: телевизионная заметка или телевизионная корреспонденция, комментированная новость, информационный выпуск, информационный обзор, новости, комментарий и др. [Строкач 2001:6 – 7; Часть II]

Отличительной чертой диалоговых телепередач является отражение действительности средствами диалога, разговора, дискуссии. К этой группе телепередач можно отнести интервью, диалог, дискуссию, беседу нескольких лиц, пресс-конференцию, телемост, телеконференцию и др. [Строкач 2001:7; Часть II]

Группа документально-художественных телепередач характеризуется наличием звуковой картины (звукового фона) действительности в качестве основной жанровой черты. Звуковой фон или звуковая картина (шум улицы, стадиона, аплодисменты, шум прибоя, раскаты грома, промышленные звуки и т.п.) дополняют звучащее слово и делают его более выразительным и впечатляющим. К этой группе телепередач отнесем репортаж, документальный рассказ, очерк (портретный и страноведческий) и др. [Строкач 2001:7; Часть II]

Основным жанровым признаком документально-художественных телевизионных публицистических передач является наличие в передаче (программе) документальных кадров кино- или телевизионной хроники, архивных фотографий и текстов, географических карт, рисунков, картин и т.д., а также звукового фона. В документально-художественных радио- или телепередачах часто присутствует музыка [Строкач 2001:7 – 8; Часть II].

К числу документально-художественных телевизионных передач можно отнести в качестве примера такие передачи, как "Загадка Сталина" Э. Радзинского, "Неизвестная война", "Летопись полувека", "Стратегия победы", "Клуб путешественников" и другие.

Еще раз подчеркнем, что, в отличие, например, от радио, телевизионная информация доносится до зрителя в двух плоскостях: слуховой и зрительной. Звукозрительный характер телевизионной коммуникации усиливается персонификацией информации, которая уже давно утвердилась во всем мире как принцип вещания, как сущностное отличие телевизионной журналистики от других ее родов [Князев]. Поэтому, принимая во внимание эти особенности, анализируя фигуру ведущего следует различать категорию автора и ведущего, который, в основном, является исполнителем (исключение составляют авторские телепередачи, такие, как, например, "Времена" с Владимиром Познером).

Теперь рассмотрим классификацию телепередач в более широком, теоретическом аспекте. Классификацию используемых в телевидении жанров можно подчинить следующему принципиальному порядку: род, вид, жанр.

Согласно родовому признаку телевизионные передачи отличаются по основному выразительному или выразительно-изобразительному методу отображения действительности – публицистическому, художественному, музыкальному и др. [Строкач 2001:8; Часть II].

С точки зрения видов в публицистическом роде различают следующие группы жанров:

- информационные,

- аналитические,

- информационно- аналитические,

- документально-художественные [Строкач 2001:8; Часть II]..

Характерные особенности информационных жанров на телевидении определяются спецификой средств, которыми оно располагает, а именно тембр голоса, интонация, своеобразие слов и мыслей, – все это создает портрет человека, персонализация информационного сообщения усиливается визуальным изображением, что существенно влияет на восприятие информации. Известно, что на восприятие информации телезрителем часто влияет его отношение к личности коммуникатора – диктору, корреспонденту, ведущему или обозревателю. Если телезрителю нравится личность коммуникатора, то сообщаемая им информация усваивается хорошо, а если не нравится, то на пути информации возникают часто непреодолимые барьеры [Строкач 2001:8 – 9; Часть II].

Итак, личная интерпретация фактов и событий, преподносимых телевизионными журналистами, является наиболее характерной чертой современной информации на телевидении. В группу информационных жанров включаются только монологовые по форме сообщения: информационная заметка, корреспонденция, информационный обзор, информационный выпуск, новости дня, последние известия и др. [Строкач 2001:9; Часть II].

Изложенные выше соображения в еще большей мере относятся к характеристике группы аналитических жанров, которые следует рассматривать, как освещение фактов или событий с определенной позиции, с намерением вызвать точно определенную реакцию. "Аналитические телепередачи – это освещение фактов или событий путем их анализа, исследования или комментирования, часто с использованием исторических фактов, аналогий, ассоциаций, со вскрытием подоплеки события и т.д. Этим они отличаются от информационных передач, в которых главным жанровым признаком является сообщение о факте или событии без раскрытия его сути и толкования или комментирования" [Строкач 2001:9; Часть II].

Комментарий, анализ – это, прежде всего, отношение, позиция журналиста, обозревателя, личный взгляд и рассуждения о совершившихся фактах и событиях в мире.

Строкач предлагает включать в эту группу жанров как монологовые (комментарий, беседа-выступление), так и диалоговые формы (интервью, дискуссия, пресс-конференция, телемост, беседа и др.).

"Информационно-аналитические передачи или программы сочетают в себе признаки информационных и аналитических жанров. В этом виде жанров могут сочетаться, например, информационная заметка с комментарием, интервью, беседа, дискуссия" [Строкач 2001:10; Часть II].

Характеризуя вид документально-художественных жанров или, как их еще можно назвать, художественную публицистику, необходимо отметить, что "как понятие тележурналистики документально-художественные жанры существует недавно, но как факт, как способ отражения окружающего мира средства телевидения имеют уже значительный стаж. Речь идет о виде жанров, в которых информационное сообщение или освещение событий обогащается художественно-эмоциональной интерпретацией фактов" [Строкач 2001:10; Часть II].

Как отмечает Строкач, документально-художественные телепрограммы рассчитаны не только на познание, но и на эмоционально-эстетическое воздействие, поэтому в них используются приемы, близкие или прямо взятые из арсенала художественной литературы, театрального или музыкального искусства, художественный монтаж и т. д., но не отклоняющиеся от документальной основы. Также "для художественной публицистики на телевидении характерен не рассказ или повествование, базирующийся на фактах, случаях, событиях из действительности, как это имеет место в газетно-журнальном очерке, художественном репортаже, а непосредственное использование звуковых или визуальных документов, подобранных целенаправленно и включенных в передачу, согласно определенной политико-эстетической задаче".

К звуковым документам можно отнести выступления политических и общественных деятелей, голоса писателей и пр., записанные на магнитную ленту, грампластинку или CD-диски, шумы (демонстрации, парады, возгласы, аплодисменты и т.п.). К визуальным – кадры кинохроники, фотографии, репродукции, схемы и т. п.

Под жанром в рассматриваемой классификации понимается конкретная литературная визуально-акустическая форма отражения действительности, обладающая определенными признаками. Однако, хотя жанр обладает рядом постоянных, устойчивых признаков, в нем могут присутствовать случайные элементы, которые не оказывают существенного влияния на характер жанра (например, интервью может иметь информационный характер, но оно довольно часто используется как аналитический жанр).

Также справедливо утверждение, что классификацию жанров и их характеристику нельзя воспринимать как аксиому, так как они находятся в постоянном развитии.

Суммируя все вышесказанное, можно сказать, что, "сочетая в себе визуальную наглядность фотографического оттиска, всеохватность аудиовизуальной природы кино, действенность художественно-театрального зрелища, возможность постижения глубин литературно-художественного слова, цветовую и композиционную изощренность изобразительных искусств и т.д., а с другой стороны, почти безграничные возможности передачи информации, унаследованные от массовой печати и радио, телевидение сегодня представляет как социальный, историко-культурный и эстетико-художественный феномен, синтезирующий в себе практически все, что существует в области коммуникаций и художественного творчества". (Табасаранский Р.С.).

Однако нельзя не сказать о факторе адресата. Ведь создавая ту или иную телевизионную программу, первое на что должны ориентироваться создатели – это целевая аудитория. Именно в зависимости от ее особенностей будет определяться характер, стиль и формат телепередачи.

Анализируя программы передач современных российских телеканалов, можно выделить две основные тенденции. С одной стороны, некоторые телеканалы стремятся к специализации (такие телеканалы, как "Спорт" (спортивный телеканал), "Культура" (все, что связано с культурой, например, трансляции театральных спектаклей, новости культуры и пр.), "Вести 24" (новостной канал), "Euronews" (новостной канал), "2×2" (телеканал мультфильмов), "Домашний" (телеканал для домохозяек), "МУЗТВ" и "MTW" (музыкальные телеканалы) и пр.), с другой стороны, некоторые телеканалы стремятся к расширению аудитории, предлагая передачи, адресованные самым различным аудиториям (например, Первый канал, который включает в свою программу самые различные передачи, адресованные разным аудиториям (мультфильмы – для детей, новости – для всех, различные ток-шоу (например, "Пусть говорят") для домохозяек, вечерние телесериалы для совместного семейного просмотра, а также многочисленные документально-художественные передачи и специализированные передачи в выходные дни ("Играй, гармонь" – для людей пенсионного возраста, "Дисней клуб" – для детей, "Времена" – для тех, кто интересуется политикой и пр.).

Интересно высказывание В.В. Познера, он написал в своей колонке в журнале "Эсквайр", что, по его мнению, сегодня представляет собой российский телеэфир: "Это причудливая смесь, состоящая из окровавленных тел, нескончаемой стрельбы, юмора, рассчитанного на интеллект больного лабрадора, бодряческого смеха, перебиваемого душераздирающими криками пытаемых садистами людей, и пошлых до тошноты интервью с так называемыми звездами".

Исходя из этих особенностей, можно предположить, что и функции разных каналов отличаются. Некоторые телеканалы заявляют свою функцию в названии. Например, МУЗТВ позиционирует себя как первый музыкальный, СТС как первый развлекательный, "Домашний" как телеканал для домашних и пр. И, соответственно, предлагают только специализированную информацию для определенной аудитории. Другие же стремятся охватить все аудитории. Но если проанализировать сетку любого телеканала, становится ясно, что если для взрослых и детей есть определенные передачи (для взрослых – новости, различные шоу, документально-художественные передачи и пр., для детей – мультфильмы), то для подростков и юношества практически ничего нет. Ведь передачи для подростков имеют качественные отличия: с подростками надо говорить доступнее, проще, доброжелательнее, темп речи должен быть замедленный, для лучшего усвоения информации, кроме того, передача должна быть динамичной и увлекательной, так как подростки не терпят статичности и однообразия. И потребность в таких передачах высока, так как "подростковый возраст – ответственный период в становлении и развитии личности. Происходит формирование мировоззрения и социальной направленности подростка, складывается система отношений, интересов и увлечений" [Прохорова Т. Н., Сергунин С. А.]. И "СМИ существенно влияют на усвоение спектра социальных норм, формирование ценностных ориентаций; являются системой неформального образования и просвещения" [С. В. Никитина].

Вывод

Телевидение обладает характерными особенностями, а также выполняет различные функции и все телевизионные программы можно классифицировать по родовому, видовому признаку, а также по звуковой специфике.