Теории происхождения государства и права

Теории происхождения государства и права.

Статьи по теме
Искать по теме

Особенности и функции государства в правовой науке

Изучение и рассмотрение понятия государства в начале ХХІ столетия чрезвычайно важно. Понятие "государство" охватывает все регионы земного шара и все народы, но в разные эпохи ученые с не одинаковых позиций подходят к нему и объясняют его происхождение, признаки и сущностные черты. И так, что же такое государство, что включает в себя понятие "государство".

Термин государство можно употребить в двух аспектах: как определение политико-географического образования и для обозначения организации политической власти, системы и структуры органов государственной власти, регулирующих и охраняющих социальные процессы.

Но государство – это не только регулятор общественных отношений, его можно рассматривать и как общество на определенном этапе, уровне развития, как это делали древние греки. Данный подход не потерял своего значения и сегодня. То есть государство – это социальный институт, социальное явление.

Древние греки считали, что государство – это общество на определенном уровне развития, состоящее из множества элементов; что государство всегда благо; они положили начало патриархальной теории происхождения государства.

Римский государственный деятель, политический мыслитель и философ, оратор и писатель Марк Туллий Цицерон представлял государство как союз людей, объединенных общими началами права и общей пользой. Он первым предложил юридическое понятие государства: "Государство есть достояние народа, а народ – не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов…Государство – общий правопорядок…".

Таким образом, можно сделать вывод, что в античности государство понималось, как общество на самой высшей ступени развития, но уже обращалось внимание на связь государства и права. Римляне сформулировали юридический подход к понятию государства.

В настоящее время под государством понимается следующее: Государство – это организация власти экономически господствующих в том или ином обществе социальных групп для решения как своих узкоклассовых задач, так и задач общества в целом.

Государство является особой социальной организацией, имеющей признаки, отличающие ее от догосударственных организаций и от других организаций цивилизованного общества. Существуют две группы таких признаков:

1. Признаки, отличающие государство от социальных организаций первобытнообщинного строя – наличие публичной власти, территории, налогов. Публичная власть – слой людей, выделившихся из общества с целью управления. Публичная власть обычно реализуется в виде президента и трёх ветвей власти (исполнительной, законодательной и судебной).

Территория представляет собой участок земли, контролируемый государством. древние племена мигрировали, а потому не имели постоянной собственной территории; с возникновением государства территория (место обитания) начинает определять статус человека.

Налоги – определённые материальные блага, которые в известной установленной пропорции собираются с граждан государства на содержание государственного аппарата, решение задач, стоящих перед государством, выполнение внешне- и внутриполитических функций. Ни одно государство не может существовать без налогов.

2. Признаки, отличающие государство от любой другой социальной организации – наличие публичной власти, территории, налогов, суверенитета, права.

Суверенитет – верховенство, единство и независимость государственной власти. Верховенство означает, что нет силы, стоящей выше государственной власти. Единство символизирует одинаковую роль власти на всей территории государства; наконец, независимость (внешняя и внутренняя) обозначает свободу власти от воли других государств или определённых групп населения.

Право – важнейший установленный государством нормативный регулятор социальных процессов во всём государстве.

Для понимания сущности государства необходимо рассмотреть его основные функции. Функция государства – это основное направление (и сторона) государственной деятельности по решению конкретных внутриполитических и международных задач. Функции государства подразделяются на внутренние и внешние.

Внутренние функции государства:

1. экономическая (прогнозирование и программирование развития экономики),

2. социальная (оказание социальных услуг населению),

3. правоохранительная (охрана правопорядка, прав и свобод граждан, защита собственности),

4. экологическая.

Внешние функции государства:

1. защита Отечества (в частности, поддержание боеспособности армии, разведывательная деятельность),

2. борьба за мир и взаимовыгодное сотрудничество c другими государствами.

Форма государства складывается из трёх элементов: формы правления, государственного устройства и государственного режима.

Государство обладает монополией на осуществление от имени всего общества внутренней и внешней политики, исключительным правом издания законов и правил, обязательных для всего населения, правом взимания налогов и сборов.

К. Маркс и Ф. Энгельс отмечали, что государство носит классовый характер, но его деятельность охватывает и выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества.

Ведущая роль государства в политической системе обусловлена его универсальными свойствами, которыми не обладают никакие другие организации и элементы политической системы. Только государство регламентирует правовое положение политических партий, общественных объединений и религиозных организаций, средств массовой информации, работу избирательных кампаний. Все другие организации могут регулировать только деятельность собственных формирований, членов и участников конкретной организации, конкретного объединения, их полномочия распространяются только в рамках одного политического элемента.

Основные теории происхождения государства

На процесс происхождения государственности влияли многие факторы: социально-экономические, военно-политические, природно- климатические, информационно-управленческие, нравственно-религиозные, национально-исторические, духовно-культурные, экологические, психологические и т.п.

Сам процесс появления государства далеко неоднозначен. С одной стороны, необходимо различать процесс первоначального возникновения государства и права на общественной арене. Это процесс формирования государственно-правовых явлений, институтов и учреждений на основе разложившихся по мере развития общества догосударственных и, соответственно, доправовых явлений, институтов и учреждений. А с другой стороны, необходимо выделять процесс зарождения и развития новых государственно-правовых явлений, институтов и учреждений на базе ранее существовавших, но по каким-то причинам ушедших с общественно-политической сцены.

Возникновение и эволюция государства – это длительный, сложный, многогранный и неоднозначный процесс, на который оказывали влияние многие факторы: географическое расположение, климат, религиозные представления, менталитет и многое другое.

Современная наука связывает процесс возникновения государства главным образом с развитием производства, с переходом от присваивающей экономики к производящей, с первым общественным разделением труда, с появлением экономического и социального неравенства, не отрицая наличия и других предпосылок возникновения государства.

Отправной точкой в процессе возникновения государства было первое общественное разделение труда, в результате которого скотоводы отделились от земледельцев, произошедшее примерно 4-9 тыс. лет назад. В результате общественного разделения труда появился прибавочный продукт, что способствовало усилению обмена и обменных отношений, привело к возникновению торговли и появлению денег. Этот процесс повлек за собой формирование отдельной социальной группы – купцов, занимающихся только куплей и продажей различных товаров, передачей товаров от производителей к потребителям.

Теперь рассмотрим основополагающие теории возникновения государства. Согласно теологической теории (Фома Аквинский, Ж. Маритен), государство возникло в результате сотворения Богом мира, и потому оно незыблемо и не подвластно человеческой воле. Каждый обязан подчиняться государю как наместнику бога на земле и смиренно подчиняться его решениям.

Патриархальная теория (Аристотель, Р. Фильмер, Н. Михайловский) основывает свое объяснение появления государства на том, что люди, стремясь к взаимному сосуществованию и совместному общению, создавали семьи. В последующем в процессе развитие и разрастание патриархальных семей происходит к их объединению в государство под единой "отцовской" властью правителя. Таким образом государство – это своеобразная большая семья, в которой подданные должны следовать воле правителя как дети в семье следуют воле отца.

Договорная теория (Гольбах, Гроций, Локк, Монтескье, Руссо, Радищев) рассматривает возникновение государства как продукт сознательного общественного творчества, как результат добровольного объединения людей и заключения ими общественного договора. Народ по своей воле передает государству часть своей свободы в обмен на безопасность и обеспечение порядка. В итоге у правителя и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей, а также и ответственность за их невыполнение. Граждане обязаны подчиняться законам, платить налоги, но и получать от государства гарантированную защиту личной свободы и собственности. В случае злоупотребления государственной власти граждане вправе расторгнуть с ней договор, в том числе и путем свержения.

Органическая теория (Г. Спенсер, Вормс, Прейс и др.) развивалась под влиянием достижений естественных наук второй половины XIX в., особенно эволюционной теории Ч.Дарвина. Государство рассматривается как живой организм, который явился результатом эволюции человека и естественного отбора. Дальнейшее развитие человека приводит к объединению людей в единый организм – государство.

Подобно живому организму, состоящему из клеток, государство состоит из людей. Правители в нем выполняют функции мозга и организуют деятельность всех его органов и систем.

Подобно тому, как в процессе естественного отбора выживают самые приспособленные организмы, так и в результате войн и внутренней борьбы побеждают более совершенные государства.

Представители теории насилия (Е.Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский) в качестве главных причин образования государства называют завоевания и порабощения, которые приводят к господству одних племен над другими, одних групп населения над другими.

Государство возникло как аппарат, обеспечивающий повиновение завоеванными народами. При этом насилие рассматривается не как некое ограниченное, локальное противостояние победителей и побежденных, правящих и управляемых, но и имеющее далеко идущие социально-экономические последствия, такие как появление рабства, частной собственности, классового деления. "Племя победителей, – отмечал Каутский, – подчиняет себе племя побежденных, присваивает себе и всю их землю и затем принуждает побежденное племя систематически работать на победителей, платить им дань или подати. При всяком случае такого завоевания возникает деление на классы, но не вследствие деления общины на различные подразделения, а вследствие соединения в одно двух общин, из которых одна делается господствующим, другая угнетенным и эксплуатируемым классом, принудительный же аппарат, который создают победители для управления побежденными, превращается в государство".

Психологическая теория (Л. Петражицкий, Г. Тард, З. Фрейд и др.) объясняет процесс формирования государства психологической потребностью большей части людей в повиновении, послушании, защите и стремлением отдельных личностей повелевать, вести за собой других. Государство – есть продукт разрешения психологических противоречий между активными личностями, способными к принятию ответственных решений и пассивной массой, способной лишь к исполнению чужой воли.

Экономическая теория (Сен-Симон). Согласно этой теории государство – это результат исторического прогресса. Ведущим звеном человеческого прогресса, его ядром являются экономические преобразования. Именно изменения в области экономики приводят к образованию государства.

Классовая (марксистская) теория (К.Маркс, Ф.Энгельс, В. Ленин) она развивает положения экономической теории и связывает происхождение государства с развитием материального производства. Согласно марксисткой концепции государство возникло, прежде всего, в силу общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. Именно непримиримость классовых противоречий и порождает потребность в государственной власти, призванной обеспечить экономическое господство одного класса над другим.

Патримониальная теория. (А. Галлер). Представители утверждают, что государство произошло из поземельной собственности. Издавна между общинами, племенами происходили стычки за территорию, которая была основой пропитания в эпоху присваивающей экономики. Когда человек перешел к производящей экономике, скотоводству, пахотному земледелию, земля не перестала быть объектом использования, более того, человек оказался к ней привязан накрепко, поскольку и один, и другой вид производства предполагал оседлый образ жизни. В первобытном обществе земля принадлежала общине, племени в целом и находилась в коллективной собственности. Затем происходит концентрация власти в руках вождей, и постепенно она переходит во власть государственную. Властителем земли объявляется государь. Таким образом, государственная власть идет не от народа и не от кого-либо. Это не что иное, как медленно, путем продолжительных и незаметных изменений преобразованная власть собственника над живущими на его земле.

Именно из права владения землей власть автоматически распространяется и на проживающих на ней людей.

В процессе поиска причин появления государства складываются и другие теории – расовая, спортивная, ирригационная и т. д. Но следует заметить, что объяснить процесс возникновения государства в рамках лишь одной теории не представляется возможным, так как в основе этого сложного процесса лежала целая совокупность факторов, в той или иной степени оказавших влияние на образование конкретного государства. Более того, процесс образования государств еще продолжается и дискуссия о причинах, лежащих в его основе еще не закончена.

Основы понимания права в науке

Право – это система общеобязательных норм, правил поведения, которые установлены (или санкционированы) государством и охраняются им от нарушений.

Исходя даже из этого определения, из самой сути права, очевидно, что оно неразрывно связано с государством. Государство в издаваемых им законах (указах, распоряжениях, других юридических актах) выражает и закрепляет нормы права. В необходимых случаях государство мерами принуждения и насилия обеспечивает действие норм права (например, в виде применения наказаний за неисполнение норм права). Таким образом, с помощью права государство выполняет свои функции (защита своих граждан, обеспечение их достойной жизни, разрешение возникающих конфликтов и т.д.).

Право обладает следующими признаками:

– общеобязательность (т.е. распространяется на всех, независимо от пола, социального и имущественного положения, веры, убеждений, национальности, расы и пр.),

– формальная определенность (т.е. нормы права зафиксированы, чтобы все могли с ними ознакомиться),

– обеспеченность выполнения силой государства (государство применяет силу для того, чтобы нормы права были строго выполнены).

Объективированное право – система общеобязательных формально определённых, установленных (или санкционированных) государством и обеспечиваемых государственным принуждением правил поведения и норм, направленных на охрану и регулирование общественных взаимоотношений. Необходимо отметить, что существуют и другие регулятивные системы – например, мораль (охраняемые общественным мнением и самооценкой правила поведения, в которых поступки оцениваются с точки зрения категорий добра и зла, справедливости, чести, совести, долга).

Система – взаимная зависимость, направленная на реализацию определённых целей. Любое правило поведения или норма формируется из трёх частей по принципу "если–то–иначе": гипотезы (условие вступления в действие и круг лиц, на которых распространяется действие), диспозиции (само правило или норма) и санкции (меры воздействия за неисполнение).

Право субъекта – права и обязанности физических и юридических лиц в рамках конкретных правоотношений.

В процессе рассмотрения основ понимания права в науки необходимо выделить источники права, так источник права – это внешняя форма права.

Классификация правовых систем (по Рене): вводит две группы систем ("правовых семей") по их отношению к различным источникам права – романо-германскую (континентальная Европа) и англо-саксонскую (Англия, английские колонии, США).

К основным источникам права относятся:

1. Обычай – правило поведения, сложившееся исторически в результате многократного повторения. Обычай является основным источником права в англо-саксонской системе, а в романо-германской почти не используется.

2. Прецедент может быть судебным (решение суда по конкретному делу, которое, будучи вынесенным, становится образцом для разрешения других дел) и административным (решение, вынесенное административным лицом, которое становится образцом для принятия других решений). Прецедент используется как источник права только в англо-саксонской системе.

3. Договор – реальное соглашение о чём-либо между физическими или юридическими лицами, санкционированное государством на общее использование. Этот источник права встречается в обеих системах.

4. Религиозные нормы – нетипичны ни для англо-саксонской, ни для романогерманской систем. Религиозные нормы являются характерным источником права в мусульманских странах.

5. Мнение учёных-юристов – учитывается достаточно редко и лишь в англо-саксонской системе.

Система права, то есть его внутренняя форма, заключается в подразделении права по нормам права, правовым институтам и отраслям права.

Правовой институт – группа норм, регулирующих определённый вид общественных отношений (например, собственности, доказывания).

Отрасль права – совокупность норм, регулирующих большую группу однородных общественных отношений. Отрасли различаются по двум критериям: предмету регулирования и методам регулирования.

Предмет регулирования отрасли права – то, что эта отрасль регулирует; например, гражданское право регулирует имущественные и некоторые неимущественные, но тесно связанные с ними – например, патентование, отношения; административное право регулирует управленческие отношения, и т. д.

Метод правового регулирования – способ установления связи между субъектами права в той или иной отрасли. Например, в гражданском праве действует диспозитивный метод регулирования – все субъекты имеют равные возможности. С другой стороны, в административном праве действует императивный метод, предполагающий узаконенные отношения начальник–подчинённый.

В настоящее время, в рамках понимания права, очень важна его реализация. Реализация права представляет собой воплощение требований правовых предписаний в жизни, реальных общественных отношениях. Существуют два пути реализации права: добровольный и принудительный. Добровольный путь реализации предполагает соблюдение права, исполнение права и использование права; принудительный путь реализации – применение права.

Право является частью государства, право и государство находятся в тесном постоянном взаимодействии.

Реализация права – воплощение требований правовых предписаний в жизни, реальных общественных отношениях. Существуют два пути реализации права: добровольный и принудительный.

Добровольный путь реализации предполагает соблюдение права, исполнение права и использование права; принудительный путь реализации – применение права.

Соблюдение права – ненарушение требований правовых предписаний.

Исполнение права – действие в точном соответствии с предписаниями.

Использование права – выбор одного из вариантов поведения, предлагаемых нормой, или отказ от реализации имеющегося права.

Применение права – властная деятельность компетентных, то есть уполномоченных, государственных органов по принудительному воплощению требований правовых предписаний. Применение права это всегда продолжительный процесс, совокупность взаимосвязанных, последовательных действий.

Право осуществляет активную роль в закреплении и поддержании условий цивилизованного общества, в котором каждый человек обладает неотъемлемыми правами, реализует свои устремления и способности. Право, кроме того, закрепляет основы общественного и государственного строя, регулирует организацию и деятельность государственных органов и всего государства в целом. Право является и средством борьбы с негативными проявлениями общественной жизни, социальным злом, средством утверждения социальной справедливости. Наряду с функциями закрепления и регулирования общественных отношений право выполняет также и воспитательную роль – своим авторитетом право может и убеждать, а не только принуждать к достойному поведению.

Теории происхождения права

Происхождение права наряду с происхождением государства с древнейших времен было предметом изучения и дискуссий.

Было создано множество теорий происхождения права. Это многообразие можно объяснить различным временем их создания, разнообразием взглядов их авторов и факторов, оказавших влияние на появление права. Часто теории происхождения права созвучны с теориями происхождения государства (например теологическая, психологическая и т. д.).

1. Теологическая теория происхождения права (Фома Аквинский, Ж. Маритен). Согласно данной теории право представляет собой вечное явление, созданное Богом. Представители этой теории считают, что существует высший божественный закон, который должен лежать в основе позитивного права, создаваемого государством.

Сильная сторона данной теории в том, что в ее основе лежат, христианская мораль, христианские заповеди: "Не убий", "Не укради". Недостаток состоит в том, что существование Бога не поддается научному доказательству, поэтому всегда найдутся сомневающиеся в данной теории.

2. Очень популярна в свое время была естественно-правовая школа. Её сторонниками были Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Вольтер, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев, В.С.Соловьев, П.И.Новгородцев и др. Согласно данной теории существует две системы права – естественное и позитивное:

– естественное право существует объективно, независимо от государства (например, право на жизнь, на свободу, на достоинство и др.) – поэтому оно не нуждается в государственном закреплении и регулировании. Оно исходит от природы (Высшего Разума, Бога) и, следовательно, воплощает в себе высшую справедливость;

– позитивное право – совокупность норм, создаваемых государством. Оно не должно противоречить естественному праву.

Признание естественных неотъемлемых прав человека – величайшее достижение юридической науки XVIII в. В то же время в этой теории не учитываются экономические причины происхождения права.

3. Историческая теория происхождения права авторами, которой являлись Савиньи и Г. Гуго. По их мнению, происхождение права – стихийный исторический процесс. Право складывается в ходе жизни общества, является продуктом развития нации. Право развивается подобно растению, языку, на котором говорят народы. Среди источников права важнейшую роль сторонники исторической школы отдавали обычаям, закрепившимся в нормах права с течением времени, а не законам.

Сторонники данной теории отстаивали необходимость изучения истории права. При этом они защищали устаревшие обычаи, феодально-крепостнические институты.

4. Нормативистская теория происхождения права автором которой был Г. Кельзен, гласит, что "При нормативном подходе право рассматривается как система регулирующих человеческое поведение правил, исключительно исходящих от государства и охраняемых им. Нормативное правопонимание основывается на теории позитивного права, отождествляющего право и закон". Нормы законов составляют иерархическую пирамиду. Ее вершина – конституция. Данная теория является полностью противоположной теории естественного права (все право – только от государства).

Достоинством теории является то, что данной теорией доказывается:

– связь права и государства;

– его обязательное исполнение всеми субъектами;

– иерархическая соподчиненность нормативно-правовых актов.

Недостатки теории в том, что отрицаются естественные права человека и данная теория может служить обоснованием всевластия государства.

5. Марксистская теория происхождения права построена на основе трудов К. Маркса. Сторонниками являлись К. Маркс, Ф. Энгельс и В.И. Ленин. Она основана на материалистической философии. Она соотносит возникновение права, прежде всего, с экономическими изменениями, произошедшими в первобытном обществе в связи с неолитической революцией, возникновением частной собственности и т. д.

Под правом понимается воля господствующего класса, возведенная в закон, т. е. согласно марксизму буржуазное право не служит интересам всего общества, поэтому с ним можно не считаться как с пережитком прошлого. Отсюда идея диктатуры пролетариата, т. е. власти, по ленинским же словам, не ограниченной законом.

Данная теория близка к жизненным реалиям. Согласно её постулатам право действительно во многом создается представителями господствующих классов в своих интересах, отличных от интересов большинства общества.

Недостатками теории являются:

– восприятие права как отжившего явления;

– обоснование идеи диктатуры (буржуазному праву противопоставляется рабоче-крестьянская диктатура).

6. Социологическая теория происхождения права (Иеринг, Л. Дюги, Е. Эрлих, Р. Паунд). Представители этой школы права проводят границу между правом и законом. Предписания закона становятся живым, действующим правом, когда они фактически начинают применяться на практике. Важнейшее значение имеет судебная и арбитражная практика, свобода судейского решения, право в контексте социальных отношений. Теорию оценивают с точки зрения ее пользы.

Сильная сторона теории в том, что большое значение придается изучению эффективности права, правоприменительной практике.

Ее недостаток в том, что она не учитывает опасности произвола со стороны судебных и административных органов.

7. Психологическая теория происхождения права (И. Петражицкий, Г.Ф. Кнапп, Г. Тард). В эмоциональном состоянии в психике людей лежат причины возникновения права. Человеку свойственно, вступая в различные отношения, испытывать определенные правовые чувства: что он должен сделать, что от него ждут. Эти эмоциональные переживания человека Петражицкий назвал императивно-атрибутивными. Комплекс этих переживаний составляет так называемое интуитивное право. Всякое право, существующее вне сознания человека, есть фиктивное, недействующее право. Право не связано с государством и с другими социальными явлениями, обществом.

Достоинство данной теории состоит в том, что в процессе создания права учитываются:

– психологические факторы;

– правосознание общества;

– правовая культура;

– социальная психология.

Недостаток теории заключается в преувеличении роли психологических факторов, недостаточном внимании социально-экономическим причинам как факторам происхождения права.

Подчеркнем, что существует множество различных теорий происхождения права и каждая из них имеет право на существование в силу своей научной обоснованности.

Литература

1. Алябьева Т.К. Теории и общественная практика происхождения государства. Курс лекций – М.: Изд-во МГОУ, 2012

2. Бережнов А.Г., Воротилин Е.А., Кененов А.АТеория государства и права: Учебник для вузов. – М.: Зерцало – 2012

3. Власенко Н.А. Теория государства и права: учебное пособие – М.: Проспект, 2013

4. Власенко Н.А. Теория государства и права: учебное пособие – М.: Проспект, 2013

5. Головина Л.Ю. Развитие положений психологической теории понимания права в XX веке / Л.Ю. Головина // Юридические науки. – 2008. -№1.- С. 8-14

6. История политических и правовых учений. Учебник для вузов./ под ред. О.В. Мартышина. М.: Проспект, 2011. С.52-61.

7. Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений. М.: Эксмо, 2010

8. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности // www.jurlib.ru

9. Поляков А.В. История правовых учений России (Российский правовой дискурс и идея коммуникации). Учебное пособие – М.: Норма, 2012

10. Поляков А.В. Российский правовой дискурс и идея коммуникации Психологическая теория права Льва Петражицкого. Правовые взгляды П.А. Сорокина

11. Поснов И.В Соотношение права и нравственности в психологической теории права Л.И. Петражицкого // Вестник МГУ, 2008 С.894-902

12. Сергеева К.С. Теория государства и права – М.: Академия, 2013

13. Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко – М: Норма, 2013

14. Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко – М: Норма, 2013

15. Теория государства и права: основы науки / Под ред. С.И. Митина – Великий Новгород.: Издательство НовГУ им. Ярослава Мудрого. 2012.

16. Трубецкой Е.Н.. Труды по философии права – СПб: СПГУ 2013

17. Хропанюк В.Н. Теория государства и права./ Под ред. В.Г. Стрекозова. – М.: Норма, 2013

18. Чепурнова Н.М., Серёгин А.В. Теория государства и права: Учебное пособие. – М.: ЕАОИ, 2012

19. Ямбушев, Ф. Ш. Теория государства и права: учеб. пособие – Саранск, издательство СКИРУК. – 2013