Теории коммуникации и передачи информации

Каналы передачи информации исследовались в рамках нескольких теорий.

Статьи по теме
Искать по теме

Из множества теорий, исследующих коммуникацию как социальный феномен, выделим:

1) Теория массовых коммуникаций Мак Люэна

2) психоаналитическая концепция (З.Фрейд)

3) теория аргументации Франса ван Еемерена и Роба Гроотендорста

4) теория Б. Нермана

5) теория П. Лазарсфельда, Г. Лассуэлла.

Теория массовых коммуникаций Мак Люэна

Итак, первая теоретическая конструкция представлена Мак Люэном. Мак Люэн Херберт Маршалл (1911-1980), канадский социолог. Утверждал, что средства массовой коммуникации формируют характер общества: с романтических позиций отрицая " цивилизацию письменности", нарисовал картину " глобальной деревни", где с помощью массовой коммуникации возникает идиллия свободного от индивидуализма общения людей.

Глобализация массовой коммуникации, предсказанная М.Мак-Люэном, в конце XX века выразилась в развитии всемирной компьютерной сети Интернет. Наличие возможности почти мгновенной связи с одновременным использованием визуального и аудиального канала, текстового и невербального сообщения качественно изменило общение. Появилось понятие виртуальной коммуникации. В каком-то смысле, сама сеть не является средством массовой информации, ее можно использовать и для межличностной, и для групповой коммуникации. В то же время, те возможности, которые она открывает именно для массовой коммуникации, свидетельствуют о начале новой эпохи в развитии коммуникативных систем.

Канадский филолог Мак-Люэн известен своими исследованиями способов влияния различных средств массовой коммуникации и новых технологий на формирование человеческого восприятия и общества. По Мак-Люэну, в коммуникативной среде нового, "электронного общества", важной становится не сама информация (message), а средство её передачи (medium). Эту идею он выразил в знаменитой парадоксальной формуле "the medium is the message". Причем к "медиа" Мак-Люэн относил самые разные достижения цивилизации, например, автомобиль, денежные купюры или электрический свет.

Психоаналитическая концепция (З.Фрейд)

Суть психоанализа состоит в поиске скрытых мотивов, переведение их из области бессознательного в сознание. Отсюда возникает интерес Фрейда к обмолвкам, ошибкам, юмору, поскольку только так, как он считает, удается обманывать свою внутреннюю цензуру.

"Слово – как бы "сценарий" того ближайшего общения, в процессе которого оно родилось, а это общение, в свою очередь, является моментом более широкого общения той социальной группы, к которой говорящий принадлежит. Чтобы понять этот сценарий, необходимо восстановить все те сложные социальные взаимоотношения, идеологическим преломлением которых является данное высказывание".

Теория аргументации Франса ван Еемерена и Роба Гроотендорста

"Аргументация является социальной, интеллектуальной, вербальной деятельностью, служащей тому, чтобы оправдать или опровергнуть поведение, состоящей из набора утверждений и направленной на получение одобрения от аудитории". Таким образом, аргументы определяются как утверждения, выдвинутые для оправдания или опровержения поведения.

Аргументация трактуется ими как сложный речевой акт. При этом разграничивается два возможных эффекта речевого акта. Это может быть понимание речевого акта, что приводит к коммуникативному эффекту. И это может быть принятие его, что приводит к интеракциональному эффекту.

"Живая аргументированная речь часто содержит одновременно несколько дискуссий, которые могут переплетаться. Даже если первоначальный спор простой, любое число более мелких споров может возникнуть из аргументации, направленной на его разрешение, а это, в свою очередь, может привести к новой дискуссии и соответственно к выдвижению новых аргументов. Спор, который первоначально не был смешанным, может легко привести к смешанному спору или подспору; единичный спор может привести к множественному спору".

Анализ аргументативной коммуникации должен включать следующие операции:

1. Определить обсуждаемые моменты.

2. Распознать позиции, которых придерживаются обе стороны.

3. Установить эксплицитные и имплицитные аргументы.

4. Проанализировать структуру аргументации.

Теория аргументация чрезвычайно интересна. Но ее практическая направленность в изучении коммуникаций ограниченна.

Теория Б. Нермана

Шведский ученый Б. Нерман рассматривает коммуникацию как путешествие по недружественному, конфликтогенному пространству. Коммуникатор, работающий с массами, расставляет основные ролевые позиции коммуникатора, получателя и объекта в определенном социальном поле.

Так, журналисты могут повышать статус объекта, рассуждая об объекте в терминах "мы/они", говоря, например, о королевской семье.

Теории коммуникации и передачи информации

Мы можем так писать о президентах, находясь на позиции "обычных людей".

Журналист может занять промежуточную позицию, например, передавая разговор с экспертом.

Теории коммуникации и передачи информации

Говоря о преступниках, о меньшинствах, о маргиналах, журналист помещает публику и себя выше своего объекта повествования.

Теории коммуникации и передачи информации

Мы также можем воспользоваться стандартной схемой коммуникации для того, чтобы внести в нее определенные нарушения, которые могут привести к требуемым результатам. Подобные потребности возникают в случае проведения психологической операции. В нашем случае – это процесс влияние на поведение избирателей.

Таким образом, данная теория очень полно и интересно освещает то, как на бессознательном уровне человека формируется отношение к тому или иному информационному сообщению.

Теория П. Лазарсфельда, Г. Лассуэлла

Является классической теорией в исследовании коммуникаций любого вида.

П. Лазарсфельд, Г. Лассуэлл показали в своих исследованиях необходимость учета следующих факторов:

- источник информации всегда связан с наличием феномена комментатора, т. е. важно, как подается информация, кем она подается;

- информация прокомментированная является уже сообщением, имеющим ценностные акценты;

- особо значимым является контекст сообщения. Информацию, о которой нельзя умолчать, но не очень выгодную с точки зрения правящей политической элиты, можно подать в блоке новостей бегло или смонтировать с рекламой жевательной резинки Существуют и более сложные приемы, рассчитанные на объективные законы человеческой психики: информация о политических оппонентах помещается в контекст сообщений, вызывающих негативные эмоции у подавляющего большинства людей– насилие, голод, разрушения, катастрофы и т. п.;

- между источником информации и коммуникатором, с одной стороны, и сообщением и аудиторией – с другой, существуют так называемые "помехи", "шумы". Коммуникатор может привнести в сообщение даже непроизвольно (например, за счет мимики) совершенно неожиданную окраску передаваемой информации. Вместе с тем слушатель может интерпретировать получаемое сообщение, несмотря на все усилия коммуникатора, по- своему только потому, что в это время на кухне закипел чайник и пока он бегал его выключать, прослушал часть |сообщения, имеющую важное для коммуникатора значение с точки зрения ценностных акцентов;

- наконец, важным является указание на наличие референтных групп и не всегда кажущуюся прямолинейность коммуникационного процесса. Часть аудитории воспринимает сообщение напрямую, другие – косвенно, третьи совсем выпадают из этого процесса. Референтные группы могут корректировать восприятие передаваемого сообщения прямо или косвенно, в зависимости от того, находится слушатель в это время наедине с коммуникатором или воспринимает сообщение в группе.

Данная теория подробно описывает особенности воздействия сообщений на отдельные виды аудиторий. Она комплексно исследует коммуникации.