Тенденция развития новостной журналистики на телевидении

Тенденция развития новостной журналистики на телевидении.

Статьи по теме
Искать по теме

На сегодняшний день телевидение является, пожалуй, самым распространенным источником информации. Его целевая аудитория имеет наибольший охват и представлена различными возрастными категориями.

Телевидение выполняет различные функции – информационную, познавательную, образовательную, развлекательную, рекреационную. При этом стираются границы между телевизионными жанрами, и новости уже нельзя отнести к чисто информационным жанрам.

Преимуществом журналистики новой формации является высокая степень информационной насыщенности текста и быстрота реакции при многообразии каналов информации и их растущей конкуренции.

Наибольшее количество зрителей традиционно принадлежит вечерним выпускам информационных служб, которые предлагают зрителям новости дня и рассказывают о событиях, произошедших в родной стране и за рубежом. Все это говорит об актуальности выбранной темы.

Развитие информационных программ и становление тележурналистики

Еще до того, как были изобретены радио и кино, в разных странах, в том числе и в России, предпринимались попытки передать изображение на расстояние по проводам. Попытки эти не привели к реальным результатам, но идея была высказана. В 1880 г.П.И. Бахметьев предложил схему, теоретически вполне реальную: для передачи на расстояние изображения его следует предварительно разложить на отдельные элементы, передать их, а затем снова собрать эти элементы в цельное изображение.

30 апреля 1931 г. газета "Правда" сообщила: "Завтра впервые в СССР будет произведена опытная передача телевидения (дальновидения) по радио. С коротковолнового передатчика РВЭИ-1 Всесоюзного электротехнического института (Москва) на волне 56,6 метров будет передаваться изображение живого лица и фотографии". Действительно, 1 мая 1931 г. в эфир переданы сигналы, несущие изображения сотрудников лаборатории и фотопортреты, но без звукового сопровождения, "немые".

После первых успешных опытов было принято решение начать регулярное вещание. Из здания Всесоюзного электротехнического института передатчик перевезли в дом № 7 по Никольской улице (в помещение Московского радиоузла), и 1 октября 1931 г. начались регулярные звуковые передачи в средневолновом диапазоне. [9, c.42]

1 мая 1932 г. по телевидению был показан небольшой фильм, снятый утром этого дня на Пушкинской площади, на Тверской и на Красной площади. Интересно отметить, что фильм был звуковой: были записаны (на кинопленку) голоса дикторов, которые вели в это утро радиопередачу о празднике. В октябре 1932 г. телевидение показало фильм об открытии Днепрогэса: разумеется, показ состоялся лишь через несколько дней после события.

Малострочное телевидение, в силу ограниченности аудитории, не было способно выполнять серьезные общественные функции; единственная его функция состояла в распространении в обществе идеи возможности видеть на расстоянии. И надо сказать, что идея эта распространялась достаточно успешно, стимулируя процесс совершенствования техники телевидения. Кроме того, и это не менее важно, малострочное телевидение дало возможность начать поиск творческих путей, по которым в дальнейшем двинулось телевидение электронное. Именно в те далекие годы творческие работники приобрели первые крупицы опыта, послужившего основой для "настоящего" телевидения.

В декабре 1933 г. передачи "механического" телевидения в Москве были прекращены, более перспективным было признано электронное телевидение. Однако вскоре выяснилось, что прекращение передач преждевременно, ибо промышленность еще не освоила новую электронную аппаратуру. Поэтому 11 февраля 1934 г. передачи возобновились. Более того, был создан отдел телевидения Всесоюзного радиокомитета, который и вел эти передачи. (Окончательно передачи "механического" телевидения прекратились 1 апреля 1941 г., когда уже работал Московский телецентр на Шаболовке.) [1, c.58]

Первая передача малострочного телевидения из Москвы – уже не экспериментального, а регулярного – состоялась 15 ноября 1934 г. Длилась она 25 минут и представляла собой эстрадный концерт. Основой малострочной телевизионной программы были эстрада и фрагменты театральных (по преимуществу балетных и оперных) спектаклей. Но нужно отметить, что в программу включались и передачи на общественно-политические темы: выступления наркомов, передовиков производства, знаменитых летчиков, писателей.

60-е годы: появление информационных программ

Возросшее значение телевидения в общественной жизни и перспективы его роста и совершенствования обозначены в постановлении ЦК КПСС от 29 января 1960 года "О дальнейшем развитии советского телевидения". Этим постановлением был форсирован процесс развития телевидения, процесс раскрытия его возможностей. В те годы советское телевидение на деле было именно тем, чем провозглашалось: "важным средством коммунистического воспитания народных масс в духе марксистско-ленинской идейности и морали, непримиримости к буржуазной идеологии".

Постановление отметило, что телевидение открывает новые возможности для повседневного политического, культурного и эстетического просвещения населения, в том числе и тех его слоев, которые менее всего охвачены массово-политической работой. ЦК партии обратил особое внимание на то, что телевидение становится одним из главных источников информации населения о событиях в стране и за границей, о достижениях промышленности, сельского хозяйства, науки, техники, искусства, литературы, спорта. Телевидение, как и вся журналистика, служило партийной пропаганде, а, следовательно, интересы партийного руководства ставились выше интересов народа.

В своей повседневной деятельности работники телевидения ориентировались на указания ЦК КПСС, поэтому роль постановления 1960 г. оказалась весьма заметной. Так, ЦК предложил ввести в практику регулярные выступления по телевидению передовых людей промышленности и сельского хозяйства, министров, руководителей партийных, советских и общественных организаций, деятелей науки, литературы, искусства. С тех пор приглашение этих людей к телекамерам перестало быть проблемой для журналистов. Всем студиям телевидения было предложено обеспечить передачи программ для детей в объеме не менее одного часа в день; пропаганда физкультуры и спорта, показ различных спортивных соревнований должны были занять в программах важное место.

В 60-е годы материально-техническая база телеинформации укрепляется: редакции оборудуются телетайпами (ТАСС и иностранных агентств), растет сеть собственных корреспондентов-кинооператоров, кинопроизводство оснащается новой съемочной, лабораторной и осветительной техникой. Телевизионная служба новостей стала успешно конкурировать с выпусками кинохроники – в смысле актуальности, и в смысле представительности экранной информации. [10, c.79]

Развитие внутрисоюзной трансляционной сети (кабельных и радиорелейных линий телевизионной связи) позволило службе новостей ЦСТ к середине 60-х годов сделать информацию еще более широкой и оперативной: в выпуски все больше и чаще стали включать материалы местных студий телевидения.

Развитие телевидения во второй половине 50-х годов, как уже отмечалось, носило "взрывной" характер. Число штатных работников телевидения увеличилось с 402 до 8295 (в 1965 г. их было уже 17813). Столь бурный численный рост кадров телевидения привел к тому, что профессиональный уровень творческих работников в массе был невысок, особенно на местных студиях. Положение усугублялось разобщенностью студий, строительство трансляционных линий отставало от строительства программных телецентров. Тысячи людей, пришедших работать на телевидение, должны были овладеть новыми профессиями – новыми не только для них, но новыми в принципе. Учеба шла прямо в эфире, в полном смысле слова на глазах у зрителей.

Важность телевизионной информации, вполне осознанная в 60-е годы, привела, как уже сказано, к использованию вербальной (словесной) формы сообщения, когда событие не удавалось зафиксировать на пленке (с целью последующего монтажа кадров, что дает возможность привести объем сообщения в соответствие с общественной значимостью события, т е. "свернуть" информацию). Причиной тому была не только слабость производственно-технической базы телевизионного кинематографа, но и убежденность многих тележурналистов в абсолютности достоинств "живой" телевизионной передачи. Однако факты практики, рассмотренные в исторической перспективе, обнаруживают определенную ограниченность возможностей "живой" передачи.

В качестве характерного примера информационной публицистики 60-х годов рассмотрим еженедельное обозрение текущих событий "Эстафета новостей", впервые появившееся в эфире в декабре 1961 г. Использование феномена непосредственности (и связанной с ним импровизационности) было провозглашено творческим принципом этой программы. Абсолютизация непосредственности, вначале принесшей успех "Эстафете", стала и причиной утраты ее популярности; по мере дальнейшего развития телевидения со все большей очевидностью обнаружились слабые стороны "живой" передачи.

Применительно к основным жанрам "Эстафеты" – интервью, беседе, комментарию – использование эффекта непосредственности означало прежде всего показ человека, находящегося перед телекамерой в момент передачи. В первых 100 выпусках "Эстафеты" приняли участие около трех тысяч человек. "Эстафета" способствовала росту общественного престижа телевизионной публицистики, представляя аудитории людей, находившихся в центре внимания всего народа. Так, советских летчиков-космонавтов миллионы людей увидели и узнали именно в передачах "Эстафеты". Более того, телевидение оказалось впереди других средств массовой коммуникации (газет и даже радио) не только в оперативности, но и в полноте сообщаемой информации, в раскрытии самой личности героев. Информационно-познавательная и социально-педагогическая Ценность передач "Эстафеты" безусловна.

Работники "Эстафеты новостей" выдвинули на первый план, в прямом и переносном смысле, личность журналиста. Успехи "Эстафеты" в персонификации сообщения, несомненно, имели значение для всей советской телевизионной журналистики. Однако уже в 1964-1965 гг. начался спад популярности этой программы. "Телевизионные новости" по мере своего развития отбирали у нее все больше и больше общественно значимой оперативной информации, которую мог бы сообщить (а прежде и сообщал) ведущий этой передачи. Работники "Эстафеты" не ставили Целью анализ общественной жизни, исследование взаимосвязей и тенденций развития. Между тем "Эстафета новостей" как тип "издания" (еженедельное обозрение) должна была бы стремиться именно к аналитичности, проникновению в глубь процессов, происходящих в реальной действительности. Такова диалектика, что "Эстафета", в начале 60-х годов сыгравшая существенную роль в развитии телевидения, к концу десятилетия стала вчерашним днем тележурналистики, и именно в результате общего прогресса телевидения, которому на определенном этапе сама и способствовала. [11, c.52]

По мере укрепления телевизионного кинопроизводства, по мере расширения корреспондентской сети и развития двусторонней связи между телецентрами представительность, значительность и оперативность информации, сообщаемой в выпусках ТН, неуклонно возрастали. В середине 60-х годов ТВ действительно становится одним из основных источников информации населения о важных событиях политической, культурной и экономической жизни.

Процесс становления оперативной телевизионной информации не был гладким. Это сказывалось и в недостаточной регулярности выпусков ТН, и в нестабильности форм сообщений, поиски которых велись зачастую хаотично, бессистемно. Телевизионной информации недоставало качества ансамбля, который создается отчетливой целенаправленностью содержания и гармоничностью сочетания жанров и стилей, какой свойствен хорошо поставленной газете или журналу.

Начавшая выходить в эфир 1 января 1968 г. программа "Время" и призвана была стать таким "информационным ансамблем". В рамках четко определенного (по объему и месту) отрезка вещания "Время" сообщало аудитории о важнейших событиях дня, стремясь к стабильной форме, близкой к газете. "Время" не сразу закрепило за собой точное, ничем и никогда не нарушаемое место в программе. Лишь с 1972 г. аудитория Центрального телевидения получила уверенность в том, что с 21.00 до 21.30 можно будет узнать о событиях дня. Стабильность места передачи в программе, до того казавшаяся маловажным фактором, в полной мере выявила свое социально-психологическое и политическое значение. Вечернее время для миллионов людей стало делиться на отрезки "до новостей" и "после". Разумеется, "Время" завоевало зрителя не только благодаря регулярности функционирования – процесс углубления содержания, увеличения познавательной ценности продолжался.

Справедливость требует сказать, что служба новостей телевидения при выросшем профессионализме давала, конечно, неполную картину действительности – отражались только положительные аспекты жизни страны. Умолчание (при всей достоверности сообщаемых фактов) есть всего лишь форма лжи, если рассматривать действительность во всей совокупности социально значимых фактов. Но одностороннее рассмотрение жизни было характерным для советской журналистики в целом. И народ, в общем-то, смирился с этим, принимая как должное. Программу "Время" смотрело практически все взрослое население страны. [14, c.33]

Заметим, что период развития публицистики начался после XXII съезда КПСС (когда в эфире появились "Эстафета новостей", "КВН", "Голубой огонек" и другие важные программы) и, в определенном смысле, закончился в 1968 г. после так называемой "Пражской весны".

70-е годы: официальные новости

В 1970 г. Комитет по радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССР был преобразован в Государственный комитет Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию. Малозначащая на первый взгляд перестановка слов, но журналисты почувствовали, что теперь они не "при" власти, а часть самой власти, государственные служащие, связанные жесткой дисциплиной, но обладающие некоторыми привилегиями. Приезжая на места снимать серию очередной эпопеи "От съезда к съезду" или передачу "Стране рапортует Ивановская область", телегруппы пользовались лучшим транспортом, гостиницами, столовыми, так как в них видели представителей первой и единственной власти – партийно-государственной. Съемки велись непременно с ведома местного партийного руководства, которое и обеспечивало журналистам привычный сервис. Разумеется, это накладывало особый отпечаток на сам характер профессии телевизионного журналиста в СССР. О том, чтобы объективно исследовать жизнь под надзором обкомов и ЦК, не могло быть и речи. Журналисты вскоре перестали даже стремиться к этому. Почет и уважение обеспечивались иным – высоким профессионализмом рекламно-убедительного показа примеров хорошей работы на полях и на заводах, новыми прославлениями мудрости тех, от кого зависело благополучие телевизионщика.

5 июля 1978 г. из названия телевизионного ведомства исчезло упоминание Совета Министров. Теперь название звучало так: Государственный комитет СССР по телевидению и радиовещанию (Гостелерадио СССР). Это означало, что председатель Совета Министров уже не был властен над телевидением и его начальником, что С.Г. Лапин отныне подчинялся напрямую руководителю государства Л.И. Брежневу, о чем он не уставал напоминать с трибун. Программа "Время" теперь ориентировалась исключительно на вкусы стареющего генсека и содержала только хорошие новости.

О возможностях прямого эфира пришлось вспомнить в 1980 г., когда телевидение СССР транслировало на весь мир репортажи с XXII Олимпийских игр. Хотя олимпиада получилась неполноценной из-за бойкота, объявленного США и некоторыми другими странами (по причине вторжения советских войск в Афганистан), режиссеры, операторы и журналисты, собранные в Москву со многих телестудий страны, показали высокий класс работы. К олимпиаде телевидение получило много новой техники, было построено специальное здание олимпийского телецентра, сослужившее хорошую службу в последующие годы: сюда было переведено информационное вещание, что позволило сделать облик информационных программ более современным. Появились компьютерная графика, телесуфлеры, новые виды связи и т.п. Все это свидетельствует о том, что в годы так называемого застоя телевидение продолжало довольно интенсивно развиваться. Правда, перемены касались в основном техники и формы передач. Основным содержанием неизменно оставалась пропаганда успехов социализма. Главная информационная программа "Время" стала официозом, не столько информирующим население обо всем, что случилось в стране и в мире, сколько радующей глаз картиной, демонстрирующей незыблемость марксистско-ленинских постулатов и их неуклонное воплощение в жизнь. Потому-то на экране и возвышались монументальные фигуры застегнутых на все пуговицы красавцев-дикторов, которые одинаково ровными, хорошо поставленными голосами вещали о мягкой пахоте, научном симпозиуме, спортивном рекорде. Столь же непроницаемо-спокойно "Время" однажды сообщило о высылке в город Горький "отщепенца" Сахарова, на третий или четвертый день – о "технологической аварии" на Чернобыльской АЭС, повествовало о выполнении "интернационального долга" нашими парнями в Афганистане. [11, c.62]

Структура информационных программ казалась раз и навсегда данной, застывшей: сначала внутриполитические новости, которыми были те или иные действия членов Политбюро ЦК КПСС, потом экономическая хроника (хорошо работает такой-то завод, высокий урожай вырастили в таком-то колхозе) – все в стране прекрасно, только непонятно, почему мясо и колбасу люди видят преимущественно по телевизору. Потом международные новости: сначала из "братских стран социализма", а затем с "загнивающего" Запада, где возмущенные пролетарии демонстрируют на фоне правительственных зданий, а наши корреспонденты рассказывают, как плохо живется братьям по классу. Иногда по недосмотру редактора на экране мелькали витрины западных магазинов, ломившиеся от невиданного у нас изобилия. В те времена многие зрители включали информационную программу "Время" как раз на вторую пятнадцатиминутку, чтобы узнать слегка искаженные международные новости да полюбоваться на чистые улицы красивых городов. В конце программы спорт и прогноз погоды.

Справедливости ради надо сказать, что в рамках поставленных задач авторы "Времени" работали вполне профессионально. "Время", по заявлению тогдашнего председателя Гостелерадио, "формировавшееся в Кремле", действительно стало неотъемлемой частью жизни советского общества.

Новости: от "перестройки и гласности" до современности

Серьезные перемены в телеэфире начались вслед за переменами в общественно-политической жизни страны. "Перестройка – политика руководства КПСС и СССР, провозглашенная во второй половине 1980-х годов и продолжавшаяся до августа 1991 г.; ее объективным содержанием была попытка привести советскую экономику, политику, идеологию и культуру в соответствие с общечеловеческими идеалами и ценностями; осуществлялась крайне непоследовательно и, вследствие противоречивых усилий, создала предпосылки для краха КПСС и распада СССР" (энциклопедический словарь "Политология"). [7, c.29]

Гласность, закон о печати, отмена цензуры, вся совокупность политических перемен, происшедших в нашем отечестве, раскрепостили телевизионных журналистов, в том числе и авторов информационных программ. Перемены назревали в недрах информационных служб. В противовес сухой официозной программе "Время" появились ночные выпуски ТСН (Телевизионной службы новостей), в которых работали молодые талантливые репортеры. Телевидение внесло существенный вклад в развал социалистического строя, обрушив на зрителя небывалое количество разоблачительных, предельно откровенных материалов. Резко выросло количество прямых передач, не подвластных редакторским ножницам. Лидерами в этом отношении оказались молодежные программы "12-й этаж" и "Взгляд". Непременным участником первой из них стали подростки, так называемая "лестница". При помощи передвижной телестанции в разговор министров, специалистов и публицистов включалась реальная лестница одного из московских зданий. Ведь известно, что кроме лестниц и подъездов подросткам собираться негде. Убийственные реплики с лестницы показывали все лицемерие государственной политики в отношении молодежи. "Взгляд" же имитировал московскую кухню – обычное место для откровенных разговоров и критики властей. Именно во "Взгляде" режиссер Марк Захаров впервые высказал мысль о необходимости убрать труп Ленина с Красной площади и покончить с иллюзиями относительно коммунизма. Нельзя в конце XX в. жить по трудам, написанным гусиным пером, когда не было даже электричества.

Если в 70-е годы количество городских и областных студий в стране несколько сократилось, то после 1985 г. вновь начался их количественный рост, отражавший осознание важности региональных интересов и несовпадение их с интересами центра. В 1987 г. появляются первые кабельные телесети в некоторых районах Москвы и других городов. Создаются первые негосударственные телеобъединения, такие, как "НИКА-ТВ" (Независимый информационный канал телевидения) и АТВ (Ассоциация авторского телевидения).

Отечественное телевидение – плод тоталитарного режима и инструмент его самосохранения. Центральное номенклатурное управление, госбюджетная экономика, вещательно-производственная монополия, установка на "среднего" зрителя и практически полная изоляция от остального мира – вот совокупность факторов, существовавших до августа 1991 г.

Серьезное альтернативное телевидение возникло рядом с останкинским уже весной того же переломного 1991 г. Это было телевидение России, вещавшее поначалу из наспех приспособленных помещений на улице Ямского поля. Туда перешли наиболее мобильные, демократически настроенные журналисты Центрального телевидения, в частности те, кто был отстранен от эфира, за попытку сказать правду о событиях в Вильнюсе. В ЦК КПСС состоялось специальное совещание по вопросу о том, что Останкино должно бороться с Российским телевидением, проводящим в жизнь идеи, связанные с именем Б.Н. Ельцина – руководителя России, стремящегося к независимости от партийного руководства СССР. Противостояние двух государственных телеканалов продолжалось до конца 1991 г., до распада СССР.

В 1990-1993 годах госканалы и в центре, и в регионах накрыла рыночная стихия: движение денежных рекламных потоков никем не контролировалось. Рекламный бартер, когда за программы и фильмы расплачивались рекламным временем, которым каждый независимый производитель торговал по своему усмотрению, демпинговые схемы, пренебрежение лицензионными правами и таможенными правилами ввоза западной продукции – все это заложило основы будущего благосостояния многих независимых производителей и крупных рекламных агентств.

К концу периода децентрализации телевидения (1995 год) начался первоначальный раздел рынка средств массовой информации теми представителями бизнеса, которые раньше других оценили его преимущества. На слуху – независимые телевизионные производители, сделавшие в хаосе перехода от одной модели к другой свои капиталы: "ВиД", АТВ, РЕН, крупные рекламные агентства "Видео Интернешнл" и "Премьер СВ", группы Березовского и Гусинского, которые тогда жестко конкурировали друг с другом. [6, c.27]

На медийном рынке после 2004 года существуют по крайней мере три крупных сектора: первый, мощный государственный – "Первый", РТР, НТВ (частично) и региональные каналы, учрежденные и финансируемые губернаторами и мэрами, второй – многочисленные популярные, но гораздо менее влиятельные частные холдинги и телерадиокомпании, третий, остаточный, переходный, гибридный – телекомпании смешанной формы собственности, которые напоминают конструкцию середины 1990-х годов, когда компании-акционеры частично принадлежали государству, частично – частным владельцам.

Ясно, что на российском телевизионном рынке первого пятилетия ХХI века удивительным образом ужилось несколько тенденций. С одной стороны, под прямой государственный контроль перешли все общефедеральные каналы, установилась авторитарная модель управления информационно-политическим вещанием, когда информационные потоки радикально контролируются, темы и участники немногочисленных дискуссионных программ согласовываются. С другой – выросла конкуренция, произошла естественная фрагментация аудитории, появились новые телевизионные проекты и технические способы распространения телевидения.

К концу первого десятилетия ХХI века телевидение сформировало новый потребительский тип зрителя – "рейтинговое поголовье", приученное поглощать эмоции и развлечения, в основе которых так называемая "понижающая селекция". Несмотря на бурное развитие кабельного телевидения и интернета, перетекание части активной и платежеспособной аудитории в новые коммуникационные сервисы, Россия – по-прежнему страна телезрителей традиционного общедоступного телевидения.

Языковые особенности теленовостей

Основными особенностями языка советских новостей могут считаться:

- языковая изолированность;

- распространение сокращений (Чеквалап – Чрезвычайная комиссия по заготовке валенок и лаптей, Тверодежда – одежда тверского производства, акавек – студент АКВ [Академии коммунистического воспитания]);

- распространение малопонятных народу заимствованных: пленум, ультиматум, игнорировать, регулярно, персонально, инициатива (со временем некоторые из этих слов стали общепонятными, однако слово должно быть понято в момент употребления, а не через 10 лет);

- утрата словами реального значения (момент, вопрос, задача, линия);

- появление отрицательной эмоциональной окраски у нейтральных слов в результате такого ситуативного употребления их, которое сужало и искажало значение этих слов (элемент, диссидент, вояж, подвизаться);

- злоупотребление метафорами и символами: борьба за успеваемость, битва за урожай, авангард рабочего класса, на лингвистическом фронте, против буржуазной контрабанды в языкознании, сигнализировать [доносить], чистка, зачистка, увязка, смычка, нагрузка, обрастание, сползание, гидра контрреволюции, империалистические акулы, ветер перемен;

- злоупотребление эпитетами величественности: небывалый, гигантский, неслыханный, титанический, уникальный;

- частое употребление категорически утверждающих слов: очевидно, определенно, ясно, факт, ничего подобного, которое сопровождалось ослаблением их значимости: мне определенно кажется.

- употребление эвфемизмов – слов скрывающих истинный смысл понятия: изолятор (тюрьма), проработка (грубая критика), компетентные органы (органы государственной безопасности);

- тенденция к тому, чтобы максимально сгладить в речи личностное начало, усилить ощущение неопределенности, информационной расплывчатости, которая в нужный момент допускала бы двойное толкование содержания

Эти языковые элементы, которые придавали русскому языку советский характер, исчезли почти одновременно с падением советского режима. [5, c.48]

Основными языковыми тенденциями современных новостей стали десоветизация и вестернизация.

В языке теленовостей появилось большое количество заимствований из английского и других языков Западной Европы.

Частью адаптации к новой постсоветской жизни стало и новое, приближенное к реальности использование средств русского языка.

Тем не менее, превалируют все же слова, напоминающие неологизмы, или настоящие неологизмы, которые, скорее всего, не имеют никакого отношения к непосредственному влиянию Запада.

Последняя, достаточно сложная для анализа категория состоит из таких слов, которые напоминают английские заимствования, но которые на самом деле лучше отнести к группе русских новообразований (хотя и созданных из иноязычных элементов), поскольку в английском такие слова либо вообще не используются, либо имеют иное значение.

Трудно не согласиться с тем, что в том объеме новых слов и выражений, которыми пополнился русский язык со времен падания советской системы, первое место занимают не кальки и неологизмы. Конечно, главенствующую роль играют прямые заимствования. Но именно присутствие калек и неологизмов помогает подать роль влияния прямых заимствований в другом ракурсе.

В некоторых случаях совершенно ясно, что заимствования используются специально, для того, чтобы избежать употребления слов, вызывающих нежелательные советские коннотации. Это относится к словам "спикер" и "парламент", заместившим советские эквиваленты, по крайней мере к тому времени их использования, которое предшествовало роспуску Верховного Совета СССР и Президиума Верховного Совета. Еще одно преимущество заимствований – это их краткость.

В других случаях появление заимствований может быть отнесено за счет того, что либо само означаемое явление, либо связанная с ним система ассоциаций появились в русской действительности только после падения советской системы. Например, трудно представить, как можно передать исконными средствами русского языка такую реалию, как "эксклюзивное интервью". Имидж политика совсем не одно и то же что его образ или облик. Далеко не каждый убийца – это киллер (хотя изначально слово "убийца" близко по значению к английскому a contract killer), а слово "закупки" звучит так по-будничному по сравнению с экзотическим и ласкающим слух словом "шопинг". В этих случаях вестернизация русского языка – это следствие вестернизации русской жизни. Бесспорно, этот процесс обогащает язык, поскольку так создаются новые оттенки значения, новые коннотации, как, например, в трех последних случаях. Поскольку слово заимствуется только в одном из своих значений, присущих ему в системе английского языка, и с очень ограниченным кругом коннотаций, это приводит к тому, что в системе принимающего языка развивается новый ряд семантических отличий, которые в английском языке можно предать только путем парафразы.

Второй аспект вестернизации русского языка состоит в появлении стилистических изменений, которые, возможно, и нельзя считать результатом прямого влияния Запада, но которые приблизили русский язык, особенно язык теленовостей, к западноевропейским языкам. Одно из таких изменений связано со стилистической эмансипацией языка. Во времена Советской власти язык средств массовой информации подвергался достаточно жестким стилистическим ограничениям. Одной из задач различных органов контроля и цензуры, через которые неизбежно проходила любая рукопись, прежде чем она попадала в печать, было устранение не только просторечных оборотов и жаргонизмов, но и лексики религиозного или архаичного характера, а также соответствующих грамматических форм.

Исчезновение этой системы цензуры привело к появлению практически всех тех стилей, которые прежде были под запретом. В эту группу попадают и разные виды жаргона, включая молодежный сленг и воровское арго.

Некоторые из этих слов изменили свой статус, перестали быть жаргонизмами и перешли в разряд общеупотребительной лексики. Самыми яркими примерами таких изменений можно считать повсеместно встречающиеся сейчас "тусовка" (а также производный глагол "тусоваться") и "беспредел".

Другой стилистический прием, который очень часто применяется в западной журналистике и который получил широкое распространение в постсоветской России, это использование различных видов игры слов, особенно каламбуров и аллюзий.

Последняя составляющая процесса вестернизации, это политическая корректность. Определенную долю удивления вызывает то, что этот феномен, в том виде, как его принято понимать на Западе, довольно долго добирался до России.

Тем не менее, если политкорректность понимается как временами искусственное введение или, напротив, уход от определенных языковых форм, направленные на смягчение таких контекстов, которые могут задеть чувства какой-то определенной социальной группы, то, без сомнения, это явление присутствует в дискурсе постсоветской России. Как, вероятно, можно было предположить, это проявляется в связи с вопросом национальной принадлежности. Одна из самых ярких примет русской политкорректности отражена в орфографии ряда географических названий, которые были заимствованы в русский язык. В целом ряде случаев российские средства массовой информации, хотя и не до конца последовательно, но все же ввели новое написание, приближенное к той форме, которая характерна для слова в языке-источнике.

Другой вид примеров политической корректности сводится к следующему: говорящий намеренно подчеркивает ту "политически корректную" форму, которая, по его мнению, придает речи искусственность (ср., например, "русскоязычный" и "в Украину"). [12, c.32]

В современных информационных передачах ведущий занимает подчеркнуто объективную позицию, это серьезный разговор со зрителем/ слушателем, при котором минимально проявляется индивидуальность. Тональность текстов спокойная, нет ярких речевых выразительных средств, невербальные средства подчеркивают ощущение сдержанности и объективности.

В телеречи стилистика вербального текста, фоностиля, тембра озвучивания текста и стилистика визуального текста тесно взаимосвязаны, поскольку вербальный текст обычно направленно интерпретирует визуальный текст. Телевизионный макротекст тем понятнее, чем теснее взаимосвязь между словесной аргументацией и визуальным высказыванием (относительно законченным фрагментом видеоряда), чем четче связаны друг с другом вербальные и визуальные фрагменты.

Вербальный текст должен быть ясным, четким, не перенасыщенным информацией. Соответственно синтаксис вербального текста специфичен: небольшая глубина предложений, простые синтаксические конструкции, много назывных предложений, кратко, как при прямом обращении, представляющих и комментирующих происходящее в кадре. Синтаксические особенности телеречи связаны со своеобразным распределением функционально-смысловой нагрузки: функцию описания и, частично, повествования выполняет видеоряд, а функцию комментария принимает на себя вербальный текст. Он должен не повторять изображение, а иллюстрировать текст. Соответственно в телеречи не должно быть много определений, свойственных, прежде всего, описанию. Своеобразием отличается тема-рематическая нагрузка телеречи. Для большей ясности, акцентирования внимания зрителя происходит сцепление темы предложения и содержания видеоряда – т.е. в видеоряде зрительно повторяется тема предложения. [1, c.93]

Сегодня в новостях нет четких штампов для подачи новостей, поэтому тексты сюжетов довольно свободны и порой не лишены иронии.

Благодаря телевидению, в сознании русского человека появились многие метафоры, клишированные телеизречения, речевые стереотипы, которые можно часто услышать в новостях (российская политическая сцена, знаковая фигура, знаковое событие, кадровая чехарда, политический диагноз, информационная война, карманная Дума, верный путинец и т.д.).

Способы получения информации и методы подачи: от советских до современных

Способы получения информации, они же источники – то без чего не будет создана ни одна новостная программа. За годы развития тележурналистики они также претерпели изменения.

Васильева Л.А. пишет, что "основным источником в советское время был мозг автора…Собственно говоря, человек, как источник, носитель информации, существовал всегда. В журналистике советского периода такими носителями информации выступали рабоче-крестьянские корреспонденты. Но рабселькоры были доступны только к информации, касающейся их непосредственного места работы. Их искусственно возвеличивали, называли глазами, голосами нашей прессы, они должны были демонстрировать миру массовость и народность прессы" [3, c.44]

Источник имеет имя, источник имеет занимаемый пост и положение или иную позицию относительно описываемого вопроса. Он – участник события, свидетель события или человек, анализирующий событие, располагающий какой-то информацией, дополнительной или специальной по этому поводу. Источник – понятие конкретное.

Также информацию предоставляли агентства ТАСС и АПН, которые долгие годы существовали в роли информационных посредников.

В советские годы также важным источником информации были письма. На страницах советской печати, в программах радио, телевидения письма занимали ведущее место. Вплоть до 70-х годов по поводу улучшения работы с письмами принимались партийные постановления.

Также новости оттуда, "сверху" были, есть и остаются важнейшими информационными каналами.

Способы передачи информации развивались вместе с техникой. Изначально это были телефон, телеграф, в 80-х годах появилась факсимильная передача. Поэтому оперативность новостей была сравнительно ниже современной.

В современной телевизионной новостной журналистике источники информации претерпели некоторые изменения.

Письма уже не являются источником информации. Растет темп жизни, с ним растет и скорость, и оперативность новостей. Информационных агентств стало намного больше: REGNUM, Интерфакс, РИА "Новости", Информационное агентство "Европейско-Азиатские новости".

Наряду с национальными и региональными существуют мировые агентства. Транснациональные корпорации контролируют производство и распространение новостей в мире, делают погоду на рынке информации, лидируют в области использования технологических средств. Основные черты мировых агентств – глобальный характер деятельности, быстрота сбора, обработки и распространения информации, стремительность реагирования на технические новшества, обширная и всеохватная сеть корреспондентов и представительств, огромные финансовые возможности – делают их конкурентоспособность практически недостижимой для национальных и региональных служб. Иногда мировыми называют те агентства, которые владеют собственными спутниками связи и антеннами по всему миру, что дает им возможность собирать и распространять новости в мировом масштабе. К их числу сегодня относятся Рейтер (Великобритания), Франс Пресс (Франция), Ассошиэйтед Пресс (США) и ИТАР-ТАСС (Россия). Другие влиятельные агентства: Юнайтед Пресс (США), ДПА (Германия), ЭФЭ (Испания), АНСА (Италия), Киодо Цусин (Япония), Интерфакс (Россия). [15, c.41]

Возникновение Интернета также повлияло на современные новости. Выросла оперативность, изменились технические характеристики и способы передачи информации. Интернет это также новый источник информации. Не всегда достоверный, но быстрый и огромный.

На современном телевидении произошло усиление блока информационных программ, в которых дикторский способ подачи новостей советского телевидения заменяется комментированием информации.

Новостная журналистика приобрела многообразие форм и методов работы. Появились такие методы подачи оперативных материалов, как "инфотейнмент", "бильдизация", "финишинг", "хедлайн", "слоеный пирог", "жесткая новость", "мягкая новость" и др. [3, c.61]

Один из таких методов "инфотейнмент" рассмотрим поподробнее.

Инфотейнмент это разыгрывание новости. Этот термин "возник в результате аббревиатурного объединения двух слов: информация (information) и развлечение (entertainment) и выражает стремление продюсеров подавать новости в форме развлекательных передач или с оттенком развлекательности". Инфотейнмент зародился в 80-е годы в США. Начавшееся в те годы падение рейтингов информационных программ, вынудило журналистов изменять формат телевизионных новостей. Изменения коснулись, во-первых, принципа отбора информации – снизилась доля "официоза", возросло число сообщений на социальные и культурные темы. Во-вторых, изменились способы подачи информации: в репортажах на первый план стали "вытаскиваться" детали, интересные всем зрителям. Среди новостей выделилась отдельная группа – информационно-развлекательные программы.

Мы будем рассматривать инфотейнмент как стиль, используемый при подготовке телевизионного репортажа. Однако, деление информационных материалов на репортажи, информационные заметки и др. жанры на современном телевидении становится все более условным. Сейчас все эти материалы называют одним словом – видеосюжет. [8, c.47]

Таким образом, привлечение игровых элементов – это еще один вариант свободного поведения журналиста при подаче тех или иных фактов.

Разберемся подробнее в особенностях стиля инфотейнмент. Анри Вартанов говорит о слиянии в инфотейнменте двух начал: "В какой-то момент в телевизионном мире стало ясно: информацию, всегда считавшуюся королевой эфира, по рейтингу опережают даже не самые лучшие телевизионные развлечения. Возникла идея, которая, по сути, напрашивалась довольно давно: почему бы не попробовать скрестить эти два, на первый взгляд несовместимых жанра? Бывшая всегда предметом головной боли телевизионных компаний проблема: каким способом представлять в эфире ежедневные выпуски новостей или же еженедельные обзоры, чтобы они не повторяли то, что зритель видит на соседних каналах у конкурентов, – таким образом получала свое принципиальное обоснование. Говоря иными словами, для того, чтобы новости легче и проще усваивались на телеэкране аудиторией, их следует строить – и по общей драматургии, и по конкретной форме – в какой-то мере по аналогии с телеразвлечениями" [2, с.48].

Еще один метод это бильдизация – (от немецкого Bild – рисунок, картина). Это наглядность, яркость и ясность в подаче материала. Бильдизация – общемировой процесс в печатных и электронных СМИ, дошедший до России.

Глокализация как метод подачи новостей также используется на современном телевидении.

Глокализация – (от сращения global и local) – это глобальные проблемы страны и мира, поданные в местном измерении. Зрителя беспокоит, как проблемы мирового масштаба отразятся на его жизни. Но все же его больше беспокоит – будет ли тепло в квартире, – чем проблемы глобального потепления. В соответствии с этим меняется и журналистский контент. Глобальные проблемы приближены к повседневной жизни человека, и он хочет получить совет, как поступать в том или ином случае. [4. c.60]

В заключении хочется отметить, что большинство методов подачи новостей позаимствовано у западных коллег, но в тоже время происходит их адаптация к российской аудитории.

Актуальность и объективность как основные проблемы теленовостей

Наибольшее количество зрителей традиционно принадлежит вечерним выпускам информационных служб, которые предлагают зрителям новости дня и рассказывают о событиях, произошедших в родной стране и за рубежом. На данный момент основной тенденцией в работе новостных блоков является то, что они не всегда освещают события честно и объективно. Частные телеканалы подают информацию так, как выгодно и удобно владельцу и совету директоров, государственные – как того хочет местная власть, депутаты, партии и т.д. Поэтому для того, чтобы составить актуальную и более-менее объективную картину сегодняшней действительности, телезрителю необходимо просмотреть как минимум 4-5 выпусков новостей на различных каналах и сделать свои выводы.

Довольно явной тенденцией является и отвлечение внимания зрителей от важных событий. Так, чаще всего последние новости не подают действительно важные сведения, а ограничиваются одной-двумя новостями из жизни регионов. Все остальное эфирное время "забивается" самыми разными сюжетами "на актуальную тему" – зрителям рассказывают, как уберечься от простуды, включают сюжеты на историческую тематику. Нередко выпуск включает и совершенно странные сообщения из других стран, которые заставляют думать о том, что в последний момент какой-то сюжет был заменен и пришлось ставить в выпуск то, что было готово.

Актуальность новостей с каждым днем становится все менее стабильной и надежной, так как колебания в сфере средств массовой информации очень значительны. Это связано прежде всего с тем, что новости в последнее время содержат мало ценной информации, а представляют собой только полуправдивые информационные сообщения. Потому что средства массовой информации опираются на провокационные сведения, которые ранее были уделом только желтой прессы. Однако такая информация только является причиной потери основной аудитории, не говоря уже о повышении рейтингов. Кроме того, новости имеют относительно дурную репутации за счет необъективного освещение информационных сообщений.

К примеру, главные новости мира в основном состоят из обзоров событий, связанных с политикой и экономикой. Хотя не маловажным фактором были бы и новости религии, науки и культуры, а также других сфер общества. Но ярлыком "главные новости мира" уделяются только политические и экономические события. Новости политики рассчитываются на всю аудиторию, однако большинство избегает просмотр сюжетов соответственно, связанных с данной областью. Новости экономики сейчас направлены в основном на трейдеров Форекс и торговцев фондовых рынков для составления прогнозов.

Таким образом, средства массовой информации распределили новостные сообщения по определенным категориям, которые в свою очередь направлены на отдельную аудиторию. Однако создание общей новостной сети было бы куда удобнее и проще для читателей телевизионных новостных служб. Однако, тут возникает другая проблема: будет ли такая сеть независима и объективна, что необходимо для создание нормальной репутации у СМИ. Для того, окончательно разобраться с данной проблемой, необходимо обеспечить нормальную законодательную базу в сфере новостной деятельности. Ведь не для кого не секрет, что современные законы не совершены и требуют серьезных поправок. Пока не будет шагов по всем этим ступеням об актуальности средств массовой информации можно и не говорить.

Также на сегодняшний день всё большую актуальность приобретает проблема объективности телевизионных новостей. Связано это с происходящими в мире процессами, которые затрагивают всё цивилизованное общество.

В заключение важно отметить, что в настоящее время ситуация с этическими требованиями объективности не катастрофична, но всё же существует целый ряд связанных с этим проблем. Важность же данного критерия сейчас приобретает всё большее значение в условиях роста технических возможностей. Этические категории выходят на передний план, так как принципиально важно, как журналист преподнесёт информацию. Объективность телевизионных новостей представляется важнейшим этическим требованием, предъявляемым информационному вещанию. [13, c.54]

В целом же новостные материалы постепенно становятся более развлекательными и менее информативными, объективными, что говорит о наличии серьезным проблем в сфере СМИ – таких, как коммерциализация, отсутствие плюрализма мнений, представление событий в том свете, в котором выгодно тем или иным политическим силам и т.д. Это говорит о необходимости разработки новых схем существования СМИ, реструктуризации многих телеканалов и создании адекватной законодательной базы.

Выводы

Телевидение в целом и каждая отдельная телевизионная программа является сложной целостной системой. Российское телевидение показывает самые разнообразные информационные, развлекательные и аналитические программы.

На рубеже XIX-XX вв. были сделаны революционные технические открытия, заложившие основу радио и телевидения – новых средств массовой информации. Эти события готовились исподволь, всем ходом научного прогресса – и процесс поисков был захватывающе интересным.

Дата рождения "механического" телевидения в России – 1 мая 1931 г. В 1939 г. в Москве и Ленинграде начинается регулярное вещание по современной электронной схеме. После Отечественной войны реконструированные телецентры перешли на "развертку" изображения в 625 строк, соответствующую нынешним стандартам отечественных телевизоров.

В 50-60-е гг. в стране идет бурный процесс развития местного ТВ. Появляется вторая программа – провозвестник телевизионной многопрограммности. Осваивается техника цветного телевидения. Использование искусственных спутников Земли открыло эру спутникового ТВ с его безграничными в буквальном смысле возможностями (телесигнал из космоса легко преодолевает любые – государственные, национальные, территориальные и другие границы). Кабельное ТВ меняет вещательную природу телевидения. Соединение возможностей телеэкрана с компьютерной памятью и телефонной связью (сеть "Интернет") произвело подлинную революцию в информационных технологиях. Детище телевидения – так называемая "виртуальная реальность" – новое искусство с не осознанными пока до конца возможностями.

Система средств массовой информации России представлена сегодня гигантской индустрией новостей, анализа современного общественного развития, развлечения и организации досуга наших сограждан. Издается четыре с половиной тысячи газет, почти полторы тысячи наименований журналов, более восьмисот бюллетеней. В эфир выходят три сотни телепрограмм, более ста восьмидесяти радиопрограмм. Их обслуживают триста информационных агентств.

По мере развития телевиденья, менялись и сами новости.

Выросла оперативность поиска информации, изменились каналы ее получения. В языке теленовостей появилось большое количество заимствований из английского и других языков Западной Европы. Исчезновение системы цензуры привело к появлению практически всех тех стилей, которые прежде были под запретом. В эту группу попадают и разные виды жаргона, включая молодежный сленг и воровское арго.

В современных информационных передачах ведущий занимает подчеркнуто объективную позицию, это серьезный разговор со зрителем/ слушателем, при котором минимально проявляется индивидуальность. Тональность текстов спокойная, нет ярких речевых выразительных средств, невербальные средства подчеркивают ощущение сдержанности и объективности.

Сегодня в новостях нет четких штампов для подачи новостей, поэтому тексты сюжетов довольно свободны и порой не лишены иронии.

На современном телевидении произошло усиление блока информационных программ, в которых дикторский способ подачи новостей советского телевидения заменяется комментированием информации.

Новостная журналистика приобрела многообразие форм и методов работы. Появились такие методы подачи оперативных материалов, как "инфотейнмент", "бильдизация", "финишинг", "хедлайн", "слоеный пирог", "жесткая новость", "мягкая новость" и др.

В целом же новостные материалы постепенно становятся более развлекательными и менее информативными, объективными, что говорит о наличии серьезным проблем в сфере СМИ – таких, как актуальность новостей, их объективность, коммерциализация, отсутствие плюрализма мнений, представление событий в том свете, в котором выгодно тем или иным политическим силам и т.д. Это говорит о необходимости разработки новых схем существования СМИ, реструктуризации многих телеканалов и создании адекватной законодательной базы.

Литература

1. Апполонова Л.П. Журналистика как социальный институт: Учебное пособие. -Ростов-на-Дону, 2008.

2. Вартанов А.С. Актуальные проблемы телевизионного творчества. На телевизионных подмостках. Рос. акад. наук, Гос. ин-т искусствознания. – М.; Высшая школа, 2009.

3. Васильева Л.А. Делаем новости! Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2008.

4. Гаврилов, К. Как делать сюжет новостей и стать медиатворцом СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2007.

5. Егоров В.В. Телевидение: теория и практика. Учебное пособие. М.: Международный независимый эколого-политологический университет /факультет журналистики, 2008.

6. Качкаева А.Г. История телевидения в России: между властью, свободой и собственностью // История новой России // в 3-х т. под ред.П.С. Филиппов. – СПб.: Норма, 2007.

7. Ким М.Н. Новостная журналистика: базовый курс: учебник. – Спб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005.

8. Князев.А. А. Основы тележурналистики и телерепортажа. Бишкек: Изд-во КРСУ, 2007.

9. Козлова М.М. История отечественных средств массовой информации. Изд-во Ульяновского государственного технического ун-та, 2008.

10. Козловский В.Н. Телевидение. Взгляд изнутри. 1957-1996 годы. – М: Готика, 2007.

11. Кузнецов Г.В., Цвик В.Л., Юровский А.Я. и др. Телевизионная журналистика.М., Изд-во МГУ; "Высшая школа", 2006.

12. Лейтес Л.С. Развитие техники ТВ-вещания в России: Справочник. – М.: ИД Святогор", 2008.

13. Муратов С.А. ТВ – эволюция нетерпимости. История и конфликты этических представлений. – М.: Б. и., 2008.

14. Олешко В. Ф Журналистика как творчество. М.: РИП-холдинг, 2008.

15. Орлова В.В. Глобальные телесети новостей на информационном рынке. – М.: Изд-во. "РИП-холдинг", 2009.