Телевидение как канал коммуникации

Телевизионная коммуникация означает общение на пространственно-временном расстоянии, при котором оно отражает структуру общества и выполняет связующую функцию.

Статьи по теме
Искать по теме

Основа телевизионной коммуникации – телевидение. Телевидение относится к средствам массовой коммуникации, под которой традиционно принято понимать процесс распространения информации (знаний, духовных, моральных, правовых норм и т.п.) с помощью технических средств (печать, радио, кинематограф, телевидение) на численно большие рассредоточенные аудитории.

Эффект коммуникаций на телевидении

Тенденцией современного этапа информатизации общества является всеобщее стремление к коммуникационным процессам через средства массовой информации. Такой способ коммуникации решает определенный круг задач, таких как, например, получение наиболее полной информации, сопровождаемой звуковыми и зрительными эффектами, быстрая скорость передачи информация, а соответственно постоянное обновление новостей, способность за короткое время получить максимум возможной информации и т.д.

С момента изобретения телевидения телевизионная коммуникация стала новым способом взаимодействия людей.

Так, по мнению Э.Фромма, человек превращается в существо "с открытым, вбирающим в себя без усилий и без внутренней активности" информацию, пребывает в гипнотическом состоянии, пассивно усваивая "образцы и мерила" поведения, при котором не всегда может соотнести большую долю сведений получаемых через телевидение, со своим ограниченным опытом, поэтому создается иллюзия знаний. "Иллюзия чистой воды, имманентное свойство телевидения внушать, будто после передачи все стало ясно и понятно".

Телевидение обладает рядом особенностей, существенно отличающих его от других видов коммуникаций. Данные особенности заключаются в следующем:

- телевидение создает вторую реальность, которая необходима индивиду, чтобы сохранять равновесие в реальном мире;

- телевидение помогает человеку мгновенно перенестись в любую точку земного шара;

- телевидение дает большую свободу выбора информации, чем газеты, журналы; предоставляет человеку переживать эмоции и впечатления, которых он лишен в жизни.

Основными характеристиками ТВ-коммуникаций выступает способ подачи информации с помощью аудиоэффектов и визуальных эффектов в совокупности и диктор (ведущий и т.п.), который передает сообщение.

Разберем подробно способ подачи информации при помощи ТВ-коммуникаций.

Важнейшим результатом деятельности телевидения стало увеличение визуальных стимулов. Телевидение создало целое общество потребителей "имиджей". Восприятие телевизионных образцов – процесс, происходящий на сознательном и бессознательном уровне. Причина внушаемого воздействия телевидения на аудиторию заключается в эмоциональной, а не рациональной сфере. Слагаемые эффекта внушения – это достоверность, созданная фактографической природой кино (телевидения в целом) и показом окружающего мира в движении. Телевидение манипулирует пространством и временем, обращаясь к бессознательным реакциям зрителей.

Посредством телевидения выявляются и существуют конкретные социокультурные символы. Овладение языком символов стало такой же необходимостью, как понимание речи. Появляются новые, опосредованные (через языки культуры, идеологии, массовой культуры) отношения "творца" "второй реальности" и ее потребителя.

Следующая характеристика ТВ-коммуникаций, которую мы подробно рассмотрим, – это диктор.

Любой человек в высказанной информации ищет смысл не отдельно от говорящего, а корректируя сообщение отношением к личности говорящего. Информация воспринимается персонифицировано.

Для функционирования телевидения характерно появление людей-символов, которые "творят" судьбы многих миллионов зрителей. Зритель выбирает себе того, кто на его взгляд, заслуживает большего доверия. Он привыкает смотреть на мир его глазами, ощущая свою сопричастность к миру.

Образ коммуникатора (ведущего, диктора) – важная смысловая единица передачи. Человек на экране выступает не только как объект оценивания, но и как субъект общения, поэтому взаимодействие "человека в кадре" с аудиторией подчиняется тем же законам, что и взаимодействие людей в межличностной коммуникации. Коммуникатор предстает сначала как возможный партнер общения, а затем уже как специалист в какой-либо области.

По мнению психологов, взаимное влечение людей больше определяется внешними признаками человека, нежели его внутренними качествами. Личность, обладающая физической привлекательностью, воспринимается как личность, которая превосходит других и по ряду прочих показателей (ум, честность и т.д.) Следовательно, привлекательность коммуникатора становится основой доверительных отношений между ним и аудиторией. Люди постоянно появляющиеся на телеэкране, в зависимости от своего профессионального амплуа обладает неодинаковыми возможностями личностного самопроявления (телевизионный образ диктора, например, более обобщен). Их имидж создается через внешний вид и манеру держаться. В образе диктора воплощаются культурные коды. Их одежда – знак современной моды, эталон.

Имеет значение возраст дикторов. Молодость, красота, обаяние женщин вызывает симпатию у зрителей. Напротив, солидный мужчина-диктор привлекает значительно больше. Его облик ассоциируется с серьезностью, основательностью, жизненным опытом.

При восприятии ведущих в сознании аудитории происходит ориентация на определенные факторы: одаренность, артистизм, активность, деятельность, организованность, самостоятельность, объективность.

Здесь уместно сказать о страшной тайне телевидения, которая является непосредственным участником процесса общения ведущего и зрителей и за частую играет недобрую шутку в искажении имиджа "Человека в кадре". Речь идет о телесуфлере. Самый безобидный обман телевидения. Обман заключается в том, что мы у экранов думаем, будто человек с нами беседует. А на самом деле он читает текст, выплывающий на невидимом для зрителя экране. Если ведущий это делает непринужденно и артистично, мы не догадываемся о существовании суфлера, и радуемся встречая открытый взгляд ведущего. Но иногда этот взгляд омрачен труднообъяснимой странностью повадки. Например, запинки во время произнесения простой фразы. Это происходит по причине неисправности суфлера, который вдруг остановился или, наоборот, устремился с большой скоростью вперед. Телесуфлер – приспособление техническое, которое гармонирует с техническим характером задачи – бесстрастным чтением фактов. И высшим пилотажем считается, если ведущий умело комбинирует это со своими изюминками, которые отличают его стиль от стиля другого ведущего. Это большой труд и искусство, искусство общения телевизионного, которое так же влияет и формирует имидж "человека в кадре.

Оценку имиджу популярных ведущих дают опросы аудитории и экспертиза специалистов, они определяют эффективность личного эмоционального кода, выступающего в эфире, способствуют развитию его коммуникативных данных. Каждый ведущий получает суммарную характеристику своих личностных коммуникативных качеств. Если результаты социального общения оказываются неэффективными, специалисты дают коммуникатору индивидуальные рекомендации. По эмоциональной корректировке поведения.

Процесс общения диктует вопрос о выборе видеоряда, звукоряда, речи, которые должны максимально соответствовать целям коммуникатора. Проблема восприятия, психолингвистические ее аспекты, культура речи приобретают в условиях массовой коммуникации особое значение для решения вопроса о повышении информативности выступления. К основному предмету общения примыкает дополнительный, связанный с аспектами коммуникации и восприятием личности на экране как носителе информации. Реализуя свои функции, коммуникатор выбирает свой стиль общения с аудиторией.

- Стиль "я – центрация": направленность личности на себя, здесь идет демонстрация формального отношения к партнеру по общению. Журналист говорит без связи с предшествующими высказываниями партнера, приписывает ему мысли и намерения.

- Стиль "другой – центрация": выражается в стремлении делать то, что требуется партнеру. Коммуникатор демонстрирует озабоченность его проблемами, навязывает свою помощь, уступает инициативу в общении, одобряет намерения и планы партнера.

- Стиль "я – другой – интеграция": наиболее плодотворный, здесь ощутимо стремление доверять партнеру, строить свои отношения с ним на равных.

Всякий ТВ – образ включен в "субъективную картину мира". Один и тот же объект репрезентируется у каждого человека по-разному. Один из способов осмысления телеинформации задается через субъективный образ человека на экране. Большое значение для явления персонификации имеют его индивидуально-личные характеристики (внешность, физические данные, оформление внешнего облика); коммуникативные качества – тембр голоса, дикция; внутренние характеристики (знание, интеллект, эмоциональность, моральные ценности).

Успех программ обусловлен точно найденным имиджем, соответствующим социальному заказу, моде, требованиям времени, и настроениям в обществе. Точно найденным фирменным стилем телепрограмм, где наряду с содержанием уделяется внимание оформлению студии, заставкам, символам, атрибутике, использованию таких важных факторов воздействия, как цвет, свет, музыка. Имидж ведущего формирует тип контакта с аудиторией. Однако изменение современных требований корректирует и сами имиджи. Это становится научной проблемой, поскольку формирование имиджа – многогранный творческий процесс, требующий профессионального мастерства. Удачно найденный имидж – это не только успех у зрительной аудитории, но и часть творческой биографии журналиста.

Результаты исследований показывают, что существует тесная взаимосвязь между предпочтениями аудиторией передач с участием того или иного ведущего и оценкой убедительности. Для аудитории оказываются значимыми многие характеристики ведущих: демографические, ролевые, индивидуально-личностные. Ей не безразлично, как оформляет коммуникатор свою внешность, каким обладает голосом, какова его манера говорить. Так, например, предпочтение отдается голосу среднего тембра (по результатам исследований видно: баритон предпочитают 62% опрошенных, тенор – 32%, бас – лишь 7%). Многие центральные каналы заключают договор с ведущими о том, что они не имеют права во время работы в кадре самовольно изменить свою внешность. Таким образом, внешность "человека в кадре" становится собственностью телекомпании. К сожалению, на провинциальных студиях внешность принадлежит ведущему, который не всегда способен ей правильно распорядиться.

Часто ведущие выступают доминантой своей программы. Их работа в кадре высоко ценится аудиторией и потому хорошо оплачивается. Популярных ведущих отличают стремление к открытости и искренность. Однако не всегда созданный на экране имидж вызывает положительные эмоции у зрителя. Не всегда совпадают оценки экспертов и телезрителей.

Нет "идеального" телеведущего, кроме того, меняются и запросы аудитории. Лишь при более чутком отношении к требованиям аудитории и более внимательном отношении к рекомендациям психологов, передача и ее ведущий могут надеяться на успех.

Итак, в заключении параграфа еще раз отметим особенности телевизионных коммуникаций, как то создание второй реальности; возможность мгновенно перенестись в любую точку земного шара и получить аудиоинформацию и видеоизображении о любом месте планеты; предоставление свободы выбора информации (если брать в сравнении с другими СМИ, то гораздо большую свободу); обеспечение права человеку переживать многообразные эмоции и впечатления.

Основными характеристиками ТВ-коммуникаций выступает способ подачи информации с помощью аудиоэффектов и визуальных эффектов в совокупности и диктор (ведущий и т.п.), который передает сообщение. Данные характеристики телевизионных коммуникаций формируют отличительные особенности данного вида коммуникации от других средств массовой информации.

Телевизионная коммуникация как манипулятор общественного мнения

В настоящее время четко наблюдается формирующее и даже манипулятивное воздействие средств массовой информации на массовое сознание и поведение людей.

Манипулятивные технологии информационного воздействия в процессе формирования имиджа представляют собой приемы, методы и средства, применяемые для достижения поставленных целей и задач.

Телевидение применяет различные приемы, которые повышают их манипулятивный потенциал. К таким приемам можно отнести:

- "фабрикацию фактов" (открытую ложь),

- искаженные описания,

- выпячивание одних фактов и замалчивание других,

- освещение только благоприятных фактов,

- простая констатация факта,

- активное зомбирование аудитории, содействующие интересам определенных людей.

Манипулятивные технологии телевидения направлены на создание определенного эмоционального настроя и психологических, конформистских установок у аудитории. Именно, на чувствительную и эмоциональную сферу психики делают ставку средства массовой информации сегодня. Через форму подачи информации, интерпретации фактов телевидением достигается эффект внушения, гипноза, и управления населением.

Наметились тенденции использования целого комплекса информационных манипулятивных технологий, целью которых является внедрение установок и стереотипов в массовое сознание, подвигнуть массы на принятие необходимых действий. Современная техника манипулирования, в первую очередь осуществляется через телевидение, которое создает "имиджи" и несут оценочный характер.

В настоящее время основным и самым доступным средством массовой информации является телевидение. Его влиянию подвержены все слои общества. Телевидение обладает практически неограниченными возможностями для манипулирования массовым сознанием благодаря эффекту присутствия, т.е. создание иллюзии присутствия и участия при действии, которое показывается по телевизору, и, соответственно, в создании устойчивой иллюзии "объективности" и "достоверности" телевидения.

Подсознательно приравнивая свои ощущения от восприятия телевизионной информации к ощущению участника всего происходящего на экране, телезритель воспринимает эту информацию как абсолютно достоверную. Согласно социологическому опросу, проведенному под руководством Ю.А. Левады, 70% населения доверяет телевидению. Доверие этому институту самое высокое по сравнению с другими социальными институтами (выше только доверие церкви)2.

Итак, разберем подробно технологии, которые использует телевидение при осуществлении манипулятивных действий.

Так, телевидение, как никакое другое средство информации, использует технологии визуализации, которые самым сильнейшим образом воздействуют на эмоционально-психологическую сферу человека. В телерепортаже с участием политического деятеля будут привлекать внимание окружающая обстановка, его костюм, манера движения, улыбка и другие, значимые для зрителя моменты и факторы. Особо важно – характер телепередачи: прямой эфир, который дает возможность показать себя, свои коммуникативные способности и гарантированность от факта искажения, а также неправильной интерпретации или передача в записи.

Сила воздействия технологии визуализации объясняется тем, что она создает у аудитории впечатление непосредственности и реальности того, что она видит, эффект присутствия при происходящем, хотя факты при этом могут быть тщательно отобраны для формирования определенного мнения о политическом руководителе у зрителя.

Кроме того, к манипулированию общественным мнением можно также отнести еще ряд других технологий. Так, репортаж по телевидению группируется вокруг ударных, ключевых слов и определений или словосочетаний, которые являются основными носителями образа. В ударных, ключевых словах и определениях содержится образ как бы в "свернутом", "сконцентрированном" виде, которые наверняка отложатся в памяти аудитории.

Данные конструкции являются мощными эмоциональными возбудителями. Кроме чисто положительных и отрицательных эмоций, возможно, у аудитории может возникнуть ассоциации с определенной структурой, системой установок и ценностей, что вызовет определенную реакцию. Эмоциональная насыщенность информации повышает воздействие на аудиторию.

Кроме того, данные конструкции являются ценностными ярлыками, штампами, так как они связаны с уже сложившихся в массовом сознании системой морально-нравственных и политических ценностей. Это является важным аспектом воздействия на массовое сознание.

Одним из методов закрепления в массовом сознании нужных штампов и ярлыков является повторение темы. Казалась бы это безвредная форма любой рекламы, на самом деле несет серьезные последствия гипнотического характера. Повторение – это один из основных принципов пропаганды. Это способствует закреплению в памяти аудитории определенных образов.

Телевидение обладает огромным ресурсом для манипулировании аудитории. ТВ-коммуникации применяют манипулятивные технологии, в рамках которых можно выделить такие технологии как визуализация, использование ударных, ключевых слов и определений или словосочетаний при передачи информации, повторение одного и того же события и др.