Технологии муниципального управления

В России, несмотря на внедрение новых технологий муниципального управления, продолжается рост недовольства населения качеством предоставления социальных услуг. Это обусловлено недостаточно высоким уровнем работы государственных и муниципальных органов социального управления.

Статьи по теме
Искать по теме

Технологии муниципального управления

Понятие технологии

В настоящих условиях социально-экономических изменений в мировой практике управления все в большей мере утверждается инновационный метод преобразования социально-экономического пространства – его технологизация. Социальные, экономические, политические, экологические и др. технологии выступают как интеллектуальный наукоемкий способ, использование которого позволяет не только изучить и предсказать различные социально-экономические изменения будущего, но и участвовать в них, получать прогнозируемый результат.

Технологии рассматриваются в русле инновационной парадигмы общественных наук, теории и методологии познания и созидания разумного социума, который возможен на пути инкорпоративного развития человеческой цивилизации.

Мировой опыт свидетельствует, что с помощью технологий можно своевременно разрешать социальные конфликты, снимать социальное напряжение, предотвращать катастрофы, блокировать рисковые ситуации, принимать оптимальные управленческие решения.

Само понятие "технология" возникло в связи с техническим прогрессом. В толковом словаре С.И.Ожегова технология рассматривается как совокупность производственных процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства: "Технология – это одновременно система совокупности знаний, умений, навыков, методов, способов деятельности и алгоритм, научная разработка решения каких – либо проблем".

Содержание понятия "технология" раскрывается и уточняется в зависимости от области человеческой деятельности.

Технология – это не просто совокупность методов, все они направлены на получение конкретной продукции.

С. А. Смирнов подчеркивает что, под технологией надо понимать "...совокупность и последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получить продукцию с заданными параметрами".

Социальной технологией называют технологию, в которой исходным и конечным результатом выступает человек, а основным параметром, который подвергается изменению – одно или несколько его свойств (например, технология обучения учащихся, построенная на основе компьютерных программных средств).

Современное понятие "технология" является содержательным обобщением и имеет три основных аспекта:

  1. научный – технология является научно разработанным решением определенной проблемы, основывающимся на достижениях психолого – педагогической теории и передовой практики;
  2. формально – описательный – технология – это модель, описание целей, содержания методов и средств, алгоритмов действий, применяемых для достижения планируемых результатов;
  3. процессуально – действенный – технология есть сам процесс осуществления деятельности, последовательность и порядок функционирования и изменения всех его компонентов, в том числе объектов и субъектов деятельности.
Технология муниципального управления – это приемы, способы и порядок осуществления процесса муниципального управления.

Подсумкова А.А.

В современной науке государственного муниципального управления под технологией муниципального управления в широком смысле понимается целое направление теоретических поисков и практических экспериментов. Их выдвижение на повестку дня вызвано объективным усложнением и удорожанием процессов муниципального управления и одновременно усилением их значения в жизнедеятельности общества. Сегодня невозможно упорядочить управленческую деятельность и систему муниципального управления без разработки и освоения инновационных технологий по всем важнейшим аспектам организации и функционирования муниципального управления, прежде всего стратегического планирования. Причем речь идет не о придании новых наименований старым, бюрократическим процедурам и операциям, не о простом оснащении чиновничьих кабинетов современными электронными средствами, а о качественно новом осмыслении государственного и муниципального управления. Инновационные технологии, если они реально состоятся в муниципальном управлении, должны вызвать глубокие преобразования во всей системе, обеспечить рациональность и эффективность управленческой деятельности государственного аппарата.

Таким образом, технология в целом и технология муниципального управления в частности представляет собой процесс последовательного, пошагового осуществления, разработанного на научной основе, решения какой – либо производственной или социальной проблемы.

Функции муниципального управления

Каждая функция управления является сферой действия определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности – это совокупность функций, связанных целым управленческим циклом.

Управление представляет собой продукт сознания и воли людей. Оно таково, каковы сознание и воля тех, кто управляет или кто составляет и пропагандирует труды по управлению. Управление формируется людьми и осуществляется среди людей. Оно состоит из взаимосвязей людей – этих уникальных биосоциальных индивидов со всеми их мыслями, сознанием и подсознанием, эмоциями, страстями и пороками. Сущность управления нельзя сводить к понятию "деятельности" по подготовке и исполнению управленческих решений, проведению различных управленческих мероприятий. Термин "воздействие" или "влияние" (социальное влияние) более адекватны. Они указывают на реальное влияние управления на сознание, на эмоции, на ценностные и поведенческие установки, на поведение, деятельность людей. Ведь управление существует лишь тогда, когда некий субъект влияет, преобразует нечто в иное состояние, придает новое движение, направление развития. Управляющее воздействие непременно содержит в себе минимум три элемента: целеполагающие, организующие и регулирующие свойства.

В теории муниципального управления вопрос о функциях управления является одним из центральных, так как он раскрывает сущность и содержание управленческой деятельности на всех уровнях муниципального управления.

Отдельные функции в муниципальном управлении выделяются объективно. Этот процесс порождается сложностью объекта муниципального управления. Возникновение функций управления – это результат дифференцированных целенаправленных воздействий разделения и специализации труда в сфере муниципального управления. Любой объект муниципального управления направлен на создание благоприятных условий для жизнедеятельности населения муниципального образования.

Универсальность, вытекающая из сущности управления, не зависит от формы управления и состоит в целенаправленном воздействии на объект управления. Содержание управления связано с содержанием объекта, определяется им и вытекает из него. Функции, в которых должна раскрываться сущность управления муниципальным образованием как категория науки управления, являются одной из форм реализации отношений управления, следовательно, универсальны, т.е. они характеризуют любой процесс управления.

Функции управления муниципальным объектом – особый вид деятельности, выражающий направления целенаправленного воздействия на отношения людей в процессе управления муниципальным образованием.

Функции муниципального управления обусловлены его природой, местом муниципального самоуправления в системе народовластия, теми задачами и целями, на достижение которых направлена муниципальная деятельность. Функция управления – это элемент системы муниципального управления, она определяет содержание муниципального управления.

Основная классификация конкретных функций муниципального управления регламентирует процесс разделения и специализации труда в сфере управления. На этой основе выделяются структурно обособленные объекты муниципального управления.

В современном обществе местное самоуправление выполняет ряд функций. В.Н. Парахина выделяет следующие:

  • как одна из форм публичной власти, местная власть проводит в жизнь политику государства на местах, принимает обязательные для выполнения решения по вопросам местного значения, обеспечивает охрану общественного порядка, управляет муниципальной собственностью, выполняет другие властные функции;
  • как организатор местного хозяйства, местное самоуправление выполняет экономические функции по жизнеобеспечению местного сообщества, организует оказание жителям ряда важнейших общественных услуг;
  • как часть гражданского общества, местное самоуправление обеспечивает самоорганизацию граждан, их непосредственное участие в решении вопросов местного значения, в управлении местными делами.

Проблемы технологий муниципального управления в социальной сфере

Важную роль в современном государственном и социальном управлении играет система организации органов ответственных за работу социальной сферы в РФ. В условиях действующей административной реформы важно, чтобы органами власти отвечающими за состояние и адекватность функционирования социальной сферы использовались эффективные технологии управления. Нельзя забывать, что современные трансформации социального управления в России, как и во всем мире, определяются давлением парадигм информационного общества

Формы и методы управленческой деятельности применяются в определенной последовательности, цикличности, диктуемой интересами и целями подготовки, принятия и исполнения управленческих решений, проведения организационных мероприятий.

Социальную политику государство проводит через региональные и местные органы власти. Эффективная социальная политика государства, связанная с распределением материальных и духовных благ, удовлетворением потребностей человека невозможна без активного участия всего населения страны, регионов и местных сообществ. В ходе реформы местного самоуправления происходило упорядочение полномочий между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями относительно социальных функций как в области их разграничения, так и по расходным обязательствам в аспекте их исполнения.

Государственная и муниципальная социальная политика реализуется через социальное планирование и управление посредством системы социальных мероприятий и программ, проводимых федеральными, региональными и местными органами.

Органы государственного управления всех уровней управленческой иерархии принимают непосредственное участие в управлении развитием социальной сферы в рамках осуществления своих функций в соответствии с принципами эффективного государственного и муниципального управления. Практически все законодательные, исполнительные, контролирующие, экономические, отраслевые, республиканские и местные органы управления и самоуправления имеют в перечне своих фукнций направления, отвечающие за реализацию принципов развития социальной сферы. Вместе с тем, такие общественные формирования, как профессиональные союзы, общество потребителей, ассоциации предпринимателей и др., принимают активное участие в развитии социальной сферы. Их участие выражается в создании управленческих структур, различного рода фондов и организаций, напрямую или косвенно влияющих на управление социальной сферой, а также в заключении соглашений с органами государственного и муниципального управления в рамках социального партнерства.

Значимую роль в системе государственного регулирования социальной сферы играют социальные программы, содержащие комплекс мероприятий, обеспечивающий достижение целей в области развития социальной сферы

Необходимость модификации управления социальной сферой в РФ диктуется несколькими обстоятельствами. Во-первых, недостаточной результативностью социальной политики, выражающейся в сохранении серьезных социальных проблем: бедности, высоком уровне дифференциации доходов, низком качестве социальных услуг, дефиците объектов социальной инфраструктуры. Во-вторых, сложившаяся модель управления значительно исчерпала свои возможности и демонстрирует низкую эффективность. Это проявляется в трудностях межведомственной координации, слабом взаимодействии и согласованности интересов государственных и негосударственных институтов.

В свете действующих реформ в сфере государственного и социального управления отметим, что в настоящее время на первый план выходят вопросы качества предоставляемых государственных и муниципальных услуг, оценки эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, борьбы с коррупцией в органах власти и т. п.

Государственное и муниципальное управление наиболее эффективно, если оно осуществляется на основе научного познания и практического анализа закономерностей развития различных территориальных и социальных сообществ, их интересов, потребностей и механизмов поведения и взаимодействия между собой. В этой связи анализ хода административной и муниципальной реформ, исследование правовых и организационных основ государственного и муниципального управления приобретает особую значимость и актуальность.

Литература

  1. Кирсанов С. А. Муниципальное управление: эффективность муниципального менеджмента. – СПб.: Андреевский издательский дом, 2011
  2. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка – М.: Издательство: Оникс,2011
  3. Смирнов С.А. В мире учебных технологий // [Электронный ресурс] http://www.rae.ru/forum2012/
  4. Дорофеева Л.И., Бгашев М.В.Менеджмент – Саратов: Издательство СГУ, 2010
  5. Зотов В.Б. Система муниципального управления – СПб.: Питер, 2011