Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи

Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи.

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей с общим недоразвитием речи.

Связная речь – это особая и сложная форма коммуникативной деятельности. При нормальном речевом развитии ребенка 5-6 лет существенными характеристиками речи являются значительная протяженность речевых высказываний, связность, последовательность, логико-смысловая организация. У детей с общим недоразвитием речи III уровня (Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина) отмечается специфическое своеобразие связной речи.

Недостаточная сформированность связной речи проявляется как в диалогах, так и в монологах. Это подтверждают трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Характерными особенностями связной речи являются нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте. Указанные специфические особенности обусловлены низкой самостоятельной речевой активностью ребенка, неумением выделить главные и второстепенные элементы замысла и связей между ними, невозможностью четкого построения целостной композиции текста. Одновременно с этими ошибками отмечается бедность и однообразие используемых языковых средств. При рассказывании дети в основном используют короткие, малоинформативные фразы. При построении предложений опускают или переставляют отдельные члены предложения, неправильно оформляют связи слов внутри фразы

Кроме того, как указывают исследователи (Ю.Ф. Гаркуша, В.П. Глухов), для дошкольников с общим недоразвитием речи характерны:

- затруднения в пространственной ориентировке, особенно в дифференциации понятий "справа" и "слева";

- неустойчивое внимание, низкий уровень показателей произвольного внимания;

- снижение слуховой памяти и продуктивности запоминания;

- недостаточная подвижность, инертность, быстрая истощаемость процессов воображения;

- снижение работоспособности, быстрая утомляемость и раздражительность.

Дети с общим недоразвитием речи часто необщительны, скованны, плохо адаптируются к окружающей среде. Недостатки речевого развития влияют и на их игровую деятельность. Нередко они теряют возможность играть со сверстниками из-за неумения выразить свою мысль и боязни показаться смешными, хотя правила и содержание игры им доступны. Такие дети в игре проявляют либо робость, вялость, скованность движений, либо неуравновешенность, двигательное беспокойство, суетливость в поведении.

В "Программе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей" большое внимание уделяется формированию у дошкольников с общим недоразвитием речи навыков самостоятельной развернутой речи. С этой целью их обучают умению составлять рассказы по картинам и их серии, рассказы-описания, пересказы. Кроме того, ставятся задачи по развитию навыка передачи в речи последовательности событий в процессе наблюдения за серией выполняемых действий; составление рассказов с элементами усложнения (добавление эпизодов, изменение начала или конца рассказа и т.п.); составление рассказов по заданной теме.

Значение театрализованной деятельности в развитии речи у детей с общим недоразвитием речи

С целью развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи используются театрализованные игры, которые позволяют заинтересовать воспитанников на занятиях, удержать их внимание, раскрепостить, развивать репродуктивное и элементы творческого воображения, элементарно-логическое мышление, память и, главное, формировать внутреннюю мотивацию речевого высказывания. Театрализованные игры представляют собой инсценировку, проигрывание сказок. Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом коррекционной работы (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Н.М. Погосова, Д.Ю. Соколов и др.). Сказка – это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, а следовательно, влияют на развитие связной речи.

Театр для ребенка – это всегда праздник, яркие, незабываемые впечатления. Сказка же своей доступностью близка и понятна детям, а воплощение фантазий и отражение своего мироощущения они находят в театре. Поэтому соединение театра и сказки гармонично и оправданно.

Театрализация сказок способствует активному эмоциональному, интеллектуальному развитию, прививает социально-нравственные качества. Театр и сказка учат быть добрыми, чуткими, честными, справедливыми. Принимая на себя определенную роль, ребенок пытается мимикой, речью и движениями передать настроение своего героя, его характер, особенности поведения. Движения становятся более уверенными, эмоционально яркими, речь – интонационно выразительнее. Инсценировка сказок помогает обучиться творческому рассказыванию, которое играет важную роль в развитии словесно-логического мышления, предоставляя большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об окружающем мире.

В коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи всегда необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес именно поэтому так велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях.

Стихотворный текст как ритмически организованная речь активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Стихи носят не только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи, но и находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными различные игры и задания. Особенно нравятся детям диалогические стихи. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. На следующем этапе из стихотворения можно создать целый мини-спектакль и разыграть его в форме этюдов. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект.

Ребенок, усваивая свою роль в сказке, попадая в конкретную этническую среду, проявляет активность и заинтересованность в участии в театрализованной деятельности, несмотря на ограниченные речевые возможности.

Коммуникативные действия в театрализованной игре опосредованы через ведущую деятельность дошкольного возраста – игровую. Именно игра оказывает самое значительное влияние на развитие ребенка и прежде всего потому, что в игре дети учатся полноценному общению. Игровая роль – та внешняя опора, которая помогает ребенку управлять своим поведением. Роль может раскрыть в ребенке потенциальный коммуникативный ресурс.

Театрализованная деятельность помогает ребенку передать свои эмоции, чувства не только в обычном разговоре, но и публично. Привычку к выразительной публичной речи (необходимую для последующего школьного обучения) можно воспитать только путем привлечения ребенка к выступлениям перед аудиторией.

Работа над словообразованием включает в себя использование всех выразительных средств в разных вариациях и интерпретациях, позволяющих детям реализовать свои коммуникативные потребности:

- экспрессивно-мимические (взгляд, улыбка, мимика, выразительные вокализации, выразительные движения тела);

- предметно-действенные (локомоторные и предметные движения, позы).

В театрализованной деятельности активно развивается диалог как форма социализированной (коммуникативной) речи. Сценические диалоги идеальные, "правильные", логические, эмоционально. Заученные во время подготовки к спектаклю литературные образы речи дети используют впоследствии как готовый речевой материал в свободном речевом общении.

Театрализованная развивающая среда для ребенка с нарушением речи обеспечивает комплекс психолого-педагогических условий, способствующих эмоциональному благополучию, его саморазвитию, удовлетворению ведущих потребностей возраста; максимальной коррекции, компенсации нарушений развитие речи, сопутствующих нарушений (двигательных, эмоциональных и других). И предупреждению вторичных отклонений: целенаправленному социально-эмоциональному развитию, формированию механизмов сознательной регуляции собственного поведения и взаимодействия с окружающими, познавательных потребностей.

Виды театрализованных игр

Театрализованные игры делятся на две основные группы: режиссёрские и игры-драматизации

К режиссерским играм относятся настольный, теневой, театр на фланелеграфе.

В настольном театре используются самые разнообразные игрушки- фабричные, из природного и любого другого материала.

Настольный театр картинок- все картинки, персонажи, декорации лучше сделать двухсторонними, т. к. неизбежны повороты, а чтобы фигурки не падали, нужны устойчивые опоры.

Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляют на экран. Удерживает их фланель или ковролин, которыми затянуты экран и обратная сторона картинки. Фантазия здесь безгранична: рисунки из старых книг, журналов и т.д.

Теневой театр. Необходим экран из полупрозрачной бумаги, выразительно вырезанные черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которым, персонажи отбрасывают тени на экран. Интересные изображения получаются при помощи пальцев рук: лающая собака, заяц, гусь и т.д.

Разновидности игр – драматизаций

Участвуя в играх- драматизациях, ребенок входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью.

Чаще всего основой игр – драматизаций являются сказки. Образы привлекают детей динамичностью и ясной мотивированностью поступков. Используются и стихотворения с диалогами, благодаря которым создается возможность воспроизводить содержание по ролям. Атрибут – признак персонажа. Не стоит утруждать себя в его полном изготовлении. Это может быть маска, шапочка, фартучек, венок, пояс и т.д.

Игры – драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает на пальцы. Он "играет" за персонажа, изображение которого находится на руке, проговаривая текст, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.

Игры – драматизации с куклами бибабо. На пальцы надеваются куклы, обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий.

Применение театрализованной деятельности как средства коррекции эмоциональной и коммуникативной сферы детей с нарушением речи оказывает положительное влияние на развитие эмоциональной речи, воображение, формирование основ образного мышления на этапе подготовки детей к школе. Наблюдается значительное повышение речевой активности использование различных типов коммуникативных высказываний (обращение – побуждение, обращение – вопрос, обращение – сообщение); овладение смысловым аспектом человеческой мимики, естественных и экспрессивных жестов, использование их в практике общение; развитие связной, диагностической, монологической речи.

Использование театрализованной деятельности для коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи

Работая с детьми, имеющими общее недоразвитие речи и обобщая предыдущий опыт работы по теме "Формирование лексики отражающей эмоциональное состояние детей посредством дидактических игр" я убедилась, что словарный запас весьма ограничен. Недостаточная сформированность связной речи проявляется как в диалогах, так и в монологах. Содержание, предлагаемое программой, детьми плохо усваивается. Это происходит потому, что у детей неустойчивое внимание, быстрая утомляемость, раздражительность, снижен интерес к окружающему, моторика отличается недостаточной координацией.

Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется их общение с другими людьми, снижается познавательная активность. Это происходит потому, что ребенок становится "сложным" собеседником: ему трудно быть понятым другими. Поэтому всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит и на формировании личности в целом.

Чтобы заинтересовать детей, удержать их внимание, раскрепостить, развить творческое воображение, логическое мышление, память, речь, я решила использовать театрализованную деятельность.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй, а также связная речь. Театрализованная деятельность помогает ребенку передать свои эмоции, чувства не только в обычном разговоре, но и публично. Привычку к выразительной публичной речи, необходимую для последующего школьного обучения можно воспитать только путём выступления ребёнка перед аудиторией. Распределяя роль в театрализованной игре, следует учитывать речевые возможности каждого ребёнка в определенный период логопедической работы. Очень важно дать выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой речью, чтобы дать возможность, перевоплощаясь отвлечься от речевого дефекта или продемонстрировать правильную речь. Не имеет значение, какую роль ребёнок исполняет, важно, что он создает образ с несвойственными ему чертами, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступать в речь. Желание получить роль персонажа – мощный стимул для быстрого обучения говорить чисто, правильно.

Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу, я пришла к выводу, что театрализованная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

Цель, задачи, принципы, методы и приемы работы с детьми

Цель:

Формирование навыков диалогической и монологической речи посредством театрализованной деятельности.

Задачи:

1. Развивать диалогическую и монологическую формы речи, воспитывать культуру речевого общения.

2. Обогащать лексический запас новыми словами и словосочетаниями.

3. Автоматизировать поставленные звуки в спонтанной речи.

4. Развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию, дикцию на основе чтения скороговорок, стихов.

5. Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, фантазию, воображение, образное мышление, навыки импровизации.

6. Формировать устойчивый интерес к театрализованным играм, умение разыгрывать знакомые стихи, сказки, передавать характерные особенности героев с помощью выразительных средств речи и используя артистические качества: пластическую выразительность, мимику, жесты.

Принципы:

- Систематичности и последовательности (материал подобран по мере усложнения, в определенном порядке, системе).

- Доступности (объём заданий соответствует уровню развития и подготовленности детей с нарушениями речи).

- Наглядности (большинство заданий предполагает опору на чувственный опыт ребенка, его непосредственные наблюдения (видеоматериалы, посещение спектакли, рассматривание иллюстраций).

- Комплектности работы (включена театрализованная деятельность в общую систему воспитательно-образовательного процесса, успешность и результативность которых зависят от сотрудничества с другими педагогами (логопед, музыкальный руководитель, второй воспитатель).

Методы и приемы:

Одной из главных задач в работе по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи является необходимость правильного выбора методов и приемов обучения.

1) Наглядный метод – используется вариативная методика применения наглядного материала как средства достижения связности речи. Наглядность, с одной стороны, является источником информации для высказывания, средством накопления знаний и, с другой стороны, подсказывает ход изложения мыслей, структуру текста. С этой целью детям предлагаются в начале обучения картинки, серии сюжетных картинок, позже схематичные картинки, условно-наглядные схемы.

2) К основным методам обучения детей связной речи относится словесный метод – обучение пересказу, рассказыванию (о предметах, по картинам и т.д.) и устному сочинению по воображению.

В ходе применения метода рассказа используются такие методические приемы, как: изложение информации, активизация внимания, приемы ускорения запоминания (мнемонические, ассоциативные), логические приемы сравнения, сопоставления, выделения главного, резюмирования.

3) Основным и самым важным видом деятельности, присущим ребенку, является игра, поэтому игровой метод в развитии связной речи занимает большое место. К ним относится дидактические, развивающие, пальчиковые игры, а также игровые упражнения, игры-драматизации.

К сожалению, специальной литературы для дошкольников с общим недоразвитием речи нет, поэтому, в соответствии с их речевыми возможностями я старалась сама систематизировать материал, в который входят игры, стихи, потешки, сказки, рассказы.

В ходе работы над темой осуществила:

- подборку методической литературы и художественных произведений различных жанров;

- разработала перспективный план для театрализации художественных произведений различных жанров, придерживаясь лексических тем;

- создала картотеку словесных и настольно-дидактических игр;

- подобрала комплексы артикуляционной и пальчиковой гимнастики;

- подобрала диалоги;

- изготовила атрибуты к разным видам театров: настольному, кукольному, пальчиковому, плоскостному, теневому и иллюстрации к сказкам для фланелеграфа.

Определила основные направления деятельности:

1. постепенный переход ребёнка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности,

2. от индивидуальной игры к игре в группе из трёх-пяти сверстников, исполняющих роли,

3. от имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя к освоению роли образа в театрализованной игре.

Последовательность организации работы, направленная на коррекцию речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи посредством театрализованной деятельности

В группе создана предметно-развивающая среда: театральный уголок, в котором находятся все виды театров в доступном для ребёнка месте, ширмы, где они могут в свободное время поиграть самостоятельно или со сверстниками в любую сказку, выбрать понравившегося сказочного героя. При этом учитывала индивидуальные особенности детей, их интересы, склонности, предпочтения, потребности.

Всё это стимулирует желание заниматься театрализованной деятельностью, формирует любознательность, познавательную активность, творческие способности, а значит главное – развитие речи.

Беседовала о правилах поведения:

- говорить негромко;

- смело показывать свои способности (не стесняться);

- заботиться друг о друге (не обижать);

- помогать друг другу (не смеяться);

- внимательно слушать (дать сказать каждому).

Занятие по театрализованной деятельности провожу один раз в неделю во второй половине дня. Для этого не требуется организовывать специально какие-либо занятия, перегружая сетку занятий. Широко использую театрализованную деятельность на занятиях по ознакомлению с художественной литературой в режимных моментах. Первым делом я провела диагностику изучения игровых интересов и предпочтений дошкольников в театрализованной деятельности.

Результаты показали, что многие дети не были в театре, но они знают, что такое театр и любят исполнять роли сказочных героев и хотели бы стать артистами.

Далее провела игру "Как вести себя в театре".

Цель: Познакомить с правилами поведения в театре. Показать возможные варианты культурных поступков, вызвать положительные эмоциональные переживания, связанные с посещением театра.

Порекомендовала родителям сводить своего ребёнка в настоящий театр на различные представления.

Изучив литературу, разработала критерии для обследования речи и артистические и артистических способностей детей. В ходе обследования использовала книгу "100 логопедических игр" Скворцова И.В., "Составь рассказ по серии сюжетных картинок" Н.С. Жуковой, "Дидактический материал по обследованию речи детей. Словарный запас" О.Е. Грибова, Т.П. Бессонова.

Для обследования разработала критерии:

1. Словарный запас:

- Классификация, подбор обобщающих понятий;

- Лексическая сочетаемость слов (подбор признаков, действий к предмету).

2.Уровень развития связной речи:

- пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа);

- составление рассказа по картинке или серии картинок.

3.Использование артистических способностей:

- дикция, интонация, мимика, жесты (чтение знакомого стихотворения).

Ответы оценивала по трем уровням:

Красный Высокий уровень:

- имеет словарный запас в пределах обихода;

- самостоятельно инсценирует отрывки из знакомых сказок, последовательно передает содержание текста;

- дикция четкая и внятная;

- речь эмоциональная;

- жесты и мимика выразительные.

Зелёный Средний уровень:

- запас слов ограничен;

- инсценирует отрывки из знакомых сказок с помощью взрослого, соблюдая последовательность;

- дикция недостаточно четкая и внятная;

- использует мимику и жесты, но требуется помощь воспитателя;

- выразительность речи недостаточная.

Синий Низкий уровень:

- словарный запас резко ограничен;

- затрудняется в инсценированные сказок, ребёнок договаривает за взрослым отдельные слова;

- дикция нечеткая и невнятная;

- невыразительная речь;

- не использует мимику, жесты.

Первичное обследование показало, что у многих детей активный словарь беден, затрудняются в словообразовании, трудно усваивают слова, обозначающие качество, признаки, действия предметов, затрудняются в пересказе знакомых сказок. Рассказы по картинкам составляют по наводящим вопросам. Не умеют пользоваться мимикой, жестами, средствами выразительности в устной речи.

Обследование показало:

Высокий уровень – 1 человек – 6%;

Средний уровень – 5 человек – 30%;

Низкий уровень – 10 человек – 64%.

Анализ результатов диагностики показал важность и необходимость углублённой работы по этой теме.

Театрализованные игры проводила поэтапно. На первом этапе выполняли игровые упражнения, направленные на выработку мимики, пантомимики. Благодаря им движения становились более уверенными, свободными, раскрепощенными.

Далее поводила игры и упражнения на развитие дыхания, правильной артикуляции, четкой дикции, разнообразной артикуляции.

Игровые упражнения на развитие мимики

- Съешьте кислый лимон.

Дети морщатся.

- Рассердитесь на драчуна.

Дети сдвигают брови.

- Встретьте знакомую девочку.

Дети улыбаются.

- Испугайтесь забияку.

Дети приподнимают брови, широко раскрывают глаза, приоткрывают рот.

Обучение жестам

- Покажите высокого мальчика, низенького; маленького комарика, медведя.

- Покажите направления: там, вверх, вниз, вокруг.

- Покажите разных людей: я, ты, мы.

Развитие пантомимики

- Расцвели, как цветы.

- Завяли, как травка.

- Полетим, как птицы.

- Идет медведь по лесу.

- Крадется волк за зайцем.

Развитие речевого дыхания

- "Игра со свечой".

Предлагала детям сделать бесшумный вдох через нос, затем подуть на горящую свечу, находящуюся на некотором расстоянии. Ребенок должен не погасить свечу, а только заставить плавно танцевать ее огонек. Воздух выдыхается тонкой, упругой и плавной струей через плотно сжатые губы. Первый раз упражнение делается с настоящей горящей свечой, а потом можно играть с воображаемым пламенем.

- Игра "Чудо-лесенка".

Каждую последующую фразу дети произносят, повышая тон голоса.

Чу-до-ле-сен-кой-ша-га-ю,

Вы-со-ту-я-на-би-ра-ю:

Шаг-на-го-ры,

Шаг-на-ту-чи...

А-подъ-ем-все-вы-ше,

кру-че...

Не-ро-бе-ю, петь хо-чу,

Пря-мо-к-солн-цу-

Я ле-чу!

Далее инсценировали стихи, потешки, прибаутки. Дети заранее с родителями заучивали тексты, затем разыгрывали их, используя любой из театров, например, пальчиковый.

Скованность движений пальцев у плохо говорящих детей свидетельствует о недостаточно развитой мелкой моторике. Результаты исследований Н.С. Жуковой, М.М. Кольцовой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой подтверждают – тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует развитие речи.

Пальчиковый театр:

- развивает внимание, мышление, память, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка, т.е. стимулирует речевое развитие;

- помогает убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимает умственную усталость;

- развивает кисти рук, они становятся более подвижными и гибкими, что поможет в дальнейшем овладеть навыками письма.

Рассказывала, что театр наш необычный – пальчиковый: "Пальчики – актеры, а мы с вами – режиссеры". Декорации, шапочки для пальчиков сделаны из бумаги, ткани.

На столе стоит настольный театр – ширма.

Воспитатель. Что это? (Театр.)

Кто играет в театре? (Актеры.)

Отгадайте загадку и назовите, кто в нашем театре будет актером.

Пять братьев,

Годами равные,

По росту разные.

(Пальцы.)

Актерами в нашем театре будут пальцы, а мы, режиссеры, научим их правильно двигаться. Займемся их подготовкой.

Воспитатель встает за ширму и демонстрирует движения ребенку, тот их повторяет. Количество предлагаемых ребенку игр зависит от его индивидуальных особенностей и возможностей.

Дружно встали пальцы в ряд,

Дети ставят руки перед лицом, ладони поворачивают тыльной стороной.

Наклонились и опять

Сжимают и разжимают пальцы.

Потянулись вверх,

размялись,

Шевелят кончиками пальцев.

Ровными стоять остались.

Очень весело играем,

Пальчики мы упражняем.

Соприкасаются подушечками одноименных пальцев.

Каждый пальчик, как крючок,

Зацепился за бочок.

Захватывают, начиная с правого мизинца, мизинцем левой руки, как крючком, каждый палец правой руки, затем те же движения мизинцем правой руки.

Мы продолжим тренировку

Мы шагаем очень ловко.

Твердый шаг – успех во всем

Очень бойко мы идем.

Шагают всеми пальцами.

Мы катались на качелях,

Пальцы вверх и вниз летели

Сжимают руки в "замок"; прижимают пальцы правой руки тыльной стороне левой ладони, выпрямляют пальцы левой руки; поочередно меняют положение пальцев обеих рук.

Вот такой аттракцион!

Был веселым очень он!

Пальцы в домике сидят,

Выглянуть они хотят.

Сжимают правой ладонью левую ладонь.

Мы поможем им немножко –

И получится окошко.

Соединяют и округляют большие и указательные пальцы обеих рук, затем большие и средние и т.д.

Дети, загляните в каждое окошко.

На игровых занятиях предлагала ребенку показать характерные движения какого-либо животного; остальные угадывали кто это. Или имитировали действия людей (стирать, подметать пол и т.д.). Для развития речевого аппарата добивалась динамичности, экономичности и скорости выполнения движений туловища, рук, ног, головы; развивали моторную координацию. Все артикуляционные упражнения выполнялись под счет, речевое сопровождение. Например, ударять по очереди каждым пальчиком по столу, сопровождая движение пальцев ритмичным, послоговым проговариванием скороговорки:

Мы то-па-ли, мы то-па-ли,

До то-по-ля до-то-па-ли,

До то-по-ля до-то-па-ли,

Чуть но-ги не от-то-па-ли!

Пластику каждого животного или предметные действия персонажей осваивали в массовых пластических этюдах. Все учатся двигаться, как мышка, затем все учатся двигаться, как заяц, лягушка, лиса и т.д. Такие пантомимические сцены есть в каждой сказке.

Часто использовала очень эффективный прием парной работы воспитателя и ребенка. Он используется, когда нужно освоить выразительную интонацию речи персонажа. Я брала на себя роль со сложным интонированием и играла в паре с ребенком, с каждым ребенком группы по очереди. А затем наоборот. Например, в очередном эпизоде сказки "Заюшкина избушка" заяц рассуждает, что ему делать, как вернуть свой домик? а собаки, медведь и петух по очереди предлагают ему свою помощь. Сначала я брала на себя роль зайца, потом – роль собаки, затем медведя и т.д. После работы в паре с ребенком, ему легче справиться с актерской задачей, т.к. образец он слышал и будет к нему стремиться. Но прямая инструкция "Делай, как я!" не используется.

Читала детям четверостишие с разными интонациями. Далее просила их повторить, а может и найти новые варианты интонаций, например: удивленно, насмешливо, с недоумением, грустно, весело, с состраданием. Так же давала детям и такое задание: "Произнести фразу, ставя ударение каждый раз на новом слове. Например: "Не забудьте покормить рыбок", "Я люблю свою сестренку" и др. Обращала внимание детей на то, как изменяется смысл фразы в зависимости от ударного слова.

С помощью потешек, скороговорок, стихотворений уточняется звук в словах, фразах.

Детям становится интересно, когда они не только говорят, но и действуют как сказочные герои. При различном интонировании слов (громко, быстро, медленно, радостно, грустно) у детей развиваются мелодико-интонационная выразительность плавность речи.

Дети хорошо чувствуют и повторяют интонации, построенные на контрастах. Например, как разговаривают три медведя, как обращается к 12 месяцам падчерица и мачехина дочка. Упражнения проводили так: говорили за какой-нибудь персонаж (девочка, медведь), а дети угадывали сказку. Далее они сами с помощью интонации загадывали друг другу подобные загадки. В повседневной жизни, в общении, игре мы упражняли детей в разнообразном интонировании самых привычных слов: "здравствуйте" (радостно, угрюмо, приветливо, доброжелательно, небрежно), "до свидания" (с сожалением, огорчением или надеждой на скорую встречу), "возьми" (небрежно, неохотно, приветливо, с желанием порадовать).

Проводя комплекс специальных упражнений: дыхательную гимнастику, пальчиковые игры, детские игровые песни, стихотворный текст использовала для развития словаря (через разбор слов), грамматики (при их запоминании и употреблении). Произведения подбирала из детского игрового фольклора (считалки, дразнилки, скороговорки, прибаутки и т.д.), детям нравилось их запоминать и обыгрывать.

Работала над развитием диалогической речи. Диалог – первая ступень развития связной речи.

Основные задачи по обучению детей диалогической речи:

- Обогащать речевой опыт детей различными видам диалогических реплик.

- Обучать пониманию разнообразных инициативных обращений (сообщения, вопросы, побуждения).

- Вступать в речевое обращение с использованием простых форм диалога: вопросы ответы.

- Развивать умения использовать соответствующие интонации, жесты и мимику.

Подражательные способности детей дошкольного возраста помогают осваивать речевые образцы диалогически реплик: речь окружающих, литературные произведения, различные театрализованные представления, спектакли, беседы после их просмотра.

В своей работе использовала игры с диалогическим содержанием, разработанные для обучения детей диалогическим репликам по выполняемым функциям, вступления в диалог по очереди, придерживаясь темы разговора и других правил ведения диалога и речевого этикета.

Например.

Заяц и поросенок

Заяц сорвал на огороде морковку.

Встретил поросенка.

Поросенок. Здравствуй, зайчик.

Заяц. Здравствуй, поросенок.

Поросенок. Дай морковку, зайчик.

Заяц. У меня она одна.

Поросенок. Дай, пожалуйста.

Заяц. Хорошо, я поделюсь.

Заяц разгрыз морковку пополам, одну часть оставил себе, вторую отдал поросенку.

Обучение диалогическим репликам

Также заучивали инсценировки готовых диалогов

Для формирования этой стороны речи разработаны сценки-диалоги для пальчикового театра по лексическим темам. Их показывали как отдельно, так и включали в занятия.

Составленные стихотворные диалоги учат детей умению общаться, вести беседу, отвечать на вопросы, использовать в речи различные интонации, подбирать правильный темп, изменять силу голоса, отрабатывать правильное речевое дыхание.

Например.

Перцы

Сладкий перец повстречал

Горького братишку:

- Что-то очень тонок стал,

Похудел ты слишком.

Горький перец отвечал:

- От того я тонок стал,

Что диету соблюдал,

Сладости совсем не ел,

От того и похудел.

В ходе такой работы обогащается словарный запас детей, учатся образовывать новые слова.

Встретил петушок кота И спросил его тогда:

– Почему ты черный кот?

–Лазал ночью в дымоход.

– Почему сейчас ты бел?

– Из горшка сметану ел.

– Почему ты серым стал?

– Меня пес в пыли валял.

– Так какого же ты цвета?

– Я и сам не знаю это.

Вопросы формулируются таким образом, чтобы, отвечая на них, дети использовали имеющиеся у них знания и представления. Например.

- Почему котенок вылез из дымохода черным? (Испачкался в саже, труба от дыма черная).

- Почему он стал белым? (Сметана белая, шубка испачкалась в сметане, сметана прилипла к шубке.)

- Почему он стал серым? (Пыль серого цвета.)

- Какого цвета он на самом деле? (Полосатый? Черный? Белый? Пятнистый? Рыжий? и т. д.)

- Что надо сделать, чтобы узнать настоящий цвет котенка? (Надо его вымыть.)

Данный текст можно связать с такой задачей, как составить ряды слов, аналогичных следующим: котик – кот – котище; песище – пес – песик.

Усаживала перед собой ребенка, давала ему в руки персонаж, а себе брала другой. Вела диалог, вовлекая в него ребенка, так, чтобы вызвать у него интонации удивления, возражения, радостного изумления и др.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться, отвечать на вопросы, строя распространенные предложения.

Скажите, какой зайчик был, когда его выгнала лиса?

Дети. Грустный, невеселый, огорченный, плакал.

Воспитатель. А теперь покажите.

Дети показывают.

Каким зайчик стал, когда петушок выгнал лису? Изобразите. Вы правы, сначала зайчик был вот таким – грустным, а потом, когда петушок выгнал лису, вот таким – веселым и радостным.

Как вы думаете, почему петушок смог выгнать лису из домика?

Правильно, потому что петушок смелый, храбрый, голосистый.

А почему петушка можно назвать настоящим другом?

Да, действительно, петушок поступил как настоящий друг, ведь друг познается в беде!

А вы хотите быть такими же храбрыми, как наш герой петушок? Мы с вами тоже сейчас превратимся в храбрых петушков.

Покажи... (обращается к ребенку), как петушок ходил и высоко ноги поднимал.

А ты... (обращается к ребенку), покажи, как петушок голосисто кричал.

Как громко и грозно говорил, покажи... (обращается к ребенку).

А какая в сказке была лисичка? Какие слова лисичка говорила петушку? А как говорила, давайте попробуем.

Показывают части сказки, как петушок прогоняет лису из своего домика.

Молодцы, прогнали лисичку. Теперь я точно знаю, что, если бы вас зайчик попросил о помощи, вы бы обязательно ему помогли!

К концу старшей группы дети стали увереннее, раскрепощенное, активнее в речевом плане. У них формировался устойчивый интерес к театрализованной игре, желание принимать активное участие в создании декораций и атрибутов, в инсценировке сказок.

Театрализованные игры и развивают мышление, внимание (дети сосредоточивают внимание, удерживают его сравнительно долгое время память (дети запоминают свою роль, имена основных героев, характерные признаки). Также участие детей в инсценировках обогащает их словарный запас. Театрализованная игра является эффективным развивающим, коррекционным и психотерапевтическим средством в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

В конце первого года работы по этой теме провела второе обследование детей, которое показало наметившиеся улучшения.

Низкий уровень – 5 чел. – 30%

Средний уровень – 5 чел. – 30%

Высокий уровень – 6 чел. – 40%

В подготовительной к школе группе я поставила цель: формирование навыков монологической речи.

При этом решались такие задачи:

- развивать воображение, творчество, навыки импровизации;

- совершенствовать диалогическую и монологическую речь;

формировать желание создавать декорации, сказочные атрибуты своими руками.

Сказки подбирала более сложные: "Гуси-Лебеди", "Петушок и бобовое зернышко", "Крылатый, мохнатый и масленый" и др.

Для решения поставленных задач использовала следующие методические приемы:

- Вводная беседа – подготовка детей к восприятию произведения. В вводной беседе помогали проводить сказочные помощники – пальчиковые игрушки. Как известно, подобный педагогический прием (наличие кукольного персонажа, своеобразного со ведущего) облегчает общение в процессе занятия, помогает концентрировать внимание детей.

- Выразительное рассказывание сказки.

- Беседа по содержанию сказки. Выясняла, правильно ли дети поняли содержание и смысл сказки.

- Повторное рассказывание сказки для закрепления ее целостного восприятия.

Перед повторным рассказыванием детям давала установку на внимательное прослушивание сказки для последующей инсценировки.

- Инсценировка сказки детьми. На начальном этапе сама активно участвовала в постановке сказки – озвучивала слова автора, помогала детям исполнять и озвучивать их роли. На следующих этапах свое участие в постановке заметно сокращала.

- Организация окончания занятия. Дети складывают декорации, фигурки героев, прощаются со сказкой, занятие подходит к концу. Сказочный помощник отмечает положительные моменты, дает задание на дом и поощряет старание приглашением в новую сказку на следующем занятии.

На протяжении всего занятия средствами выразительного рассказывания текста сказки, вопросами, уточняющими пояснениями стремилась сосредоточить внимание детей на содержании сказок, добивалась, чтобы дети поняли прочитанное и эмоционально отнеслись к описанным событиям и поступкам героев. Внимание детей привлекалось к определенным словосочетаниям, оборотам речи, ритмическим особенностям текста. Литературный материал прослушанного произведения побуждает детей к повторению тех или иных предложений, т.е. к следованию языковым образцам.

В процессе такой работы дети учатся использовать различные интонации, силу голоса, темп речи, передать переживания героев и свое отношение к персонажам, событиям, действиям.

Работу по формированию связной речи в процессе инсценировки сказок осуществляла при соблюдении следующих условий:

- большое значение придавала настрою детей на "сказочное" занятие;

- на протяжении всего занятия создавала условия для активизации речевой активности детей;

- сказки повторяли через определенные промежутки времени. Дети любят

повторения, и, кроме того, знакомые упражнения воспринимаются легче, а порой и с большим интересом;

- сказочных героев рассматривали до начала инсценировок, чтобы потом дети не отвлекались;

- важно помнить, что это игровая постановка. Самое главное, чтобы ребенок вживался в роль, начинал раскрепощаться и говорить;

- необходимо помнить, что все выполняемое детьми: слова, движения, импровизации (их надо поощрять особо!) – являются успешными и удачными.

Вся проделанная работа играла важную роль в развитии связной речи детей, так как в процессе таких занятий дети самостоятельно разыгрывали и озвучивали содержание сказок, отрабатывая при этом монологическую форму речи.

Развивалась речевая активность, дети научились высказываться по собственной инициативе. Умеют отвечать на вопросы, строя распространенные предложения, стремятся к правильному произношению звуков, самостоятельно пересказывают сказки, используя театры для фланелеграфа.

Дети с большим желанием показывали сказки малышам.

Вне занятий включала:

– лепку из пластилина фигурок любимых героев сказки, которые впоследствии дети использовали в режиссерских играх;

– выполнение зарисовок к наиболее ярким эпизодам сказки;

- поделки из бумаги приемом оригами.

Литература

1. Алянский Ю.Л. "Театр все возможно" Санкт – Петербург 2002г.

2. Антипина А.Е. "Театрализованная деятельность в детском саду". – М., 2006.

3. Артемова Л.В. "Театрализованные игры дошкольников" – М., 1991.

4. Буренина А.И. Театр всевозможного. Санкт-Петербург,. 2002.

5. Грибова О.Е., Бессонова Т.П. "Дидактический материал по обследованию речи детей. Словарный запас" Методические рекомендации Москва, 2001

6. Доронова Т.Н. "Играем в театр".-М., 2005.

7. Журнал "Воспитатель" №10 2010г.

8. Журнал "Дошкольное воспитание" 2010г. №8

9. Журнал "Логопед" 2008г.№4, 2007г.№6 №4, 2011г.№2

10. Караманенко Т.Н., Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам.- М., 1982.

11. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованная деятельность в детском саду. Москва, 2000г.

12. Селивёрстов В.И. "Речевые игры с детьми" Москва "Владос" 1994г.

13. Чурилова Э.Г. "Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников" Москва, "Владос" 2011г.