Таможенный перевозчик, правовой статус и специфика деятельности

Таможенный перевозчик, правовой статус и специфика деятельности.

Статьи по теме
Искать по теме

1. Правовой статус таможенного перевозчика

Лица в таможенном праве не обладают государственно-властными полномочиями в отличие от таможенных органов и их должностных лиц.

В соответствии с положениями российского законодательства и законодательства Таможенного союза лица можно подразделить на российские и иностранные. В свою очередь, в рамках каждой из подгрупп лица можно дифференцировать на юридические и физические.

Физические лица, являясь субъектами таможенного права, могут проявлять себя в качестве лиц:

- Пересекающих таможенную границу Таможенного союза либо перемещающих или намеревающихся пересечь через такую границу товары и транспортные средства;

- Оказывающих содействие таможенным органам в совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля (специалист, переводчик, медицинский работник и т.д.)

Юридические лица, являясь субъектами таможенного права, составляют самую многочисленную и разнообразную группу лиц. При этом некоторыми субъектами таможенного права могут быть исключительно юридические лица.

Под юридическим лицом понимается организация, имеющая в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающая по своим обязательствам этим имуществом, которая может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст. 48 ГК РФ).

Для осуществления юридическим лицом деятельности в таможенной сфере существенное значение имеет его правоспособность.

Правоспособность юридического лица возникает с момента его государственной регистрации и внесения записи в ЕГРЮЛ.

В качестве субъектов Таможенного права выделяются:

- Российские и иностранные коммерческие и некоммерческие организации, осуществляющие ВЭД;

- Российские и иностранные транспортные, экспедиторские и почтовые организации, занимающиеся обслуживанием внешнеэкономических отношений;

- Международные организации, консульские и иные официальные представительства;

- Российские юридические лица, наделенные таможенными органами особым статусом, позволяющим им осуществлять строго определенные виды деятельности в таможенной сфере (например, таможенный представитель, таможенный перевозчик, владелец склада временного хранения и т.д.)

Согласно подп.2 п.2 ст.122 ТК ТС субъектами таможенного права являются следующие проверяемые лица:

- Лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров после их выпуска, или его представитель;

- Лицо, напрямую или косвенно участвующее в сделках с товарами, помещаемыми под соответствующую таможенную процедуру;

- Лицо, в отношении которого имеется информация, что в его владении и пользовании находятся (находились) товары с нарушением таможенных правил, в том числе незаконно перемещенные через таможенную границу.

Субъектами таможенного права являются обладатели исключительных прав (интеллектуальной собственности) на объекты авторского права и смежных прав, на товарные знаки, знаки обслуживания, а также обладатели права пользования наименованием места происхождения товаров. [Халипов]

Рассмотрим более подробно группу субъектов таможенного права, обозначенную выше как российские юридические лица, наделенные таможенными органами особым статусом, позволяющим им осуществлять строго определенные виды деятельности в таможенной сфере.

Деятельность таможенного представителя регламентируется ст. 12-17 ТК ТС, ст. 60-65 Закона о таможенном регулировании, а также положениями Административного регламента ФТС России по предоставлению государственной услуги ведения реестра таможенных представителей. [Приказ ФТС России от 03.10.2011 №2012 " об утвержд. Админ. Регламента"]

В п. 1 ст. 12 ТК ТС дается определение понятия "таможенный представитель", под которым понимается юридическое лицо государства – члена Таможенного союза, отвечающее условиям, определенным ст. 13 ТК ТС.

Для приобретения юридическим лицом статуса таможенного представителя требуется включение этой организации в специализированный реестр.

В соответствии с установленным порядком для включения в реестр таможенных представителей юридическое лицо должно обратиться в таможенный орган с письменным заявлением. [Ч.2 ст.54 Закон о таможенном регулировании]

Таможенные органы в порядке, установленном законодательством государств – членов таможенного союза, ведут реестр таможенных представителей и обеспечивают его периодическую публикацию не реже одного раза в квартал, в том числе с использованием информационных технологий.

При совершении таможенных операций для таможенного представителя не должны устанавливаться менее благоприятные условия или предъявляться более жесткие требования, чем те, которые установлены и предъявляются при совершении таможенных операций декларантом или иными заинтересованными лицами в соответствии с ТК ТС.

Условия для включения юридического лица в реестр таможенных представителей являются:

- Наличие в штате этого лица не менее двух работников, имеющих документ, подтверждающий их соответствие требованиям, установленным законодательством государств – членов таможенного союза;

- Наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда имуществу представляемых лиц или нарушения договоров с этими лицами. Размер страховой суммы определяется законодательством государств – членов таможенного союза;

- Предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную не менее чем одному миллиону евро, по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государств – члена таможенного союза, на день предоставления такого обеспечения;

- Соответствие иным требованиям и соблюдение иных условий, которые установлены ТК ТС и законодательством государств – членов таможенного союза.

Основаниями для исключения юридического лица из реестра таможенных представителей являются:

1) несоблюдение условий включения в реестр таможенных представителей, установленных статьей 13 ТК ТС;

2) заявление таможенного представителя об исключении его из реестра таможенных представителей;

3) ликвидация юридического лица в соответствии с законодательством государств – членов таможенного союза;

4) реорганизация юридического лица, за исключением случаев, установленных законодательством государств – членов таможенного союза. [ТК ТС]

Деятельность таможенного перевозчика регламентируется ст. 18 – 22 ТК ТС, ст. 66 – 68 Закона о таможенном регулировании, а также положениями Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по ведению реестра таможенных перевозчиков.

В п. 1 ст. 18 ТК ТС дается определение понятия "таможенный перевозчик". Под "таможенным перевозчиком" понимается юридическое лицо государства – члена таможенного союза, отвечающее условиям, определенным ст. 19 ТК ТС. Юридическое лицо признается таможенным перевозчиком после включения в реестр таможенных перевозчиков.

Таможенный перевозчик осуществляет перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории таможенного союза в соответствии с ТК ТС.

Статус таможенных перевозчиков подтверждается документом, форма и порядок применения которого устанавливаются решением Комиссии таможенного союза. Указанный документ выдается таможенным органом государства – члена таможенного союза, включившим юридическое лицо в реестр таможенных перевозчиков.

Условиями включения юридического лица в реестр таможенных перевозчиков являются:

- Осуществление этим лицом деятельности по перевозке грузов в течение не менее двух лет на день обращения в таможенный орган;

- Предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную не менее чем 200 тыс. евро, по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством – члена таможенного союза, на день предоставления такого обеспечения;

- Наличие разрешительного документа на осуществление деятельности по перевозке грузов, если такой вид деятельности требует наличия указанного документа в соответствии с законодательством государств – членов таможенного союза;

- Нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении, аренде используемых для перевозки товаров транспортных средств, в том числе транспортных средств, пригодных для перевозки товаров под таможенными пломбами и печатями;

- Отсутствие на день обращения в таможенный орган неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, пеней;

- Отсутствие фактов привлечения в течение одного года до дня обращения в таможенный орган к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела, определенные законодательством государств – членов таможенного союза;

- Соответствие иным требованиям и соблюдение иных условий, которые установлены таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств – членов таможенного союза.

Основаниями для исключения юридического лица из реестра таможенных перевозчиков являются:

1) несоблюдение условий включения в реестр таможенных перевозчиков;

2) несоблюдение перевозчиком обязанностей, предусмотренных ТК ТС;

3) заявление таможенного перевозчика об исключении его из реестра таможенных перевозчиков;

4) ликвидация юридического лица в соответствии с законодательством государств – членов таможенного союза;

5) реорганизация юридического лица, за исключением случаев, установленных законодательством государств – членов таможенного союза.

Владелец склада временного хранения – юридическое лицо государства – члена таможенного союза, отвечающее условиям, определенным ст. 24 ТК ТС. Юридическое лицо признается владельцем склада временного хранения после включения в реестр владельцев складов временного хранения.

В ст. 24 ТК ТС установлены основные условия включения в реестр владельцев складов временного хранения:

1) нахождение у лица в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде помещений и (или) открытых площадок, предназначенных для использования в качестве склада временного хранения и отвечающих требованиям, установленным законодательством государств – членов таможенного союза;

2) наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда товарам других лиц, находящимся на хранении, или нарушения иных условий договоров хранения с другими лицами. Размер страховой суммы определяется законодательством государств – членов таможенного союза;

3) отсутствие на день обращения в таможенный орган неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, пеней;

4) отсутствие фактов привлечения в течение одного года до дня обращения в таможенный орган к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела, определенные законодательством государств – членов таможенного союза;

5) соответствие иным требованиям и соблюдение иных условий, которые установлены таможенным законодательством таможенного союза и (или) законодательством государств – членов таможенного союза.

Если владение помещениями и (или) открытыми площадками осуществляется на основании договора аренды, такой договор должен быть заключен на срок не менее одного года на день подачи заявления о включении в реестр владельцев складов временного хранения.

В соответствии со ст. 25 ТК ТС юридическое лицо может быть исключено из реестра владельцев складов временного хранения в случаях:

- несоблюдения условий включения в реестр владельцев складов временного хранения, установленных в подп. 1-2 и 5 п. 1 ст. 24 ТК ТС;

- несоблюдения владельцем склада временного хранения обязанностей, предусмотренных в подп. 1-5, 7 и 8 ст. 26 ТК ТС;

- заявления владельца склада временного хранения об исключении его из реестра владельцев складов временного хранения;

- ликвидации юридического лица в соответствии с законодательством государств – членов таможенного союза;

- реорганизации юридического лица, за исключением случаев, установленных законодательством государств – членов таможенного союза.

Владелец таможенного склада – юридическое лицо государства – члена таможенного союза, отвечающее условиям, определенным статьей 29 ТК ТС.

Юридическое лицо признается владельцем таможенного склада после включения в реестр владельцев таможенных складов.

Владелец таможенного склада осуществляет хранение товаров, находящихся под таможенным контролем, в случаях и на условиях, которые установлены ТК ТС.

В ст. 29 ТК ТС установлены основные условия включения лица в реестр владельцев таможенных складов:

1) нахождение у него в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде помещений и (или) открытых площадок, предназначенных для использования в качестве таможенного склада и отвечающих требованиям, установленным законодательством государств – членов Таможенного союза;

2) наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда товарам других лиц, находящимся на хранении, или нарушения иных условий договоров хранения с другими лицами. Размер страховой суммы определяется законодательством государств – членов Таможенного союза;

3) отсутствие на день обращения в таможенный орган неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, пеней;

4) отсутствие фактов привлечения к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела, определенные законодательством государств – членов Таможенного союза в течение одного года до дня обращения в таможенный орган;

Перечень условий включения юридического лица в реестр владельцев таможенных складов не является закрытым и может дополняться иными требованиями и соблюдением иных условий, которые могут быть установлены таможенным законодательством национального и наднационального уровней.

Не будет преувеличением сказать, что конкретизация условий включения юридического лица в реестр владельцев таможенных складов на уровне законодательства государств – членов Таможенного союза является обязательной, поскольку применение положений ТК ТС без такой конкретизации становится невыполнимым.

Согласно ст. 30 ТК ТС юридическое лицо может быть исключено из реестра владельцев таможенных складов в следующих случаях:

1) несоблюдение условий включения в реестр владельцев таможенных складов, установленных в подпунктах 1 – 2 и 5 пункта 1 статьи 29 ТК ТС;

2) несоблюдение владельцем таможенного склада обязанностей, предусмотренных в подпунктах 1 – 6, 8 и 9 статьи 31 ТК ТС;

3) заявление владельца таможенного склада об исключении его из реестра владельцев таможенных складов;

4) ликвидация юридического лица в соответствии с законодательством государств – членов таможенного союза;

5) реорганизация юридического лица, за исключением случаев, установленных законодательством государств – членов Таможенного союза.

Под "владельцем магазина беспошлинной торговли" согласно п.1 ст. 33 ТК ТС понимается юридическое лицо государства – члена Таможенного союза, отвечающее условиям, определенным п. 1 ст. 34 ТК ТС.

Владелец магазина беспошлинной торговли осуществляет хранение и реализацию в розницу товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли, физическим лицам, выезжающим с таможенной территории Таможенного союза, а также иностранным представительствам, приравненным к ним представительствам международных организаций, консульским учреждениям, либо агентам, консульским должностным лицам и членам их семей, которые проживают вместе с ними.

В Российской Федерации владельцем магазина беспошлинной торговли может быть только российское юридическое лицо, включенное в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли.

В ст. 34 ТК ТС установлены основные условия включения в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли:

1) нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде помещений, пригодных для использования в качестве магазина беспошлинной торговли и отвечающих требованиям, установленным законодательством государств – членов Таможенного союза;

2) наличие регистрационных или разрешительных документов на розничную торговлю, если обязанность их получения предусмотрена законодательством государств – членов Таможенного союза;

3) отсутствие на день обращения в таможенный орган неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, пеней;

4) отсутствие фактов привлечения в течение одного года до дня обращения в таможенный орган к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела, определенные законодательством государств – членов Таможенного союза.

Согласно ст. 35 ТК ТС юридическое лицо может быть исключено из реестра владельцев магазина беспошлинной торговли в следующих случаях:

1) несоблюдение условий включения в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли, установленных в подпунктах 1 – 2 и 5 пункта 1 статьи 34 ТК ТС;

2) несоблюдение владельцем магазина беспошлинной торговли обязанностей, предусмотренных статьей 36 ТК ТС;

3) заявление владельца магазина беспошлинной торговли об исключении его из реестра владельцев магазинов беспошлинной торговли;

4) ликвидация юридического лица в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза;

5) реорганизация юридического лица, за исключением случаев, установленных законодательством государств – членов Таможенного союза.

Уполномоченный экономический оператор – юридическое лицо, отвечающее условиям, указанным в ст. 39 ТК ТС, которое вправе пользоваться специальными упрощениями, предусмотренными ст. 41 ТК ТС. Статус уполномоченного экономического оператора присваивается юридическому лицу таможенными органами путем выдачи свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов и признается на территории того государства, таможенным органом которого присвоен данный статус.

В ст. 39 ТК ТС установлены основные условия включения в реестр уполномоченных экономических операторов:

- предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную одному миллиону евро, по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства – члена Таможенного союза, на день предоставления такого обеспечения.

Лицами, осуществляющими деятельность по производству товаров и (или) экспортирующими товары, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, при их соответствии критериям, определенным решением Комиссии Таможенного союза, предоставляется обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную ста пятидесяти тысячам евро, по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства – члена Таможенного союза, на день предоставления такого обеспечения;

2) осуществление внешнеторговой деятельности в течение срока, определенного законодательством государств – членов Таможенного союза, но не менее одного года до дня обращения в таможенный орган;

3) отсутствие на день обращения в таможенный орган неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, процентов, пеней;

4) отсутствие на день обращения в таможенный орган задолженности (недоимки) в соответствии с законодательством о налогах и сборах (налоговым законодательством) государств – членов Таможенного союза;

5) отсутствие фактов привлечения в течение одного года до обращения в таможенный орган к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела, определенные законодательством государств – членов Таможенного союза;

6) наличие системы учета товаров, позволяющей сопоставлять сведения, представленные таможенным органам при совершении таможенных операций, со сведениями о проведении хозяйственных операций в соответствии с требованиями, определенными законодательством государств – членов Таможенного союза.

Уполномоченному экономическому оператору могут быть предоставлены следующие специальные упрощения:

1) временное хранение товаров в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора;

2) выпуск товаров до подачи таможенной декларации в соответствии со статьей 197 ТК ТС;

3) проведение таможенных операций, связанных с выпуском товаров, в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора;

4) иные специальные упрощения, предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза.

Специальные упрощения применяются только в случаях, если уполномоченный экономический оператор вправе выступать декларантом товаров, в отношении которых предполагается применение таких специальных упрощений.

Организация деятельности таможенного перевозчика

Таможенный перевозчик занимает важное место в составе таможенной инфраструктуры и в технологии таможенного контроля за перемещением внешнеторговых грузов на российской таможенной территории, включая внутренний таможенный транзит.

Таможенные перевозчики делятся на три группы:

- Зональные таможенные перевозчики обеспечивают свою деятельность только в пределах региона обслуживания одной таможней;

- Региональные – осуществляют свои функции на территории расположения нескольких таможен, подведомственных одному РТУ;

- Общероссийские таможенные перевозчики занимаются транспортировкой внешнеторговых грузов в регионах деятельности одновременно нескольких РТУ или на всей российской таможенной территории.

В зависимости от избранного статуса и региона предстоящей деятельности таможенный перевозчик направляет заявительные документы в соответствующие таможенные структуры, расположенные в этих зонах, – в РТУ или непосредственно в ФТС России.

Основаниями для принятия решения таможенными органами о привлечении таможенного перевозчика к транспортировке грузов служит ряд обстоятельств. В их числе:

- Характер и статус товаров (подакцизные или облагаемые повышенными ввозными таможенными пошлинами, а также подлежащие контролю со стороны других государственных органов);

- Возможное появление рисков в процессе транспортировки грузов;

- Ненадежная репутация транспортного предприятия – рейсового перевозчика (недобросовестность выполнения обязанностей перед таможенными органами, неплатежеспособность, отсутствие собственной материально-технической базы, недостаточная стоимость основных фондов);

- Слабая степень известности транспортно-экспедиционного предприятия на рынке посреднических услуг (постоянный или эпизодический характер перевозок, основная или сопутствующая функциональная деятельность)

В случае если у таможенных органов появляются достаточные основания полагать, что транспортное предприятие (рейсовый перевозчик) или принадлежащий ему транспорт не сможет обеспечить необходимые гарантии соблюдения российского таможенного законодательства, перевозка товаров, находящихся под таможенным контролем, поручается таможенному перевозчику.

В связи с этим следует пояснить, что товарами и транспортными средствами, попадающими под таможенный контроль на российской таможенной территории, считаются импортные товары и транспортные средства с момента пересечения ими таможенной границы РФ и до срока завершения действия отдельных таможенных режимов, под которые они могут быть помещены. А именно до наступления следующих действий:

– выпуска с таможенной территории для свободного обращения;

– их уничтожения или отказа от них декларанта в пользу государства;

– обращения их в федеральную собственность;

– фактического вывоза экспортных товаров и транспортных средств с таможенной территории России.

В то же время услуги таможенного перевозчика не требуются в случаях перевозки грузов в соответствии с Таможенной конвенцией о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (1975 г.) и при наличии таможенного сопровождения.

Осуществление деятельности в качестве таможенного перевозчика влечет за собой исполнением определенных обязанностей. В их числе, прежде всего, необходимость соблюдения условий и требований доставки товаров и товаросопроводительных документов, установленных режимом таможенного контроля. Это означает недопустимость каких-либо изменений их первоначального состояния и упаковки помимо допустимых отклонений, предусмотренных нормами естественной убыли в процессе типовых условий транспортировки и хранения.

Кроме того, это соблюдение сроков доставки товаров, которые определяются таможенными органами отправления исходя их технических возможностей и типа транспортного средства, установленного маршрута передвижения и некоторых других условий перевозки. В данном случае таможенные органы руководствуются законодательной максимально допустимой нормой пребывания в пути из расчета прохождения транспортом расстояния в 2 тыс. км в течении одного месяца.

Согласно статье 21 ТК ТС таможенный перевозчик обязан:

1) соблюдать условия и выполнять требования, установленные ТК ТС, при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита;

2) вести учет товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита и представлять в таможенные органы отчетность о перевозке таких товаров, в том числе с использованием информационных технологий, в соответствии с законодательством государств – членов таможенного союза;

3) исполнить обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в случаях, предусмотренных статьями 227 и 228 ТК ТС;

4) не разглашать, не использовать для собственных целей и не передавать иным лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством государств – членов таможенного союза, полученную от отправителя товаров, их получателя или экспедитора информацию, составляющую государственную, коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну (секреты), либо другую конфиденциальную информацию;

5) информировать таможенный орган, включивший юридическое лицо в реестр таможенных перевозчиков, об изменении сведений, заявленных им при включении в реестр таможенных перевозчиков, в течение пяти рабочих дней со дня изменения таких сведений.

В соответствии со статьей 223 ТК ТС при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита перевозчик, независимо от того, является ли он декларантом этой таможенной процедуры, обязан:

1) доставить товары и документы на них в установленные таможенным органом отправления сроки в место доставки товаров, следуя по определенному маршруту, если он установлен;

2) обеспечить сохранность товаров, таможенных пломб и печатей, либо иных средств идентификации, если они применялись;

3) не допускать разгрузки, перегрузки (перевалки) и иных грузовых операций с товарами, перевозимыми в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, а также замены транспортных средств международной перевозки, перевозящих такие товары, без разрешения таможенных органов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1 статьи 222 ТК ТС.

Также в соответствии со статьей 226 ТК ТС в случае аварии или действий непреодолимой силы таможенный перевозчик должен принять все необходимые меры для обеспечения сохранности перевозимых товаров и недопущения возможности какого-либо их использования. Одновременно он должен незамедлительно сообщить в ближайший таможенный орган о произошедших обстоятельствах, месте его нахождения, а также о состоянии товаров и доставить их в ближайший таможенный орган, а затем предпринять другие меры, которые будут определены последним для осуществления таможенного контроля. При этом издержки таможенного перевозчика в связи с возникновением названной ситуации таможенными органами ему не возмещаются.

Таможенному перевозчику не разрешается после прибытия к месту назначения и размещения транспортного средства и товаров в зоне таможенного контроля без разрешения таможенного органа назначения оставлять их без присмотра, изменять место стоянки транспорта, выгружать или перегружать грузы, изменять первоначальное место их нахождения, вскрывать упаковку, производить переупаковку, а также изменять, удалять или уничтожать средства таможенной идентификации.

Оправданием для таких действий может быть только существование реальной угрозы жизни и здоровью экипажа транспортного средства, уничтожения или безвозвратной утраты, а также существенной порчи товаров. Об указанных обстоятельствах таможенный перевозчик незамедлительно должен уведомлять таможенный орган назначения.

Отношения таможенных перевозчиков как с отправителями грузов, так и с действующими на общей основе транспортно-экспедиторскими компаниями строятся только на договорной основе. В частности, с отправителем товаров взаимоотношения оформляются договором транспортной экспедиции, в котором фиксируется размер комиссионного вознаграждения в пользу таможенного перевозчика, а также отражается перечень услуг, подлежащих исполнению со стороны последнего.

Причем расходы, возникшие в связи с необходимостью привлечения таможенного перевозчика, урегулируются непосредственно между отправителем (или получателем) внешнеторговых грузов и рейсовым транспортным перевозчиком. В то же время в случае транспортировки товаров таможенным перевозчиком под таможенным контролем финансовые затраты подлежат урегулированию между самим таможенным перевозчиком, с одной стороны, и рейсовой транспортно-экспедиторской компанией, отправителем и получателем грузов – с другой. Однако и в первом и во втором случаях возникающие дополнительные затраты не возмещаются со стороны таможенных органов ни одной из сторон.

В процессе своей деятельности таможенный перевозчик несет ответственность перед таможенными органами, включая уплату таможенных платежей, до момента фактической передачи товаров владельцу склада временного хранения по месту доставки либо фактической передачи товаров тому лицу, которое обладает полномочиями в отношении них. Такие действия производятся с разрешения таможенного органа назначения после доставки товаров к месту его расположения.

Реестр таможенных перевозчиков является инструментом оперативного таможенного контроля за деятельностью данной группы субъектов хозяйствования в составе таможенной инфраструктуры России. Он действует с 1994 г. Одновременно он несет в себе информационную составляющую, позволяя участникам ВЭД, прежде всего в лице отправителей внешнеторговых грузов, своевременно определиться в выборе таможенного перевозчика в случае, если их продукция попадает в товарную номенклатуру, которая требует сопровождения доставки к месту таможенного оформления под таможенным контролем.

Реестр также позволяет заранее знать не только регион, в котором тот или иной таможенный перевозчик, и виды транспортных средств, но и возможности их гарантий при наступлении рисков. Помимо этого в Реестре указаны сроки действия свидетельства каждого таможенного перевозчика.

В странах ЕАЭС наблюдается устойчивый рост числа таможенных

перевозчиков:

По состоянию на январь 2015 года в общие реестры включено 395 таможенный перевозчиков (с 02.01.2015 в реестр включены перевозчики Республики Армения – 2 компании), что на 27% превышает значения прошлого года (на декабрь 2013 года – 310 таможенных перевозчиков).

Подтверждением включения транспортно-экспедиционных предприятий в Реестр таможенных перевозчиков, а значит, и получения ими права на выполнение таких функций хозяйственной деятельности в области таможенного дела, служит соответствующее Свидетельство.

Свидетельство о включении в Реестр таможенных перевозчиков содержит ряд важнейших позиций, указывающих на местонахождение и регион деятельности таможенного перевозчика, т.е. на его статус, а также на организационно-правовую форму хозяйствования. Здесь же фиксируются данные о размерах и форме обеспечения уплаты таможенных платежей.

Свидетельство действует в течение пяти лет с момента его выдачи. Тем не менее его обладатель не ограждается от досрочного прекращения его действия. Отзыв Свидетельства и исключение из реестра таможенных перевозчиков могут последовать в случаях несоблюдения одного из условий включения в Реестр, а также их функциональных обязанностей. Таможенный перевозчик может лишиться Свидетельства и из-за неоднократного привлечения его к административной ответственности за нарушение таможенного законодательства.

Сведения о принадлежности заявителю транспортных средств и другого технического оборудования (нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении, аренде) должны подтверждаться наличием соответствующих договоров или документов о праве владения ими (например, техпаспорт). Более того, в случае владения арендованными транспортными средствами или оборудованием предприятие – претендент должно иметь договор аренды сроком не менее чем на три года.

В пакет представляемых документов, помимо названных, обязательно входят:

– страховой полис на случай страхования риска гражданской ответственности заявителя за причинение вреда товару или нарушение условий договора перевозки. При этом страховая сумма по каждому страховому случаю не должна быть менее 20 млн. руб.;

– банковские платежные документы, подтверждающие обеспечение уплаты таможенных платежей также в размере 20 млн. руб.;

– лицензия на осуществление транспортной деятельности;

– учредительные документы и свидетельства: о регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц, о постановке на учет в налоговых органах, о допущении транспортных средств для перевозки товаров под таможенными печатями и пломбами.

В заявлении транспортное предприятие – претендент на роль таможенного перевозчика указывает также территориальную зону своей будущей деятельности, что и определит в дальнейшем его статус. В зависимости от этого заявление для получения свидетельства подается либо:

- В РТУ – для будущих зональных или региональных таможенных перевозчиков;

- В ФТС России – когда речь идет об общероссийском статусе таможенного перевозчика.

Таможенные органы ведут учет перемещаемых таможенными перевозчиками товаров, находящихся под таможенным контролем. Он осуществляется на основе регулярных записей в специальной книге учета строго установленной формы. После внесения последней записи книга передается в таможню для проверки, по завершении которой она вновь возвращается таможенному перевозчику на хранение в течение трех лет.

Кроме того, таможенные органы, в зоне которых зарегистрированы и работают таможенные перевозчики, самостоятельно устанавливают форму и порядок обмена сведениями с другими таможенными структурами. В частности, на каждый случай перевозки грузов таможенным перевозчиком заполняется дополнительный лист таможенного документа, используемого при доставке под таможенным контролем или в режиме транзита. Такой лист затем направляется в ту таможню, которая ведет учет транспортных операций таможенного перевозчика. Для них также предусмотрена ежеквартальная отчетность перед таможенными органами по операционной деятельности.

Прекращение функционирования таможенного перевозчика может произойти как по причине отзыва Свидетельства о включении в Реестр таможенных перевозчиков или по истечении срока его действия, так и по желанию самого таможенного перевозчика. Изменение статуса таможенного перевозчика производится на основе нового заявления и подачи всего пакета документов.

Международные конвенции, регламентирующие деятельность таможенного перевозчика

Важное значение для таможенного права имеет положение ч.4 ст. 15 Конституции РФ о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Исходя из этого можно заключить, что международные договоры РФ, касающиеся таможенных вопросов, являются важнейшими источниками таможенного права России.

Важное значение в достижении унификации правил и процедур таможенного оформления имеют международные конвенции, связанные с транзитом грузов через территорию других стран. Они направлены прежде всего на устранение действия протекционистских мер в условиях объективной необходимости использования международных транзитных перевозок, облегчения их процессов и таможенного оформления в этом режиме.

Основные международно-правовые нормы, регулирующие условия и процедуру таможенного оформления при выполнении транзитных перевозок внешнеторговых грузов в рамках международных коридоров автомобильного сообщения, зафиксированы в Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП (TIR)). Эта конвенция была подписана в 1959 г. Большинством стран Европы, Среднего и Ближнего Востока, США, Японией и вступила в силу в 1960 г. Новая редакция Конвенции МДП (1975 г.) действует с 1978 г. С тех пор Конвенция МДП остается одной из наиболее действенных международных транспортных конвенций и фактически единственной глобальной системой таможенного транзита. Основные идеи и принципы Конвенции МДП, 1975 г. и ее транзитного режима были положены в основу многих других транзитных систем, и, таким образом, прямо или косвенно, Конвенция МДП, 1975 г. способствовала упрощению международных перевозок вообще и автомобильных в частности.

Системы таможенного транзита предназначены для максимального упрощения перевозки грузов под таможенными печатями и пломбами в международном торговом обороте и обеспечения необходимой таможенной безопасности и гарантий. Необходимым условием успешного функционирования любой транзитной системы является простота ее использования как для всех участников международных транзитных перевозок, так и для сотрудников таможенных органов. Таким образом, необходимо поддерживать разумный баланс между требованиями таможенных органов, с одной стороны, и перевозчиков, с другой.

Традиционно в ходе международной автомобильной перевозки таможенные органы государств транзита предъявляют к перевозимым грузам требования в соответствии с национальным законодательством. Эти требования могут отличаться друг от друга, однако зачастую предполагают досмотр грузов и транспортных средств при пересечении ими границы и обеспечение уплата таможенных платежей для покрытия возможного бюджетного ущерба в случае нарушения правил перевозки транзитных грузов. Подобные меры, применяемые в каждом государстве транзита, ведут к значительным расходам перевозчиков, задержкам и простоям транспортных средств.

Система МДП была разработана с целью уменьшить трудности, с которыми сталкиваются перевозчики, и в то же время предоставить в распоряжение таможенных органов международную систему контроля, способную заменить традиционные национальные процедуры и защитить при этом каждое государство транзита от нелегального ввоза грузов.

Чтобы обеспечить беспрепятственное перемещение грузов с минимальными задержками в пути и в то же время обеспечить максимальную таможенную безопасность, режим МДП содержит пять основных элементов – пять столпов, на которых стоит вся система (рисунок 1)

- Грузы должны перевозиться в безопасных (с точки зрения таможни) транспортных средствах или контейнера;

- Уплата таможенных пошлин и налогов, в отношении которых существует риск неуплаты, должна быть обеспечена международной гарантией;

- Грузы должны сопровождаться признанным всеми государствами – участниками Конвенции таможенным документом (книжкой МДП), принятым к оформлению в государстве отправления и служащим документом контроля в государствах отправления, транзита и назначения;

- Меры таможенного контроля, принимаемые в государстве отправления, должны признаваться всеми странами транзита назначения;

- Доступ к процедуре МДП для национальных объединений (разрешение выдавать книжки МДП и действовать в качестве гаранта) и физических и юридических лиц (разрешение на использование книжек МДП) должен контролироваться уполномоченными национальными органами.

Таможенный перевозчик, правовой статус и специфика деятельности

Рисунок 1. Принципы системы МДП

- Для обеспечения сохранности грузов в таможенных целях Конвенция МДП устанавливает, что грузы должны перевозиться в контейнерах или грузовых отделениях транспортных средств, сконструированных таким образом, чтобы исключить возможность доступа к содержимому запломбированной части транспортного средства или контейнера без оставления видимых следов вскрытия грузового отделения транспортного средства, контейнера или повреждения таможенных печатей и пломб. В целях соблюдения этого требования Конвенция устанавливает стандарты конструкций и процедуры допущения транспортного средства/контейнера к процедуре МДП.

- Вторым принципом процедуры МДП является международная система гарантий. Она заключается в том, что каждое национальное гарантийное объединение, признанное таможенными органами этого государства, гарантирует уплату всех таможенных пошлин и налогов, которые могут подлежать уплате в случае нарушения перевозчиком процедуры МДП на территории этой страны. Национальное объединение гарантирует уплату пошлин и налогов как национальными, так и иностранными перевозчиками, осуществляющими транспортные операции с применением книжек МДП, выданных гарантийным объединением любого из государств-участников Конвенции.

По сути, система международных гарантий представляет собой обеспечение уплаты таможенных платежей в форме поручительства. В случае нарушения перевозчиком таможенного законодательства при перевозке грузов по процедуре МДП таможенные органы вправе получить причитающиеся суммы таможенных платежей от национального гарантийного объединения.

В соответствии со статьей 8 Конвенции МДП каждое государство должно устанавливать максимальный размер сумм, уплаты которых по одной книжке МДП можно требовать от его национального гарантийного объединения. В настоящее время в РФ этот предел составляет 60 000 Евро по одной книжке МДП.

- Книжка МДП (TIR Carnet) единым таможенным документом на протяжении всего маршрута перевозки груза, и подтверждает, что в отношении перевозимых по процедуре МДП товаров существует международная гарантия.

Книжка МДП выдается национальным гарантийным объединением, ее наличие не требует оформления каких-либо дополнительных таможенных документов при следовании через территории государства отправления, транзита и назначения.

Книжка МДП действительна до завершения перевозки МДП в таможне назначения при условии, что операция начата в таможне отправления в сроки, установленные выдавшим книжку МДП гарантийным объединением.

- Четвертым принципом системы МДП является принцип признания государствами транзита и назначения мер таможенного контроля, принятых в государстве отправления.

Он заключается в том, что грузы, перевозимые в опломбированных грузовых отделениях транспортных средств или контейнерах, как правило, освобождаются от таможенного досмотра в пути следования. Это является самым важным преимуществом для перевозчиков, использующих процедуру МДП.

Конвенция допускает возможность выборочного досмотра, если у таможенных органов есть основания полагать, что при перевозке груза допускаются нарушения требований таможенного законодательства. Однако такие случаи должны рассматриваться как исключение из общего правила.

- Контролируемый доступ к процедуре МДП означает, что таможенные органы должны контролировать доступ к системе МДП всех перевозчиков. Минимальные условия и требования, предусмотренные Конвенцией, включают в себя устойчивое финансовое положение, отсутствие серьезных или неоднократных нарушений таможенного или налогового законодательства и представление национальному объединению, выдающему книжки МДП, письменной декларации с обязательствами перевозчика.

Данные по всем перевозчикам, допущенным к использованию книжек МДП, централизованно хранятся в международном банке данных (МБД), который поддерживается Исполнительным советом МДП в Женеве с использованием системы уникальных идентификационных номеров. МБД также отслеживает любые отзывы допуска к процедуре МДП либо исключения из этой процедуры в соответствии со статьей 38 Конвенции МДП.

В Российской Федерации национальным гарантийным объединением является Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП).

Процедура МДП, несомненно, дает преимущества таможенным органам, поскольку она позволяет сократить число требований, обычно предъявляемых национальным законодательством к перевозимым грузам. Она дает возможность избежать необходимости проведения трудоемкого и дорогостоящего с точки зрения оборудования физического осмотра в государствах транзита и свести такой контроль к проверке печатей, пломб и внешнего состояния грузового отделения или контейнера. Кроме того, отпадает необходимость в применении национальных гарантий и ведений особой национальной документации.

Следует отметить и то, что международные транзитные операции осуществляются по одному транзитному документу – книжке МДП, что значительно снижает риск представления таможенным органам недостоверной информации.

Преимущества Конвенции МДП для торговли и транспорта не менее очевидны. Грузы могут пересекать национальные границы с минимальным вмешательством со стороны таможенных органов. Уменьшая традиционные препятствия на пути движения грузов, система МДП способствует развитию международной торговли. Она позволяет значительно сократить транспортные расходы за счет сокращения задержек в пути.

Кроме того, международная цепь гарантий Конвенции МДП предоставляет относительно простой доступ к требуемым гарантиям, которые являются необходимым условием для того, чтобы транспортная отрасль и торговля могли воспользоваться преимуществами систем таможенного транзита.

Наконец, устраняя препятствия, связанные с таможенным контролем, Конвенция предоставляет экспортерам и импортерам свободу в плане выбора вида транспорта, наиболее подходящего для удовлетворения их потребностей.

В 1956 году была принята "Конвенция о договоре международных перевозок грузов автомобильным транспортом" (КДПГ) в Женеве. Имеет статус Конвенции ООН. Призвана регулировать отношения, возникающие в процессе перевозки международных торговых грузов автомобильным транспортом.

Участниками конвенции являются 55 государств (практически все европейские государства и новые независимые государства – бывшие республики СССР), в том числе Российская Федерация с 2 сентября 1983 г.

Конвенция применяется к любому возмездному договору о перевозке грузов автотранспортом, когда места принятия к перевозке и доставки груза, указанные в договоре, находятся в разных странах, из которых по крайней мере одна является участницей Конвенции.

КДПГ предусматривает, что договор перевозки груза автотранспортом должен быть подтверждён накладной на перевозку груза. Накладная КДПГ выдаётся в трёх экземплярах: первый экземпляр вручается отправителю, второй-прилагается к товарам, третий – остаётся у перевозчика. Накладная не является оборотным и товарораспорядительным документом.

Конвенция также определяет ответственность перевозчика, сроки предъявления требований и уведомлений.

Международные соглашения во временному ввозу (вывозу) предусматривают в большинстве своем упрощение правил таможенного оформления и контроля в условиях временного ввоза (вывоза) отдельных видов продукции, а также унификацию таможенных документов для целей декларирования.

Особое значение в системе таможенных отношений по поводу временного ввоза товаров имеет Таможенная конвенция о карнете АТА, разработанная в рамках Совета таможенного сотрудничества с целью создания равнозначных условий для временного беспошлинного ввоза (вывоза) товаров и транспортных средств и облегченного таможенного их оформления на территории стран – участниц конвенции.

Таможенная конвенция о карнете АТА для временного ввоза товаров (Конвенция АТА, 1961 г.) предусматривает использование единого международного таможенного документа – карнета АТА (Carnet A.T.A.) в условиях режима временного ввоза товаров.

Карнет АТА (Carnet admission temporaire) – паспорт или карточка на груз, является стандартным международным документом, подтверждающим правомерность пересечения таможенных границ зарубежных государств и позволяющим идентифицировать временно ввозимые товары. Он используется взамен таможенной декларации. Одновременно карнет выполняет функцию финансового гарантийного обязательства перед таможенными органами страны ввоза продукции по уплате импортных пошлин и налогов в случае недоставки грузов по назначению.

Преимущества применения карнета АТА:

- облегчает таможенное оформление грузов при ввозе/ вывозе, так как заменяет обычные таможенные документы;

- гарантирует уплату возможных таможенных платежей в отношении товаров, которые будут использоваться в странах ввоза (например, в России);

- помогает преодолеть языковой барьер, поскольку отпадает необходимость заполнения таможенных документов на незнакомом языке;

- позволяет использовать один тип документа на протяжении всего маршрута, независимо от количества пересекаемых границ (при условии, что страны по пути следования являются участницами Конвенции о временном ввозе).

В систему АТА входит 75 стран, из них 28 стран-членов Евросоюза. Ежегодно в мире оформляется более 165 тысяч карнетов АТА. Российская Федерация является участницей таможенных конвенций о временном ввозе по карнету АТА с 1995 г.

Опыт зарубежных стран свидетельствует об эффективности работы системы АТА и возрастающем спросе на карнеты. Так, на Олимпийских играх в Китае более 60% ввезенного инвентаря оформлялось по карнетам АТА.

По количеству использованных карнетов АТА Россия серьезно отстает от других стран-членов Конвенции АТА. В 2010 году в России было выдано всего 150 карнетов АТА, в то же время ТПП Германии выдали 20 тыс., Чехии – 10 тыс. карнетов.

В России функции выдающей и гарантирующей карнеты АТА ассоциации выполняет Торгово-промышленная палата Российской Федерации, что связанно со сложившейся международной практикой, согласно которой ассоциациями – гарантами функционирования системы АТА в странах-участницах таможенных конвенций выступают, как правило, национальные торговые палаты, образующие международную гарантирующую сеть АТА Всемирной Федерации Палат (ВФП).

Вывод: Таможенный перевозчик занимает важное место в составе таможенной инфраструктуры и в технологии таможенного контроля за перемещением внешнеторговых грузов на российской таможенной территории, включая внутренний таможенный транзит.

Таможенный перевозчик может перевозить товары под таможенным контролем как по инициативе заинтересованных в этом лиц, так и по решению таможенного органа отправления. Перевозка товаров под таможенным контролем поручается таможенному перевозчику в случае, когда у таможенного органа отправления имеются достаточные основания полагать, что обычный перевозчик либо его транспортное средство не могут гарантировать доставку товаров в определенное таможенным органом место. В этом случае производится перегрузка товаров на транспортные средства, принадлежащие таможенному перевозчику и их дальнейшая перевозка. Решение таможенного органа о перевозке товаров именно таможенным перевозчиком является обязательным как для отправителя товаров, их получателя, обычного перевозчика, так и для самого таможенного перевозчика.

Ответственность таможенного перевозчика за невыполнение обязанностей

За неисполнение своих обязанностей при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, таможенный перевозчик несет ответственность в соответствии со статьей 224 ТК ТС.

Согласно ст. 224 ТК ТС:

1. При недоставке товаров и документов на них в таможенный орган назначения перевозчик несет ответственность в соответствии с законодательством государства – члена таможенного союза, таможенным органом которого товары помещены под таможенную процедуру таможенного транзита.

2. За неисполнение своих обязанностей при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, за исключением случая, указанного в пункте 1 ст. 224 ТКТС, перевозчик несет ответственность в соответствии с законодательством государства – члена таможенного союза, на территории которого выявлено нарушение.

Перевозчик несёт ответственность за полную или частичную потерю груза или за его повреждение, происшедшее в промежуток времени между принятием груза к перевозке и его сдачей, а также за опоздание доставки.

Перевозчик освобождается от этой ответственности, если потеря груза, его повреждение или опоздание произошли по вине правомочного по договору лица, вследствие приказа последнего, не вызванного какой-либо виной перевозчика, каким-либо дефектом самого груза или обстоятельствами, избегнуть которые перевозчик не мог и последствия которых он не мог предотвратить

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) определяет лиц, которые могут привлекаться к ответственности в связи с совершением таможенного правонарушения.

Положениями ст. 2.1 КоАП РФ установлено, что субъектами административной ответственности в Российской Федерации являются физические и юридические лица. В соответствии с частью 2 данной статьи, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Установление виновности в действиях лица (как физического, так и юридического) является обязательным условием его привлечения к административной ответственности.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлены санкции (т.е. виды наказаний и их возможный размер), применимые в отношении каждой категории таможенных правонарушений. Согласно части 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание представляет собой установленную государством меру ответственности за совершение правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самими нарушителями, так и другими лицами.

Статьей 3.2 КоАП РФ за совершение административных правонарушений в Российской Федерации предусмотрено применение следующих наказаний:

- предупреждение;

- административный штраф;

- конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

- лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

- административный арест;

- административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

- дисквалификация;

- административное приостановление деятельности.

В отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в пунктах 1 – 4, 9 части 1 ст. 3.2 КоАП РФ.

За нарушение таможенных правил в зависимости от формулировки санкции конкретной статьи могут быть назначены наказания исключительно в виде предупреждения, административного штрафа.

В соответствии с Приказом ФТС России от 30.09.2011 года № 1992 "Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги ведения реестра таможенных перевозчиков", подтверждением несоблюдения таможенным перевозчиком обязанностей, предусмотренных подпунктами 1 – 3 статьи 21 ТК ТС, является привлечение его к административной ответственности за административные правонарушения в области таможенного дела, предусмотренные статьей 16.1 и (или) частью 1 статьи 16.9 КоАП России, в течение срока, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела, предусмотренных указанными статьями, при условии, что сумма наложенных административных штрафов, в том числе в совокупности, составила 250 000 рублей и более, за исключением следующего случая.

В случае, если в течение года, предшествующего последнему административному правонарушению, количество перевозок по процедуре таможенного транзита превысило 4000 перевозок, осуществляемых автомобильным транспортом, либо 300 перевозок, осуществляемых воздушным транспортом, либо 5000 перевозок, осуществляемых железнодорожным транспортом, либо 100 перевозок, осуществляемых водным транспортом, сумма наложенных административных штрафов в совокупности должна составлять 800 000 рублей и более.

Таможенный перевозчик привлекается к административной ответственности в соответствии со ст. 16.2 "Не декларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств", ст. 16.3 "Несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации", ст. 16.5 "Нарушение режима зоны таможенного контроля", ст. 16.6 " Непринятие мер в случае аварии или действия непреодолимой силы", ст. 16.9 "Недоставка, выдача (передача) без разрешения таможенного органа либо утрата товаров или документов на них", ст. 16.10 "Несоблюдение порядка таможенного транзита", ст. 16.11 "Уничтожение, повреждение, удаление, изменение либо замена средств идентификации", ст. 16.15 "Непредставление в таможенный орган отчетности", а также с частями 2 и 3 ст. 16.23 "Незаконное осуществление деятельности в области таможенного дела" КоАП РФ.

На основании этих статей следует:

1. Непринятие перевозчиком в случае аварии, действия непреодолимой силы или возникновения иных обстоятельств, препятствующих доставке товаров и (или) транспортных средств в место прибытия либо в место пересечения таможенной границы Таможенного союза, осуществлению остановки или посадки водного или воздушного судна в установленных местах либо перевозке товаров в соответствии с таможенным транзитом, мер по обеспечению сохранности товаров и (или) транспортных средств, за исключением случаев безвозвратной утраты товаров и (или) транспортных средств вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц – от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

2. Несообщение перевозчиком в ближайший таможенный орган об аварии, о действии непреодолимой силы или о возникновении иных обстоятельств, препятствующих доставке товаров и (или) транспортных средств в место прибытия либо в место пересечения таможенной границы Таможенного союза, осуществлению остановки или посадки водного или воздушного судна в установленных местах либо перевозке товаров в соответствии с таможенным транзитом, о месте нахождения товаров и (или) транспортных средств либо необеспечение перевозки товаров и (или) транспортных средств в ближайший таможенный орган или в иное указанное таможенным органом место – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц – от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

3. Недоставка товаров, перевозимых в соответствии с таможенным транзитом, в место доставки либо выдача (передача) без разрешения таможенного органа или утрата товаров, находящихся под таможенным контролем, – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой; на должностных лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой.

4. Недоставка таможенных, коммерческих или транспортных (перевозочных) документов на товары, перевозимые в соответствии с таможенным транзитом, в место доставки – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц – от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

5. Несоблюдение перевозчиком установленного таможенным органом срока таможенного транзита или определенного таможенным органом маршрута перевозки товаров либо доставка товаров в зону таможенного контроля, отличную от определенной таможенным органом в качестве места доставки, – влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц – от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

6. Осуществление деятельности в качестве таможенных перевозчиков, уполномоченных экономических операторов, владельцев магазинов беспошлинной торговли, складов временного хранения или таможенных складов лицами, включенными в соответствующий реестр на основании недействительных документов либо исключенными из реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, за исключением случаев, если осуществление такой деятельности связано с завершением таможенных операций, обязанность по совершению которых возникла до исключения лица из соответствующего реестра, – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

7. Несообщение либо нарушение срока сообщения в таможенный орган об изменении сведений, указанных в заявлении о включении в один из реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, либо о приостановлении деятельности указанных лиц – влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста до пятисот рублей; на юридических лиц – от двух тысяч до десяти тысяч рублей.

Судебная практика содержит большое количество дел, связанных со спорами перевозчиков с таможенными органами.

Вместе с тем суды общей юрисдикции не всегда соглашаются с позицией перевозчиков и представленными доказательствами об отсутствии вины.

Кроме того, что опасность подстерегает перевозчика практически на каждом этапе его действий, нередко причиной совершения таможенных правонарушений, связанных с недоставкой товаров, является недисциплинированность самих лиц, непосредственно управляющих транспортным средством, нарушающих предписания сотрудников таможни.

Рассматривая дело № А63-1707/2014, судом было установлено, что 29.03.2012 Северо-Кавказская оперативная таможня выявила факт недоставки товаров – 48-ми моноблоков "Apple imac 21.5" QC i5", 10-ти моноблоков "Apple imac 27" QC i5", 12 625-ти сетевых переходников общим весом брутто 727,25 кг, перемещаемых по транзитной декларации № 10225020/020312/0009188. Здесь следует напомнить, что в соответствии со ст. 223 ТК ТС перевозчик обязан доставить товары и документы на них в установленные сроки в место доставки товаров. По данному факту таможня составила в отношении ООО "ТК-Русстранспорт", как ответственного за перевозку товаров лица, протокол об административном правонарушении от 23.12.2013 № 10804000-25/2013 и вынесла постановление о привлечении общества к ответственности по части 1 статьи 16.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания 300 тыс. рублей штрафа.

Наибольшее количество административных дел, рассмотренных судами в 2010 году, были дела о привлечении организаций-перевозчиков к административной ответственности на основании ч. 3 ст.16.1 КоАП РФ. При этом судебная практика по указанной категории дел не везде одинакова. Так, арбитражные суды, как правило, принимают положительные судебные акты, в пользу перевозчика, если им представлены доказательства отсутствия его вины и соответственно состава административного правонарушения.

Так, арбитражный суд кассационной инстанции, отправляя дело на новое рассмотрение, указал, что судами первой и апелляционной инстанций не указано, какие действия Общество могло совершить, но не совершило, и какие меры не предприняло в целях определения достоверности сведений о наименовании товара.

Судом установлено, что в феврале 2009 года перевозчик осуществлял доставку товара (части мебели: столы, стулья, шкафы) из Италии российскому получателю. Товар был ввезен на таможенную территорию РФ в зоне действия Брянской таможни.

В результате таможенного досмотра должностными лицами Брянской таможни было установлено, что в грузовом отсеке транспортного средства наряду с заявленным товаром находятся товары, сведения о которых не указаны в товаросопроводительных документах, а именно 4 холодильника, которые находились внутри четырех деревянных шкафов, упакованных в картонные коробки.

Сообщение перевозчиком недостоверных сведений о наименовании товара послужило основанием для привлечения его к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно ст. 39 Конвенции МДП расхождение между сведениями, приведенными в грузовом манифесте книжки МДП, и содержимым дорожного транспортного средства или контейнера рассматриваются как нарушения Конвенции, если доказано, что эти расхождения явились результатом ошибок, допущенных преднамеренно или по небрежности при погрузке или отправке груза или при составлении манифеста.

Под выражением "ошибки, допущенные по небрежности", следует понимать действия, которые обусловлены непринятием необходимых разумных мер для обеспечения точности сведений в каждом конкретном случае (пояснительные записки к Конвенции).

Согласно ст. 8 Конвенции КДПГ при принятии груза перевозчик обязан проверить точность записей, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, а также их маркировки и номеров; внешнее состояние груза и его упаковку. Если перевозчик не имеет достаточной возможности проверить правильность упомянутых записей, он должен вписать в накладную обоснованные оговорки.

Приведенными международными правовыми нормами исчерпывающим образом очерчен круг сведений, обязанность по проверке которых лежит на перевозчике. Наименование товара не отнесено к сведениям, проверка точности которых входит в обязанности перевозчика. Вскрывать упаковку для проверки содержимого грузовых мест перевозчик вправе, если этого требует отправитель (п.3 ст. 8 КДПГ).

Вывод судов первой и апелляционной инстанций о наличии вины общества в совершении вмененного правонарушения основан на том, что общество вправе и имело возможность производить осмотр подлежащего таможенному оформлению товара. Вина общества выразилась в том, что оно не воспользовалось правом проверки груза.

Вместе с тем судами обеих инстанций не указано, какие требования нормативных актов, устанавливающих порядок приемки груза и определения его соответствия на предмет наименования, не соблюдены обществом, какие действия общество могло совершить, но не совершило, и какие меры не приняло в целях определения достоверности сведений о товаре. Могло ли общество знать или предполагать о наличии вложений внутри упаковки (4 деревянных шкафа, упакованных в картонные коробки) и могло ли установить указанные обстоятельства путем осмотра и реализации представленных перевозчику прав, а именно: следует ли это из договора перевозки. Установлена ли таможенным органом причастность общества к сокрытию ввезенного товара, судами не выяснялось.

Установление названных обстоятельств в их совокупности и взаимосвязи имеет существенное значение для рассмотрения данного дела с учетом вышеприведенных норм права.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции пришел к выводу, что принятые по делу решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции не могут быть признаны законными, в связи с чем подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции для проверки вышеизложенных обстоятельств, полного исследования обстоятельств спора, оценки представленных доказательств.