Сущность управленческого консультирования

Сущность управленческого консультирования.

Статьи по теме
Искать по теме

Целеориентированное: здесь понимается консультирование по конкретным целям, вопросам в области управления. Консультант выступает в роли эксперта, советника, разработчика и передает клиенту рекомендации по конкретным изменениям. Для этого используются такие методы работы: информирование, расчеты, обучение, аудит.

Ценностно-ориентированное: предназначено для внесения новой ценности в организацию: управление тотальным качеством, клиентной ориентации организации, идеологии совладения работниками собственностью организации и т.д. консультант выступает в роли идеолога, тренера, инноватора. Он "прививает" клиентной организации новые ценностные ориентации с помощью следующих методов работы: трененги, групповая работа, переговорная технологии и т.д.

Проблемно-ориентированное: стремится ответить на вопрос: какую проблему вы этим решаете? Консультант проводит диагностику и под проблемы предлагает свои решение. Консультант выступает здесь в роли диагностика, методолога, эксперта, разработчика. Основные методы: оргдиагностика, проблемные семинары, работа с группой, игровые методы.

Личностно-ориентированное предполагает развитие "личностного" (кадрового) потенциала организации, решение кадровых проблем. Предполагает обучение, тренинги, семинары, имитационные игры.

Характерные черты и принципы управленческого консультирования.

Западные теоретики управленческого консультирования выделяют следующие характерные черты управленческого консультирования.

1. консультанты оказывают профессиональную помощь руководящим работникам. Опытные консультанты проходят через многие организации и учатся использовать приобретенный опыт, оказывая помощь новым и старым клиентам в различных ситуациях. Следовательно, они умеют распознавать общие тенденции и обычные причины проблем. Более того, профессиональные консультанты постоянно следят за литературой по проблемам управления и за развитием теорий методов и систем управления, а также за ситуацией на рынке. Таким образом, они действуют как связующее звено между теорией и практикой управления.

2. консультанты в основном дают советы. Это означает, что они – только советники и не обладают непосредственной властью принимать решения об изменениях Консультанты отвечают за качество совета. Клиенты несут всю ответственность, которая проистекает из принятия совета.

3. консультирование – это независимая служба. Консультант оценивает любую ситуацию, предлагает объективные рекомендации относительно того, что надо делать клиенту, не задумываясь о том, как это могло бы повлиять на его собственные интересы. Консультант должен обладать такими видами независимости: финансовой, административной, политической, эмоциональной.

Принципы:

- Компетентность

- Репутация

- Соблюдение этических норм

- Соблюдение интересов клиента

- Ориентация на широкие общественные интересы

- Изменение системы

- Вовлечение персонала

- Научность

- Гибкость

- Креативность

- Конкретность и объективность

- Эффективность

- Поддержка взаимоотношений на должном уровне.

Взаимодействие консультанта и клиента.

В настоящее время под консультированием понимается совместная работа консультанта и клиента при разработке и внедрении новшеств (коллективные, совместные усилия). Эффективность работы консультанта будет минимальной, если клиент вообще не участвует в ней. Далее эта эффективность растет по мере увеличения вовлеченности клиента, именно поэтому в первую очередь необходимо активное взаимодействие консультанта и клиента на всех этапах консультирования. Консультант должен побуждать клиента к действиям. Но не надо забывать что, эффективное консультирование – это процесс, который выполняется вместе с клиентом, но не вместо клиента.

Консультанту сначала необходимо установить контакт с клиентом и достичь определенного уровня доверия. Затем должно быть совместное обсуждение проблем организации, возможных альтернатив их решения, оценка выбранных вариантов решения. Консультант помогает клиенту разобраться, какие альтернативы подходят и являются реалистичными с точки зрения предыдущего опыта и настоящей готовности измениться.

Затем консультант помогает клиенту строить деятельность с учетом обстоятельств, времени, эмоциональных затрат, а также с пониманием возможности неудачи в достижении целей. А в конце клиент вместе с консультантом оценивают уровень достижения цели (степень разрешения проблемы) и обобщает достигнутые результаты. В случае надобности возможно уточнение плана решения.

Договор на оказание консалтинговых услуг – соглашение между клиентом и консультантом, оговаривающие область проблем клиента, сущность, объем, качество, сроки и стоимость консультационных услуг, а также взаимные права, обязанности и ответственность и любые иные законодательные условия взаимодействия сторон.

Ответственность консультанта.

Ответственность консультанта связана с его полномочиями, задачей и результатом (оговоренными контрактом). Безусловно, консультант работает на достижение результата и стремится к нему (это его задача), но его влияние всегда является опосредованным.

Различают 2 ответственности консультанта:

1. Ответственность консультанта за обоснованность рекомендаций. Если консультант выполнил работу с использованием обоснованных приемов, способов, методов и инструментов; с соблюдением стандартных требований; с обоснование рекомендаций, то, скорее всего, полученные результаты соответствуют ожидаемым. Если консультант действовал, пренебрегая вышеперечисленными требованиями, то, очевидно, результаты исследований и рекомендации не отражают действительного положения. В данном случае консультант может понести ответственность в виде, например, штрафных санкций.

2. Ответственность консультанта за достижение запланированных результатов. Если в результате следования рекомендациям консультанта были 100% (80%, 60% и т.д.) достигнуты запланированные результаты, то консультант несет финансовую ответственность в виде определенной надбавки к з/п.

Формы работы с консультантами.

- Найм консультанта на определенное время для работы внутри организации;

- Абонентное обслуживание в консалтинговой компании;

- Работа над отдельными проектами.