Сущность прибыли предприятия, методы ее определения и формирования

Сущность прибыли предприятия, методы ее определения и формирования.

Статьи по теме
Искать по теме

Понятие и сущность прибыли

Определение прибыли как основного элемента системы целеполагания деятельности организации бесспорно. Это положение находит свое подтверждение как в нормативной базе (определение извлечения прибыли как основной цели деятельности коммерческих организаций в ст. 50 ГК РФ), так и в неформальных институтах деловой практики (в качестве примера можно привести фразеологизм "Погоня за прибылью").

В условиях рыночной экономики прибыль выступает как конечный положительный финансовый результат. Получение прибыли жизненно необходимо предприятиям, так как прибыль является источником финансовых ресурсов для их становления.Наличие прибыли позволяет удовлетворять не только экономические интересы предприятия как хозяйствующего субъекта, но и государства, работников данного предприятия, собственников капитала. Объектом экономических интересов государства является та часть прибыли, которую уплачивает предприятие в виде налогов.

Экономический интерес предприятия заключается в увеличении доли прибыли, остающейся в его распоряжении. За счет этой части прибыли предприятие решает экономические задачи своего развития. Интересы работников также связаны с остающейся в распоряжении предприятия прибылью, так как она является источником средств для улучшения условий труда, повышения квалификации, дополнительного материального стимулирования, социального развития. Владелец капитала прямо заинтересованы в росте прибыли, так как на этой основе обеспечивается рост их капитала.

Важность прибыли состоит в следующем:

- она является измерителем результатов деятельности предприятия;

- выступает источником собственных финансовых ресурсов предприятияслужит критерием эффективности деятельности;

- прибыль (ожидаемая) представляет собой ориентир для принятия дивидендной политики, инвестиционных решений;

- является источником формирования доходов бюджетов различных уровней (часть прибыли поступает в бюджеты через налоги).

Как было сказано ранее, прибыль отображаетокончательные результаты работы предприятия, характеризует экономический эффект хозяйственной деятельности. Прибыль в качестве экономической категории отражает чистый доход, который формируется в сфере материального производства.Следует отметить: окончательный финансовый результат деятельности предприятия может быть и отрицательным (убыток), что оказывает негативное воздействие на дальнейшее его развитие, финансовую устойчивость и конкурентоспособность.

В самом общем виде прибыль определяется как разность между доходами и расходами организации.Прибыль производственного предприятия представляет собой разность между выручкой от реализации и себестоимостью реализованной продукции.Прибыль торгового предприятия определяется как разность между суммой доходов (торговых надбавок) от реализации товаров и суммой издержек обращения.

Прибыль неразрывно связана с эффективным использованием основных и оборотных средств, материальных и трудовых ресурсов. Также она играет важную роль в конкурентной борьбе предприятий и воздействует на их финансовую устойчивость, способность обеспечить развитие хозяйственной деятельности за счет собственных накоплений, на способности гибко маневрировать ценами на конкурентном рынке.

Сущность прибыли как важнейшей категории рыночных взаимоотношений выражается в ее функциях. Выделяются следующие функции:

1. Прибыль характеризует экономический эффект, приобретенный предприятием в результате его хозяйственной деятельности.Прибыль предприятия говорит о том, что выручка от реализации его продукции превышает себестоимость. Если при продаже продукции по розничным ценам возмещаются их покупная стоимость и сумма издержек обращения, тогда предприятие приобретает прибыль.Следовательно, прибыль отображает финансовые результаты, конкурентоспособность продукции (товаров), деловую активность предприятий на рынке.Однако важно отметить, что все аспекты деятельности предприятия с помощью прибыли в качестве единственного показателя оценить невозможно. Именно поэтому при анализе производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия используется система показателей, включающих в себя, например, такой показатель, как рентабельность.

2. Прибыль является составной частью формирования денежных ресурсов предприятия и играет стимулирующую роль в его развитии. С помощью прибыли обеспечивается принцип самофинансирования – расширенное воспроизводство и социальное развитие организации. В повышении прибыли материально заинтересованы и трудовые коллективы, так как за счет части прибыли возникают фонды потребления, осуществляются различные выплаты.

Часть чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и остальных обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического развития предприятия, материального поощрения работников.Другими словами, прибыль – движущая сила и источник социально-экономического развития предприятия, проведения обоснованной инвестиционной и дивидендной политики, социальных выплат работникам.

3. Прибыль хозяйствующих субъектов через налоговую систему является одним из источников формирования бюджетов страны, что позволяет органам государственной власти решать важные народнохозяйственные и социально-экономические задачи общества, национальной безопасности страны.Таким образом, прибыль работает рычагом умелого сочетания социально-экономических интересов хозяйствующих субъектов, трудовых коллективов и общества в целом.

Экономическая сущность прибыли является одной изтрудных и дискуссионных проблем в современной экономической науке.Прибыль организации можно рассматривать с несколькихсторон: как экономическую категорию; форму денежных накоплений; результат деятельности организации; источник финансирования развития организации; критерий оптимизации текущих затрат; критерий выбора инвестиционных проектов.

Классификация видов прибыли

Следует разграничивать понятия "бухгалтерская" и "экономическая" прибыль. Под бухгалтерской понимается прибыль, исчисленная в соответствии с действующими правилами бухгалтерского учета и указываемая в отчете о прибылях и убытках как разница между доходами и расходами, признаваемыми в отчетном периоде. Определения бухгалтерской прибыли основывается на двух концепциях:

- поддержания благосостояния или сохранения капитала;

- эффективности или наращения капитала.

Под экономической прибылью понимается разность между совокупным доходом и экономическими издержками. Явные издержки отражаются полностью в бухгалтерском учете, поэтому они еще называются

бухгалтерскими издержками. Неявные (вмененные) издержки – это альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих самой

организации, т. е. не оплачиваемые ею издержки, которые никак не отражаются в бухгалтерском учете. На основе этого можно сделать вывод, что понятие экономической прибыли уже, чем бухгалтерской. В учебной литературе также при разделении двух приведенных понятий говорится, что бухгалтерская прибыль – результат реализации товаров и услуг, а экономическая трактуется как результат "работы" капитала.

Существуют различные критерии классификации прибыли. Рассмотрим некоторые из них.

1.По источникам формирования прибыли выделяют: прибыль от реализации продукции, прибыль от прочих операций и балансовую прибыль.

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) исчисляется в коммерческой организации как разница между доходами (выручкой) от реализации продукции (работ, услуг) в действующих ценах (без НДС, акциза) и суммой расходов на ее производство и реализацию в денежном выражении.Данный вид прибыли позволяет оценить эффективность производственной деятельности предприятия.

Соответственно, прибыль от прочих операций рассчитывается как разница между доходами (например, от сдачи имущества в аренду, продажа имущества) и расходами (в том числе оплата штрафов) от данных операций.

Балансоваяприбыль включает прибыль, полученную от всех направлений деятельности предприятия: реализации продукции, работ, услуг, товаров, основных средств, материальных ценностей, нематериальных и прочих активов и прибыли (убытков), полученной от внереализационных операций. Данный вид прибыли соответствует прибыли до налогообложения.Рассчитывается балансовая прибыль по формуле:

Пб = Пр + Ппр, где Пр – прибыль от реализации, Ппр- прибыль от прочих видов деятельности.

2. По основным видам деятельности организации выделяют:

- прибыль от операционной деятельности, т.е. от реализации продукции;

- прибыль от инвестиционной деятельности характеризует итоговой финансовый результат от операций по приобретению (сооружению, изготовлению) и продаже амортизируемого имущества – основных фондов, нематериальных активов и других необоротных активов, а также краткосрочных финансовых вложений;

- прибыль от финансовой деятельности может быть получена за счет таких операций, как привлечение дополнительного акционерного или паевого капитала, привлечение кредита в различных его формах, погашение обязательств по основному долгу и.т.д.

3. По порядку формирования выделяют:

- валовую прибыль – сумму чистого дохода от операционной деятельности за вычетом всех операционных затрат;

-маржинальную прибыль, которая характеризует сумму чистого дохода от операционной деятельности за вычетом переменных издержек. Расчет данного вида прибыли имеет важное значение для управления себестоимостью продукции;

- чистую прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия после всех расчетов с бюджетом. Она имеет многоцелевое назначение и используется как финансовый ресурс для удовлетворения интересов собственников, предприятия, коллектива. Ее распределение является исключительной прерогативой собственников предприятия.

4. По времени получения различают прибыль прошлых лет, прибыль отчетного периода и прибыль планового периода;

5. По характеру налогообложения прибыли – налогооблагаемая и не облагаемая налогом. Прибыль подлежит налогообложению в соответствии с действующим законодательством, по которому облагается не вся ее величина, а только часть. Такое деление прибыли играет важнейшую роль в формировании налоговой политики предприятия, так как позволяет оценивать хозяйственные альтернативные операции с позиций конечного их эффекта.

6. По характеру использования выделяют:

- капитализируемую прибыль, направляемую на финансирование прироста активов предприятия;

- потребляемую прибыль – та часть, которая израсходована на выплаты собственникам, персоналу или на социальные программы предприятия

7. По значению итогового результата хозяйствования различают положительную и отрицательную прибыль (иначе, убыток).

Показатели прибыли отражаются в отчете "О прибылях и убытках" в соответствии с законодательством РФ в части ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации (Приказ Минфина РФ от 6.07.99г. № 43н). Обобщенную схему формирования прибыли можно представить в виде следующего рисунка:

Сущность и источники прибыли предприятия, методы ее определения и формирования

Понятия валовой прибыли, прибыли от продаж, прибыли до налогообложения были рассмотрены нами ранее. Стоит отметить, что коммерческие расходы включают в себя расходы по реализации продукции, к примеру, расходы на рекламу, расходы на доставку продукции, на ее упаковку и хранение. Управленческие расходы – расходы на содержание аппарата управления и его обслуживания, затраты на содержание отдела кадров, юридического отдела и т.д. Сальдо прочих доходов и расходов состоит из: процентов к получению и уплате, дохода от участия в других организациях, а также прочих доходов и расходов, не связанных с основной деятельностью организации. Под текущим налогом на прибыль признается налог на прибыль для целей налогообложения. Результатом всех произведенных операций по данной схеме является получение чистой прибыли предприятием. Не исключается ситуация получения и убытка в отчетном периоде, но в представленной нами схеме мы абстрагировались от данного варианта.

Характеристика основных методов планирования прибыли

Особую значимость прибыли в развитии организаций определяет необходимость разработки действенного и устойчивого механизма ее управления. Управление прибылью- это процесс выработки и принятия управленческих решений по аспектам формирования (в частности, обоснование доходов, расходов и необходимых ресурсов), распределения (управление налогами и др.) и применения данного показателя.

Основная цель управления прибылью представляет собой максимизацию благосостояния собственников в текущем периоде и в перспективе.Это значит:

- получение максимальной прибыли, соответствующей ресурсам организации и рыночной конъюнктуре;

- обеспечение пропорции между допустимым уровнем формируемой прибыли и допустимым уровнем риска;

- получение оптимального объема инвестиций, сформировавшихся за счет прибыли, в соответствии с задачами развития бизнеса;

- обеспечение роста стоимости организации на рынке и эффективности программ участия персонала в распределении прибыли и т.д.

Каждое предприятие независимо от форм собственности планирует свою деятельность, прибыль, как важнейший инструмент управления предприятием. При этом оно должно определить ее оптимальный размер с учетом всех возможных резервов. Планирование прибыли является важнейшим в составлении финансового плана в составе бизнес-плана.

Важным аспектом планирования прибыли предприятия является анализ факторов, которые воздействуют на ее величину. Они могут быть классифицированы следующим образом:

1. Внешние и внутренние:

- Внешние или объективные, которые не зависят отдеятельности организации. Сюда относят: сформировавшуюся конъюнктуру рынка; природные условия; производительность оборудования, применяемое предприятием; уровень цен на потребляемые материально-технические ресурсы; государственное регулирование цен и тарифов (экономическая политика государства);система налогообложения и т.д.

- Внутренние, они же субъективные, непосредственно зависят от самой деятельности организации: уровень организации производства и труда; производительность труда рабочих; качество менеджмента; состояние и эффективность производственного и финансового планирования; конкурентоспособность продукции.

2. Среди внутренних факторов выделяют интенсивные и экстенсивные:

-Интенсивные факторы влияют на процесс получения прибыли через "качественные" изменения.К ним относят: увеличение производительности труда; усовершенствования качества продукции; повышение эффективность использования производственных фондов и др.;

-Действие экстенсивных факторов подразумевает воздействие на прибыль количественных изменений: повышения объема средств и предметов труда, времени работы оборудования, каличество персонала и.т.д.

Влияние рисков, связанных с действием вышеописанных факторов, в аспекте неопределенности, предпологает получение прибыли организацией \ предприятием.

Именно поэтому, прибыль можно рассматривать как поощрение за преодоление данной неопределенности. На практике любой организации важно уметь экономически обосновать и спланировать прибыль, которая необходима для поддержки устойчивого функционирования и развития предприятия. Существуют разные методы планирования данного финансового показателя, например:

1.Метод прямого счета включает в себя обоснованный расчет запасов по каждому из элементов оборотных средств с учетом всех изменений в уровне организационно-технического развития предприятия, транспортировке товарно-материальных ценностей, практике расчетов между предприятиями.

2. Аналитический метод. Данный метод применяется при достаточно большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу, так как он позволяет выявить воздействие отдельных факторов на плановую прибыль в целом. При аналитическом методе прибыль рассчитывается не по каждому виду издаваемой продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. по несравнимой продукции прибыль определяется отдельно.

3. Нормативный метод. Нормативный метод используется если на предприятии не более двух видов продукции, или если предприятие может определить конкретные нормативы по расходованию средств, то есть когда метод прямого счета совмещается с нормами затрат. Данный метод заключается в применении нормативов, таких как ставки налогов, объем тарифов, нормы амортизационных отчислений и другие.

4. Экономико-математический метод. Используется преймущественно на крупных предприятиях, где существует крупная учетная и нормативная база. Построение экономико-математической модели подразумевает выявление и отбор более важных факторов, влияющих на финансовый результат хозяйствующего субъекта. Данный процесс, осуществляется на основе анализа корреляционной зависимости прогнозируемого показателя от ожидаемых значений факторных признаков.

5. Метод на основе бюджетирования. На основе данного метода разрабатываются компьютерно-ориентированные модели финансового планирования прибыли. Алгоритм планирования прибыли основывается на пошаговой подготовке исходных данных для дальнейшего финансового планирования. Здесь осуществляется взаимосвязь организационного, производственного и финансового планирования.

6. Метод, основанный на эффекте производственного операционного рычага. Метод основывается на распределении затрат по двум типам: постоянные и переменные, позволяя рассчитать требуемые предприятию объемы прибыли от продаж при помощью моделирования оптимальной комбинации размера производства, цен, переменных и постоянных затрат.

Особенности способов распределения прибыли

Получая прибыль организация решает, на что ее применить, при этом характер направления применения отображает стратегические задачи предприятия. Важно понимать, что устройство воздействия финансов на хозяйство и его экономическую эффективность находится не в самом производстве, а в распределительных денежных отношениях. Распределение прибыли представляет собой процесс формирования направлений ее предстоящего применения в соответствии с целями и задачами развития организации. Реализация данного процесса представляет собой одну из наиболее трудных задач общей политики управления прибылью организации. Устройство распределения прибыли подразумевает наличие релевантной информацией, которая формируется в учетно-аналитической системе организации.

Распределение прибыли следует рассматривать в трех ее направленностях:

- Бюджетное направление. Данное направление обусловлено взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и государства по поводу уплаты налога на прибыль (ставка налога на прибыль равна 20% и данный налог делится между бюджетом РФ и бюджетами субъектов РФ). Сюда также относятся штрафы, пени и санкции, подлежащие уплате;

- Капитализация прибыли (направление на само предприятие). Распределение прибыли является главным инструментом воздействия на рост рыночной стоимости предприятия. Это воздействие проявляется в обеспечении прироста денежных средств (основных средств – строительство новых мощностей, перевооружение) в процессе капитализации части распределенной прибыли. Капитализация прибыли также подразумевает ее направление на рост финансовых вложений и увеличение оборотных активов организации, что позволит в будущем расширить производство продукции и, возможно, увеличить долю на рынке. Кроме того, часть прибыли может быть направлена на увеличение резервного фонда, создаваемого для покрытия непредвиденных расходов без риска утраты финансовой устойчивости компании.

-Потребление прибыли (направление на собственников предприятия и персонал). Из суммы прибыли, оставшейся после уплаты налогов, выплачиваются дивиденды акционерам и учредителям, порядок выплаты устанавливается собранием соответствующего сообщества. Кроме того, возможно финансирование социальных расходов, к примеру, строительство объектов непроизводственного значения – спортцентра; проведение оздоровительных мероприятий; выплата дополнительных премий; оплата путевок на лечение и отдых и т.д. По решению учредителей, прибыль может быть направлена и на благотворительные мероприятия.

Каждая организация выбирает направления использования прибыли на свое усмотрение (за исключением расчетов с бюджетом в части налога на прибыль) в согласованиис принимаемым собственниками (учредителями) в начале года, следующего за отчетным. При распределении прибыли особую роль играют следующие моменты:

– организационно-правовая форма организации;

– действующее законодательство: распределение прибыли происходит на основании решения общего собрания акционеров (учредителей) и не может находиться в компетенции единоличного распоряжения руководителя;

– смета, определяющая направления использования прибыли, одобренная собственниками.

Говоря о политике распределения прибыли необходимым считается затронуть принципы, на которых основывается. К их числу относятся следующие:

- Связь политики распределения прибыли с общей политикой ее управления. Этот принцип базируется на том факте, что распределение прибыли отчетного периода является основой для обеспечения условий формирования прибыли в будущем периоде;

- Приоритетность учета интересов собственников предприятия, о чем говорилось ранее;

- Стабильность политики распределения, т.е. она должна носить долговременный характер;

- Предсказуемость данной политики, что обуславливает заблаговременное извещение инвесторов о вероятном изменении стратегии распределения;

- Оценка эффективности распределения прибыли, основанная на показателях коэффициентов капитализации, дивидендных выплат и т.д.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что процесс распределения прибыли (чистой) – это комплексное и разумное сочетание инвестиционной, дивидендной и социальной политики любого предприятия. Разумность в данном случае предполагает адекватность пропорций между капитализируемой и потребляемой ее частями.

3. Пути повышения доходности предприятия

В сложной сложившейся ситуации одной из главнейших задач предприятия становится поиск возможных путей избежания банкротства и повышения дохода предприятия. В экономической литературе различные авторы предлагают самые разные способы улучшения финансового состояния предприятий. Основные и самые распространенные мероприятия приведены далее.

Основной источник материальных накоплений предприятий – выручка от реализации продукции, часть, остающаяся за вычетом материальных, трудовых и денежных затрат на производство и реализацию данной продукции. Поэтому главнейшей задачей хозяйственного субъекта является получение максимальной прибыли при минимальных затратах путем соблюдения строгого режима экономии в расходовании средств и эффективного их использования.

Уровень и структуру себестоимости определяют затраты на производство и реализацию продукции.

Количественно в структуре цены она занимает добольно удельный вес, и именно поэтому снижение себестоимости весьма заметно сказывается на росте прибыли при прочих равных условиях. Отсюда рост прибыли, являющийся основным показателем безубыточной работы предприятия, сильно зависит от снижения затрат на производство продукции, а также от увеличения объема реализованной продукции, при этом должны производиться определенные изделия и товары, отвечающие требованиям потребителей и пользующихся большим спросом.

Подразделения экономических служб, которые занимаются постатейным анализом себестоимости и разрабатывают программу ее снижения, существуют на многих предприятиях. Данная программа должна носить комплексный характер, учитывать все факторы, влияющие на реализацию продукции и снижение издержек производства. Сущность программы и ее содержание зависят от специфики предприятия, текущего егосостояния и перспективы развития.

Определенное влияние на снижение себестоимости оказывают мероприятия, которые связанны с улучшением использования рабочего времени:

- поддержание и определение оптимального числа персонала;

- Повышение уровня квалификации, обеспечение опережающего роста производительности труда в сравнении со средней зарплатой;

- Применение прогрессивных систем;

- Применение новых форм оплаты труда;

- Максимальное улучшение условий труда.

- Механизация и автоматизация производственных процессов.

- Обеспечение мотивации высокопроизводительного труда и др.

Для производств, которые являются материалоемкими или энергоемкими, важнейшим направлением снижения себестоимости является экономия материалов и энергетических средств.

Существуют следующие пути улучшения использования материальных ресурсов на предприятии:

- Внедрение новой, улучшеной техники и безотходной технологии;

- Совершенствование нормативной базы предприятия;

- Внедрение и использование прогрессивных материалов;

- Комплексное использование материалов и сырья;

- Использование отходов производства;

- Улучшение качества продукции;

- снижение процента брака.

Значение имеет также сокращение накладных расходов по обслуживанию и управлению производством, которому способствует рост объема производства за счет реконструкции и перевооружения предприятий, использование основных фондов, улучшение, а также уменьшение численности административно-управленческого персонала и вспомогательных рабочих за счет совершенствования управления и обслуживания производства.

Наряду с перечисленными внутренними факторами на изменение себестоимости могут оказывать влияние и внешние факторы (централизованное изменение цен и тарифов на топливо и энергию; норм амортизации, ставок зарплаты и т.п.). Все преведенные технико-экономические факторы применяют при планирование снижение себестоимости. В настоящее время снижению себестоимости необходимо стать главным фактором роста прибыльности и рентабельности производства, так как развитие производства за счет экономии ресурсов на данном этапе намного дешевле, чем разработка новых месторождений и вовлечение в производство новых ресурсов.

Не менее важными факторами, влияющими на величину доходности предприятия, является изменение объема производства и РП. Чем больше объем реализации, в конечном счете, тем больше прибыли получит предприятие, и наоборот. Зависимость прибыли от этого фактора при прочих равных условиях прямо пропорциональная

Падение объема производства при нынешних экономических условиях, не считая ряда противодействующих факторов, как, например, роста цен, неизбежно влечет сокращение объема прибыли. Отсюда вывод о необходимости принятия неотложных мер по обеспечению роста объема производства продукции на основе технического его обновления и повышения эффективности производства. В свою очередь, совершенствование расчетно-платежных отношений между предприятиями будет способствовать улучшению условий реализации продукции, а следовательно, росту прибыли.

Эффективность производства может повышаться даже при сокращении объема реализации, но это возможно только в том случае, если качество продукции растет более быстрыми темпами, чем темпы снижения объема выпуска и реализации продукции. Улучшение качества производимой продукции можно добиться за счет многих факторов, таких как техническое совершенствование производства, проведение работ по модернизации и т.д.

Бесспорно, что качество изготовляемого продукта определяет уровень цен на предприятии, что очень влияет на величину прибыли. При росте затрат на производство продукции и снижении объемов ее выпуска прибыль может расти вследствие постоянно повышающихся цен.

Предприятия определяют цену в зависимости от конкурентоспособности данной продукции, спроса и предложения сходной продукции другими производителями. Поэтому, уровень свободных цен на продукцию в некоторой степени является фактором, который зависит от предприятия.

Фактороми, которые не зависят от предприятия, выступают государственные регулирующие цены, устанавливаемые на продукцию предприятий-монополистов.

Вадно понимать, что на величину прибыли, а значит и доходность предприятия воздействует изменение остатков нереализованной продукции. Большое колличиство остатков приводит к неполному поступлению выручки и недополучению ожидаемой прибыли. Объем нереализованной продукции зависит от ряда причин, обусловленных коммерческой деятельностью и условиями реализации продукции. Предприятие может изготовить продукции больше, чем ее реализовать. Так же в нереализованных остатках готовой продукции может увеличиться удельный вес более прибыльных изделий, что повлечет суммарный рост этих остатков. Для увеличения прибыли предприятию необходимо принять соответствующие меры по сокращению остатков нереализованной продукции как в количественном, так и суммарном выражении.

Повысить эффективность производства можно за счет рационального использования на предприятии основных средств. Улучшение использования основных средств отражается на финансовых результатах работы предприятия за счет:

- Увеличения выпуска продукции.

- Снижения себестоимости.

- Улучшения качества продукции.

- Снижения налога на имущество.

- Увеличение балансовой стоимости.

Пути улучшения использования основных средств зависят от конкретных условий, которые сложились на предприятии. В общем плане эту цель можно достигнуть блогодаря внедрению новой техники и технологии, механизации и автоматизации производственных процессов, проведению грамотной воспроизводственной политики, своевременного и качественного ремонта, ликвидации излишнего оборудования и др.

В последнее время в условиях развития предпринимательства появилось больше возможностей увеличить объем прибыли за счет внереализационных операций. В данной области наиболее выгодными могут быть финансовые вложения. Конкретные направления и структура финансовых вложений должны быть итогом продуманной политики предприятия на основе верной оценки их эффективности. Если подходить к этому вопросу непрофессионально, то можно прийти к потере средств, вложенных в уставной капитал др. предприятий или совместную деятельность, в неликвидные ценные бумаги.

Предприятие также может сдать часть своего имущества, включая помещения, сооружения, оборудование и т.д., в аренду на более или менее длительный срок. Сдача имущества в аренду может принимать в результате форму аренды с выкупом. В итоге предприятие получает доход, увеличивающий внереализационные доходы и валовую прибыль.

Из этого перечня мероприятий слудует, что они тесно связаны с другими мероприятиями на предприятии, которые направленны на снижение издержек производства, на улучшение качества продукции, на более эффективное использование всех факторов производства.

Литература

1.Аюшиев А.Д.Финансы предприятий и организаций: учеб. пособие: ч. 1. – 2-е изд., перераб. и доп. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2007. – 347 с.

2.Бурмистрова Л.М. Финансы организаций (предприятий): Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 240 с. – (Высшее образование).

3. Виды прибыли

4. Дрожжина И.В. Аналитический учет распределения прибыли организации // Проблемы учета и финансов. – 2011. – №2. – С. 22-25.

5. Кириллова Л.Н. Виды прибыли в системе управления прибылью // Экономический журнал. – 2009. – №2. – С. 57-76.

6. Методы планирования прибыли

8. Принципы распределения прибыли

9. Терновский Д.С., Чуб В.А. Концептуальные основы управления прибылью организации // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2013. – №2. – С. 84-89.

10. "Финансы организаций (предприятий)": конспект лекций для студентов специальности 080105.65 "Финансы и кредит" всех форм обучения / Конищева М.А.– Красноярск: ГОУ ВПО "КГТЭИ". – 2010.- 145 с.

11.Финансы организации (предприятия): Учебник / А. М. Фридман. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2013. – 488 с.

12. Финансы организаций (предприятий): Учебник / Е. Б. Тютюкина. – М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2012. – 544 с.

13. Финансы: Учебник / А. С. Нешитой, Я. М. Воскобойников. – 10-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2011. – 528 с.

14. Финансы: / П. Н. Шуляк, Н. П. Белотелова, Ж. С. Белотелова. – М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2013. – 384 с.

15.Финансы: учебник для вузов / Под ред. Поляка Г.Б. – 4-е изд., перераб. и доп. изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. –735 с.

16. Финансы: Учебник / Под ред. д.э.н., проф. А. П. Балакиной и д.э.н., проф. И. И. Бабленковой. – М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2012. – 384 с.

17. Экономика организации: / Т. И. Арзуманова, М. Ш. Мачабели. – М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2014. – 240 с.

18. Экономика предприятия (организации): Учебник / О. В. Баскакова, Л. Ф. Сейко. – М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2013. – 372 с.