Структура мира литературного произведения

Проблема описания художественного мира литературного произведения является одной из центральных проблем современного литературоведения. Мысль о том, что художественное произведение представляет собой особый, независимый от реальности, идеальный мир получила распространение в эстетической мысли эпохи Возрождения. Учение о высшей трансцендентной реальности, порождаемой воображением, разрабатывали В. фон Гумбольдт и Гегель.

Статьи по теме
Искать по теме

Гумбольдт отмечал, что силой воображения поэт создает в своем творчестве принципиально иной мир. Философ подчеркивал мысль о целостности и самостоятельности произведения. По мнению Гумбольдта, "поэт стирает в нем черты, основанные на случайном, а все остальное приводит во взаимосвязь, при которой целое зависит лишь от самого себя". Эту целостность философ определял как мир, поясняя, что слово "мир" используется им не как метафора. "Мир", по Гумбольдту, это – "замкнутый круг всего действительного", где царит "стремление к замкнутой внутри себя полноте", а "всякая точка – это центр целого". Другими словами, художественный мир способен разворачиваться из любой точки. Следовательно, все элементы произведения равноценны.

По мнению В.Е.Хализева "мир литературного произведения – это воссозданная в нём посредством речи и при участии вымысла предметность. Он включает в себя не только материальные данности, но и психику, Сознание человека, главное же – его самого как душевно-телесное единство. Мир Произведения составляет Реальность как "вещную", так и "личностную". В литературных Произведениях эти два начала неравноправны: в центре находится не "мертвая природа", а Реальность живая, человеческая, личностная".

Мир произведения составляет неотъемлемую грань его содержательной формы. Он находится как бы между собственно содержанием и словесной тканью т.е текстом

В литературоведении широко используется понятие внутренний мир художественного произведения. Оно употребляется как синоним произведения в целом, творчества писателя как художественного единства, определенного жанра. По определению автора учебника "Теория литературы" В.Е. Хализева, "внутренний мир произведения – это художественно освоенная и преображенная реальность". К этому понятию прибегают не только специалисты-филологи такие как Д.С. Лихачев И В.В. Федоров, но и сами поэты и писатели, понимая под ним ту реальность, которую они создают в своих произведениях например Борис Пастернак писал: "Образ мира, в слове явленный".

Основой внутреннего мира произведения является его тема. Это слово восходит к древнегреческому thema – то, что положено в основу. Тема – это "фундамент художественного творения, все то, что стало предметом авторского интереса, осмысления и оценки". При этом по отношению к каждому произведению уместно говорить не о единственной теме, а о тематике как совокупности различных тем.

Можно выделить три основных уровня художественной тематики. Во-первых, в художественном произведении обязательно поднимаются вечные темы – те, которые волновали различных авторов во все времена: от античности до наших дней. Их можно разделить на две группы: онтологические связаны с бытием, антропологические – с человеком. Онтологическими являются такие темы, как жизнь и смерть, движение и неподвижность, свет и тьма, хаос и космос.

Второй уровень художественной тематики – ее культурно-исторический аспект. Он обусловлен тем, что действие каждого произведения предполагает изображение конкретной страны и эпохи. Литература неразрывно связана с историей: характер героя и конфликта во многом определяется той исторической ситуацией, которая отражена в произведении.

Третий тематический уровень связан с изображением жизни отдельных персонажей. Часто он непосредственно связан с жизнью автора, его мировоззрением, переживаниями, личным опытом.

Проблема, в отличие от темы, уже предполагает определенное авторское отношение к изображаемому. Произведения, написанные на близкие темы, могут отличаться различным кругом поднятых в них вопросов. Так, в поэме Евгения Евтушенко "Братская ГЭС" и романе Валентина Распутина "Прощание с Матерой" речь идет об одних и тех же событиях – пуске гидроэлектростанции на Ангаре. Но Евтушенко воспевает в своей поэме "великую стройку века", а Распутин пишет о деревнях, обреченных уйти под воду, как о погибающей земле праведников, сибирском граде Китеже, "крестьянской Атлантиде".

Идея еще в большей степени, чем проблема, воплощает мировоззрение автора. Это обобщающая образная мысль, которая лежит в основе любого произведения искусства. "Все произведение, – пишет В.А. Грехнев, – являет собой эстетический "организм", воплощающий идею. Идея эта есть не что иное, как его жизнедеятельный принцип, дух, пронизывающий все ее целое". Идея или авторская концепция растворена во всем произведении; она не сконцентрирована в каких-либо словах автора или героя. Чтобы понять ее, необходимо проанализировать все элементы поэтики произведения – систему персонажей, сюжет, композицию. Способы выражения авторской точки зрения различны, но в любом случае идея неотделима от произведения как целого.

Выводы

Проблема описания художественного мира литературного произведения является одной из центральных проблем современного литературоведения. Художественный текст изучается в разных аспектах и с различных научных позиций: психолингвистических, прагматических, деривационных, коммуникативных, жанрово-стилевых. В последнее время в лингвистической теории художественного текста все активнее развивается антропоцентрическое направление, в рамках которого литературное произведение рассматривается как воплощение индивидуально-авторского способа восприятия и организации мира.

Следует отметить, что автор художественного произведения не просто описывает события и акты человеческой деятельности, но и вольно или невольно пытается объяснить их, дать им оценку с точки зрения культурных норм. Очевидно, что каждое литературное произведение воплощает индивидуально-авторский способ восприятия и организации мира, а реальная действительность в художественном тексте предстает в преломленном через авторское сознание виде.

Литература

1. Гельфонд М.М. Мир литературного произведения. Пособие для выпускников, абитуриентов, учителей литературы – Нижний Новгород, 2009

2. Грехнев В.А. Словесный образ и литературное произведение. – Нижний Новгород: Слово, 2007

3. Гумбольдт В. Эстетические опыты. Первая часть. О "Германе и Доротее" Гете //. Язык и философия культуры. – М.: Прогресс, 1985.

4. Зинченко В.Г., Зусман В.Г., Кирнозе З.И. Методы изучения литературы. Системный подход. – М.: Флинта: Наука, 2011

5. Сухих И.Н. Двадцать книг ХХ века, СПб., 2004..

6. Хализев В.Е. Теория литературы – М.6 "Высшая школа", 1999