Стратегии управления закупками

Стратегии управления закупками.

Статьи по теме
Искать по теме

Понятие и механизм функционирования системы управления закупками

Закупочная логистика – это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами в кратчайшие сроки с высокой рентабельностью. [9. С.11]

В цепи поставок каждая организация покупает материалы у предыдущих поставщиков, добавляет к ним ценность и продает их следующим потребителям. По мере того как каждая организация покупает и продает материалы, они все дальше перемещаются по всей цепи поставок.

Закупки – функция, отвечающая за приобретение всех необходимых предприятию материалов. Так же существуют нестандартные транзакции, такие как: аренда, лизинг, выполнение подрядных работ, обмен, заимствования и т.д. Именно в связи с этим используют такое понятие как "приобретение материалов" или более общий термин – снабжение.

У любого предприятия как производственного, так и торгового, в котором обрабатываются материальные потоки, есть своя служба снабжения, которая в свою очередь осуществляет закупку, доставку и временное хранение предметов труда: сырья, полуфабрикатов, изделий народного потребления. Отдел снабжения отвечает за очень важные мероприятия по закупке, аренде, выполнение по контракту и т.д., а так же связанные с этими мероприятиями работы по выбору поставщиков, ведении переговоров, согласование условий, экспедирование, мониторинг показателей работы поставщиков, грузопереработку материалов, транспортировку, складирование и приемку товаров, полученных от поставщиков.

Отдел снабжения организует перемещение материалов, но не занимается этим самостоятельно. В первую очередь отдел снабжения занимается обработкой информации, т.е. сообщает другой стороне, что требуется некоторое количество материала и организует смену собственника и место размещения. Оно собирает данные из разных источников, анализирует их и передает информацию в цепь поставок.

Целью закупочной логистики является удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью. Главными вопросами, на которые следует ответить при обеспечении предприятия предметами труда, служат:

- какой вид сырья, материалов или комплектующих необходимо закупить;

- в каком количестве;

- кто будет поставщиками сырья, материалов и комплектующих;

- на каких условиях будут производиться закупки?

(Иметь нужный продукт, в нужных количествах, в нужное время, в нужном месте, по нужной цене)

К задачам закупочной логистики относятся:

- Определение потребности в материальных ресурсах. На этом этапе рассчитываются потребности в материалах, комплектующих, устанавливаются требования к массе, размеру и другим параметрам поставок. Может решаться задача "сделать или купить", которая заключается в сравнении двух вариантов: приобретении данного материала у поставщика или производстве его на собственном предприятии;

- Исследование рынка закупок и выбор поставщика. Определяются все возможные поставщики, создается база данных о них и на основе определенных критериев выбирается оптимальный поставщик.

^ Для поиска поставщиков применяется стандартная схема, состоящая из четырех этапов:

1. Поиск потенциальных поставщиков. Используется следующий механизм: проведение соревнований (тендеров); изучение рекламных материалов (фирменных каталогов, объявлений в средствах массовой информации и т.п.); посещение ярмарок, выставок; личные контакты с возможными поставщиками (переписка, телефонные обзвоны, деловые встречи). Конкурсные торги (тендеры) – распространенная форма поиска потенциальных поставщиков. Тендеры проводятся в случае, если предполагается закупить сырье, материалы на большую денежную сумму или наладить долгосрочные связи. Конкурсные торги выгодны как поставщику, так и потребителю. Поставщик получает точное представление об условиях работы с потребителем. Потребитель решает проблему получения требуемого предложения, одновременно выбирая наилучшего поставщика. Проведение тендера осуществляется по следующей схеме действий: формирование условий тендера; разработка и публикация тендерной документации; рекламная кампания; проверка оценочной квалификации участников тендера; проведение анализа тендерных предложений; определение победителя тендера. По итогам первого этапа формируется список потенциальных поставщиков, который может постоянно дополняться.

2. Проверка поставщиков. Условием долгосрочной работы с новым поставщиком служат надежность, финансовая ликвидность компании. Компания, которая готова быть вашим долгосрочным поставщиком, становится вашим партнером. Именно на стадии знакомства происходит проверка потенциального партнера. Если поставщик окажется недобросовестным, то у потребителя могут возникнуть проблемы в работе производства, что-может привести к финансовым потерям, поэтому важно выявить надежность поставщиков до заключения договора. Для проверки надежности поставщика может быть получена информация из следующих источников: личной встречи с руководством компании; финансовой отчетности поставщика; местных источников (действующих на данной территории юридических лиц или "осведомителей" официальных органов); банков и финансовых институтов; конкурентов потенциального поставщика; торговых ассоциаций; информационных агентств; государственных источников (регистрационных палат, налоговой и др., обладающих открытой для ознакомления информацией). Итогом второго этапа является список поставщиков с проверенной репутацией.

3. Анализ потенциальных поставщиков. Перечень поставщиков анализируется на основании различных критериев, позволяющих осуществить отбор реальных поставщиков. Количество таких критериев может быть достаточно велико (более 60). Критериями, на базе которых осуществляется анализ потенциальных поставщиков, служат цена и качество продукции, а также надежность поставок. Надежность поставок включает выполнение обязательств по их срокам, ассортименту, комплектности и количеству поставляемой продукции. К другим критериям относятся:

финансовое положение поставщика; сроки выполнения текущих и экстренных заказов; наличие резервных мощностей; повышение качества выпускаемой продукции; удаленность поставщика от потребителя; организация управления качеством у поставщика; способность обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока службы поставляемого оборудования; профессиональный уровень персонала; текучесть кадров и др. В результате проведенного анализа потенциальных поставщиков формируется перечень конкретных поставщиков, с которыми проводится работа по заключению договоров.

4. Оценка надежности поставок. Оценка результатов работы проводится по уже заключенным договорам. Для этого разрабатывается специальная шкала оценки, позволяющая определить рейтинг поставщика. Перед расчетом рейтинга необходимо выполнить дифференциацию закупаемых предметов труда. Закупаемые товары, сырье и комплектующие изделия, как правило, неравнозначны с точки зрения целей производственного или торгового процесса. Отсутствие комплектующих, требующихся регулярно, может привести к остановке производственного процесса (равно как и дефицит некоторых товаров в торговле – к резкому падению прибыли торгового предприятия). Главным критерием при выборе поставщика будет служить надежность поставки. Алгоритм определения надежности поставок включает 11 пунктов.

1. Сопоставление плановой и фактической даты поставки.

2. Определение времени опоздания.

3. Сопоставление планового и фактического объемов поставки.

Выявление случаев недопоставки продукции.

4.Определение объема недопоставки продукции:

∆Q=Qфакт-Qплан,

где Qфакт – фактический объем поставки;

Qплан – плановый объем поставки.

5. Определение условного опоздания в случае недопоставки:

t = ∆Q / q

где q – средний дневной расход.

6. Определение общей величины опозданий:

Tоп = tоп+t´оп

7. Определение количества случаев отказа (n).

8. Определение общей величины отказов:

То = (Т – Топ) / n

где Т – общее число дней в периоде.

9. Определение интенсивности отказов:

I = 1 / Топ

10. Определение коэффициента готовности поставок:

Кгп = (Т – Топ) / Т

11. Определение надежности снабжения. Чем выше этот коэффициент, тем надежнее снабжение.

Если закупаемые предметы труда не являются значимыми с точки зрения производственного или торгового процесса, то при выборе их поставщика главным критерием будут служить затраты на приобретение и доставку.

- Заключение договора на закупку необходимых материальных ресурсов. Реализация задачи начинается с проведения переговоров, которые завершаются заключением контракта на определенных условиях. Договорные отношения формируют связи, рационализация которых также является задачей логистики;

- Подготовка бюджета закупок, выступающая существенной частью закупочной деятельности. При этом определяются следующие виды затрат:

^ выполнение заказа по основным видам материальных ресурсов;

^ транспортировка, экспедирование и страхование;

^ приемка и проверка материальных ресурсов; поиск информации о потенциальных поставщиках.

- Координация и взаимосвязь закупок с производством, сбытом и складированием, решаемые посредством системной взаимосвязи закупок с производством и сбытом, а также тесных связей с поставщиками в области планирования, экономики, техники и технологии.

Подводя итог, можно сказать, что для успешного обеспечения предприятия необходимыми материалами этот отдел должен иметь готовые ответы на следующие вопросы: что закупать; сколько закупать; у кого закупать; на каких условиях закупать; как системно увязать закупки с производством и сбытом; как системно увязать деятельность предприятия с поставщиками и др.

В процессе определения потребности в материальных ресурсах необходимо идентифицировать внутрифирменных потребителей материальных ресурсов и затем выполнить расчет потребности в этих ресурсах. При этом устанавливаются требования к весу, размеру и другим параметрам поставок, а также к сервису поставок. Далее разрабатываются планы-графики и спецификации на каждую позицию номенклатуры или формируются номенклатурные группы.

Описание бизнес-процесса закупки

Технология проведения бизнес процесса закупки включает в себя следующие стадии:

1. Определение потребности в материале

2. Выбор поставщиков

3. Обработка заказов

4. Контроль выполнения условий договора

5. Поступление материала

6. Оприходование материала

7. Контроль счетов Подготовка и оформление заявки на материал

Определение потребности в материале включает следующие этапы:

1) Определение потребности в материале.

2) Подготовка заявки на материал.

3) Оформление заявки на материал.

4) Согласование заявки на материал.

Определение потребности в материале

На данном этапе происходит определение потребности в материале, исходя из ППМ (Планирования Потребности в Материале). Определяются базовые характеристики требуемого материала, возможные от них отклонения, необходимое его количество и сроки поставки для передачи информации в отдел закупок в виде заявки на материал.

Подготовка заявки на материал

Заявка на материал представляет собой внутреннее сообщение отделу закупки о потребности в материале. В определенной позиции указывается вид заявки на материал. Вид заявки на материал определяет предназначение материала. Заявки бывают следующих видов:

- Обычная консигнация;

- Производство;

- Поставка третьему лицу;

- Перемещение запасов.

В заявке на материал функциональный отдел сообщает базовые характеристики необходимого материала, возможные от них отступления в виде идентификатора материала или группы материалов, требуемое количество и сроки поставки.

Оформление заявки на материал

В заявке на материал должен быть точно указан идентификатор требуемого материала или группы материалов, количество и сроки поставки.

В позициях, кроме идентификатора, может присутствовать краткое описание материала или группы материалов.

Согласование заявки на материал

На данном этапе исполнитель, подготавливавший и оформлявший заявку на материал, согласует её содержание с руководителем функционального отдела. Такое согласование может проводиться в помощью проставления реквизита "визы" в определенном месте бланка заявки. Если в процессе согласования потребовалось внести изменения, в таком случае исполнитель проводит повторную подготовку, оформление и согласование заявки на материал.

Выбор поставщиков

Данная стадия состоит из следующих этапов:

1) Подготовка списка возможных поставщиков.

2) Отправка запроса в соответствии с заявкой на материал.

3) Выбор поставщиков.

4) Подготовка списка возможных поставщиков

На данном этапе, на основании полученной заявки на материал, сотрудник отдела закупок составляет список возможных поставщиков, состоящий из постоянных поставщиков, с которыми заключены договора на долгосрочное сотрудничество, и, возможно, новых, выявленных с помощью различных информационных каналов, в том числе в результате анализа ранее полученных коммерческих предложений.

Отправка запроса, в соответствии с заявкой на материал

Данная стадия состоит из следующих этапов:

1) Организация или возобновление переписки с возможными поставщиками.

2) Подготовка и оформление запроса, в соответствии с заявкой на материал.

3) Регистрация отправки запросов возможным поставщикам.

4) Организация или возобновление переписки с возможными поставщиками

На данном этапе с возможными поставщиками организовывается или возобновляется переписка при помощи выбранного средства связи, которым может быть:

- Традиционная почта;

- Средства факсимильной связи;

- Электронная почта;

- Личная доставка представителем Исполнителя (Заказчика)

- Подготовка и оформление запроса в соответствии с заявкой на материал.

В соответствии с данной заявкой на материал Отделом Закупок подготавливается запрос на материал, который представляет собой просьбу к поставщику на поставку материала, идентификатор, требуемое количество и сроки поставки которого указаны в соответствующих позициях формы запроса. Подготовленный и оформленный соответствующим образом запрос согласовывается с руководителем Отдела Закупок, и в случае необходимости, в него вносятся корректировки.

Отправка запроса на материал

Подготовленный и соответствующим образом оформленный запрос на материал отправляется возможным поставщикам при помощи выбранного средства связи.

Регистрация отправки запроса возможным поставщикам

На основании записей об отправке запроса (сделанных при его отправке) и информации из документов, подтверждающих его получение, делаются необходимые записи в регистрационных формах.

Выбор поставщиков

Данная стадия состоит из следующих этапов:

1) Получение предложений от возможных поставщиков;

2) Согласование полученных предложений;

3) Регистрация получения коммерческих предложений от возможных поставщиков;

4) Выбор наиболее подходящих поставщиков.

Получение коммерческих предложений от возможных поставщиков

При получении коммерческих предложений от возможных поставщиков производится их регистрация в установленном порядке. Цены и условия поставки возможных поставщиков регистрируются к соответствующему запросу. Для зарегистрированных предложений может быть составлен сравнительный список цен и условий поставки.

Согласование полученных предложений

При возникновении вопросов по полученным от возможных поставщиков коммерческим предложениям, проводится согласование по позициям, требующим пояснения или дополнительной информации.

Регистрация получения предложений

При получении коммерческих предложений от возможных поставщиков производится их регистрация в установленном порядке. Цены и условия поставки возможных поставщиков регистрируются к соответствующему запросу. Для зарегистрированных предложений может быть составлен сравнительный список цен и условий поставки.

Выбор наиболее подходящих поставщиков

На основе сравнительного списка цен и условий поставки для зарегистрированных и согласованных коммерческих предложений от возможных поставщиков, факта наличия или отсутствия в данный момент с ними долгосрочных договорных отношений, а также на основе дополнительной информации о компании – возможном поставщике производится выбор наиболее подходящих поставщиков.

Обработка заказов

На данной стадии выполняются следующие этапы:

1) Оформление и отправка заказа;

2) Выполнение обязательств по оплате заказа.

Оформление и отправка заказа

На данном этапе производятся следующие операции:

- Подготовка заказа;

- Проверка на наличие долгосрочных договоров с поставщиком;

- Оформление или продление договора с поставщиком;

- Оформление заказа;

- Отправка заказа выбранному поставщику;

- Регистрация отправки заказа.

Подготовка заказа

При подготовке заказа на материал, в его позициях должны быть указаны:

1) Идентификационный номер заказа;

2) Дата отправления заказа.

3) Идентификатор заказываемого материала или группы материалов;

4) Краткое описание заказываемого материала или группы материалов;

5) Выбранные условия поставки.

Позиции определяются в соответствии с запросом на материал и выбранным предложением.

Проверка на наличие долгосрочных договоров с Поставщиком

На данном этапе проверяется наличие договоров на долгосрочное сотрудничество с выбранным поставщиков. В случае отсутствия ранее заключенного договора, или окончания срока его действия, соответственно совершается процедура заключения или продления.

Оформление или продление договора с Поставщиком

На данном этапе в случае отсутствия договора с поставщиком или окончанием срока его действия, производится процедура его заключения или продления, соответственно.

Оформление заказа

При оформлении заказа в нем в соответствующих позициях должно быть указано:

1) Идентификационный номер заказа;

2) Дата отправления заказа.

3) Идентификатор заказываемого материала или группы материалов;

4) Краткое описание заказываемого материала или группы материалов;

5) Выбранные условия поставки.

Оформленный заказ согласуется, и в случае обнаружения неточностей подготавливается и оформляется заново.

Отправка заказа выбранному Поставщику

Подготовленный, оформленный и согласованный соответствующим образом заказ отправляется выбранному поставщику с помощью предпочтенного канала связи.

Регистрация отправки заказа

При отправке заказа поставщику делается отметка в соответствующей регистрационной книге.

Выполнение обязательств по оплате заказа

На данной стадии выполняются следующие этапы:

1) Получение инвойса в соответствии с заказом.

2) Согласование полученного инвойса;

3) Выполнение обязательств по оплате заказа.

4) Отправление уведомления о выполнении обязательств по оплате.

5) Получение уведомления о сроках готовности к отгрузке.

Получение инвойса в соответствии с заказом

В соответствии с отправленным заказом, от поставщика должен быть получен инвойс в котором определены условия выполнения процедуры закупки. В позициях инвойса должны быть указаны следующие данные:

1) Идентификационный номер инвойса;

2) Дата отправки инвойса;

3) Идентификатор заказываемого материала или группы материалов;

4) Количество материала;

5) Условия оплаты согласно договору c указанием реквизитов счета;

6) Идентификатор расчетной валюты.

Полученный инвойс соответствующим образом регистрируется в регистрационной книге.

Согласование полученного инвойса

В случае возникновения вопросов по полученному инвойсу, они согласовываются с поставщиком и в случае необходимости могут быть изменены позиции заказа и сделан запрос на высылание повторного инвойса.

Выполнение обязательств по оплате заказа

На данном этапе производится выполнение обязательств по оплате заказа, в соответствии с инвойсом и условиями договора.

Отправление уведомления о выполнении обязательств по оплате

Как только обязательства по оплате выполнены, Заказчик с помощью выбранного средства связи информирует об этом поставщика, отправляя уведомление о выполнении обязательств по оплате согласно договору.

Получение уведомления о сроках готовности к отгрузке

Поставщик, при получении уведомления о выполнении Заказчиком обязательств по оплате, согласно договору, отправляет уведомление, в котором указаны сроки, в которые он готов произвести отгрузку (поставку материала), согласно условиям поставки по договору, при подтверждении выполнения обязательств по оплате со своей стороны.

Контроль выполнения условий договора

На данной стадии производятся следующие этапы:

1) Отслеживание местонахождения груза (материала) в процессе доставки;

2) Регистрация отступления от контрольных дат по условиям поставки, согласно договору.

Отслеживание местонахождения груза в процессе доставки

На данном этапе Исполнитель из Отдела Закупок компании Заказчика контролирует местонахождение и состояние груза (материала) в процессе его доставки вплоть до конечного пункта, согласно договору. Контроль начинает производиться после получения заказчиком уведомления, что материал отгружен со склада поставщика. Исполнитель фиксирует все отступления от контрольных дат по договору и все факты нарушения его пунктов и условий.

Регистрация отступлений от контрольных дат по условиям поставки

Отступления от контрольных дат, согласно договору, и факты нарушения его пунктов и условии, отмеченные Исполнителем из Отдела Закупок компании Заказчика, соответствующим образом регистрируются, чтобы служить в качестве материала для возможного дальнейшего выставления претензий Поставщику.

Поступление материала

На данной стадии производятся следующие процедуры:

1) Организация приёма груза в установленном месте;

2) Сопоставление характеристик полученного материала с заявленными Поставщиком.

3) Выставление претензий по факту отступления от условий договора.

Организация приёма груза в установленном месте

В соответствии с условиями поставки по договору, компания Заказчик принимает груз (материал) по мере поступления в установленном договором месте. Производится контроль фактически полученного груза.

Сопоставление характеристик и качества полученного материала с заявленными Поставщиком

После получения материала, специалистами Функционального Отдела компании Заказчика проводится проверка соответствия характеристик, качества и комплектности полученного материала с заявленными Поставщиком и регистрируются обнаруженные отклонения.

Выставление претензий по факту отступления от условий договора

В случае невыполнения Поставщиком отдельных условий и пунктов договора, или отклонений от них, повлекших убытки или иной урон Заказчика, в соответствии с договором, осуществляется процедура выставления претензии, в соответствии с зарегистрированным невыполнением условий договора или отклонениями от них.

Оприходование материала

После приёмки груза Заказчиком производится процедура оприходования материала. На данном этапе груз размещается на складах Заказчика и в специально заведенную карточку материала заносятся следующие данные:

- Идентификатор материала;

- Дата поставки и идентификационный номер договора, по которому была произведена закупка.

- Количество;

- Краткое описание материала;

- Цели закупки (Внутреннее или внешнее потребление).

Контроль счетов

На данном этапе производится проверка правильности движения финансовых потоков в процессе выполнения договора на Закупку, выполнения налоговых отчислений, исчисление таможенных пошлин и иных затрат, произведенных в рамках этого бизнес – процесса.

Правовые основы закупок

Основным документом, регулирующим условия взаимодействия покупатель-продавец является договор купли-продажи.

Он содержит условия по правам и обязанностям сторон:

- предмет контракта, включающий наименование, количество и краткое описание товаров, базисные условия поставки Incoterms. Если договором предусмотрена поставка товаров разных качественных характеристик или разного ассортимента, то они перечисляются в спецификации, прилагаемой к договору;

- цену и общую сумму контракта. Одним из факторов, влияющих на цену товара, является применяемое базисное условие договора купли-продажи. Так, цена контракта будет минимальной при условии франко-завод, так как в цену товара не включаются издержки по транспортировке, погрузке/выгрузке, таможенные пошлины и др. По мере приближения к группе D цена увеличивается и достигает максимального значения при использовании термина DOP.

В договорах купли-продажи могут применяться различные цены:

- твердая (фиксированная), которая вносится в контракт на переговорах и не подлежит изменению в ходе его исполнения. Данный способ фиксации цены больше подходит для краткосрочных сделок (1 – 1,5 года);

- с последующей фиксацией (плавающая цена), которая прямо не указывается в контракте. В этом случае описывается способ установления цены в будущем на момент исполнения контракта. Например, может быть предусмотрено установление контрактных цен по уровню биржевых котировок надень поставки или платежа;

- скользящая, предусматривающая фиксацию исходной цены в контракте, которая в течение исполнения соглашения может измениться по согласованному сторонами методу при изменении цен на комплектующие или на рабочую силу;

- условия платежа. В современной торговле расчеты за оптовые товарные поставки осуществляются в безналичной форме между банками продавца и покупателя. В данной статье договора устанавливаются: вид валюты платежа, способ и порядок расчетов за поставленный товар, сроки и место платежа, перечень документов, представляемых к оплате, защитные меры против необоснованной задержки платежа либо других нарушений платежных условий контракта;

- сроки поставки. Под сроком поставки понимается момент, когда продавец обязан передать товар в собственность покупателю. Определенное в договоре количество товара может быть поставлено единовременно или по частям.

Срок поставки может быть установлен определением календарного дня поставки или периода, в течение которого должна быть произведена поставка;

- транспортные условия контрактов. Данный раздел договора купли-продажи наиболее важен для перевозчика, так как определяет условия обработки транспортного средства в месте погрузки или выгрузки в зависимости от базисных условий.

Например, при условии CIF( cost, insurance and freight – стоимость, страхование и фрахт) в контракте купли-продажи оговариваются условия обработки судна в порту выгрузки, а условия обработки в порту погрузки оговариваются между продавцом (фрахтователем) и судовладельцем;

- страхование. Договоры купли-продажи сопровождаются страхованием. В зависимости от условий договора эта обязанность лежит либо на продавце, либо на покупателе. Если же формой сделки такая обязанность не оговорена, то сторона, которая несет риск утраты или повреждения товара в процессе транспортировки, сама заинтересована в его страховании. В договоре стороны должны предусмотреть ответы на следующие вопросы: какой груз подлежит страхованию, от каких рисков, какая из сторон осуществляет страхование и в чью пользу оно производится, на каких условиях происходит страхование.

Помимо перечисленных основных условий в договор купли-продажи могут быть включены: гарантии и рекламации, ответственность сторон, штрафные санкции, порядок урегулирования споров, форс-мажорные обстоятельства и др.

Роль склада в организации закупочной деятельности

Склад – здания, сооружения и разнообразные устройства, оснащенные специальным техническим оборудованием для осуществления всего комплекса по приемке, хранению, размещению и распределению поступивших на них товаров.

Основное предназначение – хранение и обеспечение бесперебойного снабжения заказов потребителей.

Положительный момент складирования заключается в том, что склады обеспечивают выравнивание производства, создают необходимые технические и организационные условия для комплектации грузов, концентрации и распределения запасов.

Минусом является увеличение стоимости товара за счет издержек по содержанию запасов на складах. Это – расходы на складские операции, аренду склада, текущие затраты по содержанию складов. Кроме того, создание складских запасов приводит к иммобилизации (замораживанию) значительных финансовых ресурсов, которые могли бы быть использованы организацией на другие цели. Поэтому складирование продукции оправдано только в том случае, если оно позволяет снизить издержки или улучшить качество логистического сервиса (достичь более быстрого реагирования на спрос или экономии на превентивных закупках по более низким ценам).

Для того, чтоб сократить потребности в складировании, многие компании сейчас стали применять концепцию "just in time" (точно-в-срок).Смысл этой концепции в том, чтобы гармонизировать спрос и предложение по времени и количеству так, чтоб продукция и материалы подвозились точно в то время, когда в них нуждаются. Эта концепция наиболее эффективна для предприятий, где потребность в поставках является производной от спроса на конечные продукты. Вместе с тем, скидки на приобретаемое и перевозимое количества приводят к некоторой неопределенности в уровне потребностей для выполнения плана с учетом времени поставки, что оставляет необходимость создания запасов и складов для их хранения.

Поэтому среди важнейших причин использования складов следует указать:

1) снижение затрат на изготовление и транспортировку:

– уменьшение риска остановки производства из-за отсутствия материальных ресурсов;

– рациональное использование оборудования;

– перевозка большими объемами и т. п.

2) координация спроса и предложения, особенно при их сезонных колебаниях, что позволяет действовать по принципу: продажа по требованию при равномерном производстве.

3) удовлетворение нужд производства, так как складирование может быть частью этого процесса (например, изготовление вин, ликеров, сыров и т. п. требует определенного периода выдержки).

4) создание условий для эффективного маркетинга за счет сокращения времени доставки товаров.

Склады активно влияют на стоимостные показатели продукции, образуя запасы материалов, комплектующих, полуфабрикатов и готовых изделий, объединяя различные изделия для отправки большими партиями на дальние расстояния. [2. С. 206]

Стратегии управления закупками

Рис. 1.1

Когда установлена необходимость в размещении запасов, приступают к определению местоположения склада. Обычно эта задача решается на двух уровнях.

Во-первых, находят наиболее рациональное место для нового склада, рассматривая его по отношению ко всем остальным элементам логистической системы фирмы. Это предполагает сложную проблему вычислительного характера, направленную на оценку полных издержек (как сумму затрат на транспортировку, складирование, хранение запасов, расходов на оформление заказов и т. п.) в многочисленных возможных сочетаниях для перспективных регионов. Поэтому чаще всего поиск точного ответа на вопрос, где лучше всего разместить склад, исходя из концепции общих затрат, практически вряд ли возможен.

Во-вторых, когда определена общая географическая область (или город) для склада, его местоположение уточняют, рассматривая, как будут изменяться средние издержки при оценке отдельных точек избранного региона. В целом, выбор местонахождения склада требует сочетания многих качеств, включая здравый смысл и интуицию, которые, однако, должны опираться на анализ следующих факторов размещения:

– общее отношение администрации региона к организации складов и размер налогов на этот вид деятельности;

– местные строительные нормы и уровень затрат на строительно-монтажные работы;

– возможность и доступность транспортного обслуживания;

– наличие местных трудовых ресурсов, тарифы, климат и производительность;

– риски местоположения (пожары, наводнения, кражи);

– рекламное значение (ценность) места;

- транспортные заторы вокруг склада и т. п.

Если в нужном месте достигнута договоренность о получении складских помещений в аренду на длительный срок или решен вопрос об их краткосрочном использовании (и это снимет проблему поддержания запасов), строительство собственного хранилища может быть отложено.

Следующим решением после установления местоположения должна стать оценка необходимых размеров складского помещения, которая производится, если запасы будут размещены в собственных или арендуемых на длительный срок хранилищах. Тогда требуемый объем склада должен соответствовать сезонному пику уровню запасов. Если же использование собственного склада сочетается с дополнительной арендой помещений для размещения запасов, такая комбинация позволяет снять пик сезонной потребности, улучшает использование емкостей хранилищ, уменьшает необходимые размеры складов фирмы и, в целом, приводит к сокращению издержек на поддержание запасов.

Литература

1. Верников Г. Бизнес процесс закупки

2. Линдерс М. Л., Фирон Х. Е. Управление снабжением и запасами. Логистика / Пер. с англ. – СПб.: ООО "Виктория плюс", 2006 – 654 с.

3. Логистика: Учебник / Под ред. Б. А. Аникина: 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 352 с. – (Серия "Высшее образование").

4. Рябых Д. Наиболее распространенные финансовые показатели.

5. Устав ООО "Окна Латераль"

6. Аникина Б.А. Логистика: [учебник для вузов] /Под ред. Б.А. Аникина. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 170 c.

7. Гаджинский А.М. Логистика: [учебник для высших и средних учебных заведений] /. А.М. Гаджинский – М.: ИВЦ "Маркетинг", 2007. – 256 с.

8. Неруш Ю.М. Практикум по логистике: [учебное пособие] / Ю.М. Неруш, А.Ю. Неруш – М.: ТК Велби, Проспект, 2008. – 304