Туристические кластеры

Стратегические ориентиры развития курортных территорий региона.

Статьи по теме
Искать по теме

Туристические кластеры и кластерный подход в туризме

Стратегии социально-экономического развития многих субъектов Российской Федерации в некоторой степени ориентированы на появление в регионах таких элементов управления, как кластеры. В последнее время все чаще при проектировании развития территорий, регионы России уделяют внимание развитию туристской сферы, как возможности реабилитировать экономику. Именно благодаря развитию сопутствующих, смежных и альтернативных отраслей хозяйствования, в том числе и туризма, данные регионы имеют шанс получить реальные возможности для совершенствования экономической системы. К развитию туризма в регионе должен быть применим комплексный подход и комплексный анализ, который может быть осуществлен путем кластеризации отрасли. Наличие и учет взаимосвязей отдельных туристских объектов объединяет эти объекты в кластеры, которые в дальнейшем могут рассматриваться как отдельные туристско-рекреационные объединения. Такой подход существенно сокращает размерность задачи управления развитием региона. Кластеры могут создаваться как на постоянной, так и на временной основе. Последние формируются на время инвестиционной деятельности в виде освоения капитальных вложений, включают в состав строительные организации.

Основоположником кластерного подхода в экономике признан М. Портер, который определяет кластер как "группу географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга". В туристской сфере кластеры представляют собой сосредоточение в рамках одной ограниченной территории взаимосвязанных предприятий и организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристического продукта, а также деятельностью, смежной с туризмом и рекреационными услугами. Целью создания туристско-рекреационных кластеров является повышение конкурентоспособности территории на туристическом рынке, в том числе: повышения эффективности работы предприятий и организаций, входящих в кластер, стимулирования инноваций, стимулирования развития новых направлений.

Создание туристического кластера фактически определяет позиционирование территории и влияет на формирование имиджа региона. В симбиозе с предприятиями туристской инфраструктуры появляется возможность для кластерных взаимосвязей в данной сфере. Кластерный подход является довольно перспективной основой для создания новых форм объединения знаний, стимулируя возникновение инновационных научно-технических направлений и их коммерческих приложений, а также косвенным образом поддерживая сферу образования, науку и бизнес. Стоит отметить, что существуют отраслевые кластеры, которые концентрируются вокруг определенной сферы деятельности, и межотраслевые. Например, туристско-рекреационный кластер может включать в себя непосредственно организации туризма (турагенты, турбюро и т.п.), предприятия индустрии гостеприимства (кемпинги, отели и т.п.), долю учреждений из сферы общественного питания, транспортные, рекламные и т.д. компании, относящиеся к категории туристской инфраструктуры и к сопутствующей инфраструктуре.

Формирование и развитие кластерных образований является одним из важных факторов устойчивой стратегии развития бизнеса в регионе. Вообще, для бизнеса кластер – это реальная возможность обеспечить себе конкурентоспособность в будущем, то есть, создавать долгосрочную стратегию развития предприятий на пять-десять лет и более. Здесь основными факторами успеха станет активная позиция лидеров бизнеса и позитивное партнерство между интересами различных организационных групп в регионе.

Один из способов развития кластеров – экономические и социальные программы административных структур различного уровня. Сегодня этот процесс наблюдается в России. Подобная экономическая стратегия развития регионов означает, что сосредоточение малых и средних предприятий, к которым относятся и предприятия индустрии туризма и гостеприимства, не нарушающие культурно-историческую самобытность территории, становятся символами ее развития.

Инициативу по созданию туристско-рекреационных кластерных объединений, целесообразно проявлять среднему и малому бизнесу. В свою очередь, организация и развитие кластеров создаст немало преимуществ для структур всех масштабов, от предприятий и до регионов. Превалирование в экономике кластеров, а не изолированных компаний и отраслей важно и для региональной экономики, где наблюдается высокая географическая концентрация взаимосвязанных отраслей. Здесь развитие кластеров также привнесет положительные мотивы:

во-первых, обеспечит повышение занятости населения;

во-вторых, привлечет квалифицированных специалистов;

в-третьих, будет способствовать развитию смежных секторов в экономике и сфере услуг. Наиболее важным результатом для экономики конкретного города или территории при появлении кластера станет гарантированное сохранение рабочих мест людям, работающим в предпринимательских структурах (в том числе в туристской сфере, смежных и сопутствующих отраслях). Также плюсом будут увеличение доли занятых в малом и среднем бизнесе, сохранение и увеличение налоговой базы, сокращение выплаты по безработице и т.д.

Для экономики же государства в целом, кластеры выполняют роль точек роста внутреннего рынка. Кластерные образования способствуют усилению конкурентных преимуществ отдельных компаний, а, соответственно, и структуры в целом, что позволяет достичь конкретного хозяйственного эффекта.

Вообще, можно выделить две взаимодополняющие стратегии развития кластеров: это стратегии, направленные на повышение использования знаний в существующих кластерах; и стратегии, направленные на создание новых сетей сотрудничества внутри кластеров. Эффективно функционирующие кластеры становятся перспективными структурами для появления так называемых стратегических инвесторов и крупных капиталовложений.

Центром кластерной структуры обычно являются несколько крупных компаний, при этом между ними сохраняются конкурентные отношения, но в то же время кластер способствует развитию и мелких предприятий. В рамках стратегического планирования определяется политика в области инвестиций, что становится единой стратегией, на основе которой принимаются решения по консолидации усилий различных участников кластерной структуры.

Попробуем сформулировать основные направления стратегического развития кластеров (на примере туристско-рекреационного кластера), а также представить модели кластерных взаимосвязей для успешной реализации стратегии управления.

На начальном этапе целесообразно рассматривать следующие цели:

во- первых, развитие новых направлений деятельности;

во- вторых, развитие целевой маркетинговой активности;

в-третьих, сокращение времени старта новых направлений деятельности.

Основой конкурентного преимущества должен стать вывод на рынок продуктов и услуг, еще не представленных в России и выход на международные рынки. Заметим, что перспективы в плане развития туризма весьма интересны. Этому способствуют и наличие природно-рекреационных объектов, в том числе земли особо охраняемых природных территорий: национальных парков, заповедников, различные памятники природы и иные угодья могут быть также рассмотрены в качестве объектов экологического туризма или туризма в условиях окружающей природной среды.

В идеале, для разработки стратегии развития провести диагностику деятельности компаний в составе кластера (кластерный анализ), анализируя состояние бизнеса и качество менеджмента. Заметим, что основные угрозы существуют не со стороны внешней среды, а со стороны принимаемых решений, которые не всегда своевременно учитывают изменения во внешней среде. Стратегические решения будут учитывать ту внешнюю среду, которая существует, и будут способствовать развитию бизнеса, в дальнейшем, на основе анализа нужно осуществлять производство востребованного туристского продукта, с учетом потребностей конкретного потребителя. При разработке стратегии в качестве главных направлений могут быть взяты развитие и устойчивость. Конкурентоспособность конечного туристского продукта будет зависеть от менеджмента, способного провести продукт на рынок, и от специалистов, их обслуживающих. Основная конкурентная борьба в последние десятилетия из ценовой конкуренции переместилась в инновационную. [17]

Для успешной реализации стратегии необходимо грамотно организовать работу с целью опережения в инновационных областях. Опережение в инновациях отличается от стратегии, которая осуществлялась в предыдущие эпохи, когда основой стратегии была минимизации издержек.

При подготовке решений целесообразно сначала определить пути развития, а затем на базе маркетинговых исследований осуществлять работы по отбору тех направлений и продуктов, которые будут реально востребованы рынком. В дальнейшем финансовые расчеты должны показать те направления, которые дадут наибольшую экономическую эффективность или будут способствовать стабильному развитию предприятий кластера. Потребности рынка носят самый разнообразный характер.

Ситуация на рынке при формировании туристско-рекреационного кластера должна тщательно отслеживаться. Например, через средства массовой информации, в ходе переговорных процессов, на основе долгосрочных договоренностей и иным образом. Все это, вне всякого сомнения, должны использовать аналитики. Но самая оперативная информация и самая точная информация получаются в ходе реализации конкретного продукта. Целесообразно начинать анализ по маркетингу именно с этой информации.

В рамках стратегии развития туристских кластеров управление может быть организовано по следующей схеме (рис.1)

Стратегические ориентиры развития курортных территорий региона

Рисунок 1 – Возможная модель – схема управления развитием туристской сферы в рамках туристско-рекреационного кластера.

Согласно данной модели, формирование турпродукта происходит на предприятиях непосредственно туристской сферы. Также в формировании туров принимают участие и предприятия, относящиеся к категории туристской инфраструктуры и сопутствующей инфраструктуры. То есть, формирование каждой составляющей турпродукта происходит на отдельном предприятии, что облегчает управление капиталом, не отягощает бизнес дополнительными рисками, снижает затраты собственников, связанных с внедрением инноваций. Участвовать в формировании туров может и координационный совет по развитию туризма. Эта организация должна принимать ключевые решения, нацеленные на повышение эффективности бизнеса, способствовать развитию туриндустрии района, стимулировать деятельность предприятий в данной сфере, а также принимать некоторое участие в формировании туров, маршрутов и продвижении турпродукта на рынки. Предложенная модель стратегического развития туркластера способствует не только сокращению числа потенциальных конкурентов (в данном случае – другие районы, территории), которые не способны вписаться в выбранный стандарт, но ведет к минимизации издержек производства, что, в свою очередь, положительно при ценовой конкуренции. В рамках кластерной стратегии наличие юридических лиц, специализированных по деятельности, способствует более полному отслеживанию информации, формированию партнерских связей для оказания различных услуг, выполнению разнообразных работ, созданию условия для выхода на новые рынки.

В рамках кластерной структуры могут формироваться новые юридические лица. Компоненты структуры туристического кластера могут быть представлены в виде следующей модели (рис.2):

Стратегические ориентиры развития курортных территорий региона

Рисунок 2 – Компоненты структурных звеньев туристического кластера

Координационный совет (управляющая компания) по развитию туризма формируется из лиц, заинтересованных в развитии туриндустрии региона. В состав управляющей компании должны входить представители администрации региона, представители туристических организаций, предприятий, относящихся к инфраструктуре туризма и сопутствующей инфраструктуре. Предприятия в рамках кластерной структуры обычно функционируют в виде ассоциаций. Однако так как развитие туриндустрии в России только набирает обороты, создание ассоциаций туристских организаций не совсем совершенно. Общую модель инновационного туристического кластера в так называемом монорегионе, предположительно спроектировать в виде схемы (рис. 3):

Стратегические ориентиры развития курортных территорий региона

Рисунок 3 – Модель туристического кластера в монорегионе

В рамках данной модели можно выделить следующие структурные элементы:

1) "ядро" – объекты, вокруг которых группируется кластер, выполняющие основной вид деятельности, позиционирующие кластер, выпускающие конечную продукцию. То есть, предприятия, непосредственно туристской сферы, занятые производством и продвижением турпродукта региона (турагенты, турбюро, гостиницы и т.д.);

2) "дополняющие объекты" – объекты, деятельность которых напрямую обеспечивает функционирование объектов "ядра";

3) "инфраструктура туризма" – объекты, наличие которых обязательно, но деятельность которых напрямую не связана с функционированием объектов "ядра" (транспорт, связь, предприятия индустрии гостеприимства);

4) "сопутствующая инфраструктура" – объекты кластера, наличие которых желательно, но не обязательно для функционирования других объектов кластера. К ним относятся различные сервисно – консультационные предприятия, функции которых могут быть осуществлены как в рамках кластера, так и с использованием аутсорсинга.

Целью данных предприятий, в случае их наличия в кластере, является изыскание внутренних резервов для обеспечения непрерывности воспроизводственных процессов, достижение стратегических выгод, связанных в первую очередь с повышением мобильности развития и реализации потенциала всего кластера.

Для успешного развития туризма необходимо наличие развитой инфраструктуры. Для притока туристов необходимо наличие мест размещения: строительство новых гостиниц, баз отдыха, приютов, отелей, создание и т.д. и реконструкция имеющихся объектов размещения. Аналогичная ситуация наблюдается и в плане мест общественного питания граждан. В том числе необходимо грамотное развитие организаций придорожного сервиса. [24]

Кластеры в обязательном порядке должны формироваться и развиваться при поддержке местных органов власти и самоуправления. Благодаря этому, кластерные структуры смогут решать во властных структурах вопросы улучшения условий деятельности и защиты интересов своих участников. В своей деятельности кластер создаст оптимальную, упрощенную и выгодную систему доступа к финансовым (инвестиционным) ресурсам для своих участников и партнеров. Кроме того, кластер позволит:

- установить выгодные взаимосвязи, которые делают участников кластера более сильными по сравнению с теми предприятиями, которые работают в одиночку;

- сориентировать деятельность каждого участника на потребности рынка за счет согласованной общей стратегии кластера;

- значительно расширить сбыт (в т. ч., за рубеж), повысить полноту и своевременность снабжения, уменьшить расходы на снабжение и сбыт за счет развития внутренней системы снабжения и единой системы распространения продукции и услуг, построенной на принципах доверия;

- стабилизировать хозяйственную деятельность участников (даже в условиях кризиса), что позволит увеличить количество рабочих мест и уровень заработной платы;

- создать уникальные предпосылки для развития инновационной деятельности, повышения качества продукции, производительности и рентабельности предприятий – участников кластера;

- упростить доступ к рыночной информации (и ее свободный обмен внутри кластера) за счет создания общей кластерной информационно- аналитической системы, сети полезных контактов;

- облегчить для участников кластера доступ к новейшим технологиям, передовым методам организации производства, повышению профессионального образования.

Следовательно, теория кластеризации – это не столько новшество в региональной теории и методах, сколько некий новый комплексный подход к оценке региональных условий и тенденций развития, а также тех политических вызовов, которые влияют на эти условия и тенденции. Создание туристических кластеров при грамотном стратегическом планировании станет инновационным направлением в управлении развитием регионов.