Стимуляция психического развития детей раннего возраста с задержкой психического развития

Стимуляция психического развития детей раннего возраста с задержкой психического развития.

Психическое развитие детей раннего возраста

Масса головного мозга новорожденного составляет 1% массы тела, к году она достигает уже 1\3, к пяти годам -1\4. У взрослого человека масса мозга равна 1/40 массы тела. Таким образом, на 1 кг массы новорожденного приходится 109 г вещества мозга, взрослого – 20-25 г. Формирование головного мозга не заканчивается к моменту рождения. Большие полушария мозга имеют возрастную особенность: извилины и крупные борозды малой высоты и глубины. Мелких борозд мало, их число увеличивается уже в первые месяцы жизни.

Несмотря на относительную незрелость, нервная система вполне обеспечивает новорожденного безусловными врожденными рефлексами, которые, с одной стороны, служат для обеспечения питания, контакта с окружающей средой, защиты, а с другой – являются основой для формирования в дальнейшем более сложных форм деятельности.

С первых дней жизни у ребенка функционируют все органы чувств. Отличительной особенностью новорожденного является недифференцированный характер всех его реакций, склонных к генерализации. Раздражение того или иного рецептора вызывает не локальную, а разлитую реакцию. С возрастом масса головного мозга у ребенка увеличивается: к 9 мес. удваивается, к 3 годам утраивается, а затем к 6-7 годам скорость нарастания массы мозга замедляется. Процесс дифференциации нервных клеток сводится к значительному росту аксонов, их миелинизации, росту и увеличению разветвленности дендритов, образованию непосредственных контактов между отростками нервных клеток (так называемых межнейронных синапсов).

Развитие нервной системы происходит тем быстрее, чем младше ребенок. Особенно энергично оно протекает в течение первых 3 мес. жизни. Дифференцировка нервных клеток заканчивается к 3 годам, а к 8 годам кора головного мозга по строению почти не отличается от коры взрослого человека. Миелинизация завершается к 5 годам. У детей мозг кровоснабжается лучше, чем у взрослых, что объясняется богатством капиллярной сети. Обильное кровоснабжение мозга обеспечивает повышенную потребность в кислороде быстро растущей нервной ткани. Отток крови от головного мозга у детей первого года жизни замедлен, так как диплоические вены образуются лишь после закрытия родничков. Этим объясняется склонность детей первого года жизни к нейротоксикозу при инфекционных заболеваниях вследствие аккумулирования токсичных веществ и продуктов нарушенного метаболизма. Этому же способствует повышенная проницаемость гематоэнцефалического барьера.

С момента рождения доношенный ребенок имеет ряд врожденных, или безусловных, рефлексов. К ним относятся сосание, глотание, мигание, кашель, чиханье, акты мочеиспускания, дефекации и некоторые другие. Они осуществляют приспособление организма к окружающей среде и до конца первого года жизни подвергаются существенной эволюции.

Врожденные реакции в форме безусловных рефлексов вполне обеспечивают существование ребенка лишь в первые дни жизни. В дальнейшем основными в жизнедеятельности ребенка являются приобретенные рефлексы, обеспечивающие необходимый уровень взаимодействия организма с внешней средой.

В конце 1-го и в начале 2-го месяца жизни у ребенка образуется ряд простых, элементарных условных рефлексов. В конце 3-го месяца жизни у него можно выработать уже сложные, дифференцированные рефлексы, указывающие на развитие анализаторной функции коры головного мозга. Развитие высшей нервной деятельности, т. е. приобретение условных рефлексов, на первом году жизни идет быстрыми темпами. Ребенок значительно легче, чем взрослый, образует условные связи с окружающей средой, и они у ребенка более устойчивы. Сравнительно быстро дети приобретают привычки, навыки поведения, которые в последующем остаются на всю жизнь. Огромную роль в поведении ребенка играет речь. Формирование речи обусловлено становлением функции сенсорной системы и функциональным созреванием головного мозга. Важно помнить, что развитие речи является также продуктом и результатом общения ребенка со взрослым, результатом воспитательной активности. Развитие и воспитание ребенка складываются из определенного распорядка жизни (режим), из привития ему необходимых навыков, создания условий, которые обеспечили бы правильное развитие его движений, речи, способствовали бы правильному физическому развитию, бодрому, жизнерадостному настроению.

Физиологическая незрелость нервной системы, эволюционно-возрастные особенности растущего и развивающегося мозга являются причиной частых затруднений при врачебной оценке нарушений психомоторного развития детей грудного возраста. Для распознавания отклонений в психомоторном развитии необходимы тщательное неврологическое обследование и глубокий анализ неврологического статуса. В то же время раннее выявление нарушений и особенно негрубых, "малых форм" патологии на первом году жизни важно для своевременного патогенетического лечения.

На втором году жизни продолжается интенсивное психомоторное и физическое развитие ребенка. Условные рефлексы в этом возрасте начинают формироваться быстрее. Дети подвижны, в их поведении преобладают яркие положительные эмоции, они произносят много звуков и слов, часто улыбаются и громко смеются, проявляя повышенный интерес к окружающему.

В первом полугодии 2-го года жизни совершенствуется ходьба, улучшаются координация движений и понимание речи, значительно увеличивается словарный запас. Во втором полугодии игра приобретает сюжетный характер, дети стремятся к играм друг с другом, начинают выполнять требования взрослых, обучаются элементарным правилам поведения. В течение 3-го года жизни моторные навыки детей претерпевают дальнейшее совершенствование.

Расширяется ориентировка в окружающем, усложняются речь, игровая деятельность.

Основные показатели нервно-психического развития детей раннего возраста

В возрасте 2-3 месяцев: захватывает всей кистью руки мелкие игрушки, в положении на животе – поднимает голову, верхнюю часть туловища, опираясь на руки, удерживает туловище (скоординированы движения мышц верхних конечностей). Формируется цветоощущение, начинает реагировать на яркие цвета. Отчетливо выражен условный рефлекс на время кормления.

В возрасте 4-5 месяцев, переворачивается со спины на живот и обратно (формируются координированные движения мышц спины). Ребенок подвижен, активен, поворачивает голову на звуки, берет игрушки, ощупывает предметы, узнает близких, гулит.

В возрасте 6-7 месяцев: самостоятельно сидит (формируются координированные движения мышц нижних конечностей). Движения рук целенаправленны, сам хватает игрушки, тянет их в рот, бросает. Продолжается формирование сложных условных (поведенческих) рефлексов. Эмоциональные, мимические и голосовые реакции становятся более активными. Начинает произносить отдельные слоги. Хорошо ест с ложечки, сам открывает рот при ее приближении.

В возрасте 7-8 месяцев: ползает, из положения сидя, придерживаясь, встает на ноги, самостоятельно тянет бутылочку в рот, подолгу лепечет, повторяя одни и те же слоги.

В возрасте 9-10 месяцев: сам встает, сам садится, начинает стоять при поддержке.

В возрасте 12-14 месяцев: самостоятельно ходит, приседает, чтобы взять игрушку, влезает и спускается по ступенькам. Подвижен, активен, общителен, игровыми методами знакомится с окружающим миром. Знает названия частей тела и многих предметов. Хорошо различает звуки, запахи, слушает музыку, самостоятельно ест ложкой.

Формирование речи является этапом развития личности. Развитие речи происходит лишь при общении ребенка с другим человеком. Становление детской речи происходит по законам образования условных рефлексов и включает несколько этапов: подготовительный этап – развития гуления и лепета с 2-4 месяцев; этап возникновения сенсорной речи – способность ребенка сличать и связывать слово с конкретным предметом, в 7-8 месяцев на вопрос: где? он отыскивает глазами нужный предмет; этап возникновения моторной речи – произносит отдельные слоги и слова. Словарный запас ребенка к концу 1-го года составляет 10 слов. К 2 годам словарный запас расширяется до 200 слов.

В возрасте 2-3-х лет: заканчивается дифференцировка нервных клеток и миелинизация спинальных и периферических нервов, повышается как физическая, так и нервно-психическая работоспособность.

Быстрее формируются условные рефлексы, движения становятся более четкими и целенаправленными. Научившись ходить, он проводит в движении все время бодрствования. Совершенствуются эмоциональные переживания – начинает улавливать интонации в голосе взрослых. Общителен, дружелюбен, легко вступает в контакт с незнакомыми людьми. Редко испытывает чувство страха. Хорошо ориентируется в окружающей обстановке, знает, где находятся его вещи, привыкает к установленному для него порядку. Ребенок переполнен массой впечатлений от окружающего мира, которые еще не может сам анализировать и, поэтому прибегает к помощи взрослых (период первых вопросов). Особенно бурно и интенсивно растет словарный запас.

Нарушения психического развития детей раннего возраста

Нарушения психического развития у ребенка в возрасте от года до 3 лет отличаются большим разнообразием в зависимости от причин и характера поражения центральной нервной системы. Вместе с тем многие формы интеллектуальных, сенсорных, двигательных нарушений проявляются в виде отставания в развитии речи. Диагностика нарушений речевого развития на этом возрастном этапе представляет большие сложности, так как индивидуальные сроки начального развития речи широко варьируют. Следует также учесть, что любое неблагоприятное воздействие на организм ребенка в сензитивный для формирования речи период приводит к речевому недоразвитию. Поэтому любой ребенок с отставанием в речи требует комплексного клинико-психолого-логопедического обследования, а также оценки состояния слуха.

Отставание в развитии речи на этом возрастном этапе может иметь обратимый, функционально-динамический характер. Его следует отличать от системных стойких речевых расстройств у детей с органическим поражением центральной нервной системы, в том числе и с легкой мозговой дисфункцией. Кроме того, отставание в развитии речи может быть одним из начальных проявлений различных нервно-психических заболеваний.

В некоторых случаях на данном возрастном этапе, напротив, может наблюдаться чрезмерно интенсивное и неравномерное развитие речи, что при наличии сопутствующих неблагоприятных факторов может явиться причиной эволютивного возрастного заикания.

Кроме того, у детей с легкой мозговой дисфункцией нередко выявляются различные нарушения развития психомоторики в сочетании с синдромом гиперактивности.

Особенно важно обратить внимание на наличие регрессивных расстройств психомоторики и речи, которые могут наблюдаться при различных наследственных синдромальных формах нервно-психических заболеваний. Они характерны прежде всего для синдрома раннего детского аутизма. Именно на этом возрастном этапе основные проявления данного синдрома становятся более отчетливыми: отгороженность ребенка от внешнего мира, слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, однообразное, стереотипное поведение, непереносимость взгляда в глаза, своеобразные расстройства речи, игры с предметами неигрового назначения, страхи и т. п.

На этом же этапе более отчетливо проявляется синдром "счастливой куклы" – редкое заболевание, впервые описанное в 1965 г. При этом синдроме дети с рождения отстают в психическом развитии. В конце 1-го–начале 2-го года жизни у них развиваются эпилептиформные припадки и появляются приступы смеха и нарушения моторики, напоминающие движения заводной куклы. У таких детей часто наблюдаются дефекты зрительной системы в виде недоразвития сосудистой оболочки глаз, атрофии зрительного нерва и др. Характерны также стабильные отклонения показателей ЭЭГ.

Психические и неврологические заболевания, возникающие к концу раннего возраста (шизофрения, эпилепсия и др.), приводят часто к быстрому распаду сформированных и формирующихся психических функций и в дальнейшем имеют неблагоприятное течение.

На первом месте по частоте встречаемости в раннем детском возрасте в настоящее время стоят различные формы задержек психо-речевого развития. Зачастую, при отсутствии значимых моторных нарушений (ребенок своевременно начинает переворачиваться, садиться, ходить и т.д.), обусловленных ранней сочетанной патологией беременности и родов (хронические инфекции у матери во время беременности, злоупотребление табаком, алкоголем, токсическими и наркотическими средствами, родовые травмы различной степени выраженности, недоношенность, врожденные хромосомные аномалии (синдром Дауна и т.п.), и т.д.), на первое место выступают проблемы несвоевременного речевого развития ребенка.

Часто у малышей с задержкой развития отсутствуют или чрезмерно усилены врожденные безусловные рефлексы:

- после 3-х месяцев могут оставаться выраженные оральные автоматизмы (сосет палец, язык, губу, одежду).

- зрительное и слуховое сосредоточение появляется позднее 2-х месяцев.

- на звуковые раздражители дети либо не реагируют, либо реакции носят защитный характер.

- снижена способность к фиксации взгляда на движущемся предмете.

- первая улыбка появляется в 2-3 месяца, хотя должна появиться в первый месяц жизни малыша.

- с 3-х месяцев выявляются отклонения в процессах голосообразования, в связи с чем гуление возникает на несколько месяцев позднее; лепет может продолжаться до 2-х-3-х лет, а первые слова начинают произноситься в возрасте от 2-х до 4-х лет.

- задерживается развитие пространственных представлений, медленно накапливается запас сведений об окружающем мире. В дальнейшем, при обучении грамоте выявляются дислексия (нарушение чтения), дисграфия (нарушение письма), дискалькулия (нарушения счета), наблюдается низкий уровень психических процессов (внимания, предметного и социального восприятия, памяти, мышления), несформированностьэмоцианально-волевой сферы, недостаточность моторного развития, что приводит к различным нарушениям в речевой деятельности.

Проблемы психического развития детей, выражающиеся в задержке, могут быть обусловлены как биологическими, так и социальными факторами, а также различными вариантами их сочетания.

К биологическим факторам относятся:

- различные нарушения течения беременности;

- хронические заболевания матери или перенесенные во время беременности болезни;

- увлечение беременной алкоголем, сигаретами и наркотиками;

- наличие у родственников психических, психосоматических и неврологических заболеваний;

- патологические роды (кесарево сечение, роды с наложением щипцов и т.д.),

- перенесенные малышом инфекционные заболевания в раннем возрасте.

К социальным факторам относятся:

- гиперопека или, наоборот, полный отказ от занятий с ребенком,

- отсутствие телесного контакта с матерью,

- агрессия со стороны взрослых и окружения,

- психологические травмы и т.д.

Таким образом, если у мамы в анамнезе, например, есть сахарный диабет или она во время беременности перенесла инфекционное заболевание, если был поставлен резус-конфликт, были тяжелые роды, либо малыш в первый год жизни сильно болел, то следить за его развитием нужно особенно тщательно.

Для того чтобы правильно подобрать методы коррекции при задержке психического развития определения причины, вызвавшей нарушения, не достаточно. Нужно поставить клинико-психологический диагноз, который отражает причину и механизм нарушения развития и определяет пути и методы коррекционной работы.

В современной медицине задержка психического развития у детей подразделяется на четыре типа:

Первый – ЗПР конституционального происхождения или психический инфантилизм.

Для таких детей характерна беспомощность, бурное проявление эмоций, которые через минуту могут поменяться на противоположные. Такой малыш очень зависим от матери, ему трудно принимать самостоятельные решения, то есть наблюдаются нарушения в эмоционально-волевой сфере. Задержку в психическом развитии у таких малышей диагностировать достаточно сложно, так как его отставание не бросается в глаза, но если сравнить его со сверстниками, то становится понятно, что он младше своего возраста.

Второй – ЗПР соматогенного происхождения.

В эту группу входят дети, страдающие от постоянных инфекционных или хронических заболеваний, а также малыши, чьи родители ограничивают их во всем, то есть очень сильно опекают. В первом случае постоянное болезненное состояние снижает познавательную активность, следовательно, темпы развития психики замедляются. Во втором – родители ограждают малыша от опасного мира, тем самым не давая его познавать, что приводит к незнанию, неумению, отсутствию самостоятельности.

Третий – ЗПР психогенного (неврогенного) происхождения.

На малыша не обращают внимания, им не занимаются, то есть проблемы психического развития детей обусловлены социальными факторами. Причиной также является деспотизм родителей, агрессия и грубость по отношению как к самому ребенку, так и к другим членам семьи. При таком типе ЗПР у детей часто нет даже элементарных знаний о моральных и поведенческих нормах, окружающем мире.

Четвертый – ЗПР церебрально-органического происхождения, его причина – органические поражения нервной системы, выражающиеся в мозговой дисфункции различной степени. Это один из самых частых и наименее благоприятных типов ЗПР.

В настоящее время ранняя коррекция нарушений в развитии признана основополагающим направлением специальной педагогики и психологии. Известно, что оказание медико-психолого-педагогической помощи с первых месяцев жизни позволяет достичь принципиально иных результатов, чем при начале коррекционной работы в дошкольном и, тем более в школьном возрасте.

Отечественный и зарубежный опыт показал, что ранняя помощь позволяет:

- компенсировать отклонения в психическом развитии детей группы риска;

- сократить долю детей, которые по достижению школьного возраста будут нуждаться в специальном образовании в условиях специализированных учреждений;

- способствует более успешному обучению и социальной адаптации детей с задержкой психического развития.

Методы стимулирования психического развития детей раннего возраста

Раннее детство – особый период становления органов и систем и прежде всего функций мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. В этот период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обуславливающих все дальнейшее развитие организма, поэтому важно своевременно закладывать основы полноценного развития и здоровья ребенка.

Сам термин "коррекция психического развития" как определенная форма психолого-педагогической деятельности впервые возникает в дефектологии применительно к вариантам аномального развития. Там он означает совокупность педагогических воздействий, направленных на исправление недостатков, отклонений в развитии ребенка.

Исходным принципом для обоснования целей и задач коррекции, а также способов их достижения является принцип единства диагностики и коррекции развития. Задачи коррекционной работы могут быть правильно поставлены только на основе полной диагностики и оценки ближайшего вероятностного прогноза развития, определяемого исходя из понятия "зона ближайшего развития".

В зависимости от характера диагностики и направленности коррекции Д.Б.Эльконин предлагал различать две формы коррекции: симптоматическую, направленную на симптомы отклонений в развитии, и коррекцию, направленную на источники и причины отклонений в развитии. Вторая форма коррекции каузальной направленности имеет безусловный приоритет перед формой симптоматической коррекции. Для успеха коррекции необходимо исходить из психологической структуры нарушений и анализа их генезиса. Коррекционные усилия, таким образом, должны быть сконцентрированы не столько на внешних проявлениях отклонений в развитии, на их симптоматике, сколько на действительных источниках, порождающих эти отклонения, и на их причинах.

В практике возрастно-психологического консультирования следует дифференцировать коррекцию нормального развития и коррекцию аномального развития, отягощенного биологическимэтиогенезом отклонений в развитии. Особым случаем является коррекция вариантов задержки психического развития, обусловленной социально – психологическими и педагогическими причинами. Особое место в консультативной практике занимает коррекция невротических состояний и неврозов в условиях нормального развития, составляющая сферу приложения усилий как психиатров и патопсихологов, так и возрастных психологов.

В зависимости от содержательно-психологической направленности коррекции в рамках нормального онтогенетического развития следует различать коррекцию умственного развития, коррекцию развития личности, коррекцию и профилактику развития невротических состояний и неврозов.

В зависимости от форм организации психологической помощи с целью решения коррекционных задач в работе психолога можно выделить три ее вида: лекционно-просветительскую, консультативно-рекомендательную и собственно коррекционную работу в форме индивидуальной и групповой коррекции.

Лекционно-просветительская работа адресуется группе родителей, воспитателей и учителей и предполагает рассмотрение основных закономерностей и базовых фактов развития ребенка, возрастно-психологических особенностей конкретных стадий развития ребенка, типичных критичных ситуаций, трудностей и проблем каждого возраста и общих рекомендаций по их преодолению.

Консультативно-рекомендательная работа строится на основе прицельной диагностики характера и причин, переживаемых ребенком трудностей в развитии, и предполагает формулирование психологом системы рекомендаций, учет и выполнение которых родителями, учителями и воспитателями при активной роли самого ребенка будут содействовать как профилактике, так и преодолению негативных тенденций и трудностей в развитии.

Третья, наиболее трудоемкая, собственно коррекционная работа осуществляется непосредственно психологом при активном содействии родителей, воспитателей и учителей с группой детей или индивидуально с ребенком. Эта форма работы с большим или меньшим успехом может быть реализована педагогами в сотрудничестве с психологами в различных видах детских учреждений. Такая форма работы, хотя и требует значительных усилий, материальных и организационных затрат, применения специальных методов и методик, техник и процедур, является наиболее результативной и перспективной.

Коррекция умственного развития ребенка в дошкольном возрасте включает задачи развития восприятия и сенсорных способностей, наглядно-образного мышления и знаково-символической функции, начальных форм произвольного внимания и памяти. Особую задачу составляет коррекция речевого развития, которая осуществляется в первую очередь в рамках специализированной логопедической помощи.

Коррекция сенсорных способностей ребенка осуществляется как их целенаправленное формирование, включающее усвоение детьми системы сенсорных эталонов и формирование перцептивных операций, приобретающих в дошкольном возрасте моделирующий характер.

Важный компонент коррекции мышления ребенка-дошкольника составляет развитие познавательных мотивов. Расширение сферы внеситуативного-познавательного общения ребенка, создание проблемных учебных ситуаций на коррекционном занятии, использование специальных дидактических игр-загадок, стимулирование самостоятельной активности ребенка – важные факторы формирования познавательных мотивов.

В основе коррекции наглядно-образного мышления в школьном возрасте лежат выявление и отражение объективных связей и отношений действительности в виде наглядно-пространственных моделей. Основной задачей коррекции в этом случае становиться формирование у ребенка умения создавать и использовать знаково-символические средства для решения познавательных задач.

Коррекция логических форм мышления в дошкольном возрасте неразрывно связана с развитием обобщающей и символической функций речи. Коррекционные занятия должны быть направлены на формирование предпосылок овладения ребенком системой научных понятий, ставя свой целью развитие у ребенка логических операций анализа, сравнения, обобщения, развитие действий классификации.

В настоящее время разработано значительное множество коррекционных программ "когнитивной тренировки", направленных на развитие умственных способностей ребенка. Эти программы представляют собой серию заданий, которые могут быть использованы и в диагностических целях, последовательно усложняющихся от предельно простых вариантов задач до задач, решение которых требует высокого уровня развития соответствующих когнитивных способностей.

Цели коррекции речевого развития в дошкольном возрасте определяются формированием основных новообразований этого возраста: становлением планирующей и регулирующей функций речи и соответствующих им форм – формирование становление контекстной речи и совершенствованием диалогической ситуативной речи. Задачи коррекции включают: обогащение и активизацию словаря, формирование звуковой и грамматической правильности речи, формирование выразительности речи на основе адекватного применения интонационных и лексических средств, формирование связной контекстной речи, формирование планирующей и регулирующей функции речи, обучение звуковому анализу слов и словесному анализу предложений в плане подготовки к обучению детей грамоте.

Коррекция развития памяти в дошкольном возрасте направлена на становление общей структуры мнемической деятельности ребенка – выделение особых задач запоминания и воспроизведения прошлого опыта, а также формирование внешнего опосредования.

Коррекция развития внимания определяется задачами становления умения ребенка контролировать свою деятельность.

Литература

1. Аксаринa Н. М. Основные этапы и особенности развития высшей нервной деятельности детей раннего возраста. – М.: ЦОЛИУВ, 2009.

2. Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Медицина, 2008.

3. Аксеновa Л. И. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений современной специальной (коррекционной) педагогики // Дефектология. – 2002. – № 3. – с. 9-20.

4. Аксенова Л. И., Лисеев А. А., Тюрина Н. Ш. и др. Программа ранней комплексной диагностики уровня развития ребенка от рождения до 3-х лет // Дефектология. – 2002. – № 5. – с. 3-27.

5. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие / Цветкова Л. С., Семенович А. В., Котянина С. Н. и др.; Под ред. Цветковой Л. С. – М.: Московский психолого-социальный ин-т; Воронеж: Изд-во НПО "МОДЕК", 2011.

6. Александрова, Н. А. О клиническом обследовании детей раннего возраста со сложной структурой дефекта // Дефектология. – 2003. -№ 4. – с. 30-33.

7. Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М.: Международная педагогическая академия, 2009.

8. Бадалян Л. О. Детская неврология. – 3-е изд. – М.: Медицина, 2009.

9. Балобанова В. П., Пасторова, А. Ю. Групповая работа с детьми раннего возраста. – СПб.: ИРАВ, 2011.

10. Борякова Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. – М.: Гном-Пресс, 2012.

11. Венгер А. А., Шевченко, Ю. С. Онтогенетический подход к коррекции психического развития ребенка // Дефектология. – 2004. – № 1– с. 8-16

12. Волков, Б. С., Волкова, Н. В. Детская психология: Психическое развитие ребенка до поступления в школу. – 3-е изд., исправленное и дополненное – М.: Педагогическое общество России, 2010.

13. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Просвещение; Учебный лист, 2006.

14. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций.– М., 2007.

15. Галанов А. С. Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до трех лет. – М.: АРКТИ, 2012.

16. Гальперин П. Я., Запорожец А. В., Карпова С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. – М.: Изд-во МГУ, 2008.

17. Голубева Л. Г. и др. Развитие и воспитание детей раннего возраста / Л. Г. Голубева М. В. Лещенко К. Л. Печора; Под ред. В. А. Доскина С. А. Козловой. – М.: Академия, 2012.

18. Гончарова Е. Л., Кукушкина О. И. Нарушения в психофизическом развитии детей // Альманах ИКП РАО – 2002. – № 5.

19. Гончарова Е. Л., Кукушкина, О. И. Реабилитация средствами образования: особые образовательные потребности детей с выраженными нарушениями в развитии // Альманах ИКП РАО– 2000. – № 1.

20. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой В. М. Лубовского Н. А. Цыпиной; Науч.-иссл. ин-т дефектологии; Академия пед. наук. – М.: Педагогика, 2007.

21. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании / Сост. Н. Д. Соколова Л. В. Калинникова. – М.: Изд-во "ГНОМ и Д", 2011.

22. Дунаева З. М., Ростягайлова, Л. И. К вопросу об организации медико-психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с отклонениями в развитии // Дефектология. – 2003.– № 4. – с. 33-35.

23. Дунайкин М. П., Брин, И. Л. Методические подходы к оценке нервно-психического развития детей первого года жизни (обзор литературы) // Дефектология. – 2002. – № 3. – С. 78-83.

24. Журба Л. Т., Мастюкова, Е. М. Нарушения психомоторного развития детей первого года жизни. – М.: Медицина, 2008.

25. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр "Академия", 2012.

26. Макарычева Н. В. Проблемы раннего детства: диагностика, педагогическая поддержка, профилактика. – М.: АРКТИ, 2006.

27. Мамайчук И.И. Развитие ребенка от рождения до семи лет. Методика наблюдения ребенка. Документы психолога и педиатра. – СПб., 2008. С. 163.

28. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция – М.: Просвещение, 2009. – С. 26-27.

29. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста. – М.: Детство-Пресс, 2008. С. 137

30. Проблемы младенчества: нейро-психолого-педагогическая оценка развития и ранняя коррекция отклонений: Материалы научно-практической конференции. – М.: Полиграф сервис, 2009.

31. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития / Сост. и общ.ред. В. М. Астапова, Ю. В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2011.

32. Разенкова Ю. А. Пути коррекционной работы с детьми первого года жизни в условиях дома ребенка // Дефектология. – 1998. – № 1. – с. 62-68.

33. Разенкова Ю. А. Содержание индивидуальных программ развития детей младенческого возраста с ограниченными возможностями, воспитывающихся в доме ребенка // Дефектология. – 1998. – № 3. – с. 57.

34. Сакаева Д.Р. Нервно-психическое развитие детей раннего возраста и факторы, его определяющие. Обзор литературы / Д. Р. Сакаева, Т. Б. Хайретдинова // Молодой ученый. – 2011. – №6. Т.2. С. 194.

35. Смирнова Е.О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет /Е.О. Смирнова. – СПб.: Детство пресс, 2006. С. 116.