Стилевые характеристики имиджа современного делового человека

Стилевые характеристики имиджа современного делового человека.

Статьи по теме
Искать по теме

Имидж делового человека

Быть успешным человеком в современных экономических условиях очень не просто, ведь время финансовой нестабильности не дает расслабиться современным деловым людям. Сегодня важно быть хорошим бизнесменом или руководителем, но не менее важно и выглядеть таковым, производя благоприятное впечатление на окружающих, особенно в кратковременных контактах при реализации любого коммерческого проекта. Другими словами, каждому деловому человеку необходим свой стиль, свой деловой имидж, то есть то представление, которое он в деловом мире создает сам о себе и которое выступает как внешнее отражение личности такого человека и показатель его деловых и чисто человеческих качеств.

Имидж бизнесмена складывается из имиджа его личности и репутации его фирмы. Стремясь к успеху, бизнесмен не должен бояться неудач, а должен проявлять способность извлекать из них уроки. Он уверен в своих силах и добивается цели, которую ставит перед собой. Целенаправленное поведение, подкрепленное долгосрочной стратегией, отличает серьезного бизнесмена от тех, кто живет сегодняшним днем.

Именно деловой имидж позволяет создать первое впечатление о человеке. Такой имидж в данном случае – его фирменный знак, его внешняя вывеска. Чем он привлекательнее, тем выше профессиональный авторитет бизнесмена.

Стилевые характеристики имиджа делового человека

Существует некоторая нечеткость в употреблении понятий персонального, личностного, делового и профессионального имиджа. В дальнейшем изложении в качестве ключевых будут использоваться термины "персональный имидж" и "персональный деловой имидж". Под персональным имиджем понимается образ отдельного человека, формирующийся в определенное время с определенным уровнем полноты (от общего впечатления до сложной структуры представлений) в глазах реципиента. Под персональным деловым имиджем, или просто деловым имиджем, понимается образ отдельного человека как работника, впечатление о его деловых. в том числе профессиональных, качествах. Профессиональный имидж – конкретизация делового имиджа. Универсальные деловые качества человека – трудоспособность, инициативность, компетентность и т. д. – находят выражение в рамках определенной профессии. Поэтому деловой имидж в первую очередь предстает как профессиональный имидж.

Деловой имидж является атрибутом персонального имиджа и создается под влиянием множества факторов, характеризующих деловые качества личности. Следуя этой логике, нужно различать облик и образ (имидж) человека. Облик является фактором, формирующим образ.

Персональный образ складывается под влиянием двух больших групп факторов – характеристик носителя имиджа и особенностей воспринимающих аудиторий. Иначе говоря, существуют факторы, зависимые от носителя имиджа, и факторы, зависимые от воспринимающих.

Факторы, зависимые от носителя имиджа, делятся, в свою очередь, на внешние и внутренние.

В восьми случаях из десяти первое впечатление о других людях определяется внешними факторами. Внешними факторами персонального имиджа являются:

- общие физические данные: рост. вес. природный цветотип, качество волос и кожи:

- лицо: овал, черты лица, зубы, линия профиля;

- фигура: контурная линия в фас и профиль, осанка, пропорции тела, строение каждой части тела (рук. ног. шеи и т. д.);

- одежда:

- ухоженность волос, кожи, рук и т. д.;

- письменная и устная речь:

- манеры:

- звучание голоса:

- мимика (выражение лица, лицевые маски);

- телодвижения (походка, жесты, позы, умение держать корпус);

- взгляд:

- среда обитания: кабинет, жилище, машина, окружающие предметы.

Внешний имидж и привлекательность во многом являются результатом зрительного соответствия внешности общепринятому представлению об эталоне красоты. Поэтому чрезвычайно высока роль оформления внешности в соответствии с принятыми нормами. В частности, женщина без современной прически, макияжа и одежды не воспринимается красивой и привлекательной.

К внутренним факторам персонального имиджа относятся:

- интеллектуальные, художественные, информационные личностные качества;

- коммуникабельность;

- эмпатичность (способность к сопереживанию), способность понять другого человека;

- "психологическая андрогиния" – наличие у человека психологических качеств противоположного пола;

- уровень нравственности;

- умение ориентироваться в ситуации;

- уверенность в себе;

- навыки в самопрезентации или особая одаренность "нравиться людям".

Нетрудно заметить, что ряды атрибутов имиджа и факторов имиджа, зависимых от носителя имиджа, абсолютно симметричны.

К факторам второй группы, зависимым от воспринимающих, относятся уровень образования, уровень доходов, социальный статус, сфера интересов реципиентов. Носитель имиджа не в силах повлиять на них. При проектировании имиджа он должен учитывать особенности восприятия окружающих. Служащий может быть одет небрежно и вызывающе, но при этом некоторые аудитории могут воспринять его как "своего парня" или человека со своим "я", а в других он будет отвергнут.

Значение персонального делового имиджа трудно переоценить. Прежде всего персональный имидж сотрудников является атрибутом имиджа организации и тем самым непосредственно влияет на отношение к ней целевых аудиторий и общую конкурентоспособность. Деловой имидж есть у каждого работающего человека, но не каждый его контролирует. Между тем социальная роль, выполняемая личностью, требует носить специальный сценический костюм. Кроме того, образ человека формирует готовность других людей действовать по отношению к нему определенным образом. Имидж вызывает психологическую установку окружающих людей либо на избегание контактов с носителем имиджа, либо на стремление к контактам и сотрудничеству с ним в определенной сфере. Тем самым персональный деловой имидж влияет на личную профессиональную успешность.

Обязательными шагами в формировании делового имиджа являются:

- Определение отличительных характеристик и целостной индивидуальности личности – будущего носителя создаваемого имиджа. На этом этапе происходит самоидентификация личности. Этот блок представляет собой концептуальное обоснование имиджа и предполагает формулировку "Я-концепции" – основы построения неповторимого персонального имиджа. Проектируемый имидж должен отражать лучшие внешние и внутренние качества личности.

- Анализ и учет предпочтений конкретной среды деловых отношений личности. На этом этапе определяются предпочтения аудитории (аудиторий), под которые создается имидж.

- Анализ контекста, в котором осуществляется деятельность личности. Оцениваются конкретные обстоятельства будущей деятельности.

- Создание сообщения-информации о личности. Опираясь на все факторы имиджа, индуктор строит сообщение, с помощью которого создается желаемый имидж.

Функции отдельных профессиональных, внешне-эстетических и стилевых качеств при формировании имиджа бизнесмена

Имидж для бизнеса включает в себя несколько составляющих.

- Внешний имидж – одежда, прическа, аксессуары.

- Кинетический – жесты, движения, осанка.

- Мимический – мимика, выражение лица, улыбка.

- Вербальный имидж – манера использования устной и письменной речи, голосовое выражение.

- Имидж среды – интерьер, в котором человек живет и работает, автомобиль, зачастую даже местоположение офиса.

- Ментальный имидж – мировоззрение, этические установки, социальные стереотипы.

- Фоновый имидж – сведения о человеке, получающие из внешних источников, например, из СМИ, "сарафанному радио", от партнеров, клиентов.

Особый разговор о деловых аксессуарах. Очень важно, чтобы такие вещи, как ежедневник, мобильный телефон, ручка, сумка, папка для бумаг, были дорогими. Именно детали во многом определяют статус их обладателя.

В своей книге профессор В.М. Шепель включает в технологию самопрезентации руководителя четыре основные позиции:

1. Визуализация облика, которая состоит из трех компонентов:

- фейсбилдинг (гигиена и коррекция лица, макияж, подбор прически, гигиена волос);

- кинесика (пластичность тела; элегантность поз, мимики, жестов и манер; забота о здоровье тела);

- стиль одежды (следование современным тенденциям моды; умение носить одежду, использовать аксессуары).

2. Коммуникативная механика, представленная следующими компонентами:

"Подстройка" по трем каналам Вызов эмоций

- Привлечение внимания

- Активизация интереса

- Управление взаимодействием

- закрепление своего облика в психологическом пространстве (с помощью: обмена информацией – коммуникативная, эмоциями – перцептивная и взаимодействия с партнером – интерактивная стороны общения);

- создание "следов памяти" у личности, на которую оказывается воздействие в виде ярких впечатлений от общения и внешнего облика партнера;

- формирование положительной установки на себя и продолжение контактов (например, собственноручное вписывание в визитную карточку мобильного или домашнего телефона подчеркивает искреннюю заинтересованность в поддержании длительных отношений с партнером).

В.М. Шепель утверждает, что необходимо правильно организовать информационный обмен между руководителем и его сотрудниками, используя разнообразные формы группового общения (совещания, "мозговые штурмы" и пр.). Хорошо, если будет создан в коллективе определенный ритуал общения.

Например, Конфуций так сформулировал и описал "Требования к разговору": "Обращаясь к государю, говори о государственных делах. В беседе с человеком служилым говори о службе государю. В разговоре со старшими веди речь о воспитании юношества, а беседуя с молодыми людьми, говори о сыновнем долге… Когда будешь говорить с чиновником, в начале разговора посмотри ему в лицо, чтобы узнать, расположен ли он слушать тебя. В беседе смотри ему в грудь, выражая этим доверие к собеседнику. А опуская глаза, ты показываешь свое почтение. В конце же разговора посмотри ему в лицо, чтобы узнать, каково его впечатление от беседы. Порядок сей неизменен…".

Воздействие на перцептивном уровне, по мнению профессора Мерэбиана, на 45% зависит от речи и на 55 % от визуальных воздействий, а профессор Шепель считает, что здесь действует правило "80/20", что означает: 80% – эффект визуального воздействия и 20% – эффект речевого воздействия.

3. Вербальный эффект представлен следующими процедурами:

- Обеспечение воспитательного и психологического воздействия речи. Необходимо проявлять внимание к самочувствию и настроению партнера, к его интересам и потребностям, своевременное реагирование на ожидания и притязания собеседника. Следить за логичностью и актуальностью изложения, аргументировать свою точку зрения, проявлять чувство юмора.

- Управление вниманием собеседника с помощью тембра голоса, интонаций, ритма речи. (Для этого полезно прослушивать магнитофонную запись своих речей, после чего заниматься совершенствованием их звучания, постановкой голоса, дыхания, освоением искусства красноречия).

- Использование разнообразных стилей речевого общения

- Оснащение речи "риторическими уловками". К риторическим уловкам относятся: Усиление акцента на ключевых словах с помощью удлинения паузы перед этими словами, чтобы повысить внимание слушателя к их содержанию, а также и после них, чтобы усилить значимость сказанного, дать обдумать и отреагировать. Например: И, наконец, (пауза) самым главным (пауза) и самым ценным достижением нашей корпорации в прошедшем году стало повышение прибыли (пауза) на 25%(пауза). Резкое увеличение или уменьшение громкости речи. Использование риторических вопросов и восклицаний. Применение "сигнальных" фраз. Например: Теперь о другом… И в заключении хочется сказать… Вот какой случай произошел… Я приведу пример… Парадоксально, но факт… Усиление акцента на определенных значениях путем использования специально подобранных синонимов (в зависимости от того, какую окраску необходимо придать своей речи и описываемым понятиям). Например: разведчик – шпион, народный ополченец – боевик, красавица – красотка, продавец – торговец, сторонник – приверженец, убедить – вынудить и пр. Усиление акцента на сообщаемой информации за счет использования прилагательных в превосходной степени (как положительном, так и в отрицательном значении). Например: исключительный, эксклюзивный, великолепный, редкостный, неподражаемый, отвратительный, безобразный, невыносимый, нечеловеческий, беспрецедентный и т.п. Использование манипулятивных приемов в речи.

Таким образом, имидж – это полиметрическое явление, функционал которого разнообразен. Главное его назначение – достичь эффекта личного притяжения. Кто в полной мере владеет функциями имиджа, тому присуще такое состояние, которое называется магией расположения. Акцент на практическом значении имиджа отличает наше понимание его содержания и предназначения от зарубежных подходов.

Имидж бывает достоянием конкретного лица, а также групповым, как, например, имидж фирмы или государственной структуры. Как правило, имидж – явление положительное. Вместе с тем в жизни немало фактов, когда личность берёт на вооружение эпатажные модели поведения, тем самым привлекая к себе внимание людей, получая доступ к средствам массовой информации.

К сожалению, имеется немало людей, которые недооценивают роль имиджа в деловом преуспевании, хотя известно, что "доброе имя" всегда располагает людей к тому, кто имеет положительную репутацию. Если принять во внимание этнопсихологическую особенность россиян (имеется в виду склонность к лёгкому восприятию слухов), то очевидно, что привлекательный имидж предпринимательской структуры будет мощным рекламным фактором и по-человечески естественным условием расположения клиентов к сотрудничеству с ней.

Чаще всего функции имиджа подразделяются на две категории: ценностные и технологические, содержание которых справедливо и для имиджа руководителя.

К ценностным относятся следующие функции:

- Личностно-возвышающая, которая подчеркивает духовное достоинство руководителя, позволяет продемонстрировать лучшие душевные качества, незаурядность его личности.

- Психотерапевтическая. Она заключается в том, что эффективный имидж подчеркивает обаяние личности руководителя, позволяя с меньшими психофизическими затратами общаться с людьми. И, поскольку обаятельный руководитель чаще вызывает у людей симпатию и желание общаться, его отношения с подчиненными и деловыми партнерами складываются успешнее, а это, в свою очередь создает положительную атмосферу и повышает уверенность человека в себе.

Таким образом, ценностные функции имиджа создают основу для взаимного доверия и симпатии между партнерами по общению. Как тут не вспомнить уже упоминавшиеся нами слова В.М. Шепеля об имидже как искусстве "светиться людям".

Раскроем суть технологических функций имиджа.

Функция социальной адаптации, благодаря которой руководитель, избравший удачный имидж, может легче и быстрее приспособиться к общению в конкретной группе людей, достичь конструктивных и доброжелательных отношений с подчиненными.

Высвечивание лучших личностно-деловых характеристик -привлечение внимания людей к своим профессиональным достоинствам

Сглаживание или сокрытие негативных личностных данных с помощью подбора прически, макияжа, освоения более элегантной манеры поведения, соблюдения норм этикета.

Привлечение внимания людей к себе гармоничностью своего образа.

Расширение возрастного диапазона общения. Эта функция заключается в возможности, благодаря современному и эффектному имиджу, налаживать контакты с людьми разного возраста и заниматься профессиональной деятельностью в разновозрастных группах.

При разработке имиджа, к примеру, предпринимательской структуры, составляется концепция её деловых намерений, тщательно прописываются кадровые и технико-экономические характеристики, спонсорские и меценатские возможности. Затем создаётся технология презентации предпринимательской структуры для "глаз и ушей" партнёров и клиентов, для воспроизводства позитивного "социального эха". При реализации проекта задействуются реклама (особо тщательно готовятся пресс-релизы для СМИ), методы "паблик рилейшнз", дизайнеры для внутреннего и внешнего обустройства офиса.

Особое внимание придаётся подготовке персонала на предмет умения производить приятное впечатление на деловых партнёров и клиентов. Организуется специальная работа по освоению правил служебной этики и делового этикета, проведения брифингов и переговоров. В процессе такой работы нередки факты, когда фирмы обращаются к имиджмейкерам с просьбой создать "Кодекс профессиональной чести" сотрудников, провести серию практикумов, обучить технологиям протокольного общения.

При формировании имиджа любой структуры личная ответственность возлагается, прежде всего, на её руководителей. Вот почему целесообразно проводить с администраторами практические занятия по подготовке и произношению спичей, по приёму посетителей в своём кабинете, но общению с персоналом, по отработке модели поведения в командировках, по соблюдению требований к собственному внешнему виду. Иногда имиджевую подготовку по особой программе проходят "выездные" жёны руководителей. Как свидетельствует практика, инвестиции, затраченные на эти мероприятия, себя оправдывают.

Не менее важной составляющей имиджа является элегантность бизнесмена. Понятие "элегантность" вошло в обиход и стало часто употребляться, пожалуй, только в ХХ веке, а ранее можно было чаще встретить в литературе слова "изысканность", "изящество". Однако если поначалу это качество считалось привилегией представителей только высших слоев общества, то за последние сто лет оно стало насущной необходимостью для большинства людей. В связи с этим понятие "элегантность" приобрело новые грани и можно утверждать, что именно это качество является одним из показателей внутренней гармонии, наполняя человека неповторимым очарованием и притягательностью.

Способность привлекать к себе людей, вызывая у них симпатию, называется также личным обаянием, или харизмой. Подобным свойством приятно обладать, но для его развития необходимо приложить определенные усилия, поскольку редкие счастливцы наделены им от природы.

В последние годы вошло в обиход выражение "технология личного обаяния", означающее набор приемов и средств создания харизматического имиджа. Об этом написано множество книг, которые могли бы помочь освоить нелегкое искусство самоимиджирования. Но нельзя думать, что харизма, элегантность приобретаются сразу после прочтения книги и освоения нескольких приемов. Может так случиться, что эти качества придется терпеливо формировать не один день, кропотливо оттачивая каждую из многочисленных граней своей личности, отыскивая среди разнообразных вариантов имиджа единственный неповторимый и выразительный. Этот процесс напоминает работу художника над своим произведением.

Однажды у известного скульптора спросили: "Как Вам удается создавать такие шедевры?" "Очень просто, – ответил мастер, – я беру кусок камня и отсекаю от него все лишнее!" Задача не из легких, но она вполне достижима, если, работая над собой, научиться видеть то, что заложено в нас природой, понимать свое "Я".

Рассмотрим, из чего же складывается гармоничный имидж. Во-первых, это создание "Я-концепции", то есть полного представления о себе как о неповторимой личности, индивидуальности (безупречность стиля одежды, прически, макияжа, которые должны соответствовать не только требованиям моды, этикета, но и физическим особенностям и индивидуальности человека).

Во-вторых, это умение двигаться (мимика, жесты, походка, осанка, координация движений). В-третьих, это соблюдение норм этикета. В-четвертых, немаловажными являются навыки конструктивной коммуникации (как вербальной, так и невербальной).

Но самое главное – это то, что не увидишь глазами. Как сказал В.Г.Белинский, "внешняя чистота и изящество должны быть выражением внутренней чистоты и красоты". Таким образом, пятое, как условие и конечная цель построения имиджа – это внутренняя гармония, которая достигается с помощью постоянного самосовершенствования и способности к саморегуляции.

Ядро имиджа бизнесмена представлено психологическим Я-образом. Данный элемент является относительно постоянным и в очень редких случаях подвержен изменениям. В структуре ядра центральное место отводится темпераменту неизменной характеристике личности. Различия типов темперамента сопровождаются врожденными психологическими свойствами характера, которые оказывают существенное влияние на имидж будущего специалиста.

В структуру ядра также входит Я-концепция, представляющая собой центральную личностную структуру, детерминирующую все психические процессы и оказывающую воздействие на всю жизнедеятельность человека. Ядро имиджа будущего менеджера тесно связано со следующим, более подвижным элементом духовно-нравственным образом менеджера, включающим его нравственные ориентиры, профессиональные ценности и внутренний мир. Бзнесмен должен обладать следующими личностными качествами:

- Готовностью прийти на помощь;

- Высоким чувством долга и ответственности;

- Честностью, порядочностью, бескорыстием;

- Любовью к Родине;

- Толерантностью, тактичностью;

- Принципиальной гражданской позицией, справедливостью и т. д.

По мнению Гусевой М. Н., в совокупности перечисленные элементы имиджа образуют внутренний имидж будущего специалиста. Он является относительно устойчивым образованием и особенно важен для профессии менеджера в области управления. Также, кроме внутренних качеств личности, менеджеру, безусловно, необходимы деловые качества, профессиональные знания и умение их применить на практике.

Ценностные ориентации бизнесменов в имидже

Ценностные ориентации как критерии для оценки реализованных в деятельности отношений обуславливают выбор предпринимателем философско-этических (ценности), психологических (мотивы, смыслы, установки, потребности), операциональных (действия, поступки) ориентиров собственного развития как личности, как индивида, как субъекта деятельности. Ценностные ориентации как компонент предпринимательской деятельности играют ключевую роль на всех ее этапах, начиная с поисков бизнес-идеи и завершая коррекцией результатов.

Используя данные социологического исследования можно проанализировать процесс формирования и развития ценностных ориентаций современных российских предпринимателей, выявить динамику этого процесса во времени.

Результаты подтверждают, что соотношение мужчин и женщин выглядит так: 82,7% мужчин и 17,3% женщин. Распределение бизнесменов-руководителей по возрасту дает следующую картину: 40% респондентов стали предпринимателями в возрасте от 31 до 40 лет, 18% – в возрасте от 41 до 45 лет. Анализ уровня образования демонстрирует, что новый российский бизнесмен сейчас один из самых интеллектуальных в мире.

Рис. 2.1 – Структура бизнесменов-руководителей по возрасту

Стилевые характеристики имиджа современного делового человека

По исследованиям Фонда "Общественное мнение", выявлено, что доля лиц с высшим образованием среди предпринимателей превышает 80% (в одном из исследований приводится даже цифра в 95%). Многие вышли из самых престижных и элитарных учебных заведений – МГУ, МГИМО, МФТИ, МИФИ. Результаты исследования также демонстрируют высокий образовательный уровень российских предпринимателей: 73,9% опрошенных имеют высшее образование и 7,5% – незаконченное высшее, степень кандидата наук имеют 12,3% предпринимателей, а степень доктора наук – 2,9%.

При опросе были включены два взаимосвязанных вопроса, один из которых ставил участников исследования в положение экспертов, а другой был рассчитан на их самооценки. При ответе на первый вопрос "Ваше мнение о наиболее распространенных мотивах предпринимательского труда?" 63% опрошенных на первое место поставили источник мотивации, заложенный в экономической специфике предпринимательства, его главной функции (рис. 2.2). Они выбрали вариант ответа "Нацеленность на получение прибыли", который обеспечивает рост личного благосостояния, экономическую свободу.

Стилевые характеристики имиджа современного делового человека

Рис. 2.2 – Результаты исследования: "Ваше мнение о наиболее распространенных мотивах предпринимательского труда?"

На второе место с большим отрывом респонденты поставили "стремление к самостоятельности, самореализации" (29,8%), что подразумевает, на наш взгляд, установку на успех, обретение независимости, расширение возможности для творческого развития, контроля над своим будущим. 19,9% опрошенных подчеркнули ту сторону мотива достижения, которая выражается в социальных притязаниях: повышение социального статуса. 18% респондентов склонны рассматривать в качестве основных мотивационных доминант предпринимательской активности психологические особенности людей: предрасположенность к инициативе, творчеству, новаторству, риску. 7,5% опрошенных включили в число главных источников мотивации предпринимательской деятельности заботу об экономическом развитии общества.

На вопрос "Что побуждает вас заниматься предпринимательской деятельностью?" почти половина предпринимателей (49,9%) ответили, что их деловая активность обусловлена стремлением получить прибыль (по отношению к другим этот мотив считают наиболее распространенным 63% опрошенных). 32,4% участников исследования назвали в качестве основного побудительного мотива "понимание перспективности предпринимательской деятельности".

Стилевые характеристики имиджа современного делового человека

Рис. 2.3 – Результаты исследования: "Что побуждает вас заниматься предпринимательской деятельностью?"

Заметим, что этот мотив близок к мотиву "Стремление к самостоятельности, самореализации", а этот мотив применительно к другим людям отметили 29,8% респондентов, 29,6% опрошенных подчеркнули "интересный характер работы, позволяющий раскрыть свои способности", – данный мотив также коррелирует со стремлением к самореализации. 22,4% респондентов признали, что предпринимательская деятельность для них – "это возможность занять более высокое социальное положение, достичь независимости". 9,5% опрошенных в качестве основного мотива отметили "склонность к новаторской, "рисковой" деятельности" (по отношению к другим этот мотив считают наиболее распространенным 18% опрошенных). 8,1% участников анкетирования выбрали вариант ответа "желание внести свой вклад в формирование рыночной экономики" (предполагают, что именно ради этого занимаются предпринимательством их коллеги – 7,9% опрошенных).

Результаты исследования показывают, что многие его участники судят о наиболее распространенных мотивах предпринимательского труда, исходя из собственных побуждений к такому виду деятельности, то есть переносят личные побуждения на других людей. Так, 63% опрошенных считают мотивационным двигателем предпринимательства "нацеленность на получение прибыли", а число опрошенных, признавших собственное стремление к прибыли в качестве основного мотива, – почти 50%. Творческий характер работы предпринимателя, позволяющий раскрыть свои способности, возможность самореализации, указали в качестве основного мотива почти треть предпринимателей. Лишь 7,9% опрошенных отнесли к наиболее распространенным мотивам предпринимательства заботу об экономическом развитии общества.

На вопрос "Какой именно мотив является для вас определяющим для занятий предпринимательской деятельностью?" 57,3% опрошенных ответили: "Стремление получить большой денежный доход, прибыль". 31,6% отметили "Стремление создать свою империю" и только 11,1% – "Стремление к успеху, достигнутому в борьбе с соперниками и с самим собой" (рис. 2.4).

Стилевые характеристики имиджа современного делового человека

Рис. 2.4 – Результаты исследования: "Какой именно мотив является для вас определяющим для занятий предпринимательской деятельностью?"

В исследовании был задан вопрос, затрагивающий общественную роль предпринимательских структур: "Слой предпринимателей выполняет несколько общественных функций. Какую из них вы бы выделили особо?". На первое место предприниматели поставили ответ: "Содействие развитию рыночной экономики" – 34 %, на второе – "Насыщение рынка товарами и услугами" – 24%, на третье – "Источник формирования среднего класса" – 22%, и на четвертое – "Создание новых рабочих мест" – 20%.

Стилевые характеристики имиджа современного делового человека

Рис. 2.5 – Результаты исследования: "Слой предпринимателей выполняет несколько общественных функций. Какую из них вы бы выделили особо?"

На формирование этических норм бизнесменов-руководителей, безусловно, влияет изменение ценностной ориентации всего населения страны. Именно таким образом в России утвердился принцип опоры на собственные силы, прежде всего на самого себя, затем – на свою семью. Этические нормы российских предпринимателей формировались в условиях атомизации нашего общества, неверия абсолютного большинства населения в помощь государства, а также отечественных и зарубежных предпринимателей.

Далее определено выявление этической составляющей российского бизнеса. Из полученных данных следовало, что занятые в малом и среднем бизнесе предприниматели, 85,3% опрошенных признают, что им приходилось скрывать часть дохода от налогообложения, 66,5% предпринимателей подтвердили факт подкупа должностных лиц, 73,2% приходилось вводить в заблуждение контрагентов по бизнесу в интересах своего дела, 5,3% признали, что им приходилось подделывать документы, 2% указали на то, что в процессе предпринимательской деятельности им приходилось совершать уголовные преступления.

Далеко не для всех предпринимателей такие этические нормы являются приемлемыми. Многие бизнесмены считают соблюдение моральных норм гарантом успешного существования в бизнесе. "Я не хочу зарабатывать деньги в бизнесе любой ценой, – замечает президент одного из московских банков. Здесь я исхожу исключительно из меркантильных соображений. Если я хочу иметь прибыль, я должен понять, какими средствами я ее собираюсь зарабатывать. Мне нужны определенное лицо, определенный имидж, определенный внутренний настрой, свой стиль работы". Другой бизнесмен уверен: "Этичность бизнеса – это вопрос личностный". По нашему мнению, парадокс российского бизнеса состоит в том, что этичность или неэтичность тех или иных поступков не определяется личностным выбором: этичность самого субъекта не гарантирует этичности бизнеса, поскольку он сложно устроен, а его новизна создает необходимость поиска оптимальных стратегий в условиях конкуренции. Лишь устойчивость и стабильность будущего российского бизнеса, позволят разрешить этот этический парадокс и этичность субъекта предпринимательства будет напрямую определять этичность бизнеса.

Типологический анализ полученной в ходе исследования позволил выделить три группы бизнесменов, существенно различающихся по целям своей деятельности, по занимаемому положению и имеющимся возможностям.

Первую группу (20% от выборки) можно условно обозначить как зарождающийся бизнес: покупка предприятия явилась для этих респондентов первым шагом в реализации долгосрочной программы. Вторую группу образовали представители более зрелого бизнеса (зрелого применительно к нашим условиям): для них приобретение предприятия явилось способом расширить свою деятельность в сфере торговли (21%). Наконец в третью группу вошли те, кто и ранее руководил трудовым коллективом предприятия. Для них участие в приватизации – способ сохранить занимаемую должность (20%). Эти люди остались на тех же управляющих позициях, которые занимали и в старой системе, поэтому обозначим их как старых управленцев – это название характеризует их взгляды, а не возраст, хотя они действительно несколько старше предпринимателей из других групп.

Явственно обозначились три жизненные ориентации, связанные с бизнесом, – самореализация, материальный успех и благополучие родных. Бесспорную и главную ценность для всех категорий руководителей представляет возможность реализовать свои способности в деле. На втором месте у старых управленцев – благополучие семьи, родных, а у бизнесменов – материальный успех. На третьем месте у молодого бизнеса – высокое положение в обществе, а у зрелого – свобода, возможность самостоятельно принимать важные решения.

Все ценности зрелого бизнеса тесно взаимосвязаны: самостоятельное принятие решений обеспечивает самореализацию, а материальный успех является зримым критерием эффективного ведения дел. Не чужды зрелому бизнесу и альтруистические мотивы – помощь другим людям. Наиболее слабо выражены амбициозные стремления. Для этих людей бизнес представляет цель, а не средство достижения каких-то иных целей. Старые управленцы, хотя и декларируют стремление реализовать свои способности, но возможность самостоятельного принятия решений для них не имеет никакого значения, даже материальный успех не является выраженным ориентиром, – его отметили лишь 19% (по выборке – 38%). В этой ситуации не приходится ожидать преобразований в деятельности руководимых ими предприятий – они в большей мере, нежели другие, привержены старой системе, в спектре их сегодняшних устремлений наиболее убедительной выглядит ориентация на семью. Мировоззрение молодых бизнесменов не имеет такого выраженного завершенного характера, как у зрелых: видимо, критерием самореализации служит для них прежде всего материальный успех, но вместе с тем им хотелось бы развивать отечественную экономику, возродить славу российского предпринимательства, обеспечить благополучие семьи, для некоторых (9%) бизнес представляет средство достижения каких-то иных целей.

Зрелый бизнес связывает свои интересы только с деятельностью собственных фирм, социокультурная среда остается пока за пределами его устремлений, что проявляется и в приоритетных направлениях вложения прибыли. Эти люди реализуют себя главным образом именно как руководители фирмы: основные средства они считают необходимым направить на расширение производства, развитие фирмы (59%), увеличение заработной платы служащих (56%), повышение их профессионального уровня (29%).

Интересы старых управленцев не выходят за пределы предприятия, на котором они работают, но акценты расставлены несколько по-иному: на первом месте – увеличение зарплаты (56%), на втором – развитие фирмы (44%), на третьем – повышение профессионального уровня ее работников (31%). Если зрелый бизнес готов направить какие-то средства и на городское благоустройство (12%), и в здравоохранение (9%), то старые управленцы не вложат туда ни копейки: то, что останется после увеличения зарплаты, уйдет на расширение рекламной кампании. Интерес молодых бизнесменов к социокультурной среде ограничивается городским благоустройством (здравоохранение, образование, наука и искусство не оправдывают в их глазах никаких инвестиций), увеличение заработной платы, развитие фирмы, реклама, личное потребление практически исчерпывают возможные направления вложения прибылей.

Итак, потребительские мотивации имеют большое значение в деятельности руководителей предприятия. В структуре их личных расходов приоритетными статьями являются укрепление здоровья и образование детей. Хотя респонденты не считают оправданными инвестиции в сферу здравоохранения, проблема укрепления здоровья стоит перед ними достаточно остро, особенно перед зрелыми бизнесменами и старыми управленцами, – личных средств на ее решение они не пожалеют и могут составить клиентуру платных медицинских учреждений города. Для молодых эта проблема пока не столь актуальна, их больше волнуют квартирный вопрос, финансовый оборот, образование в сфере бизнеса. Ориентация старых управленцев на семью подтверждается их намерениями вкладывать личные средства в первую очередь в образование детей. Таким образом, ценностные ориентации зрелого бизнеса тесно взаимосвязаны, кроме того, они наиболее полно реализуются в деле. Самой уязвимой выглядит позиция старых управленцев: декларируемая ими самореализация не подкреплена желанием и возможностью самостоятельно принимать ответственные решения. Незаинтересованность проблемами социокультурной среды характерна для всех типов управляющих, некоторые надежды в плане поддержки и развития этой среды внушают представители зрелого бизнеса.

Развитие и становление личности предпринимателя непосредственно зависят от позиции самих предпринимателей, в частности, от того, как они оценивают собственные возможности в разрешении стоящих перед ними проблем. С этой точки зрения О. Перепелкин выделяет тех, кто считает, что их решение зависит в первую очередь от собственных усилий, кто полагается на самого себя, и тех, кто считает свои возможности ограниченными и больше ориентирован на благоприятное стечение внешних условий, в том числе помощь и поддержку со стороны государства. По данному критерию он "разбивает" предпринимателей на три группы: оценивающих свои возможности как "ограниченные", "средние" и "широкие". При этом он отмечает, что в динамике снижается доля первых и увеличивается доля третьих. Оценка собственных возможностей влияет на готовность действовать в одиночку или совместно. Результаты опроса, показали: 78% бизнесменов собирались что-либо предпринимать, пассивную позицию занимали 16%, а 12% не ответили на поставленный вопрос. Таким образом можно сделать вывод о том, что процесс становления личности предпринимателя сопровождался ростом личной психологической готовности предпринимателя к активным действиям.

Результаты исследования указывают на следующие основные тенденции в динамике ценностных ориентаций российских предпринимателей:

1. укрепление корпоративной сплоченности предпринимателей как социально-профессиональной группы, которая характеризуется высокой степенью социально-психологической общности, значительным уровнем взаимного доверия и поддержки,

2. снижение значимости мотива получения большого денежного дохода в структуре мотивационных доминант и увеличение веса мотива стремления к самостоятельности и независимости,

3. формирование специфики ценностных ориентаций различных слоев бизнеса, обусловленной масштабом предпринимательской деятельности, возрастными характеристиками бизнесменов, особенностями деятельности, предшествовавшей предпринимательству,

4. рост личной психологической готовности предпринимателей к активным действиям, снижение уровня влияния патерналистских идей в отношении государственной поддержки в среде предпринимателей.

Отмеченные тенденции свидетельствуют о дальнейшем процессе формирования и укрепления бизнеса как социального института, оказывающего влияние на различные сферы жизни общества, о постепенной трансформации ценностных ориентиров предпринимателей, чья профессиональная деятельность осуществляется в условиях развития российского общества по пути прогресса и становления цивилизованных форм взаимодействия бизнеса и государства.

Условия формирования позитивного имиджа бизнесмена

Бизнес делается на экономико-этической основе. Недопустимо нарушать общепринятые правила предпринимательства в коммерции. Деловой риск ничего не имеет общего с риском переступать закон. Порядочность – визитная карточка предпринимателя.

Главный показатель эффективного предпринимательства – практические результаты: получение прибыли, профессиональное удовлетворение, утверждение положительной репутации в обществе, среди партнеров, создание денежного фонда прочности фирмы или предприятия.

Морально-психологическая неподготовленность предпринимателей проявляется в их неуемном стремлении к сиюминутным успехам, в патологическом отношении к деньгам, недопонимании важности использования дохода на укрепление фирмы, для повышения ее конкурентоспособности.

Часто основная задача человека, принявшего решение о совершенствовании своего имиджа, сводится к решению вопроса, зачем ему это нужно. Цель руководителя может состоять в усилении влияния на подчиненных, улучшении имиджа вверенного ему подразделения или достижения успеха на определенных переговорах. В зависимости от цели принимается решение о методах формирования и развития имиджа.

Затем современный руководитель должен определиться, обойдется ли он собственными средствами или прибегнет к помощи специалистов. В мире распространена практика работы с агентствами или отдельными специалистами – имиджмейкерами. Если цель руководителя глобальна, то возможно обращение в такое агентство. Для достижения локальной цели можно обойтись собственными средствами. В России практика работы с агентствами не очень популярна и только начинает развиваться. Более распространено обращение к частнопрактикующим специалистам. Однако, при выборе такого специалиста возможны ошибки. В настоящее время множество центров, осуществляющих подготовку имиджмейкеров. Большинство выпускников таковыми не являются. Обычно обучение на таких курсах сводится к основам этикета. При всей важности этих дисциплин курсы не дают целостного представления об имидже вообще и имидже руководителя в частности. Внимание уделяется только внешней стороне проблемы.

Если руководитель принимает решение о том, что будет проводить работу по совершенствованию своего имиджа самостоятельно, это означает, что он должен выделить составные части процесса создания имиджа, после чего обратиться к специалистам по каждой отдельной составляющей. Вероятно, такой подход может дать максимальный эффект. В процессе выделения составляющих образа важно избежать ошибки чрезмерной детализации. Необходимо помнить о конечной цели и четко представлять себе результат.

Руководителю нужно научиться отличать "важное" от "срочного" в этом ему поможет помочь реализация Принципа Парето. Согласно этому правилу, жизненно важные дела 20% по своей значимости равны 80%. И, наоборот 80% из того, что вы делаете, имеют лишь 20% полезной нагрузки. Это правило применимо ко всем аспектам бизнеса и личной жизни (рисунок 3.1).

Стилевые характеристики имиджа современного делового человека

Рис 3.1 – Принцип Парето

Руководители-бизнесмены рассматривают отвлекающие факторы как часть своей работы. В таблице 3.1 приведем примеры отвлекающих факторов и пути решения проблем.

Таблица 3.1

Отвлекающие факторы и пути решения проблемы.

Отвлекающие факторы

Решение проблемы

Электронные сообщения / немедленные электронные сообщения

- Руководителю не стоит проверять электронную почту без надобности;

- бизнесмену стоит отключиться от системы немедленной передачи сообщений

Запросы информации

- Лица, которым руководитель  поручает дела, должны иметь нужную информацию и полномочия;

- Руководитель должен своевременно отвечать на запросы необходимым лицам

Внеплановые посетители

- Руководитель может сказать, что он занят, и назначить время встречи или же сообщить, каким временем он располагает;

- Руководитель может повесить на дверь кабинета часы приема посетителей

и др.

Телефон

- Руководитель может не отвечать на незапланированные звонки;

- Руководитель должен звонить и отвечать на звонки в определенное время

Место имиджа в системе управления во многом определяет и ту роль, которую он играет в повышении эффективности управления коллективом. Функционирование коммуникативной сети организации во многом зависит от коммуникативных способностей руководителя от того, каким образом реагирует на поступающую информацию и как он её использует. Благодаря организующему началу в построении управленческих отношений, имидж руководителя влияет на процесс обмена информацией, способствует устранению дефицита информации, необходимой для принятия решения, повышая тем самым эффективность управления.

Помимо этого, положительный имидж влияет на формирование социальной установки готовности к выполнению управленческого решения, приказа или распоряжения. Успех в деятельности вызывает у подчиненных желание идентифицировать себя с руководителем, принимать и разделять его нормы и ценности, а в конечном итоге, подражать и следовать определенной модели поведения. Имидж подготавливает коммуникационный процесс, а затем участвует в нем, обеспечивая взаимосвязь убеждения и коммуникации, тем самым изменяя установки и регулируя поведение объекта.

Непринужденность поведения и очарование образа достигаются не только за счет физических параметров одежды и обуви: размер, качество, практичность в использовании, но и благодаря психологическим причинам.

Иногда, стараясь выглядеть как можно лучше, именно на самые ответственные встречи люди надевают абсолютно новые, непривычные вещи, которые лишают их непринужденности и отвлекают от цели общения. Это может быть экстравагантный костюм, обувь на слишком высоком каблуке или необычные детали одежды.

В этой связи хотелось бы отметить, что одним из основных параметров одежды, которую мы выбираем, является комфортность. Именно она помогает человеку выглядеть элегантно, оставаясь непринужденным в общении. Комфортность в определенном смысле зависит от того, насколько избранный имидж соответствует целям и условиям коммуникации, а также от соответствия внешнего образа человека внутреннему.

Разберемся, как же следует правильно подбирать и носить одежду. Уметь носить одежду – значит правильно выбрать свой стиль.

Особое значение в процессе создания имиджа имеет планирование. Значение планирования в жизни любого человека, стремящегося к достижению успеха, подчеркивается в работах практически всех авторов. Без рационально составленного плана достижение любой конечной цели, в том числе и желаемого имиджа, практически невозможно. Рекомендуется даже выделять определенное время, например, несколько часов в определенный день недели, только для организации процесса планирования. Такой подход существенно экономит время и делает работу более эффективной. В мероприятия по совершенствованию стратегии развития должны быть включены в план работы наряду с другими делами. В зависимости от поставленной цели этими мероприятиями могут быть действия по совершенствованию внешней стратегии (например, посещение парикмахера, косметолога, визажиста), либо действия, направленные на улучшение психологической составляющей (посещение психолога, обучение на курсах, изучение иностранного языка и т.д.). Исчерпывающий список мероприятий составить практически невозможно, действия зависят от поставленной цели. Если какое – либо мероприятие по совершенствованию имиджа планируется исключительно ради престижа (потому что так делают все), оно не будет способствовать достижению желаемого результата. Любое действие, предпринимаемое руководителем (человеком, без сомнения, занятым), должно служить определенной цели и выполняться абсолютно сознательно.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в процессе управления коллективом имидж руководителя выполняет следующие функции:

- внушения уверенности у подчиненных в достижении поставленных целей;

- подражания действиям руководителя его подчинёнными;

- оптимизации коммуникационного процесса;

- скрытия негативных состояний, переживаемых руководителем;

- побуждения к рекомендуемым моделям поведения.

Помимо этого, необходимо особо выделить символическую функцию обеспечения принятия решения руководителем в управлении подразделением. Единолично принимая решение, возлагает на себя всю полноту ответственности за свои действия и действия подчиненных. В виду этого, имидж руководителя условно можно рассматривать как символ единоначалия, который укрепляет доверие к принимаемым решениям.

Цель создания благоприятного имиджа бизнесмена состоит в том, что предпринимательские структуры должны не только работать эффективно, но и все граждане должны быть убеждены в том, что они работают эффективно. В своей деятельности работники PR-служб должны учитывать факторы, влияющие на формирование имиджа. К таким факторам относятся:

- СМИ. В этой связи вопрос освещения работы бизнесменов в СМИ того, насколько успешно они справляются с этой задачей, приобретает первостепенное значение для формирования представления граждан об их деятельности.

- Внешний вид и облик сотрудников (от часов до галстука), интерьер офиса, вплоть до шрифта табличек на дверях кабинетов.

- Стиль общения.

При работе со СМИ следует учитывать, что информация, передаваемая ими посредством репортажей, статей и т.д. может быть воспринята неоднозначно. Организовывая пресс-конференцию, работник отдела по связям с общественностью должен заранее готовиться, все тщательно продумывать, организовывать так, чтобы представители СМИ остались довольны и пресс-конференцией, и ее результатами. Следует избегать двусмысленных выражений, непонятных речевых оборотов, резких высказываний, так как PR-агент не может проконтролировать, какая именно информация о вопросах, поднятых на пресс-конференции, будет опубликована и будет ли она опубликована вообще. Поэтому его задача – преподнести информацию так, чтобы она дошла до конечного потребителя в том виде, какой требуется для эффективного процесса формирования успешного имиджа.

Завершая рассмотрение места имиджа руководителя в процессе управленческой деятельности, можно сделать вывод о том, что имидж выполняет важную связующую, организующую роль между целью стоящей перед организацией, руководителем и способом ее достижения всеми участниками деятельности.

Использование бизнесменами услуг имидж агентств

Поиск своего стиля достаточно часто заводит людей в тупик, даже если они вполне неплохо разбираются в моде, в хороших вещах, брендах, и знают простейшие правила, как все это можно красиво и элегантно сочетать.

Стиль должен быть динамичным, и меняться под влиянием вашего настроения, возраста и, конечно, в зависимости от моды. Это позволит постоянно быть в контакте с обществом, чувствовать, в каком направлении оно развивается. Исследователи установили, что с возрастом люди склонны все более идеализировать моду времени их молодости и осуждать современные вкусы. Но именно это один из факторов, лишающих их восприятие гибкости в общении. Поэтому даже в пожилом возрасте рекомендуется прислушиваться к рекомендациям модельеров и имиджмейкеров.

Обратившись в имидж-агентство, можно решить все эти вопросы, затратив минимум времени, получив превосходный результат.

Чаще всего практика имидж-агентств делится на работу с обычными людьми и с организациями. Если для работы с одним человеком может потребоваться два-три мастера, которые помогут создать образ и воплотить его в жизнь, то для работы по созданию имиджа определенной структуры могут потребоваться совершенно иные подходы. Тем не менее, разработка имиджа, как главного инструмента по привлечению людей, вполне обоснованна и приносит свои плоды.

Если задуматься, то становится ясно, что цель создания имиджа одна для всех – привлечь внимание нужных людей, обратив их внимание на свой внешний вид. Конечно же, у посторонних людей должно складываться только позитивное впечатление, поэтому имидж-агентства стараются изо всех сил, чтобы обеспечить желанный результат. Модные люди, бизнесмены, даже целые компании ищут свое имидж-агентство, где им помогут создать неповторимый и яркий образ, вызывающий только хорошие эмоции у окружающих.

Образ современного человека зависит от многих вещей, каждый день нам приходиться сталкиваться с необходимостью выбора того или иного продукта, отвечающего за наш образ перед другими. Потребность выглядеть стильно и модно наблюдается у многих жителей крупных городов, но не всегда это дается просто так, иногда потребуется прибегнуть к чьей-то помощи.

Имиджмейкер не делает клиентов красивыми за пару процедур, он не научит их определенным способом делать себя краше. В обязанности имиджмейкера входит достижение идеального внешнего вида для клиента путем совместной и упорной работы. С помощью имиджмейкера можно выбрать понравившийся образ и начать путь по его созданию. Работа с внешностью бизнесмена, подбор косметики, создание прически, обучение уходу, подбор одежды, обуви и аксессуаров – все это составные части успешного создания нового образа.

Корпоративный имиджмейкер, в отличие от имиджмейкера персонального, работает не с одним человеком, а с целой компанией. В его функции входит построение корпоративного стиля на уровне имиджа сотрудников – от рядовых работников до топ-менеджеров. Не стоит недооценивать роль имиджмейкера, ведь когда мы составляем свое первое впечатление о фирме, мы судим на основании небольшого объема информации, подчеркнутой из открытых источников и того чисто визуального впечатления, которое произвела на нас встреча с ее представителем. Причем, в дальнейшем все рассматривается через призму первого впечатления.

Имидж человека составляется как мозаика – из мелких деталей: костюм, обувь, аксессуары, личные вещи, прическа, макияж – все это должен планировать имиджмейкер. Не менее актуальны все вербальные и невербальные проявления человека – научить сотрудника правильно говорить и двигаться сложнее, чем подобрать ему правильную одежду. Для этого в компаниях проводятся специальные тренинги.

Что касается непосредственно руководителя компании, то с ним имиджмейкер может работать особо – от того, как он одевается, двигается, говорит, зависит то, как его будут воспринимать. Удачный имидж позволяет правильно себя позиционировать: в зависимости от ситуации вы можете стать мудрым и опытным или наоборот – взбалмошным и импульсивным – все эти системы имиджевых ярлыков может построить опытный имиджмейкер.

Сопровождая клиентов, имиджмейкер помогает не только придумывать и создавать образ, но и умело проходить промежуточные этапы, например, совместный шоппинг для совершения хороших и подходящих вам покупок, имиджмейкер может подсказать хорошие и зарекомендованные салоны красоты, найти редкие и уникальные вещи специально для вас. Сегодня, когда внешний облик важен как никогда, имиджмейкер необходим для успеха.

Первоначальным моментом в построении имиджа, является определение целей клиента и анализа аудитории, на которую будет транслироваться данный имидж. Далее разрабатывается программа, которая будет разбита на этапы, перечислены специалисты, необходимые для создания целостного образа, и установлены сроки реализации. Процесс создания бизнес имиджа будет зависеть, от того создается ли он с нуля или просто корректируется. При этом за профессиональной консультацией можно обратиться и для решения небольших, локальных задач – создать образ для конкретной ситуации, отдельных переговоров, выхода в свет, собрать гардероб для командировки и д.р. Эти задачи потребуют меньшего времени.

Механизм построения имиджа современного делового человека

Имидж руководителя-бизнесмена складывается из имиджа его личности и репутации его фирмы. Для бизнесмена чрезвычайно важно то впечатление, которое он производит на людей и которое он подтверждает своими поступками. Для него также важна репутация человека, на слово которого можно положиться. Он честен и порядочен по отношению не только к своим партнерам и сотрудникам, но и к конкурентам.

Стремясь к успеху, бизнесмен не должен бояться неудач, а должен проявлять способность извлекать из них уроки. Он уверен в своих силах и добивается цели, которую ставит перед собой. Целенаправленное поведение, подкрепленное долгосрочной стратегией, отличает серьезного бизнесмена от тех, кто живет сегодняшним днем.

Уровень развития делового человека в области бизнеса и в других гуманитарных областях должен быть достаточно высоким, чтобы он обладал хорошим кругозором, гибким мышлением и был интересен и привлекателен для самых широких общественных кругов.

Важное качество бизнесмена – эмпатия. Это умение улавливать внутреннее состояние человека и сопереживать ему, что нередко предвещает успех деловых переговоров. Ибо, уловив состояние своего партнера, ты или меняешь направление беседы, или выбираешь другую логику размышлений, или объявляешь перерыв. Коллеги высокого профессионального уровня непременно оценят подобную отзывчивость.

В центре внимания успешного управляющего компанией должен быть не только он сам, но и то, что его окружает. Важен дизайн кабинета. Если партнер приходит в хорошо оборудованную рабочую комнату с современной оргтехникой, удобными креслами, и при этом шеф гармонично вписывается в интерьер, все это производит, в том числе и на подчиненных, хорошее впечатление.

Руководителю компании как никому другому важно заботиться о собственном имидже, при этом не забывая, что важной его составляющей является имидж предприятия, которым он управляет.

Имидж человека складывается не только из внешних характеристик (природная привлекательность, умение двигаться, подбор прически, одежды и макияжа), но и из внутренних данных: коммуникабельности, терпимости, доброжелательности и др. Если же человек является руководителем, то в конструировании его имиджа не менее важным фактором является его нравственная зрелость. У зрелой личности сформирована система ценностей, которая помогает ему принимать решения и брать на себя ответственность за их результаты. Это особенно важно, когда руководитель принимает решения, затрагивающие судьбы и интересы подчиненных ему людей. Ценными качествами являются также гуманность, справедливость, бескорыстие и совестливость.

Напомним, что влияние руководителя на окружающих людей основывается на законах восприятия. В данном случае актуально высказывание Д.И. Менделеева: "Естествознание учит, как форма, внешность отвечает внутренности… Мы постигаем только внешность, а затем и сущность на основе этого…".

Полученные нами внешние впечатления анализируются и сохраняются в памяти человека, влияя на его дальнейшее восприятие и поведение. Но, пожалуй, самым важным является уже рассмотренный нами ранее в курсе "Основы самопрезентации" механизм аттракции (притяжения). Если руководитель его умело задействует, то все проблемы, связанные с управлением людьми и влиянием на их мнения, решаются значительно успешнее. Главное – то, что это повышает взаимную удовлетворенность общением и дает возможность достичь совместных целей.

Имиджмейкеры используют следующие механизмы аттракции:

- межличностную привлекательность, основанную на сходстве характеристик участников общения: близость установок, убеждений, ценностей, внешнее подобие или сходство, психологическая близость, доступность для контактов, непринужденность, общительность, чувство юмора, отзывчивость и т.д.;

- увеличение числа невербальных реакций симпатии (улыбки, взгляды, жесты, прикосновения и пр.) и использование расстояния и расположения партнеров друг относительно друга в процессе общения;

- воздействие на органы чувств с помощью запахов (парфюмерии), цвета (в одежде и интерьере), звуков (звучания и содержания речи);

- частоту встреч, повышение их эмоциональной насыщенности и усиление личностной значимости;

- использование таких приемов, как "помогающее поведение", демонстрация "сопричастности к чему-либо" и пр.;

- организацию совместной деятельности на основе общих интересов, целей и т.д.

Знания о закономерностях восприятия в процессе общения необходимы руководителю для "подстройки" под партнера, которая обеспечивает возможность вхождения в "психическое пространство" партнера через демонстрацию подобия. "Подстройка" предполагает взаимодействие с партнером на подсознательном уровне с использованием трех каналов: визуального, аудиального и кинестетического.

Литература

1. Антонова Н.В. Психология управления. М.: ГУ-ВШЭ, 2010. – 269 с.

2. Бабушкин Г.Д. Социальная психология [Электронный ресурс]:учеб. для вузов физ. культуры/Г. Д. Бабушкин.-Электрон. дан.-Омск:Изд-во СибГУФК,2012.

3. Базаров, Т.Ю. Методы оценки управленческого персонала государственных и коммерческих структур [Текст] / Т.Ю. Базаров, Х.А. Беков. – М.: Юнити – Дана, 2008

4. Берд П. Продай себя. Тактика совершенствования вашего имиджа. – Минск: Амалфея, 2011

5. Вечер Л.С. Формирование имиджа делового человека / Л.С.Вечер // Знамя юности. – 2012. – № 2. – С. 34

6. Борытко, Н. М. Методология и методы психолого – педагогических исследований: учеб. пособие для студ. вузов / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова; ред. Н. М. Борытко, 2008. – 319 с.

7. Гаджиев К. С. Имидж как инструмент культурной гегемонии // Мировая экономика и междунар. отношения. – 2007. – № 12. – С. 3-14. Горбушина О. Имидж педагога // Школ. психолог: прил. к газ. "Первое сент.". – 2011. – № 8. – С. 10-12.

8. Горчакова В. Г. Имидж: розыгрыш или код доступа? / В. Г. Горчакова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2011. – 252 с. (1 экз.)

9. Горчакова В. Г. Прикладная имиджелогия: учеб. пособие для студентов вузов / В. Г. Горчакова. – М.: Акад. Проект, 2007. – 400 с. (5 экз.)

10. Горчакова В.В. Прикладная имиджелогия: Учебное пособие. – М.: Изд-во Феникс, 2010.

11. Имидж: энцикл. слов. / А. Ю. Панасюк – М.: РИПОЛ классик, 2007.- 768 с. (1 экз.)

12. Имиджелогия. Как нравиться людям: Учеб.пособие / В.М.Шепель, Я.С.Турбовская, Н.Ф.Метленков и др. – М.: Нар.образование, 2002.- 576с. (1 экз.)

13. Камышева Е. Ю. Педагогический имидж учителя // Изв. Урал. гос. ун-та. – 2009. – Сер. 1. – № 4 (68).- С. 48-53.-

14. Карлова О. Образ, созданный изнутри // Эксперт-Сибирь. – 2007. – N 17. – С. 36-37

15. Ковальчук А. С. Основы имиджелогии и делового общения [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов по спец. "Социал.-культур. деятельность" / А. С. Ковальчук – Ростов н/Д: Феникс, 2007.- 282 с. (1 экз.)

16. Михайлец Г.П. Практическая имиджелогия: управляй своей репутацией! [Текст] / Г. П. Михайлец – М.: Вершина, 2008.- 200 с. (1 экз.)

17. Ушакова Н.В., Стрижова А. Ф. Имиджелогия [Текст]: учеб. пособие для студентов / Н. В. Ушакова, А. Ф. Стрижова – М.: Дашков и К, 2011.- 280 с. (12 экз.)

18. Шибаева С.В. 12 секретов имиджа преуспевающих женщин / С.В.Шибаева – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.- 256с. (1 экз.)

19. Адамьянц Т.З., Социальные коммуникации – М.: Феникс, 2009. – 368 с.

20. Бычков В.В. Эстетика: Учебник / Бычков Виктор Васильевич; Рец. Л.И.Новикова; С.А.Завадский. – М.: Академический проект, 2009. – 452с. (27 экз.)

21. Панасюк А. Ю. Имидж. Энциклопедический словарь. – М.: РИПОЛ классик, 2007. – 768 с (1 экз.)

22. Панасюк А.Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехнологии, психотехники – М.: Омега-Л, 2009.

23. Психология индивидуальности: материалы IV Всероссийской научной конференции, г. Москва, 22–24 ноября 2012 г. / отв. ред. А.Б. Купрейченко, В.А. Штроо; Нац. иссл. ун-т "Высшая школа экономики"; Росс. гуманит. науч. фонд. – М.: Логос, 2012. – 354 с.

24. Рева В. Е. Управление репутацией [Текст]: учеб. пособие / В. Е. Рева. – М.: Дашков и К, 2012. – 136 с.: ил. – Библиогр.: с. 127 – 134.

25. Ушакова Н.В. Имиджелогия: учеб. пособие / Н.В. Ушакова, А.Ф. Стрижова. – 2-е изд., испр. – М.: Дашков и К°, 2011. – 278 с.

26. Шарков Ф. И. Имидж фирмы: технологии управления: учеб. пособие для студентов/ Ф. И. Шарков. – М.: Акад. Проект, 2006. – 272 с. (1 экз.)

27. Энциклопедия паблик рилейшнз / [Жак Сегела, Татьяна Лебедева, Алексей Ситников и др.]. – М.: ИМИДЖ-Контакт; Париж: Изд-во IEERP – L’Harmattan, 2009.

28. Bill Gates, "Innovating to Zero!, speech to the TED2010 annual conference, Long Beach, California, February 18, 2010.

29. Telegraph.co.uk, Bill Gates makes $10 billion vaccine pledge, London Telegraph, January 29, 2010,

30. Louise Voller, Kristian Villesen, WHO Donates Millions of Doses of Surplus Medical Supplies to Developing countries, Danish Information, 22 December 2009, accessed in