Стиль и эффективность руководства

Стиль и эффективность руководства.

Статьи по теме
Искать по теме

Стили руководства

Стиль руководства – это характер взаимодействия руководителя с подчиненными по вопросам их участия в выработке решений и определения регламента трудового поведения.

Стиль руководства представляет собой устоявшуюся манеру поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказывать на них влияние и стимулировать их к достижению целей организации.

В теории кадрового менеджмента существуют два подхода к изучению стиля руководства:

Поведенческие теории – рассматривают проблему с позиции поведения руководителя, стремящегося эффективно организовать деятельность подчиненных ему работников.

Ситуационные теории – рассматривающие стиль руководства в контексте ряда ситуационных факторов. К таким факторам относятся ясность и характер заданий, объем имеющейся у руководителя информации, личные качества подчиненных и т. п.

Поведенческие теории стиля руководства.

Существуют одномерные и двухмерные трактовки поведенческих стилей руководителя.

Одномерная трактовка стиля руководителя действует по принципу термометра. Выделяется некая характеристика отношения руководителя с подчиненными, а затем рассматривается разная степень выраженности этой характеристики по принципу "тепло – холодно". Как правило, в качестве такой характеристики выделяют степень контроля руководителя над подчиненными.

Объемную одномерную систематизацию стилей руководства предложил К. Левин. Данная классификация наиболее часто используется на практике. В его классификации в качестве крайних полюсов поставлены: автократичное и либеральное руководство, а демократический стиль выступает как компромиссный и наиболее приемлемый вариант. Стили руководства по К. Левину представлены на Рис 1

Стиль и эффективность руководства

Деятельность автократичного руководителя подчинена прежде всего производственным задачам, а люди для него имеют второстепенное значение. Для демократичного лидера на первом месте оказываются люди, работники, чье взаимодействие он прежде всего и стремится организовать.

Двухмерная трактовка стиля предполагает, что возможно сосуществование двух стилей руководителя, которые при их одномерной трактовке рассматривались бы как альтернативные.

Наиболее распространенная двухмерная трактовка стиля руководителя принадлежит У. Редину, канадскому исследователю. Он предложил модель четырех стилей руководства, представленных на Рис. 2.

Стиль и эффективность руководства

Рис. 2 Стили руководства по У.Реддину

Еще одна комбинация этих характеристик стиля руководителя – ориентация на людей и ориентация на задачи – используется в модели "управленческой решетки", представленной на Рис. 3.

Стиль и эффективность руководства

Рис. 3 Управленческая решетка

81 клетка этой решетки образуется в результате сочетания указанных характеристик, каждая из которых ранжирована по девятибалльной шкале. Наиболее высокий показатель соответствует клетке 9.9, а. наиболее низкий – клетке 1.1. Поведение руководителя в клетках 9.1 и 1.9 соответствует демократичному и авторитарному стилям, а клетка 5.5 отражает некий средний (нормальный) стиль, совмещающий обе поведенческие характеристики. При практическом использовании поведенческих моделей управления возникают вопросы: какой из стилей поведения наиболее эффективен, и волен ли руководитель избирать для себя тот или иной стиль. Как показывает практика, все зависит от ситуации, в которой осуществляется руководство. На этой основе сложился ряд теорий, получивших название "ситуационные".

Ситуационные теории стиля руководства.

Одной из данных теорий является изложенная выше теория У. Редина. На выбор стиля руководства влияют следующие ситуационные факторы:

1. используемая технология;

2. система ценностей организации;

3. особенности вышестоящего руководителя;

4. коллеги и подчиненные.

С помощью этой модели можно интерпретировать, как каждый из четырех избранных руководителем стилей оценивают подчиненные. Матрица этих оценок представлена на Рис. 4

Стиль и эффективность руководства

Рис. 4 Матрица восприятия подчиненным стиля руководства

В клетках указаны две оценки избранного стиля. Одна оценка (без скобок) отражает характеристику подчиненными руководителя, когда он выбрал верный стиль, а другая (в скобках) – когда неверный. Эти оценки полезны для самоанализа руководителя.

Наиболее совершенная ситуационная модель – это модель принятия решений руководителем, разработанная Виктором Врумом и Филиппом Йетто-ном, так называемая модель Врума – Йеттона.

В данной модели предлагается пять стилей руководства, которые представлены в Рис 5

Стиль и эффективность руководства

Рис.5 Стили руководства по Вруму –Йеттону

Выбор того или иного стиля принятия руководителем решения зависит от ситуации, которая определяется семью критериями, представленными на рис.6

Стиль и эффективность руководства

Рис.6 Критерии выбора стиля руководства

Первые три критерия отражают качественный характер решения руководителя, четыре последних – возможное отношение подчиненных к выбранному руководителем решению.

Решение выбирается руководителем поэтапно. На каждом этапе производится оценка ситуации по перечисленным критериям. Каждый критерий превращается в вопрос, который руководитель задает себе при оценке ситуации. Первые три вопроса относятся к качеству решения, а последние четыре – к факторам, ограничивающим согласие подчиненных (их согласие или несогласие подчиниться ему).

Чтобы определить, который из пяти стилей подходит к конкретной ситуации, руководитель использует дерево решений данной модели, изображенное на рис.7

Движение к выбору стиля руководства изображено либо сплошной линией (в случае, если применение критерия дает ответ "да"), либо пунктирной линией (в случае, если применение критерия дает ответ "нет").

Стиль и эффективность руководства

Рис. 7Дерево решений модели Врума-Йетона

Для повышения эффективности управления существует следующие возможности:

1. использовать накопленный опыт и совершенствовать стиль руководства;

2. изменять состав трудовых групп, добиваясь наиболее удачного сочетания работников с личностью руководителя;

3. изменять структуру выполняемой группой

4. задачи, в зависимости от ситуации делать ее более

5. или менее структурированной;

6. изменять объем делегированных полномочий.

Наилучшей стратегией управления является использование стилей в зависимости от ситуации и личности. Ни один из вышеперечисленных стилей не лучше другого. Какой стиль лучше сработает в конкретной ситуации – тот и будет лучшим.

На что человек лучше реагирует, то ему следует предложить. При этом стили управления должны учитывать изменения, происходящие во внутренней и внешней среде.

Чистых стилей на практике не существует, их можно выделить только в теории на основе господствующих тенденций. В практике управления руководители сочетают в своем поведении элементы различных стилей.