Становление рыночной экономики в РФ

Становление рыночной экономики в РФ.

Статьи по теме
Искать по теме

Формирование современной рыночной экономики в России происходило в условиях взаимоотягощающих экономических, политических и социальных кризисов, что затягивает переход к зрелой рыночной системе на десятилетия и усиливает болезненность самих переходных процессов. Сложившаяся в первой половине 90-х гг. российская модель рыночной экономики включает ряд черт, унаследованных из исторического прошлого. Государство даже после приватизации немалой части собственности по-прежнему располагает мощным государственным сектором в важнейших отраслях хозяйства.

Если переход к рыночной экономике должен был принести улучшение качества жизни каждого и повышение эффективности производства, то почему он сопровождался такими колоссальными национальными бедствиями как инфляция, социальное расслоение, падение курса рубля, безработице и другим негативным факторам. Поэтому в современных условиях является очень актуальным изучение причин резкого ухудшения состояния экономики сразу после начала преобразований. Это необходимо для того, чтобы не допустить краха всех достигнутых результатов за годы формирования рыночных отношениях в условиях переходной экономики.

1. Сущность рыночной экономики. Особенности перехода

Рыночная экономика – система организации экономики, в которой хозяйственные решения принимаются децентрализованно, где производство и распределение продуктов определяется не планом, а самими производителями и потребителями. Рыночные отношения основаны на свободном предпринимательстве, конкуренции и частной собственности.

Рыночная экономика основана на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность. При рыночной экономике хозяйствующий субъект обладает полной самостоятельностью.

Рыночная экономика – форма экономической организации, при которой координация действий осуществляется на основе взаимодействия на рынках свободных частных производителей и свободных индивидуальных потребителей.

В рыночной экономике государству принадлежит второстепенная роль, оно выполняет лишь те функции, которые не в состоянии выполнить отдельный индивид. Такими функциями являются организация общественного порядка, государственной почтовой службы, осуществление обязательного школьного обучения, обеспечение национальной обороны, эмиссия крупных банкнот, строительство некоторых общественных сооружений (дорог, мостов и др.) и поддержание их в надлежащем состоянии. По сравнению со всеми предшествующими рыночная система оказалась наиболее гибкой: она способна перестраиваться, приспосабливаться к изменяющимся внутренним и внешним условиям.

В рыночных условиях целью всех предприятий, за исключением некоммерческих, является получение прибыли, при этом предприниматели стремятся получать все большую прибыль. Для этого они должны с максимальной отдачей использовать естественные, трудовые и инвестиционные ресурсы и максимально широко реализовывать такой ресурс, как предпринимательские способности в избранной ими сфере деятельности. Все это служит мощным стимулом развития и совершенствования производства, раскрывает созидательные возможности частной собственности.

Рыночные отношения благоприятствует эффективности использования ресурсов, способствуют стабильности производства, обеспечивают наибольшую занятость и быстрый экономический рост. В таких условиях необходимость в правительственном планировании, контроле и вмешательстве в экономические процессы очень мала или вовсе отсутствует. Чрезмерное вмешательство в рыночную систему подрывает эффективность ее функционирования. Функции государства заключаются в обеспечении защиты частной собственности и установлении надлежащей правовой структуры, которая призвана облегчить функционирование свободных рынков.

Необходимость перехода от административно-командной экономики к современной рыночной была обусловлена нараставшей недееспособностью нетоварной экономики по мере исчерпания экстенсивных факторов экономического роста.

Административно-командная система имеет два существенных недостатка. Первый – это ее негибкость, медленная адаптация к переменам. Адаптационные механизмы в форме происходящего по решению высшего руководства перераспределения материальных и финансовых ресурсов включаются лишь тогда, когда глубина диспропорций близка к критической точке. Второй недостаток – это крайне низкая производительность вследствие тотального подавления хозяйственной инициативы.

Поскольку преобразование административно-командной системы означает изменение основы этой системы и замену ее качественно иной (рыночной), то такого рода трансформацию следует называть системными реформами.

Главными направлениями формирования рыночной экономики в переходный период являются следующие:

1. Либерализация экономики – это система мер, направленных на отмену или резкое сокращение запретов и ограничений, а также государственного контроля во всех сферах хозяйственной жизни. Она имеет повсеместное распространение и включает: отмену государственной монополии на осуществление хозяйственной деятельности (в том числе внешней торговли), прекращение централизованного распределения ресурсов, переход к формированию цен в основном в соответствии со спросом и предложением, снижение государственного контроля над транзакционными операциями на внутреннем и внешнем рынках.

2. Демонополизация экономики и создание конкурентной среды – предполагают создание равных возможностей и условий для деловой активности всех экономических агентов, обеспечение доступа на рынок иностранных конкурентов, поощрение малого бизнеса и снижение барьеров для проникновения в отрасль путем снятия административных препятствий, предоставления льготных кредитов, регулирование ценовой и сбытовой политики естественных монополий, в отдельных случаях раздробление крупных фирм. Необходимо отметить, что в рыночной экономике административные барьеры также присутствуют, но они являются не препятствиями, а стандартами, которым необходимо соответствовать, чтобы осуществлять ту или иную деятельность.

3. Институциональные преобразования включают изменения отношений собственности – создание частного сектора, формирование рыночной инфраструктуры – коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов и т.д., создание новой системы государственного регулирования экономики, принятие адекватного рыночным условиям законодательства.

4. Структурные преобразования, направленные в первую очередь на устранение или смягчение унаследованных от прежней системы диспропорций в отраслевой структуре народного хозяйства и отдельных его отраслей. Главная цель перестройки структуры экономики – развитие производства продукции, пользующейся платежеспособным спросом на внутреннем и внешнем рынках.

5. Макроэкономическая стабилизация. На самом деле, она осуществляется нередко и в странах с устоявшейся рыночной экономикой. Однако важное значение этого направления вытекает из того, что кризис административно-командной системы раньше и сильнее всего проявляется в финансовой сфере, особенно в форме высокой инфляции. Длительное сохранение последней препятствует нормальному становлению рыночных отношений, поэтому подавление инфляции жизненно важно для переходных экономик. В систему мер макроэкономической стабилизации входят ограничение денежной эмиссии, минимизация дефицита госбюджета, обеспечение положительной процентной ставки и т.д.

6. Формирование системы социальной защиты населения. Эта система мер направлена на переход к адресной социальной поддержке наиболее нуждающихся слоев населения.

Завершение формирования этих основных элементов рыночной системы и означает окончание переходного периода.

Практика стран, входивших некогда в "мировую социалистическую систему", демонстрирует два основных варианта трансформации административно-командной системы в рыночную экономику: "первый (исторически более ранний) – эволюционный путь постепенного создания рыночных институтов (Китай и в немалой степени Венгрия); второй – "шоковая терапия", применявшаяся с той или иной степенью интенсивности в России и большинстве стран Центральной и Восточной Европы (в классической форме – в Польше)".

Стратегия "шоковой терапии" основана на неолиберальной теории. Согласно неолиберализму рыночная экономика является саморегулирующейся системой. Поэтому главная задача преобразований заключается в сведении к минимуму экономической роли государства. За ним сохраняется важнейшая функция – поддержание устойчивости финансовой системы, а для этого необходимо решительное подавление инфляции, которая препятствует регулирующей роли рынка.

В числе важнейших институциональных преобразований стратегия радикального перехода предполагает:

1. одномоментную либерализацию цен на основную массу товаров и услуг и переход от государственного материально-технического снабжения к свободной торговле средствами производства и предметами потребления. Эта мера приводит к устранению товарного дефицита и запускает механизмы рыночного саморегулирования;

2. скорейшее разрушение прежней системы централизованного планирования и замена административных способов государственного регулирования экономическими, среди которых главными являются ужесточение условий предоставления кредита, ограничение денежной эмиссии;

3. ускоренную приватизацию государственной собственности, переход к частной собственности на землю;

4. либерализацию внешнеэкономической деятельности, что приводит к широкому открытию внутреннего рынка и экономики в целом для иностранных товаров и капитала.

Недостатки стратегии радикального перехода к рыночной экономике сводятся к следующему:

1. в условиях унаследованных от прежней системы огромных структурных диспропорций переход к свободному ценообразованию приводит к тому, что наиболее прибыльной сферой вложения капитала становится перераспределительная деятельность в финансовом секторе при оттоке ресурсов из реального сектора;

2. стремительный переход к ценообразованию на основе спроса и предложения в условиях доставшегося от планового хозяйства товарного дефицита и монопольного положения производителей на первых порах вызывает высокую инфляцию;

3. стратегия радикального перехода, сопровождаемая высокой инфляцией, влечет за собой падение жизненного уровня преобладающей части населения и усиление социальной дифференциации.

2. Социально-экономические условия в России на момент начала формирования рыночных отношений

После длительного господства административно-командной системы в экономике России на рубеже 80-х и 90-х гг. начался переход к рыночным отношениям. Стратегическая цель переходного периода в России – это формирование эффективной рыночной экономики с сильной социальной ориентацией. В результате создания такой экономики реализуются следующие цели:

а) преобладание частной собственности;

б) создание конкурентной среды;

в) эффективное государство, обеспечивающее надежную защиту прав собственности и создающее условия для экономического роста;

г) эффективная система социальной защиты;

д) открытая конкурентоспособная на мировом рынке экономика.

Исходные позиции для перехода к рыночной экономике, сложившиеся к концу 80-х гг. в России, в целом были неблагоприятными по следующим обстоятельствам (объективные факторы):

– крайне высокая (даже для стран с административно-командной системой) степень огосударствления экономики, почти полное отсутствие в то время легального частного сектора при неуклонно расширявшейся "теневой экономике";

– длительное (на протяжении жизни трех поколений) существование принципиально нерыночной экономики, что ослабляло хозяйственную инициативу большинства населения и порождало преувеличенное представление о социальной роли государства;

– крайне искаженная структура национальной экономики, где ведущую роль играл военно-промышленный комплекс, а роль отраслей, ориентированных на потребительский рынок, была принижена;

– неконкурентоспособность преобладающей части отраслей промышленности и сельского хозяйства.

Все это было усугублено отсутствием в обществе консенсуса по поводу самого перехода к рыночной системе, темпов и конкретных способов этого перехода, что вело к почти непрерывному социально-политическому кризису. Рассмотрим условия, в которых начался переход к рыночным отношениям более подробно.

На формировании рыночных отношений сильно сказалось наследие социализма, заключающееся в высоком удельном весе производства капитальных товаров, излишне большой армии, внешних долгах. Все это существовало за счет низкого жизненного уровня населения, здоровья людей, социальной обеспеченности, недостаточного развития образования, науки, культуры и т.д.

Названные причины снижали эффективность национального хозяйства, вызывая неэффективность отраслевой структуры. Но отраслевая перестройка экономики, сокращение численности армии не могут быть осуществлены лишь принятием нового закона или постановлением Правительства России, как бы хороши они ни были. Требуются огромные финансовые и материальные средства и продолжительное время. Это обусловило затяжной характер создания в России рыночных отношений.

Социалистическая система хозяйства характеризовалась крайне низкой мотивацией трудовой деятельности, ибо реальная система распределения созданного продукта была близка к уравнительной. В начале 90-х такая ситуация продолжала сохраняться на многих предприятиях страны, особенно на предприятиях государственного сектора и крупных заводах, это очень тормозило развитие производства.

В результате распада СССР, стремлении к автаркии ряда регионов России и бывших союзных республик СССР произошло нарушение многих хозяйственных связей между предприятиями. Это, в свою очередь, привело к спаду производства, переросшему в кризис недопроизводства, к превращению нашей экономики в дефицитную по многим видам продукции. Процесс был усилен тем обстоятельством, что многие предприятия и отрасли в бывшем СССР были монополистами: число видов промышленной продукции, которые выпускались лишь одним предприятием, было слишком велико для страны вступающей на путь рыночных преобразований. Понятно, что преодолеть этот монополизм за короткие сроки было невозможно, тем более, что многие предприятия-монополисты находились за пределами России. Постановления государственных органов о восстановлении старых хозяйственных связей оказались в большинстве своем бесполезны, ибо существовавшие ранее хозяйственные связи в ряде случаев были далеко неэффективны, и восстанавливать их было экономически нецелесообразно, да и практически невозможно.

Спад производства привел к существенному сокращению распределенного продукта (в натуральном выражении) и, следовательно, к падению жизненного уровня большой части населения. Вследствие инфляции, роста цен и увеличения денежной заработной платы на рынке потребительских товаров установилось равновесие между спросом и предложением. Но высокие равновесные цены камуфлируют реальный дефицит товаров и услуг. Поэтому экономика являлась дефицитной, несмотря на наличие товаров на рынке.

В ходе экономической реформы старая система управления национальным хозяйством оказалась разрушенной, новой же в целостном виде создано не было. Управляемость экономикой, таким образом, была утрачена, в результате усугубилась ситуация с выпуском продукции, снизилась эффективность функционирующих отраслей и была затруднена отраслевая перестройка национального хозяйства.

Восстановление управления экономикой во многом было осложнено стремлением отдельных национально-территориальных образований к созданию таможенных преград на границах национальных образований в пределах России, запретах на ввоз и вывоз продукции и т.п.

После начала проведения рыночных преобразований в нашей экономике сложилась ситуация, называемая "шок предложения". Суть ее в следующем. Эффективность и мобильность рыночной экономики основываются, в частности, на том, что при свободном предпринимательстве, конкурентном взаимодействии спроса и предложения удовлетворение спроса адекватным предложениям ведет к повышению цен на дефицитные услуги и товары. В конкурентной экономике это приводит к расширению производства соответствующих товаров и услуг. Если же конкурентная среда отсутствует, то предприятиям-монополистам выгоднее поднимать цены на товары и услуги, а не расширять их производство.

Существовали и другие факторы, которые препятствовали расширению производства и предложения, в частности, отсутствие резервных мощностей, новых технологий, свободных денежных средств, хозяйственного механизма передачи нововведений между предприятиями и отраслями. С установлением советской власти в России была введена крайне жесткая система секретности, фактически исключающая механизм широкой реализации достижений прогресса науки и техники. Отсутствие такого механизма в условиях рыночных отношений сдерживает расширение производства, экспорт конкурентоспособной продукции и на этой основе расширение налогооблагаемой базы, пополнение оборотных средств фирм и предприятий.

Отсутствовала отработанная система внешнеэкономических связей. С одной стороны, предприятия, получив значительную свободу экспорта и импорта, не инвестировали полученную экспортную выручку в российскую экономику, а с другой – валютные источники государства в основном использовались в качестве "пожарного" средства для покрытия дефицита в продовольствии и медикаментах. Кроме того, внешнеэкономическое законодательство постоянно изменялось и не соответствовал реальному положению дел валютный курс.

Наконец, одним из условий, в которых началось и долгое время происходило становление рыночных отношений, была инфляция. Причем инфляция спроса и инфляция предложения существовали одновременно. Необходима была антиинфляционная политика, но "Центральным банком в этой области был допущен ряд ошибок, среди которых наиболее существенная – безвозмездное кредитование предприятий в 1993 г. в целях пополнения недостачи их оборотных средств, возникшей в результате взаимных неплатежей".

Осуществленная под флагом спасения предприятий, сохранения их трудовых коллективов эта мера имела, как минимум, два отрицательных последствия. Во-первых, привела к новому витку инфляции, так как продукции не прибавилось, но в результате увеличения заработной платы на этих предприятиях увеличился спрос на рынке потребительских товаров и услуг, вызвавший рост цен. Во-вторых, эта мера подогрела иждивенческие настроения у руководителей и трудовых коллективов, в определенной мере задержала конверсию военных предприятий, которые получили львиную долю безвозмездных кредитов. В документах Центрального банка России это финансирование называлось кредитованием, но на самом деле это была финансовая помощь за счет бюджета.

С приходом рыночной экономики изменилось соотношение государственной и негосударственной собственности .

Становление рыночной экономики в РФ

Становление рыночной экономики в РФ


Приходится согласиться с мнением зарубежных экономистов, что данная мера обусловлена не экономическими, а в основном политическими обстоятельствами. С экономической точки зрения выгоднее было выплачивать пособия по безработице, чем затрачивать ресурсы и выпускать заведомо ненужную продукцию. Но увеличение безработицы ведет к обострению социальной напряженности, что в то время было абсолютно недопустимо.

Развитие экономики России 1990-2000 гг. можно подтвердить следующими макроэкономическими показателями

Таблица 1.

Некоторые показатели социально-экономического развития РФ за 1990-2000 гг. (в % к предыдущему году).

Показатели

1990 г.

1991 г.

1992 г.

1993 г.

1994 г.

1995 г.

1996 г.

1997 г.

1998 г.

1999 г.

2000 г.

ВВП

97,0

95,0

85,5

91,3

87,3

96,0

96,6

100,9

95,4

105,4

108,3

Продукция промышленности (крупных и средних предприятий)

99,9

92,0

81,2

83,8

77,2

95,3

95,5

102,0

94,8

111,0

111,9

Продукция сельского хозяйства

96,4

95,5

90,6

95,6

88,0

92,0

94,9

101,5

86,8

104,1

105,0

Инвестиции

100,1

84,5

60,3

88,3

75,7

89,9

81,9

95,0

88,0

105,3

117,7

Из таблицы видно, что после спада производства в 1998 г. в результате финансового кризиса начали значительно расти темпы роста по всем приведенным показателям.

В 2000 г. реально располагаемые денежные доходы выросли по сравнению с 1999 г. на 9,1%, а реальная среднемесячная заработная плата выросла на 20,9%, назначенная месячная с учетом компенсационных выплат увеличилась на 28%.

3. Направления становления рыночных отношений в России

Для более глубокого понимания особенностей формирования рыночных отношений необходимо вначале рассмотреть специфику проводимых в России реформ в переходный период.

В России исходные условия для перехода к рынку складывались гораздо менее благоприятно, чем в странах ЦВЕ, по причине огромных структурных диспропорций между базовыми (топливно-энергетический и металлургический комплексы) и обрабатывающими отраслями, высокой милитаризации экономики, длительности существования административно-командной системы, отсутствия в обществе традиций рыночной экономики и частной собственности, сильного влияния уравнительно-коллективистской психологии, шока от распада единого хозяйственного комплекса СССР. Уже в силу этих факторов переходный период не может не быть более длительным и болезненным, чем в странах ЦВЕ или Восточной Азии.

Для рыночных реформ в России характерно использование в самом их начале (1992–1993 гг.) радикального варианта преобразований. Это выразилось в проведении в кратчайшие сроки приватизации преобладающей части государственной собственности без учета эффективности этой меры, а также в форсированном переходе к открытой экономике. Однако радикальные реформы затем уступили место эволюционному развитию рыночных отношений в 1994–1998 гг. В ходе рыночных реформ в России в целом имело место постоянное сочетание мер "шоковой терапии" с мерами постепенных преобразований.

"Шоковая" либерализация цен в России привела к тому, что лишь в январе 1992 г. потребительские цены выросли в 3,5 раза по сравнению с декабрем 1991 г., в то время как номинальная заработная плата за этот период выросла всего на 40%. Физический объем товарооборота в январе 1992 г. составил около одной трети от января 1991 г. В целом, за 1992 г. потребительские цены выросли более чем в 25 раз.

Чем меньше развиты рыночные отношения к началу либерализации, тем менее эффективен "шоковый" вариант. В России в этом смысле процесс либерализации цен проходил труднее, чем во многих странах Центральной и Восточной Европы, хотя и прошел достаточно быстро. В январе 1992 г. стали свободными 80% цен на товары производственного назначения (кроме цен на энергоносители и транспорт) и 90% цен на потребительские товары (в стоимостном выражении). Цены на большинство товаров производственного назначения были повышены в 5 раз. В дальнейшем процесс повышения цен продолжался. К началу 1996 г. либерализация цен в России была практически завершена.

Формирование институтов рыночной инфраструктуры в переходной экономике имеет целый ряд особенностей. Во-первых, многие из них образуются заново, на "пустом месте". Так, в годы плановой экономики не было товарных, фондовых и валютных бирж. Во-вторых, в связи с этим, образование их происходит в количествах, не адекватных потребностям рынка. Так, на 1 января 1996 г. в России действовало более 2,6 тыс. коммерческих банков, причем примерно за год к этому сроку их число выросло на четверть, а многие из действовавших ранее разорились. Более половины всех банков – мелкие, не способные конкурировать с западными банками. В-третьих, первоначально не все институты выполняют свойственные им функции. Это касается, в частности, товарных бирж, которые должны заниматься организацией товарных сделок по массовым сырьевым и продовольственным товарам. Первые российские биржи, возникшие сразу в огромном количестве (только в 1992 г. было зарегистрировано около 400 товарных бирж) занимались торговлей любыми товарами. В-четвертых, образование названных институтов проходит, подчас, без надлежащей правовой основы, что затрудняет их функционирование и порождает множество злоупотреблений. В-пятых, особо следует сказать о существенном распространении в этой сфере мошеннических организаций, финансовых пирамид и т.д.

Принципиальные изменения произошли в банковской сфере. Вместо практически единой государственной банковской системы, свойственной плановой экономике, сложилась двухуровневая система, отвечающая потребностям экономики рыночной. Ее нижний уровень составляет широкая сеть коммерческих банков, выполняющих, как и большинство других институтов рыночной инфраструктуры, роль посредников между производителями и потребителями. Их деятельность контролируется Центральным Банком России путем установления учетной ставки процента и обязательной нормы резервов.

С точки зрения характера проводимых преобразований в России преобладали институциональные реформы (преобразование собственности, формирование рыночной инфрастуктуры и т.д.) при явной недооценке промышленной политики и других мер, направленных на возобновление экономического роста и перестройку отраслевой структуры народного хозяйства.

Для России характерна ярко выраженная неравномерность проведения рыночных реформ в различных сферах и отраслях экономики. Дальше всего зашло формирование рыночных институтов в финансовом секторе, а в реальном секторе адаптация к рыночным условиям происходит крайне медленно.

В России не возникало взаимодействия и разграничения функций между рыночными структурами и государством, которые постоянно конфликтуют друг с другом, усугубляя кризисное состояние экономики. В результате сложившиеся в переходной экономике России формы собственности заметно отличаются от преобладающих в зрелой рыночной экономике. На многих приватизированных предприятиях так и не появился эффективный собственник.

Значительное влияние на экономические процессы оказывают сложившиеся в предыдущую эпоху монополистические структуры, что затрудняет формирование конкурентной среды; нередко практикуются и криминальные формы конкурентной борьбы.

Наряду с неблагоприятным в целом инвестиционным климатом в стране ограничение конкуренции обусловливает медленную структурную перестройку экономики. Причем начавшийся переход к открытой экономике высветил неконкурентоспособность подавляющего большинства отраслей обрабатывающей промышленности и вызвал новый перекос в отраслевой структуре – в сторону топливно-энергетического комплекса и первичной переработки сырья (металлургия и химия). Преодоление неконкурентоспособности российской экономики требует длительного времени.

Переход к рыночным отношениям в различных отраслях и сферах российской экономики осуществляется крайне неравномерно. Так, в денежно-кредитной сфере и торговле происходит быстрое приближение к уровню стран со зрелой рыночной экономикой, тогда как в сельском хозяйстве в основном сохранились формы организации производства, унаследованные от административно-командной системы.

Неравномерным является также переход к рыночной экономике в регионах России. Быстрее всего этот процесс протекает в Москве, а также в Санкт-Петербурге и других крупных городах, где широкое распространение получило частное предпринимательство, тогда как в отдаленных регионах и сельской местности становление рыночных отношений идет крайне медленно.

Присущие российской модели рыночной экономики высокая криминализация экономической жизни и уход предпринимательства "в тень" обусловлены как факторами, общими для всех стран с переходной экономикой (конфликты в ходе перераспределения собтвенности, рост коррупции), так и российскими особенностями.

Чрезвычайно болезненные гигантские социальные сдвиги, происходящие в переходной экономике, вызывают превращение немалой части населения в маргиналов и люмпенов, которые становятся легкой добычей криминальных структур. В эту же сторону толкает аномия, т.е. разрушение прежних общественных ценностей, не сопровождающееся быстрым формированием новой законченной системы ценностей. Фактическим проявлением аномии в обществе является рост преступности, в том числе экономической.

Характерные для России деспотизм и отсутствие демократических традиций порождали неуважение к закону и недоверие к любой власти. Немалую роль играет и упоминавшийся антагонизм между государством и предпринимательскими структурами, ведущий к разрастанию теневой экономики.

На формирование рыночной экономики в России оказывают влияние такие факторы, как склонность немалой части населения к государственному патернализму (значительной роли государства в перераспределении доходов населения) и общественным формам присвоения (бесплатному образованию, медицинскому обслуживанию и т.д.). Это ведет к сохранению значительной экономической роли государства в финансировании социальных нужд и ограничению рыночных факторов в социальной сфере.

Динамика основных экономических и социальных показателей на начало 2007 года по сравнению с 2006 годом позволяет судить об общем росте экономики: ВВП увеличился на 6,7%, за аналогичный период в прошлом году – 6,4%; объем продукции сельского хозяйства вырос на 1,1%, за аналогичный период прошлого года – 1,4%; оборот розничной торговли увеличился на 13,5%, за аналогичный период прошлого года 10,8%; объем платных услуг, оказанных населению, вырос на 13,4%, по сравнению с предыдущим периодом – 7,9%; наблюдается рост внешнеторгового оборота – 28,9%, за аналогичный период прошлого года – 26%, при этом сохраняется преобладание экспорта над импортом товаров. При этом наблюдается сокращение числа безработных на 8,6%, за аналогичный период прошлого года – 5%, следовательно, в производство вовлекается все больше людей, что обеспечивает дополнительный резерв для повышения эффективности производства. "Темпы инфляции за 2005 и 2006 гг. составили 10,9% и 9% соответственно, планируемый уровень инфляции на 2007 год не должен превысить 8%".

Выводы

Анализ показывает, что рыночные отношения доказали свою актуальность на современном этапе развития России, в результате последовательно проводимых реформ существенно укрепилось положение России, как внутри страны, так и в мировом сообществе.

Основанная на сильной регулирующей роли государства российская модель рыночной экономики опирается на ряд долговременных факторов: преобладание добывающих отраслей, неконкурентоспособность большинства обрабатывающих отраслей, неэффективность сельского хозяйства, социальное иждивенчество. За период 1992–1998 гг. Россия прошла начальный этап преобразований, в течение которого удалось снизить инфляцию, в значительной мере провести либерализацию экономики, приватизировать большую часть государственной собственности, создать основные правовые и организационные институты рыночной экономики. Накоплен определенный опыт организации государственной службы.

Характеризуя формирующуюся в России модель рыночной экономики, следует учитывать особую геополитическую роль страны. Россия в социокультурном плане выступает связующим звеном между цивилизациями западного и восточного типа. В экономическом плане российское общество исторически сформировалось как восточное и сохранило, несмотря на смену политических режимов, следующие его черты:

– огромную роль государства как регулятора экономики и крупнейшего собственника;

– неразвитость частной собственности, прежде всего на землю;

– отсутствие автономного от государства гражданского общества:

– неразрывную связь власти и собственности;

– слабость личной инициативы при довольно сильных коллективистских тенденциях.

Эти черты оказали существенное влияние на формирование в России рыночных отношений, без учета этих особенностей, в отрыве от них невозможно адекватно оценить все процессы, происходившие и происходящие в настоящее время.

Кривая Лоренца и коэффициент Джини

Предположим, Ал, Бэт, Кэрол, Дэвид и Эд получают доходы в размере 500, 250, 125, 75 и 50 у.е. соответственно. .

Четыре индивида Ал, Бэт, Кэрол, Дэвид и Эд получают суммарный доход в 1000 у.е. в месяц, который распределяется между ними в соответствии с данными табл. 2. Ясно, что такое распределение дохода не является равномерным. Подсчитав удельный вес дохода каждого индивида в общем доходе, мы можем сказать следующее: наименьшую долю дохода 5% получает Эд; Дэвид и Эд получают 5+7,5=12,5% дохода. Кэрол, Дэвид и Эд получают 5+7,5+12,5=25% дохода. Бэт, Кэрол, Дэвид и Эд получают 5+7,5+12,5+25%=50% дохода, т.е. на долю Ала приходится 50% общего дохода. Полученные последовательным суммированием долей новые удельные веса и называются накопленными, или кумулятивными, частотами.

Таблица 2.

Распределение дохода между индивидами

Индивиды

Получаемый

доход,

у.е.

Удельный вес

дохода индивида

в общем доходе,

%

Кумулятивный

ряд доходов

(накопленные частоты),

%

Удельный вес

каждого индивида

в их общем числе,

%

Кумулятивный

ряд численности,

%

Эд

50

5

5

20

20

Дэвид

75

7,5

12,5

20

40

Кэрол

125

12,5

25

20

60

Бэт

250

25

50

20

80

Ал

500

50

100

20

100

Всего

1000

100

100

Графически изобразить и измерить неравенство доходов можно с помощью кривой Лоренца. Для ее построения отложим по оси абсцисс последовательно просуммированные удельные веса индивидов в их общем числе, учитывая, что удельный вес каждого из них составляет одну пятую, или 20%, а по оси ординат – кумулятивные доли доходов этих людей. Соединив все точки, получим кривую Лоренца (рис. 1).

Становление рыночной экономики в РФ

Рис. 1. Построение кривой Лоренца для экономики из 5 человек

В случае полного равенства доходов кривая Лоренца имела бы вид прямой, составляющую с осями координат угол в 45о, т.е. биссектрисы 1-го координатного узла, на рисунке обозначена ОА. В такой ситуации каждый получал бы 200 у.е. дохода. Таким образом, неравенство доходов характеризуется степенью отклонения кривой Лоренца от прямой ОА. Это отклонение можно измерить через отношение площади фигуры между кривой Лоренца и прямой ОА, обозначим фигуру ОАО, к площади всего треугольника ОАХ. Данное отношение называется коэффициентом Джини G.

G = площадь OAO / площадь OAX

Рассчитаем значение данного коэффициента. Площадь фигуры OAО можно найти вычитанием из площади треугольника OАХ суммы площадей треугольника OBC и трапеций BCED, DELK, KLMN и MNXA, основания которых численно равны накопленным частотам доходов, а высоты – соответствующим удельным весам индивидов. Таким образом, имеем:

ОАХ= 100*100/2 = 5000

OBC= 5*20/2= 50

BCED = (5+12,5)*20/2=175

DELK = (12,5+25)*20/2=375

KLMN = (25+50)*20/2=750

MNXA = (50+100)*20/2=1500

Просуммировав соответствующие площади, получим, что площадь фигуры ОАО составит 5000 – 2850 = 2150. Отсюда значение коэффициента Джини равно:

G = 2150/5000 = 0,43.

Очевидно, что чем ближе значение этого коэффициента к единице, тем выше дифференциация доходов, и, наоборот, чем ближе его значение к нулю, тем более равномерным является распределение доходов.

Литература

1. Агапова Т.А., Серёгина С.Ф. Макроэкономика. – М.: Дело и сервис, 2006.

2. Бункина М.К., Семёнов В.А. Макроэкономика. – М.: АО "Дис". – 1996.

3. Вводный курс по экономической теории / под ред. Г.П. Журавлёвой. –М.: ИНФРА-М. – 2003.

4. Шишкин А.Ф. Экономическая теория. В 2 кн. Кн. 1. – М.: ВЛАДОС, 2005.

5. Экономика / под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. – М.: Инфра-М – 2004.

6. Экономическая теория / под ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлёвой. – М.: Изд-во Российской экономической академии. – 2005.

7. Богатырев А.А. Рыночная система / Маркетинг в России и за рубежом. – 2000. – №2.

8. Зимина Н.В., Балашов А.А. Изменение поведения российских потребителей как предпосылка формирования современных форматов розничной торговли / Маркетинг в России и за рубежом. – 2000. – №6.

9. Киселев А.Г. Государственное управление / Менеджмент в России и за рубежом. – 1999. – №5.

10. Моисеев А.С. – Достоинства и недостатки рыночной и командно-административной экономических систем/Менеджмент в России и за рубежом. – 2005. – №8.

11. Петраков Н.Я. Актуальные проблемы современного этапа трансформации отношений собственности в России / Вопросы экономики. – 2004. – №2.

12. Петраков Н.Я. Отношения собственности в переходной экономике/ Промышленная политика в Российской Федерации – 2004. – № 3.

13. Рыбина М.Н. Основные этапы малого предпринимательства в условиях современных радикальных рыночных реформ в России / Менеджмент в России и за рубежом. – 2001. – №2.

14. Савин В.А. McKinsey Global Institute о состоянии и перспективах экономики России / Маркетинг в России и за рубежом. – 2000. – №2

15. Сергушкина Л.Г. Роль и функции государства в рыночной экономике / Финансист. – 2006. – №5.

16. Стратегия реформирования экономики России. Аналитический доклад ИЭ РАН / Вопросы экономики. – 1996.– №3.

17. Токмачева М.Н. Государство и рыночная экономика / Финансист. – 2006. – №5.

18. Труханов И.А. Индивидуальное и рыночное предложение, эластичность предложения / Вопросы экономики. – 2003. – №1.