Стационарное социальное обслуживание

Особенности стационарного социального обслуживания.

Статьи по теме
Искать по теме

Социальные проблемы людей пожилого возраста

Представители Российской академии медицинских наук заявляют о том, что в последнее время произошли заметные изменения в определении биологического возраста человека. Для исследования различных изменений, происходящих с человеком, существует Всемирная организация здравоохранения – ВОЗ. Так, классификация возраста человека по ВОЗ, считает следующее: в возрасте от 25 до 44 лет – человек молод; от 44 до 60 – имеет средний возраст; с 60 до 75 – люди считаются пожилыми людьми; с 75 до 90 – это уже представители старого возраста. Все, кому посчастливилось перешагнуть эту планку, считаются долгожителями. Наверное, к сожалению, до 90, а уж тем более до 100 доживают немногие. Причиной тому служат различные болезни, которым подвержен человек, экологическая ситуация, а еще условия жизни. Так что же происходит? Что пожилой возраст по классификации ВОЗ гораздо помолодел? По данным выборочных социологических опросов, каждый год проводимых в разных странах, сами люди и не собираются стареть. Но хотят добавить себя к пожилым людям только когда достигнут возраста 60-65 лет.

Классификация возраста по ВОЗ не является обязательным критерием для причисления человека к явной возрастной группе. Ведь не только количество лет характеризует состояние человека. Здесь можно вспомнить известную пословицу, которая говорит о том, что человеку столько лет, на сколько он сам себя ощущает и чувствует. Скорее всего, это выражение в большей мере характеризует возраст человека, чем возрастная классификация ВОЗ. Связано это не только с эмоциональным состоянием человека, но и со степенью изношенности организма. К сожалению, болезни, одолевающие и изматывающие людей, не спрашивают возраста. Им подвержены в одинаковой степени все и старики, и молодежь, и дети. Зависит это от многих факторов, в том числе от состояния организма, иммунитета, критерий жизни. И, конечно, от того, как сам человек относится к самому себе и своему здоровью. Когда-то либо не до конца вылеченные болезни, отсутствие нормального отдыха, неправильное питание – это все и прочее достаточно в значительной степени изнашивает организм. Пожилой возраст – это для многих ворчание, плохая память, целый букет хронических болезней. (14,с.5)

Исследователи давно пришли к решению, что процесс старения происходит как бы по двум направлениям: физиологическому и психологическому. Психологическое старение может оказаться не таким видимым для окружающих, но так случается далеко не всегда. У пожилых людей в значительной степени меняется характер. Они становятся невнимательны, раздражительны, быстро устают. И происходит не редко именно потому, что они наблюдают признаки физиологического старения. Они не способны повлиять на необратимые процессы в организме и вследствие чего переживают глубокую душевную драму. Так какой же возраст считается пожилым? Начинается физиологическое и психологическое старение не всегда в одно и тоже время. Сильные духом люди, оптимисты способны принимать свой возраст и поддерживают энергичный образ жизни, именно тем самым замедляя физиологическое старение. Не всегда количество прожитых лет является показателем состояния внутреннего мира человека. Не редко люди, которые следят за своим здоровьем, чувствуют первые изменения в своем организме и стараются к ним приспособиться, понизить негативное их проявление. Если регулярно заниматься своим здоровьем, то отодвинуть приближение старости вполне возможно. Поэтому те люди, которые попадают в категорию "пожилой возраст" по классификации ВОЗ, далеко не всегда могут чувствовать себя таковыми. Либо наоборот, те, кто преодолевает 65-летний рубеж, считают себя старыми стариками. Поэтому можно будет еще раз припомнить о том, что гласит народная мудрость: "Человеку столько лет, на сколько он себя ощущает".

Несомненно, интересно знать: "Сколько живут люди в России?" В ежегодном докладе ВОЗ в 2013 году было сообщено, что среди всего населения Средней Азии и Европы самую короткую продолжительность жизни имеют российские мужчины. Они примерно доживают лишь до 62,8 лет. Для сравнения: наибольшая продолжительность жизни мужского населения отмечается в Израиле – 80,1 года. В Испании этот показатель составляет 78,8 года, а в Великобритании – 78,4 года. По данным переписи населения 2010 г. численность женского населения превышает численность мужского населения на 10,8 млн. человек. В 2002 г. это превышение составляло 10,0 млн. человек. (26, с.52-57)

Следует отметить, что возрастной состав населения России в последнее время значительно падает, снижается численность россиян, находящихся в трудоспособном возрасте, при всем при этом быстрыми темпами увеличивается число пожилых людей. Исследователи делают прогноз, что в предстоящие десятилетия Российскую Федерацию может настигнуть кризис пенсионной реформы, так как работающие граждане будут не в состоянии содержать очень быстро растущее количество пенсионеров.

Переход России к рыночным отношениям вызвал ухудшение социального положения большинства пожилых людей. Наблюдается стремительное обнищание пожилых людей. Низкий социально-экономический статус данной категории людей ограничивает их жизненный потенциал. Предстоит процесс падения авторитета старости в обществе.

Социальные проблемы пожилых людей достаточно разнообразны, это зависит как от объективных, так и от субъективных причин. Однако можно попытаться условно объединить их в несколько групп – это трудности материального характера, медицинского характера, социальной реабилитации и психологического благополучия пожилых. При этом, необходимо отметить, что решение проблем психологического благополучия не менее важно, чем поддержание достойного уровня жизни пожилых людей или оказание им качественных услуг в сфере медико-социальной реабилитации. К сожалению, достаточно нередко это направление социальной поддержки остается нереализованным. Переход в категорию пожилых людей (выход на пенсию) связан, прежде всего, с осознанием человеком того, что он вступает в последний шаг собственной жизни. Впереди неизбежное старение, болезни, полное или частичное ограничение жизнедеятельности. Осознанность всего этого, размышления о неизбежности приближающейся смерти вызывают осложнения психологического плана, при этом уровень данных осложнений зависит от субъективных качеств личности.

К материально-финансовым проблемам пожилых людей, несомненно, относится низкий уровень пенсий, который, нередко, находится ниже уровня бедности. Индексация пенсий только в последние годы стала проводиться, сравнительно постоянно, однако её коэффициент пока отстает от уровня инфляции.

Другой социальной проблемой пожилых людей, решение которой во многом способствовало бы повышению их благосостояния, является проблема трудовой занятости данной группы населения. Как уже говорилось выше, далеко не все из них к пенсионному возрасту утрачивают трудоспособность. Многие по состоянию здоровья еще долгие годы могут заниматься производственным трудом, следовательно, иметь ещё один источник доходов. (23,с.290)

Старение сопровождается неуклонным увеличением риска смерти, отражающим снижение жизнеспособности организма, его возможностей. Достаточно острой является проблема ограничения жизнедеятельности, которая понимается, как "…полное или частичное отсутствие у человека способности или возможности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль над своим поведением, а также заниматься трудовой деятельностью". Пожилому человеку и его семье нужна помощь и поддержка – психологическая, медицинская, социальная. И цивилизованность сегодняшнего общества определяется например тем, как широка сеть специализированных учреждений, оказывающих поддержку пожилым людям в решении их медико-социальных проблем.

Пожилые люди – это наиболее социально уязвимая часть населения. Их доход обычно значительно ниже среднего, а потребности, особенно в медицинском обслуживании, диетическом питании, благоустроенном жилье, значительно выше. Очень часто пожилые люди живут в отдельности от семей, и поэтому им бывает не под силу справиться со своими недомоганиями и одиночеством. И если раньше основная ответственность за пожилых людей лежала на семье, то сейчас её все чаще берут на себя государственные и местные организации и учреждения

социальной защиты населения [24,с.19-20].

Очень большие проблемы связаны с получением документов, дающих право на льготы: оформление инвалидности, переосвидетельствование на повышение группы инвалидности, оформление документов на льготный проезд в общественном транспорте, на получение некоторых иных льгот и документов.

Вопросы одиночества пожилых людей приобретают сегодня особую актуальность. Одиночество становится массовым явлением. Одиноко живущие пожилые люди представляют особую особенную группу риска, особенно те из них, кто не имеет детей. Многие из этих пожилых людей утрачивают способность к самостоятельному обслуживанию и нуждаются в посторонней поддержки. В то же время исследования показывают, что одиноко живущие пожилые и старые люди не стремятся в стационары, а предпочитают, чтобы им оказывали помощь на дому, боясь окончательной утраты независимости и самостоятельности[10,с.110].

Среди медицинских проблем пожилых людей можно перечислить сердечно-сосудистые заболевания, заболевания органов дыхания, онкологические заболевания, заболевания костно-мышечной системы, ограничения двигательной активности и возрастные изменения психики.

К старости человек приобретает целый ряд болезней, причём характерно сочетание сразу нескольких болезней, преимущественно хронического характера с сезонными обострениями, поэтому пожилые люди испытывают повышенную потребность в медицинской поддержке. Социальные условия жизни пожилых людей, прежде всего, определяются состоянием их здоровья.

Показатель состояния здоровья – активная жизнедеятельность, которая снижается у пожилых людей в силу хронических болезней, ухудшение слуха, зрения, присутствие ортопедических проблем. Уровень заболеваемости пожилых людей почти в 6 раз выше, чем у молодых. В среднем на одного больного пожилого человека России приходится от 2 до 4 заболеваний, а стоимость лечения пожилых в 1,5– 1,7 раза выше стоимости лечения молодых людей [22, с.282].

Наиболее важным направлением социальной работы с пожилыми людьми – это организация среды их среды таким образом, чтобы у пожилого человека всегда был выбор способов взаимодействия с этой средой. Свобода выбора порождает ощущение защищенности, уверенности в завтрашнем дне, ответственности за свою и чужую жизнь [23, с.290].

При соответствующем отношении к пожилым людям со стороны государства, общественных и других организаций, общества в целом их жизнь может быть достаточно полноценной и достойной.

Таким образом, социальные проблемы пожилых людей условно можно разделить на четыре группы [10]:

- социально – медицинские. Социально – медицинские проблемы пожилых людей, прежде всего, делятся на только социальные и только медицинские [27, с. 245]. Само положение пожилого человека не только в обществе, а в жизни такое, что отличает его от всех других возрастных групп, и в зависимости от того, как наше общество относится к старости, определяются и решаются соответствующие социально – медицинские проблемы различного характера.

- социально – экономические. Материальное положение – единственная проблема, которая конкурирует по своей значимости со здоровьем. Пожилые люди обеспокоены своим материальным положением, уровнем инфляции, высокой стоимостью продуктов питания. По данным А. Г. Симакова, каждая пятая семья пенсионеров испытывает затруднения в приобретении одежды и обуви. Именно в этой группе семей имеются живущие очень бедно. Многие пожилые люди продолжают работать, причём по материальным соображениям. Согласно проводимым социологическим исследованиям хотели бы работать 60 % пенсионеров. Социально – экономические проблемы пожилых людей заключаются в слишком маленькой пенсии. Они не могут себе позволить купить то, что хотят. Пожилые люди чувствуют себя изолированными от общества. Потому, что некоторые пожилые люди хотят работать, чтобы улучшить своё материальное положение, но их, ни на какой работе "не жалуют". И поэтому им приходится идти работать дворниками или уборщиками, где маленькая зарплата. И поэтому они чувствуют себя отчуждёнными, брошенными обществом. От этого появляется у пожилых людей злость на всё общество [20, с.67].

- социально-бытовые. Пожилые люди стареют и здоровье ухудшается с каждым днём. И поэтому им тяжело самих себя обслуживать, если рядом нет близких родственников или не помогают соседи. Для решения и оказания социально – бытовых проблем на помощь к пожилым людям приходят социальные работники. Как известно, социальные работники чаще обслуживают одиноких пожилых людей, у которых родственники далеко, или их нет, или родственники отказались от своих старых родителей по разным причинам.

- одиночество. Часто одиночество – это ощущение, которое проявляется в форме общения быть включенным в какую-то группу или просто быть в контакте с кем-либо. Одиночество может быть причиной многих разочарований, но хуже всего, когда оно становится причиной крушения надежд. Одинокие люди чувствуют себя покинутыми, оторванными, забытыми, обделенными, потерянными, ненужными [18, с.5]. С точки зрения личного ощущения времени пожилыми людьми, одиночество создает обрывочные, преходящие связи, выражая этим как отстраненность от прошлого, так и глубокий крах в будущем. Делая будущее еще более не определенным, чем обычно, одиночество порождает тревогу и страх.

Для того, чтобы работать с пожилыми людьми, нужно четко представлять социальные и психологические проблемы пожилых людей и инвалидов. В этой работе необходимо опираться на различные науки, как например, социологию, психологию, социальную геронтологию; опираться на данные социологических, психологических, социально-экономических и других видов исследования. Проблема социальной работы с пожилыми людьми и инвалидами имеет общегосударственное значение. Создана законодательно-правовая база социальной работы, в которой определены цели, задачи, источники финансирования, сформулированы программы социальной защиты пожилых людей.

Регулирование социального обслуживания людей пожилого возраста в РФ

В начале 90-х годов прошлого века, когда в стране резко ухудшилось социально-экономическое положение наибольшей части людей, в том числе лиц пожилого возраста и инвалидов, появилась острая необходимость в переходе от прежней системы государственного социального обеспечения к новой – системе социальной защиты. Еще пару лет назад казалось, что старение населения свойственно только лишь развитым государствам. Однако в настоящее время стало очевидно, что данный процесс охватил практически всю страну. Демографические процессы прогрессирующего старения населения, похоже, тоже обусловливали потребность изменения социальной политики в отношении пожилых людей.

Получить помощь в домах-интернатах, учреждениях стационарного и полустационарного типа имели возможность не все нуждающиеся одинокие пожилые люди и инвалиды, так как не хватало мест. Необходимость населения в социальных услугах возрастали, а государственные и муниципальные учреждения не имели возможности предоставлять их своевременно и качественно. Даже и тем людям, кто в силу разных причин остался без родных и близких. Эти люди чаще всего находились под опекой добродушных и чутких соседей, своих знакомых, готовых поддержать их в трудную минуту. Но пожилые люди нуждались в постоянном и ежедневном уходе и в самых различных услугах. Все больше становилось понятно, что с реализацией таких задач могут справиться только специально выделенные и обученные для их обслуживания работники и социальные службы.

Только в 1992г., через десять лет со времени принятия Венского плана действий по проблемам старения населения, была подготовлена новая программа международного сотрудничества, разработаны принципы ООН в отношении пожилых людей и рекомендовано включить их в национальные программы. Большое внимание в данных документах уделялось вопросам организации ухода и защиты нетрудоспособных граждан пожилого возраста, обеспечения доступа к медицинскому обслуживанию, общественным, социальным, правовым и иным услугам, позволяющим поддерживать походящий уровень благосостояния, достоинство и независимости. При этом особенно подчеркивалось, что пожилые люди должны проживать дома до тех пор, пока это возможно, пока они могут себя обслуживать сами. Обращалось внимание на важность формирования активной жизненной позиции самого пожилого человека. Такие подходы к статусу нетрудоспособных лиц пожилого возраста нашли почти во всех странах, в том числе и России.

Начавшиеся в начале 90-х гг. прошедшего столетия экономические реформы, привели к внезапному падению жизненного уровня населения, ухудшению структуры потребления, подъёму социально-психологического напряжения в обществе. В условиях нарастания кризиса срочно понадобился комплекс мер по снижению уровня социальной непостоянности. Была взята на заметку ориентация на поддержку населения через систему социальных служб и различных мероприятий. За счет средств бюджетов всех уровней стали в срочном порядке формироваться резервные фонды социальной защиты населения, развивалась адресная система социальной помощи наиболее незащищенным группам населения, в том числе и пожилым нетрудоспособным людям.

Все эти процессы развивались по общемировым направлениям и в соответствии с требованиями международных правовых актов по проблемам старения. С учетом норм и требований основных международных документов активно развивались идеи о необходимости принимать лиц пожилого возраста не только как получателей помощи, но и как субъектов, способных проявить активность, принять участие в общественной жизни общества.

Базой для развития законодательства, закрепляющего систему социальных прав пожилых людей, были заложены Конституцией Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (в последней редакции от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ).

Символически в систему социальных прав пожилых людей можно включить два вида норм:

- нормы, закрепляющие права всех людей независимо от возраста, в том числе особо важные права для пожилых людей;

- нормы, конкретно касающиеся прав пожилых людей и их особых групп.

По Конституции Российской Федерации пожилым гражданам гарантируются равные со всеми гражданами России социальные права и свободы. Так, согласно ст.39 Конституции Российской Федерации, каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и др.

В согласовании со ст.41 Конституции Российской Федерации пожилые люди, наряду со всеми, имеют право на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях. Не считая этого, в Конституции Российской Федерации имеются и остальные нормы, обеспечивающие права и свободы пожилых граждан.

Перечисленные выше основополагающие конституционные нормы явились базисом для множества федеральных законов, указов Президента, постановлений Правительства Российской Федерации и остальных подзаконных актов, определяющих направление социальной политики нашего государства в сфере досуга и обеспечения пожилых людей. Такой как Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации". С момента вступления в силу указанного нормативного акта прекращается действие Федерального закона от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" и Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации".

Законом учитывается индивидуальный подход к каждому нуждающемуся в помощи и поддержке. Закон предполагает разработку и реализацию индивидуальной программы, в которой будут указаны форма социального обслуживания, методы социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению (статья 18). При этом индивидуальная программа для гражданина или его законного представителя имеет рекомендательный характер, а для поставщика социальных услуг – обязательный. Само понятие "трудная жизненная ситуация" заменено на более широкое и конкретизированное понятие "обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности гражданина". Главные преимущества нового закона:

- возможность выбора поставщика социальных услуг (это могут быть и государственные и частные учреждения социального обслуживания населения, и другие социально ориентированные организации различных форм собственности);

- широкая информационная открытость поставщиков социальных услуг;

- определение обстоятельств, при которых граждане признаются нуждающимися в социальном обслуживании;

- закрепление принципа осуществления социального обслуживания исходя из индивидуальной нуждаемости гражданина в социальных услугах;

- введение социального сопровождения граждан при предоставлении социальных услуг (содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, основанное на межведомственном взаимодействии структур и организаций);

- введение государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания, расширение понятия общественного контроля.

Законом учтены переходные положения, в соответствии с которыми перечень социальных услуг не может быть убавлен или сокращён по сравнению с перечнем, действовавшем до вступления в силу закона, а условия их предоставления не могут быть хуже по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31 декабря 2014 года.

Социальное обслуживание в соответствии с этим Федеральным законом представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

По новому закону помощь и поддержку получат те, кто полностью или частично потерял способность к самообслуживанию из-за болезни, травмы, возраста или инвалидности; семьи с инвалидом или ребенком-инвалидом, нуждающимся в постоянном уходе; семьи с ребенком, испытывающим трудности в социальной адаптации; безработные и другие.

Основные принципы социального обслуживания граждан по данному закону:

- соблюдение прав человека и уважение достоинства личности, гуманный характер, не допустимость унижения чести и достоинства человека;

- равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям;

- адресность предоставления социальных услуг;

- добровольность;

- конфиденциальность;

- приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг;

- достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании;

- достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг;

- сохранение пребывания гражданина в благоприятной среде.

Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" в главе 6 статья 19 предусматривает формы социального обслуживания:

1. Социальные услуги предоставляются их получателям в форме социального обслуживания на дому, или в полустационарной форме, или в стационарной форме.

2. Социальные услуги в полустационарной форме предоставляются их получателям организацией социального обслуживания в определенное время суток.

3. Социальные услуги в стационарной форме предоставляются их получателям при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в организации социального обслуживания. Получатели социальных услуг в стационарной форме обеспечиваются жилыми помещениями, а также помещениями для предоставления видов социальных услуг, предусмотренных пунктами 1 – 7 статьи 20 настоящего Федерального закона.

Порядок и условия предоставления бесплатного надомного, полустационарного и стационарного социального обслуживания, а также на условиях полной или частичной оплаты устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 9 этого же закона при получении социальных услуг граждане пожилого возраста имеют право на:

- уважительное и гуманное отношение;

- получение бесплатно в доступной форме информации о своих правах и обязанностях, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг, о возможности получения этих услуг бесплатно, а также о поставщиках социальных услуг;

- выбор поставщика или поставщиков социальных услуг;

- отказ от предоставления социальных услуг;

- защиту своих прав и законных интересов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- участие в составлении индивидуальных программ;

- обеспечение условий пребывания в организациях социального обслуживания, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям, а также на надлежащий уход;

- свободное посещение законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время;

- социальное сопровождение в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона.

Перечень гарантированных государством социальных услуг утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом потребностей населения, проживающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. (Постановление Правительства Российской Федерации от 25.11.1995 N 1151 "О федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания" (с изменениями на 17 апреля 2002 года)).

Основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социального обслуживания является поданное в письменной или электронной форме заявление гражданина или его законного представителя о предоставлении социального обслуживания. Либо обращение в его интересах иных граждан, обращение государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений непосредственно в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации либо переданные заявление или обращение в рамках межведомственного взаимодействия.

Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют следующие обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности (Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" статья 15):

1. Полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;

2. Наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;

3. Наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;

4. Отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;

5. Наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;

6. Отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

7. Отсутствие работы и средств к существованию;

8. Наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан. Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации принимает решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании в течение пяти рабочих дней, с даты подачи заявления. О принятом решении заявитель информируется в письменной или электронной форме. Решение об оказании срочных социальных услуг принимается немедленно. Решение об отказе в социальном обслуживании может быть обжаловано в судебном порядке.

В статье 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" говорится, что кроме бесплатных социальных услуг, предусмотренных перечнями гарантированных государством социальных услуг, гражданам пожилого возраста и инвалидам могут быть предоставлены дополнительные услуги на условиях полной или частичной оплаты.

Полустационарное социальное обслуживание включает социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание людей пожилого возраста, организацию их питания, отдыха, обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни. На полустационарное социальное обслуживание принимаются нуждающиеся в нем граждане, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению, не имеющие медицинских противопоказаний, в частности, тяжелых психических расстройств, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения. Решение о зачислении на полустационарное социальное обслуживание принимается руководителем учреждения на основании личного письменного заявления гражданина и справки учреждения здравоохранения о состоянии его здоровья. Порядок и условия полустационарного социального обслуживания определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Стационарная форма социального обслуживания предназначается для людей пожилого возраста, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении. Стационарное социальное обслуживание включает меры по созданию для людей пожилого возраста наиболее адекватных их возрасту и состоянию здоровья условий: жизнедеятельности, реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно-трудового характера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организацию их отдыха и досуга.

Стационарные учреждения (отделения) социального обслуживания профилированы в соответствии с возрастом людей пожилого возраста, состоянием их самочувствия и социальным положением. Согласно Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", помещение людей пожилого возраста в стационарные учреждения социального обслуживания производится на основании их личного письменного заявлении и подтверждается их подписью или их законного представителя.

Граждане, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания помимо прав, которые им гарантированы при получении социальных услуг в целом, имеют право на:

- обеспечение им условий проживания, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям;

- уход, первичную медико-санитарную и стоматологическую помощь, предоставляемые в стационарном учреждении социального обслуживания;

- социально-медицинскую реабилитацию и социальную адаптацию;

- добровольное участие в лечебно-трудовом процессе с учетом состояния здоровья, интересов, желаний в соответствии с медицинским заключением и трудовыми рекомендациями;

- медико-социальную экспертизу, проводимую по медицинским показаниям, для установления или изменения группы инвалидности;

- свободное посещение их адвокатом, нотариусом, законными представителями, представителями общественных объединений и священнослужителем, а также родственниками и другими лицами;

- бесплатную помощь адвоката;

- предоставление помещения для проведения религиозных обрядов, создание для этого соответствующих условий, не противоречащих правилам внутреннего распорядка, с учетом интересов верующих различных религий;

- сохранение занимаемых ими по договору найма или аренды жилых помещений в домах государственного, муниципального и общественного жилищных фондов в течение 6 месяцев с момента поступления в стационарное учреждение социального обслуживания, а в случае, если в жилых помещениях остались проживать члены их семей, – в течение всего времени пребывания в этом учреждении.

Пожилые люди, проживающие в стационарных учреждениях, могут приниматься на работу, доступную им по состоянию здоровья. На условиях трудового договора с предоставлением ежегодного оплачиваемого отпуска продолжительностью 30 календарных дней.

Одним из нововведений является создание реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг, которые формируются в субъекте Российской Федерации. Получателям социальных услуг можно будет самим выбирать наиболее подходящего поставщика социальных услуг, при этом закрепляет также обязанности поставщика социальных услуг:

- соблюдать права человека и гражданина;

- обеспечивать неприкосновенность личности и безопасность получателей социальных услуг;

- осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством о социальном обслуживании граждан в Российской Федерации;

- предоставлять стационарное социальное обслуживание в соответствии с индивидуальными программами и условиями договоров, заключенных с получателями социальных услуг или их законными представителями, на основании требований законодательства;

- предоставлять бесплатно в доступной форме получателям социальных услуг или их законным представителям информацию об их правах и обязанностях, о видах социальных услуг, сроках, порядке и условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и их стоимости для получателя социальных услуг либо о возможности получать социальные услуги бесплатно;

- обеспечить ознакомление получателей социальных услуг со своими учредительными документами, на основании которых поставщик социальных услуг осуществляет свою деятельность и оказывает социальные услуги;

- использовать информацию о получателях социальных услуг в соответствии с требованиями о защите персональных данных, установленными законодательством;

- предоставлять в Министерство труда и социальной защиты населения РБ информацию для формирования регистра получателей социальных услуг;

- обеспечивать получателям социальных услуг содействие в прохождении медико-социальной экспертизы, проводимой в установленном законодательством порядке федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы;

– предоставлять получателям социальных услуг возможность пользоваться услугами связи, в том числе сети Интернет, и услугами почтовой связи, при получении услуг в организациях социального обслуживания;

- выделять супругам, проживающим в организации социального обслуживания, изолированное жилое помещение для совместного проживания;

- обеспечивать получателям социальных услуг возможность свободного посещения их законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время;

- обеспечивать сохранность личных вещей и ценностей получателей социальных услуг;

- информировать получателей социальных услуг о правилах техники безопасности, пожарной безопасности, эксплуатации предоставляемых приборов и оборудования;

- исполнять иные обязанности, связанные с реализацией прав получателей социальных услуг на социальное обслуживание.

Форма стационарного социального обслуживания направлена на адаптацию людей пожилого возраста в обществе, ослабление социальной напряженности, создание благоприятных отношений в семье, а также на обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства.

Федеральный закон содержит нормы, предусматривающие осуществление государственного контроля в сфере социального обслуживания, а также общественного контроля. Действия или бездействие государственных органов, учреждений, организаций и должностных лиц, повлекшие нарушения прав граждан, могут быть обжалованы в суд.

Таким образом, в настоящее время правовое регулирование социального обслуживания людей пожилого возраста в Российской Федерации закреплено Конституцией РФ и Федеральным законом от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".

Литература

1. Конституция РФ (Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.)

2. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций": Федеральный закон от 05.04.2010 № 40-ФЗ (ред. от 27.05.2014)

3. "О государственной программе "Социальная защита населения Республики Башкортостан" Постановление Правительства РБ от 31.12.2014 №671 (ред. от 27.10.2015)

4. "О занятости населения в Российской Федерации": Федеральный Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. №1032-1

5. "О социальном обслуживании граждан в Республике Башкортостан" Закон Республики Башкортостан от 28.11.2014 №155-з (ред. от 28.12.2015) (принят Государственным Собранием – Курултаем РБ 27.11.2014) (вместе с "Перечнем социальных услуг по видам социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Республике Башкортостан")

6. "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации": Федеральный Закон от 28 декабря 2013 г. №442-ФЗ

7. "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации": Федеральный закон от 10.12.1995 №195-ФЗ (ред. от 21.07.2014)

8. "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Республики Башкортостан" на 2013 – 2018 годы": Распоряжение правительства республики Башкортостан от 30 апреля 2013 г. №513-р

9. "Об утверждении Стратегии инвестиционного развития Республики Башкортостан до 2020 года": Постановление правительства Республики Башкортостан от 18 апреля 2014 года №188

10. Арьев, А. Л. Пожилой человек, его здоровье в контексте глобальных проблем современности, состояние и пути развития геронтологии/гериатрии../А. Л. Арьев// Философия старости: геронтософия: сб. материалов конференции: Серия "Simposium". – Вып. 24. – СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. – С. 110..

11. Василенко Н.Ю. Социальная геронтология: учеб.-метод. пособие. Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2003.[1, с.134-135].

12. "Вопрос о социальной защите"\\Ветеран Башкортостана\\, 2013г. №10,с.11

13. Дивнич Н.И. "Дом надежды" \\ Социальная работа//2009г.№2,с.16

14. Лабиринты одиночества: Пер. с англ. /Сост., общ. ред. и предисл. Н. Е. Покровского. – М.: Прогресс, 1989.(18,с.5)

15. Кукушкина Л.Е. "Социальная работа в сельской местности"\\Социальная работа\\ 2008г. №2,с.4

16. Краснова О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология старости: Учебное пособие. – М.: Изд. центр "Академия", 2002. (39,с.114)

17. Основы социальной работы: учебник / отв. ред. П.Д.Павленок. М.: Инфра-М, 1999.

18. Пермякова Е.И. "Формы работы диктует сама жизнь"\\Социальная работа\\2008г. №2,с.30

19. Смирнова О. "Психологические группы всиреч для людей пожилого возраста"\\Социальная работа\\№2,с.20

20. Сарамиева З.И., "Пожилой человек в центральной России"\\СЩЦИС- 2006.№12,67

21. Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. М.: ИНФРА-М, 2001., с.262-263

22. Технологии социальной работы – Холостова Е.И. – Глава 19. Социальная работа с пожилыми людьми / §1. Пожилые люди как социальная общность с.282

23. Щукина Н.П. ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ. Часть 2., 2006, с.290

24. Якупова Г. А. Социальные факторы и старение// Обозрение психиатрии и медицинской психологии. – Т.1. – №1. – М., 2004. – С. 19-20.

25. Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология – М,1999

26. Кудрин А., Гурвич Е. Старение населения и угроза бюджетного кризиса / А. Кудрин, Е. Гурвич // Вопросы экономики. – 2012. – №3. – с. 52-79.

27. Демографический ежегодник России. 2015: Стат. сб./ Росстат. – M., 2015. – 263 c.

28. Звездина Н.В., Иванова Л.В. Ожидаемая продолжительность жизни в России и факторы, влияющие на нее / Н.В. Звездина, Л.В. Иванова // Вопросы статистики. – 2015. – №11. – с. 10-20.

29.Технология социальной работы / Под ред. И.Г. Зайнышева. – М.:

ВЛАДОС, 2002. – C.120.

29. Романова И.В. Старость как социальная проблема современного общества / И.В. Романова // Вестник ЧитГУ. – 2007. – № 4 (45). – С. 100-105.