Специальные налоговые режимы

Характеристика специальных налоговых режимов

Статьи по теме
Искать по теме

Особенности специальных налоговых режимов

Прежде всего, необходимо дать краткую характеристику налоговой системы Российской Федерации. Действующая в стране налоговая система напрямую влияет на предпринимательскую и инвестиционную активность, а кроме того она является одним из важнейших условий, которое способно вывести российский бизнес из тени и сделать экономическую деятельность более прозрачной. Проведение налоговых реформ необходимы для усовершенствования существующего налогового законодательства. Среди важных задач реформирования российской налоговой системы следует отметить такие как:

1.ослабление налоговых тягот для добросовестных плательщиков налогов и сборов, посредством снижения ставок по налогам, налоговой базы и объектов налогообложения, внесение поправок в правила исчисления и налоговых уплат:

2.контроль над соблюдением основного принципа налоговой системы – справедливости, путем сбалансирования условий обложения налогов для хозяйствующих субъектов, отмена безрезультативных налогов сборов который негативно влияют на предпринимательскую деятельность в стране, искоренение их механизма налогообложения, норм, экономическое содержание которых может быть неправильно истолковано.

3.сделать налоговую систему более доступной для понимания налогоплательщиков, с помощью:

- утвердить оптимальный список налогов и сборов, но сократить их число;

- минимизировать налоги и сборы, которые обладают целевой направленностью;

- унифицировать как можно большее число существующих налоговых режимов;

4.достижение эффективного баланса меду стабильностью налоговой системы и динамикой ее развития, благодаря чему у налогоплательщиков появиться возможность выработать систему планирования своих налоговых платежей в конкретном периоде и на будущий срок;

5.улучшение качества и результативности администрирования в сфере налогообложения, с целью повышения уровня сбора налогов.

Налоговой системой РФ действующей на сегодняшний день устанавливаются как общие, так и конкретные режимы обложения налогами. Перечисленные задачи, как часть налоговой реформы как нельзя актуальны, и имеют отношения, как и общему режиму налогообложения, так и к специальному. Разница в том, что общий режим обложения налогов применим к каждому налогоплательщику, а специальный – к определенным группам субъектов хозяйственной деятельности. Согласно действующему налоговому законодательству РФ специальным режимом налогообложения являются конкретные правила и порядки начисления и уплаты налогов в определенный период времени, и применятся они в тех случаях, которые утверждены Налоговом кодексом России и соответствующим ему актами и положениями. Также Налоговый кодекс Российской Федерации определяет льготы по налогам и прочие детали налогообложения при утверждении специального режима налоговых сборов.

Наряду с общим режимом налогообложения, предусмотренным законодательством РФ о налогах и сборах, существуют отличающиеся от общей системы налогообложения налоговые режимы, применение которых освобождает налогоплательщиков от уплаты ряда федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Следовательно, если организация (индивидуальный предприниматель) не применяет специальный налоговый режим, можно говорить о том, что она исполняет налоговые обязательства по общей системе налогообложения.

Установление и введение в действие специальных налоговых режимов не относится к установлению и введению в действие новых налогов. Порядок установления и применения специальных налоговых режимов определяется Налоговым кодексом РФ и другими актами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных законодательством о налогах и сборах.

При установлении специальных налоговых режимов элементы налогообложения и налоговые льготы определяются в порядке, устанавливаемом НК РФ, а иные особые правила могут содержаться в других федеральных законах.

Специальные налоговые режимы применяются с целью создания более благоприятных экономических условий функционирования организаций и индивидуальных предпринимателей, упрощения системы учета и отчетности.

Термин "специальный", который применяют в области налогообложения, означает наличие особых условий в некоторых особенных проявлениях налогообложения. Он определяет отличительные от общих условий черты, характерные для этих так называемых особых условий. Так же этот термин является признаком наличия дополнительной цели для применения этих особых условий в налогообложении и способов ее достижения.

Специальный налоговый режим представляет собой определенный режим в рамках общего налогового механизма. Под специальным налоговым режимом подразумевается установление специальных условий налоговым законодательством. Это может быть взимание одного или нескольких налогов с определенной категории налогоплательщиков. Специальные налоговые режимы распространяются не только на налогоплательщиков, но и на территории. В частности это относится к специальным условиям налогообложения на отдельных территориях РФ. Именно это условия отличает специальный режим налогообложения от порядка общего режима.

При специальном налоговом режиме создаются особые условия для формирования базы налогоплательщиков. Также устанавливается порядок уплаты отдельного налога и замена нескольких налогов на один единственный.

Специальный налоговый режим следует рассматривать как подсистему в рамках налоговой системы и как особый порядок в сфере правового регулирования для взимания налогов. Также специальный налоговый режим являет собой сочетание юридических средств, при помощи которых осуществляется особый порядок установления налогообложения. В том числе осуществляется замена нескольких налогов на один налог. Особый порядок взимания налогов в зоне оффшора не является частью данного режима. Налоговые льготы в пределах отдельных налогов также не относятся к данному режиму. Важное значение имеет то, что специальный налоговый режим считается не самостоятельным налогом.

К специальным режимам налогообложения относятся:

- УСН;

- ЕСХН;

- ПСН;

- ЕНВД.

Федеральным законом с 1 января 2003 года был установлен новый специальный налоговый режим "Система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности". Также в Налоговый Кодекс Российской Федерации были внесены изменения и дополнения. В частности в главу 26 была внесена корректировка, согласно которой "Система налогообложения в виде ЕНВД" приняла такое же название, как и в федеральном законе.

ЕНВД – это налог, который является самой новой формой налоговых отношений между различными хозяйствующими субъектами и налоговыми органами. Введение данного налога было обусловлено тем фактом, что порой на практике сложно, а то и невозможно получить более актуальную и полную информацию о доходах физических и юридических лиц, которые осуществляют предпринимательскую деятельность там, где производится оплата за оказанные услуги, товары или работы за наличные денежные средства.

К наличному обращению денег также можно приравнять проведение расчетом посредством кредитных и любых других банковских карточек, а также по расчетным банковским чекам, перечислению средств со счетов в банке по поручению физических лиц. Также к наличному обращению денег, при котором взимается единый налог на вмененный доход относится передача или выполнение работ, услуг в обмен на тождественные услуги и товары.

Самыми распространенными видами деятельности при налогообложении единым налогом на вмененный доход является торговая деятельность, общественное питание, деятельность по бытовому обслуживанию граждан и т.д.

УСН

В современный период времени появились три совершенно разных действующих систем налогообложения: традиционная или общая для всех организаций, упрощенная система налогообложения в виде ЕНВД, и сравнительно новая система налогообложения на основе патента.

При переходе на упрощенную систему налогообложения налогоплательщики самостоятельно решают, применять им ее или нет, однако не каждое предприятие может по своему усмотрению перейти на нее, так как налоговым законодательством предусмотрен ряд ограничений на применение УСН.

Помимо всего перечисленного, упрощенная система налогообложения не освобождает плательщика налогов от ведения довольно сложного налогооблагаемого учета расходов.

Помимо этого налогоплательщик обязан исполнять взносы, требующие ведения полноценного бухгалтерского учета, такие как ведение налога на доходы физических лиц сотрудников предприятия, помесячные взносы в пенсионный фонд Российской Федерации, а также предоставление статической отчетности по результатам деятельности предприятия. По нашему мнению, это не согласуется с тем, что ЕНВД является "упрощенным" налогом.

Для налогоплательщиков, владеющих большим бизнесом и применяющих упрощенную систему налогообложения, до сих пор остается проблемой применение льгот по налогу на добавленную стоимость, которая должна выражаться в освобождении от уплаты этого налога.

Покупателям- оптовикам не осуществляется возмещение "входного" НДС, что усложняет их финансовые отношения с покупателями продукции: возможность потери клиентов – плательщиков НДС и отсутствие вычета "входного" НДС.

В этой связи необходимо дать возможность предприятиям – неплательщикам НДС выделять в выставленных счетах-фактурах НДС, ранее уплаченный за приобретенные товары. Решение по переходу на уплату НДС предприятием должно приниматься самостоятельно, исходя из конкретных условий деятельности.

Упрощенная система налогообложения на основе патента тоже носит двойственный характер. Добровольный переход, а также отсутствие обязанности ведения бухгалтерского учета сблизило механизм функционирования упрощенной системы на основе патента и УСН на основе единого налога. Кроме того, независимость стоимости патента от результатов деятельности теперь отвечает принципам единого налога на вмененный доход.

Переход предприятий и индивидуальных предпринимателей к упрощенной системе налогообложения осуществляется добровольно в соответствии с главой 26 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Вводя в действие упрощенную систему налогообложения, государство пошло навстречу малому бизнесу, уменьшив налоговое бремя, а также упростив сам порядок уплаты налогов.

Привлекательность упрощенной системы налогообложения заключается в том, что уплата огромного перечня налогов для малого предприятия заменяется уплатой одного единственного налога, рассчитываемый на основании результатов деятельности налогоплательщика за истекший налоговый период

Использование упрощенной системы налогообложения для организаций предусматривает замену налога на прибыль, налога на имущество предприятий. Предприятия, которые применяют УСН, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.

Использование упрощенной системы налогообложения для индивидуальных предпринимателей предусматривает замену НДФЛ, налога на имущество физических лиц, а также иных выплат и вознаграждений, которые начислены ими в пользу физических лиц.

Также переход на УСН освобождает уплату единого налога, который начисляется по результатам хозяйственной деятельности на отчетный налоговый период. Индивидуальные предприниматели, которые применяют УСН, не признаются плательщиками НДС, но исключением является НДС, подлежащий уплате при ввозе товара на территорию Российской Федерации в соответствии с Налоговым Кодексом.

Организации имеют право перейти на новую систему налогообложения, если по окончании 9 месяцев со дня подачи заявления о переходе на УСН, доход от реализации продукции, услуг или работ в соответствии со статьей 248 НК РФ, не превышает 45 млн. рублей.

Эта величина предельного размера доходов организации, при которой возможен переход на упрощенную систему налогообложения. Также эта величина подлежит индексации на специальный коэффициент-дефлятор, ежегодно устанавливаемый налоговыми органами на следующий год и учитывающий инфляционное состояние экономики Российской Федерации.

ЕСХН

Налогообложение в сельском хозяйстве имеет отличительные признаки, обусловленные особенностями производства продукции: сезонность, зависимость от климатических условий, зональная специфика, биологические факторы, рискованность ведения сельского хозяйства и др. Данные особенности оказывают влияние на финансовые отношения в отрасли, в том числе и на налогообложение.

В рамках мероприятий, направленных на создание наиболее оптимального налогового режима для сельскохозяйственных организаций и индивидуальных предпринимателей, была принята глава 26.1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)" НК РФ, новая редакция которой действует с 01.01.2004 г. Применяется она параллельно с другими режимами налогообложения в соответствии с положениями п. 1 ст. 346 НК РФ.

Применять данный налоговый режим могут только организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые сельскохозяйственными товаропроизводителями.

Согласно п. 2 ст. 346.2 НК РФ, сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 %, а также сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 8.12.1995 г. № 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70 %.

При этом в целях применения главы 26.1 НК РФ, в соответствии с п. 2.1 ст. 346.2 к производителям сельскохозяйственной продукции также относятся:

1) градо – и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации. К ним выдвигаются условие о соотношении численности работающих к численности всего населения соответствующего населенного пункта (не менее половины);

2) рыбохозяйственные организации и индивидуальные предприниматели, которые признаются производителями сельскохозяйственной продукции, при соблюдении ряда условий.

Помимо общего условия о размере доли дохода от реализации уловов водных биологических ресурсов и (или) собственной продукции, к ним выдвигаются следующие специфические условия:

а) средняя численности работников за налоговый период не должна превышать 300 человек;

б) эксплуатации только собственных рыбопромысловых судов или на основе договора фрахтования (бербоут-чартера и тайм-чартера).

На организации, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН), возлагаются следующие обязанности:

1) правильно и своевременно исчислять соответствующие налоги, удерживать их из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды);

2) в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и сумме задолженности налогоплательщика, если таковая имеется;

3) вести учет выплаченных налогоплательщикам средств, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;

4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

Не вправе переходить на уплату данного налога, в соответствии с п. 6 ст. 346.2 НК РФ:

1) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров;

2) организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;

3) казенные, бюджетные и автономные учреждения.

Налогоплательщики, желающие перейти на уплату на ЕСХН, должны подать в инспекцию заявление о переходе в период с 20 октября по 20 декабря года, предшествующего году, с которого налогоплательщик планирует перейти на уплату ЕСХН. В данном заявлении необходимо будет указать данные о доле дохода от реализации сельхозпродукции.

При применении данного специального налогового режима организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями, освобождены от уплаты ряда налогов. Особенности налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей представлены в таблице 1.

Таблица 1

Особенности налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей

Вид налога

Категория налогоплательщика – сельскохозяйственного товаропроизводителя

Организации

Индивидуальные предприниматели

Налог на прибыль организаций

Не уплачивается за исключением налога уплачиваемого с доходов, облагаемых по ставкам 0, 9 и 15 % (п. 3 и 4 ст. 284 НК РФ)

Налог на добавленную стоимость

Не уплачивается за исключением налога, уплачиваемого при:

а) ввозе товаров на ТТ РФ (ст. 346.1 НК РФ);

б) при осуществлении операций по договору простого товарищества, концессионному соглашению или договору доверительного управления имуществом (ст. 174.1 НК РФ).

Не уплачивается за исключением налога, уплачиваемого при:

а) ввозе товаров на ТТ РФ (ст. 346.1 НК РФ);

б) при осуществлении операций по договору простого товарищества, концессионному соглашению или договору доверительного управления имуществом (ст. 174.1 НК РФ).

Налог на доходы физических лиц

В соответствии с общим режимом

Не уплачивается по доходам от предпринимательской деятельности кроме доходов, облагаемых по ставкам 9 и 35% (п. 2, 4 и 5 ст. 224 НК РФ)

Налог на имущество организаций

Не уплачивается

Налог на имущество физических лиц

 –

Не уплачивается в отношении имущества используемого для предпринимательской деятельности

Таким образом, видно, что при применении специального налогового режима в виде ЕСХН сельскохозяйственные товаропроизводители освобождаются от уплаты налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость (НДС), применяемых на общих условиях, и налога на имущество организаций. Однако, применение данного спецрежима не освобождает организации от обязанностей налогового агента. Это в частности касается налога на доходы физических лиц (НДФЛ).

Перешедшие на уплату ЕСХН организации уплачивают страховые взносы в государственные внебюджетные фонды в соответствии с законодательством РФ. В 2010 г. размер страховых взносов для сельскохозяйственных товаропроизводителей составлял 10,3%, при этом вся сумма уплачивалась только в Пенсионный фонд РФ. Для лиц 1966 года рождения и старше вся сумма перечислялась на финансирование страховой части пенсии, а для лиц 1967 года рождения и моложе взносы распределялись следующим образом: 4,3% – на страховую часть, 6% – на накопительную часть.

В соответствии с п. 2 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" к организациям, являющимся плательщиками ЕСХН в период с 2011 по 2014 г., применяются заниженные ставки страховых взносов, указанные в таблице 2.

Таблица 2

Ставки страховых взносов для сельскохозяйственных товаропроизводителей

Период, годы

Ставки, %

ПФ РФ

ФСС РФ

ФФОМС

ТФОМС

1

2

3

4

5

2011

16

1,9

1,1

1,2

2012

16

1,9

2,3

0,0

2013 – 2014

21

2,4

3,7

0,0

где ПФ РФ – Пенсионный фонд РФ; ФСС РФ – Фонд социального страхования РФ; ФФОМС – Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; ТФОМС – Территориальный фонд обязательного медицинского страхования.

Таким образом, необходимо отметить, начиная с 2011 г. ставки страховых взносов для сельскохозяйственных товаропроизводителей существенно увеличатся. Особенно существенное увеличение произойдет в 2013 г. Однако, начиная с 2012 г. страховые взносы на обязательное медицинское страхование будут поступать только в федеральный фонд, в связи с ликвидацией системы территориальных фондов.

Иные налоги и сборы уплачиваются организациями, перешедшими на ЕСХН, в соответствии с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством РФ о налогах и сборах. В этом случае обязанность по уплате других налогов и сборов возникает только при наличии объекта обложения. Переход на уплату ЕСХН не влияет на выполнение плательщиками их обязанностей как налоговых агентов. Обязанность исчислять, удерживать у налогоплательщиков и перечислять в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налоги сохраняется. На это указывает п. 4 ст. 346.1 НК РФ.

Одним из важнейших элементов любого налога является объект налогообложения. Новая редакция гл. 26.1 НК РФ, введенная в действие Федеральным законом от 11.11.2003 г. № 147-ФЗ, таковым признает доходы, уменьшенные на величину расходов (ст. 346.4 НК РФ). Ранее объектом налогообложения признавались сельскохозяйственные угодья.

Все доходы, получаемые организацией в ходе осуществления деятельности, включаются в налоговую базу при исчислении ЕСХН. К ним относятся и доходы от реализации продукции (работ, услуг), и внереализационные доходы (от сдачи помещения в аренду, проценты по выданным кредитам и т.д.). В соответствии со ст. 249 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, и выручка от реализации имущественных прав. К выручке от реализации относятся все поступления, связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

В соответствии с п. 5 ст. 346.5 НК РФ датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности иным способом (кассовый метод).

При расчетах с использованием векселей датой получения дохода признается дата оплаты векселя. Доходы, полученные в натуральной форме, должны быть учтены по сложившимся рыночным ценам. Доходы, полученные налогоплательщиком в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка РФ (ЦБ РФ), установленному на дату получения дохода. В полученной сумме эти доходы принимаются к учету.

В сельскохозяйственных организациях к доходам от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав относятся:

1) выручка от реализации продукции растениеводства;

2) выручка от реализации продукции животноводства;

3) выручка от реализации животных на выращивании и откорме;

4) выручка от реализации продукции подсобных производств;

5) доходы (выручка), полученные за выполненные работы и оказанные услуги (переработка давальческого сырья, перевозка грузов, обработка приусадебных участков, выполнение других видов работ и оказание услуг основных и вспомогательных производств) организациям, сторонним лицам и своим работникам;

6) другие доходы.

К расходам, признаваемым при уплате ЕСХН, относятся:

1) расходы на приобретение основных средств и нематериальных активов;

2) расходы на ремонт основных средств (в том числе арендованных);

3) арендные (в том числе лизинговые) платежи за арендуемое (в том числе принятое в лизинг) имущество;

4) материальные расходы;

5) расходы на оплату труда, выплату пособий по временной нетрудоспособности;

6) расходы на обязательное страхование работников и имущества, включая страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний;

7) расходы на командировки;

8) расходы на питание работников, занятых на сельскохозяйственных работах;

9) суммы налогов и сборов, уплачиваемые в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.

10) расходы в виде потерь от падежа и вынужденного убоя птицы и животных в пределах норм, утверждаемых Правительством РФ, за исключением случаев стихийных бедствий, пожаров, аварий, эпизоотий и других чрезвычайных ситуаций. В настоящий момент действует перечень утвержденный Постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 г. № 560 "О нормах расходов в виде потерь от падежа птицы и животных";

11) расходы на подготовку в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования специалистов и т. д.;

12) другие виды расходов предусмотренные п. 2 ст. 346.5 НК РФ.

В отношении большинства из перечисленных расходов по аналогии применяются положения главы 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций".

Что же касается расходов на основные средства и нематериальные активы, то здесь необходимо отметить следующие особенности. Расходы на приобретение (сооружение, изготовление) объектов основных средств и приобретение (создание) нематериальных активов в период уплаты ЕСХН учитываются при налогообложении в полном объеме с момента ввода основных средств в эксплуатацию (принятия на бухгалтерский учет нематериальных активов) независимо от срока полезного использования. Это указано в пп. 1 п. 4 ст. 346.5 НК РФ.

Если же организация перешла на ЕСХН с общей системы налогообложения, то остаточную стоимость приобретенного ранее основного средства включают в расходы в зависимости от срока его полезного использования. Нормативы включения в расходы отображены в таблице 3.

Таблица 3

Учет расходов, связанных с основными средствами и нематериальными активами

Срок полезного использования

Момент признания расхода

До трех лет включительно

В течение первого календарного года применения ЕСХН

От трех до 15 лет включительно

50% стоимости, в течение второго календарного года – 30% стоимости и в течение третьего – 20% стоимости

Свыше 15 лет

В течение первых 10 лет применения ЕСХН равными долями от стоимости основных средств и нематериальных активов

Таким образом, период времени, в течение которого списываются основные средства и нематериальные активы, напрямую зависит от срока полезного использования.

Срок полезного использования определяется в соответствии со ст. 258 Налогового кодекса РФ. Если срок полезного использования не указан, то он определяется организаций самостоятельно в соответствии с техническими условиями или рекомендациями изготовителя.

В соответствии со ст. 346.5 НК РФ в случае реализации (передачи) основных средств, приобретенных после перехода на уплату ЕСХН, до истечения трех лет с момента их приобретения (в отношении основных средств со сроком полезного использования свыше 15 лет – до истечения 10 лет с момента их приобретения) налогоплательщики обязаны пересчитать налоговую базу за весь период пользования такими основных средств с момента их приобретения до даты реализации (передачи) и уплатить дополнительную сумму налога и пени.

В течение налогового периода расходы на приобретение (сооружение, изготовление) объектов основных средств и приобретение (создание) нематериальных активов принимаются равными долями и учитываются только по тем основным средствам и нематериальным активам, которые используются при осуществлении деятельности сельхозпроизводителя, с прибыли от которой уплачивается ЕСХН.

В случае если налогоплательщик перешел на уплату ЕСХН с момента постановки на учет в налоговых органах, то стоимость основных средств и нематериальных активов принимается по первоначальной стоимости этого имущества, определяемой в порядке, установленном законодательством РФ о бухгалтерском учете.

Согласно п. 6.1 ст. 346.6 при переходе организации на уплату ЕСХН в учете на дату такого перехода отражается остаточная стоимость приобретенных (сооруженных, изготовленных) основных средств и приобретенных (созданных самой организацией) нематериальных активов, которые оплачены до перехода на ЕСХН, в виде разницы между ценой приобретения (сооружения, изготовления, создания самой организацией) основных средств и нематериальных активов и суммой начисленной амортизации в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ.

Что касается расходов на приобретение имущественных прав на земельные участки то, согласно п. 4.1 ст. 346.5 НК РФ, они учитываются в составе расходов равномерно в течение срока, определенного налогоплательщиком, но не менее семи лет. Суммы расходов учитываются равными долями за отчетный и налоговый периоды. Указанные расходы отражаются в последний день отчетного (налогового) периода и учитываются только по земельным участкам, используемым при осуществлении предпринимательской деятельности.

Налоговой базой при исчислении ЕСХН в соответствии с п. 1 ст. 346 НК РФ признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов. При этом доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу ЦБ РФ, установленному соответственно на дату получения доходов и (или) дату осуществления расходов. Также доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте, учитываются в совокупности с доходами и расходами, выраженными в рублях.

Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются при определении налоговой базы исходя из цены договора с учетом рыночных цен, определяемых в порядке, аналогичном порядку определения рыночных цен, установленному статьей 40 НК РФ. При определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода.

Согласно ст. 346.7 НК РФ налоговым периодом по ЕСХН признается календарный год, Отчетным периодом признается полугодие, что очень актуально, так как производство сельскохозяйственной продукции носит в основном сезонный характер.

Особого внимания заслуживает порядок учета и признания убытков от деятельности налогоплательщика. Данная особенность регулируется п. 5 ст. 346.6 НК РФ. Положения данной статьи дают право налогоплательщику уменьшить величину налоговой базы за налоговый период на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов. При этом под убытком понимается превышение расходов над доходами, определяемыми в соответствии с положениями главы 26.1 НК РФ.

Порядок переноса убытков строго регламентирован вышеупомянутой статьей. Налогоплательщик имеет право перенести убыток прошлых лет на текущий или последующие налоговые периоды в полном объеме. Если налогоплательщик получил убытки более чем в одном налоговом периоде, перенос таких убытков на будущие налоговые периоды производится в той очередности, в которой они получены. Осуществлять перенос убытка на будущие налоговые периоды плательщик ЕСХН вправе в течение 10 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток.

В случае прекращения налогоплательщиками деятельности по причине реорганизации налогоплательщики – правопреемники вправе уменьшать налоговую базу на сумму убытков, полученных реорганизуемыми организациями до момента реорганизации, на вышеуказанных условиях,

Размер полученного убытка и сумму, на которую была уменьшена налоговая база по каждому налоговому периоду необходимо документально подтвердить. В связи с этим налогоплательщик обязан хранить документы, подтверждающие убытки, в течение всего срока использования права на уменьшение налоговой базы на сумму убытка. Убытки, полученные налогоплательщиком при переходе с ЕСХН на иные режимы налогообложения, равно как при переходе с иных режимов на ЕСХН не учитываются.

Налоговая ставка в соответствии со ст. 346.8 НК РФ, устанавливается в размере 6 %, что существенно ниже по сравнению с упрощенной системой налогообложения, где при аналогичном объекте налогообложения установлена ставка в размере 15 %.

Согласно ст. 349.9 НК РФ единый сельхозналог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Налогоплательщики по итогам отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по ЕСХН, исходя из налоговой ставки и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания полугодия. Авансовые платежи по ЕСХН уплачиваются не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода. Уплаченные авансовые платежи по единому сельскохозяйственному налогу засчитываются в счет уплаты ЕСХН по итогам налогового периода. Уплата ЕСХН и авансового платежа по ЕСХН производится налогоплательщиками по местонахождению организации (месту жительства индивидуального предпринимателя). ЕСХН, подлежащий уплате по итогам налогового периода, уплачивается налогоплательщиками не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период.

Более наглядно расчет суммы налогового (авансового) платежа выглядит следующим образом:

Налоговый (авансовый) платеж = ((доходы – расходы) – убыток прошлых налоговых (отчетных) периодов) * 6%.

Согласно ст. 346.10 НК РФ организации – плательщики ЕСХН представляют в налоговые органы налоговые декларации по месту своего нахождения, индивидуальные предприниматели – по месту своего жительства. Представить налоговую декларацию необходимо по итогам налогового периода не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Данное изменение были внесено в п. п. 1 и 2 ст. 346.10 НК РФ Федеральным законом от 22.07.2008 г. № 155-ФЗ. Однако данное нововведение сохранило понятие "отчетный период" и прежний порядок исчисления и уплаты ЕСХН. В связи с этим в соответствии со ст. 346.9 НК РФ, налогоплательщики обязаны осуществлять расчет по ЕСХН не реже трех раз в год:

1) по итогам первого отчетного периода – не позднее 25 июля текущего налогового периода;

2) по итогам второго отчетного периода – не позднее 25 января следующего налогового периода;

3) по итогам налогового периода – не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации.

Патентная система

Патентная система налогообложения – самая новая из современных налоговых систем, поэтому это наиболее приоритетное направление в налоговой системе России.

Нами был изучен проект закона, который должен улучшить принципы работы с патентами. С 1.01.2006 года, ИП пользуются упрощенной системой налогообложения на основе патента. На протяжении всего времени этот способ пополнения казны подвергся значительной трансформации, заключающейся в том, что обязательств у плательщиков налогов прибавляется все больше. С целью развития малого бизнеса, депутаты внесли предложение модифицировать статью о патентах и сделать ее отдельной главой НК РФ, которая начнет действовать с 2012 года.

Этот законопроект уже был принят в первом чтении, он нацелен на усовершенствование этой системы налогообложения. Также этот закон предполагает отмену ЕНВД (единого налога на вмененный доход) с 2014 года, и переход к УСН и патенту. В связи с этим, ожидается улучшение налогового администрирования и деловой жизни индивидуальных предпринимателей.(13,с.97)

Предприниматель должен подать заявление не позже чем за один месяц до перехода на эту систему, этот срок намереваются сократить до десяти дней. ИП могут приобрести этот патент на срок от одного до двенадцати месяцев в рамках одного календарного года, таким образом, минимальный срок использования патента уменьшился до одного месяца, вместо трех как это было раньше. В случае если срок использования патента меньше двенадцати месяцев, то налоговая база высчитывается пропорционально числу месяцев срока патента.

Федеральные органы исполнительной власти, имеющие полномочия по контролю и надзору в области сборов и налогов, устанавливают форму патента. Налоговый период – это срок действия патента. При отказе выдать патент, налоговый орган обязан письменно обосновать причину отказа. Основания для отказа в выдаче патента будут определены законопроектом.

Патент должен выдаваться налоговой инспекцией по месту предпринимательской деятельности, так как эта система налогообложения вводится законами субъектов РФ. В том случае, когда предприниматель имеет бизнес в нескольких регионах, он должен получить патент в каждом из регионов. Этот документ может определять только один вид деятельности и действительный только в том регионе, где предприниматель получил право осуществлять предпринимательскую деятельность. В случае если индивидуальный предприниматель (ИП) имеет задолженность по уплате налогов, то он не имеет права получить новый патент до тех пор, пока не погасить все задолженности, в том числе и пени за нарушение сроков уплаты. Применяя патентную систему налогообложения, предприниматель имеет право нанимать работников и исполнителей, заключая с ними гражданско-правовые договоры. Число наемных работников не должно быть больше пяти человек за налоговый период. Предполагается разрешить в будущем увеличить штат наемных работников до десяти человек, при этом, количество полученных патентов не имеет значения. Также может быть введено ограничение сотрудников до пятнадцати человек.

Во все время пока действует эта система налогообложения список видов предпринимательской деятельности, относящийся к патентам, постоянно растет, поэтому предприниматели различных видов деятельности имеют возможность выбирать более удобную систему налогообложения. Но для некоторых выбора все-таки нет, так как для двадцати двух видов деятельности патентная система обязательна.

Если объем прибыли превысит границу дохода в календарном году, то индивидуальный предприниматель обязан перейти на общий режим налогообложения. Граница допустимого дохода изменяется в зависимости от региона, так как этот лимит устанавливается местными властями.

В том случае, если предприниматель потерял право на использование упрощенной системы налогообложения на основе патента и перешел на иную систему налогообложения, то снова начать использовать патентную систему он имеет право не раньше, чем через три года. Планируют сокращение срока до одного года. (11,с.87)

Используя эту систему налогообложения, предприниматели должны придерживаться порядка ведения кассовых и расчетных операций в безналичной и наличной формах.

Согласно закону РФ, предприниматели уплачивают сборы и налоги, исполняя в том числе, обязанности налоговых агентов. Декларация в данной системе налогообложения в инспекции не подается.

Взамен представления разных видов отчетов, предприниматель должен пойти в свою Федеральную Налоговую Службу и получить патент на право осуществления определенного вида деятельности. Налоговая ставка, составляющая шесть процентов от потенциально возможной прибыли в год в выбранном виде деятельности, является стоимостью патента.

ИП использующие такую систему не должны уплачивать налог на доходы физических лиц и налог на имущество. Следует помнить, что под этим подразумеваются налоги в части полученной прибыли и используемого имущества при реализации предпринимательской деятельности на основе патента. Следует отметить, что индивидуальные предприниматели, которые работают по этой налоговой системе, освобождены от уплаты этого налога в том числе, кроме некоторых случаев.

Что касается ведения учета доходов и расходов, то с 01.2009 года отменили обязательное ведение учета расходов. Но ведение Книги доходов является обязательным.

Так же нужно обязательно предоставлять Книгу учета доходов в налоговую инспекцию, уплачивая оставшуюся стоимость патента.

Уплата патента по упрощенной системе налогообложения, по сути, наследует правовой режим единого налога на вмененный доход, потому что стоимость патента будет рассчитываться, основываясь на потенциальном доходе, величину которого будут определять субъекты Российской Федерации. Механизм расчета потенциального дохода по главе 26.2 Налогового Кодекса РФ, определяет возможность не больше чем в тридцать раз увеличить показатели базовой доходности, установленные для единого дохода на вмененный доход.

Субъекты Российской Федерации принимают решение о возможности использования индивидуальным предпринимателем упрощенной системы налогообложения на основе патента, на их территории, в соответствии с законами этих субъектов РФ. Так же законами субъектов Российской Федерации обозначается и список видов предпринимательской деятельности (в рамках, определенных п. 2, статьи 346.25.1 НК), в соответствии с которым разрешается использование индивидуальным предпринимателем упрощенной системы налогообложения на основе патента. Не на всей территории Российской Федерации закон по упрощенной системе налогообложения принят, например, в Санкт-Петербурге его не приняли.

Для каждого субъекта Российской Федерации действителен только тот патент, который выдан на территории этого субъекта индивидуальному предпринимателю. Если ИП имеет один какой-либо патент, то он имеет право написать заявление для получения другого патента на территории другого субъекта Российской Федерации. Налоговый кодекс не разъясняет, в какую же налоговую инспекцию на территории другого субъекта РФ нужно подавать это заявление.

Предприниматель может выбрать один из перечисленных периодов, на который он хочет получить патент, начиная с первого числа квартала: квартал, полугодие, девять месяцев, год.

Для того чтобы рассчитать размер потенциально возможного к получению предпринимателем годового дохода по каждому из видов предпринимательской деятельности, в законе субъекта Российской Федерации определена величина базовой доходности, а также виды деятельности по которым применяются патенты по УСН. Этот размер потенциально возможного дохода определяется на один год. Если закон, регулирующий годовой доход в субъекте РФ не поменялся, то действительным становится доход, который был установлен на предыдущий год, а также величина потенциально возможного годового дохода каждый год должна индексироваться на коэффициент-дефлятор. В 2012 году коэффициент-дефлятор равнялся 1,4942.

Произведение налоговой ставки в шесть процентов и потенциально возможной к получению годовой прибыли и составляет годовую стоимость патента. Например, в Грозном по виду деятельности "ремонт обуви" рассчитана потенциально возможная годовая прибыль в размере 150 720 руб. Следовательно, годовая стоимость патента для индивидуального предпринимателя, осуществляющего данную деятельность, будет равняться 9045 рублей.

Стоимость патента пересчитывается в том случае, если предприниматель получает его на более короткий срок (9 месяцев, 6 месяцев, квартал). Разница стоимости высчитывается с учетом продолжительности полного периода, на который был выдан патент.

Третья часть от полной стоимости патента должна быть выплачена в течение двадцати пяти дней с момента начала предпринимательской деятельности на основе патента. Оплата оставшейся части стоимости патента осуществляется после окончания срока действия патента в течение двадцати пяти дней. Сумму оставшейся части патента можно уменьшить в счет взносов в пенсионный фонд.

Если индивидуальный предприниматель утратил патент на упрощенную систему налогообложения, ему придется снова перейти на общую систему. По правилам, установленным Минфином, вернуться на общую систему придется с момента перехода на упрощенную систему. Если индивидуальный предприниматель утратил право находиться на упрощенной системе, по причине превышения дохода, вернуться на общую систему он имеет возможность с начала квартала, когда было утеряно право на патент УСН.

При этом должен производиться пересчет всех налогов, в том числе НДС. В Налоговом кодексе нет четкого постановления о моменте перехода на общую систему. Вернуться на упрощенную систему, индивидуальный предприниматель имеет право через три года. В случае перехода на общую систему, налогоплательщик должен сообщить в налоговые органы. За несвоевременное предупреждение налоговых служб о переходе на общую систему, предпринимателю могут выписать штраф в 200 рублей.

На упрощенной системе налогов, индивидуальному предпринимателю не нужно сдавать налоговый отчет, но нужно вести книгу доходов, в обязательном порядке. Действие патента распространяется только на территории субъекта, где патент был выдан. В случае работы на территории другого субъекта РФ, предприниматель должен получать патент и там. В данном случае, получается, что предприниматель будет платить двойной налог. Непонятная ситуация получается в случае, если в одном субъекте предприниматель получил патент УСН, а в другом субъекте нет. Возможность применять сразу два вида упрощенной системы налогообложения (обычная и патентная) нигде не указана. Также в законодательстве РФ отсутствует механизм распределения расходов между этими двумя видами УСН.

Теперь рассмотрим основные особенности патентной системы налогообложения по состоянию на 2013 год. Так, патенты УСН, выданные в 2012 году, действуют только до 31 декабря. Если патент заканчивается после 2013 года то его стоимость нужно будет пересчитать, а оставшуюся сумму можно вернуть. Перейти с ЕНВД на патент можно только с 2014 года (п. 1 ст. 346.28).

С 2013 года на этом спецрежиме не нужно применять ККМ. При этом в сфере услуг нужны ККМ либо БСО. В торговле необходимо выдавать товарный чек по требованию. Можно нанимать до 15 работников. Также с 2013 года подавать заявление на патент можно за 10 дней. Патентная упрощенка стала отдельным налоговым режимом и получила свою главу в НК – 26.5.

С 2013 года уменьшить патентный налог на страховые взносы нельзя. Применение патентной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате:

1) налога на доходы физических лиц (в части доходов, полученных при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения);

2) налога на имущество физических лиц (в части имущества, используемого при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения).

Индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом:

1) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых не применяется патентная система налогообложения;

2) при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией;

3) при осуществлении операций, облагаемых в соответствии со статьей 174.1 НК.

Всего по состоянию на 2013 год зарегистрировано 47 видов деятельности на которые может быть куплена патентная УСН. Для перехода на УСН на основе патента, необходимо подать заявление на получение патента в налоговый орган по месту прописки ИП не позднее чем за 1 месяц до начала применения патента. Т.е. перейти на данный вид налогообложения при регистрации ИП нельзя. Необходимо подать заявление и ждать месяц. Патент действует только на территории того субъекта, на территории которого он выдан. С 2013 года уменьшить патентный налог никак нельзя.

Соглашение о разделе продукции

Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции – особая система налогообложения, специальный налоговый режим, применяемый при выполнении соглашений, которые заключены в соответствии с Федеральным законом от 30.12.1995 г. № 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции". Действие подобного режима выгодно как инвестору, так и государству: первый имеет благоприятные условия для вклада средств в поиск, разведку, а также добычу полезных ископаемых; государство приобретает гарантии получения части прибыли от этой деятельности. Режим применяется в течение всего срока действия соглашения о разделе продукции.

Для применения к таким соглашениям данного режима необходимо чтобы соглашение отвечало следующим требованиям:

-было заключено после проведения аукциона на предоставление права пользования недрами на иных условиях, чем раздел продукции в порядке и на условиях, которые определены п.2 ст.4 указанного ФЗ, и признания аукциона несостоявшимся;

-при выполнении соглашений, в которых применяется порядок раздела продукции, установленный п.2 ст. 8 ФЗ, доля государства составляет не менее 32 % от общего количества произведённой продукции;

-предусматривается увеличение доли государства в прибыльной продукции в случае улучшения показателей инвестиционной эффективности для инвестора при выполнении соглашения. Показатели инвестиционной эффективности устанавливаются в соответствии с условиями соглашения.

Отношения по налогообложению при данном режиме регулируются главой 26.4 Налогового кодекса Российской Федерации. Глава была введена в действие Федеральным законом № 65-ФЗ, а вступила в силу 06 июня 2003 года.

Правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации на условиях соглашений о разделе продукции устанавливается Федеральным законом от 30.12.1995 г. № 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции".

Обычно соглашение о разделе продукции является договором, заключенным между Государством и предприятием (которое привлекли на данный объект по условиям конкурса), что обуславливает долевое участие Государства в разработке данного месторождения (не менее 25%), взамен компания получает право на возмещение расходов на определенных условиях прописанных в НКРФ. – Этот факт позволяет Государству привлекать инвестиции к "непривлекательным" месторождениям, а также пополнить казну за счет не налоговых поступлений.

Налогоплательщиком и плательщиком сборов при данном налоговом режиме является инвестор. Согласно абзацу 2 статьи 346.34 Налогового кодекса РФ инвестором признаётся юридическое или создаваемое на основе договора о совместной деятельности и не имеющее статуса юридического лица объединение юридических лиц, осуществляющее вложение собственных заёмных или привлечённых средств (имущества и (или) имущественных прав) в поиск, разведку и добычу минерального сырья и являющееся пользователем недр на условиях соглашения о разделе продукции.

Данный налоговый режим предусматривает замену уплаты совокупности налогов и сборов, за исключением тех, которые предусмотрены пунктом 7 статьи 346.35 НК, разделом произведённой продукции в соответствии с условиями соглашения. В частности налогоплательщик и плательщик сборов освобождаются:

-от уплаты региональных и местных налогов (по решению соответствующего законодательного (представительного) органа государственной власти или представительного органа местного самоуправления);

-налога на имущество организаций в отношении основных средств, нематериальных активов, запасов и затрат которые находятся на балансе налогоплательщика и используются исключительно для осуществления деятельности, предусмотренной соглашениями;

-таможенных пошлин;

-транспортного налога (при условии использования имущества и транспорта исключительно для работ по соглашению)

Теперь рассмотрим особенности экономической зоны в Калининградской области.

Об особой экономической зоне Калининградской области, на территории которой действует специальный налоговый режим

Особая экономическая зона в Калининградской области, для многих предпринимателей нашей страны является объектом пристального внимания. И это легко понять, все кто сталкивается с вопросами законной, налоговой оптимизации в Российской Федерации, в обязательном порядке рано или поздно проявляют особый интерес к нашему региону. Посудите сами, компаниям в ОЭЗ Калининградской области позволено ввозить импортные товары без уплаты таможенного НДС. Указанный товар можно переработать и выполнив ряд посильных условий, вывести на основную территорию Российской Федерации, без доначисления указанного выше налога. Прибавим сюда отсутствие таможенных пошлин и инвестиционная картина станет еще более заманчивой.

Помимо этого, для ряда предприятий Области (Резидентов ОЭЗ) предусмотрен особый порядок уплаты налога на прибыль, налога на имущество организаций (первые 6 лет – по ставке 0%, с 7 по 12 годы – 50% от установленной ставки в Российской Федерации на соответствующий период).

Но тут необходимо заметить, что льготные условия распространятся не на все предприятия, существуют ограничения по видам товаров, условиям их ввоза, переработки и т.д.

За время работы Особой экономической области возникла масса различных нормативных и иных подзаконных актов, которые регулируют условия предоставления льгот в отношении конкретного вида продукции, все это необходимо учитывать в ходе планирования схемы работы с применением указанных льгот.

К проекту федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" в предпринимательских кругах наблюдается повышенный интерес. Остановимся на тех недоработках законопроекта, которые, возможно, будут устранены, но, вероятнее всего, сохранятся.

Закон содержит два блока налоговых преимуществ: освобождение от таможенных платежей и налоговые льготы для организаций, получивших статус участников особой экономической зоны (далее – Участники).

Первый блок – освобождение от таможенных платежей – распространяется на все юридические лица, зарегистрированные на территории области. Он действует в отношении иностранных товаров, ввозимых в область (за исключением подакцизных товаров и отдельных товаров, определяемых правительством).

Второй блок представляет собой льготы по налогу на прибыль и налогу на имущество для юридических лиц, которые соответствуют требованиям федерального закона об особых экономических зонах (ОЭЗ) и включены в Единый реестр Участников.

Фирмы, зарегистрированные в Калининградской области, применяют особый порядок уплаты налога на прибыль и налога на имущество организаций (ст. 17 Закона). Этот порядок определен статьями 288.1 и 385.1 Налогового кодекса.

Чтобы воспользоваться льготами, необходимо зарегистрироваться в качестве резидента ОЭЗ. Для этого надо представить в администрацию Калининградской области соответствующее заявление и инвестиционную декларацию.

Кроме того, необходимо представить нотариально удостоверенные копии учредительных документов и свидетельство о постановке на учет в налоговой инспекции на территории Калининградской области.

Чтобы воспользоваться льготой по налогу на прибыль, фирма должна вести раздельный учет доходов, которые она получила от инвестиционный проекта и от других видов деятельности.

Если это условие выполнено, то налоговые ставки по налогу на прибыль составляют:

0% – в течение шести лет со дня включения фирмы в реестр юридических лиц ОЭЗ;

50% от ставки налога на прибыль, то есть 10% в период с седьмого по двенадцатый годы.

Фирмы, которые зарегистрированы в качестве резидента ОЭЗ, платят налог на имущество по льготным ставкам. Вот они:

-до шести лет после включения в реестр резидентов ОЭЗ – 0%;

-с седьмого по двенадцатый годы – 50% от ставки налога на имущество, установленной в Калининградской области;

-после 12 лет – в общем порядке.

Льготы распространяются только на часть стоимости имущества, которую используют в инвестиционном проекте.

Сущность ЕНВД, причины и цели его введения

Специальные налоговые режимы не относятся к рыночным механизмам экономического урегулирования, так как они нацелены на создание выгодных условий в экономике способствующих успешному ведению малого бизнеса для определенных субъектов хозяйствования. Внедрение специальных режимов налогообложения должно быть рациональным и оправданным, поэтому необходимо четкое определение цели применения данного режима. Единый налог на вмененный доход для определенных категорий деятельности (специальный режим налогообложения) можно отнести к субъектному режиму налогообложения, так как применим он к отдельной группе плательщиков налога. Цель его применения заключается в стимулировании малой предпринимательской деятельности.

С 1 января 2003 года был установлен новый специальный налоговый режим "Система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности". Также в Налоговый Кодекс Российской Федерации были внесены изменения и дополнения. В частности в главу 26 была внесена корректировка, согласно которой "Система налогообложения в виде ЕНВД" приняла такое же название, как и в федеральном законе.

ЕНВД – это налог, который является самой новой формой налоговых отношений между различными хозяйствующими субъектами и налоговыми органами. Введение данного налога было обусловлено тем фактом, что порой на практике сложно, а то и невозможно получить более актуальную и полную информацию о доходах физических и юридических лиц, которые осуществляют предпринимательскую деятельность там, где производится оплата за оказанные услуги, товары или работы за наличные денежные средства.

К наличному обращению денег также можно приравнять проведение расчетом посредством кредитных и любых других банковских карточек, а также по расчетным банковским чекам, перечислению средств со счетов в банке по поручению физических лиц. Также к наличному обращению денег, при котором взимается единый налог на вмененный доход относится передача или выполнение работ, услуг в обмен на тождественные услуги и товары.

Основные задачи единого налога на вмененный доход, как одного из видов специальной системы налогообложения заключаются в следующем:

- ослабление налоговых тягот;

- экономия средств плательщиков на расходы, которые связаны с ведением налогового учета;

- улучшение результативности и качества налогового администрирования, и обеспечение на базе этого эффективности сбора налогов;

- увеличение объема налоговых поступлений в федеральный бюджет и муниципальные фонды путем активизации коммерческой деятельности плательщиков налогов.

Приоритетным в среде специального налогового режима считается единый налог на вмененный доход. Методы его исчисления и взимания отличаются от других налогов, состоящих в российской системе налогообложения. Одно из отличий состоит в том, что сумма данного прямого налога исчисляется вне зависимости от результатов коммерческой деятельности налогоплательщика. По этой причине налоговая сумма и база исчисляется заранее, то есть до начала налогового периода. Следующая особенность заключается в том, что уплата этого налога осуществляется к сумме, которая пропорциональна величине показателей, отражающих реальный объем производственной деятельности и реализации продукции или услуг по тем видам деятельности, которые подлежат обложению единым налогом на вмененный доход. Это объясняется тем, что объектом специального налогового режима считается величина максимально возможного дохода налогоплательщика, которую он может получить в результате своей коммерческой деятельности. Размер дохода зависит от возможностей предпринимателя, который взаимосвязан с его имуществом или трудовыми ресурсами.

Налоговая база для всех плательщиков устанавливается, не исходя из данных бухгалтерского учета, а на основе конкретной доходности, которая рассчитывается с учетом видов коммерческой деятельности в определенном регионе. Расчет вмененного дохода зависит от установленного списка показателей, которые легко сверяются путем налогового контроля и измеряются в трудовых или натуральных единицах, показывающие объемы предпринимательской деятельности. Поправки вмененного дохода осуществляются с помощью коэффициентов, которые позволяют учитывать воздействие многих факторов на его величину. Сведения статистических исследований, собранные в ходе налоговых проверок информация, сведения оценки независимых инстанций зачастую используются для определения значения величины коэффициентов и вмененного дохода. Определение величины вмененного дохода и является главной проблемой при введении данного режима налогообложения. Если сумма налога на вмененный доход окажется слишком высокой, это может грозить отказом налогоплательщиков от ведения коммерческой деятельности или развитием теневого бизнеса. Тем не менее, невысокая сумма налога грозит федеральному бюджету финансовыми потерями. Исходя из этого, мы понимаем необходимость установления оптимального размера данного налога, учет интересов, как налогоплательщиков, так и государства. В свою очередь эта задача и является первоначальной проблемой введения единого налога на вмененный доход. Во многих мировых развитых странах (Франция, Испания, Америка) налог на вмененный доход уже не первый год широко применяется.

В случае рационального выбора порядка исчисления данного налога, эффективность и улучшение качества администрирования в сфере налогообложения будет гарантировано. С помощью специального налогового режима можно организовать действенную проверку, направленную на получение верных сведений об объемах показателей связанных с величиной доходов. Это и можно назвать еще одной главной особенностью единого налога на вмененный доход.

Кроме того, данный налоговый режим является обязательным для каждого налогоплательщика в определённых сферах коммерческой деятельности – это его третья специфическая особенность. По этой причине у налогоплательщиков нет возможности отказаться от его уплаты по собственному желанию.

Четвертая особенность заключается в том, что данный режим дает возможность государству сделать систему налогообложения более простой и понятной среднего и малого бизнеса. Единым налогом можно заменить множество налоговых платежей, который исчисляются и уплачиваются при общем налоговом режиме. Это облегчит работу бухгалтерских и финансовых служб предприятий (фирм, организаций) и уменьшит затраты финансовых и рабочих ресурсов на формирование и ведение системы бухгалтерского учета.

Отсутствие льгот, которые играют весомую роль в системе налогообложения, является еще одним отличием этого налогового режима. Поэтому применение налога на вмененный доход для определенных категорий предпринимательской деятельности требует разрешения таких методологических проблем как:

- определение принципов, по которым налогоплательщики будут переводиться на данный налоговый режим;

- определение времени установления и времени прекращения действия данного налога для определенной категории плательщиков;

- формирование методики расчета вмененного дохода, установление базы доходности, выбор физического показателя и коэффициентов корректировки;

- осуществление эффективной координации законодательства на федеральном и региональном уровнях.

Виды деятельности, при работе которых применяется ЕНВД

Самыми распространенными видами деятельности при налогообложении единым налогом на вмененный доход является торговая деятельность, общественное питание, деятельность по бытовому обслуживанию граждан, а также строительная и ремонтная. Это не полный перечень видов деятельности, при которых можно взимать ЕНВД.

Государственные и налоговые органы, на основе данных, путем анализ и проведении различных исследований, а также в ходе выполнения выездных и камеральных налоговых проверок вменяет плательщику налогов установленную в законодательном порядке сумму дохода, которая полагается за основу при исчислении налоговой базы.

Налогоплательщиками единого налога на вмененный доход являются предприятия и индивидуальные предприниматели, но только в том случае, если при этом соблюдены условия территориального совпадения ведения ими предпринимательской деятельности и введения ЕНВД, а также если вид деятельности предприятия или индивидуального предпринимателя подпадает под условия обложения этим налогом, упомянутые в налоговом законодательстве.

В пункте 2 статьи 346 Налогового Кодекса Российской Федерации содержится большой перечень всех видов предпринимательской деятельности, при которой налоговые органы могут принять решение о введении единого налога на вмененный доход:

-розничная торговля;

-общественное питание;

-бытовые, ветеринарные услуги;

-услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств;

-распространение и (или) размещение рекламы;

-услуги по передаче во временное пользование торговых мест, земельных участков;

-услуги по временному размещению и проживанию;

-услуги по перевозке пассажиров и грузов автотранспортом;

-услуги стоянок.

При исчислении и уплате ЕНВД размер реально полученного дохода значения не имеет, налогоплательщики руководствуются размером вмененного им дохода, который установлен Налоговым кодексом РФ.

С 1 января 2013 года переход на уплату единого налога осуществляется добровольно через подачу заявления о постановке на учет организации (ИП) в качестве налогоплательщика ЕНВД в налоговый орган по месту ведения деятельности, по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) при осуществлении 3-х видов деятельности:

развозной или разносной розничной торговли;

размещения рекламы на транспортных средствах;

оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов.

Снятие с учета в качестве плательщика ЕНВД, осуществляется на основании заявления, представленного в налоговый орган.

Налогоплательщики вправе перейти на иной режим налогообложения с начала календарного года (ст. 346.28 НК РФ).

Литература

1. Конституция Российской Федерации. Текст по состоянию на 2013 год // СПС Гарант – 2013.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая и вторая- Москва: Проспект, КноРус, 2014.-976 с.

3. Абанин М. Специальные налоговые режимы как инструмент налогового планирования // Хозяйство и право. 2011. № 10.

4. Агурбаш Н.Г. Возможности налогообложения в регулировании развития малых предприятий // Финансовый бизнес. 2012. N N 9 – 10.

5. Базылев Н.И., Гурко С.П., Базылева М.Н. Макроэкономика. – М., "Ин-фра-М", 2012.

6. Борисов А.В. Специальный налоговый режим: упрощенная система налогообложения. – Финансы, 2010, №5.

7. Васильева А.Б. Единый налог на вмененный доход / А.Б.Васильева // На-логи.- 2013.- № 14.

8. Давыдова Л.А. Эволюция системы налогообложения малого предпринимательства // Финансы и кредит. 2012. N 9.

9. Дмитриева Н.Г. Налоги и налогообложение: Учебник/Н.Г. Дмитриева, Д.Б. Дмитриев. – изд. 4-е, перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2011.

10. Дробозина Л.А. Финансы. Денежное обращение. Кредит./Л.А.Дробозина – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2011.

11. Егорова Н.Е., Хромов И.Е. Налогообложение малых предприятий: расчетные схемы и проблема выбора. – Экономическая наука современной России, 2011, №2.

12. Есипова М.С. Об определении субъектов малого предпринимательства для целей государственной поддержки и налогообложения // Налоговый вестник. 2012. N 11.

13. Ефремова О.Н. Новые подходы и новые ограничения в налоговом планировании // "Горячая линия бухгалтера", 2011, N 21.

14. Зикирова Е.С. Концепции реформирования предприятий // "Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет", 2013, №6.

15. Игнатов А.В.упрощенная система налогообложения: дискриминация организаций со статусом ГУП (МУП) // Финансы, 2011, №7.

16. Карп М.В. Специальные налоговые режимы на предприятиях. – М.: ООО фирма "Благовест-В", 2011 г.

17. Карпов В.В. ЕНВД для индивидуальных предпринимателей. Полное практическое руководство/В.В. Карпов – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Кнорус, 2013.

18. Кирилина В.Е. Особенности правового регулирования налогообложения малых предприятий // Закон. 2012. N 9.

19. Козлова О.Л. Применение упрощенной системы налогообложения для субъектов малого предпринимательства. – Финансы, 2012, №9.

20. Любушин Н.П., Ивасюк Р.Я. Анализ систем налогообложения, применяемых предприятиями малого бизнеса // Экономический анализ. 2011. N 2.

21. Македонский С. Применение специального режима налогообложения: зарубежный опыт. – Рынок ценных бумаг, 2012, №6.

22. Мельникова Ю.А. "Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение" 05.08.2010.

23. Налоговый менеджмент. Учебник / Под ред. докт. экон. Наук, проф., чл.-корр. РАН А.Г. Поршнева. – М.: ИНФРА-М, 2010.

24. Никифоров П.А. Единый налог на вмененный доход. Правовое регулиро-вание/П.А.Никифоров. – Екатеринбург: Бюллетень "АЖУР" № 21/1 от 22.01.2014.

25. О проблемах и перспективах развития малого и среднего бизнеса: налоговый аспект // Налоговая политика и практика. 2012. N 11.

26. Сергеев И.В. Налогообложение малых предприятий. М.: Финансы и статистика, 2012.

27. Яковлев Г.А. Организация предпринимательской деятельности: Учебное пособие. – М.: Издательство РДЛ, 2011.

28. Невзорова Т.В. Пофакторный анализ динамики суммы налоговых поступлений от малого бизнеса по упрощенной системе налогообложения// Берлин Ю.И., Невзорова Т.В. Альманах современной науки и образования №3 (10).- Тамбов, 2013.

29. Рагимов С.Н., Волкова М.В. Ещё одни дебют упрощенной системы. – Финансы, 2010.

30. Сергеев И.В. Налогообложение малых предприятий. М.: Финансы и статистика, 2014.

Статьи и печатные издания

31. Овчинников С.С. Понятие специальных налоговых режимов / Правовые проблемы развития социальной сферы в Российской Федерации: Доклады и сообщения V Международной конференции Москва, 14 апреля 2012 г. / Под ред. Н.И. Архиповой, Ю.А. Тихомирова, Н.И. Косяковой. – М.: РГТУ, 2012.

32. Овчинников С.С. Принципы правового регулирования специальных налоговых режимов / Экономический рост: теория и практика. Материалы V Чаяновских чтений Москва, 15 марта 2012 г./ Под ред. Архиповой М.: РГГУ, 2012.

33. Рагимов С.Н., Волкова М.В. Ещё один дебют упрощенной системы. – Финансы, 2013, №1.