Создание предприятия малого бизнеса и организация его работы

Создание предприятия малого бизнеса и организация его работы.

Статьи по теме
Искать по теме

Способы и формы создания собственного дела

В современных условиях собственное дело в России при наличии материальных, финансовых и других возможностей может быть создано различными способами:

- приобретение (покупка) предприятия;

- аренда предприятия в целом как имущественного комплекса, используемого для осуществления предпринимательской деятельности;

- франчайзинг.

- учреждение собственного дела в определенной организационно-правовой форме (создание собственного дела "с нуля").

Каждый из этих способов имеет свои преимущества и недостатки (таблица 1).

В отличие от, например, франчайзинга, понятие которого вообще отсутствует в российском законодательстве, создание собственного дела широко распространено в России. 80% респондентов, по опросам КОМКОНа, привлекает возможность открытия собственного бизнеса. Причем в провинции их удельный вес выше почти на 10%. Предприниматели имеют более высокие доходы, чем наемные работники, их материальное положение за последние три года улучшилось в большей степени, чем у населения в целом.

Таблица 1

Преимущества и недостатки различных способов

создания собственного дела

1. Покупка действующего предприятия. Преимущества: действующий способ ведения бизнеса; сформировавшаяся репутация предприятия. Недостатки: возможно наличие долгов у приобретаемого предприятия; возможно несоответствие цены реальной стоимости приобретаемого предприятия.

2. Аренда предприятия. Преимущества: первоначальные затраты ниже, чем при создании "с нуля"; действующий способ ведения бизнеса; сформировавшаяся репутация предприятия. Недостатки: периодические арендные платежи (в сумме могут превышать стоимость предприятия); необходимость проведения текущего и капитального ремонта.

3. Франчайзинг. Преимущества: возможности для быстрой и эффективной организации собственного дела за счет поддержки франчайзера (финансовой, организационной, управленческой); готовый (опробованный) способ ведения бизнеса и сформированная репутация; затраты ниже, чем при создании "с нуля"; использование льготного сырья и материалов. Недостатки: плата франчайзеру за использование лицензии, периодические отчисления от прибыли; обязанность по сохранению репутации франчайзера (строгое следование инструкциям, соблюдение стандартов); финансовый контроль со стороны франчайзера; нет возможности для реализации собственной предпринимательской идеи; несовершенство законодательства.

4. Создание нового предприятия. Преимущества: возможность реализации собственной бизнес-идеи; возможность принятия решений и осуществление контроля; свобода и независимость в принятии решений; создание новых рабочих мест; высокий доход. Недостатки: потребность в стартовом капитале (затраты выше, чем при других способах); неустойчивый доход; большой риск; большая загруженность предпринимателя.

Основные этапы создания и организации малого предприятия

Этапы создания собственного дела "с нуля". Для создания собственного дела "с нуля" любой предприниматель независимо от сферы деятельности и организационно-правовой формы должен осуществить ряд обязательных этапов. Примерная последовательность таких этапов представлена на рисунке 2.

Создание предприятия малого бизнеса и организация его работы

Рис. 2. Этапы создания собственного дела

Однако данные этапы могут быть более детализированы и представлены в виде следующей последовательности:

- самооценка;

- возникновение и обоснование идеи о занятии определенным видом предпринимательской деятельности;

- постановка ближайших и перспективных целей для осуществления своей предпринимательской идеи;

- формирование конкретного, решения об открытии своего дела в определенной организационно-правовой форме;

- подбор квалифицированных и надежных соучредителей нового дела;

- определение финансовых источников, необходимых для ведения предпринимательской деятельности на первом этапе функционирования организации;

- разработка необходимых (в зависимости от организационно-правовой формы) учредительных документов;

- проведение комплекса организационно-правовых мероприятий по созданию собственного дела: проведение первого собрания учредителей, выбор фирменного наименования, подбор квалифицированных сотрудников, изготовление печати, штампов, выбор товарного знака и др.;

- разработка обоснованного бизнес-плана;

- государственная регистрация фирмы в установленном порядке;

- постановка на учет в налоговом органе по месту нахождения фирмы (месту жительства индивидуального предпринимателя);

- открытие в установленном порядке в любом банке расчетных (текущих) и других счетов;

- заключение договоров (контрактов) на поставку сырья, материалов, комплектующих изделий и других факторов производства, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности;

- получение в соответствии с законодательством разрешения (лицензии) на осуществление отдельных видов деятельности;

- проведение глубоких маркетинговых исследований рынка, выбор способов продвижения товаров на рынок, определение путей сбыта продукции потребителям, определение методов формирования цен на продукцию или услуги;

- заключение договоров поставки, купли-продажи товаров (услуг) с потребителями;

- проведение необходимой рекламной кампании товаров (услуг);

- организация учета доходов и расходов в соответствии с нормативными документами Министерства финансов РФ и др.

Охарактеризуем наиболее важные из перечисленных этапов.

Самооценка. При принятии решения о создании собственного дела предприниматель должен объективно оценить свои способности и возможности, а также преимущества и недостатки осуществления самостоятельной предпринимательской деятельности.

При выборе карьеры в бизнесе необходимо также провести четкий анализ всех своих качеств. К характерным чертам предпринимателей можно отнести следующие:

- компетентность в той области деятельности, в которой он намеревается создать собственное дело;

- знание правил рынка и законов;

- способность и умение идти на риск;

- лидерство и коммуникативность;

- инициативность;

- инновативность;

- уверенность в себе и в успехе своего дела;

- гибкость и умение адаптироваться к изменениям на рынке;

- образованность и знания.

Конечно, невозможно обладать всеми этими качествами сразу, но нужно стремиться к их развитию. Предприниматель должен решить для себя, насколько он обладает ими, чтобы вести собственное дело.

Возникновение и обоснование предпринимательской идеи. Предпринимательская деятельность начинается с идеи, которая в дальнейшем реализуется в конкретный предпринимательский проект. Предприниматель должен быть уверен, что его проект будет жизнеспособным с коммерческой точки зрения, что найдется достаточно большое количество людей, готовых платить за производимые его фирмой товары или услуги. Решающим элементом успеха является уверенность в том, что предприниматель будет производить продукт нужного качества, который необходим потребителю по цене, которую он готов заплатить, и это принесет прибыль, достаточную для роста и совершенствования бизнеса.

Постановка целей. Любая идея реализуется в целях. Невозможно заниматься предпринимательством, не формулируя реально достижимой цели. Цели должны быть соизмеримы с возможностями бизнеса, количественно и качественно определены, иметь четкие временные рамки. Чем точнее будет определена цель, тем больше вероятность ее достижения.

Искусство постановки цели – это, прежде всего, искусство управления собственным делом. Цель дает возможность контроля за ходом и результатом работы, возможность правильной мотивации сотрудников. Поэтому, начиная собственное дело, сначала следует решить и согласовать цели и задачи. После этого необходимо перейти к составлению бизнес-плана.

Выбор организационно-правовой формы. Выбор юридической формы, в рамках которой будет осуществляться бизнес, является одним из наиболее трудных и важных решений, которое должен принять предприниматель, организующий новое дело. Принимать решение о выборе той или иной организационно-правовой формы при создании компании необходимо в каждом конкретном случае в зависимости от вида деятельности, целей и стратегических планов компании, характера отношений между ее учредителями.

Вопрос о юридической форме должен быть тщательно изучен предпринимателем, причем ему следует сделать это, работая в тесном контакте с юристом и специалистом по налоговому аудиту. Предпринимателю необходимо тщательно проанализировать три основных аспекта: ответственность, контроль, налоги.

В настоящее время в соответствии с Гражданским кодексом РФ выделяют следующие организационно-правовые формы предпринимательской деятельности:

- производственные кооперативы;

- унитарное предприятие;

- хозяйственные товарищества – полные товарищества и товарищества на вере;

- хозяйственные общества – акционерное общество, общество с ограниченной и дополнительной ответственностью.

Кроме того, предприниматель как физическое лицо, может самостоятельно заниматься хозяйственной деятельностью, зарегистрировавшись в качестве индивидуального предпринимателя. Можно выделить следующие преимущества и недостатки индивидуального предпринимательства (таблица 2).

Таблица 2

Преимущества и недостатки индивидуального предпринимательства

Преимущества

Минимум организационных формальностей

Минимум бухгалтерских документов

Хозяйственная самостоятельность

Не требуется вносить уставный капитал при регистрации

Недостатки

Ответственность при банкротстве вложенным капиталом и всем своим имуществом

Не является юридическим лицом и меньше доверия со стороны партнеров

Хозяйственные товарищества и общества являются наиболее распространенной формой коллективного предпринимательства.

Полное товарищество создается и действует на основе учредительного договора, который должен быть подписан всеми его участниками.

Товарищество на вере является разновидностью полного товарищества и состоит из двух групп участников – полных товарищей и вкладчиков.

Вкладчики обладают имущественными правами:

Предпринимательская деятельность в форме товарищества не получила широкого распространения в России, поскольку не устанавливает пределов ответственности по долгам товарищества.

Таблица 3

Преимущества и недостатки товарищества

Преимущества товарищества

Возможность аккумулирования значительных средств в относительно короткие сроки

Каждый полный товарищ имеет право заниматься предпринимательской деятельностью от имени товарищества наравне с другими

Полные товарищества более привлекательны для кредиторов, так как их члены несут неограниченную ответственность по обязательствам товарищества

Недостатки товарищества

Между полными товарищами должны быть доверительные отношения, в противном случае может наступить распад этой организации

Не может быть "компанией одного лица"

В случае банкротства каждый полный товарищ отвечает не только своим вкладом, но и личным имуществом

Общество с ограниченной ответственностью – общество, учрежденное одним или несколькими лицами, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров.

1. Участники общества с ограниченной ответственностью отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

2. Число участников общества не должно превышать 50 человек.

3. Размер уставного капитала не может быть менее 100-кратного размера минимальной оплаты труда.

4. Учредительными документами общества с ограниченной ответственностью являются учредительный договор, подписанный его учредителями, и утвержденный ими устав. Если общество учреждается одним лицом, его учредительным документом является устав.

5. Высшим органом общества с ограниченной ответственностью является общее собрание его участников.

6. Общество может быть добровольно ликвидировано или реорганизовано по единогласному решению его участников.

Общество с дополнительной ответственностью является разновидностью общества с ограниченной ответственностью. Отличается от ООО тем, что в случае банкротства участники общества могут быть привлечены к имущественной ответственности в одинаково для всех участников кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества (например, трехкратный). Занимает промежуточное место между обществами и товариществами.

Акционерное общество – общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Акционерные общества могут быть открытые и закрытые.

Акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым акционерным обществом. Такое акционерное общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом.

Таблица 4

Преимущества и недостатки общества

Преимущества общества

Может быть создано одним лицом

Возможность быстрого аккумулирования значительных средств

Ограниченная ответственность по обязательствам общества

Недостатки общества

Уставный капитал не может быть меньше величины, установленной законодательством

Менее привлекательны для кредиторов, так как члены общества несут только ограниченную ответственность по обязательствам общества

Все участники по договоренности должны внести в общей сложности половину уставного капитала на момент регистрации

ЗАО и ООО несмотря на свое сходство, во многом отличаются. Так, ООО имеет более простую структуру управления и порядок принятия решений. ООО не выпускает акции, поэтому не возникает необходимости в регистрации выпусков акций в Комиссии по рынку ценных бумаг.

Открытое акционерное общество является самой перспективной формой крупного предпринимательства. Оно дает его участникам возможность свободно распоряжаться своими акциями, сочетает интересы владельцев и позволяет легко привлекать дополнительные капиталы путем эмиссии акций, предоставляет его участникам возможность распоряжаться своими акциями, сочетая интересы владельцев больших пакетов акций и мелких акционеров.

Общества с ограниченной ответственностью и производственные кооперативы могут успешно использоваться в сфере малого и среднего предпринимательства.

Определение состава учредителей. При подборе учредителей следует учитывать: платежеспособность, деловые качества, порядочность, полное взаимное доверие. Практика показывает, что часто учредители, едва начав свой бизнес, расходятся. Поэтому подбирать учредителей следует очень тщательно.

На учредителей возлагается имущественная и уголовная ответственность за надлежащее проведение процесса учреждения, выработку и представление учредительных документов, формирование капитала, организацию, регистрацию фирмы органов управления.

Необходимо различать учредителей фирмы и акционеров. В качестве учредителей могут выступать юридические и физические лица. На учредителей возлагается ответственность на проведение надлежащего процесса учреждения. К учредителю может предъявляться требование о подписке на определенное число акций компании. Акционерами являются все юридические и физические лица, владеющие акциями фирмы.

Привлечение необходимых ресурсов. Важным этапом создания собственного дела является решение вопросов о финансовых возможностях предпринимателя, решение вопроса, где взять денежные средства для начала предпринимательской деятельности, то есть для приобретения сырья, оборудования, найма трудовых ресурсов. Источниками средств могут быть накопления предпринимателя, займы, полученные в банках, средства от реализации ценных бумаг, а также субсидирование государственными органами.

Если финансовые возможности предпринимателя ограничены, то необходимо рассмотреть вариант аренды недвижимости и покупки соответствующего оборудования. Необходимо также проанализировать рынок рабочей силы, с тем, чтобы в дальнейшем провести набор работников нужной квалификации.

Итак, на этом этапе определяются конкретные цели и задачи по созданию всех необходимых условий по функционированию фирмы. Данная информация также включается в отдельный раздел бизнес-плана.

Регистрация компании. Законодательство РФ о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса РФ, Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" и издаваемых в соответствии с ними нормативных правовых актов. В настоящее время большинство предпринимателей пользуются услугами специализированных фирм, занимающихся регистрацией компаний. Однако предприниматель должен четко представлять порядок регистрации.

После определения состава учредителей разрабатываются учредительные документы: устав фирмы, определяющий принципы деятельности и внутреннюю организацию фирмы, договор о создании и деятельности фирмы (соглашение), в котором отражаются вопросы, связанные с деятельностью учредителей в процессе создания и функционирования фирмы. Наряду с этим оформляется протокол №1 собрания участников общества о назначении директора, председателя ревизионной комиссии.

Оценка рынка. Перед принятием окончательного решения о начале предпринимательской деятельности следует еще раз проанализировать ситуацию в той сфере, в которой будет работать предприниматель и выбрать хозяйственную и рыночную нишу. Необходимо четко определить вид деятельности, месторасположение фирмы и географические границы бизнеса. Предприниматель должен изучить рынок потенциальных клиентов и конкурентов, чтобы определить свои сильные и слабые стороны. Данное исследование должно войти в бизнес-план отдельным разделом.

Принимая решение о выборе организационно-правовой формы, предприниматель определяет требуемый уровень и объем возможных прав и обязательств в зависимости от профиля и содержания будущей предпринимательской деятельности, возможного круга партнеров, существующего законодательства.

При этом выбор наиболее целесообразной (с точки зрения предпринимателя) формы организации деятельности следует соотносить с возможностями, которые предоставляет действующее законодательство, особенно при решении о зарубежном инвестировании. При осмыслении этих проблем предприниматель принимает решение о правовом статусе учреждаемого предприятия.

Правовая форма организации, его права и обязанности закрепляются в уставе. Устав принимается (одобряется, утверждается) исключительно учредителем. Если в качестве такового выступает группа лиц, то устав рассматривается и принимается всеми учредителями на общем собрании или конференции. Это находит отражение в учредительном договоре, который подписывают все его участники. Они же подписывают и устав. Эти документы (плюс протокол собрания или конференции учредителей) необходимы для государственной регистрации учреждаемого предприятия и внесения его в государственный реестр.

Устав является важным юридическим документом и к его составлению нужно относиться предельно внимательно. При разработке устава следует исходить из требований законодательных актов, действующих на территории Российской Федерации, которыми определяются права собственности, а также права и обязанности организации в процессе осуществления хозяйственной деятельности. В уставе частной организации должны быть отражены следующие положения:

- наименование организации с указанием его организационно-правовой формы, фамилия собственника имущества и название организации. В наименовании организации могут не фигурировать указания на вид хозяйственной деятельности, т. е. "коммерческое", "производственное";

- данные об учредителе (учредителях); если в создании организации приняли участие несколько членов семьи – их фамилии имена, отчества, места жительства;

- адрес организации;

- предмет и виды деятельности;

- порядок образования имущества, в том числе право собственности на имущество организации;

- порядок распределения прибыли и покрытия убытков;

- управление организацией и компетенция органов управления; условия ликвидации и реорганизации организации.

В уставе необходимо также оговорить ответственность учредителя (учредителей) по обязательствам организации. На титульном листе устава в верхнем углу проставляются дата его утверждения и подпись учредителя. Если устав утвержден решением собрания учредителей, указываются его дата и номер протокола. Перед сдачей на государственную регистрацию устав должен быть прошит.

Учредительный договор, являясь учредительным документом юридического лица, вступает в силу с момента подписания и действует до момента прекращения деятельности юридического лица. Договор об учреждении (создании) акционерного общества представляет собой разновидность договора о совместной деятельности, целью которого является создание (учреждение) акционерного общества как юридического лица. Договор вступает в силу с момента подписания и действует до момента исполнения учредителями общества своих обязанностей по внесению вкладов в полном объеме. Его действие не прекращается с момента регистрации акционерного общества (как об этом часто пишут в различной правовой литературе), поскольку именно этим договором на учредителей возлагается обязанность внести взносы в уставный капитал акционерного общества, а данная обязанность продолжает существовать и после регистрации общества. Учредительный договор является учредительным документом общества с ограниченной ответственностью, в котором учредители определяют порядок осуществления совместной деятельности по созданию акционерного общества.

Создание новой организации предполагает ряд обязательных этапов. Государственная регистрация организации осуществляется местными органами власти. В России действует не разрешительный, а регистрационный порядок создания организаций. Отказ в регистрации возможен только при нарушении действующих законов, а также в том случае, если учредительные документы не соответствуют требованиям действующего законодательства.

При состоявшемся факте государственной регистрации организация заявитель (учредитель или лицо, уполномоченное учредителями) получает временное свидетельство о регистрации, которое действительно в течение 30 дней с момента выдачи. В течение этих 30 дней заявитель должен: а) получить коды ОКПО, ОКОНХ в органах Госкомстата; б) встать на учет в налоговую инспекцию по месту регистрации предприятия; в) получить справку в Министерстве финансов России (или его органе) о внесении регистрируемого предприятия в Государственный реестр; г) открыть текущий счет в банке и внести на него 50% уставного фонда; д) получить разрешение в органах милиции на изготовление печати; е) заказать печать.

По истечении 30 дней с момента получения временного свидетельства заявитель должен вернуть в орган, зарегистрировавший организацию, временное свидетельство со всеми необходимыми отметками и справками и получить взамен него постоянное свидетельство о регистрации организации. С этого момента организация становится самостоятельным юридическим лицом со всеми вытекающими последствиями право- и дееспособности.

Гражданский кодекс предусматривает обязательное образование уставных (складочных) капиталов во всех хозяйственных обществах и товариществах. Образование уставного фонда предусмотрено и в унитарных предприятиях, и в производственных кооперативах. При этом следует отметить, что уставный (складочный) капитал представляет собой общую стоимость имущества, вносимого всеми учредителями (участниками) в качестве оплаты приобретаемого права в обществе или товариществе.

Имущественной основой деятельности общества служит уставный капитал. Вклад в уставный (складочный) капитал организации признается финансовым вложением на основании соответствующей записи в учредительных документах создаваемой организации. Порядок и сроки внесения вкладов в уставные (складочные) капиталы определяются следующими документами: для ООО – уставом и учредительным договором.

Согласно ГК РФ (ст. 48) юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом; может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс и смету.

Различие между юридическим и неюридическим лицом состоит в следующем:

1. юридическое лицо действует на основании устава; его права и обязанности определены законом. Неюридическое лицо действует на основании положения, утвержденного вышестоящим органом;

2. юридическое лицо целиком и полностью отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему имуществом. Неюридическое лицо тоже отвечает по своим обязательствам, однако, если этой ответственности недостаточно, то по его обязательствам отвечает орган, утвердивший положение;

3. в форме неюридического лица могут выступать филиалы и представительства.

Таким образом, учитывая изложенную информацию, учредителями было принято решение, что наиболее оптимальной организационной формой для исследуемого предприятия является общество с ограниченной ответственностью. Что и было зафиксировано в учредительных документах.

Первый этап регистрации предприятия заключается в подготовке пакета учредительных и других документов, который включают в себя:

а) Если учредителей несколько – устав, учредительный договор, протокол № 1 общего собрания учредителей, заявление на регистрацию с приложениями (по утвержденным Правительством формам);

б) Если один учредитель – Устав, решение учредителя № 1, заявление на регистрацию с приложениями (по утвержденным Правительством формам);

Учредительные документы составляются с учетом требований законодательства и на основании данных, представляемых заказчиком. Положения, которые должны быть отражены в учредительных документах ООО содержатся соответственно в ст. 12 федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью".

После составления учредительных документов их нужно подать на регистрацию в ИМНС.

Одновременно с учредительными документами в пакете должны содержатся:

1) справка из банка об оплате Уставного капитала (или акт передачи имущества в уставный капитал + правоустанавливающий документ на имущество, которое является вкладом в уставный капитал).

2) квитанция об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию организации.

3) гарантийное письмо о подтверждении юридического адреса или договор аренды.

Согласно п. 2 ст. 51 Гражданского кодекса РФ, юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.

Но это не означает, что для осуществления предпринимательской деятельности все документы готовы. Кроме государственной регистрации предприниматель неизбежно столкнется со следующими регистрационными действиями:

1) получение документа. подтверждающего постановку на учет в органе статистики.

2) изготовление печати в полиграфическом предприятии.

3) постановка на налоговый учет.

4) получение документов, подтверждающих регистрацию в трех внебюджетных фондах (пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования, фонд социального страхования).

5) открытие расчетного счета в коммерческом банке.

В (табл.5) приведен перечень документов необходимых для открытия расчетных и других счетов в коммерческих банках.

Таблица 5

Перечень документов необходимых для открытия расчетного счета в коммерческом банке

1. Устав предприятия Оригинал или нотариально удостоверенная копия

2. Учредительный договор или решение о создании предприятия Оригинал или нотариально удостоверенная копия

3. Протокол общего собрания №1 или иной документ, содержащий пункт о назначении руководителя предприятия Оригинал или нотариально удостоверенная копия

4. Свидетельство о государственной регистрации предприятия Оригинал или нотариально удостоверенная копия

5. Свидетельство о постановке на налоговый учет Оригинал или нотариально удостоверенная копия

6. Две карточки с образцами подписей и оттиском печати Оригинал

7. Заявление на открытие счета в банке Оригинал

8. Договор на расчетно-кассовое обслуживание Оригинал

9. Приказ на главного бухгалтера и других должностных лиц, имеющих право работать со счетом Оригинал

Стратегия организация работы малого предприятия

Конъюнктура рынка – сложившаяся экономическая ситуация, включающая в себя соотношение между спросом и предложением, движением цен и товарных запасов, портфель заказов по отраслям и другие экономическими показателями. Другими словами, конъюнктура рынка – это конкретная ситуация, сложившаяся на рынке на данный момент или ограниченный отрезок времени, а также совокупность условий, которые эту ситуацию определяют.

Отличительными чертами конъюнктуры рынка являются: динамичность; пропорциональность; вариабельность; цикличность. Следовательно, и конъюнктурный анализ должен отразить эти четыре характеристики.

Соответственно выдвигаются четыре концептуальные задачи конъюнктурного анализа:

1) анализ динамических закономерностей, тенденций;

2) пропорциональность развития;

3) анализ устойчивости рынка, его колеблемости и в статике, и в динамике;

4) анализ повторяемости развития рынка, выделение циклов.

Конъюнктурный анализ должен всесторонне проанализировать рыночную ситуацию и дать комплексную оценку состояния рынка, прежде всего с позиции маркетинговых действий фирмы, т.е. благоприятна ли конъюнктура для осуществления поставленных целей. Основная цель изучения конъюнктуры рынка – установить, в какой мере деятельность промышленности и торговли влияет на состояние рынка, на его развитие в ближайшем будущем и какие меры следует принять, чтобы полнее удовлетворить спрос населения на товары, более рационально использовать имеющиеся у производственного предприятия возможности.

Комплексный подход к изучению конъюнктуры рынка предполагает: использование различных, взаимодополняющих источников информации; сочетание ретроспективного анализа с прогнозом показателей, характеризующих конъюнктуру рынка; применение совокупности различных методов анализа и прогнозирования.

Изучение конъюнктуры рынка базируется на анализе показателей, характеризующих производство и поставку товаров этой группы, объем и структуру розничной продажи, товарных запасов на складах предприятия, в оптовой и розничной торговле.

При изучении конъюнктуры рынка ставится задача не только определения состояния рынка на тот или иной момент, но и предсказания вероятного характера дальнейшего его развития, по крайней мере, на один- два квартала, но не более чем на полтора года. Результаты анализа прогнозируемых показателей конъюнктуры рынка в сочетании с отчетным и плановыми данными дают возможность заблаговременно выработать меры, направленные на развитие позитивных процессов, устранение имеющихся и предотвращение возможных диспропорций.

Задачи при изучении конъюнктуры рынка:

1) в определенный промежуток времени отобрать из источников информации конкретные и самые последние сведения по всему рынку, а именно: выявить всех конкурентов, изучить ассортимент выпускаемой продукции, изучить политику ценообразования.

2) систематизировать эти показатели.

3) установить силу и масштабы воздействия соответствующих коньюнктуро-образующих факторов, их взаимосвязь и взаимообусловленность, и направленность действия.

4) выявить активность взаимодействия этих факторов в ближайшей перспективе для разработки прогноза.

Результаты изучения конъюнктуры предназначены для принятия оперативных решений по управлению производством и сбытом товаров.

Основные задачи конъюнктурных исследований товарного рынка.

1) сбор и обработка конъюнктурной информации.

2) интегральные и дифференциальные оценки состояния рынка, типология рыночной ситуации.

3) характеристика масштаба (объема) рынка.

4) выявление, анализ и прогнозирование тенденций развития рынка и его динамической устойчивости;

5) оценка и анализ региональных различий рынка;

6) оценка и анализ деловой активности;

7) оценка коммерческого (рыночного) риска;

8) характеристика степени монополизации и интенсивности конкуренции.

Поставленные задачи ориентированы на всестороннюю, взаимосвязанную характеристику состояния рынка в целом и в разрезе отдельных его элементов и составных частей.

Можно выделить два этапа или уровня реализации этих задач. На первом, оценочном, осуществляется анализ рыночной конъюнктуры, который должен охарактеризовать масштабы и типологию рынка, его главные пропорции, вектор и скорость изменения основных параметров, уровень устойчивости развития. Второй, более высокий уровень анализа, имеет целью выявление причинно-следственных связей, условий, определяющих рыночную ситуацию, и на этой основе прогнозирование рыночной конъюнктуры, выводов о перспективности развития рынка, с позиций маркетинга фирм.

Стратегия дифференциации требует, чтобы клуб был уникальным для клиента. Это может быть технологическое совершенство, внешний вид, постпродажный сервис.

Для распространения маркетинговых обращений могут использоваться сотни различных видов коммуникаций. Этот процесс может осуществляться как с помощью заранее разработанной программы маркетинговых коммуникаций, так и посредством незапланированного использования элементов маркетинга-микс и других способов установления контакта с потребителем. Таким образом, для достижения маркетингового контакта могут использоваться запланированные и незапланированные маркетинговые обращения. Для доставки потребителю запланированных обращений используются следующие инструменты коммуникаций:

Реклама – любая оплаченная конкретным лицом форма коммуникаций, предназначенная для продвижения товаров, услуг или идей. Хотя некоторые виды рекламы (например, прямая почтовая рассылка) ориентированы на конкретного индивидуума, все же большинство рекламных посланий предназначены для больших групп населения, и распространяются такими средствами массовой информации, как радио, телевидение, газеты и журналы. -

Стимулирование сбыта – различные виды маркетинговой деятельности, которые на определенное время увеличивают исходную ценность товара или услуги и напрямую стимулируют покупательную активность потребителей (например, купоны или пробные образцы), работу дистрибьюторов и торгового персонала.

Паблик рилейшнз (связи с общественностью) – координированные усилия по созданию благоприятного представления о товаре в сознании населения. Они реализуются путем поддержки определенных программ и видов деятельности, не связанных напрямую с продажей товаров: публикации в прессе важной с коммерческой точки зрения информации, "паблисити" на радио и телевидении.

Прямой маркетинг – интерактивная система маркетинга, позволяющая потребителям легко получать интересующие их сведения и приобретать товары с помощью использования различных каналов распространения информации. Включает в себя прямую почтовую рассылку, использование заказов по печатным каталогам и продажу по каталогам в режиме он-лайн.

Личная продажа – установление личного контакта с одним или несколькими потенциальными покупателями с целью продажи товара. Примерами таких контактов могут служить телефонные переговоры региональных представителей фирмы-производителя с местными компаниями или предприятиями розничной торговли, выборочные звонки потенциальным покупателям непосредственно на дом или продажа товаров по телефонным заказам.

Специальные средства для стимулирования торговли или рекламно-оформительские средства для мест продажи – подразумевается использование средств, доставляющих маркетинговое обращение непосредственно в места продажи и повышающих вероятность приобретения товаров покупателями. Такие средства, в частности внутренние купоны магазина, напоминают покупателю об определенном товаре, доставляют ему маркетинговое обращение компании или информируют о выгодах будущей покупки.

Упаковка – помимо основной функции служит местом расположения маркетингового коммуникационного обращения. Поэтому разработкой упаковки товара занимаются как технологи и дизайнеры, так и специалисты по планированию маркетинговых коммуникаций. Поскольку именно маркетинговое обращение на упаковке посетитель магазина видит перед собой в момент принятия решения о покупке, оно играет исключительно важную роль в процессе убеждения потребителей.

Специальные сувениры – бесплатные подарки, служащие напоминанием о компании, производящей товар, и о ее фирменной марке.

Спонсорство – финансовая поддержка, оказываемая компанией некоммерческим организациям при проведении различных мероприятий в обмен на право установления с ними особых отношений. Спонсорская деятельность может повысить престиж компании и сформировать позитивное представление о ее деятельности. В качестве примера спонсорства можно привести материальную поддержку проведения теннисных турниров или передачу финансовых средств благотворительным общественным фондам.

Предоставление лицензии – практика продажи права на использование фирменных символов компании или ее товара. Когда университет разрешает производителю футболок использовать в качестве надписи на них свое название, то это разрешение обязательно оформляется в виде специального контракта.

Сервисное обслуживание – важная часть поддержания маркетинговых коммуникаций, заключающаяся в послепродажном обслуживании покупателя. Программы сервисного обслуживания нацелены на удовлетворение текущих потребностей клиентов. Важным инструментом поддержания положительного восприятия фирмы в послепродажный период является также предоставление гарантий на проданный товар.

Методы стимулирования и продвижения услуг организации:

- во всех спортивных буклетах, где перечисляется перечень спортивных услуг в городе, которые может получить клиент, будет указан организуемый центр;

- объявления в газетах, печатающих бесплатные объявления: "Из рук в руки", "Итоги 74", "Метро";

- рассылка информационных писем о предоставляемой услуге директорам фирм, предприятий с перечислением фирм уже пользующихся данной услугой;

- бонусные скидки;

- распространение рекламной информации в спортивных клубах.

Реклама в журналах привлечет продвинутую молодежь, а также женщин и мужчин не стесненных во времени. Реклама на телевидении охватит сегмент домохозяек и женщин творческих профессий. Наружная реклама обратит внимание людей проживающих или часто бывающих в районе открытия спортивного комплекса. Реклама на радио адресована занятым людям, много времени проводящим в автомобиле.

В периоде функционирования спортивного комплекса цель рекламы – информировать потенциальных клиентов о периоде скидок или предложении новой услуги, а также имеет цель напоминания. В этом периоде планируется реклама на радио, наружная реклама, а также реклама в журналах. Реклама в интеренет предназначена для разнообразной интернет-аудитории. она может быть необходима на протяжении всего периода работы. Ее преимущества – возможность вернуться на нужную страницу и уточнить время работы, наличие определенного вида услуг и др. Этих свойств лишены реклама на радио и телевидении.

Организация пользуется также другими способами продвижения товара на рынок. Это, прежде всего, наличие скидок на предлагаемые услуги. Это наиболее эффективный способ привлечь нового посетителя, может быть потенциального будущего постоянного клиента, поразив его качеством предлагаемых услуг, уровнем обслуживания.

1) Направления по отношению к размерам и структуре рынка:

- захватить и удержать долю рынка, обеспечивающую безубыточное функционирование и конкурентоспособность спортклуба.

2) Направления выбора ведущих факторов обеспечения спроса:

- ориентация на уровень цен;

- ориентация на качество услуг.

3) Направления выбора степени активности маркетинга по отношению к потребителям:

- ориентация на адаптацию к спросу.

4) Направления реагирования на изменения рыночной конъюнктуры:

- отслеживание текущих изменений и проведение заблаговременных преобразований.

5) Направления выбора типа реакции на изменения рынка:

- изменения объема оказания услуг;

- изменения номенклатуры услуг и цен.

План маркетинговых действий включает комплекс действий, включая товарную, ценовую, сбытовую и сервисную политику и стратегию.

Особое внимание при анализе внешней среды следует обратить на анализ конкурентов. Конкуренция – основной фактор, снижающий объем продаж.

Организация работы малого предприятия

Метод сетевого планирования и управления – один из наиболее распространенных методов тактического (календарного) планирования и управления, создан и применяется при разработке проектов выполнения комплекса взаимосвязанных операций, направленных на достижение определенной цели.

Сетевая модель отображает взаимосвязи между операциями программы и порядок их выполнения. Сетевая модель графически отражает логическую последовательность выполнения операций проекта и представлена графически. Сетевой график состоит из вершин, называемых событиями, и соединяющих их стрелок, представляющих операции. Операция на сетевом графике изображается стрелкой; событие, фиксирующее завершение одних и начало других работ – кружком. Комплекс операций приведен в табл. 1, где определена последовательность их выполнения с указанием для каждой операции непосредственно предшествующих.

Комплекс операций "Создание малого предприятия "

Таблица 1

Создание предприятия малого бизнеса и организация его работы

Сетевая модель, отражающая заданную последовательность выполненных операций, приведена на рис.

Создание предприятия малого бизнеса и организация его работы

Содержательный анализ задачи позволяет внести в исходные данные ряд уточнений.

1. Операции F (сегментирование) и G (позиционирование) проводятся одновременно, интерактивно, и их следует объединить в одну операцию. При этом операция H (поиск рынка сбыта) сводится к определению стратегии территориального размещения точек сбыта (можно объединить с F&G, если учесть территориальный фактор при анализе).

2. Определение "vision & strategy" (D) невозможно до проведения анализа рынка. Разумная последовательность: E-D-F&G (обозначения исходные).

3. "Имидж" фирмы определяется на этапе позиционирования/сегментирования (F&G, а не C).

4. Определение технологии производства при этом не зависит от результата операции Н: F&G-I.

5. Ссуду в банке рекомендуется брать после регистрации (юридическая тонкость): I,K-J.

6. Закупка оборудования, по всей вероятности, требует заемных средств: K,J-M.

7. Распределение обязанностей (то есть определение потребности в рабочей силе) осуществляется до найма персонала: О-N.

8. Рекламная компания предприятия не требует закупки оборудования. При этом "открытие, презентация" требует завершения всех незавершенных к данному моменту операций.

9. Закупка и установка оборудования осуществляются в арендном помещении: L,K-M.

С учетом выше указанного, уточненная последовательность выполнения операций комплекса приведена в табл., а сетевая модель (рис. )

Создание предприятия малого бизнеса и организация его работы

Создание предприятия малого бизнеса и организация его работы

Малое предприятие может применить линейно-функциональную структуру управления (рис. 5).

При данной структуре управления сохраняется преимущество линейной структуры в виде принципа единоначалия, и преимущество функциональной структуры в виде специализации управления.

Создание предприятия малого бизнеса и организация его работы

Рис. 5 Структура малого предприятия